Отличительные признаки агнатского и когнатского родства в римском праве.

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты. 2. Роль римского права в истории права и правовых учениях. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовлады-ке (pater familias) определялось и родство. Агнатское и когнатское родство.: 1. В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношения, имел ту особенность, что распространялся только на римских граждан. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (cura) над безумными, над минорами, над расточителями.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Семья (родство, усыновление, удочерение). Виды линий родства в римском праве. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. патерфамилец. Эта система получила название агнатского родства. Суть: кровная связь не имела принципиального значения. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство (cogn a tio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.

Семья в римском праве ( агнатское и когнатское родство).

В древнейший период истории Рима римскую патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи включались не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные находившиеся в кабале за долги и рабы. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава - домовладыка paterfamilias. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом - все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы. Глава семьи и властелин древнейшей семьи -- домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. Цель нашей работы: исследовать вопросы, касающиеся темы «Агнатское и когнатское родство». Задачи темы: Рассмотреть и охарактеризовать, а также понять сущность данной темы. Чтобы лучше усвоить и понять я считаю ее необходимо рассмотреть в совокупности с общей характеристикой римской семьи, правовых отношениях между супругами, виды браков, правовые отношения родителей и детей. Понятие семьи, родства.

Агнатское и когнатское родство В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль - семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Поэтому необходимо, прежде всего, познакомиться с этими понятиями. Самым общим образом и сугубо в предварительном порядке брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства.

Браки бывают моногамные союз одного мужа и одной жены , полигамные допускающие наличия двух и более жен ; до сих пор встречаются браки полиандрические основанные на многомужестве. Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа. Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения.

Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей восходящие прямые родственники : внук, сын, отец, дед... Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени.

Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типам родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Таким образом, римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение.

В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца патрилинейное родство , и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать матрилинейное родство , и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть усыновлением, замужеством или выход лица из-под нее эмансипацией сына, браком дочери - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций I.

Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. Регулирование брачных отношений В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Однако историческая наука уделяет этому предмету большое внимание и содержит сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений.

С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домо-владыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство.

Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по прямой линии независимо от степени родства; между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Не допускался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением , причем само преступление считалось обоюдным. Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов. Брак прекращался также по воле супругов посредством развода devortium или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни repudium. Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однако в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения зтой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов. Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине, например, неспособность к половой жизни или желание уйти в монастырь. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же считался расторгнутым. Отцовская власть Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки patria potestas по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права personae alieni iiiris. Подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства. В области публичного права по достижении 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской. Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям. Основанием для возникновения отцовской власти patria potestas было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано иное. Узаконение являлось признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например, детей конкубины. Узаконение могло быть проведено путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка, путем получения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената курии , а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью persona sui iuris , то это называлось arrogatio; если же усыновление проводилось в отношений лица, находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio. В результате аррогации самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти одного домовладыки и установление власти усыновителя. При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия: усыновлять мог только мужчина, женщина — лишь в исключительных случаях: усыновитель не должен быть подвластным, т. В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого. В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, а adoptio — путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Основаниями для прекращения отцовской власти были: смерть домовладыки или подвластного; утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки прав отцовской власти; приобретение подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эмансипацией emancipatio подвластного, то есть освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом persona sui iuris , а отец утрачивал над ним patria poteslas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества. В праве Юстиниана эмансипаиия совершалась: получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда ; заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда; фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени. В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т. Правовое положение детей Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей , будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста продать в рабство или лишить жизни. Однако со временем эти правомочия стали ограничиваться. К концу существования Римской империи отцовская власть свелась к праву применять домашние наказания , причем детям дозволялось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти. Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом commercium , но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего. В случае совершения подвластным частного правонарушения , деликта , потерпевший имел право на особый иск actio noxalis. А отец должен был либо уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, либо передать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки суммы ущерба. С развитием торговли и хозяйственных отношений происходило расширение имущественной правоспособности подвластного. Еще в республиканский период в Риме сложилась практика выделять подвластному сыну часть имущества в самостоятельное управление.

Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей. Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака: — достижение брачного возраста для мужчин — 14, для женщин — 12 лет ; — согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна; — согласие вступающих в брак; — отсутствие близких степеней родства по прямой линии и не ближе 5 6 степени по боковой или свойства; — если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке; — ius conubii — право вступать в полноценный, признанный законом брак. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц. Это объединение основывалось не на кровной связи ее в ту пору еще не знали , а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены примаки , а также все другие лица.

Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, то есть ею обладали только домовладыки.

Римское право различало два вида родства: 1. Агнатское родство - agn a tio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные. Нааиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки сын будучи усыновленным, дочь — в качестве супруги домовладыки или его подвластного , то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним.

Когнатское родство - cogn a tio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство cogn a tio могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям. По восходящей линии — отец, дед, прадед; по нисходящей — сын, внук, правнук; по боковой — брат, двоюродный брат, дядя. Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии - сначала необходимо «подняться» до общего предка не считая его самого , а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства. Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья — второй степени, а вот двоюродные — в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын — первая степень родства, а дед и внук — вторая, и т.

Свойств о - adf i nitas. Свойств о м в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга супруги. Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка. Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, то есть в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата.

Сегодня он является научно-образовательным центром мирового значения и занимает высокие позиции в международных рейтингах. Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, запускаются прорывные исследовательские проекты и совершаются открытия.

Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.

Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права.

Популярные статьи:

  • Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста
  • Как это работает:
  • И.Б. Новицкий. Римское право.doc
  • Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
  • 27.Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Конкубинат.
  • Таблица - Сравнительные характеристики Агнатское родство

Римская семья

Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений.

Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого отец, сын, внук, правнук и т. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.

Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию дети, внуки, правнуки. Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии. Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень. Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.

Дайте определение терминам: 1. In iure — первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства — apud inducem. Lus utendi — право пользования. Legis actio — процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве — непосредственно или хотя бы производно.

Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2. Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также 1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда.

Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas — справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля.

Всего существовало около 30 разных типов исковых требова- ний, признававшихся римским правом, в зависимости от направленно- сти, объема, способа исполнения заявленных требований и др. Предъ- явленный иск мог быть сразу признан ответчиком, тогда решение мог- ло быть принято уже на первой стадии процесса in iure , либо быть оспорен им. Ответчик мог признать само требование, но не его размер. В этом случае вопрос решался на второй стадии процесса — in iudicio. Деликты делились на публичные delicta publics и частные delicta privata в зависимости от последствий правонарушения. Публичные деликты delicta publics — это уголовные деяния, противоправные действия, представляющие общественную опасность и влекущие физическое наказание или денежный штраф, уплачивае- мый в пользу государства.

Дела об этих преступлениях рассматрива- лись в особых судах по особым правилам судопроизводства. Частные деликты delicta privata — это противоправные дея- ния, направленные против частных лиц, иски по которым предъявля- лись частными лицами, и штрафы поступали в распоряжение этих частных лиц. По delicta privata взыскание могло присуждаться как од- нократно, так и многократно, исходя из конкретного правонарушения. Iniuria обида — это неправомерные действия, посягательство на неприкосновенность личности. Обида могла выражаться как в телес- ном, так и в моральном ущербе. Кроме посягательства на телесную неприкосновенность лично- сти преторским правом также была введена ответственность за оскорбление.

Посягательства на общественные вещи считалось уголовным преступлением. Объектом кражи могла стать любая движимая вещь, но только материальная и не бесхозяйная, а субъектом — любое лицо, которое своими действиями изменяло материальное положение вещи. Вещь могла быть украдена не только у собственника, но и у владельца. Виды кражи: - открытая кража furtum manifestum , при которой вор пойман с поличным на месте преступления или сразу после него.

Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Дайте определение терминам: 1.

In iure — первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства — apud inducem. Lus utendi — право пользования. Legis actio — процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве — непосредственно или хотя бы производно. Exceptio — вынимать 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2.

Dolus тайный, злой умысел , воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также 1. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. Capitis deminutio media — утрата гражданства. Aegutas — справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом правом.

Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения. Animus posessionis — animus — дух, душа, мысль , намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью. Ius vindicandi — право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему отцу лицо. Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник.

Вопрос: Кто собственник добычи? Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя — является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень. Так, диким оленем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, т. Исходя из этого, собственником добычи является охотник, застреливший дикого оленя. Бартошек М.

Римское право: Понятия, термины, определения. Косарев А. Раннее римское право. Римское частное право: Учебник для вузов. Новицкий И.

Агнaтское родство agnatio — основано на общности подчинения власти одного домовладыки, то есть родственники — это лица, которые находятся под властью одного pater familias домовладыки , родственники — агнаты. Особенности этого вида родства: - можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства, а до того нет родства ; - родство можно утратить при жизни например, вследствие эмансипации ; - родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; - не имеет линий и степеней. Когнатское кровное родство cognatio — основано на общности происхождения от одного предка.

Особенности этого вида родства: - возникает только с момента рождения других вариантов нет ; - нельзя утратить при жизни; - нельзя поменять кровные родственники перешедшей дочери — те же ; - характеризуется линиями и степенями. Линии родства: 1.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Эти факты указывают на брачно-регулирующую функцию когнатского родства по материнской линии. Но те же функции присущи и когнатам по отцу. Это обстоятельство необходимо сопоставить с известным положением об экзогамии отцовского рода. Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домовладыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Первоначально родство определялось подчинением главе семьи. АГНАТСКОЕ РОДСТВО Агнатское (агнатическое) родство (родство юридическое) определялось по власти домовладыки и характеризуется как юридическое родство, основанное не на родственной, а на правовой связи подчиненных общему домовладыке лиц. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (eognatio) — кровное родство, основанное на общности происхождения.

РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также. § 1. римская семья. Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других. По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (eognatio) — кровное родство, основанное на общности происхождения. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням.

РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

Семья в римском праве ( агнатское и когнатское родство). это система родственных отношений, основанная на наследовании и отношениях по обеим линиям рода. В когнатской системе родственные связи акцентируются на обоих родительских линиях - как мужской, так и женской.
| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО | Термин «familia» изначально обозначал только рабов в данном хозяйстве, а позже все, что относится к составу домашнего хозяйства. Подчинением власти одного и того же домовладельца определялось изначальное родство и агнатское родство.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Виды брков. агнатское и когнатское родство. Агнатское родство - это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.
Агнатское и когнатское родство — Студопедия.Нет В римском праве существовало два вида родства: агнатское и когнатское. Что же это значит? Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства.
Семейно-правовые отношения Читать онлайн книгу.10. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий