Какие меры предпринимались в ссср в ходе реформы сельского хозяйства начатой в марте 1965 года

В 1965 году в государстве была принята новая система планирования производства и заготовок сельхозпродукции. По важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок в течение 10 лет, его перевыполнение поощрялось.

Развитие сельского хозяйства в СССР (1953-64 гг.)

Реформа сельского хозяйства была начата в марте 1965 года. В её ходе планировалось решить социальные проблемы села, внедрить экономические стимулы к труду. Причинами проведения аграрной реформы 1965 года были несколько факторов. Во-первых, сельское хозяйство СССР испытывало серьезные трудности в достижении высокой производительности из-за коллективизации, введенной в 1920-е годы. Начало реформ принесло положительные результаты (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%). В марте прошел пленум, посвященный проблемам сельского хозяйства. На нём с докладом «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства СССР» выступил лично Брежнев.

Развитие сельского хозяйства в СССР (1953-64 гг.)

Чтобы приблизить статистические показатели к публикуемым в США данным, советское правительство распорядилось выкупать скот у крестьян. Закупка велась спорно, так как цены предлагались высокие. Кроме того, Никита Сергеевич предложил сосредоточиться на выращивании свиней, так как они растут в три раза быстрее коров. Но и тут он просчитался. Кормить свиней он предлагал сахарной свёклой, выращиваемой на целине. Однако объём урожая выходил в два раза меньше, чем рассчитывал Хрущёв. Итоги сельскохозяйственной реформы Хрущёва Сейчас достаточно легко определить, насколько были эффективны сельскохозяйственные реформы при Хрущёве. Информация об объёмах добычи сельскохозяйственных культур и производстве мясомолочной продукции в период 1953-1964 находится в открытом доступе. Самым показательным стало «Рязанское чудо». В попытке удовлетворить прихоть главы государства и выслужиться перед начальством первый секретарь Рязанского обкома Алексей Ларионов пообещал в три раза увеличить производство мяса. Для этого он распорядился забить практически всё поголовье скота в области, включая принадлежащих частным собственникам животных.

А так как этого количества скота не хватило, то на закупку мяса в других областях были пущены бюджетные деньги. В результате животноводству и бюджету Рязанской области был нанесён существенный ущерб. Сам Алексей Ларионов после раскрытия этой аферы застрелился. На фото Алексей Ларионов с «оригинальным» подарком Н. Из-за снижения добычи зерна Советский Союз несколько лет был вынужден закупать его в других странах, в том числе США. А само сельское хозяйство в стране потребовалось восстанавливать на протяжении долгих лет. Аграрная политика Хрущёва была признана неудачной как политиками, так и экономистами. Догнать и перегнать США не представлялось возможным. Попытки достигнуть экономических показателей США были провальными без реорганизации самого производства, увеличения количества сельскохозяйственной техники и внедрения новых методик выращивания зерновых культур.

Код элемента ЕГЭ: 3. Экономические реформы 1950-1960-х гг. Замедление экономического роста Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования в 1966 году промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. Цель, идея и направления реформы Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др. Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Итоги реформы, причины неудач Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966—1970 гг. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения. Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были: непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических; некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла; слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу; противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей Л. Брежнева, Н. Подгорного, Ю. Андропова , боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя; чехословацкие события 1968 г. Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. Сразу после прихода к власти Леонид Брежнев свернул реформы Никиты Хрущева. Новый Генсек был старой закалки, поэтому во многом ориентировался на решения времен Сталина. Первым делом Брежнев реформировал сельское хозяйство и промышленность.

Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута. Итоги реформы Косыгина Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт. Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования усилением ответственности и материальной заинтересованности коллективов трудящихся в повышении эффективности производства. Реформу практически все исследователи связывают с именем А. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е. Реформа представляла собой комплекс мероприятий: 1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью — вместо совнархозов были созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства. Сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9. Действующими оставались такие показатели, как: объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. Предприятия получили свободу, и это создало их заинтересованность в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды которые предприятия создавали за счет прибыли , рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Осуществление Э. Она дала некоторый импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства. Преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны. Реформа 1965 г. Глушкова и Л. Ваага, новое советское руководство отправило первый из них на переработку и дало старт экономической реформе, которую одни называют «либермановской», другие «косыгинской». Белкина, первоначально А. Косыгин тормозил подготовку этой реформы. И только после отставки Н. Белкин утверждает, что в основу предложений комиссии лег проект Л. С одной стороны, в результате экономической реформы была восстановлена прежняя централизованная вертикаль управления экономикой: упразднены совнархозы и воссозданы ликвидированные ранее союзно-республиканские и союзные министерства. С другой стороны, считая необходимым устранение излишней регламентации деятельности предприятий, сентябрьский Пленум еще больше сократил число утверждаемых сверху плановых заданий. Если до этого главную роль играли натуральные показатели, теперь — стоимость реализованной продукции. Предприятиям было предоставлено право детализировать номенклатуру и ассортимент продукции, инвестировать в производство собственные средства, самостоятельно выпускать и реализовать сверхплановую товары, заключать долговременные договоры с поставщиками и потребителями, регулировать численность персонала, определять формы и размеры его материального поощрения и т. В то же время было произведено дальнейшее перераспределение накоплений между прибылью и налогом с оборота. В 1960 г. В 1965 г. За 20 лет остающаяся в распоряжении предприятий прибыль увеличилась в более чем четыре раза. Таблица 2. Абсолютные показатели — млрд. К 1985 г. Таким образом, за счет союзного центра произошло дальнейшее экономическое усиление самого низшего звена государства как корпорации — предприятия, значительно увеличились те денежные потоки, которыми могли распоряжаться директора. Расширение хозяйственной самостоятельности директорского корпуса мотивировалось стремлением заинтересовать их в ускорении темпов развития экономики. В целом с 1965 по 1985 г. Производство чугуна за эти годы в натуральном выражении увеличилось в 2,3 раза, цемента — в 2,8 раза, нефти — в 4,0 раза, электроэнергии — в 5,3 раза, химических волокон — в 6,6 раза, пластмассы — в 16,1 раза. Однако наметившуюся еще в годы «хрущевской оттепели» тенденцию к замедлению темпов развития переломить не удалось. Более того, в первой половине 80-х годов темпы развития сократились настолько, что в некоторых отраслях металлургия обнаружилась стагнация, в других нефтедобыча появились первые симптомы кризиса.

Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием; угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд "старых" отраслей уже после первой мировой войны. Теперь на первый план выдвигались отрасли научнотехнической революции - робототехника, микроэлектроника и т. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную. Но за годы семилетки темпы роста производительности труда не увеличились, а понизились. Сократилась фондоотдача, Т. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды - новая техника, более производительная. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию, а без неё предприятия не были заинтересованы в техническом прогрессе, потому он проводился лишь по административным указаниям "сверху". Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличилось. Однако к этому времени уже трудно было не реагировать на сложившиеся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения по талонам , и скрывать ситуацию. В марте 1965 г. Пленум в своем решении был вынужден признать, что " сельское хозяйство замедлило темпы своего роста. Планы его развития оказались невыполненными. Медленно повышались урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличились также незначительно". Политика партии и государства после мартовского Пленума, естественно, принципиально измениться не могла, но все равно он стал весьма заметной вехой в истории организации сельскохозяйственного производства. После 1965г. Реформу практически все исследователи связывают с именем А. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е. В качестве образца была взята система, существовавшая в советской экономике во времена нэпа, но при одном значительном отличии: в 1920-е годы довольно заметную роль играли частные предприятия, которые в 1960-1970-х годах полностью отсутствовали. Реформа предполагала административные и экономические меры. Общая концепция реформы 1965г. Это, во-первых, проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности коллективов предприятий в увеличении производства и улучшения качества продукции. Во-вторых,- осуществление мер по совершенствованию планирования, нацеленные на то, чтобы планы гарантировали пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства. В-третьих, реорганизация управления промышленностью путем ликвидации совнархозов и создания министерств, причем, не только общесоюзных, но и союзно-республиканских, которые обеспечивали бы единую техническую политику и технический прогресс. Мотивы были как экономические, так и политические: отмеченные реформационные отвечали интересам большинства союзных республик. Предлагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр. В этой связи под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства. Реформа объявила предприятия основным звеном социалистической экономики. Усиление самостоятельности означало существенное сокращение централизованно спускаемых плановых показателей. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями вместо 30-9 , среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Реформа 1965г. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки 1966-1970 , преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны. Действительно, вторая половина 60-х гг. Выгодно отличалась от 1961-1965гг. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. В ходе хозяйственной реформы были пересмотрены явно устаревшие оптовые цены 1955 года в сторону их повышения. В результате этого в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные рентные платежи, а также могли образовывать свои поощрительные фонды. Это означало, что цены на продукцию всех предприятий должны быть достаточно высоки, чтобы обеспечить образование трех поощрительных фондов по утвержденным сверху нормативам, внесение в бюджет платы за основные фонды и оборотные средства, финансирование капитальных вложений на предприятии в соответствии с централизованным планом. Последнее означало, что если Госплан наметил на год 10 млн. Идея самофинансирования провозглашалась уже тогда, но только это было не самофинансирование, а финансирование за счет средств потребителя, приобретающего продукцию по завышенным ценам в условиях дефицита и диктата поставщика монополизма производителя. С тех пор ценообразование прочно встало на путь подгонки цен под распределение денежных средств между сферами народного хозяйства, его отраслями, предприятиями и даже внутри предприятия на три поощрительных фонда. И все же, несмотря на недостатки, реформа 1965-1967 гг. Пожалуй, ее можно советская экономика со времен нэпа. Причин того, что реформа не была доведена дорассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала конца было несколько.

сновные положения реформы 1965 года.

Химическая промышленность увеличила производство в 2,5 раза: рост выпуска синтетических материалов был одним из ведущих направлений в техническом прогрессе нового времени. Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием; угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд "старых" отраслей уже после первой мировой войны. Теперь на первый план выдвигались отрасли научно-технической революции — робототехника, микроэлектроника и т. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную. Но за годы семилетки темпы роста производительности труда не увеличились, а понизились. Сократилась фондоотдача, Т. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды — новая техника, более производительная. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию, а без неё предприятия не были заинтересованы в техническом прогрессе, потому он проводился лишь по административным указаниям "сверху".

Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличилось. В марте 1964 г. Однако к этому времени уже трудно было не реагировать на сложившиеся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения по талонам , и скрывать ситуацию.

Сокращение производства, ухудшение экономического положения страны. Дефицит бюджета, инфляция, нехватка товарно-народного потребления 49.

Основные изменения международных отношений после распада СССР. Во-первых, в результате ряда непродуманных шагов в самом начале реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией - это наличие у нее ядерного оружия. Во-вторых, снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса».

Академик Поздняков, считавший, что мировая стабильность во многом определялась биполярным балансом сил, высказал предположение, что в связи "с объединением Германии, развалом Советского Союза и крушением системы социализма, умерло Европейское сообщество". Возникла принципиально иная геополитическая ситуация в Европе, в Евразии и в мире, в которой нет места ни западноевропейской, ни восточноевропейской интеграции в обозримом будущем. Наступила пора дезинтеграционных процессов". Оценивая международную ситуацию как нестабильную, со значительной вероятностью территориального передела мира, его ресурсов и стратегических рубежей, Э. Поздняков утверждал, что в новых условиях единственная сверхдержава - США получили уникальную возможность вклиниться в быстро меняющийся евразийский геостратегический регион, чтобы воздействовать на ход событий в нем в свою пользу.

Задача Соединенных Штатов определялась следующим образом: "Раз и навсегда разрушить евразийский геостратегический монолит, не допустить доминирования в Евразии какой бы то ни было одной державы и, прежде всего, России". При оценке международных отношений после 1991 года лидеры консервативной оппозиции прямо увязывали ее с фактом распада СССР и Варшавского Договора, что, по их мнению, привело к дестабилизации мировой системы с далеко идущими последствиями для развития мира в XXI веке. Ряд историков, политологов и социологов характеризовали надвигающийся мировой порядок, как систему международных отношений, при которых будет осуществляться эксплуатация отстающих стран странами-лидерами. Грядущий порядок, по их мнению, приобретал черты технологического геноцида со всеми атрибутами этого процесса - размещением радиоактивных захоронений, высокотоксичных и грязных производств, широчайшей эксплуатации людских и природных ресурсов. Согласно их точке зрения, "новый мировой порядок", навязываемый Соединенными Штатами всему миру, - индустриальное рабовладение в совокупности с разработкой и производством новейших передовых технологий.

После распада Советского Союза и окончания холодной войны международные отношения и мировая политика, высвободившиеся из жестких тисков биополярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными. В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи, возникают новые оси и узлы противоречий, меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда, усиливаются национальные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета.

Авторами документа это рассматривалось как государственный переворот. Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР. Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил , стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором. Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности.

Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. Суть реформы 1965г Косыгина Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства. Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность.

Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР. К главным пунктам экономической реформы можно отнести: Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства; Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства; Составлялась новая политика цен; На первый план выходила рентабельность и прибыль. Начало экономической реформы Косыгина Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена.

Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту.

Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута. Итоги реформы Косыгина Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин.

Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования усилением ответственности и материальной заинтересованности коллективов трудящихся в повышении эффективности производства. Реформу практически все исследователи связывают с именем А.

Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу; — противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей Л. Брежнева, Н. Подгорного, Ю. Андропова , боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя, то есть приоритет идеологии над экономикой; Однако! Реформа 1965 г. Народное хозяйство СССР в 1966-1970 гг.

Так, практически не производились закупки зерна в 1966 г. В централизованной экономике доходы предприятий изымались в казну, а затем распределялись для решения текущих задач государства. Это позволяло концентрировать ресурсы для решения крупных и очень дорогих экономических проектах: — созданы Единая энергетическая система СССР включая такие гигантские ГЭС, как Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Усть-Илимская; — Тюменский нефтегазовый и Канско-Ачинский топливно-энергетические комплексы; — развернуто строительство Байкало-Амурской магистрали и разветвленной системы нефте и газопроводов; — был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г.

Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась. Отрицательные моменты аграрной реформы Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства выращивания. Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей цифры приведены только для примера. Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 — он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов. Результаты экономической реформы в аграрном секторе Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»: Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар. Хозяйство велось крайне неэффективно. Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны. В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли. Читайте также: Сталь круглая d 10 l 300 Реформы в промышленности: замыслы и результаты Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений: Совершенствование производства. Стимулирование работников. Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства. Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование выплата премий , социально-культурное развитие путевки рабочим, билеты и так далее и бытовое развитие строительство жилья, объектов досуга. Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности. Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством. Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой. Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты. Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.

Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР. В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости. После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки.

Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень.

Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда. В годы семилетки земля получала в 1 О раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства.

Когда натуральные, Т. Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т. Более того - этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных З9Н. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства. Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы. Сельское хозяйство подверглось реформированию согласно решениям мартовского и сентябрьского 1965 пленумов ЦК.

Была предпринята попытка изменить механизм управления отраслью на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг. Поначалу принятые решения дали заметный эффект. Однако эффект оказался непродолжительным.

Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования». Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться.

Почему не получилось переключения на факторы интенсификации? Основа интенсификации - технический прогресс. Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция. Научно-техническая революция - это переход к полностью автоматизированному производству и новым технологиям - плазменной, лазерной и т. Однако в техническом прогрессе нашей промышленности преобладали направления, которые не имели отношения к научно-технической революции: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Ведь промышленный переворот - это именно механизация, переход от ручного труда к машинам. Остались те работы, механизация которых удорожает производство.

Например, в лесной промышленности механизация обрубки сучьев на лесосеках, последней ручной операции на заготовке леса, намного удорожает это производство. Экономически неэффективно и другое преобладающее направление совершенствования традиционной техники без принципиальных изменений технологии, т. Дело в том, что возможности традиционной техники, техники преимущественно механической обработки материалов уже исчерпаны. Скорости металлорежущих, ткацких и других станков достигли потолка в 60-х гг. НТР действительно повышает производительность труда в десятки и сотни раз и поэтому намного повышает экономическую эффективность производства. Но это направление не стало преобладающим: много ли у нас полностью автоматизированных предприятий?

Также усовершенствовать систему заготовок, колхозам и совхозам предоставить самостоятельность в решении внутрихозяйственных вопросов[5, С. Капитальные вложения на развитие сельского хозяйства по всему комплексу работ составили 96,2 млрд. Проводя перевооружение сельского хозяйства на новой технической основе, руководство страны ставило задачу увеличить поставки сельскохозяйственной техники колхозам и совхозам. В апреле 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «Об обеспечении сельского хозяйства тракторами, сельскохозяйственными машинами, транспортными средствами, землеройной техникой и минеральными удобрениями в 1966-1970 гг. В 1966 г. Суммарная мощность двигателей всех тракторов составила 12,8 млн. Соответственно в 1970 г. В X пятилетку капиталовложения увеличиваются до 156,2 млрд. В современных условия развития производительных сил сельского хозяйства тесно связана с решениями социальных вопросов сельской жизни. Долгие годы не удавалась отрегулировать оплату на селе. Но было найдено весьма подходящее решение для этого важного вопроса. В 1970 —е годы был принят ряд специальных постановлений КПСС и правительства по вопросам социального развития деревни: «О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве 14 апреля 1971 г , [9, С. За 1971-1979 гг. Средняя заработная плата за период 1971-1975 гг. Все большую роль в материальном положении колхозников играли общественные фонды потребления. Благодаря экономическим мерам, принятым на мартовском 1965г пленуме ЦК КПСС улучшились условия расширенного воспроизводства в отрасли, что привело к ускорению темпов ее развития, увеличились капиталовложения, улучшилась материально-техническая база Но вскоре сельское хозяйство вскоре пошло по иному пути. Был установлен неэквивалентный обмен между селом и городом, который предполагал выжать из крестьян все средства необходимые для индустриализации. Государство изымало сельскохозяйственные излишки у крестьян практически бесплатно, а эксплуатация сельских жителей ужесточилась. Темпы роста производства отставали от темпов увеличения инвестиции, фондов и материальных ресурсов [11, С. Дальнейшее развитие сельского хозяйства по такому пути было невозможно, были необходимы коренные перемены. В мае 1982 г. Задача программы состояла в том, чтобы направить все силы на решение проблем дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства ,обеспечить бесперебойное снабжение населения продовольствием.

Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства. Сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9-ти. Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению разумеется, в рамках существующего законодательства. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства.

Так, в Краснодарском крае хлебороб Владимир Первицкий со своим звеном в десять человек стал получать урожаи зерна в два три раза выше, чем у работавших на аналогичных участках больших бригад. Еще более удивительный эксперимент был предпринят в Казахстане. Там Ивану Худенко разрешили внедрить новую систему оплаты труда в одном из целинных районов. Вся работа распределялась между небольшими хозрасчетными звеньями, к которым предъявлялось одно требование: про извести установленный объем продукции к определенному сроку, при этом заработная плата выплачивалась без ограничения по достигнутым результатам. Итоги работы в течение нескольких лет были поразительными: производительность труда превысила средний уровень почти в 20 раз, затраты на производство зерна сократились в четыре раза, заработная плата выросла в четыре раза, а прибыль на одного работающего — в семь раз. Расчеты, сделанные И. Худенко, подтверждали, что введение такой системы по всей стране позволит увеличить в несколько раз производство зерна, сократив при этом число занятых в сельском хозяйстве с 35 до 5 млн человек. Советская пропаганда широко освещала опыт И. Но по степенно стало ясно, что распространение этого почина приведет к коренной реформе не только колхозов и совхозов, но и всей экономики, где не будет места командной системе. Худенко был арестован и осужден за «хищение государственного имущества в крупных размерах» к длительному тюремному заключению, где он и умер в 1974 году. И все же итоги восьмой пятилетки были достаточно обнадеживающими. Сблизились темпы роста производительности труда и сред ней заработной платы работников, занятых в промышленности. Именно в годы восьмой пятилетки введены в строй уникальные промышленные объекты: Западно Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, Красноярская ГЭС, началось создание Тюменского нефтегазодобывающего комплекса. В 1967 1971 годах на Волге в г. Тольятти ныне Самарской обл. Продукция этого завода — легковые автомашины марки «Жигули», «Самара», «Лада», «Нива» была призвана заполнить, практически, пустую нишу легковых автомобилей малого класса, поскольку в те годы Советский Союз почти не импортировал легковые автомобили. Отечественных автомобилей марки «Москвич» начало выпуска — 1946 г. Автомобили же марки «Волга» 1956 Горьковского автозавода почти не поступали в торговую сеть, поскольку в основном распределялись по организациям. Чтобы купить автомобиль, люди годами ожидали своей очереди по спискам, составленным в профсоюзных комитетах своих предприятий и учреждений. Следует отметить, что в годы восьмой пятилетки в некоторой степени были решены проблемы с производством потребительских товаров: обуви, радиотоваров, мебели, холодильников, основных продуктов питания и др. Чем можно объяснить прогрессивные перемены в экономике? Влияние реформы, конечно же, было большим, но не решающим, тем более что очевидные улучшения в экономике произошли именно в первой половине восьмой пятилетки, когда массовый переход на новую систему только начинался. Истинная причина в другом: в период возврата от совнархозов к министерствам предприятия получили не которую свободу маневра, какое то время они не были скованы жесткой регламентацией, что и дало временный положительный результат. Следует отметить также, что к составлению восьмого пятилетнего плана были привлечены профессиональные экономисты, которые стремились заложить в план наиболее оптимальные параметры экономического развития страны. Но уже в 1968 году темпы роста заработной платы в промышленности обогнали темпы роста производительности труда, а это означало, что, проводя лишь отдельные незначительные реформы, трудно обеспечить долговременный экономический рост. Хотя некоторый эффект хозяйственной реформы проявился достаточно быстро, но он оказался весьма кратковременным. Причина этого явления такова. Прежде всего командная система извратила сами принципы, которые были заложены в основу хозяйственной реформы. Так, например, для предприятий сверху устанавливался один из важнейших показателей — норма прибыли. Выполнить этот плановый показатель можно было двумя путями: снижением производственных затрат или искусственным завышением цен. Первый путь оказался очень трудным для предприятий, так как требовал от руководителей постоянно заниматься совершенствованием организации производства, а это было почти невозможно при использовании отсталой техники. Поэтому многие руководители предпочитали идти по второму пути, тем более что цены устанавливались не на основе рыночного соотношения спроса и предложения, а в высоких кабинетах волевым решением чиновников. Начался постепенный, нигде не афишируемый рост оптовых цен. Уследить за этим ползучим повышением цен не мог даже Госплан, поскольку не имел на то полномочий.

Основные реформы 1965 года в сельском хозяйстве — анализ и классификация мер

24 марта 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. Вот почему исторически и логически будет правильным начать анализ аграрной политики с характеристики решений мартовского пленума 1965 года. В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза. Одно из важнейших мероприятий, проведенных во времена Хрущева в сельском хозяйстве, – освоение целины (рис. 4). Десятки тысяч людей едут на новые земли: в Северный Казахстан, на Урал. Строятся новые города. В первые годы урожаи действительно увеличиваются ощутимо.

Содержание

  • Причины реформы
  • 1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты
  • Какие сельскохозяйственные реформы проводились в 1965 году?
  • Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

Суть реформы (1965г) Косыгина

  • Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 г.
  • История экономической реформы 1965 года в СССР: цели, меры и результаты
  • Поиск по сайту
  • История экономической реформы 1965 года в СССР: цели, меры и результаты
  • Реформы 1965 года в области сельского хозяйства

Перечислите основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве во в

Точно так же руководство предприятий не стремилось внедрять новые технологии, расширять ассортимент, ориентироваться на запросы потребителей. Налицо были все минусы централизованной экономики: выполнение плана стало самоцелью, а реальные потребности населения не учитывались. Суть косыгинской реформы Была упразднена территориальная система управления народным хозяйством: исчезли хрущёвские Совнархозы, существовавшие с 1957 года. Было восстановлено отраслевое управление через соответствующие министерства. Предприятия получили более широкую самостоятельность: они смогли сами определять ассортимент продукции, договариваться с поставщиками и потребителями, материально поощрять работников. Резко сократилось число директивных плановых показателей с 30 до 9 , главным показателем становился объем реализованной продукции. Предприятия переводились на хозрасчет: начали учитываться их прибыль и рентабельность.

Частью прибыли предприятия могли распоряжаться на своё усмотрение: платить работникам премии, вкладывать деньги в производство, строить жильё для сотрудников и т. В сельском хозяйстве в 1,5—2 раза повышались закупочные цены, снимались запреты на приусадебные хозяйства, уменьшался подоходный налог. Восьмая пятилетка 1966-1970 годов была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Объем промышленного производства за пятилетку вырос в полтора раза. Открылись 1900 новых предприятий например, ВАЗ в Тольятти. Активно велось жилищное строительство.

Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства. Когда натуральные, Т. Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т. Более того - этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных З9Н. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства.

Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы. Сельское хозяйство подверглось реформированию согласно решениям мартовского и сентябрьского 1965 пленумов ЦК. Была предпринята попытка изменить механизм управления отраслью на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг. Поначалу принятые решения дали заметный эффект.

Однако эффект оказался непродолжительным. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования». Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться.

Почему не получилось переключения на факторы интенсификации? Основа интенсификации - технический прогресс. Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция. Научно-техническая революция - это переход к полностью автоматизированному производству и новым технологиям - плазменной, лазерной и т. Однако в техническом прогрессе нашей промышленности преобладали направления, которые не имели отношения к научно-технической революции: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Ведь промышленный переворот - это именно механизация, переход от ручного труда к машинам. Остались те работы, механизация которых удорожает производство. Например, в лесной промышленности механизация обрубки сучьев на лесосеках, последней ручной операции на заготовке леса, намного удорожает это производство.

Экономически неэффективно и другое преобладающее направление совершенствования традиционной техники без принципиальных изменений технологии, т. Дело в том, что возможности традиционной техники, техники преимущественно механической обработки материалов уже исчерпаны. Скорости металлорежущих, ткацких и других станков достигли потолка в 60-х гг. НТР действительно повышает производительность труда в десятки и сотни раз и поэтому намного повышает экономическую эффективность производства. Но это направление не стало преобладающим: много ли у нас полностью автоматизированных предприятий? Переход на рельсы научно-технической революции тормозит все та же административная система. Если завод выпускает металлорежущие станки, он может их совершенствовать, но не может перейти на выпуск принципиально новой техники, не соответствующей его специализации. В условиях рыночной экономики такой завод, вероятнее всего, прекратит существование, потому что его продукция в условиях НТР не найдет сбыта.

В условиях административной системы не принято было закрывать завод из-за подобной причины. И наш завод наряду с другими подобными продолжал насыщать промышленность морально устаревшей техникой, а распределительная система во главе с Госснабом обеспечивала сбыт, распределяя эту технику. Еще одна причина замедления темпов и падения экономической эффективности производства - истощение природных ресурсов. Наша страна богата природными ресурсами, но в экономически развитых районах запасы нефти, древесины подходят к концу. На Урале были. Теперь этих гор больше нет. Значительные запасы сырья остались в труднодоступных районах, а там, в неблагоприятных для жизни человека условиях, их добыча обходится намного дороже. Например, километр железной догори там стоит в 10 раз дороже, чем в европейской части страны.

Поэтому основные фонды промышленности росли быстрее, чем выпуск продукции, и падала фондоотдача - выпуск продукции на единицу основных производственных фондов. Только в 80-е гг. У нас до сих пор принято считать ведущими в промышленности профессии шахтера, нефтяника, сталевара, т. Между тем прогресс заключается в сокращении веса добывающих отраслей. У нас на душу населения добывается в 3,5 раза больше железной руды, чем в США, и выплавляется в 1,5 раза больше стали. Японский станок весит в среднем 800 кг, а наш - 2500 кг. Правда, добывающие отрасли и у нас развиваются замедленными темпами. Если общий объем промышленного производства с 1965 по 1990г.

Из позитивных моментов можно назвать облегчение налогового бремени. На протяжении всего периода правления Никиты Хрущёва размер сельскохозяйственного налога снижался несколько раз. Более того, малоимущие крестьяне получали многочисленные дотации со стороны государства.

При этом увеличивался размер закупок и их суммы. Через год после вступления в должность, в 1954 году, Никита Сергеевич предложил осваивать «целину». Под этим определением подразумевались пустующие земли Сибири, Поволжья, Урала и Казахстана.

Это решение стало одним из наиболее неудачных. На конец 1958 года 32 миллиона гектар пустующих земель были освоены за счёт привлечения комсомольцев и огромного количества техники. Однако климатические условия этих регионов и состояние плодородного почвенного слоя грунта были недостаточно хорошими.

Поэтому объём урожая с целины составил всего 18 млн тонн зерна. В то же время из-за того, что почти вся техника и рабочая сила была сосредоточена на целине, ранее использовавшиеся пахотные земли пришли в упадок. Ситуацию спас только необычайно богатый урожай.

Поэтому несмотря на отсутствие необходимого количества техники и рабочей силы со 107 мил гектаров старопахотной земли сняли 38 млн тонн урожая. Однако это был краткосрочный успех. Упадок пахотных земель и неудача с дальнейшим возделыванием целины вскоре принесли существенные убытки.

По расчётам экономистов, пахотные земли стали приносить на 30-40 млн. А так как объём урожая на целине не увеличивался, то потери в добыче зерновых культур стали колоссальными. Но самый сильный удар нанесла так называемая «кукурузная лихорадка».

После визита в США Хрущёв загорелся идеей выращивания «чудо-культур»: кукурузы, сахарной свёклы, гороха. Хрущёв с визитом в Америке По всей стране аграрные площади, ранее выделенные под посев зерновых, были засеяны кукурузой.

Ряд историков, политологов и социологов характеризовали надвигающийся мировой порядок, как систему международных отношений, при которых будет осуществляться эксплуатация отстающих стран странами-лидерами.

Грядущий порядок, по их мнению, приобретал черты технологического геноцида со всеми атрибутами этого процесса - размещением радиоактивных захоронений, высокотоксичных и грязных производств, широчайшей эксплуатации людских и природных ресурсов. Согласно их точке зрения, "новый мировой порядок", навязываемый Соединенными Штатами всему миру, - индустриальное рабовладение в совокупности с разработкой и производством новейших передовых технологий. После распада Советского Союза и окончания холодной войны международные отношения и мировая политика, высвободившиеся из жестких тисков биополярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными.

В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи, возникают новые оси и узлы противоречий, меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда, усиливаются национальные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы.

Президент издал указ о роспуске Верховного Совета. Авторами документа это рассматривалось как государственный переворот. Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР.

Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил , стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу.

В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором. Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания.

Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. Суть реформы 1965г Косыгина Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства.

Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность. Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР.

К главным пунктам экономической реформы можно отнести: Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства; Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства; Составлялась новая политика цен; На первый план выходила рентабельность и прибыль. Начало экономической реформы Косыгина Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена.

Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов.

Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует.

Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута. Итоги реформы Косыгина Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать.

Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам.

Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования усилением ответственности и материальной заинтересованности коллективов трудящихся в повышении эффективности производства. Реформу практически все исследователи связывают с именем А. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.

Реформа представляла собой комплекс мероприятий: 1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью — вместо совнархозов были созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

Сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9. Действующими оставались такие показатели, как: объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т.

Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. Предприятия получили свободу, и это создало их заинтересованность в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды которые предприятия создавали за счет прибыли , рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования.

Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия.

Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, сущность, итоги

Краткие выводы. В период 1950-1960-х годов в Советской России осуществляются две попытки проведения административных хозяйственных реформ: первая – хрущевские реформы 1953 – 1964 годов, вторая – экономическая реформа 1965 года. Сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее проблемной отраслью в СССР. Поэтому экономическая реформа 1965 года в Советском Союзе известна как «косыгинская», а в западных странах – «реформа Либермана». Реформы в сельском хозяйстве. Начало экономическим переменам положили реформы в агропромышленном комплексе.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

Реформа сельского хозяйства была начата в марте 1965 года. В её ходе планировалось решить социальные проблемы села, внедрить экономические стимулы к труду. В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959—1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. Реформы Хрущева в аграрной сфере были направлены на вывод сельского хозяйства из хронического кризиса предыдущих десятилетий. Ему удалось поднять уровень колхозно — совхозного производства в СССР благодаря вложению значительных средств. Тема работы: Экономическая реформа 1965 г., Косыгинская реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг. по предмету История. Размер: 50.94 КБ.

Реформы 1965 года в области сельского хозяйства

Предприятия получили большие права в области планирования, использования основных и оборотных фондов, капитального строительства, утверждения штатов. В пределах установленного норматива за предприятиями закреплялись оборотные средства. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана. Расширение хозяйственной самостоятельности проявлялось в увеличении доли прибыли, распределяемой предприятиями. Реформа предусматривала формирование за счет прибыли фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

Главные цели реформы: ускорение темпов роста экономики; увеличение её эффективности; повышение жизненного уровня населения. Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы. Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли. Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления: Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы — введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране. Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства: Госкомцен; Госснаб. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы — в течение восьмой пятилетки. Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями согласно пятилетнему плану было сокращено от тридцати до девяти.

Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли: сами определять ассортимент производимой продукции; оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья; по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства; заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства; определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли. Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 — 2 раза. При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы. Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства. Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней.

АПК - крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Начатые ранее процесс реорганизации колхозов в совхозы в первой половине 60-х годов возобновился с новой силой. В результате решений, принятых на Пленуме, около половины хозяйств, производящих зерновые, специализировались на производстве товарной продукции. Кроме того, были увеличены объёмы финансирования сельского хозяйства.

Если общий объем промышленного производства с 1965 по 1990г. Задачу экономии природных ресурсов необходимо решать в комплексе с охраной природной среды, что требует дополнительных затрат. Затраты увеличиваются не только потому, что очистные сооружения стоят дорого, но и потому, что приходится отказываться от дешевых технологий. Так, в лесной промышленности ликвидируется молевой сплав сплав бревнами , потому что такой сплав засоряет и отравляет реки. А молевой сплав был самым дешевым способом транспортировки древесины. К числу природных ресурсов относятся и человеческие. В 1981-1985 гг. Итак, темпы роста промышленного производства стали падать по мере сокращения экстенсивных факторов - истощения ресурсов и уменьшения рождаемости. Если прежде интенсификация могла рассматриваться лишь как оптимальный вариант развития, то теперь она стала единственной возможностью. Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской экономике. Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева поставило новое руководство страны с самого начала его правления перед необходимостью пересмотра аграрной политики. Первые предпринятые в этой области шаги многообещающими. Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности. Достаточно сослаться на два хронологически последовательных факта. Первый: 19 марта 1965г. Косыгин выступил с основным докладом на расширенном заседании Госплана СССР, когда состоял ось принципиальное обсуждение основных вопросов плана народнохозяйственного развития СССР на 1966-1970гг. Второй: также главным докладчиком А. Косыгин явился в сентябре 1965г. Оба факта довольно красноречивы. Несмотря на то, основываться только на них было бы недоступным упрощением. На какой стадии формационного развития находился Советский Союз, адекватна ли она объективным требованиям и тенденциям социально-экономического прогресса - о том в ту пору, к сожалению, не задумались. Вне всякого внимания оказалось также глубинное противоречие между народнохозяйственным расчетом и хозрасчетом предприятия. Пленуму цк КПСС. Оно и стало таким, выполнив отведенную ему роль. И уже по итогам его работы с исчерпывающей ясностью обозначился акцент не столько на устранение тенденции отсталости, сколько на "антикризисное управление". Устранение диспропорций и сведение баланса, обеспечение качества продукции и эффективности капиталовложений — таким вышел заключительный итог. В плане должно быть предусмотрено повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков строительства и ввода новых предприятий, более быстрое освоение новых мощностей, увеличение выпуска продукции с действующих основных фондов, лучшее размещение производства и совершенствование его организации, рациональное использование производства и совершенствование его организации, рациональное использование трудовых ресурсов страны, совершенствование структуры внешней торговли. Пленумом была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. Пленумом в своем решении был вынужден признать, что в последние годы «сельское хозяйство замедлило темпы своего развития. Медленно повышалась урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличилось также незначительно. Брежнев был активным сторонником капиталовложений в аграрный сектор, которые превысили пятую часть всех инвестиций. В результате в этом отношении сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав даже легкую промышленность. Резко усилил ось финансирование аграрного сектора. В 1966-1980 годах по официальным данным туда было направлено 383 млрд. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. Брежневская стратегия, консервирующая прежние структуры путем значительных финансовых инъекций в сельское хозяйство, не смогла решить его глубинной проблемы: отчуждение крестьянина от земли. Аграрная политика способствовала лишь росту затрат и расточительства. Система органов управления сельским хозяйством была упрощена: министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик были преобразованы в Министерства сельского хозяйства, территориальные производственные колхозно-совхозные управления были упразднены, восстановлены структурные подразделения исполкомов местных Советов, ответственные за сельскохозяйственное производство. Колхозам и совхозам ненадолго была предоставлена большая самостоятельность, совхозы предполагалось перевести на полный и хозрасчет. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954гг. Так, сравнивая косыгинскую реформу сельского хозяйства с хрущевской 1953г. Поначалу принятые решения по осуществлению реформы в сельском хозяйстве дали заметный эффект. Стоимость сельскохозяйственной продукции за восьмую пятилетку l966-1970гг. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970гг. Закупки зерна за рубежом выросли с 2,2 млн. Однако и огромный импорт не мог предотвратить быстрого ухудшения продовольственного положения в стране. С 70-х годов в разряд дефицита попали мясо, колбаса, в ряде районов и молочные продукты. И просчеты в управлении, так и объективная нехватка инвестиций, порожденная, в частности, нежеланием советского руководства повышать розничные цены на сельскохозяйственные продукты из-за опасения социальных протестов, несмотря на увеличение закупочных цен и стремительный рост себестоимости. Дальнейшее развитие аграрного производства, хотя и не покрывало потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Провал реформы 1965-1967гг. Тем самым допускают не только упрощение. Именуя ее "административно-командной", намеренно акцентируют внимание на форме, чтобы отвлечь от ее природы и содержания. Действительно, по своей экономической сути она являлась системой децентрализованного воспроизводства краткосрочной прибыли на базе обособленного предприятия. Сломана ли она?

Экономическая реформа 1965 года

Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 года на Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. Это связано с тем, что реорганизация сельского хозяйства велась по нескольким направлениям. Реформы Хрущёва в области сельского хозяйства начались с того, что он начал объединять частные хозяйства и небольшие колхозы в крупные совнархозы. В чем причины и суть "косыгинской реформы"?Галко Виктор Иванович, кандидат экономических наук, ректор Университета рабочих йста, помоги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий