О каком качестве публичного выступления говорит цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности!

Ораторская речь согласно Цицерону

Ораторское мастерство Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства.
каким словарем можно воспользоваться чтобы узнать род существительных провизор протеже Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей.

каким словарем можно воспользоваться чтобы узнать род существительных провизор протеже

Начиная с 2000 г. Ежедневно каждый человек видит около 1500 логотипов 1 и торговых марок 2 расположенных на упаковке товаров 3 на самих товарах в рекламе 4 или на элемента фирменного стиля. В научном стиле местоимение «мы» имеет обобщенное 1 и неопределенное значение 2 поскольку в научной речи 3 по выражению А. Пешковского 4 «личное прячется 5 под выработанные в языке обобщительные формы». Для выдачи кредитов многие продают валюту 1 открывают короткие позиции 2 что повышает валютные риски финансовой системы 3 имеющие значительный характер в случае девальвации 4 или падения курса. Ораторика подразделяется на... В Древнем Риме риторика - это... Новый подъем интереса к риторике отмечается...

К социально-политическому красноречию НЕ относится... Время расцвета риторики в России... Риторика зародилась К судебному красноречию НЕ относится... К академическому красноречию НЕ относится... Современная риторика - это... Укажите слово, в котором ударение поставлено НЕправильно. Укажите слово, в котором ударение поставлено правильно.

В каком ряду во всех словах ударение проставлено верно? Что означает фразеологическое сочетание идти ва-банк В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Каждое отдельное правило 1 заложенное в экспертную систему 2 может быть 3 очень простым 4 но все вместе они позволяют распутывать 5 сложнейшие ситуации В предложении Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. Я верю, что так и будет. Верю в мудрость и здравый смысл нашего великого народа. Верю, что народ проголосует на выборах: За власть народа! За честь и достоинство Российской державы!

За закон и порядок! Какие элементы НЕ включает типовое резюме? Какой тип аргумента представлен в тексте: «Эффективность, действенность любой речи достигается прежде всего ее содержательностью. Как писал Цицерон, «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета, если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то ее словесное выражение представляется пустой болтовнёй» К судебному красноречию НЕ относится… Расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче — это … Укажите предложение, в котором допущена ошибка в выборе падежной формы. К логическим аргументам НЕ относятся Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Стилистической ошибкой НЕ считается Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите словосочетание с нарушением норм согласования. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основныхК бытовому красноречию НЕ относится… К социально-политическому красноречию НЕ относится… Ссылка на мнение, настроение, чувства слушателей; стремление привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов — это… Какая речь имеет целью вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании слушающих значение происходящего, а также содержит в себе прямой призыв к чувствам? Не относится к жанрам собственно-научного подстиля: Какое устойчивое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле?

Укажите цель следующего выступления: «Товарищи депутаты! Если не изменится отношение государства к своему флоту, то, возможно, в ближайшее время мы окажемся в полной зависимости у иностранных судовладельцев. А это приведет к большим валютным потерям. Сообщу для справки…» Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая книги о Леонардода Винчи и глядя на его картины Правила образования форм слова — это… Укажите цель следующего выступления. Несомненно, право иметь такой прекрасный музей ветераны завоевали кровью и жизнями погибших товарищей. Сегодня ветераны полярных конвоев мечтают о том, что в 55-м юбилейном году Победы над фашизмом совершат поход по боевому пути полярных конвоев. А готовить корабль-музей к этому славному походу надо начинать уже сегодня!

Античный риторический канон выделял … этапа ов подготовки и произнесения речи: Рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения — это … В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Манипуляция 1 как психическое воздействие не только побуждает человека 2 находящегося под таким воздействием 3 делать то 4 чего желают другие 5 оно заставляет его хотеть это сделать Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Для нормальной и достойной человека жизни в России есть все: умный трудолюбивый народ, огромные ресурсы, благожелательные соседи по мировому сообществу. Нет только одного — честной и ответственной перед народом власти. Мы идем, чтобы остановить распад, вывести страну из кризиса и проводить реформы в интересах большинства. Укажите имя собственное, которое склоняется Укажите правильный способ оформления слова заявление в документе. Укажите правильный вариант библиографического описания книги двух авторов.

Укажите правильный способ оформления слова заявление в документе. В каком ряду во всех словах согласные перед звуком [Э] произносятся твердо? Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется Укажите пример с ошибкой в образовании формы повелительного наклонения. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите цель следующего выступления. Дорогие друзья! Хочу без долгих вступлений поздравить вас с самым любимым праздником. Праздником, когда все мы вспоминаем прошедший год, в котором, конечно, было всякое, счастье и разочарование, радости и потери.

У каждого из нас они свои, и мы будем помнить о них. В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? Укажите предложение, в котором нарушены нормы согласования. На каком этапе античного риторического канона предлагалось структурировать материал, связывать детали, готовить комментарии: В книге Аристотеля «Риторика» рассмотрены виды речей: Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Ниже приводится начало речи. Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется. Коммуникативное качество речи, состоящее в отсутствии в ней нелитературных слов, узких профессионализмов, канцеляризмов, - это Укажите правильный вариант библиографического описания книги одного автора. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Живой ум 1 видящий в единичном проявление всеобщего 2 находящий в хаосе фактов железную логику закономерностей развития 3 и 4 обладающий способностью к теоретическому мышлению 5 всегда привлекает внимание. Укажите словосочетание с нарушением норм согласования. Во вступлении оратор НЕ должен… К какому стилю относится данный текст? Выберите правильный вариант начала текста заявления Ораторика НЕ включает в себя В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется А? Укажите, какой жанр НЕ относится к научному стилю. Определите правильную последовательность этапов подготовки выступления. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Решая сложное тестовое задание Данный ниже отрывок является частью … Предметом исследования данной работы является образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников.

Объектом исследования стали учащиеся 8-11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется О? Ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки — это… Укажите значение слова утилитарный. В каком ряду перечислены сведения, которые должно содержать резюме? Грамматические нормы — это… В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Таким образом 1 язык является средством общения 2 средством выражения 3 средством сохранения 4 и передачи опыта из поколения в поколение. В каком слове на месте сочетания букв ЧН не произносится [ШН]?

Обязательный элемент официального документа — это Какой фразеологизм НЕ употребляется в книжном стиле? В каком ряду во всех словах ударение поставлено Неверно? Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой предлог НЕ используются в официально-деловом стиле? Укажите лексическое значение слова карт-бланш Какая композиционная часть выступления представлена в данном отрывке речи Г. Плеханова: «Многоуважаемые слушатели и слушательницы! Вы сделали лестное для меня предложениечитать вам лекции по политической экономии. К сожалению, различные работы отнимали у меня до сих пор всё время, так что лишь теперь, покончивши с ними, я смогу исполнить ваше желание»?

Какой жанр НЕ относится к научному стилю? Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. Какое устойчивое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле? Речевая избыточность имеется в предложении: К какому жанру относится данный текст? В целях расширения спектра образовательной деятельности вуза, в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой на рынке интеллектуальных услуг и во исполнение Постановления Ученого сове6та университета от 28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениидолжны стоять запятые? В античном мире риторика 1 как наука убеждать 2 играла огромную роль 3 открывая для овладевших ею путь к общественной деятельности 4 и высокому положению в обществе.

Какой троп НЕ использован во фразе: Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя. Голованов В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная? Укажите правильный вариант библиографического описания статьи. Переводя текст, Укажите ряд, в котором перечислены все части автобиографии. Что означает фразеологическое словосочетание коломенская верста? Укажите словосочетание с нарушением норм согласования Укажите ряд, в котором перечислены все части введения дипломной работы К какому стилю относится данный текст? К сожалению, нами не получены Ваши предложения по дальнейшему сотрудничеству, что затрудняет нашу подготовку к переговорам.

Просим сообщит ориентировочный объем оборота между нашими предприятиям и на ближайшие три года. Характерной чертой делового письма НЕ является Укажите цель следующего выступления. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызывать это заболевание. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы. Таким образом 1 коэффициент наполнения определяет массу свежего заряда 2 поступившего в цилиндр 3 а следовательно 4 и количество топлива 5 которое может сгореть.

Укажите правильный вариант последовательности библиографического описания книги. Заглавие Б. ФИО автора В. Количество страниц Г. Год издания Д. Издательство Е. Место издания В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, вы ее не любите … у каждого свой вкус. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть ты виноват» К бытовому красноречию относится: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 16 лет юный философ уехал в Рим для обучения римскому праву. Его выдающиеся способности к красноречию начали проявляться сразу, и оратор стал постигать ораторское искусство, которое давалось юноше с легкостью. Постепенно Марк Тулий приобрел славу величайшего оратора Рима. Первое выступление перед широкой аудиторией состоялось в 81 году до н. После выступления оратор направился в Афины для сохранения своей жизни и подробного изучения философии и риторики. После смерти римского диктатора философ вернулся в Рим и начал свои выступления на судебных процессах в качестве защитника подсудимых. В 63 году до н. Цицерона выбирают консулом, его влияние и деятельность на данной должности достигли небывалых высот, но многие граждане начали относиться к политическому деятелю с неприязнью, так как он был склонен к само хвалению. В 44 году убивают Цезаря, и великий философ решил попытаться вернуться в более широкую политику. На выборах противостояли друг другу наследник могущественного Цезаря Октавиан и Марк Антоний. Цицерон поддерживал Октавиана, видя в нем более легкую жертву для влияния, поэтому все его речи были направлены против Марка Антония. Соперник был разбит и к власти пришел наследник Цезаря. В декабре 43 года до н.

В своем трактате Цицерон выражает сожаление по поводу того, что среди всех наук и искусств, у красноречия меньше всего представителей. По его мнению, овладеть этим искусством очень сложно, так как оно рождается из многих знаний и умений. Также, по его словам, оратор должен иметь хорошее образование, обладать чувством юмора и остроумием, знать всю историю древности, законы и гражданские права. Кроме того, у оратора должна быть великолепная память, иначе все его достоинства пропадут даром. Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства. В качестве доказательства он заявляет, что в Греции красноречие формируется последним, лишь ко времени появления Перикла и софистов.

Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. Конечно, нам тоже хотелось бы услышать побольше и о науке, которую ты нам обрисовал так бегло, хоть мы с нею и сами знакомы. Однако многие упражняют при этом только голос и силу своих легких, да и то без толку; они учатся болтать языком и с удовольствием предаются такой болтовне. Но справедливо говорится и то, что порченая речь развивается порченой речью и даже очень легко. Это — как можно больше писать. Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия; и это говорится недаром. Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Все это недоступно человеку, который не посвящал себя подолгу и помногу письменным занятиям, хотя бы он и упражнялся с величайшим усердием в речах без подготовки. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному; а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Что же касается, упражнений для развития голоса, дыхания, телодвижений и наконец языка, то для «их нужны не столько правила науки, сколько труд. Вот я и вывалил перед вами все, что думаю; и, пожалуй, вцепись вы в любого гражданина среди любой компании, вы услышали бы от него на ваши расспросы точно то же самое. Хотя присутствующие сознавали, что на предложенную тему высказано довольно, тем не менее им казалось, что он отделался от своей задачи гораздо скорее, чем бы им хотелось. Наконец, заговорил Сцевола: — Ну, что же, Котта? Что вы молчите? Таким образом, я не могу сказать, что его богатства мне неизвестны, «о и не могу сказать, что я видел их и знаю их. Ведь если бы они, как ты говоришь, были скрыты от глаз, а тебе очень бы хотелось их видеть, то ты не задумался бы попросить хозяина, особенно если он тебе не чужой, вынести их и показать тебе. Но ты, Сцевола, окажи нам такую милость: устрой так, чтобы Красе рассказал для нас попространнее и поподробнее все, что было в его речи таким сжатым и скомканным. К тому же, с виду твоя постройка получается и больше и лучше, чем я ожидал, и мне это нравится. Ведь и я их знаю куда хуже, чем настоящие преподаватели, да если бы и лучше знал, все равно они не таковы, чтобы ты склонял к ним свою мудрость и свой слух. Я знал, что все эти знания и сведения входят в круг твоей учености, но мне никогда не приходилось видеть таких богатых средств на вооружении у оратора. Да разве ты можешь признавать за ораторов таких болтунов, как те, которых Сцевола со смехом и с досадой должен был терпеливо выслушивать в течение многих часов, вместо того, чтобы пойти поиграть в мяч? Да зачем далеко ходить? Разве не то же было на этих днях, когда я сидел на трибунале городского претора Кв. Он не раз повторял брату своему Публию Сцеволе, что тот. А что уж и говорить о знаменитом Марке Ка-тоне? Красноречие в нем было такое, выше которого в то время нашем отечестве ничего быть не могло, и вместе с тем разве не был он величайшим знатоком гражданского права? Но вот всем остальным я без малейшего колебания готов вынести обвинительный приговор: во-первых, за леность, во-вторых, за бесстыдство. Право, скорее тот, кто того и гляди опрокинет лодчонку в гавани, управится с кораблем Аргонавтов в Эвксинском море. Воин воротился домой и начал искать отцовское наследство законным порядком, как сын, устраненный от наследства по завещанию; дело было представлено центумвирам. Разве в этой тяжбе не пришлось ораторам говорить обо всем семейном и родовом праве? Разве по поводу этой тяжбы защитник не разбирал и не разъяснял перед судом право покровительства, как оно ни темно и ни мало известно? А недавний случай, когда я сам защищал перед выделенным судьей дело Гая Сергия Ораты против самого нашего друга Антония? Разве вся моя защита не опиралась на закон как таковой? Дело в том, что Марк Марий Гратидиан продал Орате дом и не упомянул при этом в купчей, что некоторая часть этого дома допускает лишь условное владение. При продаже дома Луцию Фуфию он упомянул в купчей «освещение такое, с каким продано». И вот, как только началась стройка в какой-то части города, которая едва была видна из этого дома, Фуфий сейчас же предъявил иск к Букулею на том основании, что заграждение любой частички неба, на каком бы то ни было расстоянии, гуже означает перемену освещения. Ну, а знаменитая тяжба Мания Курия и Марка Колония, разбиравшаяся недавно у центумвиров? Не ссылались ли мы оба в течение всего этого дела и на авторитет толкователей, и на примеры сходных случаев, и на виды завещательных формул? Не находились ли мы оба в самых недрах гражданского права? Вследствие общего негодования, возбужденного Нумантий-ским договором, священный посол по определению сената выдал его нумантийцам, а они его не приняли. А свобода? А происшествие, случившееся на памяти наших родителей с одним отцом семейства, прибывшим из Испании в Рим? Оставив свою беременную жену в провинции, он женился в Риме на другой, но первой не послал отказа; он умер без завещания, а между тем от обеих родилось по сыну. Разве спор здесь шел о безделице? До сих пор я говорил о бесстыдстве; теперь выскажем порицание также нерадивости и лености. Но это не так. Клянусь бессмертными богами, я не решился бы этого сказать в присутствии Сцеволы, если бы он сам не твердил постоянно, что нет науки более легкой для изучения, нежели гражданское право. Правда, большинство считает иначе. Но на то есть свои причины. Во-первых, в прежние времена те, в чьих руках находилось знание этого предмета, старались держать его в тайне, чтобы сохранить и усилить свое могущество; во-вторых, и после того, как право уже стало известным, благодаря Гнею Флавию, впервые обнародовавшему исковые формулы, не нашлось никого, кто бы составил из них стройный и упорядоченный свод. Это объясняется тем, что ни один предмет не может быть возведен на степень науки, если знаток предмета, задумавший это сделать, не владеет теми общими началами, которые только и позволяют из донаучных сведений построить науку. Вид есть подразделение рода, к которому он относится. Перед ними мне достаточно высказать свою мысль вкратце. В самом деле, чувствует ли кто влечение к тем ученым занятиям, которые ввел у нас Элий, — он найдет как во всем гражданском праве вообще, так и в книгах понтификов и в XII таблицах в частности, многообразную картину нашей древности, потому что тут и слова звучат седой стариной, и дела отчасти бросают свет на нравы и обычаи предков. И если нам должным образом дорога наша родина, любовь к которой врождена в нас с такою силою, что мудрейший муж Итаку свою, точно гнездышко прилепленную к зубчикам ее скал, предпочитал бессмертию, — какою же тогда любовью должны мы пламенеть к такой родине, которая, единственная из всех стран, есть обитель доблести, власти и достоинства! Первым делом нам следует изучить ее дух, обычаи и порядки; как и потому, что это есть родина, общая наша мать, так и потому, что одна и та же великая мудрость проявляется и в ее могучей власти, и в ее правовых установлениях. По этой причине, Сцевола, я и сказал, что всем, которые желают стать совершенными ораторами, необходимо знание гражданского права. Кому же неизвестно, какой почет, доверие и уважение окружали у нас тех, кто обладал этим знанием? А для того, чтобы ваша старость была окружена вниманием и почетом, какое средство может быть лучше толкования права? Помогаю им И, вразумляя, подаю советы я, Чтоб дел неясных не решали наобум. Я сделал только; то, что вы желали; я решился указать источники, откуда черпать ораторские средства, и указать пути к ним; в проводники я не гожусь, да оно и слишком трудно и ненужно, а берусь лишь растолковать и попросту, как водится, пальцем показать нужную дорогу. Слишком уж кратко и бегло сказал ты, Красе, о той самой науке, которую, по твоим же словам, ты почел за нужное изучить. Если ты расскажешь об этом поподробнее, то сбудутся все наши долгие и «етерпеливые ожидания. Красноречие и политика. Вот кого я называю оратором; а кроме того, я желаю, чтобы он обладал и голосом, и выразительностью, и некоторым остроумием. Скавр — далеко не посредственный оратор, однако во всех важных делах он блещет больше здравым смыслом, чем искусною речью. Способности эти сильно одна от другой отличаются, и между ними нет ни малейшей связи: Марк Катон, Публий Африкан, Квинт Метелл и Гай Лелий все были отличными ораторами, но о мощи своих речей они заботились инауе, чем о мощи своего отечества. Ведь ни природой ни законом, ни обычаем не запрещено одному человеку знать несколько наук.

10 правил Цицерона

это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Аргументы публичного выступления должны быть взяты из: сферы деятельности слушателей Передача выступающим информации широкой аудитории – это: публичное выступление Автором трактата «Правила. В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике. Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным».

Что написал Цицерон в трактате «Об ораторе»

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона. В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Марк Тулий Цицерон известен своими ораторскими речами во всем мире, его интересный подход к публичным выступлениям покорял слушателей. Философ обладал редким даром красноречия.

itexts.net

Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства. В качестве доказательства он заявляет, что в Греции красноречие формируется последним, лишь ко времени появления Перикла и софистов. В конце своего трактата «Брут» Цицерон рассказывает о том, как он обучался ораторскому искусству, о своем первом выступлении в качестве оратора. Также он выражает сожаление о том, что из-за гражданской войны Брут не смог прославиться как оратор. Себя автор сравнивает с путником, запоздавшим выступить в дорогу, которого ночь республики застигла прежде, чем он успел достичь конца пути. Также в трактате содержится много советов начинающим ораторам.

Все это изложено мною в более кратком виде, чем этого требовала тема, но для моей ближайшей цели и сказанного достаточно. Мы установили, что идеал один; теперь спрашивается, где его искать. Отвечаю: в том красноречии, которое процветало некогда в Афинах. Но в том-то и дело, что аттические ораторы знакомы людям гораздо более по своей славе, чем по своей силе: отсутствие у них недостатков замечено многими, многочисленность же достоинств — мало кем. Под недостатками мы разумеем: по отношению к мысли — логическую превратность, отсутствие связи с делом, недостаточную меткость, привкус пошлости; по отношению к словам — испорченность, вульгарность, несвойственность, жесткость, чрезмерную изысканность. Сила vis — примерно соответствует нашему выражению «раскрытие таланта». Цицерон имеет в виду, что афинских ораторов Аттика — область вокруг Афин все ценят за безупречность речи как образец хорошего стиля речи или письма, но при этом мало кто понимает, в чем их особый талант. Привкус пошлости — буквально: «некоторая пресность», отсутствие остроумия, однообразие без требуемой иронии и шуток, скучное и претенциозное изложение. Чрезмерную изысканность — буквально: «слишком долгую обработку», отсутствие некоторой небрежности считалось дурным вкусом. Этого, разумеется, избегли как аттики, так и их последователи; если вся заслуга только в этом и состоит, то пусть они считают себя и здоровыми, и крепкими, но лишь в свойственной каждому ученику палестры мере: он может прохаживаться по колоннадам гимнастических зал, но не состязаться из-за олимпийского венца. Мы же будем подражать — если хватит сил — тем, которые, будучи свободны от недостатков, не довольствуются добрым здоровьем, но стремятся приобрести силы, выпуклые мышцы, обилие крови, приятный цвет кожи; если же не хватит, то все же скорее безукоризненно здоровым, какими были все аттики, чем болезненно тучным, каковых во множестве произвела Азия. Палестра — в Древней Греции спортивная школа, площадка для профессиональных спортивных занятий. Колоннада, или портик ксист — необходимая часть гимнастического зала, крытая часть сооружения, предназначенная для упражнений в плохую погоду. Обилие крови — античность не знала кровообращения, поэтому обилие крови сангвинизм отождествлялось с энергичностью. Образ ленивой и потому толстеющей Азии в очередной раз доказывает склонность Цицерона к грубым шуткам, примеры которых приводит Плутарх в своем «Жизнеописании Цицерона». Имея в виду эту вторую цель, мы — если мы только ее достигнем, что не так-то легко, — будем подражателями Лисия и специально его простоты дело в том, что и он во многих местах говорит возвышенно; но, так как он большею частью писал речи частного характера, да и те для других ораторов, и притом о маловажных делах, то он производит впечатление писателя сухого, нарочно изощрившего свой талант в области мелких процессов. Лисий ок. Его речи, направленные на скорейшее убеждение судей, действительно лишены украшений, довольно сухи и фактичны. Цицерон говорит, что речи Лисия посвящены частным вопросам, отдельным юридическим случаям и поэтому он сух, как скромная пища, лишен привлекательного изобилия разных фигур речи. Человек, достигший этой цели — но только этой и поэтому не способный при всем желании говорить «обильно» — может называть себя оратором, но только из разряда меньших, так как великому оратору необходимо владеть высоким стилем, если встретится соответственное дело. Обилие — термин риторики, означающий умение рассматривать множество тем, сопоставлять разные предметы, ссылаться на множество фактов, в противовес тому, как судебная речь сосредоточена только на слушаемом деле. Сопоставления при этом бывали неожиданными, и получался высокий стиль: способный вскружить голову, заставляющий почувствовать масштаб происходящего, меняющий отношение слушателей сразу ко многим вещам. Так-то Демосфен, несомненно, сумеет говорить простым стилем, Лисий же возвышенным — не всегда. Если же мои противники воображают, что было уместно — в то время как форум и все окружающие форум храмы кишели солдатами, — говорить за Милона точно так же, как если бы я вел частное дело перед единоличным судьей, то они к ораторскому искусству прилагают мерило собственного таланта, а не самого предмета. Цицероновская речь в защиту Милона была посвящена вооруженному политическому конфликту, и в ней мы находим множество признаков высокого стиля: частое употребление превосходной степени, неожиданные сравнения и метафоры, вроде «опаленный» в значении «переживший пожар», приведение скандальных фактов, восклицания, упреки и призывы. Скандальные расследования тоже относились к высокому стилю, так как изумляли всех присутствующих и производили на них неотразимое впечатление. Они между тем усердно распространяют мнение, одни — что именно они-то и говорят по-аттически, другие — что из наших так никто не говорит. С первыми я спорить не буду: им достаточно ответил их собственный опыт, состоящий в том, что они или не приглашаются в поверенные, или, будучи приглашены, вызывают насмешки именно насмешки, а не смех: смех — примета аттического красноречия. Смех — «аттическая соль», понимался не как высмеивание, а как умение вызвать смех, неожиданный для самих слушателей. Аттическое красноречие должно было воздействовать не столько на воображение, сколько на привычные чувства, — и поэтому неожиданный для самого смеющегося смех как бы встряхивал его чувства, становился приправой к ним как соль. Что же касается тех, которые оспаривают мою прикосновенность к аттическому стилю, сами не выдавая себя за ораторов, — то, если они обладают чуткостью уха и тонкостью суждения, их можно привлечь в качестве критиков на тех условиях, на каких при оценке картины привлекают также и тех, которые, не будучи живописцами, умеют, однако, здраво судить о живописи. Здраво — в оригинале буквально: «с некоторой находчивостью»; имеется в виду умение зрителей понимать не только что изображено, но и как изображено, как устроено само ремесло. Цицерон говорит о способности слушателей, не учившихся ораторскому мастерству, познавать существенные особенности аттического стиля. Если же все их знание состоит в их неспособности поддаваться обаянию речи и им поэтому не нравится высокий и роскошный слог, то пусть они так и говорят, что они требуют от оратора лишь тонкости и гладкости рассуждения и не признают величавой и прекрасной речи. Но пусть они перестанут называть ораторов тонких единственными представителями аттического, т. Гладкость — в риторике не столько ровное изложение, сколько отсутствие украшений, привлекающих внимание и мешающих сосредоточиться на теме слушателям, у которых плохо развиты воображение и эмпатия, которые не умеют «поддаваться обаянию речи». Но и помимо того: если нам предстоит выбор между речью только удовлетворительной и речью, возбуждающей кроме удовлетворения еще и восторг, — может ли наш ответ быть сомнительным? Это касается уже не вопроса об аттическом, а вопроса об идеальном красноречии. А так как лучшие из греческих ораторов были афинские, их же глава несомненно, Демосфен, то отсюда следует, что тот, кто воспроизведет стиль Демосфена, будет заодно и самым аттическим и наилучшим оратором. Но тут я боюсь, что если я выполню то, чего ты хочешь, и обрисую такого оратора, какого ты ищешь, этим я ослаблю усилие многих, кто в бессилии отчаянья откажется посягать на то, чего не надеется достигнуть. Образ species — обычный для Цицерона перевод греческого слова «идея», внешний вид, образец. Здесь приобретает еще оттенок «замысел», «проект», в отличие от «облика» figura, перевод греческого слова «схема» , что можно было бы понять и как «конструкцию» речи, и как производимое ей «впечатление». Тем самым в начале трактата поставлен вопрос, что лучший замысел непременно получит — и должен получить — лучшее воплощение, причем о замысле говорить несколько проще, чем о воплощении. Но по справедливости, на все должны посягать все те, в ком есть желание прийти к цели великой и достойной великих усилий. А у кого не хватит природных данных или силы выдающегося дарования или кто будет недостаточно просвещен изучением великих наук, пусть и он идет по тому пути, по какому сможет, ибо если стремиться стать первым, то не позорно быть и вторым и третьим. Дарование ingenium — врожденные способности, например сообразительность или хорошее воображение, в отличие от природных данных, таких как громкий голос или легкость движений. Великие науки — так Цицерон называет риторику, потому что она требует долгого времени движения к совершенству и немалого опыта политической или судебной деятельности. Ведь и среди поэтов есть место не одному Гомеру, если говорить о греках, и не одному Архилоху, или Софоклу, или Пиндару, но и вторым после них, и даже тем, кто ниже вторых. Так же и в философии величие Платона не помешало писать Аристотелю, и сам Аристотель своими поистине дивными знаниями и плодовитостью не угасил усердия остальных. Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Философия способна обращать ум к самым высоким мыслям, а изобразительные искусства — показать недостижимую, ни с чем не сравнимую красоту. Впрочем, создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был. Ведь я не доискиваюсь, кто это был, а исследую, каково должно быть то непревзойденное совершенство, которое редко или даже никогда не встречалось мне в речи выдержанным с начала до конца, но то и дело просвечивало то тут, то там, у иных чаще, у иных, быть может, реже, но везде одно и то же. Однако я утверждаю, что и ни в каком другом роде нет ничего столь прекрасного, что не уступало бы той высшей красоте, подобием которой является всякая иная, как слепок является подобием лица. Ее невозможно уловить зрением, слухом или иным чувством, и мы постигаем ее лишь размышлением и разумом. Так, мы можем представить себе изваяния прекраснее Фидиевых, хотя не видели в этом роде ничего совершеннее, и картины прекраснее тех, какие я называл. Так и сам художник, изображая Юпитера или Минерву, не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию. Слепок — посмертная маска, положенная в храме и знаменовавшая для родственников обожествление умершего. Фидий ок. Далее имеется в виду его статуя Зевса в Олимпии, признанная в античности одним из чудес света, и его статуя Афины Поборницы в Парфеноне, так же как и статуя Зевса, полностью покрытая золотом и слоновой костью. Цицерон доказывает, опираясь как раз на понимание «идеи» как «замысла», что высшая красота неизъяснима и непостигаема, поскольку представляет собой ту ценность и тот восторг, выше которого мы ничего не можем помыслить.

По крайней мере, если меня не обманывает предчувствие и доверие к дарованиям наших земляков, я не теряю надежды, что со временем явится кто-нибудь, у кого и пылкого рвения, и досуга, и зрелых способностей к ученью, и настойчивого трудолюбия будет больше, нежели есть и было у нас, и что если при этом он будет прилежно слушать, читать и писать, то из него выйдет тот самый оратор, какого мы ищем, то есть человек, которого по праву можно назвать не только речистым, но и красноречивым. Именно таков, по моему мнению, наш Красе; но если кто найдется столь же даровитый, но слушавший, читавший и писавший больше, чем он, то такой человек сможет прибавить еще крупицу к его достоинствам. Когда мы шли сюда, нам казалось приятным уже и то, что вы будете говорить хотя бы даже о посторонних предметах, потому что мы все-таки надеялись почерпнуть из вашей беседы что-нибудь достойное замечания. Но, чтобы вы стали обсуждать чуть ли не самую глубинную сущность этой науки, этого искусства, этого уменья, — о такой удаче мы не смели и мечтать. Дело в том, что я с ранних лет чувствовал к вам обоим искреннее влечение, а к Крассу даже любовь; от него я не отходил ни на шаг, но тем не менее я никогда не мог выманить у него ни слова о сущности и силе красноречия, хотя я и сам с ним заговаривал, и не раз пытал счастья при посредстве Друза. А я и вправду всегда уклонялся от всякой беседы в этом роде и отказывал самым настойчивым твоим желаниям и просьбам, как ты сам только что сказал. Да разве я когда-нибудь, по-вашему, заботился или хоть думал о таких пустяках? Разве, напротив, я не смеялся всегда над бесстыдством тех, которые, усевшись в школе перед толпою слушателей, приглашают заявить, не имеет ли кто предложить какой-нибудь вопрос? Если бы я только предполагал, что ты, Котта, или ты, Сульпиций, хотите выслушать подобную речь, то я привел бы сюда какого-нибудь грека, чтобы он забавлял вас такими рассуждениями. Причем тут перипатетики? Качества оратора и их формирование. А уж твое веское мнение, Сцевола, для меня и вовсе закон. Итак, я отвечаю. Прежде всего: науки красноречия, на мой взгляд, вовсе не существует, а если и существует, то очень скудная; и все ученые препирательства об этом есть лишь спор о словах. Я только попрошу вас, чтобы мы не выносили за порог моих дурачеств. Ведь даже когда я обхаживал народ, домогаясь должности, то во время рукопожатий всегда просил Сцеволу не смотреть на меня: мне нужно дурачиться, — говорил я ему дурачиться — это значит льстиво просить, потому что тут без дурачества не добьешься успеха , — а именно при нем менее, чем перед кем-либо другим, я расположен дурачиться. И вот его-то и поставила теперь судьба свидетелем и зрителем моих дурачеств. Не научной подготовки, а как раз природного дарования недоставало тем самым составителям учебников, О которых здесь только что говорил Антоний. Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение — обильным, запоминание — верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или рассшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы. Я не хочу сказать, что наука вовсе не способна несколько обтесать того или другого оратора: я отлично знаю, что при помощи ученья можно и хорошие качества улучшить, и посредственные кое-как отладить и выправить. Но есть люди, у которых или язык так неповоротлив, или голос так фальшив, или выражение лица и телодвижения так нескладны и грубы, что никакие способности и знания не помогут им попасть в число ораторов. Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего. Но так как предмет нашего исследования — оратор, каков он должен быть, то в разговоре нашем мы должны воображать себе оратора, свободного от всех недостатков и увенчанного всеми достоинствами. Таким образом и в области тех наук и искусств, которые и служат не пользе, всем необходимой, а, так сказать, свободному услаждению души, мы оказываемся чрезвычайно строгими и чуть ли не привередливыми судьями. Ибо нет таких тяжб или споров, которые заставили бы зрителей терпеть на театре дурных актеров, как на форуме терпят слушатели неудовлетворительных ораторов. Поэтому внимание и заботы оратора должны быть направлены не к тому, чтобы удовлетворить тех, кого удовлетворить необходимо, а чтобы заслужить удивление тех, кто может судить свободно и не заинтересованно. Кстати сказать, у меня есть одна мысль, которую я всегда скрывал, считая это за лучшее; но в кружке близких людей я могу, если хотите, высказать ее с полной откровенностью. Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то, на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. Ибо чтобы не навлечь упреков в наглости, мы должны не стыдиться недостойных поступков, а попросту не совершать их. Антоний сказал: — Я тоже часто замечал это, Красе, и на тебе и на других знаменитых ораторах, хоть никто из них, по-моему, не сравнится с тобою. Это так, все вы волнуетесь при начале речи. И вот какие я нашел тому две причины. Тем более строгому суду подвергаемся мы, ораторы; и сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается этот суд. Дело в том, что для усвоения всякого иного ремесла достаточно быть таким, как все люди, то есть уметь уловить умом и сохранить в памяти то, Что тебе говорят, или то, что тебе вдалбливают, если ты глуп. И впрямь, ничто так не бросается в глаза и не остается так упрямо в памяти, как именно то, что было нам неприятно. Так вот, давайте попробуем мерить достоинства оратора с тою же строгостью, что и этот актер! Но ведь кто к красноречию неспособен, кто в нем слаб, кому оно вовсе не к лицу, того, я думаю, лучше уж, по совету Аполлония, отстранить от этого занятия и направить на такое, к которому он больше пригоден. В вас обоих я замечаю великое дарование и - усердие, а у тебя, Сульпиций, вдобавок к этому — несравненные внешние данные, о которых я и так, может быть, говорю больше, чем принято у греков. Право, мне не доводилось, кажется, слышать никого, кто своими телодвижениями, обликом и видом более соответствовал бы своему призванию и обладал бы более звучным и приятным голосом. Однако и те, кого природа наделила этими преимуществами в меньшей мере, все-таки могут научиться владеть своими силами умело, умеренно и главное — уместно. Именно об уместности следует Заботиться больше всего, и как раз тут-то давать правила оказывается делом совсем не легким: нелегким не только для меня, так как я-то говорю об этих предметах, как любой первый встречный гражданин, но и для самого Росция, от которого я часто слышу, что главное в искусстве — это уместность, но что ее-то как раз и нельзя передать в преподавании. Ты говоришь, что природными данными мы не слишком обижены; так что же, по-твоему, еще для нас необходимо? Красе улыбнулся. Без этого в жизни нельзя дойти вообще ни до чего великого, а тем более, до того, к чему ты стремишься. Но уж вас-то, очевидно, нет нужды поощрять в этом отношении; напротив, вы так ко мне пристаете, что страсть ваша мне даже кажется чрезмерною. Однако, разумеется, никакое рвение не поможет достичь цели, если при этом неизвестны пути и средства к ее достижению. Ну что ж! Скорее уж, напротив, такой разговор тебя только разочарует. Ведь в том, что я вам сообщу, не будет заключаться никакой премудрости, ничего достойного ваших ожиданий, ничего, что было бы неслыханно для вас или для кого-нибудь ново. Начинал я, конечно, с того, что, как подобает человеку свободному по происхождению и воспитанию, проходил общеизвестные и избитые правила. В обоих случаях предмет спорный непременно заключается в одном из вопросов: совершилось ли данное событие? Если совершилось, то каково оно? И наконец: под какое оно подходит определение? К этому некоторые прибавляют: законно ли оно? Спорные пункты возникают также из толкования письменного документа; здесь возможны или двусмысленность, или противоречие, или же несогласие между буквой и смыслом; для каждого из этих случаев определен особенный способ доказательств. Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. Конечно, нам тоже хотелось бы услышать побольше и о науке, которую ты нам обрисовал так бегло, хоть мы с нею и сами знакомы. Однако многие упражняют при этом только голос и силу своих легких, да и то без толку; они учатся болтать языком и с удовольствием предаются такой болтовне. Но справедливо говорится и то, что порченая речь развивается порченой речью и даже очень легко. Это — как можно больше писать. Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия; и это говорится недаром. Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Все это недоступно человеку, который не посвящал себя подолгу и помногу письменным занятиям, хотя бы он и упражнялся с величайшим усердием в речах без подготовки. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному; а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Что же касается, упражнений для развития голоса, дыхания, телодвижений и наконец языка, то для «их нужны не столько правила науки, сколько труд. Вот я и вывалил перед вами все, что думаю; и, пожалуй, вцепись вы в любого гражданина среди любой компании, вы услышали бы от него на ваши расспросы точно то же самое.

За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Определите троп в судебной речи А. Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»:? Определите риторическую фигуру в речи С. Андреевского: «Вы, вероятно, ожидали встретить холодного, резкого, наглого, ужасного человека с зверским выражением лица: этот бледный, грустный, робкий — даже добродушный мальчик, смиренно ожидающий участи, совсем не годится в герои прочитанного сегодня обвинительного акта»?

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве

Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным». О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей. Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике.

Риторика: Практикум

Сам выбор темы уже становится аргументом в пользу ритора. Тема обычно подсказывается ситуацией общения и жанром речи. В то же время выбор темы — вопрос творческий. Длительное отступление от темы вызывает раздражение. Мастерство ритора состоит в варьировании темами и смысловых переходах, неожиданных для слушателей и активизирующих их внимание. Определив тему, ритор готовит утверждение или решает, что он может сказать по данной теме, то есть переходит от темы к некоторому положению, которое всегда есть сопряжение идей. Помысл требует примышления, то есть соединения с последующей мыслью. Примышление развивает возникшую идею.

Утверждение, оформленная мысль называется тезисом. Цель аргументации — убеждение и достижение согласия с аудиторией. Способы аргументации могут быть исчислены. Теоретический опыт создания содержания речи включает две области описания: систему общих мест топосов и способы риторической аргументации. Вопрос о том, что первично: технология или вдохновение — видимо, решается диалектическим противоречием. Необходимо и знание технологии создания речи, и вдохновенное творческое усилие. Когда В.

Белинский или К. Когда П. Плетнев, друг А. Гроту о том, что он «не знает ничего лучше сухой и педантичной книги Н. Белинского и филолога-новатора К. Развитие содержания речи, как намечено выше, происходит с опорой на общие места, или источники изобретения. Михальской [Михальская 1996].

Причем А. Наиболее полно разработка теории изобретения дана у А. Волкова [Волков 2001].

Как балисты пускают камни и прочие предметы тем сильнее, чем больше напряжения и силы вложено в толчок, так и голос, бег, удар становятся тем сильнее, чем больше в них напряжения. Раз уж такова сила напряжения, что стон от боли может послужить укреплению души — будем этим пользоваться [... Почувствуй себя бегуном на длинную дистанцию, будь вынослив, распредели силы, чтобы тебя хватило для решительного завершения забега — заключительной речи перед судьями, уже изрядно уставшими от процесса». Объяснял, что судебные заседания проходят в похожих условиях; говорил, что главное для судей не содержание речи адвоката, а то, как он её произносит. Предлагал говорить длинные фразы на одном дыхании и ровно, не повышая голос и не понижая.

Мне тоже пришлось применять его метод, чтобы исправить собственные дефекты. Ведь это у Демосфена, говорят, было такое рвение и такая работоспособность, что он первым делом преодолел упорным трудом и старанием свои прирожденные недостатки; будучи настолько косноязычен, что не мог произнести первую букву названья своей науки, он добился путем упражнений того, что по общему приговору никто не говорил более чисто; 261 затем, так как у него было слишком короткое дыхание, он научился говорить, не переводя духа, и достиг таких успехов, что, как видно из его сочинений, порой в одном речевом периоде заключались у него по два повышения и понижения голоса; к тому же, как известно, он приучил себя, вложив в рот камешки, произносить во весь голос и не переводя дыхания много стихов подряд, и при этом не стоял на месте, но прохаживался и всходил по крутому подъему». Поэтому в качестве подсказок ораторы использовали мраморные колонны форума. Каждая колонна символизировала одну тему и связанные с ней идеи. Если верить рассказам современных экскурсоводов по Риму, ораторы переходили от колонны к колонне, то есть от темы к теме, используя их как визуальные подсказки. Достигнуть этого нам помогут упражнения, переходящие в навык, а именно: во-первых, подбор похожих слов, в которых лишь изменены падежные окончания или видовое значение заменено родовым, и, во-вторых, обозначение целой мысли одним словом-образом, самый вид которого будет соответствовать его месту в пространстве, как это бывает у искусных живописцев. Указанную схему, в основном, использует и Цицерон. Судебная речь должна - — ознакомить слушателей с фактическим составом дела; — оценить изложенные факты и сделать из них выводы при этом выступающий первым обвинитель должен изложить сами факты, давая им оценку не в пользу обвиняемого и требуя осуждения последнего; поэтому защитник имеет право еще раз повторить рассказ о произошедшем конфликте и осветить его со своей точки зрения, приведя аргументы в пользу подзащитного ; — после этого защитник должен систематически опровергать доказательства обвинителя».

Их сбивает с толку слышанное ими изречение , что речь развивается речью». Преимущество декламации как формы обучения оратора было в том, что темы могли предлагать слушатели, а значит, оратор учился быстро готовить речь и разрабатывать любую тему по существующим правилам и образцам. Цицерон объясняет, как он перешел от декламаций, репетирующих участие в судебных процессах, к строго философским декламациям: многие его друзья задавались философскими вопросами, тревожившими их при приближении смерти больше, чем юридические».

Определите языковое средство в судебной речи Н. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала». Определите риторическую фигуру: «Тут было не исступление ума, не логическое заблуждение больного мозга, тут было нечто большее. Гораздо большее!.. Тут было исступление самой основы души..

О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: «..

А так как мы только что установили разделение, что одни желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний -- низкого, высокого и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза -ее выражение.

Отметьте неверные высказывания литературный язык высшая форма

Цицерон.Катилинарии.: anastasi_l — LiveJournal Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Риторика 9 страница Аргументы публичного выступления должны быть взяты из: сферы деятельности слушателей Передача выступающим информации широкой аудитории – это: публичное выступление Автором трактата «Правила.
Аллюзия это речевая ошибка новое слово трансформация устойчивого выражения 66850. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
Какая ошибка в предложении это дешевле чем пареная репа 3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной.

Понятие о педагогической риторике

Одной из центральных тем в произведениях Цицерона является искусство красноречия, мощь и искусство которого, по его мнению, «в том должны проявляться чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей». Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве

РИТОРИКА ответы на тесты - Форум студентов МТИ мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся -- трогательности.
5 простых советов Цицерона, как говорить красиво и убедительно. Желательно, чтобы публичная речь Была логичной Была эмоциональной Содержала в себе элементы обратной связи. Какая должна быть реакция оратора на несправедливую, по его мнению, критику Такую критику следует не заметить и спокойно продолжать выступление.
Из истории риторики Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан.
Подготовка публичного выступления Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан.

Из истории риторики

Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства. Среди многочисленных правил риторики можно выделить три наиболее существенных: тезис, формула Цицерона, план и эпистема. Кратко рассмотрим каждое из них. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство – не пустое краснобайство. 66850. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? В диалоге «Об ораторе» он дает подробную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии (II, 216-289). Очень возможно, что Цицерон был первым теоретиком риторики, включившим обстоятельную трактовку этого вопроса в общую работу по риторике. глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий