Общественно политические учения первой половины 16 в башкин

Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. лмидьсдпи учения первой половины xvi идеи ермолая ересь матвея башкина феодосия косого. определение. еретические движения века представляют собой форму. В первой половине XVI века Волоколамская обитель в судебном отношении подчинялась вел. князю или его дворецкому, о чем. лмидьсдпи учения первой половины xvi идеи ермолая ересь матвея башкина феодосия косого. определение. еретические движения века представляют собой форму.

Ереси матвея башкина и феодосия косого кратко

Учение Башкина, с державшее элементы рационализма, в то же время проповедовало преимущества свободного труда и необходимость освободить закабаленных холопов. 9 февраля 2017 года К 500-летию Реформации в России: о ереси Матвея Башкина и Феодосия д, к.и.н. Озеров Юрий Владимирович. Позднее, в Новоозере, за пропаганду «Нового учения», в 1553 г. был привлечен к уголовной ответственности по делу Матвея Башкина. 16 в. братья Фёдор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском у.; ок. 1550 их имена вошли в число избранной тысячи дворян, определённых царём Иваном IV Васильевичем Грозным к «испомещению» под Москвой.

Вы точно человек?

Артемий со своими единомышленниками был осужден собором в 1554 году и послан для заключения в Соловки. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого взгляда. История России с древнейших времен. История России. История русского искусства с древнейших времен. История русского искусства.

Мильгунов и Н. Репринтное издания 1914 г. Новиков Н.

Сатирические журналы Н. Новикова; Новиков Н. Бергман Г. Новиков 1744—1818. Сатирические журналы 1769— 1774 Н. Новиков жизнь и деятельность. Гордость века Н. Новиков и московские мартинисты.

Новиков — издатель журналов 1769—1785 гг. Книгоиздательская деятельность Н. Новикова и типографские компании. Издательская деятельность Н. Народные заступники — Радищев и Новиков. Прокопович Феофан. Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные. Феофан Прокопович и его время.

Маслин и др. Феофан Прокопович как писатель. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. Социологические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. Посошков И. Книга о скудности и богатстве. Зайцева Л. Первый русский экономист и писатель Иван Тихонович Посошков.

Политико-правовые взгляды И. Радищев А. Избранные философские и общественно-политические произведения. Полное собр. Баркалов В. Барнаул, 2004; Бильбасов В. История Екатерины II. Екатерина Вторая и ее дипломатия.

Козельский Я. Демичева В. К биографии Я. Ломоносов М. Азаренко Е. Мировоззрение М. Философские взгляды М. I; Крашенинникова В.

Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. Сборник статей и материалов. Вопросы государства и права в трудах М. Перечислите основные факторы, которые позволили Москве стать политическим центром Руси. Как московские князья обосновывали легитимность права на великокняжескую власть? В чем заключается сущностное различие между нестяжателями и стяжателями в вопросе политического устройства России? В чем заключается особенность мистический смысл самодержавной власти в представлении Ивана IV Грозного?

Нестяжательская концепция государственности. Концепция государственности стяжателей. Политические взгляды Нила Сорского. Политические взгляды Максима Грека. Политические взгляды Ивана Пересветова. Иосиф Волоцкий и идеология абсолютизма. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский о государстве и церкви. Социально-политические взгляды Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Базкаевич К. Восточная Европа под властью монгольских завоевателей. Византия и Русь в начале ХIV в. Некоторые аспекты отношений; Белякова Е. К истории учреждения автокефалии Русской церкви. Иван III. Иван Калита. Идеологическая борьба в русской публицистике.

Власть московских государей. Северо — Восточная Русь в эпоху раннего средневековья. Соборное уложение 1649 г. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья. Пересветов и его современники. Витязь на распутье. Феодальная война в России XVв.

Стати по философии русской истории и культуры. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. Власть и собственность в средневековой Руси. Сюжеты и символы Московского царства.

История и современность. Тайны русской веры: от язычества к империи. Третий Рим. Очерки политической истории Русского государства 30—50-х гг. XVI в. Россия в XVI столетии - М. XIII век. Бегунов Ю.

Восточная Европа и упадок Золотой Орды. Золотая Орда и её падение. Власова В. Ростов - на - Дону: Феникс,2004. Дашкова, Суворов, Воронцовы, Сперанский. Челябинск, 1995; Краснобаев Б. Десницкий С. Бак И.

Барнаул, 1994; Баркалов О. Десницкий, И. Смит, Дж. Миллер, С. Общественно-политические взгляды С. Десницкий — первый русский профессор права. Политические и правовые взгляды С. Отдел экономики и права.

Сочинения: В 12-ти т. Материалы международной научно-практической конференции. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. Русские просветители 1790—1800. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Общественное движение при Александре I. Общественное движение в России 1700—1895.

В 2-х ч. Идеалы русской интеллигенции. Очерки истории социально-политической мысли России ХIX века. Грань веков. Политическая борьба в России. Дашкова Е. Герцена и Н. Записки княгини Е.

Репринтное издание. Монголо — татарское нашествие на Русь. Избранные труды. Житие Сергея Радонежского. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Падение Перуна. Церковь и светская власть в эпоху Куликовской битвы.

Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. Яса Чингисхана и уложение Монгольской династии. Грех и святость русских. Вышегородцев В. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. К вопросу об идеологии Нила Сорского. Новые открытия.

Патрикеев В. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Ковалевский М. Московская политическая литература XVI в. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Литературное наследие Максима Грека. Об Александре Македонском.

В трех частях. Андропополус М. Сцены из жизни Максима Грека. Древнерусское учение о пределах царской власти. Максим Грек в России. Опыт и история русской публицистики ХVI в. Замалев А. Отечественные мыслители позднего средневековья.

Общественно-политические взгляды Федора Карпова. Послание митрополиту Даниилу Федора Карпова. Истины показания к воспрошавшим о новом учении. Послание многословное. Исаев И. Корецкий В. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. Зиновий, инок Отенский и его богословско-политические и церковно-учительские произведения.

Пересветов И. Зимин А. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины ХVI в. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Сильвестр Исследования. Зимин Я. Курбский А. История о Великом князе Московском.

Гаврюшин Н. Научное наследие А. Т18; Скрынников Р. Как Ф. Прокопович обосновывал абсолютизм, ссылаясь на теорию общественного договора? Перечислите основные принципы этатистской концепции общества И. Какие доводы в пользу единовластие использовал В. Укажите аргументы, к которым прибегнул М.

Ломоносов, опровергая идею о варяжском происхождении древнерусского государства? Почему многие исследователи причисляют Екатерину II к родоначальникам российского либерализма? В чем заключается принципиальное различие в понимании сущности и цели учения о разделении властей между С. Десницким и Ш. Как С. Десницкий сочетал институты государственной централизации управления и местного самоуправления? Почему Д. И, Фонвизин считал, что свобода и собственность взаимообусловлены?

В чем заключается радикализм А. Был ли А. Радищев республиканцем? Политическая доктрина Феофана Прокоповича. Феофан Прокопович о самодержавии. Татищев о политической истории России. Историко-политические взгляды М. Социально-политические взгляды Е.

Консерватизм Н. Козельский и С. Десницкий о политической науке. Политическая философия Я. Политико-правовое учение С. Десницкий о разделении властей. Политические взгляды Д. Социально-политические взгляды Н.

Политические взгляды А. Возникновение общества и государства. Основная проблематика. Государь и нация. Образ государя, его права и обязанности. Нравственные качества государя. Правота и кроткость. Вольность и собственность.

Политическая вольность. Его литературное наследие. Общее и особенное в идейном содержании сочинений, написанных до ссылки и после нее. Методология социально-политических взглядов. Место и роль критического метода. Радикализм и либерализм. Отношение к российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества.

Пути преобразования России. Происхождение государства. Социальнополитический идеал. Республика или конституционная монархия. Роль законов. Нравы и обычаи. Гражданин и общество. Свобода и несвобода в истории общества.

Свобода и собственность. Справедливость и равенство. Образ гражданина как сына отечества. Политическое развитие общества и политическая мысль, ее особенности. Формирование политической доктрины абсолютизма Петра I, ее основные черты. Политическая мысль в постпетровский период. Попытка ограничения абсолютизма. Либерально-эволюционистская политическая мысль 1.

Просвещение и либерализм. Политический радикализм и просвещение 1. Его критический метод. Просвещение и масонство. Радищев и последующее развитие политической мысли. Историография об историческом значении его теоретического значения. Послание Иосифа Волоцкого. IX; Золотухина Н.

Очерки по истории русской отечественной мысли. Первая треть ХVI в. Клибанов А. Сборник сочинений ЕрмолаяЕразма. Русская публицистика XVI века. Гольберг А. ХХIХ, Л. Третий Рим: очерки истории развития русского мессианизма.

Святые Древней Руси. Христологические споры в России сер. XVI в. История русской церкви. Святители и власти. Главы 2, 3. Исследователи единодушно отмечают, что формирование политико-правовых ориентиров единого Русского государства было неразрывно связано с переосмыслением религиозных идей и принципов. Причем особое значение в этом процессе приобрели сюжеты истории раннего античного христианства.

В изменившейся общественно-политической ситуации, связанной с завершением консолидации русских земель в единое государство, возникает потребность в обосновании процесса объединения под властью Москвы и статуса великокняжеской власти.

Ересь Башкина открылась таким образом. К попу Симеону в 1553 году пришел на дух на исповедь — прим. Все эти речи и вопросы его показались попу Симеону «недоуменными»; духовник доложил о них Сильвестру, а Сильвестр самому царю. Башкина схватили и подвергли допросам, из которых выяснилось, что он еретик и что ересь его составилась отчасти из старых элементов жидовствующей ереси, отчасти из новых, протестантских; учителем его был аптекарь Матфей из Литвы и другой литвин Андрей Хотеев. Сущность новой ереси состояла в том, что она не признавала божества Сына Божия и равенства Его с Богом Отцом, Евхаристию считала простым хлебом и вином, иконы называла идолами, отрицала таинство покаяния, утверждая, что как только перестанет человек грешить, так и без священника уже нет ему греха, отрицала отеческие писания, жития святых, постановления соборов, иконопочитание и всю церковную обрядность.

Единомышленники Башкина, которых он выдал на допросах, повторяли в преувеличенном виде слова Максима о неприличии вотчинного владения для монастырей, о дурной жизни духовенства, бездушной обрядности народного благочестия и проч. Уважая Максима, они единодушно вооружались против «Просветителя» Иосифа. На допросах Башкин проговорился, что его учение похваливали белозерские старцы.

Час истины. Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой

Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Матвей Семёнович Башкин XVI век — представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства. Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам. Также Башкин заявил о неравенстве Иисуса Христа с Богом-Отцом и Святым духом, подверг сомнению ряд евангельских и апостольских истин, усомнился в необходимости храмов и икон. Данное учение, по словам самого Башкина, он перенял от двух «латынников», то есть лютеран. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру.

Эта легенда приводилась уже польскими авторами Я. Длугошем и Кромером. Авторы раннего Средневековья независимо друг от друга отмечали и легенду о том, что знаменитый славянский город Волин был основан Юлием Цезарем отсюда он иногда именуется Юлином. Спиридон опирался на реально существовавшие в Литве легенды как на глубокие генеалогические связи заселявшее юго-восточное побережье Балтики население появилось на территории Литвы в конце II тысячелетия до н. Собственное творчество Спиридона заключалось лишь в соединении ряда преданий в единую цепь и подчинение их идее знатного происхождения русского правящего дома и обоснованию его права на все исконно русские земли. Таково содержание «Послания Спиридона-Саввы», послужившее затем фактической основой для создания «Сказания о князьях владимирских». Некоторые переделки были осуществлены лишь для того, чтобы, по выражению Р. Дмитриевой, придать материалу «большую документальность и историчность». Идеи «Сказания о князьях владимирских» скоро завоевали первенствующее положение в московских официальных документах. В середине XVI в. В качестве конкретизации этих идей составлялась грандиозная «Степенная книга». Мысль о знатном происхождении рода московских князей заслонила туманные рассуждения о божественных предначертаниях, которыми прельщали правителей деятели церкви, хотя и к наставлениям последних князья и цари, конечно, прислушивались. Однако представленная в «Сказании о князьях владимирских» версия родословной литовских князей в Москве оказалась неприемлемой. Причиной тому был тот факт, что из рода литовских князей происходила Елена Глинская — мать Ивана Грозного. Поэтому в «Родословцы» попадает иная версия, более благоприятная для Гедиминовичей. Таким образом «Послания» Филофея и Спиридона отражают два взгляда на роль Руси в системе мировых государств, а также на место великокняжеской власти в социально-политической структуре страны. Оба взгляда выросли на почве разных течений «иосифлянство» и «нестяжательство» внутри церкви, пришедших в столкновение в конце XV — начале XVI в. Открытое столкновение «нестяжателей» и «иосифлян» произошло в 10 — 20-е гг. XVI в. С большой степенью вероятности можно предполагать, что он был активным сторонником феодальной группировки, которая стремилась возвести на великокняжеский стол Дмитрия-внука, отстранив рвавшихся к власти Софью и ее сына Василия. Группа эта была тесно связана с умеренным крылом еретиков, которые искали возможности освобождения от византийской ортодоксии. На определенном этапе это направление поддерживалось и Иваном III, который, конечно, не вдумывался в богословские тонкости, а просчитывал вполне земные целесообразности. Но, как было сказано, твердых убеждений великий князь не имел и легко предавал тех, кому вроде бы убежденно доверял. Вассиан Патрикеев в результате оказался насильственно пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, где скоро установил связи с Нилом Сорским. Даже будучи монахом, Вассиан не утратил темперамента политического борца. По сути дела, именно Вассиан придал «нестяжательству» политический характер. В своем сочинении «Собрание некоего старца» он вступил в полемику с решением собора 1503 г. В «Ответе кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого великому князю Василию Ивановичу о наказании еретиков» Вассиан выступил против инквизиторских наклонностей Иосифа и его единомышленников, ратуя за прощение раскаявшихся еретиков. Программа «нестяжателей», предполагавшая подрыв экономического могущества церкви, всегда привлекала внимание сторонников укрепления светского самодержавия. Но неудача правительственного выступления на соборе 1503 г. В деятельности Василия III, изначально непоследовательной, временами проявлялось и намерение ограничить иммунитетные права монастырей. С этим курсом, очевидно, и было связано возвращение Вассиана из ссылки и приближение его к великому князю во втором десятилетии XVI в. Именно в этот период Вассиан пишет ряд сочинений, в которых развивает идеи «нестяжательства» и терпимости в отношении еретиков, осуждает стремление монахов «села многонародна стяжавати и порабощати христиан братии, и от сих неправедне сребро и злато събирати». Тогда же Вассиан работал над «Кормчей книгой», которая должна была явиться обязательным для церкви уставом, выдержанным в «нестяжательском» духе. Однако в 20-е гг. Новое сближение великокняжеского окружения с «иосифлянами» сопровождалось готовностью их признать великого князя наместником Бога на земле. В итоге «Кормчая» была на суде главным документом обвинения против Вассиана. Казаковой, — не было ни одного политического». Очевидно, не столько политическая позиция «нестяжателей», сколько потребность в примирении с несколько укрощенными «иосифлянами», возносившими великого князя до небес, побудила Василия III выдать «на поток» лидеров «нестяжательства». Любопытны некоторые источники взглядов Вассиана, нашедшие отражение в «Кормчей». Еще в середине XI в. Это сочинение, видимо, привлекло тогда внимание обоснованием правомерности назначения претендентов на высшие церковные должности решением церковного собора без санкции патриарха. В конце XV в. И тот и другой избрали эту редакцию как средство отрицания бытовавших в их время «Кормчих», прикрывавших стяжательские устремления «ортодоксальной» церкви. Само распределение материала в систематическом, а не хронологическом порядке оставляло больше возможностей для «исправлений», поскольку ориентировало на смысловую, а не на формально-текстуальную сторону установлений. Вассиан придал реально-политическое и рационалистическое звучание своему критицизму, что сказалось в особенности в отрицании тех святых преимущественно новых «чудотворцев» , которые не гнушались «стяжания». Призывая вернуть церковь к ее «первой духовной красоте», Вассиан защищался от обвинений со стороны противников, умудренных в схоластических богословских учениях. Но за фразами о «красоте» у него постоянно просматривалась и выражалась идея секуляризации церковных земель. Идеи «нестяжателей» поддержал Максим Грек, прибывший в 1517 г. Максим Грек ок. Максим Грек в молодости жил в Италии, где сотрудничал с некоторыми гуманистами, а затем был последователем Савонаролы, известного политика, весьма вольно трактовавшего христианские догмы. Во Флоренции Максим Грек постригся в доминиканском монастыре, затем вернулся в православие и стал пострижеником Ватопедского Афонского монастыря. Отсюда он и прибыл в Россию «для исправления» церковных книг. Афон Святая гора традиционно по крайней мере, с XI в. Это уже само по себе привлекало внимание к Максиму Греку высокопоставленных русских особ, включая митрополита Варлаама и великого князя. В результате Максим Грек сразу оказался в центре церковной и политической борьбы, кипевшей в русских феодальных верхах. Приезд Максима Грека совпал с тем временем, когда идеями Вассиана Патрикеева интересовался великий князь. По просьбе Вассиана Максим Грек пишет «Сказание о жительстве инок Святой горы» для «Кормчей», а на вопросы великого князя отвечает ок. И это обращение к практике афонских общежительских монастырей не случайно. Традиция нестяжательного «общежительства» как бы прервалась, и в монастырском уставе Иосифа Волоцкого говорится о том, что монашеский «труд» — это только молитва, а реальный труд — дело крестьян, приписанных к монастырю. Здесь уже было заложено то, что станет грандиозной компрометацией христианства и в цитированном «Послании» Ивана Грозного, и в «Калязинской челобитной XVII в. Пока же монастыри были нужны, и была важной исполняемая ими роль. О монастырской реформе митрополита Алексия в XIV в. Максим Грек, видимо, не знал. Он отталкивался от практики афонских монастырей. И хотя в «Послании» об устройстве афонских монастырей автор стоял еще как бы вне политической борьбы, происходившей в России, его «нестяжательские» наклонности прослеживаются и в этих работах. В «Послании о францисканцах и доминиканцах» он подчеркивал, что монахи этих орденов «подобие древним нестяжателно и безмятежно житие любезно проходят и делом съвръшают». Русская действительность вторглась в его более позднее сочинение «Беседа ума с душой». Хотя тема крестьянства затрагивалась уже Вассианом, но самостоятельного значения для него не имела. Максим Грек соединил критику «стяжания» и «сребротезоимства» с осуждением гнета, которому подвергались «поселяне». Автор выступил против практики наказания должников бичом, лишения за долги свободы и сгона «со своих предел» «бедных», не имевших возможности уплатить долги. Осудил он и практику «неправедных лихоиманий» в собирании «жидовска богатства», когда монастыри хранят запасы «житные», дабы использовать дороговизну «во время глада». Угнетенный крестьянин предстает и в другом сочинении Максима Грека — «Слове о покаянии». Автор обращает здесь внимание на тех, кто «беспрестани тружащеся и томимы в житейских потребах наших, и обильна сия нам уготовляюще, во скудости и нищете всегда пребывают». А ведь именно в это время монастыри стремятся нажиться на «скудости» «селян», не останавливаясь на конфискации имущества и сгоне их за долги, и в то же время, пользуясь статьей Судебника 1497 г. Критика «стяжательства» со своеобразным историческим ее обоснованием звучала в специальном поучении «Стязание о известном иноческом житии» споре между «любостяжателем» и «нестяжателем». Максим Грек отводил здесь обычную ссылку на Ветхий Завет, благословлявший «стяжательство», ссылкой на Новый Завет: «Ветхая мимоидоша и се вся быща нова» слова апостола Павла. Тем самым он утверждал традиционную для русского православия идею — евангельские заповеди должны стоять выше ветхозаветной практики. И вновь в этом сочинении затрагивается тема положения «бедных селян», истязаемых монастырской работой и ростовщичеством. В это время престарелый Максим Грек написал «Послание об Афонской горе», адресованное, видимо, тогдашнему его покровителю игумену Троице-Сергиевого монастыря Артемию.

Он отвергал монастыри и резко восставал против монастырского землевладения. При этом, в отличие от нестяжателен, Феодосий Косой требовал уничтожения всех монастырей, а не только «стяжательных». Пропаганда Феодосией Косым его радикальных идей, шедших гораздо дальше идей обычных «бюргерских» ересей, была в сущности выражением социального протеста, проявлением классовой борьбы. Сам Феодосий Косой был представителем низов посадского населения. Деятельность Феодосия Косого и его сподвижников оказала большое влияние на развитие духовной жизни в городах Белоруссии и Литвы.

Для исследования вопроса дьяк просил соборного разбирательства. Соборное разбирательство по этому делу состоялось в январе 1554 года и закончилось осужением самого дьяка. На большинство «недоумений» дьяка собор ответил отрицательно. Дьяк раскаялся в своём поведении и был осужден к трёхлетней епитимии Взятие Казани — 1552 г. По взятии города царь велел ломать в нем мечети и строить церкви. После взятия Казани, в течение всего 20 лет, она была превращена в большой русский город. На месте, где во время штурма Казани стояло царское знамя с образом Спаса, сам заложил церковь Спаса, а близ нее выстроил обыденную церковь во имя дневных святых Киприана и Иустины, потом на другой день заложил собор Благовещения. За городом, где погребены были павшие воины, велено было построить монастырь Успенский Зилантов. Татары крестились целыми семействами, как во все время пребывания царя в Казани, так и после. На другой год в Москве крестились два царя казанских Эдигер и пятилетний Утемиш-Гирей. Своим учением и жизнью святой Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего святительства обратил их многие тысячи. Варсонофий в Казани устроил Спасский монастырь и дал ему устав. По своему знанию татарского языка и нравов, он был полезнейшим сотрудником святителя Гурия; много татар привлекло к нему еще его искусство врачевания болезней. С 1567 года он был епископом в Твери, но под старость 1571 г. Герман в Казанской земле устроил Свияжский Богородицкий монастырь, сделавшийся просветительным центром для всей нагорной части Казанского края. Завоевание Казанского царства проложило путь к завоеванию царства Астраханского. По церковному управлению Астрахань присоединена была к Казанской епархии. Из Астрахани Россия завязала сношения с народами Кавказа, которые издревле исповедовали Православие, но отступали от него вследствие мусульманских гонений. История правления царя Давида. Пророчество Нафана о доме Давидовом 2 Цар 7 : буквально-исторический и пророчески-мессианский смысл Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств называлась «Сефер Шемуель», т. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. Писатели книг Царств. Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Нафана и Гада, дополнил их 1Цар 5:5, 6:18, 9:9, 27:6; 2Цар 4:3 и придал им объединенный, законченный вид. Время написания. Принято считать, что 1 и 2 книги Царств писались не отдельно, но были частью цикла, который начинался с Книги Иисуса Навина и заканчивался 4 книгой Царств. В таком случае автор этого монументального исторического труда писал его во время вавилонского пленения VI век до н. Некоторые стихи, такие, как 1 книга Царств 9:9 и 2 книга Царств 13:18, позволяют предположить, что автор жил намного позже описываемых событий. Кроме того, он пользовался многими древними подлинными документами и источниками, и название одного из них он упоминает 2 Цар.

Ответы на вопрос

  • Содержание
  • Ереси Башкина и Косого
  • Домашний очаг
  • Значение БАШКИН МАТВЕЙ в Краткой биографической энциклопедии
  • В чём выражалось вольнодумство Матвея Башкина и Феодосия Косого? Почему их учени

Кечекьян С.Ф., Федькин Г.И. История политических учений

Фёдор Карпов даёт очень мудрую формулировку: «Милость бо безъ справды малодушьство есть, а правда безъ милости мучительство есть… милость правдою подстрекаема, а правда милостью укрощаема сохраняють царя царство въ многоденьстве». За милость подвластные любят своих правителей: «ради милости бо предстатель и князь от подвластных велми любится». III Так заканчивается основная часть, в которой Карпов излагал свою концепцию. В заключительной части он снова начинает диалог с Митрополитом. Намекая, что начинает новую тему «сиа предрекши, некая тебе новая составлю» , он, в то же время, продолжает уже о практике своей теории. Ржига обнаружил в послании, в этой части Послания буквальный перевод двух стихов из «Метаморфоз» Овидия, которыми Карпов старается подтвердить свои слова:[67] Златыа веки суть въистинну ныне: много златомъ Приходит санъ, златомъ съветуется любовь. Въ цене цена ныне есть, деть кенсон саны, Кенсон[68] дружбы, убогий везде лежитъ празденъ. Несть тесть от зятя; и братская убо любовь редка есть. Фрейданк указал в том же послании ещё на две цитаты из Овидия «Искусство любви», «Фасты».

Это фрагмент безусловно также является реминисценцией из Овидия «Искусство любви» , только Гомер Овидия заменён на апостола Петра. Много ныне в мире в наши времяна льстей и лукавьствы…», - далее идёт перечисление пороков[72]. Сразу бросается в глаза, что Карпова больше тревожит нравственное растление народа. Своей тирадой Карпов хочет продемонстрировать митрополиту, к каким результатам приводит человечество, в том числе и в моральном отношении, отказ от следования его истинной государственной модели, что ясно показывает заключительная реплика: «От сихъ бо цело уразумелъ еси, коль вредными и неугодными стезями хромыми ногами, слепыма очима она земная власть и все естество человечьское ходить ныне». Этот путь для Карпова — в истинном служении Отечеству. Всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею. Шарль Луи Монтескье Плохие законы — худший вид тирании. Эдмунд Бёрк Справедливость — это истина в действии.

Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны. Жозеф Жубер Приложение. Клибанова, которое, по моему мнению, представляет собой наизамечательнейшее рассуждение на эту тему, хотя по некоторым пунктам принять его довольно трудно. Главная мысль А. Клибанова в том, что если карьера боярина не была стабильной и он писал митрополиту Даниилу, отдавая себе отчёт в политической «неблагонамеренности» своих идей, то следует искать подтекст в Послании. Интересна также гипотеза о том, что Карпов поёт дифирамб Даниилу, воспевает его достоинства, уповая на лояльность митрополита: как на то, что митрополит не станет распускать слухов по поводу мыслей, высказываемых ему в послании, так и на то, что не будет доверять слухам, враждебным Карпову. Но Даниил не разделял мыслей боярина, почему же тот доверился митрополиту в своей полемике? Об это уже говорилось выше — они могли одновременно впасть в немилость.

Подтекст «епистолии» связан с Аристотелевской «Политикой», а не только с «Этикой к Никомаху», о которой пишет Карпов. Клибанов утверждает, что слишком много совпадений между учением Аристотеля об идеальном государстве и произведением Карпова. Рассмотрим узловые понятия, которыми пользуется Карпов в своём Послании. Во-первых, это понятие «закона», которое он противопоставляет понятию «терпения». Рядом с «законом» у Карпова везде фигурирует «правда», как абсолютно справедливый закон. Аналогичная мысль присутствует в пятой книге Аристотеля. Иными словами, категория закона и правды разнится тем, что последняя является индивидуализацией законной нормы, применятся в конкретном случае: «правда есть потребна во всякомъ градскомъ деле и царстве… поне же единому комоуждо еже свое воздается…». Карпов пользуется и понятием Милость, которое тоже есть у Аристотеля, а именно в шестой книге «Этики к Никомаху»: «Правда есть правильное суждение о должном, требующего снисходительно отношения к людям»[76].

Итак, Карпов использует в своём сочинении 5,6 и 10 книги «Никомаховой этики», но только ли? А идеал государственного строя — монархия. Что же пишет на это счёт Аристотель? Интересно то, что он тоже говорит о монархии, как наилучшей государственной форме и решительно противопоставляет ей извращённую форму, а именно тиранию. Критерием различия у него являлось то, что монарх преследует как высшую цель общественную пользу, тогда как тиран — личные цели, используя свою силу вспомним «сильных» у Карпова. Тирания превращает свободных граждан в раба, а единственная «добродетель» раба — терпение. Все эти вопросы Аристотель рассматривает не в «Никомаховой этике», а в «Политике». Лесть человеконенавистничество, взаимная вражда.

В «Политике» Аристотель пишет: «Тирану следует возбуждать среди сограждан взаимную борьбу и ссоры, вооружать друзей против друзей, простой народ против знати, богачей против богачей. В виды тирана входит также разорять своих подданных». Сказано и о лести: «…тираны любят всё дурное в людях, когда им льстят, они этому и рады: а льстить разве станет какой-либо свободомыслящий человек? Как утверждает А. Клибанов, Карпов даёт описание пороков общества с намерением характеристики государственной власти, так как боится говорить об этом прями. Умолчания Карпова относились к возможностям более широкого и острого использования античной философии, на что содержится указание в самом послании: «Зане убо сиа доволна видится, и аще реку множайша, тогда нечто тая язычская и чюжа быти речеши…». Всё Послание Карпова проникнуто духом античной философии, социологии, вообще античной культуры, косвенные доказательства чего приведены выше. Можно сказать даже более грубо — Послание является переложением мыслей Аристотеля, усвоенных Карповым.

Каков же положительный идеал Карпова? Это монархия, управляемая законом общей пользы, на страже которого стоит монарх, его правители и судьи. Идеальный монарх — «игрец Давид», соединяющий в гармонию все отрасли государственного управления. Программы социальных преобразований Карпов не даёт, но здесь возможны развёрнутые умозаключения. Карпов порицает условия «тяжкой работы», жестокие условия жизни «подвластных» игу «терпения», которое делают невозможным их участие в «общей пользе». Они обречены следовать «похотению чувственному», а не «правому словества суду», то есть побуждениям к поступкам на низком, чувственном уровне, а не продиктованным «словесной» частью души, свободным разумом и высоким помыслом. Но может ли общество быть обществом «опщего дела», если оно обрекает подвластных следовать «похотению чувственному»? В «идеальном государстве» Карпова каждому обеспечено право быть защищённым законом, как и каждый ответственен за следование ему.

Из «опщего дела» не исключён никто. Государство Карпова, будучи по форме правления монархическим и сохраняющим социальную иерархию, есть в то же время гражданское государство. В конечном счёте, противопоставление «правды» - «терпению» оказывается противопоставлением «гражаньства» - деспотии, а правового государства — тираническому, - вот формулировка недосказанных, междустрочных мыслей Карпова, сделанная Клибановым. По Клибанову сочинение Карпова представляется нам политической утопией русского гуманиста. Исследователь выстраивает сложную систему взглядов Ф. Карпова, сопоставляя их с идеями Аристотеля. Более того, он утверждает, что всё недосказанное Карповым надо искать в произведениях древнего философа. С таким смелым предположением трудно согласиться, так как помимо некоторых «подогнанных» совпадений, у Аристотеля слишком много таких параграфов, какие Карпов никогда бы не принял.

Само по себе рассуждение Клибанова очень интересно, но вряд ли достоверно. Его работа основана на радикальных исследованиях, проводившихся до него, и утрированных в подобную форму[78]. Нельзя настолько преувеличивать значение «епистолии». Гипотеза Клибанова останется гипотезой, так как более широкие выводы, чем то, что Карпов был знаком с сочинениями Аристотеля, из неё невозможны. Милосердие предпочтительнее справедливости. Люк де Клапье Вовенарг Заключение Карпов — сложная и неоднозначная личность, поэтому его нельзя столь уверенно относить именно к группировке противников действовавшей власти или церкви. Временная опала могла вызвать у него отрицательные, пессимистические эмоции, навести на мрачные мысли. Митрополит в своём послании говорил Карпову о личном, христианском терпении, это не отрицает наличие закона и гражданского общества, а Карпов, благодаря своей эмоциональности перевёл тему дискуссии в более широкую плоскость — терпение в глобальном, государственном масштабе.

Если для Даниила «терпение», делающее человека сопричастным страданиям Христа — имеет религиозный смысл, он даёт личный совет Карпову, то тот придаёт теме светский, общественно-политический характер». Митрополит действительно считал, что терпение — основа государственности. Здесь он мог провести параллель между Русью и Ветхозаветной Иудеей, которая управлялась теократически. В таком случае совершенно справедливо «теории теократического самодержавия, Карпов противопоставляет идеал правового государства, зарождавшийся в европейской политической мысли XVI в. Так же хочется отметить позитивные стороны модели Карпова. Карпов очень чётко понимал превосходство монархического правления. Требуя наличия законов, как условия существования государства, он осознавал, что без присутствия «милости», без учёта «человеческого фактора», который может осуществлять только единая личность у власти, государственный аппарат превращается в бесчувственную, безжизненную машину. Ещё древнекитайский философ Мэн-цзы 372-289 гг.

Любите своих детей, распространяйте [эту любовь] и на чужих детей, тогда легко будет управлять Поднебесной». Карпова только декларируется, но не раскрывается. В 20-30-х годах XVI в. Карповым и должны признать, что в этой своеобразной фигуре просвещённого боярина и политического идеолога в новом духе, в этом русском писателе, стоящем между греком с одной стороны и немчином, с другой, есть много типичного и символичного для своего века». Под ред. Никольский Н. Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. III, с.

Зимин А. Использованная литература: 1. Савва В. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917, вып. Ржига В. Боярин-западник XVI в. Кимеева Е.

Синицына Н. Автореферат кандидатской диссертации. Фёдор Карпов, русский гуманист XVI в.

Уродливый соблазн движения жидовствующих нашел почву в длительном застое мысли русского средневековья.

Религиозная мысль, неутоленная торжественным шумом благолепных организационных начинаний митрополита Макария и Ивана Грозного, вернулась к тому критицизму и искательству, которое было приглушено гонением на жидовствующих. Теперь явно новым ферментом брожения явилась идущая из-за литовского кордона струя реформационного свободомыслия. Нельзя сказать, чтобы это свободомыслие, как и три четверти века тому назад в Новгороде, задело теперь в Москве широкие группы населения. По-прежнему тут незначительное, сравнительно обеспеченное столичное меньшинство.

Взволновавшие его вопросы бесспорно протестантского происхождения. Бог в строгом смысле Един. Иисус Христос — не Бог. Церковь — это только сообщество верующих.

А все внешнее в ней есть человеческое предание и измышление, подлежащее отвержению. Храмы — это кумирницы, иконы — идолы, иерархия — лжеучители, идольские жрецы. Со всем этим нужно разорвать. Никаких таинств.

Причащение — это простой хлеб и вино. Покаяние — самообман. Перестал грешить, вот и нет греха. Надо сокрушать как идолов не только иконы, но даже и кресты.

Святым и мощам не поклоняться. Святых отцов не читать. Посты и монашество отбросить. Все это — человеческое предание.

Никого на земле отцами не титуловать, как и запрещено в Евангелии. Все эти предания — человеческое измышление. Все люди, со всеми их разными верами и языками, одинаковые дети у Бога. Эта идея религиозного равенства пред Богом вдруг соскальзывает у Косого в радикализм социальный.

Без всякого углубления и развития брошены революционные лозунги: не надо ни властей, ни войны. Данный текст является ознакомительным фрагментом. С каким различием принимает Церковь покаявшихся еретиков и блудников?

Бердах Прогрессивная общественно-политическая мысль в Латвии, Эстонии и Литве Передовая политическая мысль западных и южных славян в XIX веке Исторические особенности развития политической мысли западных и южных славян в XIX веке.

Передовая политическая мысль в Болгарии Политические взгляды Светозара Марковича — выражение идеологии угнетенного крестьянства Сербии Развитие передовой политической мысли в Польше Национально-освободительное направление передовой политической мысли в Чехии. Возникновение марксизма — революционный переворот в области философии и общественной науки. Формирование политических взглядов Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» -— научно обоснованная программа борьбы пролетариата за свое освобождение. Идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата в «Манифесте Коммунистической партии».

Развитие марксистского учения о диктатуре пролетариата в период от революций — гг. Вывод о сломе буржуазной государственной машины как предварительном условии всякой подлинно народной революции. Обоснование неизбежности пролетарской революции и диктатуры пролетариата в экономических трудах Маркса Маркс и Энгельс — организаторы и руководители I Интернационала. Их борьба с антимарксистскими течениями в рабочем движении..

Предполагают, что связано это с вопросом о монастырских землевладениях и разногласиями с иосифлянами. В 1553 Артемия вызвали в Москву на церковный собор как свидетеля и образованного богослова по делу Матвея Башкина. Однако сам Башкин, а затем ещё шестеро оговорили его как своего сообщника. Артемий, узнав в чём дело, тайно покинул Москву и отправился в Белозерье, в свою Порфириеву пустынь. Тем самым он вызвал против себя ещё большие подозрения. Артемия вернули в столицу.

Башкин, обвиняя Артемия, утверждал, что тот отрицал поклонение святым иконам, не признавал таинства Евхаристии, предание святых отцов и тому подобное. Бывший игумен Ферапонтова монастыря Нектарий тоже обвинял его во многом, в частности в не хранении поста ел рыбу в святую четыредесятницу , в сношении с латинянами, в богохульных и еретических речах. Но еретические речи не подтвердил ни один из указанных Нектарием свидетелей. Многие же обвинения были основаны на неверно понятых артемиевых высказываниях.

Башкин, Александр Давыдович

Матвей Башкин: Матвей Башкин был одним из лидеров идеологической группировки "неокомарианцев", которая выступала за радикальные. Секты. Школы. Учения и религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение: Башкина ересь. Входил в состав учредителей астраханского отделения общероссийского общественного политического движения "Консервативное движение "Новая сила". К проблеме местного управления в России первой половины XVI в., стр. 142, 144. В середине 16 века братья Фёдор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском уезде; около 1550 года их имена вошли в число избранной тысячи дворян, определённых царём Иваном IV Васильевичем Грозным к «испомещению» под Москвой. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) — представитель реформационного движения.

МАТВЕЙ СЕМЕНОВИЧ БАШКИН И ЕГО СОУЧАСТНИКИ

Кроме Башкина, на собор предстали в качестве подсудимых бывший троицкий игумен Артемий, его преданнейший ученик Порфирий, просветитель лопарей— святой Феодорит кольский. Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Матвей Башкин: Матвей Башкин был одним из лидеров идеологической группировки "неокомарианцев", которая выступала за радикальные. У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. В XVI веке Русское государство переживало период политических и социальных потрясений, связанных с нашествием Татаро-монголов и. Матвей Башкин: Матвей Башкин был одним из лидеров идеологической группировки "неокомарианцев", которая выступала за радикальные.

Презентация, доклад по истории на тему Ересь

Матвей башкин кратко. Башкин Матвей (еретик) – краткая биография §2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.: Апполон Кузьмин.
Башкин, Матвей Семёнович — Википедия Еще по теме §2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.
Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Общественно-политическая мысль и литература первой половины и середины XVI в.
Ереси матвея башкина и феодосия косого кратко 17. Политические учения еретиков XIV – XVI вв.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий