2. агнаты и когнаты

это кровные родственники. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. 1. Агнатическое родство. Просмотр файла Римское размером 0,53Мб в режиме ОН-ЛАЙН с возможностью скачать.

Римская фамилия. Агнаты и когнаты

При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнатическое и когнатическое родство. На правовом положении граждан в римском праве очень сказывалось, в частности, семейное положение лица. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. Агнатическое и когнатическое родство. 25. Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных. 26. Узаконение и усыновление. Формы усыновления. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая.

Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие

Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии— прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называютсяродственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.

Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляютпрямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки. Родственники, которые произошли от одного общего предка, являютсяродственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень. Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Дайте определение терминам: 1. In iure —первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства— apud inducem.

Lus utendi — право пользования. Legis actio —процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве— непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2. Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus.

Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas —справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью.

Ius vindicandi —право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать.

Когнатическое родство возникало с переходом агната агнатки в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа или свекра, если он был и становилась когнат- кой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын с разрешения отца. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа.

При его заключении имущество женыне переходило в собственность мужа, а принадлежало ей.

При разводе жена забирала свое имущество с собой. Все приобретения жены во время брака оставались в собственности жены. Требования к лицам, вступающим в брак:- наличие согласия брачующихся, если они находились под властью домовладыки, то и его согласие;- достижение половой зрелости;- брачующиеся не должны были состоять в брачных отношениях.

Брак между мужчиной и женщиной запрещался:если мужчина и женщина уже состояли в браке;- при наличии душевной болезни, предшествующей заключению брака; если душевная болезнь наступала после заключения брака, он мог быть сохранен или расторгнут;- при наличии кровного родства, по прямойлинии; неограниченно, по боковой - до четвертой степени;- браки между опекунами и подопечными; - браки между правителями провинций и ее жительницами;- браки между свободнорожденными и вольноотпущенными Если такие браки заключались, то они аннулировались. Прекращение брака: - смерть одного из супругов;- утрата свободы одним изсупругов;- развод. Contubemium- союз между рабом и рабыней.

Их отношения фактически были признаны, но юридически не существолвали. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство Когнатическое родство С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка.

Кровные родственники — это: родственники по прямой или боковой линии дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; патриархальная семья familia сменила консорциум; когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.

Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи paterfamilias над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом. Сначала это была одинаковая власть manus над всеми.

Однако со временем эта власть стала делиться на: dominica potestas - над вещами, рабами; manus mariti - над женой; patria potestas - над детьми; mancipium - над кабальными. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio.

Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи.

В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Для усынов-я адопция мальчика требовалась тройная, а для удочерения одна фиктивная манципация, затем усыновитель и прежний отец д б явиться в магистратуру и в фиктивном процессе добиться реш-я о присоединении к семье. В клас и постклас периоды процедура урегулирована лучше: усыновитель д б старше усыновленного не меньше 18 лет, адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью составленным соотв гос органом. Возможна потеря всех связей с прежним сем-вом адрогация —ритуальная форма или не терял прав в прежнем, приобретая все права в новом. Прекращение: естественной или гражд-й смертью отца сем-ва или с эмансипацией детей, добившихся высокого положения на общ-ной службе, или же при недостойном поведении отца. Физ смерть отца погашает власть над лицами в первой степени родства, а отдален родственники меняли отца сем-ва. При утрате полной или средней или миним провосп-ти главы сем-ва.

Наиб частым случаем — манципация, или освоб-е от отцовской власти по воле главы семьи. Форма манципации была тройная фиктивная прдажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. При недостойном поведении отца выбросил своего ребенка, сводничал в отн-и своей дочери или заключил инцестуозный брак. Эмансипация наступала если дети становились жрецами. Patria potestas власть отца предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путём узаконения, legitimatio. Однако, легитимация возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении детей, рождённых от конкубината. Постепенно сложилось 3 способа легитимации:.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных. Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства. Дочь отца семейства, вступая в брак с властью мужа, либо вступала в его агнатическую семью то есть становилась под власть отца его семейства , либо становилась подвластной мужу, если он являлся носителем семейной власти. Для неё это означало прекращение агнатического родства с её родственниками по крови. Её дети становились юридическими родственниками братьев её мужа, а в отношении родственников по линии матери находились в таком же положении, что и она.

Определение степеней агнатического родства В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. По этому определению сын становится агнатом отца первой степени, внук - агнатом деда второй степени. Когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Собственно, когнатическое родство в какой-то мере присутствовало и в агнатическом так как в нем присутствовало кровное родство по мужской линии , и из него же потом и развилось. Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови.

Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена. Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков.

Ответ: По цивильному праву круг законных наследников соответствовал сущности агнатского родства и составлял три очереди. Внуки, освободившиеся от бремени подвластности, наследовали лишь в том случае, если ко времени вступления в наследство умер или был эманципирован их отец, который в противном случае сам был бы призван к наследованию. В таких ситуациях внуки наследодателя как бы представляли своего умершего или эманципированного отца и наследовали не на общих основаниях, а по праву представления. Во вторую очередь входили agnati proximi - ближайшие агнаты умершего агнаты второй степени , призывавшиеся к наследованию при отсутствии «своих наследников», т. К ближайшим агнатам относились лица, связанные в прошлом с наследодателем отношениями подвластности и имевшие общего патерфамилиас: братья, сестры и мать умершего последняя занимала положение его сестры. Ближайшие агнаты агнаты второй степени устраняли от наследования, агнатов отдаленных степеней, т. Таким образом, агнаты более отдаленной в кровном отношении степени призывались к наследованию при отсутствии агнатов предыдущей степени.

Юридические лица, созданные частными лицами, были существенно ограничены в сфере наследственного права. Для получения завещательного имущества необходимо было получить особое разрешение. Таким образом, римское юридическое лицо можно определить как публичное образование или частноправовое объединение лиц, связанное с реализацией общественных целей и задач либо созданное по инициативе частных лиц для взаимопомощи или реализации культурно-религиозных потребностей. Status familiae I. Семейные отношения — разновидность частно-правовых и публично-правовых отношений, возникающих из особых юридических фактов — брака, родства, усыновления, свойства и характеризующих семейную принадлежность, статус лица в семье status familiae. Семья familia, фамилия — объединение, общность лиц и имущества, находящегося под властью главы семьи. Глава семьи отец семейства, домовладыка назывался патер фамилиас pater familias. Власть главы семейства в отношении детей называлась патриа потэстас patria potestas [58] 58 По существующей традиции патриа потестас используют как универсальное обозначение власти домовладыки над всеми находящимися в его власти лицами, а не только детьми. Жизнь римского гражданина вне семьи практически была невозможна. Все его мировоззрение было пропитано чувством принадлежности к семье и роду. Именно семьи образовали римский союз — res publica. Кризис и постепенно разрушение римской семьи в итоге привели к гибели римской государственности и превращению римского права в «мертвую» правовую систему. Римская семья — это уникальное государственно-правовое и культурное явление. Ее уникальность — это результат нескольких слагаемых: 1 особого положения главы семьи и существования лиц чужого права; 2 особого понимания родства; 3 особого понимания брака и простоты его расторжения; 4 особого характера личных неимущественных отношений; 5 специфического содержания имущественных отношений между членами семьи; 6 автономного, закрытого и самостоятельного характера функционирования семьи. Pater familias и лица чужого права I. Основой семейных отношений во все эпохи, как правило, являются чувства любви и взаимопомощи. Характерны они были и для римлян. Источники содержат огромное количество свидетельств теплых и бережных отношений между римлянами внутри семьи. Однако в юридическом плане отношения между членами семьи основывались на строгой субординации и иерархии. В связи с этим римская семья — это объединение двух категорий лиц: 1 лиц собственного права persona sui iuris, персона суи юрис ; 2 подвластных, так называемых лиц чужого права persona alieni iuris, персона алиэни юрис. Лица собственного права — это исключительно глава семьи. Paterfamilias — это единственный член семьи, наделенный полной дееспособностью. Все остальные члены семьи находились в его власти и являлись лицами чужого, т. Власть домовладыки возникала в результате: 1 рождения дети и их потомки : Поэтому тот, кто рождается от тебя и твоей супруги, находится под твоей властью, а также и тот, кто рождается от твоего сына и его жены, иначе говоря, твой внук или внучка, находятся под твоей властью; равным образом и правнук или правнучка, и дальнейшие поколения. Рожденный, однако, от твоей дочери находится не под твоей властью, а под властью своего отца I. Содержание власти рater familias в отношении всех подвластных выражалось следующей формулой: ius vitae ac necis — право жизни и смерти. Это могло означать все, что угодно домовладыке: убийство, продажу, отказ от новорожденного и т. Только отец семейства осуществлял хозяйственную деятельность. Все действия подвластных, связанные с имущественными сделками, нуждаются в санкции с его стороны и могут быть совершены только в его пользу. Любые имущественные действия, совершенные без согласия рater familias и причинившие ему вред, являлись ничтожными. Подвластные не могли жаловаться и подавать в суд на главу семейства без получения предварительного разрешения со стороны претора. Таким образом, власть рater familias носила абсолютный характер. Неслучайно в Институциях Гая сказано: Нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем Gaius. Все же следует признать, что буквальное толкование содержания patria potestas будет являться ошибочным, поскольку существовали, во-первых, неписаные ограничения, суть которых состояла в том, что pater familias не может злоупотреблять своей властью, действовать вопреки добрым нравам. Например, в источниках говориться, что: Мы не имеем права не уважать личного достоинства тех, которые находятся у нас в зависимости. В противном случае мы подвергаем иску за обиду и оскорбление чести Gaius. Рассматривается как убивший ребенка не только тот, кто его удушает, но и тот, кто его выбрасывает, отказывает ему в содержании или подкидывает его в общественное место для того, чтобы он возбудил у других жалость, которой лишен сам подбросивший D. Во-вторых, из-под власти pater familias можно было освободиться. Рабы освобождались при помощи манумиссио. Дети при помощи следующих способов: 1 эманципация — троекратная символическая продажа в форме манципации [59] 59 Именно от наименования данной процедуры происходит современный гражданско-правовой термин «эмансипация». Жена освобождалась из-под власти в основном посредством: 1 смерти, изгнания мужа; 2 в древний период в результате «продажи в кабалу… и если она из этой манципации будет отпущена на волю» Gaius. Система родства. Свойство I. Существование patria potestas значительным образом определило содержание и организацию родственных отношений родства. В римском праве признавалось два вида родства.

Когнаты кровное родство — в римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям. Из когнатов формировался семейный совет, который давал советы главе семьи. Законы XII таблиц строго разграничивали агнатское родство, связанное с нахождением под властью отца-домовладыки и распространявшееся на лиц мужского пола, от родства когнатского, т. По древнему праву когнаты не имели прав на наследство в бывшей семье.

Обязательственное право по Институциям Гая.

Далее, отеческая власть устанавливается через легитимацию, то есть узаконение незаконных детей. В римском праве, впрочем, легитимация существует только для детей от конкубины. В силу легитимации эти дети получают все права законного рождения, то есть поступают под отеческую власть и делаются агнатами и когнатами родственников отца до легитимации они состоят в когнатском родстве лишь с родственниками матери. Легитимация предполагает согласие или, по меньшей мере, отсутствие противоречия со стороны узаконяемых детей, которые не должны делаться лицами alieni juris против своей воли.

Она совершается тремя способами: 1. Legitimatio per subsequens matrimonimum. Для узаконения детей заключается брак с конкубиной и составляются pacta dotalia.

Legitimatio per rеsсriptum principis. Рескрипт у императора испрашивает обыкновенно отец узаконяемых детей; но он может также в своем завещании, назначая детей от конкубины своими наследниками, дать разрешение им самим испросить рескрипт у императора legitimatio per testamentum. Эта легитимация имеет место при невозможности брака с конкубиною например, в случае ее смерти и предполагает отсутствие законных детей у лица, узаконяющего детей от конкубины.

Legitimatio per oblationem curiae. Курия - это муниципальный сенат в городах и местечках империи; члены этих сенатов составляли знать, которая противиполагалась плебеям, и пользовалась некоторыми привилегиями например, изъятие от пытки, телесных наказаний. Но эти привилегии не шли вровень с тяжкими имущественными повинностями, лежавшими на курионах: последние должны были на свой счет давать публичные игры, а главным образом пополнять из своего кармана недоимки, получавшиеся при взыскании личной и земельной подати с населения их общины.

Поэтому курионы всеми путями старались избавиться от своего звания, а правительство всеми мерами заботилось о сохранении этого учреждения. В числе поощрительных мер были рассматриваемый нами способ легитимации: отец, сам, не будучи курионом, узаконял своего сына от конкубины, если он делал его курионом своей patriae, дочь он мог узаконить, выдавая ее замуж за куриона; при этом он должен был подарить или завещать узаконяемому лицу надлежащее количество земли. Последствия этой легитимации сужены: узаконенный делался лишь подвластным и suus heres своего отца, но не делался агнатом и когнатом родственников отца.

Наконец, отеческая власть возникает через усыновление.

Agnati римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка … Энциклопедический словарь экономики и права АГНАТЫ — лат.

Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи.

Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью.

Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер.

Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью.

Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных.

Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства.

Бесправие жены смягчалось обычаями в соотв с кот муж не д б наказывать жену без учета мнения совета, в кот входили когнаты, честь которой удостаивался муж переходила и на жену. При браке без власти мужа сохранялось определенное рав-во в семье, жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том же месте где живет муж.

Последствия измены жены были тяжелее чем для мужа, однако она оставалась подвластна своему отцу или лицом своего права, если была таковым до брака. Им-во супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо согласие жены даже на управление. Все приобретения жены во время брака поступали в ее собст-сть, муж обязан защищать и охранять жену, а она почитать мужа.

Приданное — часть им-ва, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения матер-х затруднений семейной жизни. Муж не имел права распоряжаться недвижимостью внесенной в кач-ве приданного. Глава семьи и подвластные Фактом рождения или актом воли.

В древние времена для установления отцовской власти над детьми рожденными в семье требовалось соблюдение всех условий: 1. Ребенок вне брака как и ребенок не признанный м б отвергнут и обречен на гибель. З-ны 12 таблиц: самим фактом рожд-я без спец признания становились все здоровые мальчики и первородные дочери.

По воле отца сем-ва в состав семьи м б включены лица рожденные вне состава семьи, усыновление или легитимация. Усыновление чужого ребенка чаще происходило в Др. Риме, рим бездетные гр-не усыновляли детей своих родственников или пролетариев.

Обязательственное право по Институциям Гая.

Такие лица стали назы-ваться personae siu iuris (дословно – лица своего права) или просто siu – «свои», «близкие». К осталь-ным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавля-емого pater familias. В этих двух чертах и состоит, главным образом, прогресс преторского наследственного права по сравнению с цивильным. Таким образом, братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник – агнатами третьей степени (1+2) и т.д. 2. Когнаты (кровное родство). В римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям.

Кто такие на самом деле - гои, и кто такие - изгои на Руси.

Только они могли вступать в брак по цивильному праву. В Древнем Риме имело место два вида родственных отношений: агнаты и когнаты. Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана. В когнатическом родстве различают линии и степени. это кровные родственники.

§ 80. Наследование ab intestato

  • Обязательственное право по Институциям Гая.
  • Римская семья. Агнатское и когнатское родство
  • Агнаты и когнаты Охота на слова (Александр Ерошкин) / Проза.ру
  • Агнатское и когнатское родство

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство

12. В этом классе (наследовании агнатов) нет преемства и потому, если ближайший агнат отречется от наследства или умрет до принятия его, то дальнейшие агнаты не допускаются к наследованию в силу положительного права. 1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами. В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. Важным аспектом агнатского родства была идея наследования и передачи имущества. Согласно римскому праву, агнаты имели приоритетное право на наследование по сравнению с когнатами, т.е. родственниками по боковой линии или через женских предков. Усыновление и узаконение. 5) Пекулий и его виды. Агнаты и когнаты в римском семейном праве. Правововй статус домовладыки. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Только они могли вступать в брак по цивильному праву. В Древнем Риме имело место два вида родственных отношений: агнаты и когнаты. Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. В поздней империи когнаты могли быть определены в качестве наследников наряду с агнатами. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана. В когнатическом родстве различают линии и степени.

§ 20. Римская семья

Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени. Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми.

Формы залога в римском праве - фидуция, пигнус, ипотека, антихрезис, перезалог, залог обязательств и залог сервитутов. В случае исполнения должником обязательства выдавался иск о возврате вещи actio fiduciae. Стороны фидуции могли в договоре ставить условия pactum vendendo - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга продать заложенную вещь и из вырученной суммы погасить долг и lex commissoria - - условие дающее право кредитору в случае неуплаты долга оставить заложенную вещь у себя, при этом кредитор мог пользоваться этой вещью только в целях залога. Право собственности включало в себя пользование вещью jus utendi , извлечение из вещи полезных свойств jus fruendi и распоряжение вещью jus abutendi. В римском праве были следующие виды собственности - 1 квиритская, 2 бонитарная, 3 провинциальная и 4 собственность перегринов.

Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение.

Основой для такого типа семьи служила власть её главы. Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий