Снижение государственных расходов трансфертных выплат и увеличение налогов

Дискреционная стимулирующая политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок. Инструментом фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Увеличение государственных расходов и аккордных налогов на одну и ту же величину не повышает объем выпуска и уровень совокупного дохода, так как потребители сокращают потребление на сумму, равную приросту налогов. Особенность ее в том, что наращивание расходов и снижение налогов приводят к увеличению совокупного спроса. С нижение налогов оказывает такое же влияние на доходы и потребление, как и увеличение госрасходов.

Фискальная политика государства: содержание, модели, противоречия

Если же говорить конкретнее, то инструментами фискальной политики могут выступать: государственные закупки и налоговые отчисления, размеры и объемы трансферты. В зависимости от инструмента воздействия меняется и результат совокупного спроса. Можно сделать вывод, что государственные закупки представляют собой компонент совокупного спроса, соответственно, изменение на уровне государственных закупок напрямую влияет на уровень совокупного спроса. Если рассматривать налоговые отчисления и объемы трансфертов — они воздействуют на уровень совокупного спроса, посредством изменения величины потребительского расхода в формуле такой показатель указывается, как «С» и инвестиционного расхода в формуле такой показатель указывается, как «I». В том случае, если уровень государственных закупок начинает стремительно подниматься, это влечет за собой увеличение совокупного спроса. Зависимость здесь прямая, если уровень государственных закупок, наоборот, низкий, тогда падает и уровень совокупного спроса. Если говорить о трансферте, то он также влияет на увеличение совокупного спроса. Например, когда социальные трансфертные выплаты увеличиваются, увеличиваются и личные доходы домашних хозяйств. Это означает, что неизбежно будет расти и располагаемый доход, который увеличит потребительские расходы. Однако важно помнить, что при увеличении объема выплат трансфертных средств организациям увеличивается и возможность внутреннего финансирования компаний, и возможность развития, масштабирования предприятия, соответственно растут инвестиционные расходы.

В обратной ситуации, при снижении уровня трансфертов снижается уровень совокупного спроса. В случае, если происходит возрастание уровня налоговых сумм, ситуация оборачивается в обратную сторону. Это означает, что при росте налоговых отчислений приводит к уменьшению не только потребительских, но и расходов, связанных с инвестициями, соответственно уровень совокупного спроса падает. Когда уровень налогов снижается, кривая AD сдвигается в правую сторону, именно это обуславливает рост фактического уровня валового национального продукта. Обратите внимание!

Это увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, наращивает объем производства и увеличивает количество рабочих мест в экономике. Преследуя политику экспансии, правительство увеличивает расходы, снижает налоги или сочетает и то, и другое. Если государственные расходы превышают налоговые поступления, экспансионистская политика приведет к дефициту бюджета. Сдерживающая стратегия применяется при инфляции спроса, а также для погашения долгов. Проводя ограничительную фискальную политику, правительство может сократить свои расходы, поднять налоги или сочетать разные стратегии. Если налоговые поступления превышают расходы, то возникает профицит бюджета. Когда экономика производит меньше, чем нужно, экспансионистская фискальная политика может использоваться для стимулирования производства. Особенность ее в том, что наращивание расходов и снижение налогов приводят к увеличению совокупного спроса. С нижение налогов оказывает такое же влияние на доходы и потребление, как и увеличение госрасходов. Выбор направления зависит от воли правящей власти в стране. Мультипликатор госрасходов всегда положительный, а налоговый — всегда отрицательный. Это связано с тем, что существует обратная зависимость между налогами и совокупным спросом. Дискреционная и автоматическая политика Направление и принципы регулирования могут разделяться на дискреционные регулирование за счет увеличения расходов и дефицита бюджета при снижении налогов и автоматические незапланированная смена структуры закупок и налогов. Дискреционная фискальная политика означает, что правительство вносит изменения в налоговые ставки, меняет государственные расходы либо выбирает что-то одно из этих мер. Например, происходит снижение НДС для стимулирования расходов. Это вынуждает людей тратить больше денег. Автоматическая бюджетно-налоговая стратегия реализуется там, где во время рецессии правительство просто вынуждено расходовать больше средств например, на социальные выплаты, пособия по безработице. Во время экономического подъема налоговые поступления автоматически растут, а расходы на льготы падают — происходит сдерживание экономического роста. Во время рецессии доходы от налогов сокращаются, но расходы на пособия растут, что также помогает оживлять экономический процесс в стране.

К недостаткам фискальной экономики относятся: 1 Проявление эффекта вытеснения. А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции. Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования. Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения. Принятие данных решений производится правительством, но для введения решений в действие требуется, чтобы их обсудил и утвердил законодательный орган власти Парламент, Конгресс, Государственная дума и т. Для обсуждений и согласований может потребоваться длительный период времени. К дополнительному увеличению лага приводит вступление их в действие только в следующем финансовом году. За этот промежуток времени могут произойти изменения в экономической ситуации. Допустим, при первоначальном наличии рецессии и разработке соответствующих стимулирующих мер политики, к моменту, когда они начнут действовать, в экономических процессах может уже начинаться подъем. Результатом дополнительного стимулирования экономики может стать ее перегрев и новый виток инфляции, т.

В данном случае в качестве инструментов используются доходы и расходы бюджета государства налоги, государственные закупки и транферты. Именно в зависимости от использования экономических инструментов виды фискальной политики подразделяются на дискреционную и недискреционную. Дискреционную политику можно представить в виде внесения законодательных изменений в налогообложение и систему расходов правительства с целью обеспечения стабильности и достижения основных целей макроэкономики. К основным инструментам данного вида относят: - Регулирование налоговых поступлений посредством изменения количества налогов и их ставок. Так, изменяя налоговую ставку, государством достигается удержание доходов от сокращения во время спада либо снижение доходов во время резкого увеличения темпов товарооборота. Этот инструмент используется и в борьбе с инфляцией. Финансирование данного мероприятия осуществляется в основном из бюджета государства. Данные программы обеспечивают стабилизацию экономики при различных волнообразных колебаниях функционирования страны. Недискреционная фискальная политика основывается на взаимосвязи налоговых поступлений и расходов государства с активностью предпринимательского сектора, а также изменениями экономической конъюнктуры. Такое взаимодействие осуществляется автоматически и сразу отражается на удельном весе налогов в доходной части бюджета и соответствующих расходов на социальные мероприятия в расходной части. Это можно показать на примере налога с доходов физических лиц. Ведь с ростом поступлений по этой статье автоматически увеличивается объем выплат пособий по безработице. При наблюдаемых спадах в экономических процессах страны доходы населения резко уменьшаются и, соответственно, снижаются поступления налогов с зарплат в бюджет подоходный налог изымается по прогрессивной шкале начисления.

Фискальная политика: цели, виды, инструменты. Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы

В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что провоцирует рост процентных ставок и ведёт к уменьшению фактических инвестиций, это в конечном итоге замедляет темпы экономического роста. Снижение уровня трансфертных платежей и увеличение поступления налогов является необходимой мерой, которую должно принять правительство страны с целью снижения темпа инфляции в период роста экономики. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Правительство увеличивает этот спрос несколькими способами, в том числе сокращения личного подо-ходного налога, для создания более располагаемого дохода или сокращения косвенных налогов, что приводит к снижению цен на товары и услуги. Правительство увеличивает этот спрос несколькими способами, в том числе сокращения личного подо-ходного налога, для создания более располагаемого дохода или сокращения косвенных налогов, что приводит к снижению цен на товары и услуги. При постоянных I и G график совокупных расходов (С+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов. Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.

Экспансионистская фискальная политика

Семинар (2 часа). Вопросы для обсуждения: Различается два вида фискальной политики: дискреционная — регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста.
Дискреционная бюджетно-налоговая политика Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП (Валового национального продукта) расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов.
Фискальная политика Государственные расходы G в явном виде входят в соотношение (1) откуда следует, что увеличение государственных закупок приводят к возрастанию величины совокупных расходов C, а значит к сдвигу кривой совокупных расходов вправо.

Экономика. 11 класс

Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. – сокращение государственных расходов; – увеличение налогов. Сдерживающая фискальная политика направлена на снижение избыточного совокупного спроса () путем сокращения государственных расходов и увеличения налоговых ставок, что приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вниз: ;, в результате чего равновесное значение. При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

Инструменты фискальной политики государства егэ

Эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета заключается в том, что сальдированным результатом одновременного одинакового по размерам увеличения государственных расходов и суммы налогообложения является рост совокупного спроса и, следовательно, выпуска продукции. Это обстоятельство является существенным при анализе и выработке государственной фискальной политики. Если уровень инвестиций не меняется, то мультипликатор сбалансированного бюджета равняется единице, а равновеликое увеличение государственных расходов и налогов ведет к такому же по размерам приросту производства. Общий уровень расходов бюджета может быть представлен в виде суммы государственных закупок товаров, включая услуги, и общего объема социальных выплат. Аналогично доходы бюджета представляют собой сумму всех поступлений назовем их налоговыми или налогами, так как налоги составляют их основную часть , а чистые налоги - это налоговые поступления минус социальные выплаты. В итоге дефицит с учетом знака равен государственным закупкам минус чистые налоги. При сбалансированном в условиях сложившегося уровня доходов бюджете эта разность равна нулю. Важно, однако, что будет происходить при нарушении сбалансированности. Если уровень доходов возрастает, будет наблюдаться превышение доходов над расходами профицит бюджета. Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета или меньше его дефицит.

Однако выпуск продукции зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В связи с этим возникает необходимость ответить на вопрос о том, возможно ли, чтобы рост государственных расходов приводил к сокращению, а не росту бюджетного дефицита, или, другими словами, может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма дополнительных поступлений налогов превысит прирост расходов. Очевидно, что немедленным следствием роста государственных расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов станет больше сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов. Возросшие расходы на государственные закупки будут лишь частично погашены за счет налогов. Это связано со следующими обстоятельствами. В условиях равновесной экономики дефицит государственного бюджета равен разнице между сбережениями и инвестициями. Если величина инвестиций остается неизменной, то с ростом государственных расходов дефицит бюджета возрастает. Возрастание дефицита обусловлено увеличением сбережений по мере роста государственных расходов и соответственно доходов.

Увеличение сбережений, связанных с ростом государственных расходов, ведет к увеличению суммы налоговых доходов в меньших размерах, чем возрастают государственные расходы. Анализ взаимосвязей государственного бюджета и уровня доходов в экономике показывает, что в условиях высокого экономического роста бюджетный дефицит уменьшается, а при спадах увеличивается. Означает ли изменение дефицита бюджета достижение целей бюджетной политики, направленной на увеличение или сокращение совокупного спроса. Иначе говоря, свидетельствует ли увеличение или сокращение бюджетного дефицита о том, что правительство, пытаясь стимулировать спрос, успешно использует финансовые меры для увеличения спроса и наоборот. На эти вопросы трудно дать однозначный ответ, поскольку на дефицит бюджета влияют также другие факторы, не зависящие от фискальной политики. В частности, это изменение равновесного уровня доходов при неизменности самой фискальной политики, например, при падении инвестиционного спроса. Для оценки обоснованности фискальной политики необходимо исходить из альтернативной концепции бюджета. Основой такого подхода является оценка бюджета исходя из условия полной занятости. Это позволяет изолировать эффект, оказываемый на бюджет фискальной политикой, от воздействия других факторов, например изменения доходов. Бюджет полной занятости отражает размер дефицита или профицита государственного бюджета, который имел бы место, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости, при которой бюджет не зависит от текущего уровня доходов.

Он показывает, каким был бы бюджет, если бы была осуществлена полная занятость. Рост дефицита бюджета полной занятости или сокращение избытка ведут к увеличению совокупного спроса и росту выпуска продукции и наоборот - уменьшение дефицита или прирост профицита создают обратную тенденцию. Использование активной фискальной политики сопряжено с рядом сложных проблем. Трудно определить время, когда следует изменить фискальную политику, поскольку это связано с проблемами оценки ситуации, складывающейся в экономике: спад ощутимо проявляется лишь когда он уже наступил, да и в этом случае нелегко оценить его глубину и продолжительность. В результате решения принимаются с опозданием. Существует также временной лаг от момента, когда приняты решения по изменению фискальной политики, до времени реального увеличения спроса и роста выпуска продукции, поскольку требуется время на планирование и налаживание правительственных расходов например, инвестиций или общественных работ. Наконец, реализуемые меры медленно сказываются на экономике и их результаты трудно определить с достаточной точностью, кроме того, затруднительно определить величину мультипликатора, что приводит к неопределенности в оценке размера изменения налогов. В реальной экономике существует ряд факторов, смягчающих воздействие изменений совокупного спроса на ВВП. Это так называемые автоматические стабилизаторы. Основными автоматическими стабилизаторами являются подоходный налог, ставки которого увеличиваются с увеличением доходов, и пособия по безработице.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную активную и недискреционную автоматическую, пассивную формы фискальной политики. Фискальная дискреционная политика — это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой. Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений принятий законов , и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева». К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности. Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина. Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность: изменения рост или сокращение государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.

Налогово-бюджетная политика осуществляется прямыми и косвенными методами: 1- К прямым методам относятся государственные закупки и государственные инвестиции, а также субсидии. Государство вкладывает средства в развитие отдельных отраслей с целью осуществления структурной политики инфраструктура, здравоохранение, образование, реконструкция малорентабельных, но необходимых обществу предприятий и т. Основные инструменты налогово-бюджетной политики: Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: - государственные закупки; - трансферты. Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

Во-первых, - трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты - при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства семьи, организации растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше - повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму - получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос спрос отталкивается от возможного дохода , сокращается инвестиционный расход в компаниях уменьшается чистая - нераспределенная - прибыль. Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала.

В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за роста государственных расходов [4] [11]. Другие недостатки[ править править код ] Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения.

Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не в интересах государства [12]. Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике [13].

Архивировано 24 ноября 2010 года.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП (Валового национального продукта) расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Основные инструменты: подоходный налог; пособия по безработице; социальные выплаты;индексация доходов. В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из: увеличение государственных расходов. сдерживающая (рестрикционная) политика. При увеличении государственных расходов без повышения налогов, данный эффект увеличения является аналогичным эффекту от роста инвестиций, т.к. появляется мультипликативное влияние на величину равновесного уровня национального производства.

Понятие бюджетно-налоговой политики и её виды

Политические деловые циклы — это действия, дестабилизирующие экономику путем снижения налогов и увеличения государственных расходов в период избирательных компаний и путем увеличения налогов и снижения государственных расходов после выборов. Основные понятия Финансовая система Централизованные финансы Децентрализованные финансы Бюджетная система Принцип фискального федерализма Государственный бюджет Расходы государственного бюджета Доходы государственного бюджета Профицит бюджета Дефицит бюджета Государственный долг Внутренний государственный долг Внешний государственный долг Эффект вытеснения Налог Налоговая система Принципы налогообложения Субъект налога Объект налога Прямые налоги Косвенные налоги Налоговая база Налоговая ставка Налоговые льготы Налоговое бремя Кривая Лаффера Фискальная политика Рестрикционная фискальная политика Экспансионистская фискальная политика Дискреционная фискальная политика Встроенные стабилизаторы Мультипликатор государственных закупок Мультипликатор налогов Мультипликатор сбалансированного бюджета Контрольные и дискуссионные вопросы 1. Между кем складываются финансовые отношения? Назовите основные функции финансов. Что понимается под централизованными финансами? Какова структура государственного бюджета? Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий?

В чем компромиссность государственного бюджета? Раскройте понятие фискального федерализма. Каким может быть состояние государственного бюджета? Как измерить дефицит государственного бюджета? Раскройте концепции балансирования бюджетного дефицита. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике?

Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе? Чем опасен высокий государственный долг? Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы? Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения? Что дает более верное представление о налоговом бремени: предельная налоговая ставка или средняя налоговая ставка?

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Действия косвенных налогов НДС: При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов изъятия из экономики. При буме наоборот. Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде по мере того, как люди теряют работу. Эти пособия являются трансфертами, то есть инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Снижение налогов, например, ведет к увеличению расходов, то есть сдвигает AD вправо до AD и для каждого уровня цен спрос увеличивается. Снижение ставок индивидуального подоходного налога влечет за собой увеличение дохода, поступающего в распоряжение потребителей, и объема покупок, которые они делают при любом возможном уровне цен. Снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо увеличение налогов вызывает сокращение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

На этом рисунке увеличение государственных расходов на 5 млрд дол. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд дол. Если бы ПСП составляла, скажем, 0,6, то для первоначального увеличения потребления на 5 млрд дол. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса. Эта политика предполагает увеличение государственных расходов , снижение налогов или сочетание обеих мер. Если снижение налогов оказывает благоприятное воздействие на предложение, то совокупное предложение смещается вправо от AS, до AS2. Это позволяет достичь даже более высокого уровня производства Оэ по сравнению с Ог и меньшего роста уровня цен Р3 по сравнению с Рг. Большинство экономистов полагают, что снижение налогов оказывает куда большее воздействие на спрос, чем на предложение.

Следовательно, снижение налогов в растущей экономике или экономике, достигшей уровня производства при полной занятости , вызовет такое увеличение совокупного спроса , которое значительно превзойдет любой прирост совокупного предложения. В результате неизбежно возникновение бюджетного дефицита и инфляции. Стимулирующая дискреционная политика в период спада производства направлена на обеспечение роста потребления и инвестиций и предполагает меры по увеличению государственных расходов , например по развертыванию социальных программ и снижению налогов. Эта политика ведет к дефициту государственного бюджета , но сдерживает падение производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом , сдерживающая фискальная политика направлена на торможение совокупного спроса за счет снижения государственных расходов и роста налогообложения. В этот период сальдо бюджета становится положительным. Так, достижение полной занятости связано с необходимостью увеличения объема совокупного спроса , а значит, и национального дохода. Эта цель может быть достигнута двумя путями. Во-первых, за счет роста инвестиций, потребления и снижения налогов, что связано с фискальной стратегией, заключающейся в изменении доходов или расходов государственного бюджета. Во-вторых, за счет увеличения количества денег в обращении, поскольку сокращение процентной ставки вызывает рост инвестиций и через мультипликационный эффект увеличивает доходы и занятость.

Таких источников в основном три налогообложение, выпуск казначейских обязательств , покупаемых населением и фирмами, выпуск казначейских обязательств , покупаемых центральным банком. Первая форма финансирования имеет недостаток — рост налогов вызовет снижение располагаемого дохода населения и сокращение потребления. Кроме того, уменьшение совокупного спроса ослабляет экспансионистский [c. Это способствовало достижению полной занятости. Однако в начале 50-х годов рост совокупного спроса уже не сопровождался адекватным ростом совокупного предложения. В результате стали расти цены, усилилась инфляция, дня борьбы с которой требовались меры из числа уже рассмотренных, но с противоположным знаком — уменьшение совокупного спроса за счет снижения капиталовложений, уменьшение количества денег в обращении, увеличение налогов. Эти меры составляют суть дефляционной стратегии. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

В этом случае стимулирование совокупного спроса путём увеличения государственных расходов или снижения налогов может помочь быстрее выйти из кризиса. В ситуации же, когда экономика на подъёме и близка к уровню потенциального выпуска , актуальным становится ограничение совокупного спроса при помощи сокращения государственных расходов и, возможно, некоторого увеличения налогов. Это снижает опасность перегрева экономики, развёртывания инфляционных процессов. Шок экономический , в силу чего их принято называть автоматическими стабилизаторами.

Изменение правительственных закупок и налогов влияет на величину ВВП с мультипликативным эффектом, то есть первоначальное снижение или увеличение государственных расходов и налогов приводит к более значительному конечному изменению ВВП. Данный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов ведут к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, способствующий дальнейшему увеличению потребления, и т. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению может продолжаться долго. Мультипликативное влияние изменения правительственных закупок на изменение ВВП было рассмотрено ранее см.

Обратимся к налоговому мультипликатору. Введение дополнительного налога или повышение ставок существующих налогов ведёт к сокращению располагаемого дохода, что в свою очередь снижает объёмы потребления и сбережения. На рисунке 5. Количественно мультипликативный эффект будет выражен с помощью налогового мультипликатора, показывающего во сколько раз изменение реального ВВП превысит изменение налогов: , 5. В результате сокращения располагаемого дохода уменьшатся объёмы потребления и сбережения, величина этих изменений зависит от предельной склонности населения к потреблению МРС и предельной склонности населения к сбережению MPS. Тогда налоговый мультипликатор будет равен:.

Виды бюджетно-налоговой политики - сущность, методы, цели и суть

Преимущества и недостатки, которыми обладает автоматическая фискальная политика Преимуществами фискальной политики являются: 1 Проявление эффекта мультипликатора. Всеми инструментами, которыми располагает фискальная политика, можно произвести воздействие в виде мультипликативного эффекта на значение совокупного равновесного выпуска. Под внешним лагом подразумевается промежуток времени от принятия решения, касающегося изменения политики до появления первого результата вследствие этого изменения. При принятии правительством решения относительно изменения применяемых фискальной политикой инструментов, результаты их влияния на состояние экономики проявляются в достаточно короткие сроки наличие внешнего лага более характерно монетарной политике из-за присущего ей сложного передаточного механизма. Правительству не требуется принимать специальные меры для того, чтобы стабилизировать экономику благодаря наличию встроенных стабилизаторов. Происходит автоматическая стабилизация сглаживание колебаний экономики циклического характера. К недостаткам фискальной экономики относятся: 1 Проявление эффекта вытеснения. А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции. Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования.

Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения.

Если в экономике наблюдается спад, то есть личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать, расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке в связи с падением дохода повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику. Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются выплаты безработным увеличиваются , поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях — ив сторону повышения, и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой. Дискреционная политика — это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка.

Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения. При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.

Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно- налогового характера время прохождения соответствующего закона через властные структуры , затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат.

Дискреционное руководство включает в себя искусственный контроль над налогообложением и государственными расходами для оказания влияния на производство, уровень инфляции и рост безработицы. Государственные расходы - это увеличение государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государство осуществляет инвестиционную деятельность, оно инвестирует только в собственную экономику.

В то же время формируется дефицит бюджета. Такой подход реализуется во времена рецессии или кризиса. Государство сознательно идет на увеличение расходов с целью стимулирования экономических процессов в экономической системе страны. Еще одним инструментом дискреционной политики является снижение налогового бремени при сохранении прежнего объема государственных расходов.

Такой подход также увеличивает совокупное воспроизводство, но в меньшей степени, чем увеличение бюджетных расходов. Дискреционная фискальная политика эффективна для устранения последствий циклических событий в экономике. Он используется для стимулирования и сдерживания циклических процессов. Единственным недостатком такого подхода является долгосрочное осуществление определенных государственных инвестиций.

Дискреционные или автоматические меры основаны на действии стабилизаторов. То есть в период восстановления и роста экономики доходы госбюджета увеличиваются. Растет спрос, увеличивается предложение, увеличивается количество хозяйствующих субъектов, способных платить налоговые вычеты в казну. Регулирование налогов и трансфертных платежей происходит автоматически.

Примером трансфертных выплат может служить пособие по безработице. В период экономического спада и роста безработицы эта выплата является стабилизатором дохода человека. Как только человек находит работу, выплаты прекращаются.

Если бюджет является сбалансированным, то главная цель бюджетно-налоговой политики в период спада должно является создание бюджетного дефицита, т. Достичь бюджетного дефицита можно несколькими способами: 1. Увеличить государственные расходы.

При прочих равных условиях увеличение расходов государства может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо из положения AD2 в AD1. Допустим, что связи со спадом государство увеличивает расходы на 5 млрд. Но кривая совокупного спроса сдвигается вправо, в положение AD1, т. Это объясняется мультипликационным эффектом, который приумножает начальное изменение спроса с каждым последующим циклом новых потребительских расходов. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса переместится на расстояние, в 4 раза большее, чем отрезок, являющийся увеличением расходов государства на 5 млрд.

В результате сократится безработица, поскольку фирмы начинают нанимать работников, которые были уволены во время экономического спада. Снизить налоги. Допустим, что правительство сокращает индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд. Потребление возрастает на 5 млрд. Функция совокупного спроса сдвигается вправо на величину, которая в 4 раза превышает первоначальное увеличение потребления на 5 млрд. Реальный ВВП возрастает на 20 млрд.

Значит, увеличится и занятость. Для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо на одинаковую величину необходимо снизить налоги на сумму большую, чем размер увеличения государственных расходов. Это можно объяснить тем, что какая-то доля сокращения налогов приводит к увеличению сбережений, а не потребления. Таким образом, напрашивается вывод, что чем меньше величина предельной склонности к потреблению, тем на большую величину требуется сократить налоги для того, чтобы добиться конкретного увеличения потребления и конкретного сдвига кривой совокупного спроса. Одновременное увеличение расходов государства и снижение налогов.

ФИСКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА План 1 Бюджетно налоговая политика

• Изменения в налогах оказывает мультипликативное воздействие на равновесный доход • Этот эффект меньше, чем у государственных расходов. В результате увеличения госрасходов на 200 ед. ВВП увеличился на 500 ед. Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье. На рисунке 6.1 представлена схема государственного бюджета. Главным источником доходов бюджета являются налоги. Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий