Когда состоялся 1 концерт мусоргского

В 1858 году Мусоргский написал два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением Антона Рубинштейна. русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фп. под рук. матери, к тому же времени относятся первые опыты муз. импровизации. С 1849 постоянно жил в Петербурге. 16 (28) III 1881, Петербург] - русский композитор.

Содружество композиторов «Могучая кучка». М.П.Мусоргский – жизненный и творческий путь.

Выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист), в 1879 г. совершил концертную поездку по югу России с певицей Д.М. Леоновой, с 1880 г. был аккомпаниатором в открытой ею школе пения. Творчество. Творческая биография Модеста Мусоргского началась в 1852. Юноше не было и 14 лет, когда он сочинил свое первое самостоятельное произведение — пьесу для фортепиано. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке. Творческий путь Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Лишь одну импровизацию юного виртуоза записал сам Герке — это лихая полька Porte-enseigne («Подпрапорщик»), изданная в 1852 г. (о чем Мусоргский в зрелом возрасте очень сожалел). Мусоргский отлично владел голосом (баритон), пел в церковном хоре юнкерской школы.

Краткий курс истории. Модест Петрович Мусоргский

Вскоре появилась его первая публикация — фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет он брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. В 1856, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения В. В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк.

В 1857 познакомился с А. Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с М.

Балакиревым которого уговорил преподавать ему основы композиции и В. Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки». В 1858 году, после нервного или духовного кризиса, Мусоргский уволился из армии.

Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859 году, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертов, его творческая деятельность продолжала носить нестабильный, лихорадочный характер. В течение двух лет после освобождения крестьян 1861 Модест Петрович вынужденно участвовал в управлении семейным имением.

Начатая было симфония осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский — «почти идиот». Вскоре, однако, Мусоргский вернулся к творчеству. В 1863-65 он работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести Г.

В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Все они горячо отстаивали передовые в понимании российской интеллигенции 1860-х годов воззрения на искусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось.

В 1865 у него случился первый серьезный запой возможно, это была реакция на смерть матери , в 1867 он был отчислен со службы.

Экспромт, поразивший всех присутствующих, стал неким прообразом "прости" самого автора для всех усопших и живых. Он был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Творческий путь Музыкальная одаренность Модеста проявилась еще в раннем детстве. В 7 лет под наблюдением матери он мог играть не очень сложные фортепианные произведения Ференца Листа. Но в семье к музыке никто серьезно не относился, потому профессиональным музыкальным образованием его не обеспечили. Композиторская работа началась достаточно бурно. С написанием каждого произведения для Модеста открывались новые возможности и источники вдохновения, даже если и не были оконченными. Романсы Мусоргского Вокальная музыка была его любимым направлением. Романсы композитор писал на протяжении всего жизненного пути, в его коллекцию входит около 70 сочинений.

Мусоргский являлся продолжателем творчества Даргомыжского, девизом которого служило высказывание "о жизни и правде". В 50-60-х годах XIX века он пишет ряд романсов, в которых уже можно узнать его индивидуальную манеру. Как автора его интересовала не лирическая, а социальная сторона жизни. В творчестве Мусоргского нашли отражение, оригинальное и яркое, национальные русские черты. Например, в сочинении "Трепак" мы наблюдаем замерзающего выпившего крестьянина, а песня "Колыбельная" — это, по сути, монолог матери, стоящей у кровати умирающего ребенка. Порой источником вдохновения могло явиться любое наипростейшее событие. Вот лишь несколько его знаменитых произведений: "Молитва" на стихи Лермонтова; "Забытый" на известный живописный сюжет художника Верещагина; "Калистрат" на слова Некрасова; "Сиротка"; "С куклой" Мусоргский обладал отличным чувством юмора. Например, произведение "Семинарист" наполнено обличительным смыслом, суть которого заключена в железных оковах, не дающих молодой жизни пробиться сквозь традиционные порядки общества.

Усадьба Мусоргских в селе Карево расположенном рядом не сохранилась. Творчество[ править править код ] В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой в том числе, древнерусской монодией , в мелодике, гармонии модализмы , линеарность , нестандартная аккордика , в том числе, квартаккорды , ритмике сложные, «неквадратные» метры , оригинальные ритмоформулы , форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться например, у него почти полностью отсутствует имитационно- полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. Любовная лирика как таковая привлекала его мало [18]. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Некрасова , «Спи-усни, крестьянский сын» из «Воеводы» А. Островского , «Гопак» из «Гайдамаков» Т. Шевченко , «Светик Савишна» на стихи самого Мусоргского, искусно стилизовавшего народный пятисложник и мн. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» [19] и др. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» на сюжет известной картины В. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» текст принадлежит композитору [20]. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» 1875—1877; на стихи А. Голенищева-Кутузова ; «Трепак» — картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой «музыкальной драмой». Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» 1869 и 1872 гг. Новаторская опера Мусоргского сильно отличалась от господствовавших в его времена романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке — «многие шероховатости и промахи». Для Мусоргского особенно болезненной была негативная реакция его друзей-«кучкистов» — всех за исключением А. Резко и бестактно высказывался о «Борисе» Балакирев, причём делал он это публично [22]. Римский-Корсаков утверждал, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок [23]. Больше всех из «друзей» отличился Кюи, опубликовавший вскоре после премьеры «Бориса» разгромную рецензию. По его мнению, либретто оперы …не выдерживает критики. В нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных. Утверждения о дилетантизме и необоснованном «оригинальничаньи» Муоргского встречаются до сих пор в научной литературе, в том числе в западных учебниках и эссе по истории русской музыки. В действительности не только инструментовка, драматургия, техника композиции, но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни. Модест Мусоргский в 1876 году Ещё более скептически современники отреагировали на следующую оперу Мусоргского жанр её обозначен автором как «народная музыкальная драма» «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века раскола и стрелецкого бунта. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия , а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного центрального персонажа характерного для оперной драматургии того времени , раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина « Ночь на Лысой горе ». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны Скерцо B-dur с «восточной» серединой, на сплошном органном пункте ; 1858 , Интермеццо сочинено для фортепиано в 1862 г. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны специфически русской темой архаика стилизована с использованием переменного метра и доминирующей пентатоники , отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её «Богатырские ворота» , теперь преображаясь в гимн России и её православной вере. Признание[ править править код ] За 10 лет «Борис Годунов» был дан в Мариинском театре 15 раз и в 1882 году, вскоре после смерти автора, снят с репертуара [27]. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора на его надгробном камне изображён нотный фрагмент из хора «Поражение Сеннахериба», известного и по сей день только знатокам. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как «неаутентичные», поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил «из лучших побуждений» и гармонию , и ритмику , и форму оригинала. Римский-Корсаков [28] Борис Годунов фрагмент. Последнее созвучие квартоктаву на слове «безмолвно» Римский-Корсаков истолковал как «неграмотность» Мусоргского поскольку кварта в басу без последующего разрешения в академическом контрапункте невозможна, «неправильна» и поменял её на «более обоснованную» квинтоктаву. Афиша первой постановки «Хованщины» в Москве 1897. В партии Досифея обозначен на афише как Василий Корень был занят Ф. Шаляпин Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова, историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и грамотно оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси , Равеля , Стравинского , членов так называемой « Шестёрки », а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева , который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих « Русских сезонов » в Париже. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. В конце ноября 1896 г. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова [29] , силами любительского Музыкально-драматического кружка. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897 г. Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции. Программность и колорит фортепианных «Картинок с выставки» вдохновили композиторов на создание оркестровых в последнее время также «электронных» их обработок; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки Д.

Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного. Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского. Его искусство обнаружило, как по сравнению с ним были скованы его современники редакция его опер Римским-Корсаковым. И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны — прижизненная непонятость, с другой — колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации. В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном — оперные и вокальные сочинения, немного — фортепианная музыка. Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства. Основной реальной базой оперной драматургии являлась история, действительно творимая народом. Во всей мировой литературе «Борис Годунов» остаётся непревзойдённым уникальным произведением, в котором история — не фон, а творимая народом действительность. Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа. Именно народ для Мусоргского — основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории. Мусоргский как никто другой углубил и расширил объём понятия музыкального содержания. Призывал к преодолению личной лирики — к наблюдению и изображению реального. Таким образом, источником своеобразия является сама жизнь, именно в ней композитор находит богатство разнообразных типов и характеров. На фоне этого выступает ещё одна черта композитора — правдивость. Правдивость выступает в двух качествах: Психологизм, показ внутреннего мира человека. Он был первым русским композитором, обратившим внимание на человеческую психику. В то время в литературе данного уровня был лишь один Достоевский.

Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора

Выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист), в 1879 г. совершил концертную поездку по югу России с певицей Д.М. Леоновой, с 1880 г. был аккомпаниатором в открытой ею школе пения. В 2019 году, в год своего 85-летия, Уральская консерватория с широким размахом отмечала 180-летие композитора Модеста Петровича Мусоргского, имя которого носит с 1939 года. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. русский композитор, участник "Могучей кучки" - родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине.

Краткая биография Модеста Мусоргского

  • Наша Антарктида. Антарктида - наша
  • 21 марта 2020
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Modest Mussorgsky
  • ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. П. МУСОРГСКОГО.

21 марта 2020

гениальный композитор, который не придерживался правил музыкальной грамматики. Он стремился к чему-то новому. Краткая биография композитора Модеста Мусоргского. Здесь полная афиша концертов Модеста Мусоргского в Москве на 2024-2025 год. Предлагаем купить билеты на концерты Модеста Мусоргского от фонда Бельканто. Статьи о российской истории. 21 марта (н. ст.) 1839 года родился великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Эрудит Мусоргский происходил из старинного дворянского рода, получил домашнее образование, после чего учился в Школе гвардейских. гениальный композитор, который не придерживался правил музыкальной грамматики. Он стремился к чему-то новому. Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, — 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки». 4 февраля 1881-го состоялось одно из последних публичных выступлений Мусоргского. В Петербурге шел вечер памяти Достоевского. Перед публикой вынесли траурный портрет писателя, и тут Мусоргский сел за рояль.

МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

Пушкина, 1869 г. Кюи, 1916 г. Произведения для оркестра: скерцо B-dur 1858 г. Произведения для фортепиано: Картинки с выставки 1874 г. Произведения для хора и оркестра: хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» 1860 г. Байрона, 1867 г. Произведения для хора, солистов и фортепиано: «Иисус Навин» 1877 г.

Произведения для голоса с фортепиано: сборник Юные годы 1857—1865 гг. Голенищева-Кутузова, 1874 г.

День рождения Модеста Петровича Мусоргского 17:18, 22 марта 2021 г. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни И. В 2019 году, в год своего 85-летия, Уральская консерватория с широким размахом отмечала 180-летие композитора Модеста Петровича Мусоргского, имя которого носит с 1939 года. В дни фестиваля произведения композитора звучали со сцены Большого концертного зала УГК, Большого зала Свердловской государственной академической филармонии, Московского театра Новая опера им.

Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу.

Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл « Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — « Хованщиной » — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради « Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада « Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной.

Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл « Песни и пляски смерти ». В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т.

Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность.

Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский брат драматурга — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку».

Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация.

Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке.

Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории Римский-Корсаков создает «Псковитянку» и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого. В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте.

Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл « Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — « Хованщиной » — снова на сюжет из русской истории.

Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради « Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада « Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру.

В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл « Песни и пляски смерти ». В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы.

Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста.

Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В.

Другие новости раздела

  • Библиотека
  • Мариинский и Большой театры чествуют Мусоргского
  • МУСОРГСКИЙ
  • Отзывы с концертов
  • Из древнего дворянского рода
  • Модест Мусоргский (21 марта 1839 - 28 марта 1881) , русский композитор

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий