Все термины для огэ по биологии 2024

Материалы по биологии. Задание 1 биология ЕГЭ – теория и тренировка. Согласно кодификатору ФИПИ в 2022 году первое задание будет содержать таблицу с пропущенным термином по темам. Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ. Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ. Биология. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА. Рекомендации к подготовке к ОГЭ по биологии 2024 года для учащихся 9 классов. Вашему вниманию представлен пробный вариант ОГЭ (2024) по биологии с ответами.

ОГЭ по биологии в 2024 году

В остальных случаях задание будет оценено в 0 баллов. Количество баллов за задания с 24 по 26 зависит от полноты и правильности ответов. Их оценивают два независимых эксперта, каждый из которых выставляет свои баллы. Если расхождение между баллами, выставленными экспертами, составит 2 и больше, комиссия назначит третьего эксперта, решение которого и будет окончательным. Баллы За всю экзаменационную работу можно получить максимум 48 первичных баллов. Ученик, набравший до 12 баллов, считается не сдавшим экзамен. Минимальный балл для получения аттестата — 13. От 13 до 24 баллов равняются оценке «удовлетворительно». Оценка «хорошо» ставится, если экзаменуемый набрал от 25 до 35 баллов, и «отлично», если ученик получил от 36 до 45 баллов.

В классы с углубленным изучением биологии обычно принимают учащихся, набравших минимум 33 балла. Мнения экспертов Сэржена Доноева, учитель биологии: — Тем, кто решил вдруг сдать ОГЭ по биологии в 9 классе, а не целенаправленно намеревался это сделать хотя бы в 6-7 классах, будет достаточно трудно. Экзаменационная работа охватывает весь курс биологии начиная с 5 класса, и, как правило, ребята забывают темы, которые проходили 3-4 года назад.

Задание позволяет проверить знания учащихся в области цитологии. Задание 5: Анализ механизма приспособления растений к суровым условиям. В этом задании учащимся предлагается изучить информацию о механизмах приспособления растений к экстремальным условиям и ответить на вопросы, связанные с этим. Задание позволяет проверить знания учащихся в области ботаники. Задание 6: Определение вида организма по структуре семян. В этом задании учащимся предлагается рассмотреть изображения семян разных организмов и определить, к какому виду они относятся. Задание позволяет проверить знания учащихся в области растений. Задание 7: Определение места обитания организма по структуре жабр. В этом задании учащимся предлагается рассмотреть изображения жабр разных организмов и определить, в какой среде они могут обитать. Задание позволяет проверить знания учащихся в области экологии. Задание 8: Анализ механизма передвижения организма. В этом задании учащимся предлагается изучить информацию о механизмах передвижения разных организмов и ответить на вопросы, связанные с этим. Задание позволяет проверить знания учащихся в области морфологии.

Живая и неживая природа — единое целое 1. Основные разделы биологии. Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Зоология — наука о животных. Разделы зоологии. Науки о человеке анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека 1. Метод описания в биологии наглядный, словесный, схематический. Метод измерения инструменты измерения. Метод классификации организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Методы изучения организма человека. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа 2 Среда обитания. Человек и окружающая среда 2. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Особенности сред обитания организмов 2. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ лес, пруд, озеро и др. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Популяции животных, их характеристики. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Животный мир природных зон Земли 2. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Растительные сообщества. Растительность растительный покров природных зон Земли 2. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека 2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города 2. Промысловые животные. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Методы борьбы с животными-вредителями 2. Охрана растительного и животного мира. Восстановление численности редких видов растений и животных: особо охраняемые природные территории ООПТ. Красная книга России. Меры сохранения растительного и животного мира 2. Экологические факторы и их действие на организм человека Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание 3 Эволюционное развитие растений, животных и человека 3. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения 3. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира. Ископаемые остатки животных, их изучение. Основные этапы эволюции беспозвоночных и позвоночных животных. Вымершие животные 3. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе органического мира 4 Организмы бактерий, грибов и лишайников 4. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы.

Девиация отклонение — появление новых признаков на средних стадиях эмбрионального развития, определяющего новый путь филогенеза. Дегенерация — эволюционные изменения, характеризующиеся упрощением строения организма по сравнению с предковыми формами. Делеция — хромосомная аберрация, при которой выпадает участок хромосомы. Детерминация — генетически обусловленная способность клеток зародыша только к определенному направлению дифференцировки. Диакинез — заключительная стадия профазы I мейоза, в течение которой завершается процесс расхождения гомологичных хромосом после конъюгации. Дивергенция — образование в процессе эволюции нескольких новых групп от общего предка. Диплоидная клетка — клетка, содержащая двойной набор хромосом 2n. Диплотена — стадия профазы I мейоза — начало расхождения гомологичных хромосом после конъюгации. Дифференциация пола — процесс развития половых признаков в онтогенезе. Доминантный признак — признак, проявляющийся в гомо- и гетерозиготном состоянии. Донор — организм, у которого берут ткань или органы для пересадки. Древо жизни — схематическое изображение путей эволюционного развития в виде дерева с ветвями. Дрейф генов генетико-автоматические процессы — изменения генетической структуры в небольших популяциях, выражающееся в уменьшении генетического полиморфизма и увеличении числа гомозигот. Дробление — период эмбриогенеза, в котором происходит образование многоклеточного зародыша путем последовательных митотических делений бластомеров без увеличения их размеров. Дупликация — хромосомная аберрация, при которой происходит удвоение участка хромосомы. Естественный отбор — процесс, при котором в результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные организмы. Жаберные дуги артериальные — кровеносные сосуды, проходящие в жаберных перегородках и претерпевающие количественные и качественные изменения в процессе эволюции кровеносной системы позвоночных. Жизненный цикл — время существования клетки от момента ее образования до гибели или разделения на две дочерние в результате перехода из состояния G0 в митотический цикл. Зародышевый период — применительно к человеку период эмбриогенеза с 1-й по 8-ую неделю внутриутробного развития. Зародышевый организатор — участок зиготы серый серп , во многом определяющий ход эмбриогенеза. При удалении серого серпа развитие прекращается на стадии дробления. Зиготена — стадия профазы I мейоза, в которой гомологичные хромосомы объединяются конъюгируют в пары биваленты. Идиодаптация алломорфоз — морфофункциональные изменения организмов, не повышающие уровень организации, но делающие данный вид приспособленным к конкретным условиям жизни. Изменчивость — свойство организмов менять в процессе индивидуального развития отдельны признаки: -модификационная — фенотипические изменения, обусловленные влиянием факторов внешней среды на генотип; -генотипическая — изменчивость, связанная с количественными и качественными изменениями наследственного материала; -комбинативная — тип изменчивости, который зависит от перекомбинации генов и хромосом в генотипе мейоз и оплодотворение ; -мутационная — тип изменчивости, связанный с нарушением структуры и функции наследственного материала мутациями. Иммунодепрессия — угнетение защитных иммунологических реакций организма. Иммунодепрессоры — вещества, подавляющие ответ иммунной системы организма реципиента на трансплантат, способствующие преодолению тканевой несовместимости и приживлению пересаженной ткани. Инвазионная стадия — стадия развития паразита, на которой он способен вызвать заболевание. Инверсия — хромосомная аберрация, при которой происходит внутрихромосомные разрывы и переворот вырезанного участка на 1800. Индукция эмбриональная — взаимодействие между частями зародыша, в процессе которого одна часть индуктор определяет направление развития дифференцировки другой части. Инициация — процесс, обеспечивающий начало реакций матричного синтеза инициация трансляции — связывание в пептидном центре малой субъеденицы рибосомы кодона АУГ с тРНК-метионином. Инокуляция — введение возбудителя болезни переносчиком в ранку со слюной в укусе. Интерфаза — часть клеточного цикла, в течение которого происходит подготовка клетки к делению. Интрон — неинформативный участок мозаичного гена у эукариот. Кариотип — диплоидный набор соматической клетки, характеризующийся числом хромосом, их строением и размерами. Видоспецифический признак. Квартиранство — одна из форм симбиоза, при которой один организм использует другого в качестве жилища. Кейлоны — вещества белковой природы, угнетающие митотическую активность клеток. Кинетопласт — специализированный участок митохондрии, обеспечивающий энергией движение жгутика. Кинетохор — специализированный участок центромеры, в области которого происходит образованиекоротких микротрубочек веретена деления и формирования связей между хромосомами и центриолями. Классификация хромосом: -Деневерская — хромосомы объеденены в группы на основании их размеров и форм. Для выявления хромосом используется сплошной метод окраски; -Парижская — основана на характеристике внутренней структуры хромосом, которая выявляется с помощью дифференциального окрашивания. Одинаковое расположение сегментов имеется только в гомологичных хромосомах. Кластеры генов — группы различных генов с родственными функциями гены глобина. Клон клеток — совокупность клеток, образовавшихся от одной родоначальной клетки последовательных митотических делений. Клонирование генов — получение большого числа однородных фрагментов ДНК генов. Кодоминирование — тип взаимодействия аллельных генов при наличии множества аллелей , когда два доминантных гена проявляются в фенотипе независимо друг от друга IУ группа крови. Кодон — последовательность из трех нуклеотидов в молекуле ДНК иРНК , соответствующая какой-либо аминокислоте смысловой кодон. Кроме смысловых, имеются терминирующие и инициирующие кодоны.

Биологические термины и понятия для сдачи огэ. Биологические термины

Иммунитет формируется благодаря наличию белковых структур, называемых антителами, и клеткам, которые борются с инфекциями. Термины по биологии для подготовки к ОГЭ В предстоящем экзамене по биологии важно уметь разобраться в основных терминах и понятиях. Это поможет вам понять основные принципы биологии и успешно выполнить задания. Ниже представлены некоторые ключевые термины и понятия, с которыми вы должны быть ознакомлены: Клетка — основная структурная и функциональная единица всех живых организмов. Организм — живое существо, обладающее сложной организованной структурой и способностью к обмену веществ. Генетика — наука, изучающая законы наследования и влияние генов на развитие организмов. Экология — наука, исследующая взаимосвязи между организмами и их окружением.

Эволюция — процесс развития организмов, в результате которого происходят изменения в наследственности и адаптация к условиям среды. Гомеостаз — способность организмов поддерживать постоянство внутренней среды в изменяющихся условиях окружающей среды. Фотосинтез — процесс, при котором растения преобразуют солнечную энергию в химическую, синтезируя органические вещества. Клеточное дыхание — процесс окисления органических веществ в клетках, при котором выделяется энергия. Биоразнообразие — множество видов организмов, обитающих в разнообразных экосистемах. Генотип — генетический состав организма, определяющий его наследственные признаки.

Фенотип — набор видимых физических и функциональных характеристик организма. Помните, что эта лишь небольшая часть терминов, которые могут встретиться на экзамене. Рекомендуется дополнительно изучить учебник и специальные материалы по подготовке к ОГЭ по биологии. Желаем удачи в подготовке и успешной сдачи экзамена! Биология — наука о живых организмах Биология включает в себя множество различных дисциплин, таких как генетика, экология, биохимия, молекулярная биология и многое другое. Каждая из этих дисциплин имеет свою специфику и методы исследования, но все они направлены на понимание жизни и ее законов.

Основными объектами изучения биологии являются живые организмы — от простейших микроорганизмов до сложных многоцелевых организмов. Биологи исследуют строение и функции клеток, тканей, органов и систем органов, а также способы взаимодействия между организмами и их окружающей средой. Биологи используют различные методы исследования, включая наблюдение, эксперименты, микроскопию, генетические анализы и многие другие. Они изучают разнообразные аспекты жизни, включая рост и развитие, репродукцию, наследственность, адаптацию к условиям среды и многое другое. Биология является основой для многих других наук, таких как медицина, экология, сельское хозяйство и генетика. Она помогает понять структуру и функции живых организмов, а также разрабатывать способы их использования в различных сферах деятельности человека.

Изучение биологии позволяет лучше понять мир живых существ и научиться сохранять его уникальное биологическое разнообразие.

Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно. Система, многообразие и эволюция живой природы Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания. Человек и его здоровье Самый масштабный блок.

Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке. Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы.

Если вы изучите их все, то в теории вы будете готовы к экзамену. Но не забывайте и о практической стороне!

Органы и ткани приспособлены для выполнения определенных функций. Элементарной единицей данного уровня является особь в ее индивидуальном развитии, или онтогенезе, поэтому организменный уровень также называют онтогенетическим.

Элементарным явлением данного уровня являются изменения организма в его индивидуальном развитии. Популяционно-видовой уровень Популяция - это совокупность особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и проживающих обособленно от других таких же групп особей. В популяциях происходит свободный обмен наследственной информацией и ее передача потомкам. Популяция является элементарной единицей популяционно-видового уровня, а элементарным явлением в данном случае являются эволюционные преобразования, например мутации и естественный отбор.

Биогеоценотический уровень Биогеоценоз представляет собой исторически сложившееся сообщество популяций разных видов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой обменом веществ и энергии. Биогеоценозы являются элементарными системами, в которых осуществляется вещественноэнергетический круговорот, обусловленный жизнедеятельностью организмов. Сами биогеоценозы - это элементарные единицы данного уровня, тогда как элементарные явления - это потоки энергии и круговороты веществ в них. Биогеоценозы составляют биосферу и обусловливают все процессы, протекающие в ней.

Биосферный уровень Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразуемая ими. Биосфера является самым высоким уровнем организации жизни на планете. Эта оболочка охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Биосфера, как и все другие биологические системы, динамична и активно преобразуется живыми существами.

Она сама является элементарной единицей биосферного уровня, а в качестве элементарного явления рассматривают процессы круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов. Как уже было сказано выше, каждый из уровней организации живой материи вносит свою лепту в единый эволюционный процесс: в клетке не только воспроизводится заложенная наследственная информация, но и происходит ее изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, в свою очередь подвергающихся действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне и т. Биологические системы Биологические объекты различной степени сложности клетки, организмы, популяции и виды, биогеоценозы и саму биосферу рассматривают в настоящее время в качествебиологических систем. Система - это единство структурных компонентов, взаимодействие которых порождает новые свойства по сравнению с их механической совокупностью.

Так, организмы состоят из органов, органы образованы тканями, а ткани формируют клетки. Характерными чертами биологических систем являются их целостность, уровневый принцип организации, о чем говорилось выше, и открытость. Целостность биологических систем в значительной степени достигается за счет саморегуляции, функционирующей по принципу обратной связи. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ, энергии и информации, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород.

Одним из основополагающих понятий в современной биологии является представление о том, что всем живым организмам присуще клеточное строение. Изучением строения клетки, ее жизнедеятельности и взаимодействия с окружающей средой занимается наукацитология , в настоящее время чаще именуемая клеточной биологией. Своему появлению цитология обязана формулировке клеточной теории 1838—1839 гг. Шванн, дополнена в 1855 г.

Клеточная теория является обобщенным представлением о строении и функциях клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов. Основные положения клеточной теории: Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов - вне клетки жизни нет. Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям.

Новые клетки образуются только в результате деления материнских клеток «клетка от клетки ». Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, из тканей состоят органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток - дифференцировка.

Благодаря созданию клеточной теории стало понятно, что клетка является мельчайшей единицей жизни, элементарной живой системой, которой присущи все признаки и свойства живого. Формулировка клеточной теории стала важнейшей предпосылкой развития воззрений на наследственность и изменчивость, так как выявление их природы и присущих им закономерностей неизбежно наводило на мысль об универсальности строения живых организмов. Выявление единства химического состава и плана строения клеток послужило толчком и для развития представлений о происхождении живых организмов и их эволюции. Кроме того, происхождение многоклеточных организмов из единственной клетки в процессе эмбрионального развития стало догмой современной эмбриологии.

В живых организмах встречается около 80 химических элементов, однако только для 27 из этих элементов установлены их функции в клетке и организме. Остальные элементы присутствуют в незначительных количествах, и, по-видимому, попадают в организм с пищей, водой и воздухом. Содержание химических элементов в организме существенно различается. В зависимости от концентрации их делят на макроэлементы и микроэлементы.

К макроэлементам относят кислород, углерод, водород, азот, фосфор, серу, калий, кальций, натрий, хлор, магний и железо. Первые четыре из перечисленных элементов кислород, углерод, водород и азот называют такжеорганогенными , поскольку они входят в состав основных органических соединений. Фосфор и сера также являются компонентами ряда органических веществ, например белков и нуклеиновых кислот. Фосфор необходим для формирования костей и зубов.

Без оставшихся макроэлементов невозможно нормальное функционирование организма. Так, калий, натрий и хлор участвуют в процессах возбуждения клеток. Калий также необходим для работы многих ферментов и удержания воды в клетке. Кальций входит в состав клеточных стенок растений, костей, зубов и раковин моллюсков и требуется для сокращения мышечных клеток, а также для внутриклеточного движения.

Магний является компонентом хлорофилла - пигмента, обеспечивающего протекание фотосинтеза. Он также принимает участие в биосинтезе белка. Железо, помимо того, что оно входит в состав гемоглобина, переносящего кислород в крови, необходимо для протекания процессов дыхания и фотосинтеза, а также для функционирования многих ферментов. К микроэлементам относятся цинк, медь, марганец, кобальт, йод, фтор и др.

Цинк входит в состав молекулы гормона поджелудочной железы - инсулина, медь требуется для процессов фотосинтеза и дыхания. Кобальт является компонентом витамина В12, отсутствие которого приводит к анемии. Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы, обеспечивающих нормальное протекание обмена веществ, а фтор связан с формированием эмали зубов. Как недостаток, так и избыток или нарушение обмена макро- и микроэлементов приводят к развитию различных заболеваний.

В частности, недостаток кальция и фосфора вызывает рахит, нехватка азота - тяжелую белковую недостаточность, дефицит железа - анемию, а отсутствие йода - нарушение образования гормонов щитовидной железы и снижение интенсивности обмена веществ. Уменьшение поступления фтора с водой и пищей в значительной степени обусловливает нарушение обновления эмали зубов и, как следствие, предрасположенность к кариесу. Свинец токсичен почти для всех организмов. Его избыток вызывает необратимые повреждения головного мозга и центральной нервной системы, что проявляется потерей зрения и слуха, бессонницей, почечной недостаточностью, судорогами, а также может привести к параличу и такому заболеванию, как рак.

Острое отравление свинцом сопровождается внезапными галлюцинациями и заканчивается комой и смертью. Недостаток макро- и микроэлементов можно компенсировать путем увеличения их содержания в пище и питьевой воде, а также за счет приема лекарственных препаратов. Так, йод содержится в морепродуктах и йодированной соли, кальций - в яичной скорлупе и т. Клетки растений Растения относятся к эукариотическим организмам, следовательно, их клетки обязательно содержат ядро хотя бы на одном из этапов развития.

Также в цитоплазме растительных клеток имеются разнообразные органоиды, однако их отличительным свойством является наличие пластид, в частности хлоропластов, а также крупных вакуолей, наполненных клеточным соком. Основное запасающее вещество растений - крахмал - откладывается в виде зерен в цитоплазме, особенно в запасающих органах. Еще одним существенным признаком растительных клеток является наличие целлюлозных клеточных оболочек. Следует отметить, что у растений клетками принято называть и образования, живое содержимое которых отмерло, а клеточные стенки остались.

Нередко эти клеточные стенки пропитываются лигнином в процессе одревеснения, или суберином при опробковении. Ткани растений В отличие от животных, у растений клетки склеены углеводной срединной пластинкой, между ними также могут быть межклетники, заполненные воздухом. В течение жизни ткани могут изменять свои функции, например, клетки ксилемы вначале выполняют проводящую функцию, а затем - опорную. У растений насчитывают до 20—30 типов тканей, объединяющих около 80 видов клеток.

Ткани растений делят на образовательные и постоянные. Образовательные , или меристематические, ткани принимают участие в процессах роста растения. Они расположены на верхушках побегов и корней, в основаниях междоузлий, образуют слой камбия между лубом и древесиной в стебле, а также подстилают пробку в одревесневших побегах. Постоянное деление этих клеток поддерживает процесс неограниченного роста растений: образовательные ткани верхушек побега и корня, а у некоторых растений - и междоузлий обеспечивают рост растений в длину, а камбий - в толщину.

При повреждении растения из клеток, оказавшихся на поверхности, формируются раневые образовательные ткани, которые заполняют возникшие промежутки. Постоянные ткани растений специализируются на выполнении определенных функций, что отражается на их строении. Они неспособны к делению, однако при определенных условиях могут вновь приобретать эту способность за исключением мертвых тканей. К постоянным тканям относятся покровные, механические, проводящие и основные.

Покровные ткани растений защищают их от испарения, механических и термических повреждений, проникновения микроорганизмов, обеспечивают обмен веществ с окружающей средой. К покровным тканям относятся кожица и пробка. Кожица , или эпидерма , - это однослойная ткань, лишенная хлоропластов. Кожица покрывает листья, молодые побеги, цветки и плоды.

Она пронизана устьицами и может нести различные волоски и железки. Сверху кожица покрыта кутикулой из жироподобных веществ, которая защищает растения от избыточного испарения. Для этого же предназначены и некоторые волоски на ее поверхности, тогда как железки и железистые волоски могут выделять различные секреты, в том числе воду, соли, нектар и др. Устьица - это специальные образования, через которые происходит испарение воды -транспирация.

В устьицах замыкающие клетки окружают устьичную щель, под ними располагается свободное пространство. Замыкающие клетки устьиц чаще всего имеют бобовидную форму, в них встречаются хлоропласты и зерна крахмала. Внутренние стенки замыкающих клеток устьиц утолщены. Если замыкающие клетки насыщены водой, то внутренние стенки растягиваются и устьице открывается.

Насыщение водой замыкающих клеток связано с активным транспортом в них ионов калия и других осмотически активных веществ, а также накоплением растворимых углеводов в процессе фотосинтеза. Через устьица происходит не только испарение воды, но и газообмен в целом - поступление и удаление кислорода и углекислого газа, которые проникают далее по межклетникам и потребляются клетками в процессе фотосинтеза, дыхания и т. Клетки пробки , которая в основном покрывает одревесневшие побеги, пропитываются жироподобным веществом суберином, что, с одной стороны, вызывает гибель клеток, а с другой - пред отвращает испарение с поверхности растения, обеспечивая тем самым термическую и механическую защиту. В пробке, как и в кожице, имеются специальные образования для проветривания - чечевички.

Клетки пробки образуются в результате деления пробкового камбия, подстилающего ее. Механические ткани растений выполняют опорную и защитную функции. К ним относят колленхиму и склеренхиму. Колленхима - это живая механическая ткань, имеющая удлиненные клетки с утолщенными целлюлозными стенками.

Она характерна для молодых, растущих органов растений - стеблей, листьев, плодов и т. Склеренхима - это мертвая механическая ткань, живое содержимое клеток которой отмирает вследствие одревеснения клеточных стенок. По сути дела, от клеток склеренхимы остаются только утолщенные и одревесневшие клеточные стенки, что как нельзя лучше способствует выполнению ими соответствующих функций. Клетки механической ткани чаще всего вытянуты в длину и называются волокнами.

Они сопровождают клетки проводящей ткани в составе луба и древесины. Одиночные или собранные в группыкаменистые клетки склеренхимы округлой или звездчатой формы обнаруживаются в незрелых плодах груши, боярышника и рябины, в листьях кувшинки и чая. По проводящей ткани осуществляется транспорт веществ по телу растения. Существует два вида проводящей ткани: ксилема и флоэма.

В состав ксилемы , или древесины , входят проводящие элементы, механические волокна и клетки основной ткани. Живое содержимое клеток проводящих элементов ксилемы - сосудов и трахеид - рано отмирает, от них остаются только одревесневшие клеточные стенки, как и в склеренхиме. Функцией ксилемы является восходящий транспорт воды и растворенных в ней минеральных солей от корня к побегу. Флоэма , или луб , также является сложной тканью, поскольку образована проводящими элементами, механическими волокнами и клетками основной ткани.

Клетки проводящих элементов - ситовидных трубок - живые, однако в них исчезают ядра, а цитоплазма смешивается с клеточным соком для облегчения транспорта веществ. Клетки располагаются одна над другой, клеточные стенки между ними имеют многочисленные отверстия, что делает их похожими на сито, из-за чего клетки называют ситовидными. По флоэме транспортируются вода и растворенные в ней органические вещества из надземной части растения в корень и другие органы растения. Загрузку и разгрузку ситовидных трубок обеспечивают прилегающие к ним клетки-спутницы.

Основная ткань не только заполняет промежутки между другими тканями, но и выполняет питательную, выделительную и другие функции. Питательную функцию выполняют фотосинтезирующие и запасающие клетки. Большей частью это паренхимные клетки , т. Основные ткани расположены в листьях, молодых стеблях, плодах, семенах и других запасающих органах.

Некоторые виды основной ткани способны выполнять всасывающую функцию, как, например, клетки волосконосного слоя корня. Выделение осуществляют разнообразные волоски, железки, нектарники, смоляные ходы и вместилища. Особое место среди основных тканей принадлежит млечникам, в клеточном соке которых накапливаются каучук, гутта и др. У водных растений возможно разрастание межклетников основной ткани, вследствие чего образуются крупные полости, с помощью которых осуществляется проветривание.

Органы растений Вегетативные и генеративные органы В отличие от животных, тело растений расчленено на небольшое количество органов. Они делятся на вегетативные и генеративные. Вегетативные органы поддерживают жизнедеятельность организма, но не участвуют в процессе полового размножения, тогда как генеративные органы выполняют именно эту функцию. К вегетативным органам относят корень и побег, а к генеративным у цветковых - цветок, семя и плод.

Корень Корень - это подземный вегетативный орган, выполняющий функции почвенного питания, закрепления растения в почве, транспорта и запасания веществ, а также вегетативного размножения. Морфология корня. Корень имеет четыре зоны: роста, всасывания, проведения и корневой чехлик. Корневой чехлик защищает клетки зоны роста от повреждения и облегчает продвижение корня среди твердых частиц почвы.

Он представлен крупными клетками, способными со временем ослизняться и отмирать, что облегчает рост корня. Зона роста состоит из клеток, способных к делению. Часть из них после деления увеличивается в размерах в результате растяжения и начинает выполнять присущие им функции. Иногда зону роста подразделяют на две зоны: деления и растяжения.

В зоне всасывания расположены клетки корневых волосков, выполняющие функцию всасывания воды и минеральных веществ. Клетки корневых волосков живут недолго, слущиваясь через 7—10 дней после образования. В зоне проведения , или боковых корней , вещества транспортируются из корня в побег, а также происходит ветвление корня, т. Эти условия оказывают влияние на распределение всего живого на планете.

Абиотическую среду определяют различные факторы, в т. Включает 10 видов, дико произрастающих преимущественно в Азии. В культуре более 5 тыс. Выращивают в основном абрикос обыкновенный.

Дерево выс. Родина — Центральная и Южная Америка, где с давних пор выращивается. Культивируется также в Австралии, на Кубе. В России — на Черноморском побережье Кавказа.

Ствол в... Обитает в Восточной Австралии и на западной её оконечности.

На первый взгляд, может показаться, что эти два свойства противоречат друг другу, ведь о каком единстве может идти речь, если организм состоит из отдельных структур? Дело в том, что любой живой организм состоит из различных частей: многоклеточное животное состоит из клеток, одноклеточное — из органоидов, погруженных в цитоплазму и покрытых мембраной. Этот факт является доказательством того, что все организмы дискретны. Но в свою очередь утрата какого-либо компонента организма приводит к патологии а иногда даже к гибели. Следовательно, организмы целостны и все их структурные части взаимосвязаны.

Можно провести аналогию с клавиатурой. Она является дискретным объектом: ее тело состоит из множества кнопок. Она является целостным «организмом»: вместе все кнопки помогают набирать текст или код. Но стоит вашему котику опрокинуть чашку с чаем на клавиатуру, как некоторые кнопки выходят из строя. И тогда это приводит к патологии: нормальный текст уже не наберешь, клавиатура становится бесполезной. Целостность нарушается. У живых организмов все работает так же: нарушение работы одной небольшой структуры может привести к тяжелым последствиям для всего организма.

Растительная клетка дискретна — она состоит из множества более мелких структур А погрузиться глубже в детали строения клеток поможет статья «Цитология». Наследственность и изменчивость Мы часто можем слышать фразы вроде «Эта девочка так похожа на своего папу! Эта ситуация иллюстрирует такое свойство живого, как наследственность. Наследственность — это способность организмов передавать свои признаки потомству. Конечно, ярче всего доказывает это свойство наличие внешних сходств у родителей и детей, например, цвет глаз или горбинка на носу. Но передаются и другие признаки — особенности метаболизма, развития, наследственные заболевания. Эти характеристики кодируются генами — участками хромосом, которые несут информацию об определенных признаках.

Именно поэтому ген называют единицей наследственности. Чтобы еще лучше разобраться с этими понятиями, можно прочитать статью «Генетическая информация в клетке». Несмотря на то, что наследственность играет важную роль, все же мы не можем сказать, что ребенок является полной копией своих родителей: так или иначе у родителей и ребенка есть свои особенности. Это возможно благодаря следующему свойству живого — изменчивости. Изменчивость — свойство организмов приобретать новые признаки в процессе развития. Нередки случаи, когда в семье рождается ребенок с заболеванием, которое никогда раньше среди родственников не встречалось. Это может означать, что у ребенка произошла мутация — случайное изменение в геноме.

Однако не всегда мутации бывают вредными: есть и полезные, и нейтральные изменения генотипа совокупности генов организма. Пример полезной мутации — появление темной окраски у бабочки березовой пяденицы, живущей в городе. В городских условиях с развитием промышленности появилось больше пыли и темной копоти, и такой окрас помогает ей прятаться от хищников. Появление темной окраски у березовой пяденицы Вредные мутации вызывают заболевания, например, гемофилию нарушение свертывания крови , ихтиоз изменения эпидермиса кожи , серповидноклеточную анемию. Эритроциты такой формы не могут полноценно выполнять свою функцию, так как они переносят меньше кислорода. При нейтральных мутациях изменяется ДНК, но при этом сам признак либо остается неизменным, то есть видимых изменений не происходит, либо его изменение не приводит к серьезным последствиям. К примеру нейтральной мутации можно отнести гетерохромию — разный цвет глаз, ведь она не приносит ни пользы, ни вреда.

Кот с гетерохромией Если вас заинтересовала изменчивость и вы хотите познакомиться с ней поближе, то в этом вам может помочь статья «Закономерности изменчивости». Гомеостаз или саморегуляция Когда мы приходим на прием к врачу, мы слышим фразы вроде «Давление в норме» или «Уровень гормонов в крови в норме». Как же человек и другие организмы могут поддерживать постоянство разных показателей? Это возможно благодаря следующему свойству живого — гомеостазу. Гомеостаз — поддержание постоянства внутренней среды. Каждый живой организм ежедневно стремится к балансу во всем. Если измерить температуру тела здорового человека, то она будет примерно одинакова у всех.

Ежедневно наши клетки образуют одни и те же соединения, чтобы поддерживать одинаковый состав и соотношение химических соединений. Все это как раз и относится к тому, что мы называем гомеостазом. Саморегуляция происходит не только на уровне показателей внутренней среды, но и на уровне целых органов и частей тела. Наверняка все знают, что если ящерице наступить на хвост, то она без проблем его сбросит и отрастит новый. Это возможно благодаря такому свойству, как регенерация. Регенерация — восстановление утраченных или поврежденных участков тела. Но есть организмы, способность к регенерации которых совершенно поражает воображение!

Почему маленькие гидры не боятся мясорубки? Если посмотреть под микроскопом на водные растения, очень часто на них можно встретить маленьких кишечнополостных существ — гидр. Самые большие из них могут достигать двух сантиметров, но это не мешает им быть практически неуязвимыми. Способность гидр к регенерации настолько высока, что они могут полностью восстановить свое тело, даже если их пропустить через мясорубку! Так что в поединке гидры против мясорубки счет будет 1:0 в пользу гидры. А может ли гидра при необходимости избежать встречи с мясорубкой? Конечно да, благодаря следующему свойству живых организмов.

Раздражимость Гидра, как и любой другой организм, может отреагировать на опасность, например, бегством. Человек, когда касается горячего предмета, резко одергивает руку, пытаясь уберечь себя от тяжелого ожога. Эти реакции являются проявлением еще одного свойства живого — раздражимости. Раздражимость — способность живого организма реагировать на воздействия внешней среды. Если мы говорим о тех реакциях, которые возникают при участии нервной системы, то такую реакцию можно назвать рефлексом. Рефлекс — реакция на раздражитель, обусловленная работой нервной системы. Рефлексы необходимы, чтобы упрощать жизнь организму, так как это максимально быстрая реакция в ответ на раздражитель.

Например, сейчас при чтении статьи у нас автоматически каждая буква ассоциируется с каким-то звуком. Это происходит незаметно для нас, но пока мы читаем, буквы раздражители вызывают у нас определенную реакцию буквы складываются в звуки, а потом в слова. А подробнее о том, как работают рефлексы, можно почитать в статье «Нервная система». Даже у самых простых организмов, которые обладают нервной системой, есть рефлексы. Маленькие гидры, о которых мы говорили выше, при касании «убегают» от потенциального источника опасности. А как быть с организмами, у которых нет нервной системы, например, с одноклеточными? У них возможны таксисы — направленные движения в ответ на определенные раздражители, например, на свет или химические вещества.

Подробнее о таких реакциях можно прочитать в статье «Простейшие». Движение амебы к каплям питательного бульона или подальше от кристалла соли — примеры таксисов.

Смотрите также

  • Термины и понятия для ЕГЭ по биологии
  • Особенности проведения экзамена
  • Словарь терминов - 9 класс - биология
  • Биология - термины

Биологический словарь терминов биологии 9 класса № Термин

Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы. Как подготовиться к ОГЭ по русскому — 2023. Структура и изменения Основные темы ОГЭ по биологии — 2023 Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.

Биология как наука Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке! Признаки живых организмов Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции.

Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.

Вернадского Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества, или же она протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.

Вавилова Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.

Метаболизм Энергетический Пластический Франческо Реди 7. Левенгук Луи Пастер Ч. Дарвин А. Опарин 11. Сложные углеводы Липиды Сложные липиды Инсулин 28. Адреналин Белки 30.

Денатурация белка Ренатурация Нуклеотид 33. Фаги Осмос Пиноцитоз Фагоцитоз ядро 2мембранные вирусы, паразитирующие на бактерии Диффузия воды через мембрану клетки Поглощение клеткой жидкостей Поглощение твердых частиц наследственная информация, содержат ДНК, РНК, хроматин, хромосомы, управ процессами жизнедеят клетки 55. Цитоплазма в них образуются рибосомы, синтезирующие белки в клетке в ней расположены органоиды и включения 57. Клеточная мембрана отграничивает содержание клетки, форм оболочки органоидов, полупроницаемые, осмотический барьер 58.

Оно помогает нам лучше понять себя и свою роль в этом мире, а также развивать новые технологии и прогрессивные подходы к решению различных проблем, связанных с живыми организмами и окружающей средой. Клетка — основная структурная и функциональная единица живого вещества Структурно клетка состоит из мембраны, цитоплазмы и ядра.

Мембрана является внешней границей клетки и регулирует проникновение веществ внутрь и изнутрь клетки. Цитоплазма — это жидкая среда внутри клетки, где расположены все органеллы и проводятся химические реакции. Ядро содержит генетическую информацию и управляет работой клетки. Функциональные особенности клетки заключаются в пяти основных процессах: питании, дыхании, росте, размножении и обмене веществ. Клетка поглощает и перерабатывает питательные вещества, выделяет отходы, принимает участие в дыхании, регулирует свой размер и форму, размножается и передает генетическую информацию следующему поколению. Клетки могут быть разных типов и выполнять различные функции в организме.

Например, мышечные клетки способны сокращаться и обеспечивать движение, нервные клетки передают электрические сигналы, эпителиальные клетки покрывают поверхность тела и защищают его от вредных воздействий. Весь организм состоит из множества клеток, которые взаимодействуют друг с другом и выполняют свои специализированные функции для поддержания жизни. Гены — участки ДНК, кодирующие наследственную информацию Гены кодируют информацию о порядке и последовательности аминокислот в белках. Белки играют важнейшую роль в организме: они участвуют в росте, развитии и функционировании всех клеток и тканей. У одного организма может быть несколько тысяч генов, и все они кодируют различные белки и управляют разными процессами в организме. Гены делятся на два главных типа — структурные и регуляторные.

Структурные гены содержат информацию о последовательности аминокислот в белке. Они ответственны за строение и функции организма. При изменении последовательности аминокислот происходит изменение свойств белка и, как следствие, изменение свойств организма. Регуляторные гены управляют процессами в организме. Они контролируют активность структурных генов и обеспечивают координацию работы всех генов в организме. Регуляторные гены позволяют организму адаптироваться к изменяющимся условиям и выполнять различные функции.

Гены передаются от родителей к потомкам и определяют наследственные свойства организма. Изменения в генах могут привести к наследственным заболеваниям и врожденным дефектам. Изучение генов и их функций является одной из основных задач современной биологии. Понимание генетических механизмов и влияния генов на организм позволяет разрабатывать новые методы лечения и профилактики заболеваний, а также прогнозировать возможные последствия генетических изменений. Эволюция — процесс изменения живых организмов в течение времени Главной причиной эволюции является естественный отбор, который предполагает, что особи с наиболее выгодными адаптациями имеют большие шансы выжить и передать свои гены следующему поколению. В результате эволюционных изменений возникают новые виды и различные формы жизни.

Все необходимые термины по биологии для подготовки к ОГЭ

Интрон — неинформативный участок мозаичного гена у эукариот. Кариотип — диплоидный набор соматической клетки, характеризующийся числом хромосом, их строением и размерами. Видоспецифический признак. Квартиранство — одна из форм симбиоза, при которой один организм использует другого в качестве жилища. Кейлоны — вещества белковой природы, угнетающие митотическую активность клеток. Кинетопласт — специализированный участок митохондрии, обеспечивающий энергией движение жгутика. Кинетохор — специализированный участок центромеры, в области которого происходит образованиекоротких микротрубочек веретена деления и формирования связей между хромосомами и центриолями. Классификация хромосом: -Деневерская — хромосомы объеденены в группы на основании их размеров и форм. Для выявления хромосом используется сплошной метод окраски; -Парижская — основана на характеристике внутренней структуры хромосом, которая выявляется с помощью дифференциального окрашивания. Одинаковое расположение сегментов имеется только в гомологичных хромосомах.

Кластеры генов — группы различных генов с родственными функциями гены глобина. Клон клеток — совокупность клеток, образовавшихся от одной родоначальной клетки последовательных митотических делений. Клонирование генов — получение большого числа однородных фрагментов ДНК генов. Кодоминирование — тип взаимодействия аллельных генов при наличии множества аллелей , когда два доминантных гена проявляются в фенотипе независимо друг от друга IУ группа крови. Кодон — последовательность из трех нуклеотидов в молекуле ДНК иРНК , соответствующая какой-либо аминокислоте смысловой кодон. Кроме смысловых, имеются терминирующие и инициирующие кодоны. Колинеарность — соответствие порядка расположения нуклеотидов в молекуле ДНК иРНК порядку расположения аминокислот в молекуле белка. Колхицин — вещество, разрушающее микротрубочки веретена деления и останавливающее митоз на стадии метафазы. Комменсализм нахлебничество — одна из форм симбиоза, которая выгодна только для одного организма.

Комплементарность — строгое соответствие азотистых оснований друг-другу А-Т; Г-Ц -тип взаимодействие неаллельных генов, когда развитие признака определяется двумя парами генов. Консультирование медико-генетическое — консультирование обратившегося лица о возможном наследовании определенной болезни и способе ее предупреждения с использованием метода генетического анализа. Контаминация — способ заражения с помощью переносчика, при котором возбудитель попадает в организм через микротравмы на коже и слизистых оболочках или перорально с загрязненными продуктами. Конъюгация — конъюгация у бактерий — процесс, при котором микроорганизмы обмениваются плазмидами, в связи с чем клетки приобретают новые свойства: -конъюгация у инфузорий — особый вид полового процесса, при котором две особи обмениваются гаплоидными мигрирующими ядрами; -конъюгация хромосом — соединение гомологичных хромосом в пары биваленты в профазе I мейоза. Копуляция — процесс слияния половых клеток особей у простейших. Корреляции — взаимозависимое, сопряженное развитие определенных структур организма: -онтогенетические — согласованность развития отдельных органов и систем в индивидуальном развитии; -филогенетические координации — устойчивые взаимозависиммости между органами или частями организма, обусловленные филогенетически сочетанное развитие зубов, длины кишечника у хищных и травоядных. Кроссинговер — обмен участками хроматид гомологичных хромосом, который происходит в профазу I мейоза и приводит к перекомбинации генетического материала. Культивирование клеток, тканей — метод, позволяющий сохранить жизнеспособность структур при их выращивании на искусственных питательных средах вне организма для изучения процессов пролиферации, роста, дифференцировки. Лептотена — начальная стадия профазы I мейоза, в которой хромосомы в ядре клетки видны в виде тонких нитей.

Летальных эквивалент — коэффициент, позволяющий количественно оценить генетический груз популяции. У человека эквивалент равен 3-8 рецессивным гомозиготным состояниям, приводящим организм к гибели до репродуктивного периода. Лигазы — ферменты, соединяющие «сшивающие» отдельные фрагменты молекул нуклеиновых кислот в единое целое соединение экзонов при сплайсинге. Макроэволюция — эволюционные процессы, происходящие в таксономических еденицах выше видового уровня отряд, класс, тип. Мезонерфоз первичная почка — тип почки позвоночных, в которой структурно-функциональными элементами являются начинающие формироваться капсулы Боумена — Шумлянского, связанные с капиллярными клубочками. Закладывается в туловищном отделе. Мейоз — деление овоцитов сперматоцитов в период созревания гаметогенез. Результатом мейоза являются перекомбинации генов и образование гаплоидных клеток. Метагенез — чередование в жизненном цикле организмов полового и бесполого размножения.

Метанефрос вторичная почка — тип почки позвоночных, структурно-функциональном элементом которой является нефрон, состоящий из специализированных отделов. Закладывается в фазовом отделе. Метафаза — стадия митоза мейоза , в которой достигается максимальная спирализация хромосом, расположенных по экватору клетки, и формируется митотический аппарат. Методы генетики: -близнецовый — метод изучения близнецов путем установления внутрипарного сходства конкорднантности и различия дискордантности между ними. Позволяет определить относительную роль наследственности и среды развития признаков у потомком; -генеалогический — метод составления родословных; позволяет установить тип наследования и прогнозировать вероятность наследования признаков у потомков; -гибридизации соматических клеток — экспериментальный метод, который позволяет осуществить в культуре слияние соматических клеток различных организмов с получением комбинированных кариотипов; -гибридологический — метод, устанавливающий характер наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Он заключается в получении гибридов, их анализе в ряду поколений с использованием количественных данных; -моделирование наследственных болезней — метод основан на законе гомологических рядов наследственной изменчивости. Позволяет использовать полученные на животных экспериментальные данные для изучения наследственных болезней человека; -онтогенетический биохимический — метод основан на использовании биохимических медодик для выявления в индивидуальном развитии метаболических нарушений, вызванных аномальным геном; -популяционно-статистический — метод основан на изучении генетического состава популяций закон Харди — Вайнберга. Позволяет проанализировать количество отдельных генов и соотношение генотипов в популяции; -цитогенетический — метод микроскопического изучения наследственных структур клетки. Используется при кариотипировании и определении полового хроматина.

Миазы — болезни, вырванные паразитирующими личинками мух вольфартова муха. Микроэволюция — элементарные эволюционные процессы, происходящие на популяционном уровне.

Основными обновлениями в кодификаторе ОГЭ по биологии 9 класса на 2024 год являются: Расширение списка свободных ответов Добавление новых вопросов о современных научных открытиях Изменение весовых коэффициентов заданий Расширение списка свободных ответов позволяет ученикам выражать свои мысли, идеи и знания более свободно и креативно. Теперь они могут дать более полные и развернутые ответы на вопросы, что позволяет более точно оценить их уровень подготовки. Добавление новых вопросов о современных научных открытиях позволяет проверить обновленные знания учеников и их способность применять их в реальной жизни. Это актуальные и интересные вопросы, которые заставляют учеников размышлять и анализировать современные достижения науки. Изменение весовых коэффициентов заданий позволяет более справедливо оценивать уровень учеников. Более сложные и важные вопросы получают больший вес, тогда как менее сложные вопросы получают меньший вес. Таким образом, ученики могут проявить свои знания и умения наиболее эффективно. Структура кодификатора ОГЭ по биологии Кодификатор ОГЭ по биологии представляет собой систему обозначений, которая используется для классификации и организации заданий по данному предмету.

Он позволяет структурировать задания и упрощает их анализ и оценку. Кодификатор состоит из нескольких уровней и подразделов. Структура кодификатора ОГЭ по биологии включает следующие уровни: В данном разделе содержатся вопросы, связанные с основными понятиями и терминами в области биологии. Этот уровень позволяет проверить понимание учащимися основных терминов и их правильное использование. В этом разделе задания направлены на проверку знаний об организации живых организмов. Вопросы могут касаться клеток, тканей, органов, организмов и их взаимодействия в биологических системах. В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с экологией, биологическими сообществами и взаимоотношениями между организмами. Задания могут включать в себя вопросы о популяциях, видовом разнообразии, экосистемах и взаимодействии между видами. В этом разделе учащимся предлагается проверить свои знания о строении и функциях органов человека, а также о приспособлениях организма к условиям среды. В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с генетикой и эволюцией.

Задания могут касаться наследственности, генетических механизмов, эволюционного развития организмов и их адаптации к среде обитания.

Включает рецепторы, чувствительные волокна, нервный центр, двигательные волокна, исполнительный орган мышца, железа и др. Рецептор — образование, воспринимающее раздражение. Рецепторами могут быть окончания нервных волокон или специализированные клетки например, палочки и колбочки в сетчатке глаза. Рецепторы преобразуют энергию действующего на них раздражителя в нервные импульсы. Роговица — передняя прозрачная часть склеры, пропускающая световые лучи. Роды — сложный физиологический акт изгнания плода и последа плацента, плодные оболочки и пуповина из полости матки. Сальные железы — железы, расположенные в коже и выделяющие секрет, который придает коже и волосам водоотталкивающие свойства и эластичность. Саморегуляция — способность биологической системы самостоятельно поддерживать на относительно постоянном уровне различные физиологические показатели кровяное давление, температуру тела, содержание сахара в крови и т. Свертывание крови — защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения образовании сгустка при повреждении сосуда.

Секреция — процесс образования и выделения из клеток желез специальных веществ — секретов. Селезенка — непарный орган позвоночных животных и человека, расположенный в брюшной полости. Участвует в кроветворении, обмене веществ, выполняет иммунобиологическую и защитную функции. Семенники яички — мужские половые железы, в которых образуются сперматозоиды. Сердечный цикл — период, включающий одно сокращение и одно расслабление сердца. Сердце — главный орган кровеносной системы. Состоит из двух половин, каждая из которых включает предсердие и желудочек. Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, в которой находятся светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки. Симпатическая нервная система — отдел автономной нервной системы, включающий нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга и нервные клетки пограничного симпатического ствола, солнечного сплетения, брыжеечных узлов, отростки которых иннервируют все органы. Симпатическая нервная система участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам проводятся импульсы, вызывающие усиление обмена веществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расширение зрачков и др.

Синапс — зона функционального контакта между нейронами и другими образованиями. Систола — сокращение предсердий или желудочков сердца. Склера — наружная непрозрачная оболочка, покрывающая глазное яблоко и переходящая в передней части глаза в прозрачную роговицу. Выполняет защитную и формообразующую функции. Слуховой анализатор — осуществляет восприяние и анализ звуков. Состоит из внутреннего, среднего и наружного уха. Слюнные железы — железы внешней секреции, открывающиеся в ротовую полость и вырабатывающие слюну. Сократимость — свойство мышечных волокон изменять свою форму и размеры — выполнять двигательную функцию. Соматическая нервная система — часть периферической нервной системы, иннервирующая опорно-двигательный аппарат и кожу. Сперма — вырабатывается мужскими половыми железами.

Состоит из спер- матозоидов мужских половых клеток и семенной жидкости, обеспечивающей их подвижность. Среднее ухо — отдел органа слуха, состоящий из барабанной полости, заполненной воздухом, и трех слуховых косточек — молоточка, наковальни и стремечка. Отделено от наружного слухового прохода барабанной перепонкой. Стекловидное тело — студенистая масса, заполняющая полость глаза. Является частью оптической системы глаза. Сустав — подвижное соединение костей, которое дает возможность костям двигаться в разных плоскостях. Бывают одноосевые только сгибание — разгибание , двухосевые еще и приведение и отведение и трехосевые вращение суставы. Терморегуляция — регулирование в организме процессов образования и отдачи тепла. Тканевая жидкость — один из компонентов внутренней среды организма. Заполняет межклеточные пространства в тканях и органах животных и человека.

Служит средой для клеток, из которой они поглощают питательные вещества и в которую отдают продукты обмена. Торможение — активный физиологический процесс, проявляющийся в прекращении или ослаблении текущей деятельности. Наряду с возбуждением обеспечивает согласованную работу всех органов и систем. Трахея — часть дыхательных путей, расположенная между гортанью и бронхами. Состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Разветвляется на два бронха. Тромбоциты красные кровяные пластинки — форменные элементы крови, участвующие в свертывании. Условные рефлексы — рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях отсюда название в течение жизни животного и человека. Формируются на основе безусловных рефлексов. Фагоциты — лейкоциты, способные захватывать и переваривать чужеродные тела фагоцитоз.

Участвуют в выработке иммунитета. Ферменты — биологические катализаторы, вещества белковой природы. Фибрин — нерастворимый белок, образующийся из фибриногена при свертывании крови. Фибриноген — растворимый белок, постоянно присутствующий в крови. Способен превращаться в фибрин. Форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Фоторецепторы — палочки и колбочки сетчатки — светочувствительные образования, преобразующие световую энергию в нервные импульсы. Хрусталик — структура глаза, имеющая вид двояковыпуклой линзы и расположенная позади радужной оболочки. Обеспечивает преломление и фокусировку световых лучей на сетчатке. Центральная нервная система ЦНС — основной отдел нервной системы, представленный спинным и головным мозгом.

Шов — способ неподвижного соединения костей, при котором многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой например, кости черепа. Щитовидная железа — железа внутренней секреции, которая выделяет гормоны, оказывающие влияние на рост и развитие организма, а также на интенсивность обмена веществ. Эмбрион — зародыш животных и человека. Эндокринные железы — железы внутренней секреции, не имеющие выводных протоков и выделяющие гормоны непосредственно в кровь эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники и др. Гормоны, выделяемые эндокринными железами, участвуют в ней-рогуморальной регуляции функций организма. Эпидермис — наружный слой кожи. Эпителий — пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма например, кожу , выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит и большинство желез. Эритроциты — красные клетки крови, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ в обратном направлении.

Соцветия первого типа имеет черёмуха, ландыш. Их цветки с цветоножками расположены поочерёдно на удлинённой оси. Соцветия второго типа имеют овёс и сирень. Список элементов:.

Задание 10 ОГЭ по биологии с ответами, ФИПИ: расстановка терминов

  • Основные биологические термины (Словарь)
  • Общая информация
  • Шпаргалки ОГЭ по биологии
  • Кодификатор огэ биология 9 класс 2024

Изменения ОГЭ по биологии — 2023

  • Список терминов по биологии
  • Что нужно знать для ОГЭ по биологии — 2023
  • Термины и понятия для ЕГЭ по биологии
  • Задание 10 ОГЭ по биологии с ответами, ФИПИ: расстановка терминов
  • Как подготовиться к ОГЭ по биологии: советы и рекомендации

Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ)

Словарь терминов и понятий по биологии для ЕГЭ ОГЭ 2024, биология, 9 класс, демонстрационный вариант, проект. ОГЭ 2019, биология, 10 тренировочных вариантов, Лернер Г.И., 2018.
Биология как наука. Часть 1 КИМ ОГЭ по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи.
Темы - Решать ОГЭ по биологии 2024. Онлайн тесты ОГЭ по биологии 2024 Кому нужны результаты ОГЭ по биологии В первую очередь, сдают ОГЭ по биологии те школьники, которые планируют после 9-го класса поступать в медицинский колледж.

Кодификатор огэ биология 9 класс 2024

Статья о шпаргалках для ОГЭ по биологии 2024 года: обновленный формат экзамена, ключевые темы, законное. В предстоящем экзамене по биологии важно уметь разобраться в основных терминах и понятиях. Открытый банк заданий ОГЭ | Биология.

Биологический словарь | теория по биологии 🌱 словарь

Главная» Уроки» Биология. Термины по биологии для 9 класса — список основных биологических определений и понятий. Подготовка к ОГЭ по биологии 2024 требует знания множества терминов и понятий. Термин «биология» встречается в трудах немецких анатомов Т. Роозе (1779) и К. Ф. Бурдаха (1800). справочник основных биологических терминов и понятий, будет полезен школьникам и студентам.

Словарь терминов - 9 класс - биология

Лимфоциты — одна из форм незернистых лейкоцитов. Участвуют в развитии и поддержании иммунитета. Медиатор — химическое вещество, молекулы которого способны реагировать со специфическими рецепторами плазматической мембраны клетки. При этом изменяется ее проницаемость для определенных ионов и возникает активный электрический сигнал. Медиаторы участвуют в передаче возбуждения от одной клетки к другой. Роль медиаторов осуществляют адреналин, ацетилхолин, норадреналин и др.

Медленный сон — фаза сна, характеризующаяся снижением всех функций человеческого организма, отсутствием сновидений. Миндалины — скопления лимфоидной ткани вокруг глотки, выполняющие защитную роль. Миокард — мышечная оболочка сердца. Миофибриллы — сократимые волокна, состоящие из белковых нитей. Мозжечок — часть заднего мозга человека.

Играет ведущую роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Молочные железы — парные кожные железы человека. Развиваются у женщин к периоду половой зрелости. После родов начинают вырабатывать молоко. Моча — продукт выделения животных и человека, вырабатываемый почками.

В процессе моче-образования вначале получается первичная, а затем — конечная моча. Надпочечники — парные железы внутренней секреции. Корковый слой надпочечников секретирует кортикостероиды, а также частично мужские и женские половые гормоны; мозговой слой — адреналин и норадреналин. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям. Наружное ухо — внешний отдел слухового анализатора.

Нейрон — нервная клетка, основная структурная и функциональная единица нервной системы. Бывают чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Состоят из тела и отростков — дендритов и аксонов, которые участвуют в передаче возбуждения. Нейрогуморальная регуляция — совместная регуляция функций организма нервным и гуморальным механизмами. Нервная регуляция — координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма.

Нервные волокна — отростки нервных клеток, проводящие нервные импульсы. Нервы — пучки нервных волокон, покрытые общей оболочкой. Нефрон — структурная и функциональная единица почек. Имеет вид чашеобразной капсулы с отходящим от нее канальцем. Обмен веществ — совокупность химических превращений веществ, включающих процессы их поступления в организм, изменения, накопления и удаления продуктов обмена.

Обмен веществ осуществляется при участии ферментов и включает в себя реакции синтеза и расщепления. Обонятельная сенсорная система — осуществляет восприятие и анализ химических раздражителей. Представлена эпителием носовой полости, обонятельным нервом и обонятельными центрами коры больших полушарий. Оплодотворение — процесс слияния женской и мужской половых клеток. В результате оплодотворения образуется зигота.

Осанка — привычное для каждого человека положение тела при ходьбе, стоянии и сидении. Осязание — обеспечивает способность воспринимать и различать форму, размер и характер поверхности предмета. Палочки — светочувствительные клетки фоторецепторы в сетчатке глаза. Обеспечивают сумеречное зрение. В отличие от колбочек обладают большей чувствительностью, но не воспринимают цвета.

Парасимпатическая нервная система — отдел автономной нервной системы, центры которой находятся в спинном , продолговатом и среднем мозге. Вместе с симпатической нервной системой участвует в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез. Передний мозг — передний отдел головного мозга позвоночных, подразделяющийся на конечный большие полушария головного мозга и промежуточный мозг. Перикард — околосердечная сумка, соединительнотканный мешок, окружающий сердце. Печень — пищеварительная железа.

Кроме синтеза желчи, участвует в обмене белков и др. Выполняет барьерную функцию. Питание — поступление в организм человека и усвоение им веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания как составной части обмена веществ осуществляется связь организма с внешней средой. Недостаточное и избыточное питание приводит к нарушениям обмена веществ дистрофии, ожирению.

Плазма — жидкая часть крови, лимфы. Плацента, детское место, — орган, осуществляющий связь плода с организмом матери. Через плаценту от матери поступают кислород и питательные вещества, а из организма плода удаляются продукты обмена. Выполняет также гормональную и защитную функции. Плод — зародыш человека в период внутриутробного развития после закладки основных органов и систем начиная с 9-й недели беременности и до рождения.

Плоскостопие — уплощение свода стопы, вызывающее болезненные ощущения. Поджелудочная железа — железа смешанной секреции. Ее внешнесекре-торная функция состоит в выработке ферментов, участвующих в пищеварении, а внутрисекреторная — в выделении гормонов инсулина, глюкагона , регулирую -щих обмен углеводов. Подкожная жировая клетчатка — разновидность соединительной ткани. Служит энергетическим депо организма.

Потовые железы — железы внешней секреции, участвующие в выделении продуктов обмена, терморегуляции. Расположены в коже. Почка — орган выделения. Через почки в составе мочи выводятся азотсодержащие продукты обмена веществ. Проводимость — способность нервных и мышечных клеток не только производить, но и проводить электрический импульс.

Продолговатый мозг — отдел ствола головного мозга, расположенный между варолиевым мостом и спинным мозгом. В продолговатом мозге находятся центры дыхания, кровообращения, чиханья, кашля, глотания и др. Промежуточный мозг — часть ствола головного мозга, включающая несколько областей в том числе гипоталамус.

Хромосомы, в свою очередь, представляют собой нитевидные образования, на которых расположены гены. С помощью генетических исследований ученые могут определить вероятность возникновения наследственных заболеваний, разработать методы генетической диагностики и лечения, а также создать генетически модифицированные организмы. Одним из важнейших понятий в генетике является генотип — генетический состав организма, определяющий его признаки и способности. Генотип формируется комбинацией генов, полученных от родителей. Изменчивость — это способность организмов изменяться и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Она проявляется в возникающих мутациях — изменениях в генетическом коде. Изменчивость позволяет живым организмам выживать и размножаться в различных условиях.

Генетика является важной дисциплиной не только в научных исследованиях, но и в медицине, сельском хозяйстве, паразитологии и других отраслях. Она позволяет прогнозировать и предотвращать наследственные заболевания, улучшать сорта растений и животных, а также создавать новые виды, устойчивые к вредителям и неблагоприятным условиям. Таким образом, генетика играет важную роль в понимании природы наследственности и изменчивости и способствует развитию научных и практических достижений в различных областях. Она позволяет лучше понять механизмы наследования и изменения генетического материала, а также использовать эту информацию в практических целях. Экосистема — совокупность живых и неживых компонентов в определенной области Экосистема представляет собой сложную систему, в которой существуют взаимодействия между живыми биотическими и неживыми абиотическими компонентами. Она занимает конкретную территорию и включает в себя всех организмов, их среду обитания, а также различные процессы, происходящие между ними. В экосистеме живые компоненты называют биотическими, и они включают в себя растения, животных, грибы и микроорганизмы. Неживые компоненты, в свою очередь, называют абиотическими и включают в себя такие факторы, как вода, грунт, солнечное излучение и температура. В экосистеме существуют очень важные взаимосвязи и взаимодействия между живыми и неживыми компонентами. Растения, например, получают энергию благодаря процессу фотосинтеза, в котором они помогают обеспечить кислородом животные.

Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными, регулируют популяции и распространяют семена и споры растений. Неживые компоненты экосистемы также играют важную роль. Например, вода является необходимым фактором для жизни всех организмов. Она участвует в метаболических процессах, транспорте веществ и поддержании температурного режима. Грунт содержит необходимые минералы и питательные вещества для растений. Экосистемы имеют различные размеры и масштабы. Они могут быть микроскопическими, например, микробные сообщества в капле воды, или они могут быть огромными, такими как леса, океаны и пустыни. Каждая экосистема уникальна и обладает своими особыми характеристиками, такими как тип растительного и животного покрова, климатические условия и географическое положение. Изучение экосистем позволяет нам лучше понять и ценить разнообразие живых организмов и их взаимодействия с окружающей средой.

Иммунитет — способность организма сопротивляться воздействию различных инфекций, болезнетворных микроорганизмов и других вредных веществ. Иммунитет формируется благодаря наличию белковых структур, называемых антителами, и клеткам, которые борются с инфекциями. Термины по биологии для подготовки к ОГЭ В предстоящем экзамене по биологии важно уметь разобраться в основных терминах и понятиях. Это поможет вам понять основные принципы биологии и успешно выполнить задания. Ниже представлены некоторые ключевые термины и понятия, с которыми вы должны быть ознакомлены: Клетка — основная структурная и функциональная единица всех живых организмов. Организм — живое существо, обладающее сложной организованной структурой и способностью к обмену веществ. Генетика — наука, изучающая законы наследования и влияние генов на развитие организмов. Экология — наука, исследующая взаимосвязи между организмами и их окружением. Эволюция — процесс развития организмов, в результате которого происходят изменения в наследственности и адаптация к условиям среды. Гомеостаз — способность организмов поддерживать постоянство внутренней среды в изменяющихся условиях окружающей среды. Фотосинтез — процесс, при котором растения преобразуют солнечную энергию в химическую, синтезируя органические вещества. Клеточное дыхание — процесс окисления органических веществ в клетках, при котором выделяется энергия. Биоразнообразие — множество видов организмов, обитающих в разнообразных экосистемах. Генотип — генетический состав организма, определяющий его наследственные признаки. Фенотип — набор видимых физических и функциональных характеристик организма. Помните, что эта лишь небольшая часть терминов, которые могут встретиться на экзамене. Рекомендуется дополнительно изучить учебник и специальные материалы по подготовке к ОГЭ по биологии. Желаем удачи в подготовке и успешной сдачи экзамена! Биология — наука о живых организмах Биология включает в себя множество различных дисциплин, таких как генетика, экология, биохимия, молекулярная биология и многое другое. Каждая из этих дисциплин имеет свою специфику и методы исследования, но все они направлены на понимание жизни и ее законов. Основными объектами изучения биологии являются живые организмы — от простейших микроорганизмов до сложных многоцелевых организмов. Биологи исследуют строение и функции клеток, тканей, органов и систем органов, а также способы взаимодействия между организмами и их окружающей средой. Биологи используют различные методы исследования, включая наблюдение, эксперименты, микроскопию, генетические анализы и многие другие. Они изучают разнообразные аспекты жизни, включая рост и развитие, репродукцию, наследственность, адаптацию к условиям среды и многое другое. Биология является основой для многих других наук, таких как медицина, экология, сельское хозяйство и генетика. Она помогает понять структуру и функции живых организмов, а также разрабатывать способы их использования в различных сферах деятельности человека.

За каждое верно решённое задание можно получить от 1 до 3 баллов в зависимости от типа задачи и уровня сложности. План подготовки к экзамену с нуля В определённый момент перед выпускником возникает множество вопросов: с чего начать подготовку к финальному испытанию? Вдруг это будет трудно? Переживать по этому поводу не стоит, ведь ОГЭ — это не конец света, а жизненный этап, который проходят все школьники страны. Чтобы успешно справиться с экзаменом, вполне достаточно школьных знаний. Но чтобы правильно их применить, с ними нужно разобраться и их систематизировать. Шаг 1 Если вы решили готовиться к ОГЭ по биологии самостоятельно, постарайтесь грамотно распределить время, чтобы не оставлять всё на последний момент. Лучше всего будет начать подготовку за год до экзамена — так вы сможете проработать весь материал в удобном для себя темпе и усвоите всю важную информацию вовремя. Составьте план. Разделите все темы для повторения на те, которые хорошо усвоены, вызывающие затруднение и которые вы не помните совсем. Лучше всего начинать двигаться от простого к сложному. Шаг 2 Обязательно ознакомьтесь с форматом экзамена. На официальном сайте ФИПИ вы сможете найти документы, демонстрирующие актуальную на текущий учебный год структуру и содержание контрольных материалов. Важно понимать, на какие темы стоит обратить больше внимания и по каким критериям эксперты будут выставлять баллы. При проработке заданий с развёрнутым ответом держите перед глазами документ с критериями, он поможет вам выработать персональный шаблон решения поставленных задач. Шаг 3 Для того чтобы успешно подготовиться к ОГЭ по биологии, следует с вниманием отнестись к изучению теоретической составляющей, так как основная его часть состоит из заданий по теории дисциплины. Самый доступный вариант — обратиться к учебникам биологии. Кроме того, существует масса онлайн-ресурсов, которые смогут помочь вам в разборе особо сложных и непонятных тем. Шаг 4 Составляя конспекты по изученному материалу, делайте это грамотно: используйте схемы, таблицы и рисунки — так будет проще систематизировать информацию. Заведите словарь биологических терминов, выписывайте их вместе с определением и сразу же заучивайте. Попробуйте пересказать выученный материал друзьям — так вероятность того, что он отложится в долгосрочной памяти, значительно повысится. Задействуйте не только зрительную, но и слуховую память. Для этого смотрите видеоуроки и слушайте аудиолекции по выбранной теме. Например, в библиотеке видеоуроков ИнтернетУрока есть материалы по всем школьным темам. К ним прилагаются конспекты, тренажёры и тесты, которые помогут убедиться, что вы правильно усвоили информацию и готовы двигаться дальше. Шаг 5 Сосредоточьтесь на выполнении вариантов тренировочных экзаменационных работ. Самое важное при подготовке к ОГЭ — набить руку на типовых заданиях, представленных в соответствующих сборниках, так как они часто встречаются на самом испытании. Будьте последовательны в своей работе, это придаст вам уверенности в своих силах. Вы заметите, как растут ваши результаты.

ОГЭ по биологии в 2024 году

Словарь основных понятий и терминов, используемых при прохождении курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Книги. Учебная литература. Термины для Огэ по Биологии. Подготовка к ОГЭ по биологии по теории и темам кодификатора ФИПИ. Это словарь терминов по биологии, предназначенный как для учащихся, абитуриентов, студентов, так и для широкого круга представителей смежных наук, всех интересующихся живой природой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий