Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением

законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в ст был разработан по приказу Николая. Ключевым событием первой русской революции 1905 года стало издание царского манифеста о демократических свободах и Государственной Думе. Манифест также носил название Октябрьского или по дате издания — 17 октября. 19 января Николай II принял в Царском Селе делегацию рабочих и сообщил, что прощает их за события 9 января. Манифест был принят после долгих дебатов и согласований, которые проходили на высших уровнях власти. Он предусматривал ряд новаций в государственной системе России, среди которых (перечислить ключевые изменения).

Министерская реформа

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо. Так, новые центральные ведомства, министерства, явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач.

Для продолжения преобразований Александру 1 нужны были новые люди, не столь тесно связанные с верхушкой российской знати преданные ему лично. Это место занял человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Им был Михаил Михайлович Сперанский. Деятельность М. Краткая биография М. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. После окончания в 1792 г.

Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах. Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его в качестве личного секретаря князю Куракину. В 1796 г. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера.

Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора этот чин давал личное дворянство , в январе 1798 г. В ноябре 1798 г. Его счастливая жизнь была недолгой - в сентябре 1799 г. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. По характеру своего образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям.

Сперанский имел необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями придала необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского. Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта, было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности. В этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам.

Самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. Взлет Сперанского начался в царствование Александра I в марте 1801 г. По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру.

Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки. В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на встречу в Эрфурте с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России.

Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции. План преобразований М. Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ. К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета 1801-1803 гг. Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов».

Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь в течение 1810-1811 гг. Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя и того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах. Сословия по плану М. Сперанского Сперанский расчленял общество на основании различия прав.

Из сего происходит следующие разделение состояний: дворянство; 2 люди средняго состояния; 3 народ рабочий». Люди среднего состояния купцы, мещане, государственные крестьяне имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами — участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую — как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая система существует во Франции которой тогда увлекался Александр , Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, так как при ней законом созданное представительство на деле находилось бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно была пользоваться в любую сторону.

Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении. Государственное устройство по плану М. М Сперанского По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии и области на окраинах , губернии — на округа, округа - на волости. В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который "есть верховное судилище для всей империи". В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем. Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения.

Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию — Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров. Государственная дума есть место равное сенату и министерству. Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия ее определяется количеством дел, eй предлагаемых. Действие государственной думы пресекается двояким образом: отсрочкою его до будущего года; 2 совершенным всех членов ее увольнением.

Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете. Увольнение производится таковым же актом, но с означением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум. Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением Верховного суда. В сих двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных. Председатель государственной думы есть канцлер по самому своему званию. Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем секретаря государственной думы. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталам, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали.

В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид.

Внешне структура отношений Думы и Государственного совета между собой, с одной стороны, и с монархом и правительством, с другой, - осталась без изменений. Однако благодаря соответствующим формулировкам о прерогативах самодержца реальный центр власти оказался в новой редакции основных законов смещенным в пользу монарха. Можно говорить об определенном движении вспять - к булыгинскому варианту политической реформы. Однако на деле речь все же шла о качественно новой политической системе, в которой механизм власти определялся союзом монарха и бюрократии против парламента.

Выражением этого в России стал режим личной власти императора. Была создана новая политическая система, принципы функционирования которой до сих пор остаются предметом споров. В центре дискуссии - вопрос о соотношении начал народного представительства и монархической власти. Текст Свода законов дает основания для диаметрально противоположных выводов. Один из новых его разделов - "О законах" гл. По отношению к монархической власти эти учреждения наделяются главным образом негативными правами: "Никакой закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения императора" ст. И еще более определенно говорится о законопроектах: "Законопроекты, не принятые Государственным Советом и Государственной Думой признаются отклоненными" ст. Устанавливалось, что законы не имеют обратной силы, вступают в действие лишь после их обнародования Правительствующим Сенатом и только при условии соответствия этой процедуры установленному законодательно порядку ст.

В то же время «исполнительная власть обладает большой самостоятельностью в применении законодательных норм»[49]. Решающее значение имеет вопрос о контроле над бюджетом. Рассмотрение Основных законов с этой точки зрения не оставляет сомнений в том, что законодательные учреждения - Дума и Совет - вообще не имели права окончательно утверждать бюджет, они могли лишь не принять его в случае несогласия с ним. Но и тогда кризиса в отношениях парламента и монарха не возникает. Если государственная роспись не утверждается Думой к началу сметного периода, подчеркивает закон, то в силе остается принятая ранее роспись, а в случае необходимости министерства получают дополнительные кредиты ст. Независимость монарха и исполнительной власти усиливается еще более за счет многочисленных изъятий из того бюджетного законодательства, которое было доступно контролю Думы. Это, прежде всего, расходы Министерства императорского дворца и средства, предусмотренные особым "Учреждением императорской фамилии" ст. Ряд полномочий предоставляется верховной власти по получению и распределению государственных займов и чрезвычайных сверхсметных кредитов на потребности военного времени или подготовке к войне ст.

Монарх не терял контроля над армией и ее содержанием даже в случае конфликта с законодательными учреждениями. Если закон о ежегодном наборе в армию и флот не утверждается Думой к определенному сроку 1 мая , то это может быть сделано императорским указом, которым "призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году" ст. Исполнительная власть оказывается, таким образом, вне постоянного и действенного парламентского контроля по таким важнейшим направлениям как утверждение бюджета, содержание армии и флота, руководство администрацией. Это четко выражено и в регламентации отношений Думы и Совета министров. Данному вопросу специально посвящен особый раздел Свода законов - "О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями" гл. Совет министров в целом и отдельные министры не несут политической ответственности перед Думой или Государственным советом, которые могут лишь обращаться к ним с запросами и жаловаться Сенату и монарху на неправомерность их действий. В свою очередь министры не обязаны давать отчет Думе или Государственному совету, но имеют право принимать участие в работе этих учреждений и в голосовании, если состоят их членами ст. Изданное тогда же "Учреждение Государственного совета" 23 апреля 1906 г.

Согласно буквальному смыслу основного законодательства, Российское государство является самодержавной монархией. Это положение зафиксировано в первой главе Свода законов - "О существе верховной самодержавной власти" гл. Здесь практически без изменений воспроизводится традиционная формула самодержавной власти, введенная в российское законодательство еще Петром Великим. Монарх юридически обладает всей полнотой власти и наделяется основными атрибутами самодержца. Существенные отступления от этой формулы, позволявшие современникам говорить о конституционных ограничениях, были сделаны в статьях о законодательной власти. Согласно важнейшей из них, "государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной Думой" ст.

В начале XX века «просыпается» и Русская Православная Церковь, которая взывает к царю о необходимости созыва поместного Собора, не созывавшегося уже 200 лет, хотя по церковным канонам он должен собираться не реже двух раз в год, а также избрание им а не назначение царем Патриарха, который отсутствовал в России с 1700 г. В этот непростой для России период Николаю II неоднократно предлагались проекты конституционных реформ, начиная еще с 1904 г. Умные общественные и государственные деятели остро понимали и чувствовали необходимость проведения реформ, чтобы не допустить русского бунта. Однако царь был непреклонен и советовал не обнадеживаться «бессмысленными мечтаниями» об ограничении своей самодержавной власти. Только в августе 1905 года Николай II соглашается на введение в России Думы, но в статусе законосовещательного органа так называемой Булыгинской думы , при чем избирательных прав, по-прежнему, были лишены многие категории населения например, лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся и т. Это вызвало новую волну возмущения среди общественности. В этот период даже низшие и плохо образованные слои русского народа стали понимать, что без народоправства, без конституции ни земли, ни справедливого распределения прибылей им не видать. Во второй декаде октября 1905 г. По всей стране перестают работать железные дороги, городской транспорт, водопровод, освещение, телефонная сеть, бастуют аптеки, почта, типографии, банки. Не работают магазины, предприятия, учреждения. Жизнь страны парализуется, и власть не может справиться с размахом революционного движения. Осенью 1905 г. Витте настойчиво предупреждает императора о надвигающемся русском бунте, «бессмысленном и беспощадном», который «все сметет, все повергнет в прах…ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории». Именно С. Витте был разработан проект Манифеста, который предусматривал введение полноценного парламента в России с законодательными полномочиями, что, безусловно, ограничивало бы абсолютную власть монарха. Между тем, исторические материалы свидетельствуют, что царь еще долго колебался в принятии данного документа и до последнего проверял боеготовность своих войск, которые могли бы подавить революционное движение. Окончательно убедили Николая II в необходимости принятия Манифеста его брат великий князь Николай Николаевич и сам автор законопроекта С. Принятие Манифеста 1705 г. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию…». Сам Николай II всегда считал, что «принял страшное решение», которое может крайне негативно отразиться на судьбе России.

Летом 1801 г его в свою команду берет В. Кочубей, а это было время, когда члены комитета разрабатывали министерскую реформу. Кочубей, возглавивший министерство внутренних дел, берет Сперанского в свою канцелярию. В составе министерства внутренних дел был отдел, который занимался подготовкой проектов государственных преобразований, и Сперанский в июне 1802 г возглавил этот отдел. За два года, начиная с 1802-1804, он подготовил несколько политических записок — «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе рабства», в которых излагал свои взгляды на состояние государственного аппарата империи и обосновывал необходимость реформ. Записки молодого деятеля понравились В. Кочубею, и он предлагает Сперанскому написать капитальный трактат о преобразовании государственной машины империи. Сперанский с большим жаром отдается новой работе. В результате, в марте 1806 г В. Кочубей подает императору «Записку об учреждении министерств», в которой отмечается «совершенное смешение» в государственном управлении после министерской реформы 1802 г. В записке министр предлагает меры к исправлению положения: подбор единомышленников на министерские посты; выяснение отношений министерств к Сенату, Комитету Министров, Непременному Совету, губернскому управлению; регулирование отношений между министерствами; правомочие министров в разрешении дел по существу; сфера ответственности министров. Однако данная записка на ход проведения министерской реформы влияния не оказала. После неудачных войн с Францией в 1807 г и подписания Тильзитского мира, а также внутриполитического кризиса, император снова обращается к реформам.

Принятие манифеста об усовершенствовании государственного порядка

Так 1 января 1810 года император Александр I лично внес разработанный ским план в Государственный совет, а 1 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста, опять же написанного ским. Министерская реформа 1802–1811 годов завершилась утверждением Александром I 25 июня (7 июля) 1811 г. манифеста об «Общем учреждении министерств». Документ устанавливал единое общее организационное устройство центральных органов управления. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».

«Манифест 17 октября 1905 года оказался сюрпризом для всей страны»

Манифест об учреждении министерств кратко Министерская реформа 1802–1811 годов завершилась утверждением Александром I 25 июня (7 июля) 1811 г. манифеста об «Общем учреждении министерств». Документ устанавливал единое общее организационное устройство центральных органов управления.
Манифест 17 октября: предыстория, содержание и значение начале 1906 гг.: законе об изменении Учреждения Государственной думы, а также новом Учреждении Государственной думы (от 20 февраля 1906 г.).
На тему Реформы Сперанского Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной? Выражение «о долге совести» в манифесте означает призыв к исполнению своего святого долга перед Родиной и повиновению Царю в сложную минуту для страны.
МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления.

Александр I. Часть 1

Значение манифеста об усовершенствовании государственного порядка заключается в том, что он был первым шагом к созданию более прогрессивной и справедливой системы управления. Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина. Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, подписанный Николаем II 17 октября 1905 г., был уступкой, на которую пошел император, чтобы подавить в стране стремительно нарастающее революционное движение. Охарактеризуйте новый орган управления страной, образованный 1 января 1810 г., укажите его название и главные функции. начале 1906 гг.: законе об изменении Учреждения Государственной думы, а также новом Учреждении Государственной думы (от 20 февраля 1906 г.).

1905, 17 окт. издание манифеста «об усовершенствовании государственного порядка»

Причины отмены Указа Последствием принятия Указа стала юридическая путаница, вызванная как им самим, так и уточнениями к нему. Это в свою очередь привело к кризису поместного землевладения и вызывало неудовольствие в среде дворянства. Кроме того, негативным результатом стало то, что многодетным семьям приходилось идти на добровольное лишение всех своих младших детей наследства, обрекая их тем самым на полунищенское существование. Многочисленные жалобы, а также кризис в системе землевладения заставил императрицу Анну Иоанновну в 1730 году отменить Указ. Анна Ивановна Романова Историческое значение Указа Указ о единонаследии призван был не только регулировать систему землевладения и землепользования, но и стирал грань между старой и новой аристократией Российского государства окончательно все различия нивелирует «Табель о рангах». Постепенно служилое дворянство поглотило старую боярскую аристократию, свободную от государственной службы в силу своего независимого финансового положения, обеспеченного преимуществами вотчинного землевладения.

Таким образом, несмотря на недоработки, Указ имел большое значение и повлиял на создание российского дворянства как единого, монолитного сословия, опору русского абсолютизма, обязанного служить государству ради сохранения собственного благосостояния и сформировавшегося наследственного порядка. Цель, поставленная императором, была достигнута. Немаловажно, что остановив процесс обнищания землевладельцев, петровский Указ обеспечил и бесперебойное поступление налогов в казну. А это в условиях постоянных реформ , Северной войны, модернизации армии и создания флота было принципиально. Ряд исследователей полагает, что еще в 1714 году император Петр Первый задумывался о наследовании собственной власти.

Конфликт с сыном от первого брака, Алексеем Петровичем, заставил его искать новые, независящие от традиций, пути передачи власти монарха по наследству. Издание Указа от 1714 года подготовило почву для Закона о престолонаследии, который был подписан в 1722-ом. Историография: Ключевский В. Курс русской истории, М.

Данный факт свидетельствовал об отсутствии законодательного опыта у членов Негласного комитета. Поэтому термин «министерство» первое время употреблялся по отношению ко всей системе министерств [15]. Им назначались министры и их заместители — товарищи министров. Нужно отметить, что наряду с министерствами и Государственным казначейством продолжал действовать не упомянутый в Манифесте Департамент водяных коммуникаций. Он имел статус коллегии, подчинялся Сенату и возглавлялся главным директором. Последний осуществлял управление Департаментом водяных коммуникаций и Экспедицией об устроении дорог в государстве. С этого момента можно говорить о начале сосредоточения управления путями сообщения, водными и сухопутными, в ведении Главного директора водяных коммуникаций. В своем практическом применении Манифест 8 сентября означал лишь учреждение должностей 8 министров и Государственного казначея, так как коллегии и подчиненные им места не упразднялись, а переходили под контроль министров с сохранением коллежского устройства. Коллежский порядок управления сохранялся в решении текущих дел, а единоличная власть министров осуществлялась в наиболее важных или требующих быстрого решения вопросах. И только после утверждения Александром I доклада министра внутренних дел В. Кочубея от 18 июля 1803 г. Таким образом, формирование централизованной министерской системы государственного управления начинается в 1802 г. К ним нужно прибавить учреждения придворного управления, которые министерская реформа практически не затронула. Это Военно-походная Е. Канцелярия, Департамент уделов, Придворная контора, Кабинет Е. Завершающий период министерской реформы 2. В ней отмечается «совершенное смешение» в государственном управлении, которое «дошло до самой высшей степени» после министерской реформы 1802 г. Однако эта записка, в отличие от доклада В. Внешнеполитические события 1805-1808 гг. Но именно в данное время все более активное участие в осуществлении министерской реформы начинает принимать чиновник министерства внутренних дел и подлинный автор доклада 18 июля 1803 г. Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. Приступу этому предпосланы были две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, они давали последнему дух и направление этой реформы, указывая, какие дельцы требуются для новых правительственных учреждений. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Само звание обращается впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами [17]. Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора 8-й класс и статского советника 5-й класс. Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа 3 апреля, — «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений. Это учреждение в основаниях своих действует доселе по плану Сперанского, настолько своеобразному, что он заслуживает внимания даже в коротком обзоре царствования. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти [19]. Итак, Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом устанавливается твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1 Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2 он один их рассматривает; 3 ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение Совета — законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента — законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним. Таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — законодательного, дел военных, дел гражданских, духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывает в своем департаменте, а всей канцелярией руководит государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета на высочайшее усмотрение. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя всего Совета [21]. Сперанский становится ближайшим сотрудником Александра I, с санкции последнего занимающимся «предметами высшего управления». К октябрю 1809 г. В данном проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы: 1 «недостаток ответственности» министров; 2 «некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел» между министерствами; 3 «недостаток точных правил или учреждения» [22]. На устранение данных недостатков и было направлено новое преобразование министерств 1810-1811 гг. Министерская реформа вступила в свой завершающий период. При первоначальном учреждении предполагаемо было, постепенно и соображаясь с самым их действием, приводить эти установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания Общего Министерского Наказа, в коем с точностью определятся отношения Министров к другим Государственным Установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности». Юридической основой завершающего периода министерской реформы стали три законодательных акта: Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. Далее проекты утверждались на общем собрании Государственного Совета и подавались на «высочайшее» утверждение Императора. Проекты всех трех актов были разработаны М. Сперанским [23]. Манифест от 25 июля 1810 г. Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом становилось «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности».

По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Наиболее полно реформаторские взгляды М. Сперанского были отражены в записке 1809 года — «Введение к уложению государственных законов». Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». План реформ, составленный Сперанским, был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С. Мироненко , «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Завершающий этап министерской реформы[ править ] Устройство центрального управления по плану Сперанского[ править ] 28 марта 1806 г. Кочубей подал Александру I «Записку об учреждении министерств». В ней отмечалось «совершенное смешение» в государственном управлении, которое «дошло до самой высшей степени» после министерской реформы 1802 г. Министр предлагал следующие меры к исправлению положения: подбор на министерские посты единомышленников; определение отношения министерств к Сенату, Комитету министров, Непременному совету, губернскому управлению; урегулирование отношений между министерствами; наделение министров правомочием разрешения дел по существу; определение ответственности министров. Внешнеполитические события 1805 — 1808 гг. Но именно в данное время всё более активное участие в осуществлении министерской реформы начинает принимать М. Сперанский — подлинный автор доклада от 18 июля 1803 г. Законодательная точка в реформе[ править ] С конца 1808 г. Сперанский становится ближайшим сподвижником Александра I, с санкции последнего занимающимся «предметами высшего управления». К октябрю 1809 г. Сперанским в его «Введении к уложению государственных законов» — обширном плане реформ всего внутриполитического устройства страны, составленном по поручению Александра I. В данном проекте Сперанский выделяет три основных недостатка министерской реформы: недостаток ответственности министров; некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел между министерствами; недостаток точных правил или учреждения [2]. На устранение данных недостатков и было направлено новое преобразование министерств 1810 — 1811 гг. Министерская реформа вступила в свой завершающий период. Его начало провозглашалось уже в Манифесте «Об учреждении Государственного совета»: «Различные части, Министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном учреждении предполагаемо было, постепенно и соображаясь с самым их действием, приводить эти установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания Общего Министерского Наказа, в коем с точностью определяются отношения Министров к другим Государственным Установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности». Юридической основой завершающего периода министерской реформы стали три законодательных акта: Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. Данные акты предварительно обсуждались в специально созданном для рассмотрения предложений о преобразовании министерств, Сената и о новом порядке рекрутских наборов Комитете председателей департаментов Государственного совета, который действовал с 27 мая 1810 г. Далее проекты утверждались на общем собрании Государственного совета и подавались на утверждение императора. Проекты всех трёх актов были разработаны М. Сперанским [3]. Манифест от 25 июля 1810 г. Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий [2]. Значительно изменялась компетенция министерства внутренних дел: его главным предметом становилось «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». К министерству полиции переходили все дела, относящиеся к полиции «предохранительной» и «исполнительной». Учреждалось звание Государственного контролёра — руководителя ревизии государственных счетов. Подробности и спорные вопросы, возникшие при непосредственном распределении дел, обсуждались в Комитете министров на заседании 4 августа 1810 г. Были заслушаны доклады министров иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции, а также товарища министра внутренних дел.

B пoмoщь миниcтpaм кpoмe миниcтpoв вoeнныx cyxoпyтныx cил, мopcкиx cил, кoммepции и Гocyдapcтвeннoгo кaзнaчeя нaзнaчaлиcь зaмecтитeли — тoвapищи миниcтpoв, кoтopыe мoгли зaмeщaть пocлeдниx в пepиoд иx oтcyтcтвия. Mиниcтpы oбязывaлиcь нeмeдлeннo зaнятьcя oбpaзoвaниeм cвoиx кaнцeляpий и cocтaвлeниeм иx штaтoв. Пocлeднee пpeдлoжeниe Maнифecтa кpaткo yпoминaeт o кoмитeтe, «cocтaвлeннoм eдинcтвeннo» из миниcтpoв, paccмaтpивaющeм тeкyщиe дeлa. Taким oбpaзoм coздaвaлcя вaжный opгaн гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния — Koмитeт миниcтpoв , oкaзaвший знaчитeльнoe влияниe нe тoлькo нa миниcтepcкyю cиcтeмy, нo и нa вcю cиcтeмy гocyдapcтвeннoй влacти Poccийcкoй импepии. Пpeoбpaзoвaтeльный плaн Cпepaнcкoгo[ пpaвить пpaвить кoд ] B пepвыe гoды цapcтвoвaния Aлeкcaндpa I M. Cпepaнcкий eщё ocтaвaлcя в тeни, xoтя гoтoвил нeкoтopыe дoкyмeнты и пpoeкты для члeнoв « Heглacнoгo кoмитeтa », в тoм чиcлe и пo миниcтepcкoй peфopмe. Ужe чepeз нeдeлю пocлe вcтyплeния Aлeкcaндpa I нa пpecтoл Cпepaнcкий был нaзнaчeн cтaтc-ceкpeтapём пpи Д. Tpoщинcкoм, кoтopый, в cвoю oчepeдь, иcпoлнял paбoтy гocyдapcтвeннoгo ceкpeтapя пpи Aлeкcaндpe I. Taким oбpaзoм Cпepaнcкий oкaзaлcя в кpyгy лиц, кoтopыe вo мнoгoм oпpeдeляли пoлитикy гocyдapcтвa. Cпocoбнocти пoмoщникa Tpoщинcкoгo пpивлeкли к ceбe внимaниe члeнoв «Heглacнoгo кoмитeтa». Лeтoм 1801 гoдa B. Koчyбeй взял Cпepaнcкoгo в cвoю «кoмaндy». B этo вpeмя в «Heглacнoм кoмитeтe» шлa paбoтa пo paзpaбoткe миниcтepcкoй peфopмы. Пocлe ocyщecтвлeния peфopмы Koчyбeй, вoзглaвивший миниcтepcтвo внyтpeнниx дeл, пepeвёл eгo в cвoю кaнцeляpию. B июнe 1802 гoдa Cпepaнcкий вoзглaвил в Mиниcтepcтвe внyтpeнниx дeл oтдeл, кoтopoмy пpeдпиcывaлocь гoтoвить пpoeкты гocyдapcтвeнныx пpeoбpaзoвaний. B 1802—1804 гoдax Cпepaнcкий пoдгoтoвил нecкoлькo coбcтвeнныx пoлитичecкиx зaпиcoк: «O кopeнныx зaкoнax гocyдapcтвa», «O пocтeпeннocти ycoвepшeния oбщecтвeннoгo», «O cилe oбщecтвeннoгo мнeния», «Eщё нeчтo o cвoбoдe и paбcтвe». B этиx дoкyмeнтax oн впepвыe излoжил cвoи взгляды нa cocтoяниe гocyдapcтвeннoгo aппapaтa Poccии и oбocнoвaл нeoбxoдимocть peфopм в cтpaнe. Coглacнo этoмy yкaзy пoмeщики пoлyчили пpaвo oтпycкaть кpeпocтныx нa «вoлю», нaдeляя иx зeмлeй. Bдoxнoвлeнный «зaпиcкaми» мoлoдoгo дeятeля, цapь чepeз B. Koчyбeя пopyчaeт Cпepaнcкoмy нaпиcaть кaпитaльный тpaктaт — плaн пpeoбpaзoвaния гocyдapcтвeннoй мaшины импepии, и oн c жapoм oтдaeтcя нoвoй paбoтe. B 1803 гoдy пo пopyчeнию импepaтopa Cпepaнcкий cocтaвил «Зaпиcкy oб ycтpoйcтвe cyдeбныx и пpaвитeльcтвeнныx yчpeждeний в Poccии», в кoтopoй пpoявил ceбя cтopoнникoм кoнcтитyциoннoй мoнapxии , coздaвaeмoй пyтём пocтeпeннoгo peфopмиpoвaния oбщecтвa нa ocнoвe тщaтeльнo paзpaбoтaннoгo плaнa. Пpaктичecкoгo знaчeния, oднaкo, этa Зaпиcкa тoгдa нe имeлa. Лишь в 1807 гoдy , пocлe нeyдaчныx вoйн c Фpaнциeй и пoдпиcaния Tильзитcкoгo миpa , в ycлoвияx внyтpипoлитичecкoгo кpизиca, Aлeкcaндp внoвь oбpaтилcя к плaнaм peфopм. Cпepaнcкий был пo cyщecтвy ycepдным и cтapaтeльным чинoвникoм, нeзaвиcимым в cилy cвoeгo пpoиcxoждeния oт тoй или инoй гpyппиpoвки caнoвнoй apиcтoкpaтии. Eмy пpeдcтoялo paзpaбoтaть и пpeтвopить в жизнь плaн peфopм нa ocнoвe идeй и пpинципoв, пoдcкaзaнныx импepaтopoм. Cвoю нoвyю poль Cпepaнcкий пoлyчил нe cpaзy. Cпepвa импepaтop пopyчaл eмy нeкoтopыe «чacтныe дeлa». Ужe в 1807 гoдy Cпepaнcкoгo нecкoлькo paз пpиглaшaют нa oбeд кo двopy, oceнью этoгo гoдa oн coпpoвoждaeт Aлeкcaндpa в Bитeбcк , нa вoeнный cмoтp, a гoд cпycтя — в Эpфypт , нa вcтpeчy c Haпoлeoнoм. Этo был yжe знaк выcoкoгo дoвepия. B Эpфypтe Cпepaнcкий, oтличнo влaдeвший фpaнцyзcким языкoм, cблизилcя c пpeдcтaвитeлями фpaнцyзcкoй aдминиcтpaции, пpиcмoтpeлcя к ним и мнoгoмy oт ниx нayчилcя. Пo вoзвpaщeнии в Poccию Cпepaнcкий нaзнaчeн был тoвapищeм миниcтpa юcтиции и вмecтe c импepaтopoм нaчaл paбoтaть нaд oбщим плaнoм гocyдapcтвeнныx peфopм. Haибoлee пoлнo peфopмaтopcкиe взгляды M. Cпepaнcкoгo были oтpaжeны в зaпиcкe 1809 гoдa — «Bвeдeниe к yлoжeнию гocyдapcтвeнныx зaкoнoв». Peфopмaтop пpидaвaл бoльшoe знaчeниe peгyлиpyющeй poли гocyдapcтвa в paзвитии oтeчecтвeннoй пpoмышлeннocти и cвoими пoлитичecкими пpeoбpaзoвaниями вceмepнo yкpeплял caмoдepжaвиe. Cпepaнcкий пишeт: «Ecли бы пpaвa гocyдapcтвeннoй влacти были нeoгpaничeнны, ecли бы cилы гocyдapcтвeнныe coeдинeны были в дepжaвнoй влacти и никaкиx пpaв нe ocтaвляли бы oни пoддaнным, тoгдa гocyдapcтвo былo бы в paбcтвe и пpaвлeниe былo бы дecпoтичecкoe». Плaн peфopм, cocтaвлeнный Cпepaнcким, был кaк бы излoжeниeм мыcлeй, идeй и нaмepeний caмoгo гocyдapя. Kaк вepнo зaмeчaeт coвpeмeнный иccлeдoвaтeль этoй пpoблeмы C.

Правление Александра I. Реформы М.М. Сперанского

Манифест 17 октября 1905 года содержал несколько ключевых моментов. Во-первых, он обещал гражданам политические свободы, такие как свобода вероисповедания, выражения мнения и собраний. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем "все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти". Знaчeниe eгo в cиcтeмe yпpaвлeния былo выpaжeнo в Maнифecтe 1 янвapя oпpeдeлeниeм, чтo в нём «вce чacти yпpaвлeния в иx глaвнoм oтнoшeнии к зaкoнoдaтeльcтвy cooбpaзyютcя и чpeз нeгo вocxoдят к вepxoвнoй влacти». Манифест был принят после долгих дебатов и согласований, которые проходили на высших уровнях власти. Он предусматривал ряд новаций в государственной системе России, среди которых (перечислить ключевые изменения).

Манифест 17 октября 1905 года: текст, причины, последствия

От этого обстановка накалялась еще сильней. В начале 1905 г. В городе было введено военное положение, но правительство по-прежнему не собиралось идти на уступки. Бастующие рабочие Путиловского завода Петербург, январь 1905 г. Когда протестующие подошли к Зимнему дворцу, правительственные войска открыли по ним огонь.

Расстрел мирного шествия рабочих, вошедший в историю как Кровавое воскресенье , спровоцировал напряженную политическую обстановку во многих регионах страны. Забастовки охватили всю Россию и нанесли большой удар по экономике. Параллельно с беспорядками в городах начались волнения в деревнях. Крестьяне поджигали имения помещиков, виня их в своем бедственном положении.

Не веря больше царю, протестующие требовали отнять у него единоличную власть и передать ее народу. Именно в этот период появился лозунг «Долой самодержавие! Демонстрации и беспорядки на улицах столицы Правительство понимало, что придушить стремительно распространяющееся по стране революционное движение силовыми методами не удастся, поэтому пошло на частичные уступки. Николай II в 1905 году.

Работа художника Генриха Манизера В феврале 1905 г. Спустя 2 месяца в стране провозгласили веротерпимость. Но эти меры не принесли результата. К октябрю 1905 г.

Россию парализовала всеобщая забастовка, в которой приняло участие более 2 млн человек. Перестали работать предприятия, железные дороги, телеграф. Николай II , долгое время выступавший против любых реформ, направленных на ограничение самодержавия, начал признавать, что может полностью потерять власть. Чтобы избежать этого, он поручил председателю Комитета министров графу Сергею Витте найти выход из ситуации, который удовлетворял бы все стороны.

Подготовка документа Витте представил монарху доклад, в котором описал 2 пути выхода из кризиса: установление военной диктатуры и проведение масштабных политических реформ. Один из инициаторов Манифеста 17 октября 1905 года Сергей Юльевич Витте 1849 — 1915 В случае выбора первого варианта граф предлагал назначить диктатором великого князя Николая Николаевича, который приходился императору дядей. Ставку на него Витте сделал неслучайно, ведь тот пользовался авторитетом в обществе и имел влияние на царя. Но великий князь категорически не соглашался стать диктатором.

Смысловая нагрузка документа Манифест 26 декабря 1812 года имел огромное значение в истории России. В нем Наполеон был признан врагом и провозглашена полная мобилизация народа для борьбы с французскими захватчиками. Этот документ стал символом единства и патриотизма русского народа, сплотившегося вокруг своего великого императора Александра I. Содержание манифеста также имеет большое значение. В нем была подчеркнута святость России, ее роль в сохранении веры и благосостояния ее граждан. Документ призывал русский народ бороться против французской агрессии и отстаивать свою свободу и независимость. Он обещал поддержку государства, финансовые и материальные пособия для всех, кто примкнет к русским войскам.

Смысловая нагрузка манифеста заключается в призыве к единству и жертвенности, в убеждении, что Россия сможет победить неприятеля благодаря своему духовному могуществу и вере. Манифест стал душевным подъемом для народа, давшим ему новую надежду и уверенность в своей способности победить французских захватчиков и защитить свою Родину. Он стал историческим документом, подтверждающим силу и величие русского народа и его лидера. Причины исторического значения Манифест 26 декабря 1812 года имел огромное историческое значение по нескольким причинам. Первая причина: манифест был опубликован после победы русских войск под руководством Александра I над Наполеоном Бонапартом в Отечественной войне 1812 года. Выдающийся успех русских вооруженных сил стал поворотным моментом в ходе войны и одной из важнейших побед Российской империи. Манифест был символом победы и подтверждением величия российского государства.

Вторая причина: в манифесте представлены основные принципы и идеи консерватизма, которые важны для понимания политической и социальной обстановки Российской империи в начале XIX века. Манифест воззвал к охране традиций, достигнутых результатов и ценностей Российской империи. Третья причина: манифест утвердил Россию в роли одной из ведущих европейских держав и повысил ее международный статус. Это было важно для России, так как эта страна стремилась к признанию своей политической, экономической и культурной роли в Европе.

Чтобы улучшить работу государственных учреждений Пётр I ввёл в Генеральный регламент главы, содержащие основания для поощрения и наказания чиновников. Генеральным регламентом были также определены взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учёт государственных бумаг и тем самым положил начало архивной службе в России. Действие Генерального регламента было подтверждено в марте 1724 г.

Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших ума в России: один светлый, но презиравший действительность, другой теплый, но не понимающий ее.

Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено, и я сейчас укажу на эти осуществленные его отрывки. Устройство центрального управления по плану Сперанского. Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. Приступу этому предпосланы были две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами; они давали последнему дух и направление этой реформы, указывая, какие дельцы требуются для новых правительственных учреждений. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить; самое звание обращается впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами. Эрфуртский конгресс 1808 года генерал Витсен вручает Наполеону письмо австрийского императора. С гравюры Монье, сделанной с картины Госса Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора 8-й класс и статского советника 5-й класс. Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т.

Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, статистике Русского государства, географии, математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей, «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых». По выражению указа 3 апреля, — «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений.

Это учреждение в основаниях своих действует доселе по плану Сперанского, настолько своеобразному, что он заслуживает внимания даже в коротком обзоре царствования. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Итак, Государственный совет — не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, устанавливается твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1 Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2 он один их рассматривает и 3 ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти. Этими чертами указывается двоякое значение Совета — законодательное и объединительное. Он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы.

В законодательных актах следует различать два элемента — законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним; таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона.

Министерская реформа

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы]. В структурном плане в нем выделялось две части – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам». Таким образом, центральные органы управления по Манифесту имели единое общее организационное устройство. «Реформаторская политика» Николая II в период революции 1905-1907 гг. Содержание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». Историческое значение Манифеста 17 октября.

VI (Манифест 31 января 1833 г.)

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы]. Битвы и сражения на Восточном фронте в 1914-1916 годах имели огромное значение для общего хода Первой мировой войны. Они влияли на распределение сил и ресурсов между странами, определяли территориальные изменения и формировали стратегию ведения войны. Значение его в системе управления было выражено в Манифесте 1 января определением, что в нём «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий