Основные идеи в исламе кратко

Основные принципы ислама. Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников, например колдовство, мусульмане понимают как преступление. Во всем мире насчитывается более 1.7 млрд миллионов мусульман. Это делает ислам второй по величине религией после христианства. Но есть и разные направления в исламе: самые крупные группы – это сунниты и шииты. Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда. В исламе можно выделить следующие главные предметы веры. Мужчины и женщины считаются равноправными в исламе, но на мужчину как на главу семьи налагаются дополнительные обязанности. Мусульманам предписывается вести скромный и умеренный образ жизни, посвящать основное время труду, семье и религиозным обязанностям.

Основные Заповеди Ислама: Кратко и понятно самое важное

Центральным учением ислама является исполнение пяти основных религиозных обязанностей, известных как «пять столпов ислама»: 1. Шахада — свидетельство в вере, декларация веры в Аллаха и пророка Мухаммеда. Салаат — ежедневные обязательные молитвы, которые мусульмане должны совершать пять раз в день. Закят — пожертвование части своего дохода на помощь нуждающимся в обществе. Саум — пост в месяце Рамадан, когда мусульмане не едят и не пьют с рассвета до заката. Хадж — паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни, если он в состоянии это сделать. Ислам также подчеркивает важность справедливости, почтительности и сострадания ко всему созданию, а также запрещает насилие, алкоголь и порнографию. С распространением ислама в течение многих веков он приобрел различные культурные и этнические особенности в разных регионах мира.

Вследствие этого в исламе существуют различные школы мысли и традиции, которые иногда могут различаться в практике и интерпретации веры. Не смотря на разнообразие культурных и географических различий, ислам остаётся единой религией, объединяющей мусульман со всего мира в их вере и практике. Учения ислама о вере и культуре Ислам, одна из крупнейших мировых религий, предлагает своим последователям ряд учений и принципов, которые формируют исламскую веру и культуру. Основной учебой ислама является концепция монотеизма, которая учит, что есть только один бог — Аллах. Мусульмане верят, что Аллах создал все сущее и контролирует мир, и благословление можно получить только через поклонение ему. Верующие призывают к молитве пять раз в день и следуют законам Корана, священного текста ислама. Ислам также ставит акцент на моральном поведении и добродетели.

Мусульмане стремятся к совершенству в своей личной жизни и в отношениях с другими людьми. Они учатся быть терпимыми, щедрыми и справедливыми к другим. Более того, они придерживаются определенных правил относительно питания, одежды и других аспектов ежедневной жизни. Кроме веры и моральности, ислам также играет важную роль в формировании культуры мусульманского мира. Исламское искусство, архитектура и литература отражают веру и традиции ислама. Они используют геометрические узоры и каллиграфию для создания прекрасных произведений искусства. Культурные практики, такие как празднование Рамадана, также являются важными аспектами исламской культуры.

Ислам содержит богатое наследие учений о вере и культуре, которые играют важную роль в жизни и поведении мусульман. Они формируют их убеждения, моральные ценности и способы выражения искусства и культуры. Ислам в истории: распространение и значение Ислам впервые распространился на территории современной Саудовской Аравии. Затем его приверженцы, называемые мусульманами, начали распространение учения в других регионах Аравийского полуострова, а затем и по всему миру. Завоевания мусульманской империи в середине VII века позволили исламу стать одной из ведущих мировых религий. Значение ислама в истории выражается в его влиянии на развитие культуры, науки, философии и искусства.

Это отражает принцип, что каждый человек должен подчиняться божественной воле и организовывать свою жизнь в соответствии с учениями Корана. Пять столпов ислама — это объединяющие практики, которые определяют и поддерживают веру и жизнь мусульманина: исповедание веры, молитва, пост, пожертвования и хадж. Мусульмане не только следуют религиозным доктринам, но также стремятся к моральности, помощи и социальной справедливости. Ислам повышает уважение к человеческой жизни и наставляет своих последователей на мирное сосуществование. Аллах — в исламе это единственный Бог, создатель мира и всего сущего в нем. Мусульмане — это последователи ислама, которые исповедуют веру в Аллаха и Мухаммеда как последнего пророка. Коран — священный текст ислама, открытие которого началось в 610 году, и которое длилось 23 года. Он содержит повествования, повеления и моральные уроки. Сунниты — одно из двух главных направлений ислама, которое следует изначальным наставлениям пророка Мухаммеда и его спутников. Шииты — другое главное направление ислама, которое отличается некоторыми религиозными и культурными традициями.

Новое Писание могло отменить законы, содержащиеся в предыдущем. Некоторым пророкам были ниспосланы отдельные страницы свитки. Например, пророк Адам, мир ему, получил от Всевышнего Аллаха 10 страниц Священного Писания, пророк Шис, мир ему, — 50 страниц, пророк Идрис, мир ему, — 30 страниц, а пророк Ибрахим, мир ему, — 10 страниц. Достоверно известно, что в разное время людям были ниспосланы четыре книги: 1. Таурат Тора была ниспослана пророку Мусе Моисею , мир ему. Забур Псалтырь был ниспослан пророку Дауду Давиду , мир ему. Инджиль Евангелие был ниспослан пророку Исе Иисусу , мир ему. Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует. Часть Священных Писаний была предназначена для отдельных народов или племен, но Благородный Коран с его установлениями универсален и предназначен для всех людей до Судного дня. Мусульманин обязан верить во все Писания, которые ниспосылал Всевышний Аллах в их первозданном виде. Но верить в те варианты Таурата и Инджиля, которые доступны сегодня, мы не можем, потому что все книги, кроме Благородного Корана, по разным причинам подверглись изменениям с течением времени и более не являются Словом Всевышнего Аллаха в истинном смысле. Благородный Коран Благородный Коран — это последнее из Писаний, которые люди получили от Бога через пророков, мир им всем. Мусульмане верят, что Благородный Коран — это Слово Аллаха. Благородный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, постепенно в течение 23-х лет. Известно, что в истории было как минимум семь человек, которые полностью заучили Благородный Коран из уст самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. К моменту смерти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Благородный Коран был записан частями — на пальмовых волокнах, костях и других доступных в то время материалах. Правителем мусульман стал праведный халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Халиф со временем решился собрать Коран в единый свиток. Так появились первые полные свитки Благородного Корана. Благородный Коран ниспослан на арабском языке. Каждая сура делится на аяты отдельные строки. Коран необычайно легок для заучивания, что является одним из чудес, которые даровал мусульманам Всевышний Аллах. Большинство мусульман в мире не являются арабами, но осваивают науку чтения Корана и за короткое время заучивают его наизусть от начала до конца. Человека, который знает Благородный Коран наизусть и сохраняет его в своем сердце, называют арабским словом «хафиз». Среди мусульман, хвала Аллаху, всегда были и есть люди, которые хранят Коран в своем сердце. Каждый год в месяце Рамадан Благородный Коран полностью, от начала до конца, прочитывается в молитве таравих. В этом заключена особая мудрость — вот уже четырнадцать веков ежегодно мусульмане всего мира в каждой общине повторяют полностью Коран. Каждый посланник — пророк, но не каждый пророк — посланник. Пророков из людей выбирает Аллах, никто не может стать пророком по своему желанию или благодаря усердию в поклонении. Пророками становятся самые достойные люди. Мусульмане должны верить во всех пророков Всевышнего Аллаха и в то, что все они призывали к Единобожию. Первым пророком был Адам, мир ему, последним — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. Некоторые относят к пророкам также упомянутых в Коране Зуль-Карнайна, Хизра, Лукмана и Юшаа, а другие считают их праведниками, но не пророками. В Коране упомянуты не все пророки. Сколько всего было пророков, известно только Всевышнему Аллаху. Есть версия, что их было сто двадцать четыре тысячи. Качества пророков Всевышний давал людям новых пророков всякий раз, когда они отклонялись от истинного пути и начинали поклоняться кому-то или чему-то, помимо Аллаха. Чтобы люди последовали за пророками, Аллах наделил их прекрасными качествами: 1. Пророки никогда в жизни не лгали, не обманывали и не предавали. Пророкам всегда можно было доверять, они не присваивали себе ничего, что им не принадлежало. Всевышний Аллах хранит пророков, мир им всем, от всех видов греха. Даже до начала своей пророческой миссии пророки не грешили и имели репутацию благочестивых людей. Ни один пророк не был язычником до того, как стать пророком. Они никогда не сомневались в существовании Аллаха и не поклонялись идолам. Никто из них не верил, что у Аллаха может быть сотоварищ или сын, что Аллах похож на свои творения и т. Интеллектуальное совершенство. Все пророки были умны и проницательны. Передача Откровения. Пророки передавали всё, что им ниспосылалось, ничего не утаивая, и сами неукоснительно следовали тому, чему обучали людей. Кроме того, все пророки были очень красивы внешне. Пророки так же, как и другие люди, ели, пили, спали. В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах дает пророкам способность совершать чудеса. Чудо происходит, чтобы доказать, что пророк действительно является пророком. Пророки — лучшие из людей, а самый лучший из них — это последний Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. Вера в Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует Мусульмане верят, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, был пророком и посланником. Он был послан ко всем людям, арабам и не арабам, и джиннам. После него больше не будет пророков, а его закон действителен до Судного дня. Всевышний Аллах даровал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, чудеса. Главное его чудо — это Коран. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, утверждал, что Коран никогда не будет изменен. Прошло 1400 лет, и до сих пор существует только одна версия Корана. Помимо чудес, доказательством истинности пророческой миссии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, служит совершенство его личности — внутреннее совершенство и совершенство в делах. О совершенстве личности Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, можно судить по тому, какие перемены произошли после начала его пророчества. Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, стал пророком во времена, когда широко были распространены заблуждения и грехи. Иудеи уподобляли Аллаха творениям и изменяли Священные Книги.

Хадж — паломничество к святым местам. Основные даты: 570—632 гг. Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов Ислам зародился на огромном полуострове в юго-западной Азии, который называется Аравийским полуостровом. Аравийская степь была высохшей, совершенно безводной. Но во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности. Родина арабов — Аравийский полуостров. Районы и население Аравии: Неджд центр представлял собой безводную пустыню. Население — бедуины кочевники-скотоводы. Йемен юг представлял собой развитый земледельческий район. Население — земледельцы и ремесленники. Хиджаз северо-запад представлял собой торговый район с крупными городами — Меккой и Мединой. В Мекке находится религиозная святыня арабов — Кааба. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни. На Аравийском полуострове проживали кочевые арабы — бедуины, которые передвигались со своими стадами. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями.

Кратко об исламе

Ислам — одна из трех мировых религий, в основе которой – полное подчинение воле Бога (Аллаха). Те, кто исповедует ислам, зовутся мусульманами, что означает «покорившиеся Аллаху». Что такое Ислам? Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам. Государственной религией ислам является в 28 странах, в основном арабских. Подавляющее большинство мусульман (85–90 %) являются суннитами, остальные придерживаются других течений (преимущественно шииты). Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель религии ислам – Мухаммед (570-632 гг.), провозгласивший себя пророком.

ИМАН (ВЕРА).

  • Столпы Ислама и его великие основы
  • Столпы Ислама
  • Законы мусульман: основные принципы и правила
  • Основатель Ислама
  • Кратко про историю возникновения ислама, суть и смысл этой религии
  • Столпы Ислама

Для начинающего мусульманина

Важнейшие понятия мусульм. религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Хадис «Столпы Ислама» является величайшим хадисом, он (является) одной из основ Ислама и объединяет в себе его установления, так как в нём заключается знание этой религии и то, на что она опирается, – её столпы. Описывая основные идеи ислама кратко, отметим, что другой его особенностью является почитание Сунны — еще одного священного писания, в котором представлен свод рассказов о поступках Мухаммеда, его автобиография, высказывания на различные темы. это набор правил, которые регулируют все сферы жизни мусульман, включая религиозные обряды, семейные отношения, нравственность, экономику и политику. Основные принципы исламского закона, содержащиеся в Коране и сунне, представляют собой систему. шерсть, грубый шерстяной плащ). Его представителей иногда называют мистиками ислама или мусульманскими монахами. Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель религии ислам – Мухаммед (570-632 гг.), провозгласивший себя пророком.

Для начинающего мусульманина

Первыми были суннизм «образец», «пример» [араб. В VIII века произошло деление шиитов и появилась новая конфессия — исмаилиты по имени Исмаила, духовного вождя. Это три основные конфессии ислама, хотя существуют и десятки других, менее известных хараджиты, салафиты, друзы и др. В конце ХХ века в мире насчитывалось 44 мусульманских страны, в сорока из которых доминировали сунниты, а в четырех — шииты. Священные книги ислама Главной священной книгой всех мусульман является Коран, являющийся одной книгой-томом. Есть два вида Корана — небесный и земной. Небесный Коран хранится под троном Аллаха и был всегда, а земной является копией небесного, записанным со слов Аллаха. По значимости после Корана идет группа книг под общим названием Сунна «пример» [араб.

Она включает в себя шесть книг-произведений и около ста книг-томов. Пантеон ислама Ислам признает существование нескольких групп сверхъестественных существ: Бога, ангелов, злых и добрых джиннов, гурий и Бурака. У мусульман Бог существует в едином обличье в отличие от христианства и имя его Аллах.

Аллах непосредственно управляет всем, что происходит во Вселенной, а его трон располагается выше семи небес. Джинны — это духи, созданные Аллахом из огня. После сотворения все джинны были злыми, противились воле Бога и вредили людям, но после обращенной к ним проповеди Мухаммада часть джиннов перевоспитались и стали помощниками Пророка в распространении ислама. Отдельно стоит сверхъестественное существо — Бурак «Молниеносный» [араб. Он, вместе с ангелом Джабраилом, явился к Мухаммаду и перенес его с быстротой молнии из Мекки в Иерусалим.

Там пророк поднялся по лестнице на небо и беседовал с Аллахом. Аль Бурак Учение и основы ислама В традиционном исламе душа является целостной сверхъестественной частью человека, способной жить отдельно от тела. Учение гласит, что все души созданы Аллахом и бессмертны. Согласно исламскому вероучению, в загробном мире имеется два отделения: джанна рай , в которое направляются праведники, и джаханнам ад — для грешников. Деление людей на праведников и грешников производится согласно совершенным ими жизненным деяниям — если в них преобладают праведные поступки, то человек признается праведником, и наоборот. Праведные души в джанне пребывают вечно, а вот грешные в джаханнаме пребывают лишь временно, искупая свою вину, и рано или поздно Аллах переводит их в джанну.

При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, - что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе". Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе — единственным учебным заведением, а Коран — единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд. Численность мусульман Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии без стран бывшего СССР жило 778 млн. В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии 150 млн. Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне ок. Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте 46 млн. Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс.

Во время поста мы отказываемся от пищи и питья, а также воздерживаемся от всякого вида негативных поступков, таких как клевета, ложь и оскорбления. Пост помогает нам укрепить свою веру, духовность и самоконтроль. Это время, когда мы практикуем сдержанность, терпение и сострадание, а также проявляем волю и упорство во время испытания. Пророк Мухаммад мир ему сказал: «Кто постится в месяце Рамадан с верой и искренностью, тому будут простятся все прошлые грехи» Ибн Маджа. Этот месяц также считается прекрасным временем для молитвы и чтения Корана, так как наша духовная связь с Аллахом становится более сильной во время поста. Коран говорит: «Преклонись и приблизься к Тому, что лишь и есть Аллах, и поклоняйся своему Господу» Коран, 96:19. Пост в месяце Рамадан — это время, когда мы сосредотачиваемся на своей духовной природе и преодолеваем соблазны наших физических желаний. Он учит нас самообладанию, смирению и состраданию к бедным и нуждающимся. Через пост мы ощущаем соприкосновение с теми, кто страдает от голода и жажды, и это помогает нам сосредоточиться на значении благословенных вещей, которыми мы обладаем. Оказание помощи нуждающимся закят Коран, в Восьмом Сурах, пятнадцатом стихе говорит следующее: Они спрашивают тебя, [Мухаммад], что должны [отдавать] из своего имущества? Скажи: «все что излишне». Так Аллах делает вам ясными Знамения Всеведущий, [чтобы вы] обдумывали. Мы знаем, что земля принадлежит Аллаху, и мы обычные люди лишь довременные хранители, поэтому нам поручено следить за тем, чтобы ресурсы были использованы справедливо и для пользы каждого члена общества. Одним их таких способов является практика закята — это обязательное пожертвование излишков имущества для тех, кто находится в бедственных обстоятельствах и нуждается в помощи. Истинная суть закята заключается в справедливом распределении богатства и создании социальной справедливости. Как сказал Пророк Мухаммад мир ему : «Любой, кто имеет излишки, но не раздает, легко отдерживается от совершения одного из грехов». Мы не должны просто быть богатыми владельцами, но должны тщательно следить за тем, чтобы наши брат и сестры в Исламе не оставались без поддержки и помощи в трудные времена.

Религия Ислам: история, основа, культура

Процветали литература, теология, естественные науки и философия. Именно философия стала соперницей мусульманского богословия, которое опиралось на толкование Корана и хадисов. Труды греческих философов были достаточно популярны в мусульманском мире. Стараниями Аббасидов были созданы специальные заведения дар аль-хикма «дом мудрости» , в которых труды античных ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому древние трактаты получили не только нового читателя, но и послужили основой для формирования арабской философии. Естественно, что арабские последователи античной традиции расходились с методами и принципами мусульманских богословов. Тем не менее, богословы использовали философские методы для обоснования догм ислама. Так возник калам от араб. Одним из основателей теоретического мусульманского богословия стал Абу аль-Хасан аль-Ашари 873—935. Первоначально он был приверженцем муатазилизма, но в 40 лет вернулся к правоверию. В отличие от муатазилитов, аль-Ашари признавал существование у Бога реальных и вечных атрибутов и признавал несотворенность Корана в отношении его смысла но его буквы, чернила и материал являются произведением рук человека.

Он считал, что именно Аллах является творцом всех поступков людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления. Аль-Ашари считал, что для праведников существует возможность лицезреть бога в потустороннем мире, но не в буквальном смысле этого слова. Тогда же, в 8—10 вв. По аналогии с сунной возникло понятие шариата, то есть модели праведного поведения мусульманина, опирающейся на принятые фикхом законы. Труды по фикху составляют самую многочисленную группу произведений средневековых мусульманских авторов, сохранившихся до наших дней. Здесь можно обнаружить правила, регламентирующие поведение мусульманина в семье брак, развод, наследование , обществе; вопросы имущественных отношений, торговли, отношений с немусульманским населением в том числе во время войны и т. Характерно, что уже скоро некоторые разделы фикха вошли в программы обучения в школе, им следовали в воспитании детей, проблемы фикха обсуждали как богословы, так и простые люди. Формирование фикха было обусловлено необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами, а также потребностью регулирования вновь возникавших отношений раннефеодального общества. Предпосылкой для возникновения фикха стали сборники хадисов, посвященные конкретной тематике, например, высказывания Мухаммада относительно семьи, роли женщины, торговли и т. Подобная систематизация преданий способствовала оформлению фикха в самостоятельную дисциплину.

Однако с самого начала утвердилась идея о прекращении правотворчества со смертью Мухаммада. Поэтому основными источниками правовых решений были признаны Коран и сунна. С течением времени инструментарий факихов пополнился новыми понятиями, но они изначально не могли противоречить Корану и сунне. Возникли многочисленные юридические школы мазхаб, мн ч. Первые четыре являются суннитскими, последняя, пятая — шиитской школой. Сохранилась своя религиозно-правовая система и у зейдитов Йемен. Постепенно сформировались кадры мусульманских законоведов. Теоретическими вопросами занимались факихи и муфтии. В функции последних входило давать аргументированное решение — фетву по возникающим проблемам. Ежедневными делами судопроизводства занимались кади.

И те, и другие, вместе с высшим духовенством, входили в сословие улама. Тем не менее, концепция шариата — пути к богу через выполнения всех правил, зафиксированных в Коране и сунне и интерпретированных мусульманскими богословами с учетом времени и места, уживается с мистико-аскетическим течением в исламе, получившем название «суфизм» араб. Согласно концепции суфизма, только пассивный человек может довольствоваться нормативным исламом, в то время как активные стремятся познать Аллаха непосредственно через собственный опыт. Но для этого необходимо придерживаться особых правил благочестия и аскетизма, а также заниматься своеобразной медитацией. Ранний этап суфизма приходится на 8—10 вв. Но ни тогда, ни на дальнейших этапах своего развития 10 — конец 12 в. Особенно отчетливо это проявилось в период расцвета суфизма после 10 в. Тогда же возникла система братств тарика — араб. Считается, что от основателя братства непередаваемые вербально знания и представления переходят из поколения в поколение. Для членов братства шейх братства также является их заступником перед Аллахом.

Цель, которую ставили перед собой суфии от араб. В основе их концепций мистического «пути» была заложена идея нравственного очищения «духовный джихад» — муджахада — араб. Эта идея вылилась в разработанную теорию стадий макамат — араб. Суфии создали сложную систему правил мистических радений зикр — араб. Но с самого начала суфии должны были соблюдать строжайшую самодисциплину, которая способствовала освобождению духа от диктата телесных потребностей. Суфизм внес в ислам идеи духовности, смягчив его абстракции и теологический рационализм, и заставил по-иному взглянуть на человека, сформировал в недрах официальной религии блок нравственных и этических представлений. Пропаганда морально-этических идеалов, таких как «чистота сердца и рук» или «руки — к труду, сердце — к другу», утверждение доброты, совестливости, братства, возрождение идеалов социальной справедливости, равенства всех людей перед богом, быстро была востребована мусульманским обществом. Естественно, что власть имущие настороженно реагировали на суфийскую пропаганду. Но для суфизма характерна удивительная социальная пластичность. Он не только впитывал в себя традиционные народные культы, но и возвращал их народным массам, придав им исламскую окраску.

Все существующие по сей день суфийские братства следует разделить по их происхождению. Ведущие исследователи суфизма Акимушкин О. А изменения названий было связаны с тем, что в той или иной местности утверждался авторитет первого проповедника, имя которого становилось наименованием вновь возникшей тарики. Знаменитые суфии пользовались в народе славой чудотворцев, а их могилы и мавзолеи до сих пор являются местом паломничества не только суфиев, но и всех, кто ищет исцеления от болезней, заступничества в этой и будущей жизни, и т. В 10—11 вв. Особенно популярным остается до сегодняшнего дня труд Абу Хамида Мухаммада ат-Туси аль-Газали 1058—1111. Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что аль-Газали попытался примирить нормативный ислам с суфизмом, и даже заставить духовенство обратить внимание на искания суфиев. Эта книга была признана своеобразной энциклопедией, вобравшей в себя все те религиозные, философские, мистические, бытовые и социальные представления, которые стали общепринятыми и характерными для суннитского ислама. Заслугой аль-Газали стало то, что он сумел создать в своих трудах синтез традиционных, рационалистических и мистических элементов. С помощью аль-Газали ислам стал звеном в цепи, связывающей античную и европейскую мысль, и сыграл значительную роль в истории цивилизации.

Не менее важной для развития мусульманской теологической науки стала деятельность крупнейшего мусульманского философа-мистика Мохиддина Ибн Араби 1165—1240 создавшего систему пантеистического суфизма. Главная идея учения Ибн Араби выражается формулой: «Бытие творений есть сущность бытия творца». Естественно, что у него было много врагов среди духовенства, которые не понимали сути его учения, хотя Ибн Араби считал ислам наиболее адекватной религией, а суфизм — истинной философией ислама. Поэтому он называл себя правоверным мусульманином и призывал суфиев соблюдать правила шариата. Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет института церкви , служащего посредником между человеком и Аллахом, также нет духовного сословия, обладающего особой благодатью. Теоретически отчасти и практически духовная и светская власть в исламе — нераздельны. Тем не менее, существует особая категория лиц, называемая риджаль ад-дин «люди религии» , включающая в себя служителей мечетей, учителей богословия, знатоков фикха, хадисов, тафсиров, хранителей мазаров мест поклонения , которые считают своим правом направлять и контролировать деятельность общины и даже правителей. Соперничество между суннитами и шиитами перестало быть религиозным и перешло в политическую плоскость. Начался период стагнации, которая была вызвана появлением новых игроков на ближневосточной арене.

Тюрки-сельджуки, пришедшие из Средней Азии, уже были знакомы с исламом и исповедовали суннизм.

Функции священнослужителя выполняет мулла араб. Запрещены ли в исламе изображения Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Мир Сеид Али.

Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду. Что такое халяль В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных говядина, баранина и др.

В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Самарканд, около 1910 года Паранджа также известна как бурка — женская верхняя одежда, покрывающая тело с ног до головы, с сеткой, закрывающей лицо. Регионы распространения — Средняя Азия и Ближний Восток. Алжир, около 1900 года Никаб — женский головной убор с прорезью для глаз.

Также встречается в Афганистане, Пакистане, Бангладеш и др. Египет, первая половина XX века Хиджаб — женский головной убор, представляющий собой платок, покрывающий голову и грудь. Лицо при этом остается открытым. Традиция носить ту или иную одежду обусловлена скорее местными традициями, чем предписаниями Корана, которые имеют довольно общий характер. Так, в Коране в 24-й суре «Свет» читаем: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность.

И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Какие у мусульман праздники Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам.

В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии 150 млн. Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне ок. Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте 46 млн. Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия около 820 тыс. В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция 4,3 млн. В Албании , Боснии и Герцеговине , Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения в Югославии главным образом албанцы Косова , во Франции, Германии, Великобритании, Италии - это в подавляющем большинстве иммигранты.

Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии - главным образом турки , курды , арабы, так называемые славяне-мусульмане из Боснии и Герцеговины , в Великобритании - в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии , в Италии - арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами. К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка , Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии [15]. Тяжёлые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове , но в то же время возникла могущественная Османская империя , под влиянием которой в период расцвета в XVI — XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию Анатолию , Ближний Восток , Северную Африку , Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы [16]. К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной Мухаммедом теократической власти.

Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира [17]. К концу XIX в. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам исламизм. Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг.

Возникновение, символы и основные идеи ислама кратко

Цель поклонения Целью различных видов поклонения в Исламе не являются внешние действия, а их смысл — в сочетании исполнения вышеупомянутых действий. Так, например, бесполезной будет молитва , которая не удерживает человека от совершения мерзкого и порицаемого, как не принесёт пользы пост , если соблюдающий его станет лгать и поступать по лжи, так же как не будут приняты ни хадж , ни закят , если совершаются они напоказ и только из желания приобрести добрую славу. Однако если вышеупомянутые виды поклонения не приносят своих плодов, это не значит, что от них следует отказаться. Здесь имеется в виду только побуждение человека к искренности и достижению того, что является целью поклонения. Ответвления веры Всё то, о чём говорится в этом хадисе , не является тем, на чём ограничивается Ислам , тут в данном хадисе ограничились на этом вышеприведённом в хадисе ввиду важности этих вещей. Существует и многое иное. Убеждения и действия Этот хадис указывает на то, что Ислам представляет собой сочетание убеждения и действия, поэтому дела без веры окажутся бесполезными, и точно так же невозможно существование веры , не подкреплённой делами. Перевёл и подготовил: Муса Багилов Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях! Материалы по теме.

И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» Коран, сура 5, аяты 48 44 -50 46. Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени - он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Вместе с тем бог рассматривается в Коране и как безличное существо под влиянием гностических учений ; он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т.

Трактовка аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле аллаха, то есть покорность здесь носит всеобъемлющий характер.

И наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми пророке и ангелах , отвергнув христианский догмат о боговоплощении. Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней: были созданы небеса их насчитывается семь , небесные светила и земля, разложенная ковром, на ней для прочности установлены горные твердыни.

Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы, их, как и земных тварей, Аллах тоже создал в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек - из глины и праха или из воды и сгустков крови - в разных местах Корана есть разные версии. Отражены в священной книге и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями. Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников аллаха, ставшего потом дьяволом Иблисом.

Когда был сотворен первочеловек, аллах велел всем созданным им ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением Иблиса, возгордившегося и не захотевшего поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Само слово «ислам» означает «покорность».

Пока же, до страшного суда, Иблис шайтан является главой всех демонов и джиннов. Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил , как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло.

Среди ангелов и демонов тоже существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители их двое у каждого , ангелы, охраняющие могилы, ангелы - посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай Ридван и ад Малик. Как и Библия, Коран учит, что «золотой век» на земле ушел в прошлое, о грехопадении изгнанных из рая Адама и Евы, хотя самой идее греха, страдания и искупления не уделяется много внимания. Однако в исламе существует хорошо разработанная концепция рая и ада, то есть концепция воздаяния человеку в загробном мире по его делам.

Согласно исламскому вероучению, райское блаженство - это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой - он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад - пекло, дым, самум песчаная буря и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии, причем в аду грешник осужден на вечные пытки и страдания.

Большое место уделено в исламе эсхатологическим, пророчествам о конце света и страшном суде. И хотя рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны и двусмысленны, в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия; все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе.

Деятельность братства происходила в районе, где шиизм был особенно силен, и неудивительно, что в 15 в. Придя к власти, Сефевиды способствовали тому, что в Иране в качестве государственной религии был утвержден шиизм. Тем не менее, наиболее распространенным течением в исламе был и остается суннизм.

Само название этого течения предполагает, что речь идет о людях, которые следуют сунне пророка см. Надо отметить, что изначально правоверие в исламе не было обозначено доктринально, оно сформировалось лишь после того, как возникли оппозиционные течения, прежде всего хариджизм и шиизм. В эпоху средневековья суннизм исповедовали Омейады 661—750 , Аббасиды 749—1258 , Сельджукиды 1038—1194 , Айюбиды 1169 — конец 15 в.

Характерно, что даже в Египте времен правления фатимидов основная часть населения оставалась суннитской, в то время как правители исповедовали шиизм. Впоследствии суннизм стал официальной доктриной Османской империи, и это способствовало его распространению на подвластных территориях, в том числе и на Балканском полуострове. Богословские дискуссии.

На фоне острой идеологической борьбы суннитские богословы должны были постоянно подтверждать правильность своей идеологии. Одним из важных вопросов, который изучался богословами, был вопрос об Аллахе. Стараниями Мухаммада его образ приобрел вполне конкретные черты.

Однако со временем буквальное понимание его качеств перестало удовлетворять верующих. Многие богословы, познакомившись с аналогичными концепциями в других религиях, ощущали потребность дать кораническим представлениям об Аллахе новую трактовку, что соответствовало бы современному уровню религиозной философии. Для этого они стали истолковывать тексты Корана аллегорически.

Заслуга муатазилитов состоит в том, что они обратились к разуму акль — араб. В противоположность тем, кто наделял Аллаха плотью, они считали его чистым духом и отвергали божественные атрибуты. Муатазилизм, особенно при аббасидском халифе аль-Маамуне 813—817 , был признан властями.

Но либеральные вначале, муатазилиты впоследствии скатились к нетерпимости, и спустя некоторое время, их учение было отвергнуто. Богословские споры об атрибутах Аллаха, о сотворенности или несотворенности Корана способствовали становлению религиозной философии. В частности, богословов занимал вопрос об отношениях Аллаха и человека: насколько человек свободен в своих поступках, можно ли вершить суд человеческий прежде суда божьего.

В рамках философских дискуссий, инициированных муатазилитами, сложилось два направления в подходе к проблеме предопределения Аллахом поступков и судьбы человека. Джабариты утверждали, что человек полностью зависит от воли Аллаха, в то время как кадариты мнение которых разделяли и муатазилиты допускали возможность выбора человеком своих поступков, который определен свободой воли и ответственностью за этот выбор. Но общим был этический вывод о том, что человек должен жить, уповая на волю и милость Аллаха, выполняя заветы сунны пророка.

Богословские дискуссии отражали меняющуюся в халифате ситуацию. Новые исторические условия ставили перед мусульманской верхушкой вопрос о том, каким образом использовать традиции раннего ислама. Прежде всего, это касалось Корана, который в своей канонической форме был утвержден еще при халифе Усмане между 650 и 656.

Однако для рядового мусульманина текст Корана оставался сложным для понимания. Со временем возникла практика толкования Корана с помощью специальных комментариев — тафсиров. Некоторую информацию давали и хадисы — сборники преданий, записанных со слов авторитетных соратников Мухаммада.

Сюжетами хадисов были поступки и высказывания пророка по разным поводам. В 9—10 вв. Свои сборники появились и у шиитов.

Главным персонажем этих сборников ахбар был Али и доказательства его богоизбранности. Крайние шииты считали, что Аллах ошибся, ниспослав Коран Мухаммаду. По их мнению, только Али и его потомки являются носителями божьей благодати.

В частности, они интерпретировали ряд сур Корана иначе, чем сунниты. В первые три столетия правления Аббасидов, стала развиваться арабская научная мысль. Этот период отмечен всесторонним развитием средневековой мусульманской цивилизации.

Наблюдалось бурное развитие экономики и торговли. Прежде всего это касалось давно обжитых стран, таких как Ирак, Иран, Египет. Тогда же были установлены торговые связи с областями вне мусульманского ареала — Индией, Дальним Востоком, Центральной Африкой и Восточной Европой.

Правители могли себе позволить собирать библиотеки, финансировать переписку книг, переводы с греческого и персидского. Процветали литература, теология, естественные науки и философия. Именно философия стала соперницей мусульманского богословия, которое опиралось на толкование Корана и хадисов.

Труды греческих философов были достаточно популярны в мусульманском мире. Стараниями Аббасидов были созданы специальные заведения дар аль-хикма «дом мудрости» , в которых труды античных ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому древние трактаты получили не только нового читателя, но и послужили основой для формирования арабской философии.

Естественно, что арабские последователи античной традиции расходились с методами и принципами мусульманских богословов. Тем не менее, богословы использовали философские методы для обоснования догм ислама. Так возник калам от араб.

Одним из основателей теоретического мусульманского богословия стал Абу аль-Хасан аль-Ашари 873—935. Первоначально он был приверженцем муатазилизма, но в 40 лет вернулся к правоверию. В отличие от муатазилитов, аль-Ашари признавал существование у Бога реальных и вечных атрибутов и признавал несотворенность Корана в отношении его смысла но его буквы, чернила и материал являются произведением рук человека.

Он считал, что именно Аллах является творцом всех поступков людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления. Аль-Ашари считал, что для праведников существует возможность лицезреть бога в потустороннем мире, но не в буквальном смысле этого слова. Тогда же, в 8—10 вв.

По аналогии с сунной возникло понятие шариата, то есть модели праведного поведения мусульманина, опирающейся на принятые фикхом законы. Труды по фикху составляют самую многочисленную группу произведений средневековых мусульманских авторов, сохранившихся до наших дней. Здесь можно обнаружить правила, регламентирующие поведение мусульманина в семье брак, развод, наследование , обществе; вопросы имущественных отношений, торговли, отношений с немусульманским населением в том числе во время войны и т.

Характерно, что уже скоро некоторые разделы фикха вошли в программы обучения в школе, им следовали в воспитании детей, проблемы фикха обсуждали как богословы, так и простые люди. Формирование фикха было обусловлено необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами, а также потребностью регулирования вновь возникавших отношений раннефеодального общества. Предпосылкой для возникновения фикха стали сборники хадисов, посвященные конкретной тематике, например, высказывания Мухаммада относительно семьи, роли женщины, торговли и т.

Подобная систематизация преданий способствовала оформлению фикха в самостоятельную дисциплину. Однако с самого начала утвердилась идея о прекращении правотворчества со смертью Мухаммада. Поэтому основными источниками правовых решений были признаны Коран и сунна.

С течением времени инструментарий факихов пополнился новыми понятиями, но они изначально не могли противоречить Корану и сунне. Возникли многочисленные юридические школы мазхаб, мн ч. Первые четыре являются суннитскими, последняя, пятая — шиитской школой.

Сохранилась своя религиозно-правовая система и у зейдитов Йемен. Постепенно сформировались кадры мусульманских законоведов. Теоретическими вопросами занимались факихи и муфтии.

Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда 632 г. Тогда была составлена священная книга ислама — Коран по-арабски — «то, что читают».

Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. Особенности новой религии Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман называемой газават. Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея , Иисуса , которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили.

Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира. Законы Шариата и нормы мусульманского права: Государство не должно издавать законы, так как все законы изложены Мухаммедом, государство должно только их выполнять; Правила поведения мусульман называются шариатом; Мусульманская мораль приписывала: не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей; Мусульманам запрещалось пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда. Сунниты и шииты Суннизм от «сунна» — образ действий, поведение — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным.

При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными. Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда.

Мировоззрение ислам: значение и особенности

Обязательность намаза Намаз предписан верующим в Священном Коране, а способ его совершения дошел до нас от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Его обязан совершать каждый совершеннолетний находящийся в здравом уме человек. Мусульмане выстаивают обязательную фард молитву пять раз в сутки: на рассвете, в полдень, после полудня, после захода солнца и ночью. Мужчинам предпочтительно молиться в джамаате коллективно , женщинам индивидуально. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый. Поэтому сюда не входит используемый жилой дом, транспортное средство и другие предметы повседневного пользования. Например: закят не платится с драгоценных украшений которые носит женщина, и платится с ювелирных изделий, которые хранятся без дела. Что такое нисаб? Нисаб — минимальное количество имущества, наличие которого накладывает на мусульманина обязанность выплаты закята.

Мужчина, согласно Корану, может иметь до четырёх жён, а также невольниц, количество которых в Коране не прописано. В пятнадцатом аяте указано, что женщин, уличённых в прелюбодеянии, запереть «в домах ваших, пока не примет их смерть». В то же время в следующем шестнадцатом аяте пишется, что мужчин, уличённых в содомии, следует бранить и бить, а если те исправятся, то Аллах их простит. Здесь очевидны различные подходы к наказанию женщины и наказанию мужчины. Здесь важно отметить, что во время жизни пророка Мухаммада родовые законы на Аравийском полуострове были особенно сильны, и многие из них препятствовали развитию общества. Например, в доисламском обществе арабских племён в голодные времена новорождённых девочек часто закапывали в песок. В Коране же это запрещено. Также Мухаммад упорядочил право кровной мести. Если до принятия ислама кровная месть в арабских племенах носила неограниченный характер, то в Коране прописывается ветхозаветный принцип талиона «око за око» , но при этом отмечается, что милосердие Аллаха будет к тем, кто сможет простить своего ближнего. Обращает на себя внимание и то, что в Коране содержатся нормы правового характера. Например, в девяносто втором аяте четвёртой суры указывается на то, что если правоверный убил по ошибке другого правоверного, то семье убитого он должен вручить штраф и отпустить на волю верующего раба, а если раба нет, то два месяца соблюдать пост. В данном случае происходит смешение религиозных норм с государственным правом, т. Культура арабских племён перед зарождением ислама Арабское слово ислам означает покорность, или послушание. Это слово имеет и другой смысл, а именно: означает мир, предполагающий гармонию духовного и физического развития и добрососедские, спокойные отношения с людьми своей веры. Ислам возник на Аравийском полуострове в области Хиджас, через которую пролегали торговые пути. Центром Хиджаса была Мекка. Именно в Мекке находилась главная святыня арабов — хаджар аль асват — Кааба от араб. По сути, Кааба представляла собой здание кубической формы, в которое вмурованы два камня. Сами камни, по всей вероятности, имеют метеоритное происхождение, но в сознании народа они наделены религиозным смыслом. Вокруг Каабы находилось более 300 идолов, каждый из которых имел свои функции. Территория вокруг Каабы в радиусе 15—20 километров с языческих времён считалась священной. Существовало поверье, что, если человек обойдёт Каабу, касаясь идолов руками, то получит покровительство богов. Таким образом, в арабском обществе были предпосылки к принятию монотеистической религии, поскольку, поклоняясь многим богам, люди одинаково чтили и Каабу. Заметим, что в религии доисламского арабского общества между множеством богов присутствовал один бог, которого называли Аллахом. Одним же из наиболее почитаемых богов у арабов считался Эл предок или сильный. Этот бог упоминается и в финикийских текстах, а с семитского языка слово эл переводится как бог. Здесь необходимо отметить то, что с IV века на Аравийском полуострове распространилось движение ханифов, пророков-проповедников, призывавших уверовать в единого бога и отказаться от языческого поклонения идолам. Существуют сведения, согласно которым некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах ал или эл — общесемитский корень понятия бог. В Мекке также жили христиане, иудеи и аскеты, ведшие благочестивый образ жизни и исповедовавшие единого Бога. Однако аскеты не причисляли себя к какой-либо религиозной группе. В принципе арабам было сложно определиться с принятием какой-либо из уже существующих религий. Зороастризм являлся религией враждебных для арабов персов; принятие иудаизма предполагало освоение иврита, на котором написаны священные тексты иудеев;осмысление же христианского вероучения требовало развитой философской мысли, которой у языческих арабов не было. Для арабов особенно сложным было воспринимать идею богочеловечества Христа, поэтому им было проще видеть в Иисусе Христе либо только человека, либо исключительно Бога. Период до возникновения ислама называется джахилийи. Часто это понятие переводят в значении варварство, а также невежество, однако вполне уместен и другой перевод - отрочество, юношество от слова "джахл" отрока, юноша. Необходимо отметить, что Коран, который является более близким письменным источником к периоду джахилийи, открывает отрицательные обычаи, которые имели свое место в арабском обществе в доисламский период: кровосмесительные браки, зарывание в землю новорождённых девочек, кровная месть, пьянство. Доисламские верования арабских племён в значительной степени были феминизированы. Большинство племён имело своих богинь. В Коране упоминаются имена четырёх богинь, почитавшихся арабами до Муххамада: ал-Лат, ал-Узза, Манат и Сува Коран 53 : 20, 21; 71 : 24. Некоторые бедуинские племена возводили своё происхождение к женщине-прародительнице, имя которой, в свою очередь, стало этнонимом родовой группы, например: хиндиф, бахила, баджила, мархидж и др. Говоря о положении женщин в период джихалийи, надо заметить, что по этому вопросу нет единого мнения. Некоторые учёные полагают, что положение женщины в это время было крайне тяжёлым и явно бесправным. Становление же ислама обеспечило женщине соблюдение некоторых её прав. Тем не менее более распространено мнение, что женщина, хотя не была во всем равноправна мужчине, но она и не являлась собственностью мужа. Она свободно присутствовала в мужском обществе, участвовала в военных походах, не носила паранджу, не была ограничена исключительно домом. Это мнение подтверждается доисламской арабской литературой, где воспевается женщина и любовь к ней. Однако любовь можно понимать и в тотальной «заботе» о женщине, сводимой к жёсткому контролю. В мусульманских преданиях отмечается, что, когда мусульмане Медины вступили в Мекку, они приняли присягу этому городу отдельно от мужчин и отдельно — от женщин. Этот факт говорит о том, что горожанки-аравитянки в то время могли принимать участие в общественной жизни. Известный историк ат-Табари 838—923 приводит предание о том, что халиф Омар I позвал свою жену Уим Кельсум по имени к столу, за которым сидел гость. Когда же она отказалась, сославшись на то, что она не одета соответствующим образом, то халиф пожалел об этом и сказал: «Если бы она согласилась, то ты, гость, был бы лучше угощаем». На этом примере мы видим, что женщина не была рабыней мужчины, она пользовалась почётом, имела право выбора, имела возможность сидеть за столом вместе с мужчинами, имела право отказаться от чего-либо. Тем не менее рождение девочки в доисламском мире у арабов не приветствовалось, а если семья переживала трудные времена, то новорождённую нередко закапывали в песок. Впоследствии этот варварский обычай был осуждён в Коране сура 16 : аяты 58-59. Зарождение ислама Возникновение ислама непосредственно связано с личностью Мухаммада 570—632. Мухаммад был из рода Хашимитов. Само арабское слово хашим означает «делящий хлеб», а называть предков Мухаммада Хашимитами стали потому, что они делились своим хлебом с бедными людьми, то есть род Мухаммада был известен добротой и щедростью. Согласно преданию, когда Амина, мать основателя ислама, родила Мухаммада, то в Мекке рухнули идолы, а в главном храме зороастрийцев в Гандзаке северо-запад Ирана потухло пламя. Отец Мухаммада был небогатым торговцем, который вскоре после рождения Мухаммада умер. Мать Мухаммада скончалась, когда ему было 6 лет. Через два года умер его дед, хранитель идолов Каабы, и заботу о воспитании ребёнка взял на себя дядя. Мухаммад в 21 год женился на Хадидже, вдове, имевшей успешные торговые дела. С 610 года Мухаммад начал проповедовать ислам. По преданию, Мухаммаду явился некто со свитком и приказал ему читать, но Мухаммад не умел читать и вначале отказался. Тогда этот некто сказал: «Читай во имя Господа Твоего, Который сотворил… человека…». Мухаммад повторил сказанные слова и был отпущен. Мусульманами считается, что этим некто был ангел Джабраил, который стал регулярно являться Мухаммаду. Когда Мухаммад начал рассказывать о своих видениях, его приняли за одержимого злым духом — джином. Вскоре ночью к нему опять явился Джабраил и, посадив его на белую лошадь, показал ему святые места, в частности Иерусалим. Далее они помолились, и Мухаммад получил от ангела основные заповеди Бога: пятикратная молитва и неприятие вина. Утром Мухаммад рассказал о новом видении, при этом описывая с удивительной точностью все места Иерусалима, даже перечислил караваны, идущие в сторону Мекки. После этого события Мухаммад начал активно проповедовать идею единого Бога, но первоначально сторонников у него было немного. После смерти его дяди и жены Мухаммад остался в положении изгоя, а власть в его роду перешла к его недоброжелателю Абу Талибру. Однако идеи Мухаммада были приняты в небольшом городе Ясрибе. Фактически это было поселение, расположенное в оазисе в 350 км севернее Мекки. В этом городе население состояло в основном из двух племён, которые враждовали друг с другом и искали честного судью, способного решить конфликтные ситуации. Мухаммад как раз славился честностью и объективностью. В сентябре 622 года Мухаммад отправился в Ясриб, который впоследствии стал называться Мадинат ан-Наби город Пророка , или Мединой. Этот год 622 г. Мухаммаду по-прежнему являлись видения, в которых давались новые законы ислама, советы о том, как вести проповедь и общаться с иноверцами. В целом же проповеди Мухаммада были очень успешными, и вскоре сторонников ислама стало достаточно много. В январе 630 г. В городе сопротивление было минимальным. Только один отряд столкнулся с толпой защитников города, но они после короткой схватки быстро отступили. Далее распространение ислама проходило по всему Аравийскому полуострову. Процессу распространения ислама способствовал и тот факт, что арабам нужна была религия, вокруг которой они все могли бы объединиться и противостоять Абиссинии, Византии, Ирану. Значительную роль сыграл и сам Мухаммад, отличавшийся разумным подходом к решению различных вопросов. Христиан и иудеев Мухаммад первоначально называл своими духовными братьями, однако после того, как иудеи вступили в заговоры с противниками Мухаммада, отношения между мусульманами и иудеями резко охладели. В 632 году пророк Мухаммада умер. Его сподвижники организовали ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось мусульманское государство. Сравнительно небольшое мусульманское войско разгромило армии Византии и Ирана. В течение следующего столетия сподвижниками Мухаммада был создан Арабский Халифат, через государственную силу которого ислам распространился на обширные территории. Священные книги ислама. Мусульманские храмы Основной священной книгой мусульман является Коран от араб. Считается, что оригинал Корана лежит у трона Аллаха. Фактически эта книга представляет собой записи тех откровений, которые произнёс Мухаммад с 610 по 632 гг. Коран был написан с 650 по 656 гг. В Коране содержится 114 сур, состоящих из аятов. Первую суру — «Открывающую» Фатиха — должен знать наизусть каждый мусульманин. Также особое место отводится 255 аяту второй суры Аль-Бакара , в которой изложены основные принципы мусульманской веры. Своего рода символом веры у мусульман считается 112 сура. Для наименования Корана обычно используются следующие понятия: 1 Фуркан отличие добра от зла , 2 Китаб Книга , 3 Зикр Напоминание , 4 Танзиль Ниспослание. В этих наименованиях акцентируется внимание на том, что Коран в качестве дара ниспослан людям Аллахом по милосердию, то, что этот дар есть книга, через которую человеку напоминают о нормах поведения, о его вере, через которую он познаёт отличие добра от зла. Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка в поэтической форме, и многие мусульмане считают, что Коран лишь в том случае настоящий, если написан на арабском языке. Поэтому переводы Корана часто называют «переводами смыслов». В этом убеждении есть доля истины, поскольку перевести поэтический текст с сохранением всей полноты его смысла и соблюдением размеров стиха не представляется возможным. Арабский язык, на котором написан Коран, является литературным, значительно отличающимся от повседневного арабского языка. Именно литературный арабский язык должен знать каждый образованный мусульманин, независимо от того, в какой стране он проживает. Перевод Корана требует духовной чистоты, благородства и развитости ума. Различают активные и пассивные формы перевода, поскольку одно и то же выражение можно перевести двумя равноправными предложениями. Например, хвала убивающим за веру активная форма и хвала убитым за веру пассивная форма. Почти все мусульмане считают, что Коран не является созданным людьми. Однако мутазилиты — представители одного из направлений исламской философии — утверждают, что Коран является сотворённым, ибо только Бог обладает качествами предвечности и несотворённости. Всё же такая позиция является скорее исключением, нежели правилом. В домах мусульман Коран обязательно должен храниться бережно в специальной защитной обложке на высоком чистом месте. Оскорбления в адрес Корана недопустимы, независимо от религиозных или атеистических взглядов человека, хотя это не означает отвержения критического, научного анализа данного Писания. В Коране есть много ссылок на Тору и Евангелие как на Священные Писания, что подчёркивает связь между данными Книгами. Однако мусульмане считают, что Коран был дан человечеству как последнее Священное Писание, после которого подобного уже не случится. Для решения повседневных проблем мусульманин может обращаться к Сунне с арабского языка образец, пример или обычай, предание, закон. Это свод текстов, где описываются жизнь Мухаммада и обычаи. В широком смысле — это сборник, содержащий описание поучительных благих обычаев и традиционных установлений. Они, по своей сущности, ориентированы на родовые ценности и нормы. Сунна состоит из хадисов. Итак, Коран даёт ясные ответы не на все вопросы; в нём подчас встречаются и непонятные для людей установления, требующие объяснений. Для разъяснения проблемных ситуаций мусульмане обращаются к хадисам. Предписания хадисов не носят абсолютного характера и не могут вменяться людям в качестве обязательных к исполнению, тогда как законы, прописанные в Коране, обладают абсолютным императивом их выполнение обязательно. В хадисах случаи, события из жизни пророка записаны свидетелями, то есть людьми, непосредственно встречавшимися, разговарившими с пророком или же с людьми, которые имели общение с теми, кто встречался с Мухаммадом. Таким образом, хадис имеет значение только тогда, когда он достоверен. Проверка подлинности хадиса устанавливалась посредством указания имён тех людей, через которых была получена информация, данная в определённом хадисе. Если указанные лица не могли в силу пространственных или временных причин видеть Мухаммада, то хадис не имел ценности. Хадисы состоят из двух частей: иснад опора , где перечисляются имена пересказчиков, и матн текст — содержание. Существуют сборники хадисов. Вот примеры хадисов: — Передаю со слов Анаса, что Пророк сказал: «Не уверует никто из нас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Расскажи мне такое об исламе, о чём я могу спросить только тебя. Мусульманские храмы. Орнамент и миниатюра исламского мира Храм, в котором мусульмане молятся, называется мечеть. Рядом с мечетью обычно возвышается минарет от араб. Обычно это делается громким, распевным криком «Аллах Акбар» Аллах велик. Считается, что когда человек молится в мечети, то он находится перед лицом Бога. Поскольку мечеть для мусульман, прежде всего, является молитвенным домом, то главная ось молитвенного зала мирхаба всегда направлена к Мекке. Считается, что истинный храм, как дом Бога, находится в Мекке. Среди наиболее известных мечетей особое место отводится мечети Аль-Акса Эль-Акса. Значимость этой мечети усиливается не только её архитектурой, огромным внутренним пространством, в котором могут находиться 5 000 молящихся людей, но также и самим местом расположения. В доисламский период на месте её современного расположения находился иудейский храм, разрушенный римлянами в 70-м. Первоначально эта мечеть, построенная в начале VIII века, представляла собой маленький молитвенный дом, который был разрушен в этом же столетии землетрясением. Потом мечеть была восстановлена, однако и в последующей истории мечеть приходилось восстанавливать после землетрясений или разрушительных войн. Также известная большая мечеть в Дамаске Сирия. Данная мечеть представляет собой грандиозное архитектурное сооружение и часто называется мусульманами чудом света. Первоначально она была христианским храмом, который был перестроен по нормам ислама в начале VIII века. Ещё в период римского владычества в этом месте был храм бога Юпитера. В эту мечеть могут входить представители любой веры, и в ней сохраняется атмосфера веротерпимости. Главная же мечеть мусульман находится в самой Мекке. Именно эта мечеть понимается как истинный дом Бога, и геометрически и географически на неё ориентированы все мечети мира. Именуют её Аль-Харам Запретная. По исламским законам, в эту мечеть могут войти только мусульмане. Ещё в 638 году около Каабы была построена мечеть, однако ныне существующая мечеть построена в 1570 году. Эта мечеть много раз перестраивалась. Первоначально в её ансамбле было шесть минаретов, однако после того как в Стамбуле христианский собор был переделан в мечеть, а вокруг неё воздвигли тоже шесть минаретов, имам Мекки приказал построить седьмой минарет в мечети Аль-Харам, дабы ни одна мечеть мира не могла бы сравниться с Запретной мечетью. Помимо мечети в жизни мусульман существенную роль играют медресе — специальные школы, в которых учащиеся осваивают исламское вероучение. Многие мечети и медресе являются настоящими произведениями искусства. В мечети нельзя увидеть каких-либо изображений природы или людей, поскольку правила ислама запрещают сотворённому человеку изображать то, что создал Бог. Здание мечети украшают орнаменты, на стенах храма можно прочесть цитаты из Корана на арабском языке. Причём коранические надписи размещены таким образом, что сама графика письма становится своеобразным орнаментом, украшением.

Ислам был распространен в Аравии преимущественно мирным и дипломатическим путем, но также были войны, в результате которых многие племена приняли ислам до конца VII века. С тех пор ислам стал быстро распространяться, включая территории на территориях древней Персии, Индии, Северной Африки и испанского региона Андалусии. В настоящее время, ислам является одной из крупнейших религий в мире, с более чем 1,8 миллиарда последователей во всем мире, и он оказал значительное влияние на историю человечества и культуру многих народов. Священные писания в исламе Каждая религия имеет свои священные книги, которые являются основой веры и содержат указания и правила, которых должны придерживаться приверженцы религии. В исламе существует несколько священных писаний: Коран, Сунна, Хадисы и Фикх. Коран является главной священной книгой в исламе. Он состоит из 114 суров и держится в высоком уважении у мусульман как непогрешимое источник правды. Книга содержит наставления по вере, моральным принципам, этике и социальным вопросам. Сунна — это наблюдения и записи привычек и образа жизни пророка Мухаммада, которые передавались от поколения к поколению. Хадисы — это записи устных наставлений пророка, полученных его последователями.

Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду. Что такое халяль В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных говядина, баранина и др. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Самарканд, около 1910 года Паранджа также известна как бурка — женская верхняя одежда, покрывающая тело с ног до головы, с сеткой, закрывающей лицо. Регионы распространения — Средняя Азия и Ближний Восток. Алжир, около 1900 года Никаб — женский головной убор с прорезью для глаз. Также встречается в Афганистане, Пакистане, Бангладеш и др. Египет, первая половина XX века Хиджаб — женский головной убор, представляющий собой платок, покрывающий голову и грудь. Лицо при этом остается открытым. Традиция носить ту или иную одежду обусловлена скорее местными традициями, чем предписаниями Корана, которые имеют довольно общий характер. Так, в Коране в 24-й суре «Свет» читаем: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Какие у мусульман праздники Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о пророке Ибрагиме Аврааме и его готовности пожертвовать Богу собственного сына. Праздником разговения по-тюркски Ураза-байрам завершается пост в месяц Рамадан. Считается, что именно этой ночью Мухаммед получил первое божественное откровение. Позднее, во время исламских завоеваний, статус зимми араб. Мусульманское правительство разрешало зимми свободно исповедовать свою веру при условии уплаты особого налога и сохранения лояльности к мусульманам.

История становления и развития ислама. Основные направления

Два основных источника вероучения ислама – это Коран и сунна, или хадисы («предания» о Пророке, его изречениях и деяниях). девочка, иди пей сок. Ислам это серьезное учение. а так изучать будешь биографию Билана, по ответам таких же неучей как и ты. У этой религии есть два названия (мусульманство и ислам) и можно использовать оба термина. Тем не менее использование названия ислам считается более правильным, т.к. является официальным названием, и именно так эта религия именуется в Коране. Что такое Ислам? Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам. Основные течения в Исламе. В исламе выделяются такие направления: Шииты (ар. шиа – группировка, партия) считают, что должность халифа должна передаваться только тем людям, которые имеют родственные связи с Мухаммадом и его кровными родственниками. Ислам одна из мировых религий он появился на юго-западе в седьмом веке в Мекке главным праздником ислама евляется Рамадан пророком считается Мухаммед ислам не первая и не последняя религия сейчас ислам распратранëн мусульмане называют Бога Аллахом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий