Концерт шостаковича в блокадном ленинграде история

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немец по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. «В творчестве Шостаковича она занимает центральное, очень важное место, – говорит вдова композитора Ирина Шостакович. – Она написана в Ленинграде во время войны и закончена в Куйбышеве.

Где ее исполнили впервые

  • «Будем же защищать нашу музыку». Как рождалась Ленинградская симфония № 7
  • Содержание симфонии
  • История создания Ленинградской симфонии Шостаковича, ее содержание
  • Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича
  • 80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича | Музыкальная жизнь

80 лет со дня премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде

Что и произошло. Седьмая симфония Шостаковичем задумывалась именно как произведение, посвященное городу, стране и борьбе с фашизмом. В декабре 1941 года в Куйбышеве, закончив третью часть симфонии, он написал: "Посвящается городу Ленинграду". Композитор Дмитрий Шостакович за работой над Седьмой симфонией. Репродукция фотографии из книги "Театр в квадрате обстрела", издательство "Искусство", 1967 год. Его не брали из-за страшной близорукости.

Но он воевал с нацистским расчеловечиванием своим оружием - искусством. Седьмая симфония - символ того, как настоящий гуманизм побеждает бесчеловечность. Ведь симфония именно об этом. Чарли Чаплин поздравляет "величайшего музыкального гения, ныне существующего в России", Дмитрия Шостаковича. Горячий привет ему и храбрым товарищам, ведущим тягчайшую борьбу за себя и за великое дело союзников… победа за нами".

Чарли Чаплин Как откликнулся мир на этот концерт, сыгранный истощенными, полуживыми музыкантами? Юлия Кантор: Резонанс был колоссальный. Для антигитлеровской коалиции исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало важным импульсом к открытию Второго фронта. Судя по газетам того времени - американским и английским, по высказываниям Артуро Тосканини, Леопольда Стоковского, Генри Вуда - крупнейших западных дирижеров, симфония произвела огромное впечатление как музыкальное произведение и как политическое высказывание. Кстати, более поздняя музыковедческая и историческая западная литература говорит о том, что эта симфония изменила мир, что она смогла показать Советский Союз с той стороны, которая, может быть, была закрыта для западного мира.

Дмитрий Шостакович в отряде противовоздушной обороны на крыше Ленинградской консерватории. Фото опубликовано в июльском номере "Тайм". Фото: Getty Images Мало кто знает, что Седьмая симфония произвела впечатление не только на наших союзников. Она была исполнена в нейтральной Швеции, и это было воспринято гитлеровской Германией как политический демарш и чуть ли не как переход на сторону Советского Союза. На научной конференции, которая состоится 9 августа, будет доклад о том, как финны подпольно слушали трансляцию из Гетеборга.

Напомню, что Финляндия воевала на стороне Германии. Но и там находились здравые люди, которые понимали, на чьей стороне правда. Культура, музыка может сыграть роль высшего проявления дипломатии, причем одного из самых успешных. Телеграмма, в которой американский певец Поль Робсон передает горячий привет "русскому народу - истинному авангарду нового свободного мира". С разных концов страны присылали интересные мнения, воспоминания, реликвии семейные - часть из них стали экспонатами выставки, которая открывается 9 августа.

Мы собрали интереснейшие документы и артефакты из петербургских, московских, новосибирских, уральских музеев. Афиши и программы концертов. Мы показываем и быт блокадного Ленинграда: хлебные карточки, плитку столярного клея, из которого делали студень, гильзу от бомбы… Впервые будут показаны документы о смертности в Ленинграде в этот период. Несколько уникальных находок "случилось" благодаря журналистам. В частности, связанных с премьерами Седьмой симфонии в регионах в 1942 году.

Так, дирижера на первую репетицию привезли на санях - настолько человек был ослаблен. К счастью, нашлась возможность снабдить оркестрантов усиленным пайком, и относительно быстро они смогли приступить к репетициям, после которых отправлялись на свою прежнюю работу. Правда, несколько музыкантов до премьеры так и не дожили - фатальное недоедание сделало свое черное дело, а полноценное питание запоздало. Во время премьеры начался "Шквал" Именно так советское командование назвало операцию по нейтрализации огня противника.

Аккурат со звучанием первых нот Седьмой симфонии 9 августа 1942 года вовсю заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. А чтобы окончательно деморализовать противника, симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Эту премьеру образно еще называют "великим дуэтом".

Дуэтом симфонической музыки и орудий. Он послужил моральным переломом для выживших измученных ленинградцев. Они убедились в скорой окончательной победе над фашизмом и деблокаде Ленинграда. Симфония стала гимном сопротивления По сути, произведение Шостаковича стало музыкальным олицетворением борьбы ленинградцев за жизнь - свою и родного города.

Говорят, что когда немецкие войска услышали симфонию, они едва ли не обезумели. До этого командование вермахта считало Ленинград мертвым городом.

Это — тема нашествия. Но вдруг, в самый кульминационный момент, когда волна страха и смерти, кажется, накрыла уже все живое, возникает другая тема — тема сопротивления злу. И эти две мелодии сталкиваются в жесточайшей смертельной схватке. Но это еще не конец симфонии.

Впереди еще три части борьбы. Три части ужаса и смерти. И только в финале мы слышим победные аккорды. И вот что важно. Шостакович закончил симфонию уже в 1941 году. Но он не просто верил в Победу.

Он ее предчувствовал и передал всей мощью своего композиторского дарования. Шостаковича вывезли из Ленинграда 1 октября 1941 года. Сначала в Москву, потом в Куйбышев. Там он закончил партитуру. И 5 марта 1942 года там же состоялось первое исполнение симфонии. Он исполнил ее в Нью-Йорке.

Музыка разлетелась по миру.

Сам автор, как и многие другие, испытал на себе весь ужас внезапно перевернувшейся жизни страны. Шостакович долго сопротивлялся решению властей вывезти его и близких в эвакуацию из Ленинграда, вокруг которого сжималось кольцо блокады. В это время он работал над Седьмой симфонией, законченной в декабре 1941 года уже в Куйбышеве Самаре , где 5 марта 1942-го состоялась ее премьера и откуда началось победное шествие симфонии по городам нашей страны и радиостанциям мира. Через месяц после премьеры Шостакович был удостоен Сталинской премии. Но композитор мечтал о том, чтобы его симфония прозвучала там, где оставалось его сердце, — в Ленинграде.

Многие деятели искусства разделяли все тяготы блокады с народом. Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощенных и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться. Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное — противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живет! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра.

Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Ленинградского Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга.

История создания Ленинградской симфонии Шостаковича, ее содержание

Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда. Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией Премьера в столице. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы. Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим.

Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев. Интересное о победоносной Симфонии Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки. В 2015-м звучало произведение и в филармонии военного Донецка.

Так как для ее исполнения требовался расширенный состав, к коллективу Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета присоединились фронтовые музыканты. Участница премьеры Ксения Матус вспоминала: Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители.

И, несмотря на тяжёлую обстановку, совсем скоро этому суждено было случиться. В июле 1942 года двадцатилетний лётчик, лейтенант Литвинов, под сплошным огнём немецких зениток, прорвав огненное кольцо, вместе с медикаментами доставил в город четыре объёмистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. Из сохранившихся воспоминаний ленинградской поэтессы Ольги Берггольц становится ясно, какой сложный путь был проделан для того, чтобы «Ленинградская» симфония прозвучала в том городе, которому была посвящена. Симфонию Шостаковича должен был исполнять Академический симфонический оркестр радиокомитета. Однако изо дня в день неутешительную сводку передавал художественный руководитель оркестра: «Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти». И всё-таки оставшиеся в живых истощённые музыканты были решительно настроены во что бы то ни стало исполнить симфонию Шостаковича. Для пополнения опустевшего за время блокады оркестра по всему городу давались объявления о приглашении музыкантов присоединиться к оркестру для исполнения симфонии. В поисках музыкантов дирижёр оркестра Карл Элиасберг обходил госпитали. Так, музыканта-ударника Жаудата Айдарова, однажды не пришедшего на репетицию, Элиасберг нашёл в мертвецкой Дома радио, где заметил, что пальцы мужчины слегка шевельнулись. Для Айдарова это мгновение по-настоящему стало вторым рождением.

Они находились на казарменном положении, были причислены к командам МПВО — когда над городом кружили вражеские самолёты, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы [4]. Дирижёр оркестра — Карл Элиасберг к началу репетиций вместе с женой провёл в больнице несколько недель с диагнозом « алиментарная дистрофия » [4]. Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть — в больнице, кто-то погиб; об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов осталось 27 человек. По ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящихся в городе, и просит их явиться в Радиокомитет. Дирижёр разыскивал исполнителей, чтобы начать репетиции.

"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. В школьных учебниках истории исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде упоминается вскользь, парой предложений. 6696765 original 550x408 Седьмая симфония Шостаковича в блокадном Ленинграде На 355-й день ленинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером — готовилось исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Первое исполнение знаменитой Седьмой или «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в осаждённом Ленинграде 73 года назад. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. История создания «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Содержание симфонии номер семь. Ее исполнение в блокадном Ленинграде. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде.

Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича

Возврата нет к безбурному счастьицу. За красоту мира льется кровь. Средняя третья — Л. Заключительная часть симфонии летит в будущее. Вот — вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете... И белоколонный зал филармонии был полон.

Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна.

Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма… Это движется война.

Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться.

Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев. Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени.

Возврата нет к безбурному счастьицу. За красоту мира льется кровь. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее… вы подхвачены светом, вы словно в вихре его… С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее…» Так писал Алексей Толстой 75 лет назад в статье «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича», напечатанной в газете «Правда» 16 февраля 1942 года. Сквозь «пещерный рев войны» симфония пробивала дорогу «красоте, которая спасет мир». Красная армия не просто отступала, она была окружена и разгромлена, а оставшиеся боеспособные части беспорядочно отходили вглубь страны.

Восьмая армия Северо-Западного фронта была полностью дезорганизована, сдала Псков практически без боя и, потеряв связь с другими войсками, отходила на север к Ленинграду. В начале первой части Ленинградской симфонии тема нашествия возникает отдаленно и поначалу лишь слегка тревожно. Вторжение врага-убийцы ещё не затмило свет иллюзорного, «безбурного, слепого и ограниченного счастьица», в котором «таится беда». Однако положение быстро меняется, и вот уже сапоги захватчиков грохочут у твоего дома.

Беспощадный вал нашествия, в котором явно слышатся железные ритмы немецких бронетанковых дивизий, обрушивается на беззащитных людей, сокрушая и ломая их жизни. В середине первой части Ленинградской симфонии, после потрясающего столкновения гигантского вала вражеского нашествия с волной народного отпора, после беспощадного побоища наступает момент, болезненно точно воспроизводящий критическую ситуацию у стен Ленинграда в начале сентября 1941 года. Шостакович, находившийся в эпицентре смертельной схватки и еще не знавший, чем она закончится, увидел, тем не менее, надвигающийся на город панический хаос. Генерал-фельдмаршал фон Лееб торопил свои войска, и те, озверев от бессмысленного, на их взгляд, упрямства, казалось бы, давно разгромленных советских войск, рвались к хорошо видимому в бинокль городу, круша все на своем пути.

В руинах, объятые огнем пожаров, лежали всемирно известные царские дворцы и парки Ораниенбаума, Петергофа, Царского села и Гатчины. Профессору Ленинградской консерватории Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Он мог уехать ещё в июле вместе с консерваторией, которую отправили в Ташкент, или с Союзом композиторов. Шостакович, однако, упорно отказывался уехать и, более того, пытался записаться добровольцем в народное ополчение.

К счастью, у руководства штаба народного ополчения хватило ума отказать ему; в противном случае музыкальный гений ХХ века, в голове которого уже сложилась тема нашествия великой Седьмой симфонии, почти наверняка погиб бы в июле-августе 1941-го на Лужском рубеже под Ленинградом. Но никто уже не уехал через два дня из Ленинграда, ибо 28 августа 1941 года немецкие войска перерезали последнюю железную дорогу в районе станции Мга. Шостакович остался в блокадном Ленинграде ещё на месяц. В доме номер 29 по Большой Пушкарской он заканчивал первую часть Симфонии.

Оперой в прямом смысле слова это назвать нельзя — пропущенные сцены заменяет чтение новеллы Мериме. Спектакль дали трижды, каждый раз при переполненном зале. Раз за разом погибала от рук Хозе красавица Кармен. Погибала, а после вставала и выходила на поклоны. Публика, среди которой почти каждый за прошедшую зиму потерял кого-то из близких, аплодировала и вызывала на бис… До декабря 1941 года Большой зал регулярно собирал слушателей.

Концерт оркестра Радиокомитета 14 декабря стал последним перед длительной паузой. Дирижировал Игорь Миклашевский. В январе Миклашевский умирает от истощения. Голод не пощадит многих. Ольга Берггольц в дневнике написала: «… оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой зимы почти наполовину».

Нетопленный белоколонный зал закроют на несколько месяцев. В январе прекратятся репетиции и выступления симфонического оркестра и на радио. Элиасберга и его жену, пианистку Наталью Бронникову, спасая от дистрофии, привозят на санках в диспансер, располагавшийся в гостинице «Астория». Но уже 30 марта 1942 года Элиасберг собирает поредевший коллектив на первую репетицию — филармонические программы продолжатся в Театре драмы имени Пушкина Александринском. Первый после вынужденной паузы концерт намечен на 5 апреля.

Накануне был сильный обстрел, и никто не уверен, что публика не испугается и соберется в театре. Но музыкантов встретил переполненный зал. Из филармонических документов известны и точные цифры: 1269 слушателей, 13200 рублей выручки за билеты! Но люди плакали от волнения и радости. Упомяну, кстати, что у концертмейстера на голое тело был надет ватник, я надел на себя все, что уцелело из теплых вещей, а сверху — крахмальный воротничок!

С 1 мая концерты спешно переносят обратно в филармонию. С тех пор концертная жизнь в зале не прерывалась никогда. Разве что, в апреле-мае 2020, когда филармония, как и все культурные учреждения страны, оказалась закрыта на карантин… В автобиографии, написанной в 1955 году, Карл Ильич Элиасберг подсчитает: «Будучи единственным дирижером в городе-фронте, я продирижировал: 85 открытых симфонических концертов, 54 оперных спектакля и ряд шефских концертов. Кроме того, оркестр озвучил ряд хроникальных и документальных фильмов» Большая половина открытых концертов — почти 50 — прошла в филармонии. Уже в мае-июне 1942 оркестр Радиокомитета играет в Большом зале сочинения, рассчитанные на большой состав — Пятую симфонию Чайковского, Девятую «Из Нового Света» Дворжака.

Но, когда в июле в Ленинград самолетом доставляют рукопись Седьмой симфонии Шостаковича, Карл Элиасберг приходит в ужас, понимая, что музыкантов в оркестре недостаточно, и взять их в осажденном городе неоткуда. Оркестрантов возвращают с фронта, выписывают им дополнительный паек — премьере симфонии Шостаковича власти придавали огромное значение. Но, как писала одна из участниц того концерта, Ксения Матус: «… если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы». Исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе стало отдельной страницей в летописи филармонии. Музыканты оркестра Радиокомитета нередко солируют в сборных программах Большого зала.

Среди них и скрипач Лев Маргулис. Его дневник, изданный под названием «Человек из оркестра» станет одним из свидетельств блокадной жизни города. Никаких подробностей музыкальной жизни на страницах дневника не найти. Сначала это кажется странным. Но, вчитываясь в строки о приступах головокружения от голода, в тщательно выписанные хроники поисков «лишнего», сверх нормы, обеда и скупые, почти без эмоций, сведения о потерях среди знакомых, понимаешь — это и составляло повседневную жизнь и музыкантов, и их публики.

Два часа музыки давали возможность отвлечься от реальности. О том, насколько востребованы были эти пару часов «без войны», говорит и поразительный факт открытия в блокадном Ленинграде нового концертного зала — Камерного зала филармонии в здании Театра марионеток на Невском, 52. Труппа Евгения Деммени в первый год блокады продолжала работать в городе, артисты выезжали на фронт, давали передвижные спектакли в госпиталях. В 1942-м уцелевшую часть «кукольников» вывезли в эвакуацию. А в пустующем здании на Невском с апреля начали проходить концерты «Общества камерной музыки», основанного по инициативе музыковеда Александра Оссовского и пианиста Александра Каменского.

Вместе с другими добровольцами, он роет укрепления под Ленинградом, ночами дежурит на крышах, гасит зажигательные бомбы. На обложке журнала «Тайм» выйдет портрет композитора в каске пожарного… Этим героическим городским будням посвящена одна из песен Шостаковича, на стихи Светлова — «Фонарик». Тех ночей мы помним каждый час — Узкий луч фонарика карманного, В ночи те - ни разу не погас. Первую часть симфонии он представил небольшой дружеской аудитории в прифронтовом Ленинграде. Митя играл свои прелюдии… Как я молю Бога, чтоб он сохранил его жизнь… У меня в минуты опасности обычно вырастают крылья и помогают мне преодолевать невзгоды, но все же, я становлюсь никуда не годной и плаксивой старухой… Враг бесчинствует сейчас в Ленинграде, но все мы - пока живы и здоровы…», — писала жена композитора. В конце октября, их эвакуировали из Ленинграда.

По дороге, Шостакович едва не потерял партитуру… Каждый день ему вспоминался Ленинград: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии». И снова рождалась музыка: «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка». Несколько позже, Седьмая симфония прозвучала и в Москве. Но ещё до этих блистательных концертов, о новой симфонии на всю страну с жаром писал Алексей Толстой.

Так начиналась большая слава Ленинградской… А что же случилось 9 августа 1942-го? По плану гитлеровского командования, в этот день Ленинград должен был пасть. Дирижёр Карл Ильич Элиасберг с превеликим трудом собрал оркестр в блокадном городе. Во время репетиций, музыкантам выделили дополнительные пайки. Ударника Жаудата Айдарова Карл Ильич отыскал в мертвецкой; заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Карл Ильич Элиасберг руководил симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета — единственным, который не покидал северную столицу в дни блокады.

Дирижер К.

Торжество жизни: как работала филармония во время блокады в Ленинграде

История создания «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Содержание симфонии номер семь. Ее исполнение в блокадном Ленинграде. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В этот же день, только в 1942 году состоялось событие, вошедшее не только в мировую историю музыки, но и в историю Великой Отечественной войны — в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немца по национальности). Сегодня речь пойдет о музыкальном произведении, ставшем символом блокадного Ленинграда. 9 августа 1942 г. в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Первое исполнение знаменитой Седьмой или «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в осаждённом Ленинграде 73 года назад. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. 9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича. Информация о Федеральном портале Истории России.

ПОДВИГ МУЗЫКАНТОВ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Премьера посвященной Ленинграду симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 г. Концерт транслировали все радиостанции Советского Союза. В блокадном Ленинграде симфония впервые была исполнена 9 августа 1942 г.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг». Содержание «Ленинградской симфонии» Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе.

Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается в сочинении. Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии: I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части — экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти.

Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу. II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии. III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям.

Первоначально произведение было задумано в виде вокально-симфонического. В процессе работы над симфонией он вскоре отказался от этой идеи и приступил к сочинению чисто инструментальной музыки. Позже Шостакович говорил, что симфоническая музыка выражала его мысли «значительно сильнее». Он настолько увлеченно работал над ней, что, уходя на очередное дежурство, брал партитуру на крышу, чтобы в свободное от налетов вражеской авиации время поработать над симфонией. Знаменитый советский писатель-сатирик Михаил Зощенко после общения с композитором в блокадном Ленинграде в статье «В эти дни» отмечал: «За тонкими чертами лица — мужество, сила и большая непреклонная воля». Первая часть: музыка воспевает мощь большой страны, Страны Советов, ее мир и покой, которые неожиданно нарушаются тревожной барабанной дробью. Так начинается эпизод нашествия чудовищной нацистской военной машины уничтожения. Музыка передает, как германская военная армада сталкивается с отчаянным сопротивлением советского народа.

Вторая часть: мягкое скерцо, затишье после жестокой битвы, сосредоточение всех материальных и духовных сил для отражения нашествия. Третья часть: величавое адажио, реквием по погибшим на полях сражений, замученным в плену красноармейцам и офицерам, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла» А. Четвёртая часть: в ней звучит тема грядущей победы советских людей над фашизмом. Музыка торжественно и в то же время грозно передает ликование: мы обязательно победим немцев! Какой силой духа обладал Дмитрий Шостакович, чтобы сочинить симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм к позорному столбу. Мы не говорим уже о его великом композиторском таланте. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета и была исполнена оркестром Государственного Большого академического театра СССР под управлением дирижёра Самосуда. Все радиостанции Советского Союза транслировали концерт, как на всю страну, так и за границу.

Премьеру предваряло выступление Дмитрия Шостаковича. Ее исполнил Симфонический оркестр Нью-йоркского радио под управлением, по просьбе самого Шостаковича, дирижёра Артуро Тосканини. Он отдал ему предпочтение в знак уважения к его мужественному поступку: Тосканини покинул родную Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом. В понимании Шостаковича дирижер Тосканини мог лучше понять чувства автора Седьмой симфонии. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады немало музыкантов симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета умерло от голода. Когда в марте 1942 года возобновились репетиции, то играть в состоянии могли лишь 15 ослабевших физически музыкантов. Именно тогда перед симфоническим оркестром была поставлена государственно важная задача: сыграть Седьмую симфонию Д.

Исполнение в блокадном Ленинграде симфонии имело огромное агитационно-политическое значение: это действие должно было наглядно продемонстрировать советским гражданам и всему миру, что Ленинград живет, борется и сдаваться не собирается. Что победа будет за советским государством и пусть гитлеровцы на победу даже не надеются. Чтобы выполнить эту политически важную задачу, необходимо было увеличить численность оркестра до 80 человек. Пришлось отозвать музыкантов из военных частей, искали их по объявлениям во фронтовых агитбригадах.

И стремились сюда. Аншлаг был почти на каждом концерте.

Ведь там за дверью филармонии оставались война и блокада, а здесь звучала классика, словно эхо, той мирной жизни. Правда еще в августе 41-го оркестр под управлением Мравинского отправляют в эвакуацию в Новосибирск. В Ленинграде остаются музыканты оркестра Радиокомитета, они и будут играть для жителей осажденного города. Зима 42-го — это самый страшный голод и самое большое количество смертей. Поэтому, по естественным причинам, ничего не происходило», — рассказала автор электронной летописи по истории филармонии Ирина Радионова. Зазвучит музыка в филармонии не сразу, вот тетрадь с записями о концертах.

После вынужденного перерыва собрать оркестр было поручено дирижеру Карлу Элиасбергу. Самого маэстро в тот момент спасали от дистрофии, многие из музыкантов уже умерли от голода. Первые репетиции длились 15 минут, артисты не то что играть не могли, в руках инструменты с трудом держали. Но именно им выпало сыграть ту самую «Ленинградскую симфонию». Саму симфонию композитор начал писать еще в Ленинграде, но дописывал в эвакуации, в Куйбышеве. Ее спецбортом доставили в город на Неве.

75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

День сорок первый В этот же день, только в 1942 году состоялось событие, вошедшее не только в мировую историю музыки, но и в историю Великой Отечественной войны — в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немца по национальности).
80 лет со дня премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде Первое исполнение знаменитой Седьмой или «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в осаждённом Ленинграде 73 года назад. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Дмитрий Шостакович. «Ленинградская» симфония – Музей Фелицына Первый военный сезон в Ленинграде начнется уже без них. Главным героем концертов филармонии становится дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе.
Симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Музыка как подвиг Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, прозвучавшая на стрелке Васильевского острова 9 августа в День 80-летия исполнения гениального произведения в блокадном Ленинграде, есть грозное напоминание коллективному Западу во главе с США.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

Стоит отметить, что все же формально премьера состоялась 5 марта того же года в Куйбышеве. Однако концерт в Ленинграде имел колоссальное символическое значение как для советских людей, так и для всего мира в целом. Ноты доставили в Ленинград самолетом. Седьмая симфония состоит из четырёх частей: первая была написана Шостаковичем ещё до начала Великой Отечественной войны, предположительно в конце 1830-х годов или в 1940-м. В сентябре 1941 года, уже в блокадном Ленинграде, Шостакович написал вторую часть и. В нашей семье сохранилась история, связанная с первым исполнением знаменитой 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. Шел 355-й день блокады. В этот день по планам фашистского командования город должен был пасть. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. В Санкт-Петербурге сегодня прозвучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Ровно 80 лет назад ее впервые исполнили в осажденном фашистами Ленинграде. А этим вечером ее можно будет услышать на берегах Невы.

Музыка блокады. История создания и исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Когда музыка становится орудием · Родина на Неве В Санкт-Петербурге сегодня прозвучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Ровно 80 лет назад ее впервые исполнили в осажденном фашистами Ленинграде. А этим вечером ее можно будет услышать на берегах Невы.
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу выстрелить ровно в полдень из пушки в Петропавловской крепости - будет удостоен один из блокадников Ленинграда в честь героической, Ленинградской, Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (еврея по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде состоялась премьера Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. На этот день немцы предполагали захват осажденного Ленинграда. Генералам раздавали пригласительные билеты на банкет в гостинице «Астория». Первые три части 7-й симфонии написаны Шостаковичем в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации, в городе Куйбышеве, в декабре 1941 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий