Когда введут тарифную сетку для учителей

В соответствии с новой тарифной сеткой, начиная с сентября 2023 года, ставки для учителей начальных классов будут пересмотрены и улучшены. Это позволит обеспечить справедливую оплату труда и стимулировать развитие профессиональных навыков педагогов.

Бюджетникам готовят аналог единой тарифной сетки

Результатом стал сильный перекос - резкое увеличение стимулирующей части зарплаты в ущерб основной части. То же коснулось работников других бюджетных сфер. Во многих регионах процесс сопровождался сокращением количества учреждений и работников. Хотя средние зарплаты в сфере образования повысились, это произошло неравномерно по регионам и категориям работников. При этом в некоторых регионах зарплаты при введении НСОТ даже снизились. Не умаляя заслуг Голиковой, начавшей курировать социальную сферу в качестве вице-премьера в 2018 году, хочется отметить, что профсоюзы заговорили о возможных негативных последствиях отказа от ЕТС еще до введения НСОТ. И все эти годы не переставали указывать на то, что последствия возникли. Такой подход позволит уменьшить неравенство в зарплатах педагогических работников в разных регионах России. Сейчас разница в зарплатах между разными регионами например, между Чукоткой и Москвой - с одной стороны и Северной Осетией, Мордовией - с другой может составлять пять-шесть раз.

Эта же практика уже легла в основу изменений в системе оплаты труда учителей, которые вступили в силу 1 сентября, говорит сенатор: правительство приняло решение о повышении оклада педагогическим работникам, который будет соотноситься с их профессиональными навыками, стажем работы и результатами труда. Она, впрочем, признает, что с первых дней введения новой системы оплаты бюджетников появлялись опасения, что широкие полномочия руководителей учреждений могут обернуться нежелательными последствиями для работников.

Чтобы минимизировать эти риски, с руководителями проводится постоянная работа, утверждаются профессионально-квалификационные группы в соответствующих отраслях, говорит Скаковская. За счет чего сократилось неравенство в прошлом году Доцент, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина также называет главной проблемой единой тарифной сетки ее недифференцированность и невозможность учитывать различия в квалификации, опыте, сложности и ответственности выполняемой работы. Не учитывались различия в ситуации на рынке труда конкретного региона, в отрасли. Государственный сектор из-за этого терял свою конкурентоспособность по сравнению с частным сектором. При переходе к рыночной экономике не отказаться от этой системы было практически невозможно, подчеркивает она. Зампред профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников замечает, что по сути система оплаты труда поменялась не так сильно: по-прежнему есть оклад, величина которого зависит от знаний, умений, квалификации работника, сложности его труда, и стимулирующие выплаты. Механизм сохранился: есть некое ядро, на которое добавляют остальные выплаты. Но в 2012 году стало понятно, что проблемы усугубились: диспаритет зарплат вызвал серьезную межрегиональную миграцию. Тогда и появились первые указы, касающиеся зарплат бюджетников: президент императивно установил уровень, до которого должны доводить заработки учителей, медиков и остальных. Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что тарифная сетка оказалась жесткой системой, которая мало касается вопросов качества обучения.

Качество в ней поддерживалось только через движение по квалификационным уровням, но «они стали чрезвычайно плоскими».

В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад. Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Зарплаты учителей должны отличаться На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов. Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Причем наставничество оплачивается только в отношении специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Этот новый пп. Уточнено, что установление стимулирующих выплат работникам, оказывающим услуги беременным женщинам и их детям в возрасте до года в том числе услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи , должны быть предусмотрены положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения обратите внимание! Оплата труда работников учреждений в сфере культуры Остановимся на наиболее существенных корректировках этого направления. Вот новые рекомендации по установлению и изменению систем оплаты труда работников для органов — учредителей федеральных государственных учреждений культуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных муниципальных учреждений в сфере культуры. Увеличение фондов оплаты труда работников в том числе при проведении индексации зарплаты преимущественно следует направлять на увеличение размеров окладов пп. Второе дополнение касается работников, которые считаются творческими в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей таких работников. Перечни утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Размер и порядок оплаты такого времени могут быть установлены коллективным договором, ЛНА, трудовым договором. Однако такая оплата должна быть не менее тарифной ставки, оклада должностного оклада творческого работника с компенсационными и стимулирующими надбавками, не связанными с участием в создании и или исполнении экспонировании произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени. И еще такая оплата должна быть не ниже МРОТ , рассчитанного пропорционально указанному времени. Если творческий работник не участвует в создании и или исполнении экспонировании произведений или не выступает по своей инициативе, то порядок оплаты такого времени устанавливается внутренними документами организации пп. Появилось условие об установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры. Учредителю следует обеспечить непревышение предельного уровня предусмотрен ч. Условие введено в целях недопущения необоснованной дифференциации в зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников. Оплата труда работников учреждений ветеринарии Многочисленные изменения в рекомендациях по установлению доли выплат по окладам в структуре зарплаты, по стимулирующим выплатам, по сути, стилистические.

Единые подходы начисления зарплаты педагогам применят в России с нового учебного года

36-37 тысяч рублей. Но для этого, по словам Ольги, учитель должен взять две ставки, а некоторые вечером еще ведут платные кружки. Новая тарифная сетка, установленная для бюджетников на 2024 год, предоставляет ряд преимуществ, которые будут положительно сказываться на их финансовом благополучии и мотивации к работе. Вот несколько ключевых преимуществ новой тарифной сетки. В этой статье вы узнаете, что такое тарифная единая сетка (ТЕС) для педагогов, как будет происходить переход на нее с января 2024 года, какие изменения ждут учителей и преподавателей после введения ТЕС.

Подмосковным учителям начинают компенсировать аренду жилья

  • Оплата труда учителей с 1 января 2024: новые правила и изменения
  • Тарификационный список педагогических работников
  • Кто составляет тарификационный список работников образования
  • Этапы формирования учебной нагрузки

Каким будет повышение зарплаты учителям в 2023 году: разбираем официальные данные

В этой статье вы узнаете, что такое тарифная единая сетка (ТЕС) для педагогов, почему она вводится с января 2024 года, как она будет работать и какие преимущества она даст для образовательной системы. В целом, новые правила расчета зарплаты учителей с 1 сентября 2023 года призваны улучшить условия труда педагогов, обеспечить справедливую оплату и повысить профессиональный уровень. В рамках реформы образования с 1 сентября 2024 года вводится тарифная сетка для учителей, которая будет учитывать квалификацию, стаж и результаты работы педагогов. — Единая тарифная сетка не допускала гигантского расслоения работников по зарплате, как это есть сегодня, когда ректор или директор получает 3 млн в месяц, а доктор наук — 60 тыс. рублей, — утверждает депутат. Доплаты за наличие определенного уровня подготовки устанавливают, исходя из личных сведений относительно каждого из сотрудников. Доплата за стаж работы рассчитывается отдельно. Новые оклады учителей в 2021 году тарифная сетка.

Как будет начисляться заработная плата педагогических работников в 2024 году

Важно сделать так, чтобы "была четкая и ясная единая тарифная сетка, чтобы четко и ясно, по категориям и разрядам, все было определено", отметил Кравцов. Он подчеркнул, что это решение было непростым. В ведомстве не могли принять его раньше, не обсудив с регионами и с преподавателями, а также не выработав единые критерии. Ранее стало известно, что Минпросвещения апробирует в шести регионах России новую систему оплаты труда педагогов.

Цифры заметно отличаются от фактической статистики. Так, по мнению жителей Москвы, учителя должны зарабатывать в среднем 119,4 тысячи рублей каждый месяц. В Санкт-Петербурге назвали справедливую зарплату для этой профессии в 95,2 тысячи рублей, в Красноярске считают, что учитель должен получать 90,9 тысячи рублей.

Также, в соответствии с поручениями Президента РФ В. Путина, Минфин России подготовил доклад, где говориться, что в 2023 году за счет индексации оклады бюджетников государственных и муниципальных служащих вырастут на 104,7 млрд руб. Министерство финансов планирует направить 1,006 трлн руб. Это следует из методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023—2025 годы, которую изучил РБК. Размер ассигнований почти в два раза превышает запланированный на эти же цели объем в 2022—2024 году, который оценивался в 579 млрд руб. В 2023 году за счет индексации оклады бюджетников вырастут на 104,7 млрд руб.

В абсолютном выражении больше всего средств на горизонте трех лет планируется направить военным — их зарплаты проиндексируют в сумме на 547 млрд руб. Далее по размеру ассигнований на индексацию оказались работники федеральных государственных учреждений — им планируется выделить 280 млрд руб. Зарплаты гражданских госслужащих увеличат на 120 млрд руб. Напомним, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.

Одним из ключевых изменений станет пересмотр премиальных выплат для педагогов. Премиальные выплаты — это дополнительные денежные средства, которые учителя могут получать в зависимости от достижений и результативности своей работы. Они являются инструментом поощрения и стимулирования педагогической деятельности. Согласно новым правилам, премиальные выплаты будут пересмотрены и усовершенствованы. Теперь размер премии будет рассчитываться с учетом не только общих показателей успеваемости учащихся, но и индивидуальных достижений каждого учителя. Это означает, что зависимость размера премии от работы всей школы будет заменена на оценку и признание учителя как самостоятельного профессионала.

Учителя, показавшие лучшие результаты и достижения, будут получать премиальные выплаты в большем размере, что послужит дополнительным стимулом для саморазвития, повышения квалификации и повышения качества образования в целом. Однако, важно отметить, что пересмотр премиальных выплат не является панацеей и не должен заменять общие повышение зарплаты учителей. Это лишь одно из мероприятий, направленное на улучшение и стимулирование работы педагогов. Изменения в системе оплаты дополнительных нагрузок С 1 января 2024 года в системе оплаты труда учителей произойдут изменения в отношении дополнительных нагрузок. Важно отметить, что данные изменения будут касаться только дополнительной работы, связанной с преподавательским процессом, которую учитель выполняет помимо обязательных уроков. Одним из важных изменений, которое вступит в силу с начала следующего года, является пересмотр системы оплаты дополнительных нагрузок. Теперь оплата будет производиться не только по количеству выполненных часов, но и на основе сложности задачи, объема работы и использования новых технологий. Данный шаг позволит более справедливо оценить труд учителей и вознаградить их за вклад в преподавательскую деятельность. Также стоит отметить, что с 1 января 2024 года будет введен новый перечень дополнительных нагрузок, за выполнение которых учителю будет начисляться дополнительная оплата. Среди таких нагрузок могут быть ведение кружков, предметных олимпиад, подготовка к экзаменам и другие педагогические мероприятия, которые выходят за рамки обычных уроков.

Кроме того, стоит отметить, что новые правила оплаты дополнительных нагрузок обязуют учителей вести детальный учет выполняемой дополнительной работы и предоставлять соответствующие отчеты. Это позволит упростить процесс начисления и контроля за выплатами. Таким образом, изменения в системе оплаты дополнительных нагрузок, которые восстановятся с 1 января 2024 года, направлены на повышение справедливости и прозрачности оплаты труда учителей. Новые правила учитывают сложность и объем выполненной работы, что поможет более точно оценить труд педагогов и стимулировать их профессиональное развитие. Важные детали и исключения в новых правилах оплаты труда учителей С 1 января 2024 года вступают в силу новые правила оплаты труда учителей, которые вносят изменения в систему оплаты и повышения заработной платы. Новые правила приняты с целью стимулирования качественного образования и повышения престижа профессии учителя. Однако новые правила имеют некоторые важные детали и исключения, которые необходимо учесть. Например, прежде чем приступить к работе, учитель должен обладать не только высшим образованием, но и проходить специальное обучение, аттестацию и получить соответствующий сертификат.

Таким образом, пока сохранются нормы ст. Правительство вправе только повысить базовые ставки и оклады, определить перечни и условия стимулирующих и компенсационных выплат, принять решения по увеличению бюджетных ассигнований на эти цели. Только тогда в соответствии с законом исполнительные органы власти регионов увеличат финансирование школам, а школы приведут свои локальные акты в соответствии с базовыми окладами, новыми правилами и увеличенным финансированием.

Тарификация педагогических работников: что это такое и основные правила

Стимулирующие выплаты и компенсации от правительства. Стимулирующие выплаты и компенсации от региональных властей. Надежды работников школ на улучшение связаны с тем, что в 2023 году уже одна ставка будет не менее МРОТ минимальной оплаты труда , в то время как раньше под этим подразумевалось, что не ниже МРОТ должен быть оклад со всеми выплатами. Таким образом, работники образования рассчитывают, что с изменением системы оплаты и правил расчета повышение зарплаты учителям в 2023 году станет более значительным. Из чего состоит зарплата учителя Фото: ededchechine on Freepik Оплата труда зависит от оклада, а также от доплат и компенсаций.

Оклад — это основа, базовая часть, его устанавливает государство. На размер выплат значительное влияние оказывают региональные власти и работодатель — управляющий совет учреждения. Минималка учительской зарплаты не должна быть ниже уровня МРОТ: в 2023 году его размер составляет 16242 рублей в месяц. Оклад Оклад — это не заработная плата, а строго фиксированная сумма, выплачиваемая работнику за полностью отработанный месяц.

Зарплата обычно больше оклада, так как включает доплаты. Что влияет на оклад На размер оклада влияет несколько факторов: Образование.

Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад. Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас».

Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Другие материалы по теме:.

Пока педагог в декрете, распределите его часы между коллегами или примите на работу нового сотрудника на время отпуска. Когда тарификация будет готова, ознакомьте с ней работников. Попросите педагогов заверить подписью свое согласие на установленный объем работы. Не позднее 1 октября школа должна написать окончательный вариант тарификационного списка. Укажите в нем виды деятельности, количество часов и расценки, по которым будете считать оплату. Составлять почасовую нагрузку необходимо с учетом должности, которую занимает работник. Обратите внимание на ограничения, установленные законодательством к общему количеству часов в неделю. Учитель не может работать свыше 36 часов, а для дефектолога и логопеда предельный порог — 20. По структуре документ похож на штатное расписание. Руководитель утверждает его приказом. Тарификация составляется в виде таблицы. Включите в нее перечень должностей и перечислите тарифные ставки. Вносите в тарификационный список только педагогические должности. Укажите личные данные коллег, которые их занимают. Строгие требования к структуре документа не закреплены на законодательном уровне. Школа должна ориентироваться на рекомендации Минобрнауки, где приведена примерная форма локального акта.

Все они лежат под ногами. Как говорится, бери, решай и добивайся конкретного результата», — отметил политик. Я убеждён, что льготы у учителей как минимум должны быть такими же, как у госслужащих, а по многим позициям даже лучше», — считает Сергей Миронов. При этом должностной оклад не должен включать в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Он не должен зависеть от количества учеников в классе, а за классное руководство предлагаем доплачивать дополнительно», — указал лидер партии. В законопроекте фракции «Справедливая Россия — За правду» говорится, что у учителей должна быть сокращенная рабочая неделя — не более 36 часов, а преподавательская и воспитательная нагрузка не должна составлять более 20 часов в неделю.

Сколько получают учителя

Ожидаемые преимущества Учителя получат более справедливое и прозрачное вознаграждение за свой труд. Новые правила начисления зарплаты позволят пересмотреть систему оплаты и выстраивать ее на основе выполнения конкретных задач и достижения определенных результатов. Учителя смогут получить премии за высокие показатели учебного процесса, полученные награды и повышение квалификации. Благодаря новым правилам, учителя будут стимулироваться к дополнительному образованию и повышению квалификации. Учителя будут оцениваться конкретными показателями и результатами, что поможет повысить качество образования. Новые правила начисления зарплаты позволят оптимизировать расходы на оплату труда, учитывая реальные потребности и результаты. Учителя будут иметь ясные критерии оценки своей работы и будут получать обратную связь на основе этих критериев.

Больший фокус будет сделан на наградах за достижения и успехи в образовательном процессе, что поможет стимулировать учителей к лучшим результатам. Проблемы и сложности Новые правила начисления зарплаты учителям, вступившие в силу с 1 сентября 2023 года, внесли ряд проблем и сложностей для данной категории работников образования. Непонятные критерии определения заработной платы Одной из сложностей является непонятность новых критериев, по которым определяется размер заработной платы учителей. Подобные критерии не ясны ни самим педагогам, ни руководителям образовательных учреждений. Это создает дополнительные проблемы в процессе начисления и распределения зарплаты. Неравенство в оплате труда Введение новых правил привело к возникновению проблемы неравенства в оплате труда учителей.

Некоторые педагоги получают зарплату значительно ниже своих коллег, несмотря на равный уровень квалификации и затраты на обучение. Это вызывает несправедливость и недовольство среди учителей. Трудности в вычислении зарплаты Из-за новых правил начисления зарплаты учителей сложности возникают при вычислении размера заработной платы. Соответствующие документы и формы, которые необходимо заполнять для получения зарплаты, часто содержат непонятные или противоречивые указания. Кроме того, часто возникают задержки в выплате заработной платы из-за технических проблем или ошибок в расчетах. Недостаточное финансирование Одной из проблем, возникших в связи с новыми правилами начисления зарплаты учителям, является недостаточное финансирование образования.

Учителям не выплачивается достаточная заработная плата, что приводит к ухудшению условий труда и оттоку профессионалов из сферы образования. Отсутствие дополнительных стимулов Новые правила начисления зарплаты учителям не предусматривают дополнительных стимулов или премий за высокие результаты работы. Это отрицательно сказывается на мотивации учителей и стимулирует неэффективное выполнение своих обязанностей. Основные проблемы и сложности.

При применении пункта 6. N 245 Минобрнауки России "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и или индивидуальным планом научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня , в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются: а занимаемая педагогическим работником должность; б нормы времени по видам учебной деятельности, утвержденные локальным нормативным актом организации; в положения раздела VII приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, регулирующие режим рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Согласно пункту 4. N 536 периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся, а также периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются рабочим временем педагогических работников и иных работников образовательных учреждений. В период каникул для обучающихся, а также в периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации по указанным выше основаниям педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных разделом IV приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, установленных для режима рабочего времени работников в каникулярное время. За периоды каникул для обучающихся, а также за периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации за педагогическими работниками и иными работниками сохраняется заработная плата, установленная им до начала указанных периодов. При переводе в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности "тренер" на должности педагогических работников с наименованиями "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим разделом. В целях недопущения при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и или стимулирующего характера, рекомендуется использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности "тренер" разделом XII настоящих Рекомендаций. В отношении тренеров-преподавателей, переведенных с должностей "тренеров" и "старших тренеров" рекомендуется не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации, и применять положения Методических рекомендаций по организации деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом применения норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г.

Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации: в колдоговоре; в положении об оплате труда и премировании; в других соглашениях. Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25. Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия: оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа; труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково; понижение оклада недопустимо; фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе; все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание. Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться. Классификация рабочих профессий По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна егоКПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду по профессиям перечислены в ЕТКС. В справочнике определены: отрасли строительная, литейная, кузнечная и т. По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано: какое образование должно быть у работника; опыт работы; что он должен знать и уметь; какие работы выполнять. На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент. Классификация управленцев Руководящее звено управленцы — это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии: с целями предприятия; с действующим законодательством. То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.

Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7 настоящих рекомендаций. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений 30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений далее - учреждения устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II - IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации. N 421; приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287; приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920; приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 525 с изм. N 677 с изм. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2023 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений. При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на: а необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров окладов должностных окладов , ставок заработной платы за исполнение трудовых должностных обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда норму часов педагогической работы в неделю в год за ставку заработной платы за календарный месяц применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного муниципального учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования 36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2023 году необходимо учитывать следующее. Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2022 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов должностных окладов , ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям. Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов. Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и или стимулирующего характера с учетом: а методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N 71 зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г. Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю в год в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" далее - приказ N 1601 , предусматривающими, что в зависимости от должности и или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год. При заключении трудовых договоров дополнительных соглашений к трудовым договорам с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю в год установлены пунктами 2. В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и или повышений за квалификационные категории или по иным основаниям, на среднемесячную норму учебной нагрузки 72 часа. Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной преподавательской или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях отделениях, классах, группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и или нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и или повышений, установленных в процентах в абсолютных величинах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и или повышений, установленных в процентах в абсолютных величинах , которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и или педагогической работы. Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" далее - приложение 1 к приказу N 536. Согласно пункту 2. При замещении должностей педагогических работников организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования, лицами, имеющими первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную установленную на территории бывших республик Союза ССР, при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены установлены , но не более чем на 5 лет, а также дают право прохождения аттестации, в том числе на высшую квалификационную категорию, по истечении срока их действия. Согласно пункту 1. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7. В соответствии с абзацем третьим п. Учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре адъюнктуре , по дополнительным профессиональным программам , утвержденных соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, поименованными в пункте 6. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с п. При применении пункта 6. N 245 Минобрнауки России "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и или индивидуальным планом научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня , в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются: а занимаемая педагогическим работником должность; б нормы времени по видам учебной деятельности, утвержденные локальным нормативным актом организации; в положения раздела VII приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536, регулирующие режим рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Согласно пункту 4. N 536 периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся, а также периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются рабочим временем педагогических работников и иных работников образовательных учреждений. В период каникул для обучающихся, а также в периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации по указанным выше основаниям педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных разделом IV приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536, установленных для режима рабочего времени работников в каникулярное время. За периоды каникул для обучающихся, а также за периоды отмены приостановки занятий деятельности образовательных организаций по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми для обучающихся в отдельных классах группах либо в целом по организации за педагогическими работниками и иными работниками сохраняется заработная плата, установленная им до начала указанных периодов. При переводе в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона N 127-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности "тренер" на должности педагогических работников с наименованиями "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим разделом. В целях недопущения при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и или стимулирующего характера, рекомендуется использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности "тренер" разделом XII настоящих Рекомендаций. При переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей рекомендуется не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по должности "учитель". Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения 37. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения далее - учреждения здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее: а обеспечение в 2023 году сохранения установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. Рекомендуется размеры указанных выплат устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не ниже ранее установленных в рамках национального проекта "Здоровье" и программ модернизации здравоохранения с учетом показателей и критериев эффективности деятельности, разработанных для данных категорий специалистов ; и повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с вредными и или опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 процентов оклада должностного оклада , установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В России придумали, как выровнять зарплаты бюджетников

Принимать во внимание, что оплата труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, 720 часов в год в зависимости от должности , осуществляется на основе ставок заработной платы, являющихся расчетными величинами для исчисления оплаты их труда с учетом фактического объема их педагогической работы, либо фактического объема учебной нагрузки учебно-тренировочной нагрузки. Понятие "должностной оклад" оклад при оплате таких работников не применяется. Фактический объем учебной нагрузки учебно-тренировочной нагрузки определяется учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, в их трудовых договорах с учетом части третьей статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации. Установленный таким педагогическим работникам фактический объем учебной нагрузки является нормируемой частью их педагогической работы, поскольку в должностные обязанности этих работников входит другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационной характеристикой подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и иная , которая регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" далее - приложение 1 к приказу N 536. В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ без применения к ней каких-либо повышающих коэффициентов и или повышений за квалификационные категории или по иным основаниям, на среднемесячную норму учебной нагрузки 72 часа. Согласно пункту 2. Гарантия выплаты учителю ставки заработной платы в месяц в полном размере в указанных случаях обеспечивается путем внесения в его трудовой договор дополнительное соглашение к трудовому договору сведений о конкретном количестве часов, не достигающем 18 часов в неделю, и виде педагогической работы, которая будет выполняться им в счет догрузки без дополнительной оплаты. Согласно пункту 1. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7.

Рекомендуется устанавливать локальным нормативным актом организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора - не более 800 часов. Учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре адъюнктуре , по дополнительным профессиональным программам , утвержденных соответствующими приказами Минобрнауки России, поименованными в пункте 6.

Рекомендации по оплате — 2023 учитываются Правительством РФ и органами власти при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений, а также трехсторонними комиссиями при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда. В рекомендациях приведены, в частности, принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, перечень норм и условий оплаты труда, а также определены особенности, касающиеся систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников образовательных учреждений, учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, учреждений ветеринарии. Также разъяснен порядок оплаты труда при переводе работников физкультуры и спорта на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель». Что почти не изменилось? Общие положения практически остались прежними. Серьезных корректировок нет в следующих разделах: общие положения; принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда; перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений; системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров; формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Основная корректировка, общая для всех вышеуказанных разделов, состоит в измененной ссылке на НПА при формировании системы оплаты. Также отметим, что принцип обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты, на основе которого формируется система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях, дополнен новым условием.

Повышение уровня зарплаты может быть обеспечено в том числе посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также в связи с увеличением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда пп. В установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений есть небольшие изменения, касающиеся рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Уточнен список методических рекомендаций, которые надо учитывать при разработке показателей эффективности деятельности подведомственных государственных муниципальных учреждений, их руководителей и работников. В том числе следует руководствоваться скорректированными приказами Минобрнауки России от 23. Оплата труда работников сферы образования С учетом фактического объема учебной нагрузки будет определяться размер стимулирующих выплат педагогическим работникам не только за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, но и за результаты работы п. Если должности педагогических работников замещают лица, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории бывших республик СССР, то при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены установлены , но не более чем на пять лет. По истечении этого срока указанные лица имеют право пройти аттестацию, в том числе на высшую квалификационную категорию. Данное правило установлено для организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования п.

Региональные МРОТ обычно выше федеральных в Санкт-Петербурге минимум — 19 650 рублей, в Москве — 20 589 рублей , и руководителям предприятий следует ориентироваться на показатели, установленные в субъекте осуществления деятельности. Когда удобна тарифная оплата труда Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда НСОТ для бюджетников постановление Правительства от 05. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи: подбор и расстановка рабочих; бучение и развитие сотрудников; мотивация персонала. Как посчитать зарплату по всем нюансам и правилам 2024 года? Рассказываем на обновленном курсе профессиональной переподготовки «Бухгалтер по зарплате» Мы научим правильно рассчитывать надбавки, пособия, компенсации, отпускные и командировочные, а также предотвращать налоговые, юридические риски и избегать претензий трудовой инспекции. Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют: количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности; максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности; промежуточные показатели они растут равномерно или прогрессивно. В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить тарифицировать работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании. Тарифная оплата в коммерческом секторе Если самостоятельно разработать и утвердить необходимые разряды рабочих сложно, то всегда есть возможность позаимствовать образцы из отраслевых соглашений, единого тарифно-квалификационного справочника ЕТКС , профессиональных стандартов. Так, в отраслевом соглашении работников наземного городского электротранспорта на 2021—2023 гг.

Исключением станет профессорско-преподавательский состав. Авторы проекта постановления не указывают конкретные методы расчета учительских зарплат, а лишь фиксируют основные моменты реформы. Например, ставки педагогов будут рассчитываться исходя из их квалификации и должностей. Федеральный центр установит перечень и условия назначения компенсационных и стимулирующих выплат. А регионы смогут делать различные дополнительные выплаты учителям. Сами образовательные учреждения смогут устанавливать доплаты, если у них есть дополнительные внебюджетные доходы. В то же время размер зарплат преподавателей по новому расчету не может быть ниже текущего, если у них не изменится нагрузка в меньшую сторону. В пояснительной записке к документу отмечается, что введенная в 2008 году система расчета зарплат педагогов отменила единую тарифную сетку.

Новые правила начисления зарплаты учителям с 1 сентября 2023 года

Речь идёт об учителях, врачах, преподавателях вузов, а также тех, кто трудится в области науки и культуры. Из выделенных средств более 10,3 млрд рублей будет направлено на повышение зарплаты работников образовательных учреждений и свыше 9 млрд рублей. Основным изменением является увеличение тарифных ставок для учителей всех категорий. Согласно новой сетке, минимальный размер заработной платы учителя будет повышен на 20%. Оклад по тарифной сетке является основной составляющей зарплаты учителя и зависит от его занимаемой должности и категории. Единая тарифная сетка по разрядам — это особый вид оплаты труда. Он позволяет не только учитывать вид деятельности специалиста, но и оценить его профессионализм, опыт и квалификацию. Оплата труда педагогов складывается из фиксированной части — оклада или тарифной ставки, компенсационных, стимулирующих выплат. При определении размера заработной платы принимается во внимание количество часов учебной нагрузки на педагога.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий