Операция концерт и рельсовая война

Вторая часть – операция «Концерт» – как раз под осеннее наступление.

19 сентября 1943 г., 77 лет назад, началась партизанская операция «Концерт»

Самой известной операцией стала «Рельсовая война». Всего в ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов. Также партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40 процентов. «Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». 1943 год стал окончательно переломным в освободительной войне советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10. Первая рельсовая война шла с 3 августа по 15 сентября 1943-го на оккупированных территориях Белоруссии, России, Украины.

«концерт» для врага: какую роль в великой отечественной сыграла операция «рельсовая война»

Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с " Большой земли " взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения. Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием "Концерт". Она проводилась 19 сентября - 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции "Рельсовая война", она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тысяч человек , которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.

На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам - по 20тонн. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции "Концерт" на фронте около 900км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400км. Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на "лесных курсах" проводились занятия по минноподрывному делу, на местных "заводах" добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. Мощный удар по ж.

В ходе операции было подорвано около 215 тыс. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии. Задачей операции "Концерт" был вывод из строя больших участков железнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции "Концерт" только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. Операция "Концерт" вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск. Пропускная способность железных дорог снизилась более чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии. Невозможно перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры - С.

Ковпак, А. Федоров, А. Сабуров, В. Бегма, Н. Попудренко и много других. По своим масштабам, политическим и военным результатам всенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч - медалью "Партизану Великой Отечественной войны " 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Успешное проведение партизанскими подразделениями операции «Рельсовая война» дало основание для разработки последующих кампаний по схожему сценарию. В начале сентября 1943 года Центральный штаб партизанского движения начал разработку и подготовку к новому массированному удару по тыловым коммуникациям немецких войск на оккупированных территориях под кодовым названием «Концерт».

Главной задачей, поставленной перед партизанами, было нанесение максимального урона транспортной инфраструктуре немцев, что в свою очередь должно было снизить оперативную мобильность войск Рейха. Операция «Концерт» была тесно связана с наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях, а также выходом Красной Армии к берегам рек Днепр и Десна. Партизаны должны были нанести удар на огромной территории: по фронту около 700 км и в глубину свыше 400 км, охватив территорию Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также Ленинградской и Смоленской областей.

Первый начался в ночь на 3 августа 1943 года, когда примерно 74 тысячи партизан нанесли мощный удар по коммуникациям врага во время контрнаступления советских войск под Курском.

Продолжался он до середины августа. Во всех трех этапах применялась новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады, активное участие в ней принимало и мирное население. В результате многочисленных взрывов немецкие поставки для фронта сократились почти наполовину. С целью срыва вражеских перевозок приказываю: Всеми силами соединения провести массовое разрушение рельсов методом рельсовой войны.

После потери трёх танков, которые захватила группа Ковпака, почти 3 тысячи немецких солдат при поддержке артиллерии пошли в наступление. Бой длился сутки, но советские партизаны, несмотря на превосходящие силы противника, отбили все атаки. Немцы отступили, оставив оружие. Летом 1943 г. ЦШПД разработал операцию под кодовым названием «Рельсовая война».

Её первый этап начался 3 августа и продолжался до 15 сентября. Он был приурочен к наступлению советских войск на белгородско-харьковском направлении. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15-30 суток. Составы с войсками и боевой техникой противника «застревали» в пути и уничтожались. В 1943 г.

Во время осеннего наступления Красной Армии с 25 сентября по 1 ноября 1943 г. Они подорвали десятки тысяч рельсов, пустили под откос более тысячи эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста, истребили более 30 тысяч немецких солдат и офицеров. Третий этап «Рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г. Именно он создал первый партизанский отряд на территории Белоруссии.

Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943. Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась. Рельсовая война. Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки. Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов.

80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»

В первые месяцы войны к местным жителям часто присоединялись красноармейцы, сумевшие выйти из окружения. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель. 3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Переломный момент. 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сооб.

«Рельсовая война» и «Концерт»

Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны Наиболее грандиозной операцией, проводимой бойцами Сопротивления, стала так называемая «Рельсовая война». В августе 1943 года в тыл врага были переправлены крупные диверсионные формирования, которые в первую ночь подорвали десятки тысяч рельс.
Рельсовая война 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца – Самые лучшие и интересные новости по теме: Концерт, операции, партизаны на развлекательном портале
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» - Дороги Победы 3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Переломный момент.
Рельсовая война. Кровавая хроника подрыва поездов в 1943-м Рельсовая война на территории нашей страны проходила в три этапа. Первый начался в ночь на 3 августа 1943 года, когда примерно 74 тысячи партизан нанесли мощный удар по коммуникациям врага во время контрнаступления советских войск под Курском.
Операция «Концерт» В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.

Кодовые названия военных операций в период Великой Отечественной войны

Партизаны взорвали более 200 тыс. Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3—15 суток до месяца. Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны подвоз рельсов и прочих материалов , перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки. Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось. Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно. Было решено продолжить в том же духе. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий.

В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры.

Яна Шамаева С началом Великой Отечественной войны советский народ стал сначала хаотично, потом организованно собираться в диверсионные отряды. Руководство страны решило возглавить их и разослало по местам директиву: "В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде". В 1943 году, когда началось постепенное освобождение страны, общая численность партизанских отрядов приблизилась к размеру средней армии - только офицеров насчитывалось около 10 тысяч. Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт".

ТАСС Она была продолжением "Рельсовой войны", прошедшей летом 1943 года, когда ради победы в сражении на Курской дуге, советское командование решило ослабить противника, подрывая железные дороги и эшелоны, тем самым затруднив поставки боеприпасов и продовольствия на оккупированные ими территории на Украине и в Беларуси. Подготовкой операции "Концерт" занимался центральный штаб партизанского движения. В планах, как и в "Рельсовой войне", было вывести из строя сеть железных дорог на протяжении всего фронта: От Крыма до Карелии. Инструктаж прошли почти 200 отрядов или более 120 тысяч человек. Каждый отряд получил свою боевую задачу.

В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября.

Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат. Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт».

Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт».

Но она с самого начала развивалась не совсем по плану.

Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны

Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Историк-исследователь Сергей Валерьевч Ушкалов рассказывает о боевой работе (деятельности) брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей (операции "Кутузов" и "Суворов").

80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»

Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. В советской военной историографии широко и восторженно описаны действия партизан летом-осенью 1943 года по блокированию железнодорожного транспорта противника. Эти операции известны как «Рельсовая война» и «Концерт». 19 Сентября 1943 г. началась Партизанская операция "концерт". Операция рельсовая война Партизанское движение. В 1943 году в ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» они подорвали сотни тысяч рельсов. Как народные мстители получали сведения о результатах диверсий? – В свое время я задал этот вопрос прославленному партизану и диверсанту Евгению Телегуеву. Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 года, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. «Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР.

Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»

В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября.

Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника.

Но следует отдать и должное фортификационной искусности гитлеровцев. Немецкая оборонительная линия «Пантера» в северной части Белоруссии всё ещё держалась и проходила по линии Витебск — Орша — Могилев — Жлобин. В результате на юге Белоруссии к концу зимы 1944 года советская линия фронта уходила резко на запад, а над ней с севера нависал немецкий оборонительный фронт армии «Центр», и образовался так называемый «Белорусский балкон». Эта конфигурация фронтов сохранилась вплоть до операции «Багратион». Белорусский балкон Партизанские края Освобождать Белоруссию от тевтонцев-нацистов в 1941-45 гг. Так, можно сказать, первую версию операции «Лоевский плацдарм» провели именно партизаны. Партизанское движение в Белоруссии во время Великой Отечественной войны было уникальным и выдающимся. Уникальность этого движения символически отразилась в единственном и неповторимом Партизанском тридцатитысячном параде 16 июля в Минске по случаю освобождения столицы БССР.

Выдающейся партизанскую борьбу в Белоруссии можно назвать по количеству партизанских краёв — территорий в тылу гитлеровских оккупантов, которые освобождались и длительное время удерживались даже вплоть до прихода Красной Армии. На белорусской земле во время Великой Отечественной насчитывалось таких пять зон партизанского освобождения: Октябрьский, Любанский, Кличевский, Суражский Суражские ворота , Вадинский партизанские края. Так же выдающимся партизанское движение Белоруссии можно назвать и потому, что из него вышли многие выдающиеся руководители БССР, как, например, П. Пономаренко и П. Пономаренко рассматривал в качестве преемника Сталин, а Машерова — Брежнев. Партизанские края Рельсовая война Рельсовая война — самая крупная и беспрецедентная организованная тыловая партизанская операция во время Великой Отечественной войны.

Изначально «Рельсовая война» это не специальный термин, а имя собственное — название конкретной операции, которая проходила с августа по сентябрь 43 на оккупированных территориях Беларуси, России и Украины. Однако самые впечатляющие результаты были именно в Беларуси. Железнодорожное сообщение было полностью парализовано почти на месяц. Эффект от таких действий был настолько ошеломительный, что «рельсовую войну» решили повторить. Вторая часть — операция «Концерт» — как раз под осеннее наступление. Итог этих двух операций — под откос пущено 2170 железнодорожных составов, 6 бронепоездов, 295 железнодорожных мостов. Был и третий этап «рельсовой войны». Он начался в ночь на 20 июня 1944. Было взорвано 60 тысяч железнодорожных рельсов. На этот раз, на разгром магистралей выходили все партизанские отряды и бригады. Поставки живой силы и техники немцев для фронта сократились почти наполовину. Железнодорожную инфраструктуру восстановили уже после освобождения республики. Причём, во многих сводках и донесениях в Ставку не раз будут отмечать — «рельсовая» война сэкономила очень много времени и позволила освободить Беларусь раньше, чем ожидалось.

В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий