15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт

в осажденном Ленинграде произошло ключевое событие: на Финляндский вокзал пришел первый с начала блокады поезд. С тех пор в город стали регулярно привозить оптовые партии продовольствия и медикаментов. Эти поставки помогли осажденному городу выстоять.

Блокадный труженик: как ленинградский трамвай стал одним из главных символов победы

Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Слайд 7 Однако самые славные страницы истории петербургского трамвая приходятся на период Великой Отечественной Слайд 8 В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку , деревни Мурзинку и Рыбацкую с центром города. Слайд 9 8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Слайд 10 Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев. Слайд 11 На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города , как раз недалеко от памятника.

Слайд 12 Увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Слайд 13 В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Слайд 14 Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады.

На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в железнодорожные эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны 1942 года.

Дата прекращения трамвайного движения в городе точно не установлена. По некоторым данным это 8 декабря 1941 года прекращение подачи электроэнергии на длительный период , по другим же данным трамвайное движение периодически, небольшим количеством вагонов, осуществлялось вплоть до 3-го января 1942 года, когда были погашены и законсервированы все электроподстанции. После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы. В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая.

Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы. Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 - 1942 гг. Весна - это потепление. А потепление грозило началом эпидемии.

Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот! Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился - теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай! Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии.

Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой. Для горожан запуск трамвая - это счастье, а для немецких войск - полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми,… они пустили трамвай!

В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?! Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям.

В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника бугеля. В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка. Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время. Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки.

Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь. Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог Как твои дела, как живешь? Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково». В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай ныне остров Декабристов на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор. К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии.

Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай. Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 - 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы - по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 - 1943 гг.

Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство. В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая. В первую зиму войны Ленинград остался без трамвайного сообщения. Работники трамвайных депо совершали трудовые подвиги для сохранения тяговых подстанций.

Весной армия ленинградцев очистила улицы от снега и 8 марта по городу поехали грузовые трамваи. До сих пор по адресу наб. В самом начале блокады, когда в городе стало не хватать электричества, вагоны замирали на улицах, не успев доехать до депо. Сложно представить, сколько сил и решимости понадобилось ленинградцам, чтобы оживить трамвай. И им удалось. Удалось доказать, что они живы, что они не сдадутся.

Мы собрали для вас отрывки из воспоминаний блокадников, которые в тот весенний день снова услышали долгожданный звонок. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов». Адамович, Д.

Гранин «На свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал… Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других…» Много лет спустя, в 1980-е годы, на многих подстанциях меняли трубы водоснабжения и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые простояли более 40 лет». Физик Л. Сена «Февраль 1942 года.

Слайд 16 С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова. Слайд 17 Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии. Так и стояли посередине город до весны!

Слайд 18 Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. Слайд 19 Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года — тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе. Слайд 20 Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму — темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ. Слайд 21 В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

Некоторых музыкантов вызывали с фронта. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда. Дневник Тани Савичевой Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи: «Бабушка умерла 25 января, Дядя Алёша — 10 мая, мама — 13 мая… Савичевы умерли все, осталась одна Таня…». Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до победы. Дневник Тани выставлен в музее истории Ленинграда, его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Прорыв блокады Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Это произошло 18 января, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились южнее Ладожского озера, пробив коридор шириной 8-11 километров.

Блокадный труженик: как ленинградский трамвай стал одним из главных символов победы

Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным.

Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны. Итоги блокады[править править исходный текст] Ликующий Ленинград. Блокада снята, 1944 год Потери населения[править править исходный текст] За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище, находящемся в Калининском районе. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц.

В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и более 17 000 человек, ставших жертвами воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 млн человек. Памятный знак «Вагонетка» Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек.

Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание города-героя[править править исходный текст] Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Ущерб культурным памятникам[править править исходный текст] Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно на территории которых велись боевые действия, пострадали чрезвычайно.

Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено 70 000 деревьев[70]. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами. В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор, в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет. Невосполнимым для исторической памяти народа оказалось практически полное уничтожение считавшегося одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни, на котором были захоронены многие петербуржцы, чьи имена вошли в историю государства. На долгие годы до 90-х годов пришёл в запустение дворцовый комплекс Ораниенбаума. Социальные аспекты жизни при блокаде[править править исходный текст] Фонд института растениеводства[править править исходный текст] В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший и обладающий гигантским семенным фондом.

Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни. Пасха в осаждённом городе[править править исходный текст] В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор.

В 1942 году Пасха была очень ранней 22 марта по старому стилю. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов.. Ночью, с двух до четырех приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток. Фугасы, говорят, были сброшены и вечером и ночью, где именно — никто не знает точно кажется, завод Марти. Многие сегодня в страшной панике от налетов, точно их не должно было быть вовсе.

Александр Николаевич Болдырев, 4 апреля 1942 года[71] » В храмах прошли пасхальные заутрени: под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол. Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Любовь Васильевна Шапорина, 5 апреля 1942 года[72] » Митрополит Алексий Симанский подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 г. При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были размещены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане!

Несколько надписей были воссозданы в городе в память о блокаде. Существуюшие мемориальные надписи воссозданы в 1960—1970-е г. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы. Геноцид евреев в Пушкине и других городах Ленинградской области[править править исходный текст] Основная статья: Холокост в Пушкине Проводимая нацистами политика истребления евреев затронула и оккупированные пригороды блокадного Ленинграда. Так, было уничтожено почти всё еврейское население города Пушкин. Один из карательных центров располагался в Гатчине: Гатчина была захвачена немецкими войсками на несколько дней раньше Пушкина. В ней были расквартированы специальные зондеротряды и айнзатцгруппа «А», и с тех пор она стала центром карательных органов, действующих в ближайших окрестностях. Центральный концентрационный лагерь находился в самой Гатчине, а несколько других лагерей — в Рождествено, Вырице, Торфяном — были, в основном, перевалочными пунктами. Советский военно-морской флот РККФ в обороне Ленинграда[править править исходный текст] Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот КБФ; командующий — адмирал В.

Трибуц , Ладожская военная флотилия образована 25 июня 1941 года, расформирована 4 ноября 1944 года; командующие: Барановский В. Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии[75]. Пантелеев [75]. Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 года, обороны и попыток прорыва Блокады в 1941—1943 годах, прорыва и снятия Блокады в 1943—1944 годов. Операции по поддержке сухопутных войск[править править исходный текст] Направления деятельности флота, имевшие важное значение на всех этапах Ленинградской битвы: Морская пехота[править править исходный текст] В боях на суше участвовали кадровые бригады 1,2-я бригады морской пехоты и подразделения моряков 3,4,5,6-я бригады формировали Учебный отряд,Главная база,Экипаж с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 — 34 575, в 1943 — 6786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям[77].

Корабельная и береговая артиллерия[править править исходный текст] Корабельная и береговая артиллерия 345 орудий калибром 100—406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодорожный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну[78]. Артиллерийские орудия форта «Красная Горка»[править править исходный текст] 180 мм орудие на ж. Кроме того, в августе 1941 года из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа 126 самолётов , оперативно подчиненная фронту. За время обороны города было совершено более 100 тыс. Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера[править править исходный текст] Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД: «Дорога жизни»[править править исходный текст] Флот обеспечивал функционирование «Дороги жизни» и водного сообщения с Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тыс.

В навигацию 1942 года 20 мая 1942 — 8 января 1943 в город было доставлено 790 тыс. В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тыс. Морская минная блокада[править править исходный текст] С 1942 по 1944 год Балтийский флот оказался запертым в пределах Невской губы. Его боевым операциям препятствовало минное поле, где ещё до объявления войны немцы скрытно выставили 1060 якорных контактных и 160 донных неконтактных мин, в том числе к северо-западу от острова Найссаар, а через месяц их стало в 10 раз больше порядка 10 000 мин , как собственных, так и немецких[82][83]. Действию подводных лодок препятствовали также минированные противолодочные сети. После того, как в них погибло несколько лодок, их операции также были прекращены. Вследствие чего флотом производились операции на морских и озерных коммуникациях противника преимущественно силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

После полного снятия блокады стало возможным траление мин, где, по условию перемирия, участвовали и финские тральщики. С января 1944 года был поставлен курс на очистку Большого Корабельного фарватера, тогда основного выхода в Балтийское море. Постановлением правительства Санкт-Петербурга с 2005 года этот день считается официальным городским праздником и известен как День прорыва морской минной блокады Ленинграда[84][85]. Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства только в 1963 году[83]. Эвакуация[править править исходный текст] Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941 году Флотом проводилась эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности — эвакуация из Таллина в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября — 2 декабря, из района сев. Валаам в Осиновец 17—20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1—2 сентября 1941 года, с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Большой Тютерс и др.

Это позволило сохранить личный состав — до 170 тысяч человек[86] — и часть военной техники, частично вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за неподготовленности плана эвакуации, ошибок в определении маршрутов следования конвоев, отсутствия прикрытия с воздуха и предварительного траления, вследствие действия авиации противника и гибели судов на своих и немецких минных полях имелись тяжёлые потери[87]. Десантные операции[править править исходный текст] Проводились десантные операции, отвлекавшие силы противника в начале войны ряд из них закончился трагически, например Петергофский десант, Стрельнинский десант и позволявшие успешно наступать в 1944 году. Из попыток предотвращения десантных операций противника наиболее известны уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года. Память[править править исходный текст] За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.

Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов… командир обороны, старший лейтенант И. Гусев, 22 октября 1942 года » Морякам-тральщикам[править править исходный текст] Стела и мемориальная доска памяти морякам катерных тральщиков на Елагином острове Потери тральщиков за годы ВОВ: подорвались на минах — 35 торпедированы подводными лодками — 5 от авиабомб — 4 от артогня — 9 Всего — 53 тральщика. Для увековечивания памяти погибших кораблей моряками бригады траления БФ были изготовлены памятные доски и установлены в Минной гавани Таллина на постаменте памятника.

Перед уходом кораблей из Минной гавани в 1994 году доски были сняты и перевезены в собор Александра Невского[83]. Кирова была открыта памятная стела, установленная на месте базирования в годы блокады 8-го дивизиона катерных тральщиков Балтийского флота. В этом месте каждое 9 мая с 2006 года ещё и каждое 5 июня встречаются ветераны-тральщики и с катера опускают в воды Средней Невки венок памяти павшим[84]. На этом месте в 1942—1944 годах базировался 8-й дивизион катеров-тральщиков дважды Краснознамённого Балтийского Флота мужественно защищавший город Ленина — Надпись на стеле. На собрании присутствовали курсанты, офицеры, преподаватели института и ветераны боевого траления 1941—1957 годов[84]. При пересечении этого меридиана российские военные корабли в соответствии с Корабельным уставом отдают воинские почести «в память о тральщиках Балтийского флота и их экипажах, погибших при тралении минных заграждений в 1941—1957 годах»[84]. Кирова была открыта памятная доска на стеле «Морякам тральщикам»[85].

Память[править править исходный текст] Даты[править править исходный текст] 8 сентября 1941 года — День начала Блокады 18 января 1943 года — День прорыва Блокады 27 января 1944 года — День полного снятия Блокады 5 июня 1946 года — День прорыва морской минной Блокады Ленинграда Удостоверение к медали «За оборону Ленинграда», 1943 год Блокадные награды[править править исходный текст] Основные статьи: Медаль «За оборону Ленинграда», Знак «Жителю блокадного Ленинграда» На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. По периметру надпись «За оборону Ленинграда». На оборотной стороне медали изображёны серп и молот. Под ними текст заглавным шрифтом: «За нашу Советскую Родину». На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди награждённых ею — 15 тысяч детей и подростков. Надо отметить, что памятный знак и статус жителя блокадного Ленинграда получены не всеми родившимися в блокаду, поскольку упомянутое решение ограничивает четырьмя месяцами срок нахождения в блокадном городе, необходимый для их получения.

На Дороге жизни. Памятник детям блокады открыт 8 сентября 2010 в Санкт-Петербурге, в сквере на Наличной улице, д. Памятник представляет собой фигуру девочки в шали и стелу символизирующую окна блокадного Ленинграда [88]. Героической обороне Ораниенбаумского плацдарма 1961 год; 32-й км Петергофского шоссе. Героической обороне города в зоне Петергофского шоссе 1944 год; 16-й км Петергофского шоссе, Сосновая Поляна. Памяти освободителей Красного Села 1980 год; Красное Село, пр. Ленина, д.

Памятник-пушка 76-мм 1960-е годы; Красное Село, пр. Героической обороне города в зоне Киевского шоссе 1944 год; 21-й км, Киевское шоссе. Героям 76-го и 77-го истребительных батальонов 1969 год; Пушкин, Александровский парк. Героической обороне города в зоне Московского шоссе 1957 год. Кировский район Памятник маршалу Говорову площадь Стачек. Барельеф в честь погибших кировцев — жителей блокадного Ленинграда ул. Маршала Говорова, д.

Передний край обороны Ленинграда пр. Народного Ополчения — у железнодорожной станции Лигово.

И они нашли такую оптимальную комбинацию, создали схему движения.

Возрождению трамвая способствовало то, что Военный совет Ленинградского фронта отозвал из воинских частей группу ведущих специалистов-транспортников. Продолжал работать в городе Трамвайно-троллейбусный ныне Электромеханический техникум. В архиве Октябрьской революции и социалистического строительства хранится решение Ленгорисполкома от 11 апреля 1942 года «О возобновлении пассажирского трамвайного движения».

В первом пункте его записано: «Начать с 15 апреля 1942 года нормальную эксплуатацию пассажирского трамвая». Здесь же названы пять маршрутов, по которым должны курсировать трамваи, им присваивались номера 3, 7, 9, 10, 12. На отдельных участках эти маршруты напоминали довоенные, но, учитывая требования военного времени, путь следования трамваев изменили.

Утверждался и регламент движения: с 6 часов 30 минут до 21 часа 30 минут. В этот же день был издан специальный приказ по Трамвайно-троллейбусному управлению. Он предусматривал готовность к 14 апреля 116 поездов 317 вагонов , подлежавших выпуску, создание резерва из 24 поездов 72 вагона.

И снова, вопреки условиям блокадного города, не позволяя себе никаких скидок и послаблений, трамвайщики стремились обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров. Приказ, в частности, требовал привести вагоны в хорошее состояние - убрать их, вымыть, подкрасить. Заблаговременно разрабатывались расписание движения и, на всякий случай, маршруты обходного пути.

Устанавливался контроль за соблюдением расписания и за сбором проездной платы. Особое внимание уделялось внешнему виду работников транспорта: приказ требовал не допускать к работе водителей, кондукторов, линейных агентов, одетых не по форме или неопрятно. А когда казалось, что все уже готово, стократ проверена каждая мелочь, - вдруг неожиданность.

Впрочем, почему «неожиданность»? Ее следовало предвидеть, ибо трамвай выходил на огромное поле сражения, в зону огня. В ночь с 14 на 15 апреля гитлеровцы обрушили множество снарядов на участок между заводом «Большевик» и Володарским мостом.

Именно тут утром должна была пойти «семерка». Контактная сеть вновь оказалась разорванной, пути - вздыбленными. Но в точно назначенное время трамвай пошел и здесь: бригады монтеров, трудившиеся до самого утра, сумели восстановить линию.

Наступило 15 апреля 1942 года - двести девятнадцатые сутки блокады. Как по заказу, над городом поднялось яркое весеннее солнце. И ранним утром одновременно из нескольких парков вышли на линию трамвайные поезда.

В канун 1975 года, выступая по ленинградскому телевидению, вагоновожатая, кавалер ордена Ленина Ефросинья Федоровна Агапова, первой выехавшая в тот памятный день из парка имени Блохина, вспоминала: «Шли в парк, как на праздник, знали: должны выехать на линию. Собрались все, кто был. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение.

И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка.

На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. И всюду по пути люди - оживленные, на исхудавших лицах - радость. Трамвайный звонок, как победа.

Хотя до Дня Победы было еще далеко. И до снятия блокады не близко. Рядом - Благодатная улица, трамвайное кольцо.

А там рукой подать до передовой. Много потом было рейсов.

Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили! Сорока, начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда в то время. И хотя «двенадцатый» был мне не по пути, я не мог отказать себе в удовольствии протолкнуться в переполненный вагон, купить билет и проехать хотя бы две остановки до угла Садовой.

К концу 1943 года ленинградцы, которые двумя годами ранее были вообще лишены городского транспорта, уже не представляли своей жизни без трамвая и даже начали требовать улучшения качества обслуживания. Пассажиры В. Любимова и О. Вагоны, как правило, всегда настолько переполнены, что попасть в них совершенно невозможно. На всем протяжении маршрутов 7 и 24 утром и вечером на остановках невообразимая толчея. Ни при посадке, ни при выходе из вагона не соблюдается элементарных правил". Верховный главнокомандующий маршал Советского Союза И. Показать ещё Однако негативные эмоции, связанные с трудностями военного времени и прежде всего нехваткой исправного подвижного состава, не были определяющими в отношении ленинградцев к единственному на тот момент виду городского транспорта. Во время поездок пассажиры обсуждали городские новости, а нередко и узнавали о ключевых событиях в жизни и города и страны.

В 20-х числах января "Ленинградская правда" напечатала на своих страницах рассказ кондуктора трамвая Натальи Дмитриевны Майоровой "Незабываемый рейс": "Вот уже скоро тридцать лет, как я на трамвае работаю. Не то, что каждый маршрут, каждый дом по пути знаю. И пассажиров много знакомых заходит, говорят, "здравствуйте". Только одного рейса я уж наверное не забуду. Едем это, значит, мы, как всегда в последнее время на 12 маршруте. Мой вагон номер 1987. Еду спокойно. Народу немного. Деньги получаю и слушаю.

Хорошее настроение у людей. Все друг с другом делятся. Вот, говорят, - наступление идет на нашем фронте, и до нас очередь дошла. Много терпели, а не зря. Выехали на Невский. Стали подъезжать к Садовой. Вдруг слышу - радио замолкло и начало потихоньку настраивать "Широка страна моя родная". Народ заволновался. А радио говорит: "Генералу армии Говорову...

Ну, сознаюсь, самую чуточку я вагон подзадержала. Пассажиры, кто вовсе вылезли, а кто с площадки свесились. И слышим мы: "Красное Село... Какая радость поднялась в вагоне. Уж не знаю, как вышло, только все закричали "ура". Ну, нельзя же долго стоять.

Main Navigation

  • Main Navigation
  • Блокадный трамвай вспоминали в Петербурге 15 апреля
  • 15 апреля В 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение
  • Ответы на Тест по истории Великой Отечественной войны (профильный)
  • Пуск трамвая в блокадном ленинграде как символ победы. Ленинградский блокадный трамвай
  • Блокада Ленинграда | История Вики | Fandom

Блокадные ласточки. Как возрожденный трамвай подарил Ленинграду надежду

Блокадный труженик: как ленинградский трамвай стал одним из главных символов победы К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по пятнадцати маршрутам. В наше время в память о блокадном трамвае ежегодно 15 апреля проходит мемориальный «Блокадный рейс», на который из Музея городского электротранспорта выходят трамваи военного времени.
Праздник скромного блокадного героя В статье рассматривается история создания и работы объединенной колонны ленинградских и московских автобусов, задействованных для эвакуации населения Ленинграда на Ладожской ледовой трассе (Дорога жизни) с 22 января по 15 апреля 1942 года.
Тест по истории (ВОВ) «Большая история» 01.12.2023, какие вопросы и ответы? в осажденном Ленинграде произошло ключевое событие: на Финляндский вокзал пришел первый с начала блокады поезд. С тех пор в город стали регулярно привозить оптовые партии продовольствия и медикаментов. Эти поставки помогли осажденному городу выстоять.
Первый вестник грядущей Победы! 15 апреля 1942 года, после пятимесячного перерыва, в Ленинграде было восстановлено трамвайное движение.
Возобновление трамвайного движения в блокадном Ленинграде | Суть времени Число убывших по указанным причинам жителей составляет не менее 600 тыс. чел. Только за зиму и весну 1942 года на фронт ушло свыше 100 тысяч ленинградцев, но основная масса была мобилизована летом-осенью 1941 года.

«Большая история» тест посвященный ВОВ 01.12.2023, вопросы и ответы?

Для города это было очень значимое событие, которое означало, что жизнь продолжается. Трамвай в Ленинграде останавливался лишь единожды - зимой 1941-1942 годов. Жители осаждённого города восприняли остановку движения в декабре 1941 года как личное горе. Поэтому 15 апреля 1942 года, когда трамваи вернулись на улицы Ленинграда, горожане искренне радовались.

В какую дату проходил этот парад? Советские солдаты, в свою очередь, ласково называли её «Катюша». А к какому виду оружия принадлежала смертоносная советская разработка? Осада Ленинград — один из самых трагических эпизодов войны. Жители города оказались в тяжелейших условиях, их запасы продовольствия были ограничены, в результате чего многие умирали не от вражеских бомбардировок, а от голода.

В таком положении блокированный город находился не один год. Сколько дней длилась осада немецкими войсками северной столицы Советского Союза? С этой винтовкой Россия воевала не только во Второй, но ещё и в Первой мировой войне.

Урицкого -Республиканский мост - Университетская наб. Карла Либкнехта - Рыбацкая ул. Зеленина ул. Пороховская ул. Комсомола -Нижегородская ул. Ленина, Финляндский вокзал. Запуск трамваев имел особое значение для ленинградцев — он олицетворял собой жизнь, пробуждал надежду.

Сейчас трудно себе представить, насколько сложно в тех обстоятельствах было не только вновь открыть эти маршруты, но самое главное, — ежедневно поддерживать их жизнеспособность. Артобстрелы не прекращались, а трамвайные парки, заполненные остановки, пути, перевозимый груз были мишенью для противника. Светомаскировка осуществлялась не только с сигнальными и буферными фонарями трамваев, но также это касалось и сидений светлое дерево отражало свет вверх, что было заметно с воздуха. Скорости перемещения трамваев существенно сократились в темное время суток. Во-первых, из-за слабой освещенности путей, во-вторых, из-за искрения в местах стыковок токоприемников с проводами. Светомаскировка серьезно отразилась на проведении ремонтных работ: основная их часть проводилась в ночное время при незначительном освещении и сильном морозе, обессиленными руками. Некоторые виды работ, требующие, например, сварки, пришлось совсем исключить. Ощущения ленинградцев, наверное, хорошо передадут воспоминания П. Лукницкого: «Странный мир! Там, где есть электрический свет, он синий, тусклый, мертвящий лица — на лестницах, в коридорах, в трамваях.

В нескольких метрах от этого света мир кажется населенным невидимками: кто-то движется, вяло шагает, разговаривает, бормочет, а людей — нет! И вдруг мимо, вплотную, на уровне груди, проплывает крошечный таинственный белесоватый кружок — он плывет во тьме как будто сам по себе… И обозначенного им человека угадываешь только по хрипловатому, затрудненному дыханию… Такой кружок приобрел и я». Трамвайное хозяйство Ленинграда, находясь в отрезанном от внешнего мира состоянии, испытывало дефицит не только в электроэнергии и квалифицированных кадрах, требовались запасные детали для ремонта, новые вагоны. Город не зря назывался «трамвайной столицей мира» — здесь сосредоточились ремонт и производство собственных трамваев еще с 1920-х гг. Во время войны, как и в послевоенные годы, использовались трамваи, выпущенные до 1941 года. Так, первые деревянные вагоны «Бреши» можно было встретить на улицах города вплоть до 1960 —х гг. Знаменитые «Эмэски» - первые металлические трамваи собственного производства, выпущенные в 1927 году, много раз усовершенствовались, выпускались с различными модификациями на Путиловском заводе, позднее на заводе ВАРЗ.

Единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде практически всю блокаду, был трамвай. Он ездил под бомбежками, доставлял людей и грузы в самые опасные районы, расположенные практически на линии фронта, обеспечивал нужды городского хозяйства.

Ленинградцы относились к трамваю не как к простому транспортному средству, а почти как к одушевленному существу, своему земляку: они жалели его, когда весь подвижной состав зимой 1941 года прекратил движение и вмерз в заснеженные обезлюдевшие проспекты, искренне радовались, когда движение ожило, и ликовали, узнавая во время пути радостные вести с фронта. В середине января 1944 года газеты сообщили, что ленинградцы получили первую премию в социалистическом соревновании на лучший трамвай в городах РСФСР. В прошлом году коллектив трамвая семь раз получал Красное знамя и два раза первую премию", - написала "Ленправда". Трамваи в годы войны Ленинградские трамвайщики с довоенного времени привыкли держать высокую планку, но сохранение статуса лучших перевозчиков в стране во время блокады потребовало от них огромных усилий. Накануне войны ленинградское трамвайно-троллейбусное управление ТТУ имело самые лучшие показатели. По данным современного ГУП "Горэлектротранс", к 1941 году в Ленинграде ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750—800 поездов 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. От 70 до 80 машин выходило каждый день на пять троллейбусных маршрутов. В ТТУ входило 10 трамвайных парков и один троллейбусный парк, 20 тяговых подстанций.

В этой сфере работали 22 тыс. С началом войны специфика работы Трамвайно-троллейбусного управления изменилась. К обычным пассажирским трамваям добавились специальные санитарные трамвайные поезда; грузовые трамваи доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства. В мастерских и депо "Лентрамвая" стали выпускаться детали для мин, ведущие колеса для танков, выполнялись другие оборонные заказы. Частичному или полному разрушению подверглись 1065 вагонов и 25 зданий. Зарегистрировано свыше 1050 попаданий снарядов и бомб в хозяйства трамвая. Нанесен ущерб пяти трампаркам, трем подстанциям; две подстанции полностью выбыли из строя. Общий ущерб составил около 15 млн рублей. Ремонтные работы начались ещё до окончания войны, в них принимали участие горожане и промышленные предприятия.

К началу 1944 года ликвидировано 350 повреждений трамвайных путей общей протяженностью 80 км, исправлено около 1000 обрывов контактной сети. Возрос подвижной состав, стало действовать 12 маршрутов пассажирского трамвая вместо 5. Показать ещё В 1941 году около 4,5 тыс. Места мужчин заняли женщины и учащиеся техникумов и ремесленных училищ. Квалификация многих новых работников была невысокой. На обучение времени не было, поэтому опыт приобретался на производстве. Вскоре после того, как Ленинград был взят гитлеровцами в кольцо блокады в сентябре 1941 года, трамвайное и троллейбусное движение было парализовано. Несколько конечных трамвайных станций оказались в зоне боевых действий. Снаряд попал в Стрельнинскую подстанцию, и прекратилась подача тока.

Около 20 трамвайных поездов, перевозивших пассажиров и раненых, застыли на рельсах. Вагонные бригады, пассажиры и раненые под обстрелом пробирались к Ленинграду. Те, кто попал в Стрельну, оказались в зоне оккупации. А вагоны так и простояли на линии до конца блокады.

Как называли лыжников лыжных батальонов немцы?

  • Реконструкция памяти: как блокадный трамвай через 80 лет напомнил о подвиге осажденного Ленинграда
  • Блокадный трамвай вспоминали в Петербурге 15 апреля
  • Профильный вариант теста по истории Великой Отечественной войны 2023 — вопросы с ответами
  • В Петербурге вспоминают подвиг блокадного трамвая // Новости НТВ
  • Всемирный подниматель настроения))))))
  • Всемирный подниматель настроения))))))

Блокадный труженик: как ленинградский трамвай стал одним из главных символов победы

В статье рассматривается история создания и работы объединенной колонны ленинградских и московских автобусов, задействованных для эвакуации населения Ленинграда на Ладожской ледовой трассе (Дорога жизни) с 22 января по 15 апреля 1942 года. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70–80 м. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см. К дате пуска блокадного трамвая, тогда во всё ещё в осаждённом городе, — 15 апреля 1942 года у ленинградцев-петербуржцев особо трепетное я о довоенных трамваях в городе на НевеКаждый день в Ленинграде, до Великой Отечественной войны, курсировало. Для пассажиров электротранспорт начал работать 15 апреля 1942-го. Но само движение открылось чуть раньше — ещё 7 марта, когда на улицы Ленинграда выехали грузовые трамваи. Сотрудники музея провели реконструкцию запуска движения.

Блокада Ленинграда – не забыть такое никогда (окончание)

Текст на доске гласит: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда 15 апреля 1942 года из этого парка вышли на линию первые трамвайные поезда". В нашем городе отметили 80-летие пуска блокадного трамвая. На днях мы вспоминали знаменательную дату в истории города: ровно 80 лет назад, 15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде возобновилось трамвайное движение. 15 апреля 1942 года после первой тяжелой блокадной зимы в Ленинграде снова пустили трамваи. «ПД» вспоминает, как это было. Число убывших по указанным причинам жителей составляет не менее 600 тыс. чел. Только за зиму и весну 1942 года на фронт ушло свыше 100 тысяч ленинградцев, но основная масса была мобилизована летом-осенью 1941 года. Из протокола допроса пленного немецкого артиллериста ефрейтора Фолькенхорста: К ночи пятнадцатого апреля мы, как всегда, пришли на точку: я и Курт Шмитцбубе, мой второй номер Стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все вокруг выглядело, как обычно. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года. Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда.

Ленинградский блокадный трамвай

  • Блокадный трамвай. Ленинградский блокадный трамвай 15 апреля 1942 года блокадный трамвай
  • Рассылка новостей
  • Всемирный подниматель настроения))))))
  • 1942 г. 15 апреля. ...в блокадном Ленинграде начал ходить трамвай.

Профильный вариант теста по истории Великой Отечественной войны 2023 — вопросы с ответами

Блокада Ленинграда Но уже в марте 1942 года пошел первый грузовой поезд. А 15 апреля 1942-го на линию вышел пассажирский трамвай. Возобновление трамвайного движения означало, что город жив. Трамвай фактически был единственным видом транспорта в блокадном Ленинграде.
Радио России - Санкт-Петербург. Новости Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости.
80 лет назад - Ленинградцы стали получать всего по 200 граммов хлеба...о Мужестве Блокадников... Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей.
15 апреля В 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение В честь 77-й годовщины «перезапуска» блокадного трамвая, 2 апреля 2019 года в Президентской библиотеке состоялся видеолекторий под названием «Блокадный трамвай: в борьбе за жизнь Ленинграда».
15 апреля 1942 года блокадный трамвай. Пуск трамвая в блокадном ленинграде как символ победы В статье рассматривается история создания и работы объединенной колонны ленинградских и московских автобусов, задействованных для эвакуации населения Ленинграда на Ладожской ледовой трассе (Дорога жизни) с 22 января по 15 апреля 1942 года.

Он разбудил ленинградцев в апреле 1942 года

Мария Новикова-Охонская,корреспондент: 15 апреля вышли в рейс трамваи пяти маршрутов: третьего, седьмого, девятого, десятого и двенадцатого. Все они пересекались в центре, чтобы ленинградцы с минимумом пересадок могли добраться в любую часть города. Павел Ялышев,начальник группы экспозиционно-выставочных программ Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга: После того, как трамвай был пущен, командующий фронтом обратился к руководству города с предложением движение прекратить, потому что всполохи искр от вагонов демаскировали город. В течение суток техническое решение было найдено, на вагоны ставили два токоприёмника, когда один из них отрывался от провода, другой оставался и искрения не происходило. Несмотря на продолжающиеся бомбёжки и обстрелы, движение трамваев в городе больше не прекращалось ни на день. Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Долгое время трамвай оставался единственным общественным транспортом в Ленинграде.

Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка.

На остановках входят люди, смеются, плачут от радости... Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбёжками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа! И полезли, кто как мог, к окнам.

И действительно 7 марта начальник службы движения вывел из парка первый грузовой трамвай. Тогда с улиц убрали млн тонн льда, нечистот и снега. Помимо эпидемиологической, субботники имели и ещё одну цель — расчистить рельсы. Сейчас нынешний замдиректора Горэлектротранса по организации перевозок Евгений Власов первым возложил цветы к мемориальной доске Василеостровского трамвайного парка: «Трудно переоценить то, что пришлось сделать транспортникам и горожанам, чтобы восстановить движение трамваев. Были захламлённые пути, оборванные контактные сети, разрушенные подстанции. Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить труд и подвиг блокадных трамвайщиков». Трамваи шли по городу, беспрерывно подавая звонки.

Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны 1942 года. Дата прекращения трамвайного движения в городе точно не установлена. По некоторым данным это 8 декабря 1941 года прекращение подачи электроэнергии на длительный период , по другим же данным трамвайное движение периодически, небольшим количеством вагонов, осуществлялось вплоть до 3-го января 1942 года, когда были погашены и законсервированы все электроподстанции. После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы. В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая. Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы. Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 - 1942 гг. Весна - это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот! Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился - теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай! Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой. Для горожан запуск трамвая - это счастье, а для немецких войск - полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника бугеля. В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка. Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время. Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки. Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь. Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог Как твои дела, как живешь? Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково». В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай ныне остров Декабристов на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор. К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии. Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай. Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 - 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы - по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 - 1943 гг. Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство. В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая. Блокадный трамвай 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или. Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Однако самые славные страницы истории питерсеого трамвая приходятся на период. В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ноились по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую с центром города. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев. Б локаднный трамвай МС Инттерьер блокаднного трамвая На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах.

Ленинград, 17 января 1944: Трамвай становится символом возвращения к нормальной жизни

Окончательно трамваи встали 8 декабря 1942 года. Об этом сохранилась запись дежурного инженера энергослужбы трамвайного управления: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08. Движение не возобновлялось. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии». Что это означало для ленинградцев, знают только те, кто пережил блокаду. На негнущихся, распухших от голода ногах, еле передвигаясь от слабости, они должны были всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, а еще ходить на Неву за водой, и ежедневно за хлебом - стоять в бесконечных очередях, а многие — еще в детский сад и обратно, с детьми. Не временем, как раньше, - а шагами. Трамваи стояли посреди улицы, где застало их отключение энергии - мертвые, темные, с выбитыми стеклами. Никто никого не хоронил — трупы вывозили на машинах и сжигали». В январе-феврале и марте 1942 года каждый месяц умирали десятки тысяч людей, показатель смертности достиг 500-560 на тысячу.

В условиях обесточенного города, в котором нечистоты всю зиму выливали прямо во дворы. Все это с приближением весны, когда снег начнет таять, грозило массовыми эпидемиями. Поэтому встал вопрос о необходимости радикального улучшения санитарной обстановки в Ленинграде. Государственный Комитет Обороны в феврале 1942 г. На ноги были поставлены все, кто еще мог работать. В марте 1942 г. Но как очистить город, если не на чем вывозить смешанный с нечистотами снег и мусор? Грузовики, которых осталось так мало, едва справлялись с вывозом трупов. Городу был необходим трамвай.

Еще зимой все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Потребовалось восстановить почти половину контактной сети города - примерно 150 км. И вот 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи и те, к которым вместо пассажирских вагонов были прицеплены открытые платформы, на которые грузили мусор, лед и снег. С их помощью перед самым потеплением город справился с очисткой улиц от нечистот. К середине апреля с улиц было вывезено около 1 млн тонн мусора, нечистот и льда. Эпидемия больше не угрожала Ленинграду. А с 15 апреля произошло почти невероятное - по улицам блокадного города снова пошли пассажирские трамваи! Вот как позже написал об этом историческом дне в своей книге начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока : «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение.

Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали?

Сравнять Ленинград с землей с тем, чтобы затем отдать его финнам» 1. Такая участь готовилась Ленинграду в планах фашистских захватчиков. Выполнение этой задачи позволило бы гитлеровцам безраздельно господствовать не только на Балтийском море, но и на всем северо-западе Европы. Для захвата Прибалтики и Ленинграда немецко-фашистское командование сформировало группу армий «Север». Эти армии начали наступление 22 июня, через 7 дней оккупировали Ригу и 9 июля: достигли северной окраины Пскова. Во второй половине августа немцы сосредоточили под Ленинградом трехсоттысячную армию. Эта армия имела на вооружении 6000 орудий, 19000 пулеметов, 4500 минометов, 1000 танков и 1000 боевых самолетов 2. Одновременно на Ленинград перешла в наступление финская армия в составе 16 дивизий 3. Шлиссельбург и блокировал Ленинград. Огромный город с многочисленным населением, заводами и фабриками оказался отрезанным от основной экономической базы страны. В связи с блокадой Ленинграда, помимо задач обороны города, возникли труднейшие задачи эвакуации населения, снабжения города; продуктами питания и топливом. Решение этих задач осуществлялось под руководством партийных и советских организаций. В данной статье освещается лишь один вопрос — эвакуация населения Ленинграда. Эвакуацию населения условно можно разделить на три периода, каждый из которых имеет свои хронологические рамки и свои особенности. С первых же дней Великой Отечественной войны в результате развернувшихся военных действий из прифронтовой полосы начало прибывать население. Функции городского эвакопункта, разместившегося в здании по Каналу Грибоедова, д. Затем эти функции значительно расширились: эвакопункт взял на себя обеспечение питанием и жилищем населения, оказывал ему материальную помощь, оформлял документы для дальнейшей эвакуации в глубь страны. Для приема прибывающего в Ленинград населения и эвакуации его из города в дальнейшем было организовано семь эвакопунктов: на Московском, Финляндском, Балтийском и Витебском вокзалах, в Ленинградском порту, на станциях Московская сортировочная и Кушелевка. Для размещения и временного проживания прибывшего в город населения были созданы в зданиях школ общежития. Если в первый период, до блокады, общежития размещались всего лишь в семи школах: по Лиговской улице 46 и 87, Рубинштейна 13, Гончарной 15, Мойке 38, Жуковского 59 и Лесному проспекту 20, то в связи с блокадой прибывшее в город население нашло себе приют в 42 школах. В городской эвакопункт приходило эвакуированное население из Карело-Финской, Эстонской и Латвийской республик, Ленинградской области, а также семьи военнослужащих из прифронтовой полосы. Эти граждане не имели крова, потеряли все свое имущество, поэтому находились в особенно тяжелом положении. Военная комендатура города содействовала эвакуации не прописанного в Ленинграде населения. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Кроме того, переправлено пешим порядком 9500 человек. Последние сопровождали в тыл скот и имущество 4. Приближение фронта угрожало особенно детям. Вопрос о спасении детей специально рассматривался Советским правительством. Правительство предложило Исполнительному комитету Ленинградского Совета депутатов трудящихся вывезти из Ленинграда 400 тысяч детей. Исполком Ленсовета 2 июля 1941 г. Через семь дней после начала войны была организована плановая эвакуация не только детей, но и взрослого населения. Эвакуация проходила при помощи администрации заводов, эвакопунктов и городской железнодорожной станции. Рассредоточение эвакуируемых детей в основном производилось в отдаленных районах. Все же много городских детей оказалось в районах Ленинградской области, вскоре подвергшихся оккупации немецко-фашистскими войсками. Для более успешного и планового вывоза населения по дорогам Ленинградского железнодорожного узла Исполком Ленгорсовета в начале сентября 1941 г. Эвакопункты районных Советов вели учет детей и сопровождающих их лиц по спискам, составленным домоуправлениями. Эти списки давали право на приобретение железнодорожных билетов, свободная продажа которых была прекращена в начале сентября на всех станциях Ленинграда. Эвакуация осуществлялась по железным, шоссейным и проселочным дорогам. Эвакуируемое население Карельского перешейка направлялось по Пескаревской дороге и правому берегу Невы, в обход Ленинграда. Для него, по решению Ленсовета, вблизи больницы им. Мечникова в конце августа 1941 г. На месте стоянок обозов налаживалось медицинское обслуживание и ветеринарный надзор за скотом. Тяжелый путь без горячей пищи изнурял людей. Многие из них находились в движении более 30 дней. Особенно тяжело приходилось детям. Из обследования Ленгорздравотдела видно, что только за 21 августа выявлено 15 детей, больных дизентерией 7. Приближение фронта все более затрудняло эвакуацию. Нередко эшелоны попадали под бомбежку вражеских самолетов и долго простаивали из-за разрушенного пути и транспорта. На этом и закончился первый период эвакуации. Таким образом, плановая эвакуация населения началась с 29 июня и продолжалась до 6 сентября 1941 г. За это время эвакуировалось 706 283 человека, в том числе заводы эвакуировали 164 320 человек, райсоветы — 401 748 человек, эвакопункты 117 580 человек и городская железнодорожная станция — 22 635 человек 8. В октябре и ноябре 1941 г. За это время было переправлено в тыл 33 479 человек. В конце ноября 1941 г.

Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.

А к какому виду оружия принадлежала смертоносная советская разработка? Осада Ленинград — один из самых трагических эпизодов войны. Жители города оказались в тяжелейших условиях, их запасы продовольствия были ограничены, в результате чего многие умирали не от вражеских бомбардировок, а от голода. В таком положении блокированный город находился не один год. Сколько дней длилась осада немецкими войсками северной столицы Советского Союза? С этой винтовкой Россия воевала не только во Второй, но ещё и в Первой мировой войне. Её ещё в конце XIX века разработал знаменитый отечественный инженер-конструктор, по фамилии которого эта винтовка и известна. В годы Великой Отечественной войны эта модель стала основной в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии.

День возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде

15. Командующий Ленинградским фронтом отдал приказ о салюте 27 января 1944 года в честь полного снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда — У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. На улицы блокадного Ленинграда трамваи вернулись 15 апреля 1942 года. В пятницу, 15 апреля, в Петербурге прошли памятные мероприятия, посвященные 80-й годовщине возобновления движения трамваев в 1942-м году. в осажденном Ленинграде произошло ключевое событие: на Финляндский вокзал пришел первый с начала блокады поезд. С тех пор в город стали регулярно привозить оптовые партии продовольствия и медикаментов. Эти поставки помогли осажденному городу выстоять.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий