Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г

Статья 13 Предоставление защиты, компенсации и поддержки. жертвам терроризма Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для защиты и поддержки жертв проявлений терроризма, имевших место на ее территории.

Особенности международного сотрудничества государств в области физической ядерной безопасности

Впервые на международном уровне вопрос о борьбе с терроризмом стал обсуждаться в 1934 году в Лиге Наций. Это было связано с убийством 9 октября 1934 года в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту[16]. Ниже приводится краткое описание 16 международных соглашений (13 основных конвенций и трех дополнительных протоколов) по борьбе с терроризмом. 3. Перспективы развития международного сотрудничества борьбы с актами ядерного терроризма согласно международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма от. 1. апреля 2005года.

Международная и национальная правовая база противодействия терроризму

Ассамблеи был учрежден специальный комитет для выработки, в. частности, международной конвенции о борьбе с актами ядерного. терроризма в целях дополнения соответствующих существующих. Стоит отметить, что разделение на международно-правовом уровне по-нятий ядерного и радиоактивного материала, которое впервые было закреп-лено Международной конвенцией о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., не замедлило сказаться на отечественной. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 24.02.88 г.). участники международного договора Российской Федерации. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. (статья 11).

Международное антитеррористическое законодательство

19. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. Договоры, заключенные в рамках Совета Европы. 1. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. принимая во внимание Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 года, будучи глубоко обеспокоены эскалацией по всему миру актов терроризма во всех его формах и проявлениях. ции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г., так и граждан государств, не являющихся участниками, а также лиц без гражданства. Пред-ставители последних двух категорий могут быть признаны субъектами. Стоит отметить, что разделение на международно-правовом уровне по-нятий ядерного и радиоактивного материала, которое впервые было закреп-лено Международной конвенцией о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., не замедлило сказаться на отечественной. – Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г.) – Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.). Впервые на международном уровне вопрос о борьбе с терроризмом стал обсуждаться в 1934 году в Лиге Наций. Это было связано с убийством 9 октября 1934 года в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту[16].

Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним

Целью документа является предотвращение терактов с использованием самодельных ядерных устройств. Согласно документу, преступлением является незаконное владение радиоактивным материалом или устройством с намерением причинить смерть или серьезные увечья, нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде, а также вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В конвенции детально прописан механизм сотрудничества государств по предотвращению актов ядерного терроризма. В то же время документ не охватывает полностью вопрос применения или угрозы применения ядерного оружия вооруженными силами государств.

Платежи принимаются только с номеров, оформленных на физ. Услуга доступна для абонентов Актив, Кселл и Билайн. Стоимость услуги - тенге с учетом комиссии.

Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства объявляет преступлением использование судна в качестве средства для совершения террористического акта; объявляет преступлением перевозку на борту судна различных материалов, когда известно, что они предназначены для использования с целью причинить или создать угрозу причинения смерти или серьезных увечий или ущерба для совершения террористического акта; объявляет преступлением перевозку на борту судна лиц, которые совершили террористический акт; и устанавливает процедуры для высадки на борт судна, которое считается совершившим преступление согласно Конвенции. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 года, касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформахустанавливает правовой режим, применимый к актам, направленным против стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, который сходен с режимами, установленными в области международной авиации. Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе применяет изменения к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, в отношении стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 годапредусматривает режим универсальной юрисдикции в отношении незаконного и преднамеренного использования взрывных или иных смертоносных устройств в пределах различных указанных мест общественного пользования или против них с намерением причинить смерть или серьезные увечья или значительные разрушения таких общественных мест. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года требует, чтобы участники предпринимали шаги, с тем чтобы воспрепятствовать и противодействовать финансированию террористов, независимо от того, осуществляется ли такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие, как незаконный оборот наркотиков и поставки оружия; обязывает государства привлекать тех, кто финансирует терроризм, к уголовной, гражданской или административной ответственности за такие деяния; и предусматривает выявление, блокирование и арест фондов, предназначенных для террористической деятельности, а также раздел с другими государствами конфискованных средств в каждом случае в отдельности. Банковская тайна более не является достаточным основанием для отказа в сотрудничестве. Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года охватывает широкий круг деяний и возможных целей, включая атомные электростанции и ядерные реакторы; охватывает угрозы или попытки совершить такие преступления или участвовать в них в качестве соучастника; предусматривает выдачу или преследование преступников; призывает государства сотрудничать в предотвращении террористических нападений посредством обмена информацией и оказания друг другу помощи в связи с уголовными расследованиями или процедурами выдачи; и предусматривает как кризисные ситуации оказание государствам помощи в урегулировании ситуации , так и посткризисные ситуации обеспечение безопасности ядерного материала через Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ.

Поделиться "О подписании Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма" Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 апреля 2005 года. Она является первым договором, принятым в ООН по инициативе России проект был внесен в 1997 году.

Путин первым подписал конвенцию о борьбе с ядерным терроризмом

ции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г., так и граждан государств, не являющихся участниками, а также лиц без гражданства. Пред-ставители последних двух категорий могут быть признаны субъектами. – так, в рамках особой универсальной международной организации — ООН, произошло принятие Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. [2], а также Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. [1]. Внешняя политика Международная безопасность Противодействие новым вызовам и угрозам. участников 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН поставил свою подпись под этим.

wblog.wiki

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята резолюцией N 59/290 генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) и др. Стоит отметить, что разделение на международно-правовом уровне по-нятий ядерного и радиоактивного материала, которое впервые было закреп-лено Международной конвенцией о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., не замедлило сказаться на отечественной. Хотя "Международная конвенция о пресечении актов ядерного терроризма" была одобрена консенсусом в Ассамблее, куда входит 191 страна, некоторые ее элементы подвергаются критике, в частности за то, что документ не касается действий вооруженных сил государств. участников 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН поставил свою подпись под этим.

"О подписании Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма"

По окончании любых разбирательств, связанных с преступлением, описываемым в статье 2, или раньше, если того требует международное право, после консультаций в частности об условиях возвращения и хранения с заинтересованными государствами-участниками любой радиоактивный материал, устройство или ядерный объект возвращаются государству-участнику, которому они принадлежат, государству-участнику, гражданином или жителем которого является физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем такого радиоактивного материала, устройства или объекта, либо государству-участнику, с территории которого они были похищены или иным образом незаконно получены. Если радиоактивные материалы, устройства или ядерные объекты, упомянутые в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не принадлежат ни одному из государств-участников либо гражданину или жителю государства-участника и не были похищены или иным образом незаконно получены с территории государства-участника или если ни одно из государств не желает получать такие предметы в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, то при условии соблюдения пункта 3 b настоящей статьи после консультаций между заинтересованными государствами и любыми соответствующими международными организациями принимается отдельное решение о том, как им распорядиться. Для целей пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи государство-участник, обладающее радиоактивным материалом, устройством или ядерным объектом, может просить о помощи и сотрудничестве другие государства-участники, в частности заинтересованные государства-участники, и любые соответствующие международные организации, в частности Международное агентство по атомной энергии. Государствам-участникам и соответствующим международным организациям рекомендуется оказывать помощь в соответствии с настоящим пунктом в максимально возможной степени. Государства-участники, занимающиеся тем, как распорядиться радиоактивным материалом, устройством или ядерным объектом или сохранить их в соответствии с настоящей статьей, информируют Генерального директора Международного агентства по атомной энергии о том, каким образом они распорядились таким предметом или сохранили его. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии препровождает эту информацию другим государствам-участникам. Если в связи с преступлением, описанным в статье 2, произошло распространение, то ничто в настоящей статье никоим образом не затрагивает нормы международного права, регулирующие ответственность за ядерный ущерб, или иные нормы международного права. Статья 19 Государство-участник, в котором предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщает в соответствии со своим национальным законодательством или применимыми процедурами об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет эту информацию другим государствам-участникам. Статья 20 Государства-участники проводят друг с другом непосредственно или через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и с помощью международных организаций, где это необходимо, консультации для обеспечения эффективного осуществления настоящей Конвенции. Статья 21 Государства-участники выполняют свои обязательства по настоящей Конвенции таким образом, чтобы это отвечало принципам суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципу невмешательства во внутренние дела других государств. Статья 22 Ничто в настоящей Конвенции не наделяет государство-участник правом осуществлять на территории другого государства-участника юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию властей этого другого государства-участника в соответствии с его национальным законодательством.

Статья 23 1. Любой спор между двумя или более государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров в течение разумного периода времени, передается по просьбе одного из них на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня обращения с просьбой об арбитраже стороны не смогут договориться о его организации, любая из этих сторон может передать спор в Международный Суд, обратившись с заявлением в соответствии со Статутом Суда. Каждое государство может при подписании, ратификации, принятии, утверждении настоящей Конвенции или присоединении к ней заявить о том, что оно не считает себя связанным положениями пункта 1 настоящей статьи. Другие государства-участники не будут связаны положениями пункта 1 в отношении любого государства-участника, сделавшего такую оговорку. Любое государство, сделавшее оговорку в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Статья 24 1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами с 14 сентября 2005 года по 31 декабря 2006 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты или документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Статья 25 1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать второй ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. Для каждого государства, которое ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. Статья 26 1.

Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 22 октября 2015 г. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера от 25 октября 2007 г.

Конвенция Совета Европы по контрафактной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения, от 28 октября 2011 г. Конвенция Совета Европы о манипуляции спортивных соревнований от 18 сентября 2014 г. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами от 25 марта 2015 г. Конвенция Совета Европы о правонарушениях в отношении культурных ценностей от 19 мая 2017 г. Договоры, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств Межгосударственные 1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 марта 1997 г. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.

Договор государств — участников СНГ о противодействии легализации отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 г. Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств — участников СНГ от 16 октября 2015 г. Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, от 11 октября 2017 г. Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г.

Государства-участники, занимающиеся тем, как распорядиться радиоактивным материалом, устройством или ядерным объектом или сохранить их в соответствии с настоящей статьей, информируют Генерального директора Международного агентства по атомной энергии о том, каким образом они распорядились таким предметом или сохранили его.

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии препровождает эту информацию другим государствам-участникам. Положения о правилах хранения и дальнейшего использовании, передачи, возврата изъятых у преступников ядерных материалов, устройств, ядерных объектов являются наиболее полными из ранее признанных международных договоров и соглашений. В этих положениях наиболее детально согласованы действия стран-участниц в случае изъятия ядерных предметов, что позволяет в случае отсутствия иных межгосударственных соглашений, основываться на положениях настоящей Конвенции для осуществления хранения, передачи и использования изъятых у преступников ядерных предметов, материалов. Если в связи с преступлением, описанным в настоящей Конвенции, произошло распространение, то ничто в настоящей статье никоим образом не затрагивает нормы международного права, регулирующие ответственность за ядерный ущерб, или иные нормы международного права. В случае совершения в каком-либо государстве-участнике акта ядерного терроризма, обвинения этой страны других стран участниц, в соответствии с положением, содержащимся в предыдущем абзаце, ничтожно.

Такое заключение даёт возможность избежать дестабилизация межгосударственных отношений в части борьбы с актами ядерного терроризма. Государство-участник, в котором предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщает в соответствии со своим национальным законодательством или применимыми процедурами об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет эту информацию другим государствам-участникам. Государства-участники проводят друг с другом непосредственно или через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и с помощью международных организаций, где это необходимо, консультации для обеспечения эффективного осуществления настоящей Конвенции. Исходя из положений Международной конвенции, депозитарием международных соглашений в вопросах противодействию актам проявления ядерного терроризма является Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций. Государства-участники выполняют свои обязательства по настоящей Конвенции таким образом, чтобы это отвечало принципам суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципу невмешательства во внутренние дела других государств.

Что является одним из основополагающих принципов международной деятельности. Ничто в настоящей Конвенции не наделяет государство-участник правом осуществлять на территории другого государства-участника юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию властей этого другого государства-участника в соответствии с его национальным законодательством. Таким образом, в настоящей Конвенции соблюдён принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Споры между двумя или более государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров в течение разумного периода времени, передается по просьбе одного из них на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня обращения с просьбой об арбитраже стороны не смогут договориться о его организации, любая из этих сторон может передать спор в Международный Суд, обратившись с заявлением в соответствии со Статутом Суда.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Государство-участник может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Предлагаемые поправки представляются депозитарию, который незамедлительно направляет их всем государствам-участникам. По получении просьбы большинства государств-участников о созыве конференции для рассмотрения предлагаемых поправок депозитарий приглашает все государства-участники принять участие в такой конференции, которая проводится не ранее чем через три месяца после направления приглашений.

Участники конференции делают все возможное для принятия поправок консенсусом. Если это оказывается невозможным, поправки принимаются большинством в две трети голосов всех государств-участников. Депозитарий незамедлительно рассылает любые принятые на конференции поправки всем государствам-членам. Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Изучив и проанализировав Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма можно сделать выводы о том, что этом международный акт больше детализирует и точнее отражает требуемый порядок действий каждой из стран-участниц в различных юридически смоделированных вариантах.

В то же время следует отметить, что данная Международная конвенция делает возможным осуществлять привилегированному государству, имеющему значительный политический вес по сравнению с другими государствами-участниками, действия, противоречащие принципам и задачам провозглашения настоящей Конвенции. Принятие каких-либо санкций за нарушения Конвенции не предусмотрено. Такое положение стран-участниц настоящего международного соглашения не может не повлиять на дальнейшее достаточно формальное соблюдение условий настоящего соглашения. Этот факт в конечном итоге, при развитии международных отношений по пессимистичному сценарию, скорее всего, может привести к завладению террористическими группами ядерными материалами, технологиями, объектами или устройствами. Принимая во внимание однобокость и необязательность отсутствие санкций за неисполнение выполнения положений Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 2005 года, наиболее оптимальным вариантом исправления создавшейся ситуации является внесение в Конвенцию соответствующих изменений с добавлением достаточно точно и однозначно описанных мер, возможных к применению в отношении государств-участников нарушивших те и или иные положения Конвенции.

Созданный в 60-70-х годах прошлого века режим ядерного нераспространения, по мнению многих, переживает небывалый кризис с неясными перспективами. К этой проблеме всё чаще обращаются лидеры государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия 1967 года. На сегодняшний день ДНЯО является важнейшим соглашением в сфере международной безопасности, к которому присоединились практически все государства мира, за исключением Индии, Пакистана и Израиля вызывающие постоянную международную озабоченность. В 2003 г. Несоблюдение этими странами международно-правовых норм в области ядерного нераспространения существенно ослабляет режим нераспространения ядерного оружия.

В центре внимания Конференций по рассмотрению действия ДНЯО неизменно стоит вопрос о выполнении ядерными государствами положений ст. Особое внимание было сосредоточено на том, чтобы существующие инициативы в области ядерного разоружения не оставались на бумаге, а трансформировались в практические договоренности, закрепленные юридически. Основным международным документом, призванным противодействовать нераспространению ядерного оружия Договор о нераспространении ядерного оружия 1967 г. Таким образом, по охвату он представляет собой наиболее всеобъемлющее соглашение по контролю над вооружениями. Договор делит государства-участников на две категории - ядерные и неядерные.

Все они одновременно являются постоянными членами Совета Безопасности Организации объединённых наций. Неядерные страны не имеют права на создание ядерного оружия. ДНЯО вступил в силу в 1970 г. В 1995 г. Сам по себе Договор не устанавливает механизма проверки его соблюдения, а также международного органа, осуществляющего мониторинг за его выполнением.

Такой мониторинг выполняется обзорными конференциями, созываемыми раз в пять лет. Последняя обзорная конференция состоялась в 2010 г. Как правило, обзорные конференции проводятся в Нью-Йорке в мае. В перерывах между ними, по решению конференции 1995 г. На практике функции проверки за соблюдением ДНЯО выполняет Международное агентство по атомной энергии.

После подписания ДНЯО МАГАТЭ заключило с неядерными государствами-участниками соглашения о гарантиях, в соответствии с которыми международные инспекторы получили право посещать объекты, задекларированные государствами-участниками как ядерные. Методология Агентства по усилению мер по обеспечению физической ядерной безопасности на крупных общественных мероприятиях направлена на преодоление единственных в своем роде проблем в области физической ядерной безопасности, которые возникают на таких общественных мероприятиях или совещаниях высокого уровня, путем оказания помощи в форме предоставления информации, оборудования обнаружения и подготовки кадров, а также содействия обмену знаниями и опытом между организациями-партнерами. В некоторых случаях может возникать потребность в модернизации системы обеспечения физической безопасности установок. Это открывало возможность для нарушения Договора, поскольку любое государство могло скрыть наличие у него инфраструктуры по созданию ядерного оружия, и проверить его МАГАТЭ не имело права. Вместе с тем даже такие ограниченные проверки позволили вскрыть некоторые факты незаконной деятельности.

Прежде всего, в начале 1990-х годов, в ходе инспекций, проведенных МАГАТЭ на северокорейских объектах, было выявлено осуществление Пхеньяном достаточно масштабной ядерной программы. Этот недостаток режима инспекций стал особенно очевиден ходе первой войны в зоне Персидского залива 1990-91 гг. Обнаружилось, что Ирак весьма активно выполнял тайную ядерную программу. В результате в 1996 г. Такие протоколы было предложено подписать всем государствам, в том числе и ядерным.

Для контроля за поставками опасных ядерных материалов государства-участники, располагающие ядерными технологиями, ещё в 1970-е гг. Кроме того, там рассматриваются и решения политического характера. В частности, в 1992 г. Группа ядерных поставщиков приняла решение о запрете на передачу любых ядерных технологий в том числе и мирного назначения в страны, не поставившие все свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ, естественно, за исключением пяти ядерных держав, входящих в ДНЯО. В последнее время оживились дискуссии о пересмотре или укреплении ряда положений ДНЯО.

Однако документ отражает тщательно выверенный глобальный баланс интересов и компромиссов между почти двумя сотнями стран мира. В этих условиях столь глобальное равновесие интересов может быть нарушено разрешения на внесение в него поправок и изменений. Скорее всего, такое разрешение повлечёт за собой такой поток предложений со стороны многих государств. Которые, подобно снежной лавине, могут заблокировать и сам действующий Договор. Много неясностей и противоречий в статье 4 Договора, признающей за всеми государствами-участниками право на мирное использование атомной энергии и обязывающей государства, располагающие ядерными технологиями, оказывать содействие в этом тем странам, которые такими технологиями не располагают.

Вместе с тем между мирной и военной ядерными программами имеется технологическое сходство. Что немаловажно, отработанное ядерное топливо реакторов АЭС является сырьем для получения другого оружейного материала - плутония. Для этого требуются дополнительные ресурсы и предприятия, но само наличие высокотехнологичного сырья для подобного производства представляет собой важный этап реализации возможной оружейной программы. В этих условиях производство оружейного урана и плутония, пригодного для изготовления ядерного взрывного устройства, становится лишь вопросом времени и политической воли. В Договоре отсутствует прямой запрет на создание национальных производств по обогащению урана и переработки отработанного ядерного топлива.

Этот документ делит страны мира на тех, кто имеет право обладания ядерным оружием ядерная "пятерка" , и на тех, кто такого права не имеет все остальные - более чем 180 стран. Фактически, по имеющимся данным, ядерным оружием в настоящее время обладают девять стран: США произвели первое ядерное испытание в 1945 г. Израиль официально не производил испытания ядерного оружия, однако, по оценкам экспертов, мог быть причастен к испытаниям, осуществлённым ЮАР на рубеже 1970-1980-х годов в районе острова Буве в южной части Атлантического океана. В период переговоров по заключению ДНЯО неядерные страны пошли на такое решение в обмен на два условия: во-первых, приобретение доступа к атомной энергетике и, во-вторых, обещание ядерных держав стремиться к ядерному разоружению статья 6. Пентагон занимается детализацией планов претворения в жизнь Соединенными Штатами требований Договора с Россией о СНВ, вступившего в силу 5 февраля этого года.

Администрация Обамы планирует сохранить все 14 стратегических подлодок класса "Огайо", но оставить на них не более 240 БР "Трайдент-2". Мы также намерены оставить в строю до 420 МБР "Минитмен-3", однако, каждая из них будет оснащена лишь 1 боеголовкой. Мы предполагаем сохранить до 60 бомбардировщиков Б-2 и Б-52, способных нести ядерное оружие" Другой сложной проблемой является придание ДНЯО универсального характера. Все эти страны являются ядерными, хотя это и не признается Договором, поскольку три из них произвели ядерные испытания уже после того, как документ вступил в силу, а Израиль вообще не признает но и не отвергает наличия у него ядерного оружия. КНДР в 2006 г.

В настоящее время Пхеньян приступает к реализации взятых на себя обязательств. Израиль официально высказывается в поддержку создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, включая ядерное, но лишь после достижения устойчивого мира в регионе. Принимая во внимание многовековое араба-израильское противостояние, условия, выдвинутые Израилем, не могут быть соблюдены в обозримом будущем. В отличие от Израиля, Индия и Пакистан готовы вернуться к безъядерному статусу только совместно с признанными ядерными державами. В настоящее время международное сообщество фактически смирилось с ядерным статусом Индии и Пакистана.

Санкции, введенные рядом стран против этих государств после проведения ими ядерных испытаний в 1997 г. Акцент делается на том, чтобы Дели и Исламабад не стали источниками распространения ядерных материалов и технологий. Они не входят ни в ГЯП, ни в Комитет Цангера и, следовательно, не имеют никаких обязательств по экспортному контролю. При этом особую опасность представляет Пакистан. Если Индия в одностороннем порядке создала эффективный национальный механизм экспортного контроля, то Пакистан, напротив, превратился в основной источник нелегальных поставок ядерных материалов и технологий.

Есть основания полагать, что эта сеть поставляла технологии и материалы для реализации ядерных программ КНДР, Ирана и Ливии. Таким образом, посредством различных мер давления и сотрудничества международное сообщество побуждает непризнанные ядерные государства добровольно принять на национальном уровне меры по эффективному контролю за экспортом ядерных материалов и технологий. Одновременно они вовлекаются в международные режимы, способные ограничить их ядерные потенциалы. Имеется целый ряд международно-правовых документов, дополняющих ДНЯО. Некоторые из них были подписаны еще до заключения этого Договора.

Данные документы запрещают или ограничивают развертывание ядерного оружия в отдельных географических зонах и пространственных средах, а также накладывают лимиты на отдельные виды оружейной ядерной деятельности. Международно-правовые документы дополняются добровольными мерами, принимаемыми государствами в одностороннем порядке. Существует четыре региональных договора о создании зон, свободных от ядерного оружия. Еще в конце 1950-х гг. Кроме того, безъядерной зоной объявила себя Монголия.

Ведется обсуждение создания такой зоны и в Центральной Азии, однако пока эта идея не реализована. Инициатива о создании безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе была отвергнута центрально-европейскими государствами. Они опасались, что создание такой зоны воспрепятствует их приему в НАТО. В результате формально свободным от ядерного оружия объявлено все Южное полушарие и небольшая часть Северного. Два документа запрещают развертывание ядерного оружия в двух природных средах - на морском дне и в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Но эти документы также не свободны от недостатков. Прежде всего, они не содержат режима проверки, что позволяет осуществлять там скрытное развертывание. В 1963 г. Другие ядерные державы не присоединились к этому договору. Тем не менее, все официальные ядерные державы пока добровольно воздерживаются от проведения ядерных испытаний: Россия, США и Великобритания - с конца 1980-х гг.

В рамках Конференции ООН по разоружению в Женеве ведутся многосторонние предварительные переговоры по заключению международной Конвенции о запрещении производства оружейных расщепляющихся материалов. Такая Конвенция стала бы дополнительным барьером на пути появления новых ядерных государств, а также ограничила бы материальную базу для наращивания ядерного потенциала стран, располагающих ядерным оружием. Однако эти переговоры зашли в тупик. Первоначально их блокировал Китай, требуя, чтобы США согласились на заключении договора о запрещении развертывания оружия в космосе. Затем Вашингтон объявил, что не видит смысла в таком договоре, поскольку, с его точки зрения, его соблюдение не поддается проверке.

Уникальность ДНЯО состоит и в том, что в нем изложено обязательство ядерных государств в отношении цели разоружения преамбула и ст. Важным шагом в этом направлении явился подписанный 8 апреля 2010 г. Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Очень важно после ратификации этого договора не останавливаться на достигнутом. На прошедшей Обзорной конференции 2010 г.

РФ поддерживает усилия государств по созданию зон, свободных от ядерного оружия на Ближнем Востоке, в Южной Азии и на Корейском полуострове. Заметно снизились намерения по увеличению ядерного потенциала в странах участниках. Вместе с тем, распространение научно-технических знаний позволяет развивать ядерные технологии и, пользуясь лазейками в Договоре, вплотную подойти к созданию ядерного оружия. Другая проблема - риск ядерного распространения среди негосударственных группировок, который действующий режим практически не регулирует. Только интенсивные усилия, направленные мировым сообществом на выработку новых решений, а также принятие механизмов обеспечения уже принятых ранее решений смогут создать достаточно прочный барьер распространению ядерного оружия.

Любые нарушения режима нераспространения, возникающие в различных сферах деятельности по созданию ядерного оружия, влекут за собой всегда серьезные политические осложнения нарушителю, так как сфера действия режима нераспространения находится в области международного права. Но международные обязательства по нераспространению эффективны только тогда, когда имеется адекватная система международной верификации ДНЯО. Несмотря на множество недостатков в применении ДНЯО, до настоящего времени он является наиболее основным работоспособным документом, на принципах которого строятся новые соглашения, обеспечивающие поддержание режима нераспространения ядерного оружия. С 1 июля 2009 года по 30 июня 2010 года в штаб МАГАТЭ поступили сообщения о 222 случаях; из них 120 случаев, согласно сообщениям, произошли в течение указанного периода, а оставшиеся 102 были сообщениями о предыдущих случаях. Они включали обнаружение ядерного материала или радиоактивных источников, утилизированных несанкционированными способами, обнаружение радиоактивно загрязненного материала, возвращение бесхозных источников и обнаружение ядерного материала или радиоактивных источников, находящихся на несанкционированном или незаявленном хранении.

В то же время из докладов МАГАТЭ следует, что с 1993-го по 2010 год было зафиксировано 827 случаев незаконного оборота радиоактивных субстанций. По меньшей мере, 224 были связаны с материалами, пригодными для создания ядерного оружия. При столь массовом хищении ядерных материалов, в том числе пригодных для создания ядерного оружия, главенствующую роль в международной деятельности по нераспространению ядерного оружия приобретает работа государственных и международных правоохранительных органов, деятельность спецслужб государств-участников ДНЯО по выявлению мест нахождения похищенных ядерных материалов и их своевременному изъятию из преступного оборота. В этих целях необходимы создание новых международных соглашений, могущих предоставить соответствующие полномочия для наиболее оперативной деятельности силовых структур на международном пространстве. Наиболее важное значение принимает и заключение дополнительных международных соглашений по борьбе с терроризмом, в том числе ядерным.

Так, Российской Федерацией 7 августа 2000 г. Российская Федерация присоединилась к 120 государствам и 26 апреля 2004 г. Таким образом, деятельность Российской Федерации в области борьбы с терроризмом является наиболее успешной, обеспечивающей должный режим антитеррористической работы.

Конвенция является первым универсальным договором, направленным на предотвращение террористических актов с использованием оружия массового поражения. В Конвенции предусмотрен механизм сотрудничества государств в области предотвращения актов ядерного терроризма, а также обмена информацией, относящейся к выявлению, предотвращению, пресечению и расследованию преступлений, определенных Конвенцией, при сохранении конфиденциальности полученной информации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий