Диагностический брак это в древней руси

Допустимой для брака между женихом и невестой считалась 8-я степень родства. При этом с оговорками возможным был брак и в 7-й степени родства [7]. Рассмотрим первые известные примеры браков в этой степени родства среди русских князей в XII в. Династический брак – это форма супружеского союза, которая играла огромную роль в истории Древней Руси. Он представлял собой брак, основанный не только на любви и чувствах, но и на политических интересах и стремлении к укреплению семейной династии. Таким образом, в этническом и религиозном самосознании Древней Руси объективно присутствовали черты некоторого сходства с самосознанием той этноконфессиональной общности, чья история отражена в книгах Ветхого Завета. Учи-тывая слабый уровень политической консолидации древнерусского общества, исследование такого «негосударственного» регулятора соци-альных отношений, как семья, позволяет сделать еще один шаг вперед в реконструкции истории Древней Руси. Династический брак это в древней Руси. Брак между представителями правящих династий разных государств *.

Брак по российскому семейному праву

В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь. Мужья имели право наказывать своих жен. Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности заключения и расторжения брака в Древней Руси, регулируемые сначала древними обычаями и традициями, а затем, с принятием христианства, нормами церковного права. В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь. Мужья имели право наказывать своих жен. Начало долгого разговора о брачных союзах дома Рюриковичей и о том, что это может дать для понимания исторического процесса. Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трeх раз. Родственные браки на Руси не поощрялись ни в языческий, ни в христианский период. Хотя, разумеется, более строго они стали регламентироваться уже в эпоху христианства.

Как правильно заключить династический брак

Анна была красива по преданию, она имела «золотые» волосы , умна и получила неплохое по тому времени образование, много читала, ведь у Ярослава Мудрого была самая большая библиотека того времени, знала несколько иностранных языков. На момент сватовства ей было около 17 лет. Генрих же был немолод, в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым, к тому же он был неграмотным и расписывался крестиком. Он с трудом удерживал бразды правления и надеялся на укрепление престижа страны через матримониальную связь с сильным государством. Главным мотивом такого выбора французского короля Генриха I было желание иметь крепкого, здорового наследника. Вторым мотивом было то, что его предки из дома Капетингов были в кровном родстве со всеми соседними монархами, а церковь возбраняла браки между родственниками. Так судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть французских Капетингов. Генрих послал первое свадебное посольство в далекую Русь.

Послам было поручено получить согласие на брак с Анной. Однако Генрих I Капетинг был настойчив, и через год послы короля Франции во второй раз отправились в Киев за русской невестой, княжной Анной Ярославной. Ярослав Мудрый вынужден был согласиться. Сваты преподнесли Ярославу богатые подарки от Генриха Первого: парчу фламандскую, сукно реймское, орлеанские кружева, знаменитый толедский меч. Ярослав тоже не подкачал и дал за своей дочерью меха, водку, икру, многочисленные украшения, среди которых был знаменитый драгоценный камень - гиацинт святого Дениса. К этим подаркам Анна сама добавила книги и несколько икон, в том числе и самую любимую, с изображением святых Глеба и Бориса, основоположников их рода. Не забыла она и про древнее Евангелие, написанное кириллицей и глаголицей.

Что думала при этом молодая девушка, зная, что едет к мужу, которого она никогда не видела, что он некрасив и немолод. О какой любви она могла мечтать? Ведь с детства ее готовили быть королевой в чужой стране с чужими обрядами и языком. И все дочери Ярослава были готовы к этому. Престиж страны был выше личных чувств. Ликующая толпа старинного города Реймса пришла приветствовать свою будущую королеву. Анна была прекрасной наездницей и на коне гордо въехала в эту незнакомую страну.

Генрих I выехал встретить невесту в Реймс, где и состоялось их бракосочетание. Анна Ярославна отказалась присягать на латинской Библии и принесла клятву на древнем Евангелии, написанном кириллицей и глаголицей, которое она привезла с собой из Киева о нем уже упоминалось ранее. В дальнейшем по традиции французские короли при помазании давали Богу обет на этом Евангелии, и так как славянская азбука им была совсем незнакома, то они принимали ее за какой-то неведомый магический язык. В июле 1717 года, когда император Петр Первый посетил Реймс, ему показали это Евангелие и пояснили, что никто из людей не знает этого «волшебного языка». Каково же было удивление французов, когда Петр начал бегло читать его вслух! Сейчас это Евангелие хранится в Париже. В дальнейшем Анна, как мудрая дочь своего отца, примет католичество.

Анна принимала участие в управлении государством — на документах той поры рядом с подписью её мужа встречается и её подпись. На государственных актах, на грамотах можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». Однако первые годы ее жизни в этой стране были далеко не легкими. Будучи королевой, она просто не имела права на малейшую ошибку. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый, похож на деревню, где нет дворцов и соборов, какими был богат Киев: «В какую варварскую страну ты меня отослал. Дома здесь мрачные, церкви - некрасивые". Действительно, это был не тот Париж, который "можно увидеть и умереть", как говорят сейчас.

Мало того, в Париже не пользовались баней, к которой привыкла Анна, а сам Генрих вообще очень редко мылся, примерно один раз в год. Сейчас в это трудно поверить, но нравы того времени действительно были такими. Еда тоже отличалась от той, к которой привыкла Анна. На Руси употребляли в пищу каши, пироги, супы, пили медовые напитки и отвары, а в Европе того времени ели мало прожаренное мясо, запивая его кислым вином. Конечно, ей пришлось привыкать к совершенно другому образу жизни. К тому же Анна вряд ли была счастлива как женщина. Мнения ученых по этому поводу расходятся и вот почему: некоторые из поклонников королевы Анны полагают, что за королем наблюдались гомосексуальные наклонности, и он был абсолютно равнодушен к своей молодой и красивой супруге, от которой в первую очередь он ждал наследника.

Анна, видимо, тоже не испытывала никаких иных чувств к Генриху, кроме долга и уважения. Брак Анны и Генриха продлился около девяти лет, затем Генрих умер. От этого брака родилось трое сыновей. Старший принц Филипп стал королем Франции еще в 8-летней возрасте. Греческо-византийское имя Филипп в Западной Европе в те времена не употреблялось. Этим именем Анна назвала своего старшего сына, впоследствии оно получило широкое распространение. Его носили ещё пять французских королей, можно сказать, что с легкой руки Анны это имя стало фамильным и в других европейских династиях.

Анна добилась настоящего признания, продолжая политику мужа, направленную на укрепление королевской власти во Франции. Она сумела внушить к себе уважение, показав себя смелой, настойчивой, бескорыстной правительницей, стремящейся к благу своего королевства. В 30 лет она снова вышла замуж за графа Рауля де Валуа. Видимо, это была настоящая любовь. Анна, как и Рауль, очень многим пожертвовала ради этой любви. Она отдалилась от сына-короля, потеряла титул королевы, а вместе с титулом она была лишена и права на управление королевством. Высокому титулу она предпочла любовь, и ее можно понять.

Где находится могила Анны--неизвестно. Одни считают, что во Франции, но во время Французской революции ее могила была разграблена и утеряна. Другие считают, что она вернулась в Россию, но это, скорее всего, просто легенда. Самое главное, что королеву Анну во Франции чтят и помнят до сих пор. Политические шаги сыновей, дочерей и сестер могущественного Ярослава Мудрого достойны остаться в нашей памяти уже за то, что они вложили посильную лепту в упрочение международного престижа своей Родины, их династические браки способствовали укреплению дружеских отношений с государствами западной Европы и тем самым укрепляли положение Руси на международной арене. История про Анну Ярославну невольно перекликается с историей о другой Анне, но произошедшей через 500 лет после вышеизложенных событий. Между тем эта женщина сыграла незаурядную роль в событиях бурного ХVII века.

Анна была испанской принцессой, принадлежащей к династии Габсбургов. Как и положено при договорных браках еще в три года ее просватали за французского дофина Людовика. Анна изнемогала от любопытства, каким окажется ее жених - красавцем или уродом, добрым или злым. Но это не играло никакой роли, так как ее задачей было помирить давно враждовавшие династии Габсбургов и французских Бурбонов. Жизнь родившейся в сентябре 1601 года Анны, как и других испанских принцесс, была подчинена строгому распорядку: ранний подъем, молитва, завтрак, потом часы учебы. Юные инфанты обучались шитью, танцам и письму, зубрили священную историю и генеалогию царствующей династии. Далее следовал торжественный обед, дневной сон, затем игры или болтовня с фрейлинами у каждой принцессы был свой штат придворных.

Затем снова долгие молитвы и отход ко сну - ровно в десять вечера. Как видим, Анна была воспитана в испанской строгости. Французский двор, где вырос Людовик, был совсем не похож на испанский. Здесь часто слышались смех и сальные шутки, обсуждались супружеские измены, да и король с королевой почти открыто изменяли друг другу. Они совсем не уделяли Людовику внимания, а мать Мария Медичи, навещала его только затем, чтобы надавать пощечин или отхлестать розгами за какую-либо провинность. Немудрено, что тот вырос замкнутым и одержимым множеством комплексов. Людовик так же с детства знал, что ему в жены предназначена Анна, но уже заранее он относился к своей будущей жене с предубеждением.

Уже в три года он говорил о ней так: «Она будет спать со мной и родит мне ребеночка». И тут же хмурился: «Нет, я не хочу ее. Она ведь испанка, а испанцы - наши враги». Когда он впервые увидел Анну, она показалась Людовику такой красивой, что он не смог сказать ей ни слова. Анна действительно была красивой. От предков по австрийской линии ей достались белокурые волосы и кожа, лишь черные горящие глаза выдавали ее испанское происхождение. Вечером на торжественном банкете по случаю помолвки Людовик был смущен и нем как рыба.

В Париже после венчания молодых ждало брачное ложе, но Людовик был так напуган, что матери пришлось чуть ли не силой заталкивать его в спальню, где ждала Анна. Кроме матери там присутствовали две служанки, которые наставляли молодых, что и как делать. Утром толпе придворных были предъявлены доказательства того, что «брак осуществился должным образом». Немудрено, что такие действия привели к тому, что у Людовика вообще отбили желание общаться с женщинами. Говорят, что после первой брачной ночи он целых четыре года «не заглядывал в спальню жены». Желанный наследник так и не был зачат - ни в первую ночь, ни в течение последующих десяти лет. Видя разврат при дворе, Людовик стал ненавидеть женщин и считать их коварными искусительницами.

Не только супруге, но и всем придворным дамам он запретил носить чересчур откровенные декольте и платья в обтяжку, чтобы их вид не отвлекал его и его подданных от благочестивых мыслей. Зато король весьма нежно вел себя с симпатичными молодыми пажами, что породило в Париже волну слухов. Людовик проводил с ними целые дни на соколиной охоте, совершенно забыв о жене, а молодая королева вела скучную жизнь в Лувре, она тосковала по мужскому вниманию, которым по-прежнему была обделена. Понадобились усилия Римского папы и испанского посла, чтобы Людовик снова появился в спальне жены, но «медовый месяц» и на этот раз оказался недолгим. И тем не менее королева не желала изменять мужу, в ней сказывалось ее испанское воспитание. И тут в «воспитание чувств» королевы неожиданно включился кардинал Ришелье. Несмотря на свой сан, он не чуждался женщин.

Теперь он сам решил завоевать сердце Анны Австрийской. Кардинал надеется сделать то, что не удалось Людовику,- зачать наследника и возвести его на трон Франции. Более вероятно, что он просто хотел держать королеву «под колпаком», не давая ей ввязаться в какой-нибудь заговор. Нельзя исключить и того, что Ришелье просто увлекся Анной, красота которой достигла расцвета, ей было 24 года, ему - почти сорок. Но мужские чары кардинала оставили ее равнодушной. Возможно, опять сыграло роль ее испанское воспитание - Анна воспринимала мужчин в рясах только как служителей Господа.

Именно поэтому женщина, у которой был внебрачный ребенок, являлась первой невестой в племени: она доказала свою женскую состоятельность.

Вступление в брак у славян было обязательным для социальной личности, поэтому одинокие люди подвергались насмешкам и вызывали подозрение. В Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Иногда засылала сватов девушка, а зятя брали в дом жены. Ограничения же на брак касались возраста, родства, вероисповедания, соблюдения очередности вступления в брак дочерей согласно старшинству. Церковное венчание, введенное на Руси в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам. К концу XIII века согласие сторон: девушки, жениха, родителей невесты, родителей жениха и холоповладельца предшественника помещика стали фиксироваться в брачном согласии — специальном договоре, заключаемом в письменной форме. Заключительной частью сговора в XIV—XV веках стало обручение, и обрученный обязан был жениться в случае даже осквернения суженой.

Помня о «традиционных игрищах», церковь сделала замечание что сохранение плевы до замужества необязательно, но несохранение ее требует штрафа. Брачный возраст в это время для женщин начинался с 12 лет. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей. К концу XV века официально возможные поводы к разводу существенно ограничивались: расторжение брака было возможно фактически только по неверности или по импотенции. В западных регионах Руси, где исповедовался католицизм, выражалось согласие на брак перед двумя свидетелями и приходским священником и только, а также признавались браки, не получившие церковного освящения. На практике сватовство, обручение и свадьба были у нас делом сложнейшим, требующим участия таких квалифицированных экспертов, как сваха и многочисленные свояки.

Обмануть могли на каждом шагу: например, вместо подлинной, но некрасивой невесты могли показать стороне жениха совершенно другую девушку, только чтобы сбыть дитятко с рук. Меж тем, когда обман раскрывался, брак чаще всего оставался в целости и сохранности. Жених, которого сватала невеста, участвовал в девичнике, готовил приданое и назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой». Про таких говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Будучи в таком браке, женщина могла пользоваться равными с мужчиной правами. Пожениться могли люди с совершенно разных сословий вспомним здесь «Повесть о Петре и Февронии», где князь, хоть и не с первого раза, но берет в жены «древолазца дщи», то есть дочь вольного бортника — охотника за медом лесных пчел. Молодожены могли и не жениться вовсе, а пожить вместе и, если не подходят друг другу, разойтись.

Женщина имела полное право на свое приданое, но если муж ей доверял, то мог доверить и ведение хозяйства. Завидный жених мог потребовать увидеться с невестой до свадьбы, но кого бы он ни увидел, жениться ему приходилось, потому что невеста в представлении родителей уже была как бы отдана жениху, и попробовали бы вы их в этом переубедить… День сговора назначался родителями невесты. В дом невесты приезжали родители жениха, садились напротив родителей невесты и долго молчали. Потом начинали писать «рядную записку» ибо стороны именно что рядились, как натуральные купцы. В записке назначали день свадьбы и подробнейше, как в протоколе обыска, перечисляли приданое невесты. Почему-то обязательно туда попадала кровать корневой символ постельного счастья , затем шли сшитые во время взросления девочки и передаваемые от матерей и бабок платья, горшки, тарелки, ложки-поварешки… Богатым невестам в рядную записку вписывали украшения, порой весьма дорогие, деньги и золотом, и ассигнациями и разнообразную недвижимость — от курных изб до доходных домов. Эдакий калым наоборот: от жениха ничего не просили.

Ни полушки. Если невеста была настолько бедна, что не могла вписать в приданое ни копейки, ни грошика, жених перечислял родителям несколько своих рублей: ну, не может быть невеста без приданого, диктовал обычай! Что бесприданниц не отменяло. Утром в день свадьбы в дом жениха готовить брачное ложе отправлялась сваха, ибо веровали, что колдуны могут «испортить» первую брачную ночь. Стелили молодым в сеннике, часто нетопленном. Понятно, почему: когда холодно, невольно жмешься поближе к другому. Так, видимо, подталкивали к близости.

Если близость не получалась легко ли сказать — мальчик и девочка, даже знающие гораздо больше о близости, чем сегодняшние, — что они могли друг с другом сделать? В сенник несли символы плодородия — лари с зерном, бочки: намекали на потомство. Перед венчаньем звали молодых к столу, но и там жениху лица невесты не показывали — что за хитрые люди! Основательно выпив и закусив, посаженый отец, обращаясь к родному отцу невесты, спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить» — то есть венчать. Вели… И только после венчания садились выпивать и закусывать до самого конца церемонии. Финальная часть пира была более приятной или наоборот, неприятной для жениха: невесте, наконец, открывали лицо. Девичий венец сменялся на «бабий убор» — повойник.

Красива была невеста или некрасива, она должна была непременно плакать, хотелось ей того или нет. Первым, что видел молодой муж на лице жены, были слезы, а первым, что видела невеста, тонкое шерстяное покрывало, за которым смутно, как в рождественском гадании на зеркале, проступало лицо мужа. Диво ли, что ведущей, главной эмоцией становилась не любовь откуда ей взяться в этой странной встрече? Сначала к себе, а потом к насильственно сводимой с тобой другой душе? Представьте себе: русская свадьба поначалу вовсе не весела. И замужние, и девицы поют за столом печальные песни — в общем, не понять, замуж выдают или хоронят заживо. Замечательна сцена женитьбы царя Петра в фильме «В начале славных дел»: молодой и молодая в традиционной длиннополой одежде во главе стола, вой плакальщиц, прибаутки гостей, лица будущей пары напряжены, Петр почти открыто недоволен.

Перед тем мать-царица говорит ему, застигнутому посреди потешных трудов: «Женить я тебя надумала, Петруша» — «Ну, так жените», — досадливо, нетерпеливо отвечает строитель России молодой, понимая, что ни о какой любви речи не идет. Наконец, распорядитель царской свадьбы поднимается и предлагает молодым покинуть пиршество, пока не начались самые соленые шутки. Им заворачивают на ночь в тряпицу курочку, краюху хлеба, и поднимаются они, горемыки, по лестнице в опочивальню, и первые минуты не знают, о чем говорить. Петр, мрачный, отвлеченный от дел, разламывает курицу пополам, и жуют они, наконец, эту жареную птичку, сглатывая те же слезы досады на судьбу, так немилосердно с ними обошедшуюся. По обычаю, перед тем как покинуть свадебный пир, муж, обозначая полноту власти над женой, ударял ее по спине плетью, полученной от тестя: женщина переходила от одного «хозяина» к другому.

Так как в последующий период нашей истории брачным возрастом считались 15 лет для женихов и 13 для невест, то не будет ошибкой утверждать, что в Древней Руси духовенство, при разрешении подобных вопросов, опиралось преимущественно на нормы Эклоги. Общественно-политический строй и право Киевского государства. Однако в княжеском роду Рюриковичей установленные законодательством возрастные нормы нарушались довольно часто. Так, владимирский князь Всеволод Юрьевич женил своего сына Константина, когда тому исполнилось всего 9 лет, а сын новгород-северского князя Игоря Святославича Святослав вступил в брак в возрасте 11 лет. Еще больше отступлений от закрепленных церковью норм брачного возраста было при выдаче замуж княжон. Приблизительно в трехлетнем возрасте была просватана дочь киевского князя Святополка Изяславича Сбыслава, правда, в брак она вступила несколько позже, в возрасте 7 или 8 лет. История Российская: В 3 т. Полное собрание русских летописей. Ипатьевская летопись. Столь ранние княжеские браки преследовали исключительно политические цели: укрепить мирные соглашения с соседями или расширить международные контакты, как, например, поступал Ярослав Мудрый, выдавая своих дочерей за представителей влиятельных домов Европы. Совместную жизнь таких детей-супругов, по мнению Д. Дубакина, нельзя назвать супружеской в полном смысле этого слова. Подобные ранние браки сохранялись на Руси продолжительное время. Даже в начале XV в. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления "Домостроя". Памятники древнерусского канонического права. Еще одним необходимым условием для вступления в христианский брак было согласие самих брачующихся, а также их родителей или родственников. В языческом обществе брак являлся, прежде всего, имущественной сделкой между родителями жениха и невесты, поэтому согласия молодых людей на брак, за очень редким исключением как, например, при сватовстве князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде , не спрашивали. Однако и после принятия христианства отношение к браку принципиально не изменилось. Как свидетельствуют летописи, роль родителей при его заключении по-прежнему оставалась решающей: "Ростислав Смоленский прося дочери оу Святослава оу Олговичи за Романа сына своего Смоленьскоу и ведена бысть из Новагорода... В случае если взрослый сын самостоятельно находил себе невесту, он все равно должен был получить разрешение родителей на брак. Заключение брака без согласия родителей или против их воли, по мнению В. Однако можно предположить, что согласие родителей имело решающее значение лишь при заключении браков в среде знати. В низших же слоях древнерусского общества в основе брака, вероятно, лежали, прежде всего, взаимные симпатии жениха и невесты, а не желание их родителей. Объясняется это не столько отсутствием необходимости заключения "династических" браков среди низших слоев населения их представители могли устраивать подобные браки с целью получения дополнительных рабочих рук , сколько длительным сохранением пережитков язычества, прежде всего свободы общения полов во время языческих празднеств, нередко сопровождавшихся умыканиями по взаимному согласию. Угроза бегства заставляла родителей считаться с волей своих детей при заключении брака.

Девичий венец сменялся на «бабий убор» — повойник. Красива была невеста или некрасива, она должна была непременно плакать, хотелось ей того или нет. Первым, что видел молодой муж на лице жены, были слезы, а первым, что видела невеста, тонкое шерстяное покрывало, за которым смутно, как в рождественском гадании на зеркале, проступало лицо мужа. Диво ли, что ведущей, главной эмоцией становилась не любовь откуда ей взяться в этой странной встрече? Сначала к себе, а потом к насильственно сводимой с тобой другой душе? Представьте себе: русская свадьба поначалу вовсе не весела. И замужние, и девицы поют за столом печальные песни — в общем, не понять, замуж выдают или хоронят заживо. Замечательна сцена женитьбы царя Петра в фильме «В начале славных дел»: молодой и молодая в традиционной длиннополой одежде во главе стола, вой плакальщиц, прибаутки гостей, лица будущей пары напряжены, Петр почти открыто недоволен. Перед тем мать-царица говорит ему, застигнутому посреди потешных трудов: «Женить я тебя надумала, Петруша» — «Ну, так жените», — досадливо, нетерпеливо отвечает строитель России молодой, понимая, что ни о какой любви речи не идет. Наконец, распорядитель царской свадьбы поднимается и предлагает молодым покинуть пиршество, пока не начались самые соленые шутки. Им заворачивают на ночь в тряпицу курочку, краюху хлеба, и поднимаются они, горемыки, по лестнице в опочивальню, и первые минуты не знают, о чем говорить. Петр, мрачный, отвлеченный от дел, разламывает курицу пополам, и жуют они, наконец, эту жареную птичку, сглатывая те же слезы досады на судьбу, так немилосердно с ними обошедшуюся. По обычаю, перед тем как покинуть свадебный пир, муж, обозначая полноту власти над женой, ударял ее по спине плетью, полученной от тестя: женщина переходила от одного «хозяина» к другому. Иногда за молодыми увязывались гости, но если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего — особого человека, часто родного дяди жениха или невесты, охранявшего молодых от «лиходейства». Со временем ясельничий частично преобразился в шафера — фигуру главного свидетеля брачного торжества, ближайшего помощника и товарища жениха, а заодно и распорядителя пира. Оставшись наедине, молодые исполняли еще один старинный, еще языческий обряд — разувания: жена, в знак покорности, снимала с мужа сапоги, в одном из которых была монета. Если первым снятым оказывался сапог с монетой, это был счастливый знак на всю будущую жизнь, а если нет, совместное житие обещало тяготы — и непрерывное повиновение. В Сибири и на Урале жена омывала мужу ноги, и это скорее обычай, докатившийся до Руси с Ближнего Востока, но символически значивший то же самое — покорность. Дав молодым время на проведение обряда разувания и омовения, а потом, подождав еще немного, ясельничий справлялся о здоровье жениха. Если тот отвечал, что находится в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых. Известно, что в некоторых местностях России демонстрировали гостям простыню с кровавым пятном обычай предполагал, что невеста девственна, а если это было не так, простыню пачкали заранее приготовленной кровью какого-нибудь домашнего животного. Детализация и регламентация отношений, возникавших в русской брачной паре, поразительна: казалось бы, назови братом или сестрой ту, что со стороны жены, и так же пусть поступит жена, касаясь родственников мужа, но нет, куда там! Сегодняшние женщины изо всех сил стараются быть стройными, ведь именно таких любит большинство мужчин. Но если бы мы вдруг перенеслись во времена крестьянской Руси, то на худосочную барышню никто бы даже не обратил внимания, отдав предпочтение розовощекой пампушке. Да, мужчинам, кстати, тоже пришлась бы по душе жизнь в том времени, ведь раньше на Руси измена вовсе не считалась прелюбодеянием, а была всего лишь блудом. Тощих в жены не берут Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. В те времена мужчины совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Также сваты в те времена боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок. Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения. На щечке родинка, а в глазах любовь… Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше обладательниц таковых замуж не брали. Любые отметины на теле — большие родимые пятна, родинки — считались серьезными недостатками для будущей невесты. Наличие небольшой царапины, болячки и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки. В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой. Была здоровая, стала худая Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились «доброжелатели», которые пытались помешать свадьбе. Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела. Причина заболевания была проста — девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки. В то время в ход шло все — и колдовские заговоры, и женские хитрости. Принарядиться на выход Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга. Зато если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску». Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники. Стегать — наедине «Домострой» свод правил и наставлений XVI века ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «…ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным». Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе». Ночь с чужой женщиной — блуд, а не прелюбодеяние Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него зачастую не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее.

Что такое династический брак в Древней Руси?

В древнерусских государствах династические браки часто заключались между княжескими династиями, с целью установления союзов и противостояния общим врагам. Такие браки помогали смягчить конфликты и создавать благоприятные условия для экономического и политического развития каждого из государств. Происхождение династического брака на Древней Руси также связано с религиозными и культурными традициями того времени. Брак являлся не только политическим актом, но и ритуалом, символизирующим объединение двух династий и их народов под одной вершиной власти. Таким образом, происхождение династического брака на Древней Руси можно объяснить его важной ролью в укреплении взаимоотношений между правящими династиями, установлении мира и стабильности на русских землях, а также сохранении традиций и культуры древнерусского народа. Влияние династического брака на политическую обстановку Династический брак на Древней Руси играл значительную роль в формировании политической обстановки. Заключение браков между представителями разных княжеских династий имело важное значение для укрепления союзов и создания благоприятных условий для ведения государственного дела.

Благодаря династическим бракам, княжеские роды смогли укрепить свои позиции и установить стабильность в правлении. Взаимные союзы путем брачных связей позволяли сглаживать конфликты между княжествами и создавать благоприятную атмосферу для сотрудничества. Династический брак также способствовал укреплению родовой власти и передаче власти по наследству.

В истории человечества заключение династических браков прослеживается с конца бронзового века [1] , однако в Европе эта практика получила наибольшее распространение со Средних веков до середины XX века. За их счет монархи стремились достичь большего влияния как для себя лично, так и для своей династии [2] , что в результате становилось как причиной новых войн, так и способом их избежать [3].

Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником.. Духовное родство запрещалось до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом препятствия к браку было усыновление.

Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определенных степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления. Русская церковь по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не создавала самостоятельных документов. Различные законодательные акты, грамоты митрополитов и патриархов повторяли о необходимости помнить характер родственной или свойственной близости между будущими супругами. Русская церковь всегда стремилась к тому, чтобы условия о соблюдении канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами, гак и священниками приходов.

Ранним утром перед венчанием жених отправлял невесте специальную шкатулку. В ней находились сладости, украшения и принадлежности для венчания. Позже приезжал жених на повозке украшенной лентами, цветами и колокольчиками. Перед домом ему приходилось пройти несколько препятствий, чтобы выкупить невесту отгадать загадки, отворить запертые двери, найти невесту среди переодетых девушек. Перед венчанием невесте расплетали косу в знак прощания с девичеством.

Для того чтобы жить в согласии молодые должны были одновременно переступить порог церкви, вместе креститься и задувать свечи. По возращении с венчания, новобрачных встречали с караваем и в знак будущего благополучия осыпали деньгами, орехами и зерном. Все гости отправлялись на пир, который мог продлиться несколько дней. Оставшись наедине, молодожены выполняли древний ритуал: жена в знак покорности снимала с мужа сапоги. Если в первом сапоге находилась монета — брак обещал быть счастливым. В последующие дни после свадьбы супруги ходили в гости к родственникам. Накрывались столы, устраивались игры и пляски. Это способствовало более тесному знакомству и скреплению отношений. Теперь жена оказывалась под полным контролем мужа.

В то время как свободная девушка могла гулять в одиночестве, замужняя не имела права выйти в церковь без одобрения супруга или вести разговоры с посторонними. Затворнический образ жизни, которые вели женщины, являлся помехой для получения образования. Многие из них оставались неграмотными. Большая часть имущества семьи находилась в собственности мужа, на которые жена не имела никаких прав. Все что она имела — это приданное, полученное от родителей. Поводы для развода были сведены к минимуму церковным уставом. Муж имел право подать на развод, если жена вела разгульную жизнь или покушалась на жизнь супруга. Если девушка оказывалась бесплодной, то ее отправляли в монастырь и мужчина мог заново жениться.

Династический брак

Поэтому Добрыня в дальнейшем Добрыня Никитич - не только русский князь, но и прирожденный принц крови Чешского королевского дома то есть чешской правящей династии , которого должны были величать "Его Королевское Высочество". Но есть еще одна, наверное, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову. Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли то есть Полянского княжества. Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец - князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти. Во времена Ордынского ига на Руси князья ради покровительства татарского хана, вассалами которого они являлись, женились на его дочерях или сестрах. Князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный вынужден был жениться на дочери хана Тулабуга, получив в приданое общим числом "36 градов". В 1318 году московский князь Юрий Даниилович, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы.

Брак Иоанна III на племяннице последнего Византийского императора Константина Палеолога Софии в 1472 году привел к укреплению власти русского князя, расширению торгово-экономических отношений Руси и Запада. И, несмотря на намерения Папы Римского подчинить Русь католическому влиянию, государство осталось верным преемником Византии, как в религии, так и в культуре. Это было на руку прусскому императору Фридриху II, который, ведя с Россией войну, терпел поражение. Но немецкая принцесса избавилась от своего слабохарактерного мужа и превратилась в великую русскую императрицу-патриотку своей новой родины. Вышеизложенные исторические факты подтверждают то, что династические браки являлись своеобразной стратегией и тактикой, политической хитростью в достижении целей и решении некоторых проблем русской дипломатией, а также способствовали возвышению русского двора в глазах европейских монархов. Как вы ведете себя при стрессе? Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову. Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли то есть Полянского княжества. Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец - князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти. Во времена Ордынского ига на Руси князья ради покровительства татарского хана, вассалами которого они являлись, женились на его дочерях или сестрах. Князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный вынужден был жениться на дочери хана Тулабуга, получив в приданое общим числом "36 градов". В 1318 году московский князь Юрий Даниилович, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы. Брак Иоанна III на племяннице последнего Византийского императора Константина Палеолога Софии в 1472 году привел к укреплению власти русского князя, расширению торгово-экономических отношений Руси и Запада. И, несмотря на намерения Папы Римского подчинить Русь католическому влиянию, государство осталось верным преемником Византии, как в религии, так и в культуре. Это было на руку прусскому императору Фридриху II, который, ведя с Россией войну, терпел поражение. Но немецкая принцесса избавилась от своего слабохарактерного мужа и превратилась в великую русскую императрицу-патриотку своей новой родины. Вышеизложенные исторические факты подтверждают то, что династические браки являлись своеобразной стратегией и тактикой, политической хитростью в достижении целей и решении некоторых проблем русской дипломатией, а также способствовали возвышению русского двора в глазах европейских монархов. Как вы ведете себя при стрессе? Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка? Как построить свою речь словесное оформление : При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

При этом, церковь внедряя в повседневность новую форму брака, боролась пережитками языческого прошлого. Согласно положениям, закрепленным в источниках древнерусского права объектом защиты церкви и государства становиться моногамная семья. Члены семьи пользуются их всемерным покровительством. Перед вступлением в брачные отношения будущие супруги обязаны были пройти обряд обручения, а затем уже и венчания. Церковное оформление брака долгое время не могло искоренить прежние брачные обычаи. Ранее свадьбе предшествовала помолвка, или как ее еще называли — сговор. Сговору сопутствовала трапеза, которая проходила в дому родителей невесты. Обязательными блюдами на этом мероприятии были пирог-каравай и сыр. Отказ жениха от брака после помолвки был позорным для невесты. Позор должен был компенсирован денежной выплатой невесте и штрафом в пользу церкви.

Из Византии вместе с ней приехали многочисленные богословы. Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича и княжны Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогво-лода, вел эффективную внешнюю политику. Именно при нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета и получила международное признание. Для этого князь использовал все возможности для заключения династических браков с разными королевскими домами Европы. Всего у Ярослава было девять детей. Дочь Ярослава Анастасия вышла замуж за венгерского герцога Андрея. Он, спасаясь бегством от преследований, бежал в Киев, а в 1046 году вернулся в Венгрию уже со своей женой и стал там править. В 1060 году Андрей потерпел поражение от своего брата Белы и скончался. Анастасия вместе с сыном вынуждена бежать к правителю Германии Генриху IV, но благодаря своему уму и выдержке ей удалось вернуть трон сыну. Дочь Ярослава Мудрого занималась управлением страны в последние годы жизни мужа и при сыне. Она основала в Венгрии несколько православных монастырей [6, с. О ее жизни мало упоминается в русских летописях, но много говорится в норвежских сагах. Будущий король Норвегии, как и муж Анастасии Ярославны, был изгнанником на своей родине и бежал сначала в Швецию, а потом в Киев. По свидетельству саг он сватался к Елизавете, или как ее называли в Норвегии Эллисиф, но получил отказ, поскольку не имел государства и не был достаточно богат. Харальд остался на службе у Ярослава Мудрого, а затем направился служить к византийскому императору. На службе он подавлял бунты, участвовал Династические браки Европы и Руси в различных военных экспедициях. У него появилось достаточно богатств и он вернулся в Киев. Саги свидетельствуют, что Харальд действительно любил Ярославну, а на обратном пути из Византии в Киев написал ей 16-строчную балладу. Вернувшись из странствия, Харальд смог добиться руки Елизаветы. С 1046 года он вступил в борьбу за норвежский престол и стал королем. Елизавета родила ему двух дочерей. О ее судьбе после смерти короля неизвестно. Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I. Послы от французского монарха привезли в Киев богатые дары и, получив согласие Ярослава, отвезли Анну во Францию. В 1052 году Анна родила наследника Филиппа I, который уже в семилетнем возрасте был коронован. Дочь Ярослава Мудрого принимала активное участие в правлении государством. Сохранилось письмо, которое написал ей папа римский Николай II, в котором он восхищается добродетелями Анны. После того, как Генрих I скончался, Анна Ярославна вышла замуж во второй раз за могущественного феодала графа Рауля де Крепи. Однако граф уже был женат, поэтому этот брак призван недействительным. Последний документ, подписанный Анной, датируется 1075 годом. Точная дата смерти, как и у других дочерей Ярослава Мудрого, неизвестна. Во Франции ей поставлен памятник. Таким образом, мы видим, что дочери великого князя были использованы для укрепления влияния Руси и создания новых политических союзов с Европой. Многие европейские монархи имеют корни киевских князей. Сыновья Ярослава Мудрого также вступали в династические браки. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии Константина IX Мономаха, имя которой, к сожалению, неизвестно. От этого брака родился будущий великий князь, который будет носить прозвище своего деда.

Брачно-семейные отношения в древней Руси

Первый династический брак на Руси был заключён еще в IX веке – князь Рюрик взял в жёны королеву Урманскую Енвигу. Один из самых популярных князей в истории нашего государства – Владимир I имел не менее семи жён и достаточно много наложниц. Таким образом, первые династические браки на Руси начались с Игоря и его сына Святослава. Эту традицию продолжил и Владимир, сын Святослава, первой женой которого была полоцкая княгиня Рогдеда. Затем была чешская княжна Вышеслава. Что такое династический брак? Это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти. Заключение династических браков стало основным средством налаживания внешней политики. Один из таких обычаев — династический брак, который практиковался в Древней Руси. Он был необычайно важным и имел огромное значение для всех участников. Династический брак — это брак, который устанавливался между представителями разных княжеских династий. В древней Руси брак считался священным и неотъемлемым событием в жизни каждого человека. Он заключался путем взаимного согласия между будущими супругами и требовал соблюдения определенных обычаев и традиций. После принятия на Руси в 988 г. христианства брак устанавливается постепенно в течение столетий, представляя, как пишет М.Ф. Владимирский-Буданов, смешанный результат действий русского обычного права, рецепции византийских светских законов и церковного права.

Что такое династический брак?

Крещение Руси в X веке в число регуляторов брачно-семейных отношений добавило кано-нические нормы и создало основу для сосу-ществования в древнерусском обществе язы-ческих обрядов с православными обрядами и нормами, учрежденными светской властью. В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. В этом смысле династический брак раннего Нового времени мало чем отличался от средневекового. Наиболее серьезным препятствием для создания семьи в Древней Руси являлось наличие между мужчиной и женщиной определенных степеней родства. Насколько позволяют немногочисленные источники, постараемся все же выяснить, что представляли собой семья и брак во времена Киевской Руси. В русском средневековье известны два основных типа семьи с переходными стадиями между ними. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций. В древней Руси брак считался священным и неотъемлемым событием в жизни каждого человека. Он заключался путем взаимного согласия между будущими супругами и требовал соблюдения определенных обычаев и традиций.

Династические браки как средство внешней политики империи

Династические браки в древней руси. Династические браки русских великих князей в XIV–XVI вв.[1003] Первый династический брак на Руси датируется IX веком. Князь Рюрик женился на королеве Урманской Енвиге, тем самым, дав начало традиции, закрепившейся на Руси до начала нашего столетия.
Династические браки Киевской Руси Что такое династический брак? Это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти. Заключение династических браков стало основным средством налаживания внешней политики.
Заключение брака на Руси История страны с которыми русь была связана династическими браками. ИнтернетДинастический брак — это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти.

The 7-th degree of kinship in marriages within Rurikids in the XII century

С 988 г., с крещения Руси и присвоения церковью монопольного нрава утверждения брака6, начали складываться нормы брачного права или будущему, В «Уставе о брацех» говорится о запретах близкородственных брачных отношений до шестого «коленам (степени родства). Самые ранние из дошедших до нас памятников русского законодательства, из которых мы можем узнать о семейно-брачных отношениях в Древней Руси — это договоры Руси с Византией 911 и 944 гг., признающие имущественный права супругов и порядок наследования имущества. После принятия христианства на Руси была введена церковная форма заключения брака, и брак стал находиться в ведение церкви. Дела о признании брака недействительным, и о разводе принадлежали юрисдикции церковного суда. О форме брака достаточно определенно высказывается Повесть временных лет. Отношения к браку и семье летописца определялось нормами христианской этики. Это объясняется тем, что с момента принятия христианства философия истории на Руси задавалась библейской. По свидетельству нашей Начальной летописи у русских язычников существовали неодинаковые формы брака: у полян практиковался привод невесты вечером к жениху, а у древлян продолжала существовать древнейшая форма брака – умычка.

Брак и семья в Древней Руси

Грушевський М. Брак Мстиславны 1122 г. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. Roma, 1927 Orientalia Christiana. IV; Левченко М. Очерки по истории русско-византийских отношений. Внешняя политика Древней Руси. Древний Киев.

Киев, 1983. IV; Войтович Л. Рюриковичи: Исторический словарь. Брак был заключен в 1182 г.

Династические браки заключались как для закрепления международных соглашений, так и для успокоения внутренних междоусобиц между местными князьями. Брачная дипломатия во внутренней политике Киевской Руси Княжеские семьи Киевской Руси часто пользовались брачной дипломатию для того, чтобы стабилизировать, уравновесить политическую жизнь в государстве, успокоить князей,которые прибегли к бунту, и уберечь власть Великого князя от междоусобиц.

В таких династических браках чаще всего были задействованы младшие члены семьи великого князя или дети, сестры и братья князей, сидевших на местных престолах, потомки боярских семей. Международная брачная дипломатия Киевской Руси На время существования Киевской Руси влиятельными государствами Европы были Византийская и Германская империи. Именно с этими странами Рюриковичи стремились заключать выгодные сделки и скреплять их с помощью брачной дипломатии. Международная династическая дипломатия была для киевских князей средством достижения своих потребностей мирным путем.

Но вернемся к Ярославу Мудрому. Другой его сын Изяслав женился на сестре польского короля Казимира Гертруде. Русские источники неоднократно упоминают о супруге киевского князя Изяслава, «ляховице». В крещении она получила имя Елена, по другим источникам Олисава Елизавета. Княгиня была очень образованна, она свободно владела четырьмя языками - польским, немецким, русским и латинским.

Князь Изяслав прислушивался к словам своей жены, она давала ему мудрые политические советы. Например, когда он хотел изгнать монахов из Киево- Печерского монастыря, княгиня заступилась за них, ссылаясь на то, что на ее родине в Польше начались смуты после того, как оттуда были удалены "черноризцы". Помня об этом, Изяслав выделил землю для расширения Киево-Печерского монастыря и основал Димитровский монастырь в Киеве, Откуда историки узнали об активном участии Елены-Олисавы в управлении княжеством? После нее сохранилась принадлежащая ей латинская рукопись - знаменитый «Молитвенник Гертруды», с двумя миниатюрами, на которых изображены сама Гертруда, ее сын Ярополк и его супруга Ирина. Вообще «Молитвенник Гертруды» - памятник уникальный во всех отношениях. В настоящее время этот молитвенник хранится в Национальном археологическом музее североитальянского города Чивидале. Продолжая говорить о политической деятельности Ярослава Мудрого, нельзя не вспомнить тот факт, что для укрепления союза с поляками, князь отдал в жены польскому королю Казимиру свою сестру Доброгневу, которая в католическом крещении получила имя Мария. Западные историки сообщают, что приданое, полученное Марией, было столь велико, что можно было говорить об «обогащении королевства благодаря такому блестящему браку и укреплении его добрососедства». Мария-Доброгнева вместе с сыновьями также вершила государственные дела.

Кроме сыновей у Ярослава Мудрого было три дочери. Старшая дочь Ярослава Елизавета, в крещении Эллиспва, была выдана за норвежского принца Гарольда Грозного. Принц встретился с Елизаветой, находясь на службе при дворе Ярослава Мудрого. Однако его попытка немедленно получить княжну в жены не увенчалась успехом: Ярослав отказал ему, так как принц не имел ни богатства, ни престола. Викинг, получив отказ, отправился искать счастья по белу свету, чтобы или забыть прекрасную принцессу, или стать достойным ее руки и сердца. Он прославился военными подвигами в Италии и Сицилии и приобрел славу и огромные богатства, которые постоянно пересылал ко двору князя Ярослава, доказывая, что достоин быть его зятем. Норвежский принц оказался не только героем-викингом, но и поэтом. В лучших традициях рыцарской поэзии он сочинил в честь своей возлюбленной песнь из 16 строф, каждая из которых оканчивалась фразой: "Только русская девушка в золотой гривне пренебрегает мной". Эту песнь неоднократно переводили русские поэты, в частности А.

В 1035 г, Елизавета была отдана ему в жены, и Гарольд вернулся в Норвегию. Однако, он вскоре погиб в междуусобных войнах. После его гибели Елизавета вышла замуж за датского короля. С именем Анастасии-Агмунды это имя она получила при обращении в католическую веру связывают основание двух православных монастырей - в Вышеграде и Тормове. После смерти короля Андрея началась политическая борьба за власть между его сыном и противниками. Анастасия вынуждена была бежать от преследования в Германию. Что произошло с ней в дальнейшем, в исторических документах не указано, нить ее судьбы теряется. Самая интересная судьба у младшей и любимой дочери Анны, которую выдали замуж за французкого короля Генриха I. Овдовевший французский король Генрих I из династии Капетингов прослышал о киевской красавице и решил на ней жениться.

Анна была красива по преданию, она имела «золотые» волосы , умна и получила неплохое по тому времени образование, много читала, ведь у Ярослава Мудрого была самая большая библиотека того времени, знала несколько иностранных языков. На момент сватовства ей было около 17 лет. Генрих же был немолод, в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым, к тому же он был неграмотным и расписывался крестиком. Он с трудом удерживал бразды правления и надеялся на укрепление престижа страны через матримониальную связь с сильным государством. Главным мотивом такого выбора французского короля Генриха I было желание иметь крепкого, здорового наследника. Вторым мотивом было то, что его предки из дома Капетингов были в кровном родстве со всеми соседними монархами, а церковь возбраняла браки между родственниками. Так судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть французских Капетингов. Генрих послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Послам было поручено получить согласие на брак с Анной.

Однако Генрих I Капетинг был настойчив, и через год послы короля Франции во второй раз отправились в Киев за русской невестой, княжной Анной Ярославной. Ярослав Мудрый вынужден был согласиться. Сваты преподнесли Ярославу богатые подарки от Генриха Первого: парчу фламандскую, сукно реймское, орлеанские кружева, знаменитый толедский меч. Ярослав тоже не подкачал и дал за своей дочерью меха, водку, икру, многочисленные украшения, среди которых был знаменитый драгоценный камень - гиацинт святого Дениса. К этим подаркам Анна сама добавила книги и несколько икон, в том числе и самую любимую, с изображением святых Глеба и Бориса, основоположников их рода. Не забыла она и про древнее Евангелие, написанное кириллицей и глаголицей. Что думала при этом молодая девушка, зная, что едет к мужу, которого она никогда не видела, что он некрасив и немолод. О какой любви она могла мечтать? Ведь с детства ее готовили быть королевой в чужой стране с чужими обрядами и языком.

И все дочери Ярослава были готовы к этому. Престиж страны был выше личных чувств. Ликующая толпа старинного города Реймса пришла приветствовать свою будущую королеву. Анна была прекрасной наездницей и на коне гордо въехала в эту незнакомую страну. Генрих I выехал встретить невесту в Реймс, где и состоялось их бракосочетание. Анна Ярославна отказалась присягать на латинской Библии и принесла клятву на древнем Евангелии, написанном кириллицей и глаголицей, которое она привезла с собой из Киева о нем уже упоминалось ранее. В дальнейшем по традиции французские короли при помазании давали Богу обет на этом Евангелии, и так как славянская азбука им была совсем незнакома, то они принимали ее за какой-то неведомый магический язык. В июле 1717 года, когда император Петр Первый посетил Реймс, ему показали это Евангелие и пояснили, что никто из людей не знает этого «волшебного языка». Каково же было удивление французов, когда Петр начал бегло читать его вслух!

Сейчас это Евангелие хранится в Париже. В дальнейшем Анна, как мудрая дочь своего отца, примет католичество. Анна принимала участие в управлении государством — на документах той поры рядом с подписью её мужа встречается и её подпись. На государственных актах, на грамотах можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». Однако первые годы ее жизни в этой стране были далеко не легкими. Будучи королевой, она просто не имела права на малейшую ошибку. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый, похож на деревню, где нет дворцов и соборов, какими был богат Киев: «В какую варварскую страну ты меня отослал. Дома здесь мрачные, церкви - некрасивые". Действительно, это был не тот Париж, который "можно увидеть и умереть", как говорят сейчас.

Мало того, в Париже не пользовались баней, к которой привыкла Анна, а сам Генрих вообще очень редко мылся, примерно один раз в год. Сейчас в это трудно поверить, но нравы того времени действительно были такими. Еда тоже отличалась от той, к которой привыкла Анна. На Руси употребляли в пищу каши, пироги, супы, пили медовые напитки и отвары, а в Европе того времени ели мало прожаренное мясо, запивая его кислым вином. Конечно, ей пришлось привыкать к совершенно другому образу жизни. К тому же Анна вряд ли была счастлива как женщина. Мнения ученых по этому поводу расходятся и вот почему: некоторые из поклонников королевы Анны полагают, что за королем наблюдались гомосексуальные наклонности, и он был абсолютно равнодушен к своей молодой и красивой супруге, от которой в первую очередь он ждал наследника. Анна, видимо, тоже не испытывала никаких иных чувств к Генриху, кроме долга и уважения. Брак Анны и Генриха продлился около девяти лет, затем Генрих умер.

От этого брака родилось трое сыновей. Старший принц Филипп стал королем Франции еще в 8-летней возрасте. Греческо-византийское имя Филипп в Западной Европе в те времена не употреблялось. Этим именем Анна назвала своего старшего сына, впоследствии оно получило широкое распространение. Его носили ещё пять французских королей, можно сказать, что с легкой руки Анны это имя стало фамильным и в других европейских династиях. Анна добилась настоящего признания, продолжая политику мужа, направленную на укрепление королевской власти во Франции. Она сумела внушить к себе уважение, показав себя смелой, настойчивой, бескорыстной правительницей, стремящейся к благу своего королевства. В 30 лет она снова вышла замуж за графа Рауля де Валуа. Видимо, это была настоящая любовь.

Анна, как и Рауль, очень многим пожертвовала ради этой любви. Она отдалилась от сына-короля, потеряла титул королевы, а вместе с титулом она была лишена и права на управление королевством. Высокому титулу она предпочла любовь, и ее можно понять. Где находится могила Анны--неизвестно. Одни считают, что во Франции, но во время Французской революции ее могила была разграблена и утеряна. Другие считают, что она вернулась в Россию, но это, скорее всего, просто легенда. Самое главное, что королеву Анну во Франции чтят и помнят до сих пор. Политические шаги сыновей, дочерей и сестер могущественного Ярослава Мудрого достойны остаться в нашей памяти уже за то, что они вложили посильную лепту в упрочение международного престижа своей Родины, их династические браки способствовали укреплению дружеских отношений с государствами западной Европы и тем самым укрепляли положение Руси на международной арене. История про Анну Ярославну невольно перекликается с историей о другой Анне, но произошедшей через 500 лет после вышеизложенных событий.

Между тем эта женщина сыграла незаурядную роль в событиях бурного ХVII века. Анна была испанской принцессой, принадлежащей к династии Габсбургов. Как и положено при договорных браках еще в три года ее просватали за французского дофина Людовика. Анна изнемогала от любопытства, каким окажется ее жених - красавцем или уродом, добрым или злым. Но это не играло никакой роли, так как ее задачей было помирить давно враждовавшие династии Габсбургов и французских Бурбонов. Жизнь родившейся в сентябре 1601 года Анны, как и других испанских принцесс, была подчинена строгому распорядку: ранний подъем, молитва, завтрак, потом часы учебы. Юные инфанты обучались шитью, танцам и письму, зубрили священную историю и генеалогию царствующей династии. Далее следовал торжественный обед, дневной сон, затем игры или болтовня с фрейлинами у каждой принцессы был свой штат придворных. Затем снова долгие молитвы и отход ко сну - ровно в десять вечера.

Как видим, Анна была воспитана в испанской строгости.

При отсутствии родителей, полномочия по заключению брака перекладывались на плечи других родственников — дядей или братьев. Спутников жизни выбирали по расчету и поэтому многие новобрачные не видели друг друга до свадьбы. Данным фактом объясняется происхождение многих известных слов: «невеста» - не весть кто, неизвестная, «суженый» - от судьбы, посланный Богом. При всей строгости выбора партнера иногда случались исключения. Любовь многих родителей к детям была столь велика, что они оставляли возможность самостоятельного выбора будущих супругов.

Главой любой семьи был отец. В его обязанности входило поучение младших, которые должны были слушаться беспрекословно. На отце лежала ответственность за материальное благополучие семьи, руководство хозяйством, распределение трудовых обязанностей. Мужчины занимались делами за пределами дома: работа в поле, охота, торговля. Обязанности женщины — ведение внутреннего хозяйства. Они растили детей, занимались рукоделием и ухаживали за скотом.

Общественная система не обеспечивала средствами существования стариков, поэтому их содержание полностью ложилось на плечи детей. Не редко заключался договор пожизненного содержания. Согласно ему бездетная пожилая пара брала к себе бедную молодую пару. Молодежь обязывалась помогать новым родителям, а те, в свою очередь, давали им приют и наследство. Присутствовал в то время и обет безбрачия. Зачастую это случалось, когда старшему брату приходилось заменить в делах умершего отца.

С принятием христианства на Руси, свадебные обычаи сохранились, но приняли юридическое оформление в написанных уставах. Условия стали строже. Запрещались браки между родственниками до шестого поколения и браки с представителями других религий. Средний возраст для невесты — 12-13 лет, для жениха — 15 лет. В то время пышные розовощекие барышни считались эталоном красоты.

Первые династические браки в истории России.(1)

Принцип вступления в брак на Руси в таблице: правила и особенности После принятия христианства на Руси была введена церковная форма заключения брака, и брак стал находиться в ведение церкви. Дела о признании брака недействительным, и о разводе принадлежали юрисдикции церковного суда.
Что такое династический брак? - История Еще Трулльский собор, который был созван в 691 году, а именно установленное им 54-ое правило призывало расторгать браки между двоюродными братьями и сестрами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий