Концерт рахманинова в блокадном ленинграде

армейскими музыкантами, а в день концерта вести контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города врагом. Это был праздничный для Ленинграда день, полный высокого значения. Ленинградцы и их защитники собрались не на митинг — на концерт.

"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича

Наряду с Третьим фортепианным концертом Рахманинова в этот вечер прозвучит Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда, композитора, пережившего в Ленинграде первую блокадную зиму. Программы блокадных концертов, музыка, посвященная блокаде и написанная в годы войны. В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, который можно изучить на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал. В самом конце 1933 года, перед Новым годом, у Эмиля Гилельса был концерт в Ленинграде, в Большом зале филармонии. Когда-то здесь играл Антон Рубинштейн, Рахманинов, Скрябин, Горовиц. Первые ряды занимал весь цвет музыкального Ленинграда.

ПОБЕДА МУЗЫКИ

Причем на одной из выставленных афиш нашёл отражение малоизвестный и уникальнейший факт: она анонсирует концерт московских исполнителей, который состоялся в... То есть еще до прорыва остаётся ещё почти полтора месяца. И это значит, что музыкантов доставили в Ленинград через линию фронта на самолете. Вот она — сила искусства.

Он трижды подавал заявление об отправке на фронт. Его не брали не только потому, что полагалась бронь, но и из-за очень плохого зрения. Но Шостакович служил в противовоздушной обороне, тушил зажигательные бомбы на крышах домов. И фото в журнале "Тайм" - не постановочный кадр. Исполнение Седьмой симфонии стало одним из самых духоподъемных идеологических решений Великой Отечественной войны. Известно, что артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом подавлять огонь противника.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много ли вы знаете в истории Великой Отечественной войны таких идеологических удач? Юлия Кантор: Немало. Например, решение 1942 года о восстановлении памятников культуры и архитектуры на территориях, освобожденных от врага. Только что нацистов отогнали от Москвы, освобождены Клин и Калинин. И в это время начинаются восстановительные работы в Музее Чайковского в Клину. Но такого культурно-политического сюжета, как исполнение нового, монументального симфонического произведения в городе, находящемся во вражеском кольце, в истории Второй мировой войны более нет. Это был подвиг интеллигенции, названный "первыми залпами по Берлину".

Ленинградскую симфонию исполнили в блокадном городе более ста раз. Эти концерты для жителей были великим праздником и доказательством, что жизнь продолжается и победа скоро наступит. Фото: Предоставлено Санкт-Петербургской филармонией им.

И, по словам Юлии Кантор, этот факт особенно раздражал партийных бонз Третьего рейха. Мало того, что в городе, который они объявили мёртвым, проводится грандиозный концерт, так ещё и за дирижёрским пультом стоит личность, которую можно назвать «недочеловеком» Untermensch. Сезон в ленинградской филармонии открылся в апреле. Были объявлены даты и программы концертов. Небольшое отступление. Во время страшной блокады в Ленинграде звучала и музыка немецких композиторов, например Бетховена и Мендельсона. Даже в годы кровопролитной войны с Германией в нашей стране никому не приходило в голову «отменять» немецкую культуру. Интересно, знают ли об этом те западные политики, которые пытаются сейчас «запретить» русскую культуру? Букет для оркестра Но вернёмся в лето 1942 года. По словам Юлии Кантор, к концерту 9 августа тоже напечатали программки, Большой зал филармонии в тот день был заполнен до отказа — 1046 слушателей. Концерт транслировалсяи по радио, и по громкоговорителям. Есть сведению, что симфонию слышали немецкие солдаты, они были поражены и деморализованы звуками этой музыки. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная. А когда звучала симфония, артиллеристы по приказу командующего войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Леонида Говорова беспрерывно подавляли огонь противника. После того, как оркестр закончил исполнение Седьмой симфонии, в зале воцарилась мертвая тишина. А затем грянули аплодисменты!

Позднее композитор будет вспоминать, как шел пешком на площадь Искусств, и уже за несколько кварталов прохожие останавливали его и спрашивали, «нет ли билетика»! Концерт солиста профессора А. Каменского 26 октября 1941 года. Шостаковича Страшные блокадные будни, известные нашему поколению по кадрам хроники, и красный бархат филармонических кресел сложно сочетаются даже в воображении. На фотографии концерта пианиста Александра Каменского в октябре 1941 года публика нарядная, оживленная. Потом слушателям разрешат посещать концерты в верхней одежде. И не только потому, что зал не отапливается. Так, в одежде, быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета. Пережившая первые месяцы блокады Ирина Тудоровская, в то время студентка музыкального училища, писала: «Помню один концерт. Во время отделения мы два раза спускались в бомбоубежище. Но после отбоя воздушной тревоги концерт продолжался. Пели тогда Плешаков и Софья Петровна [Преображенская]… Пела она арию Иоанны из «Орлеанской девы» и последнее «ля» «…и не придет к вам вечно, вечно! Не хватило сил и дыхания: уже начинался голод. После концерта она сказала нам: «Ребятам еще есть немного куриного бульона, а дальше не знаю, что будем есть». Иван Нечаев в Большом зале Филармонии 9 мая 1943 года. Шостаковича Разумеется, война с первых дней изменит филармоническую афишу. Впрочем, уедут не все. Одни откажутся, не имея возможности вывезти из города родственников. Другие просто не успеют. Так, эвакуация Кировского театра планировалась в двух эшелонах. Но второй поезд так и не ушел. Балерина Наталья Сахновская писала: «Я тщетно старалась овладеть собой, убеждая себя, что отстали мы от театра на день-два… Некоторое время прожили в сборах и ожидании. Но выехать не удалось — кольцо блокады сомкнулось». За время войны Сахновская в дуэте с мужем, артистом балета Робертом Гербеком, примет участие в 33 филармонических концертах. Об одном из них Сахновская рассказывает в своем дневнике: «Филармония предложила Роберту Иосифовичу и мне дать сольный концерт в Большом зале. Мы согласились и в перерывах между работой в балетном коллективе и шефскими концертами стали готовиться к этой ответственной встрече со зрителем. Она состоялась 31 октября 1942 года. Около четырех часов дня подошли мы к Филармонии и остолбенели: дверь оказалась закрытой. Администрация за полтора года просто забыла, что нам необходимо время на подготовку. Дежурная пришла за полчаса до начала концерта... Вот мы и расположились в парадном подъезде на ступеньках лестницы. Начали гримироваться. Помню только, как мы стояли за тяжелой бархатной портьерой нашей любимой Филармонии, как распахнулась перед нами эта портьера и мы вступили на освещенную сцену. Вмиг исчезли страхи и волнения, на смену им пришла радость, огромная радость… Никогда, казалось, не танцевали мы с таким наслаждением, никогда не ощущали такой полноты отдачи». Шостаковича В блокадном Ленинграде останется и часть оперной труппы. Из артистов собирают фронтовые бригады. Они выступают в военных частях и в госпиталях, но также поют в филармонических программах, и даже представляют оперы в концертном исполнении! В июле 1942 года в Большом зале проходит «Кармен» Бизе. Главную партию пела Надежда Вельтер , она же и режиссер постановки. Оперой в прямом смысле слова это назвать нельзя — пропущенные сцены заменяет чтение новеллы Мериме.

«Посвящается городу Ленинграду»

  • Седьмая симфония в блокадном Ленинграде. |
  • Торжество жизни: как работала филармония во время блокады в Ленинграде | Телеканал Санкт-Петербург
  • Филармония и блокада
  • «Партитура памяти»: чтобы помнили
  • «Посвящается городу Ленинграду»

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича: воля к жизни в блокадном Ленинграде

Концерт готовился и проходил в невероятно тяжёлых условиях. К концу первого года блокады в оркестре осталось только 15 человек — остальные погибли, умерли от голода, ушли на фронт, были эвакуированы. Для исполнения же симфонии требовался расширенный состав оркестра — 100 человек. Музыкантов вызывали с фронта — из роты пулемётчиков, из зенитного полка.

Ударника Жаудата Айдарова он нашёл уже в мертвецкой, но вдруг заметил, что у того шевелятся пальцы — он был жив. Спасённый музыкант потом выбивал барабанную дробь в «теме нашествия» в первой части симфонии. Другой музыкант, трубач, в любую погоду ходил в валенках — ноги распухли от голода и не влезали в другую обувь.

По воспоминаниям оркестрантов, на репетициях некоторые из них от голода физически не могли подняться на второй этаж Большого зала филармонии, сам Элиасберг добирался на репетиции из больницы и дирижировал сидя. Чтобы музыканты могли играть, им выдали дополнительные пайки.

Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну. Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония». Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.

Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру. Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта». В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.

Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть. Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский.

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.

Для них это не просто великое произведение. В августе 1942-го, когда гитлеровцы готовили решающий штурм города, больше тысячи ленинградцев собрались в филармонии. Музыка Шостаковича внушила веру в победу и дала силы выстоять.

СИМФОНИЯ ПОБЕДИВШЕГО ДУХА

80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Если говорить о том, что уже открыто и доступно для осмотра, то с 17 января новая выставка «Мы знали — этот день придет» начала принимать посетителей в Музее обороны и блокады Ленинграда. Жертвам блокадного Ленинграда посвящается. Верди — Реквием. Трансляция завершилась 27 января 2019. В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню снятия блокады Ленинграда, Петербургский «Мюзик-Холл» проводит памятный концерт «Слушай, Ленинград». В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича — всемирно известного советского композитора, пианиста и педагога. Одно из самых знаменитых его произведений — «Ленинградская» симфония, прозвучавшая в блокадном городе.

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде

Весной 1942 года музыка вернулась в Ленинград. В блокадном городе звучали Бородин и Моцарт, Глинка и Дворжак, Мусоргский и Шуман, Бетховен и Римский-Корсаков, Даргомыжский и Мендельсон, Глазунов и Гайдн. Прозвучат номера из программ блокадных концертов Ленинградской консерватории. Камерные сочинения композиторов XIX-XX вв., а также композиторов, работавших в блокадном Ленинграде, исполнят студенты и преподаватели Консерватории. Восьмого сентября началась блокада Ленинграда.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

  • День в истории
  • Правила комментирования
  • «Партитура памяти»: чтобы помнили
  • «Партитура памяти»: чтобы помнили
  • Симфонический концерт в блокадном Ленинграде. Русс (Бэлла Паншина) / Стихи.ру
  • Седьмая симфония Шостаковича помогла преодолеть голод, страх и даже смерть

80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

В самом конце 1933 года, перед Новым годом, у Эмиля Гилельса был концерт в Ленинграде, в Большом зале филармонии. Когда-то здесь играл Антон Рубинштейн, Рахманинов, Скрябин, Горовиц. Первые ряды занимал весь цвет музыкального Ленинграда. Ученик 1: Блокада Ленинграда длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Это была самая кровопролитная блокада в истории человечества. в День памяти жертв блокады. В школьных учебниках истории исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде упоминается вскользь, парой предложений. Стоит отметить, что все же формально премьера состоялась 5 марта того же года в Куйбышеве. Однако концерт в Ленинграде имел колоссальное символическое значение как для советских людей, так и для всего мира в целом. Ноты доставили в Ленинград самолетом.

Исследовательская работа на тему "Симфония мужества"

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Именно в этот день немцы намеревались захватить. Концерт пройдет под открытым небом, на стрелке Васильевского острова. Почетные гости — ветераны и блокадники. В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте.

Что это за симфония

  • Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича
  • Первое исполнение «Ленинградской» симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде
  • 80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
  • Между двух огней - "Вода живая". Журнал о православном Петербурге

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий