Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г и манифест

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». 1. Полное освобождение крестьяне получали в течение 2 лет после обнародования Манифеста и Положений 1861 г. (срок введения в действие Положений); в этот период они были обязаны отбывать (несколько измененные) повинности, как и при крепостном праве. Через пять лет после восшествия на трон, ровно день в день, то есть 19 февраля 1861 года, император Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос «нечернозёмной», «чернозёмной», «степной». В «местностях», на которые делились «полосы» «нечернозёмная» — на 9, «чернозёмная» — на 8, «степная» — на 12 , устанавливались высший и низший нормы надела низший должен был составлять «одну треть против высшего» Конец крепостничества. В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин от 3,3 до 7,6 га , низший — от 1 до 2,3 десятины от 1,1 до 2,5 га ; в чернозёмной полосе: высший — от 2,75 до 6 десятин от 3 до 6,6 га , низший — от 0,91 до 2 десятин от 0,99 до 2,2 га. В случае если существовавший крестьянский надел превышал высший размер, установленный для данной местности, помещик имел право «отрезать… излишек в своё непосредственное распоряжение» или же оставить эту землю «в постоянном пользовании» крестьян, определив совместно с ними условия «сего пользования». Если же надел был меньше определённого низшего размера, помещик мог или прирезать «недостающее количество земли» или понизить полагающиеся за пользование наделом повинности. В «степной» полосе для каждой «местности» законодательно определялся «указный» размер душевого надела: в «великороссийских» — от 6 до 12 десятин от 6,6 до 13,1 га , в «новороссийских» — от 3 до 6,5 десятины от 3,3 до 7,1 га. В состав надела не включался лес оставался в собственности помещика ; крестьяне имели право только на лесные участки, которыми они пользовались до 1861 г.

Размер оброка за максимальный душевой надел в различных местностях составлял от 8 до 12 руб. Сумма же выплат за 1 десятину 1,1 га начислялась на основе размера денежной повинности за высший надел: в «нечернозёмной» полосе — «половина высшего душевого оброка», в «чернозёмной» и «степной» — 4 руб. Крестьянская реформа. Определённая в «Местном положении…» наибольшая сумма оброка могла быть увеличена губернским присутствием по крестьянским делам , если во владении крестьян находились «особенно ценные поёмные луга», селение находилось недалеко от города или «значительной торговой пристани» пристань могла находиться и в самом селении , существование бывших крепостных обеспечивалось «предоставленною им рыбною ловлею» и «если помещик докажет, что крестьянам предоставлены такие выгоды и удобства, которые могут служить справедливым основанием к возвышению оброка» Конец крепостничества. Сумма годового оброка, зафиксированная в уставной грамоте, должна была оставаться неизменной в течение 20 лет с момента принятия «Местного положения…», после чего «по требованию помещика или крестьян» могла быть произведена переоброчка изменение размера на следующие 2 десятилетия Конец крепостничества. Максимальный годовой объём барщинных работ, установленный за пользование «высшим» или «указным» наделами «во всех трёх полосах», составлял 40 рабочих дней для мужчин и 30 — для женщин; в случае наделения бывших крепостных наделом меньшего размера «соразмерно» уменьшалась и барщина Конец крепостничества.

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян … в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях, в губерниях Малороссийских: Черниговской , Полтавской и части Харьковской» ввиду отсутствия на территории этих губерний общинного землевладения предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственного подворного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько «местностей», для которых высшая норма душевого надела составляла от 2,75 до 4,5 десятины от 3 до 4,9 га , низшая — половина высшей. Оброк на Левобережной Украине был меньше, чем в великорусских губерниях от 1 руб. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине от 8,5 до 20 мужских рабочих дней или от 1 руб. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы за незначительными исключениями ; повинности в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях определялись в уменьшенном размере по сравнению с зафиксированными в инвентарных правилах 1855 г.

Согласно двум последним «Положениям», при определённых условиях выкуп крестьянами части надела в собственность по соглашению с помещиком и т. Они также могли выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Как установила Л. Захарова , разработчики реформы, установив неизменность повинностей, фактически вынуждали помещиков переводить крестьян на выкуп Захарова. Большую часть данной суммы помещику выплачивало государство в форме выкупной ссуды, которую впоследствии крестьяне должны были возместить с процентами выкупные платежи. После принятия решения о выдаче выкупной ссуды бывшие крепостные приобретали статус крестьян-собственников, а выкупленная земля поступала в собственность крестьянской общины.

Согласно статье 165 «Положения о выкупе» крестьянин мог досрочно внести выкупные платежи и приобрести надел в личную собственность. По замыслу разработчиков реформы, реализация этого положения в перспективе должна была привести к созданию слоя мелких земельных собственников. По предложению, выдвинутому в Государственном совете князем П. В ходе реформы создавалось единое крестьянское самоуправление по образцу существовавшего у удельных и государственных создано в результате реформы Киселёва 1837—1841 крестьян. Низшей административно-хозяйственной единицей становилось «сельское общество», в состав которой входили крестьяне, «водворённые на земле одного помещика»; несколько «смежных» общин образовывали волость от 300 до 2 тыс. Согласно «Общему положению…» для поддержания порядка, установления контроля над земельными переделами, обеспечения исправного сбора податей и исполнения бывшими крепостными повинностей в пользу помещиков предусматривалось введение органов «общественного управления» — сельских и волостных сходов, избиравших должностных лиц — сельских старост, волостных старшин, волостных судей и т.

Однако на период временнообязанного положения сельское общество в полицейском отношении было подчинено помещику, который имел право требовать смены сельского старосты или помощника волостного старшины, приостанавливать исполнение постановлений мирских приговоров, «буде усмотрит… распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи» с последующим донесением об этом мировому посреднику, обязанному «удовлетворить законные требования помещика» Конец крепостничества. В «Положении об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости» определялось, что бывшие дворовые приобретали «все права личные, семейственные и по имуществу, предоставляемые крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости» Конец крепостничества. При этом они получали надел только в том случае, если пользовались им на момент реформы. В течение двух лет бывшие дворовые люди были обязаны служить своим помещикам или платить им оброк; по истечении этого срока они «увольнялись навсегда от всяких обязанностей к их владельцам» Конец крепостничества. Реализация реформы Условия реформы вызвали неприятие со стороны подавляющего большинства крестьян, считавших, что помещики скрыли от них «настоящую» волю. Под ней крестьяне понимали освобождение с землёй и сложение с них всех повинностей.

В ряде регионов произошли волнения бывших крепостных против новых порядков — Бездненское выступление 1861 г. Григорий Мясоедов. Чтение Положения 19 февраля 1861 года. Реализация реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 г. Мировые посредники за редкими исключениями бывшие декабристы барон А.

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления. Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, перходить хотя и с опредленнымиограничениеми в другие сословия - все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей силы, то есть в конечном счете создавало более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического принуждения: временно - обязанное состояние крестьян, право вотчинной местной администрации. В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы - вводя нормы буржуазного права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт. Статьи 1, 2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так и других актов крестьянской реформы. Необходимо подчеркнуть большую значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21-39 данного Положения. Борьба крестьян за «волю» была ведущим направлением в многовековой истории крестьянского движения. Центральным вопросом реформы был вопрос о земле.

Закон подчеркивал право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную, в крестьяне объявлялись лишь пользователями этой надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные Положениями повинности - барщину или оброк. Наделение крестьян землей за повинности и определяло временнобязанное состояние бывшего крепостного крестьянства после отмены крепостного права. Принятая 4 декабря 1838г. Правительственная программа разработки реформы предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1 из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2 обеспечения спокойствия в стране из опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам земли «воли без земли не бывает» -лозунг крестьян. Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - привязаны к помещичьему хозяйству.

Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского надела, зафиксированная в местных положениях. Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности по общественному продовольствию, призрению , которые снимались с помещика. Статьи 11-16 предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность. Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий. В статьях 18-20 определяется система управления крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях. Статьи 21-39 определяют новый статус крестьянина.

С другой стороны, если надел, которым крестьянин пользовался до реформы, превышал пореформенный максимум, помещик отрезал от него «излишек». Главное же, самые нормы крестьянских наделов были рассчитаны так, чтобы отрезков от них было как можно в десятки раз больше, а прирезок к ним соответственно меньше. В результате помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины на ревизскую душу, то есть на мужчину женщинам земля не отводилась. Это меньше той земли, которой они пользовались до реформы, и не обеспечивало им прожиточного минимума. Больше всего земли потеряли крестьяне Поволжья. Тогда-то и родилась поговорка: «Куренка некуда выпустить». Кроме отрезков, помещики находили и другие способы ущемить интересы крестьян: переселяли их на негодные земли, «на песочек», лишали их выпасов, выгонов, водопоев, лесов и прочих угодий, без которых нельзя было вести самостоятельное хозяйство. Вот какими увидел правительственный ревизор К. Меккер крестьянские наделы в селениях Галибице-Немчиновской волости на Псковщине: «В наделы крестьян включены под именем выгонов и дровяного леса совершенно непроизводительные земли, как то: кустарники по болоту, изреженные и сплошь вырубленные лесные пространства, а более всего — торфяники, иногда покрытые одними кочками и растениями, как, например, багульник, хлопчатник, и тому подобными травами, не употребляемыми скотом в пищу». Подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица: помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские, отчего крестьяне вынуждены были за ростовщические цены арендовать помещичьи клинья. Тот же Меккер констатировал: «При строгости установленного помещиком надзора за границами селений, расположенных среди его земель, с целью захватывания крестьянского скота во время пастьбы, эти устроенные в наделах западни и ловушки доводят крестьян до окончательного разорения». Пока же эта сделка не была заключена, крестьяне считались «временнообязанными», то есть по-прежнему выполняли за пользование землей феодальные повинности. Срок временнообязанного состояния вначале не был определен. Только 28 декабря 1881 г. Таким образом, юридическая ликвидация крепостничества растянулась на 22 года — это в губерниях центральной России. На окраинах же в Грузии, Азербайджане, Армении временнообязанные отношения сохранялись до 1912—1913 гг. За пользование землей крестьяне должны были выполнять два рода повинностей — барщину и оброк. Размеры оброка колебались в разных регионах от 8 до 12 руб. Самый высокий оброк 12 руб. Этот парадокс обнажает феодальную сущность пореформенного оброка. Как и до реформы, оброк представлял собой доход помещика не только от земли, но и от личности крестьянина: ведь в промышленных губерниях крестьяне платили помещикам деньги, заработанные не столько на своих худородных наделах, сколько на всякого рода промыслах. Еще больше нарушала соответствие между доходностью земли и размером оброка так называемая градация оброка: первая десятина земли ценилась дороже следующих. Так, в нечерноземной полосе, где высший надел был установлен в 4 десятины, а оброк в 10 руб. Таким образом, чем меньше земли получал крестьянин, тем дороже она ему стоила. Градация вводилась преимущественно в нечерноземных губерниях, где земля ценилась низко, зато рабочая сила была дорога. Она соблазняла крестьян брать побольше земли, поскольку за каждую дополнительную десятину платить надо было меньше,— крестьяне шли на это. Помещикам же выгодно было сбывать крестьянству худородную землю и тем самым пополнять свои денежные капиталы, столь необходимые в промышленных регионах. В случае сокращения крестьянских наделов градация позволяла помещикам в значительной мере сохранять их доходы. Словом, градация оброка была, в сущности, денежной надбавкой помещикам за потерю рабочей силы.

Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами: 1 если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом и 2 если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другие сословия. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян на основании статей 148—163-й сего Положения. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1 губернское по крестьянским делам присутствие; 2 уездные мировые съезды и 3 мировые посредники.

Крепостное право. Как его вводили и отменяли

Занимаясь подготовкой к проведению реформы, Александр II использовал наработки, сделанные его отцом. За несколько лет до выхода Манифеста 1861 года указом императора был создан Тайный комитет, который занимался подготовкой исторического документа. 3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу. Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления. Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» говорилось, что те получали полную гражданскую правоспособность во всём, что касалось их сословия. Перестав быть крепостными, они становились «временнообязанными».

Сказ про то, как на Руси крепостное право отменяли

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Крестьянская реформа 1861 года обязанного состояния крестьян не устанавливалось.
Вы точно человек? 3. Подготовка отмены крепостного права. 4. Положение 19 февраля 1861 года и последующие законодательные акты.

Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г.

А. И. Корзухин. «Сбор недоимок (Уводят последнюю корову)», 1868 г. 3 марта (19 февраля) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положения о. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право существенно усилилось во второй половине XVIII века – именно тогда были приняты указы о возможностях помещиков заключать дворовых людей и крестьян в тюрьмы, ссылать их в Сибирь на поселение и каторжные работы. Наиболее важным из них являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

Освобождения крепостных крестьян в 1861 году, условия и механизмы избавления от крепостного права

Сроки перевода крестьян на выкуп не былиопределены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанныхзатянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. В 1881 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира. Органы крестьянского управления.

Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведалраскладкой сборов и повинностей. Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя.

Волостной судимел право разбирать имущественные споры между крестьянами до 100руб. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3руб. Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и дляконтроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернскиеприсутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатыхпомещиков данной местности. Они намечались уездным дворянскимсобранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировыхпосредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещикисохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаныпредоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т. Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели правоот него отказаться. Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный высший и минимальный низший размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, какправило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли открестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. Этот надел получил у крестьян название"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 г. Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы надругие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли. Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей гл. Лес, как правило, крестьяне пореформе не получали.

Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала дореформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почтиневозможен.

Душевой надел могло получить только лицо мужского пола. Он включал усадьбу, пахотную землю, пастбище и пустоши. Однако нормы душевых наделов были меньше тех земельных участков, которые крестьяне обрабатывали до реформы. Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму.

Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места. В то же время если на еще невыкупленных крестьянами земельных участках открывали полезные ископаемые, то помещики имели право требовать обмена данных наделов на другие. В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л. Толстой, физиолог И. Сеченов, биолог К. Тимирязев и другие. Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью.

Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей. В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины. В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вводились следующие органы крестьянского самоуправления: волостное общество, сельское общество, сходы и сельские должностные лица. Все крестьяне-собственники сельского общества входили в сельский сход, являвшимся низшим звеном органов крестьянского управления. Он избирал сельского старосту и других должностных лиц особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, сельских писарей и др.

К компетенции сельского схода относились вопросы выполнения различных повинностей, увольнения членов общины и приема в ее состав новых членов, пользования землей, взыскания задолженности и т. Органы сельского общества подчинялись органам волостного общества. В каждой волости формировался волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и волостной суд. В соответствии с Общим положением для контроля за деятельностью учреждений сельского управления создавались следующие органы: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Выкупная операция осуществлялась между помещиком и сельской общиной под контролем мирового посредника. Крестьянин имел право в любой момент выкупить свою усадьбу. Однако полевой надел можно было выкупить только с согласия помещика.

Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли. Упразднение крепостного права привело к росту производства. Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков. Активизировалось предпринимательство.

В селе по-прежнему сохранялась община. Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат. Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя. Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.

Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю. С крестьянином по-прежнему не считались.

Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.

Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями. Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.

К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично. Необходимые шаги для грядущих перемен Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны. Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.

Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом. Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся. В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт личное императорское письмо , в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации: Предоставление полной свободы крепостным.

Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.

Вопрос. Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года»

19 февраля 1861 года -"Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости" "Положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости". 1. Крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика. — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». — «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий». 19 февраля 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», состоявшее из 17 законодательных актов.

Крестьянская реформа Александра II

Вопрос. Основные положения «Манифеста 19 февраля 1861 года» 2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
Хрестоматия по истории России. 11-й класс. Из положений 19 февраля 1861 года. 17 февраля 1861 г. Государственный совет одобрил проекты нормативных актов, а 19 февраля император Александр II утвердил Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и Положения об отмене крепостного права.
История в лицах Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы.
Крестьянская реформа: как Александр II оказался между молотом и наковальней — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». — «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий».
Полное собрание законов Российской империи/ВТ/Собрание второе/36657 — Викитека Наконец, 19 февраля 1861 года он подписал 17 документов, в том числе два важнейших: «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянстве, вышедшем из крепостного права».

Основные положения крестьянской реформы

Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. Выкупные сделки и выкупные платежи Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку — по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство.

Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель. В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным.

Они давно уже жили в основном не за счет доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений.

Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Это называлось круговой порукой.

Крестьянские волнения Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле», они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест был им прочитан, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, «настоящую волю». Донесения о крестьянских бунтах приходили почти из всех губерний Европейской России.

На подавление высылались войска. Особым драматизмом отличались события в селениях Бездна Спасского уезда Казанской губернии и Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии. В Бездне жил крестьянин-сектант Антон Петров, тихий и скромный человек. Он вычитывал из «Положений» 19 февраля «тайный смысл» и растолковывал его крестьянам.

У него получалось, что почти вся земля должна отойти именно к ним, а помещикам — «овраги да дороги, и песок да камыш». Со всех сторон шли в Бездну бывшие крепостные, чтобы послушать «про настоящую волю». Из села были изгнаны официальные власти, и крестьяне установили свой порядок. В Бездну были направлены две роты солдат.

По безоружным крестьянам, плотным кольцом окружившим избу Антона Петрова, было дано шесть залпов. Через неделю, 19 апреля 1861 г. В этом же месяце разыгрались события в Кандеевке, где солдаты тоже стреляли в безоружную толпу. Здесь погибло 19 крестьян.

Эти и другие подобные события произвели тяжелое впечатление на общество, тем более, что критиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. Значение крестьянской реформы 1861 года Историческое значение освобождения крестьян. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский.

Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Не то, чтобы на «пятьсот лет», а всего лишь примерно на двадцать хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении. И все же крестьянская реформа 1861 г.

Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Велико было нравственное значение крестьянской реформы, покончившей с крепостным рабством.

Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту. Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за ее проведение — Н.

Милютина, К. Самарина, Я. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К.

Грамота подписывалась со всей общиной, а не с каждым крестьянином. Удельные крестьяне получали по «Положению» 1863 года свои наделы за выкуп, но временнообязанными были только три года, после чего переводились на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, которые и до реформы были лично свободными, тоже получали возможность выкупать землю или, как прежде, платить оброк государству. Реформа способствовала переходу страны на капиталистический путь развития На селе стали складываться рыночные отношения Реформа принесла личную свободу более 30 млн. Малоземелье крестьян Низкий уровень жизни крестьян, недовольство крестьян реформой, всплеск народных волнений. Аграрный вопрос оставался нерешённым Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.

Слухи о ее зверствах ходили на протяжении пятнадцати лет, но она откупалась от следователей взятками, пока двое крестьян не смогли пожаловаться на нее императрице. Их показания подтвердили даже помещики-соседи, опасавшиеся, что крепостные Салтычихи поднимут бунт и он перекинется на их владения. В суде было доказано 38 убийств, хотя свидетели приписывали ей до 140 трупов. На труп несчастной бросили ее грудного ребенка, который потом замерз». Данные, которыми мы располагаем, позволяют сделать вывод, что Салтыкова была психически больным человеком. Об этом говорит ее маниакальное стремление к абсолютной чистоте.

Сопровождавшие рассказывали, что девка была убита помещицей, и они видели на теле ее с рук, и с ног, и с головы кожа сошла, и волосы сошли. Салтычиха обварила дворовую кипятком, приказала сечь розгами, а потом била скалкой, заставляла снова и снова мыть полы, хотя жертва уже едва держалась на полу». Помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме «без света и человеческого общения». Всего Дарья Салтыкова провела в застенке 34 года. Екатерина II лично настояла на судебном процессе и сама написала приговор. Но Салтычиха — все-таки исключение, а не правило.

Крепостные были источником дохода помещика, а потому дворяне старались помочь им в случае неурожая или после пожаров. Во время восстания Пугачева крестьяне часто даже укрывали своих хозяев в благодарность за проявленную когда-то заботу. Помещик видел в крепостном не только источник заработка, но и осознавал личную ответственность за него перед Богом. Это была особая психология — помещики видели в крестьянах людей темных, неграмотных, некультурных, ленных, не способных к самостоятельной жизни. Поэтому они считали, что крестьянину просто необходима опека со стороны помещика, управление. Это многое объясняет в поведении помещиков, пытавшихся порой принимать за крестьян абсолютно все решения.

Салтычиха Изображение: istorya. Так сложились пары, которым он повелел идти в церковь венчаться. Мнение новобрачных никого не интересовало. Крепостное право означало для крестьян абсолютное бесправие. Они зависели от помещика экономически, ведь землей они не владели, а получали ее как бы в аренду, расплачиваясь барщиной и оброком. Их личная жизнь полностью зависела от хозяина, без его разрешения даже нельзя было жениться.

После того как крестьянам запретили жаловаться государю на помещика, искать справедливости можно было только у него самого. В 1803 году он подписал «Указ о вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам добровольно отпускать крестьян на свободу с землей. Но императора постигло глубокое разочарование — дворяне не торопились расставаться с крепостными. Разные источники называют разные цифры освобожденных по тому указу, но не больше 46 тысяч.

Николай I пытался любыми способами упразднить крепостное право, но каждый раз видел яростное недовольство помещиков. В дальнейшем волю императора исполнит его сын — Александр II 1818-1881 , величать которого станут не иначе, как Освободитель.

Конечно, эпитет «Освободитель» появится и в связи с победой в Русско-турецкой войне и ставшим ее следствием освобождением Болгарии. Александр II в ходе крестьянской реформы ликвидирует крепостное право 3 марта по новому стилю 1861 года. Название манифеста звучит следующим образом: «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. В отечественной истории трудно найти более переломную и масштабную по последствиям реформу, чем отмена крепостного права. Отменяя крепостное право, он пытался найти золотую середину между интересами дворян и крестьян.

Император справедливо опасался, что посягательство на сложившееся веками право собственности может спровоцировать серьёзное недовольство. Поэтому в итоговой версии реформа предусматривала такое количество привилегий дворянству, что заметного облегчения от «освобождения» крестьяне не ощутили. Их жизнь не изменилась, а в отдельных случаях даже стала тяжелее из-за выкупных платежей. Однако и этот Манифест не смог удовлетворить полностью обе стороны, поскольку преобразования имели неоднозначный характер. Согласно нему, крестьянам были присвоены гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя. Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью.

Наделение крестьян землёй и порядок несения повинностей определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием.

Реформы 1861—1874 гг.: Падение крепостного права

alt 150 лет назад, 19 февраля (3 марта) 1861 года АЛЕКСАНДР II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Всего в составе дела 25 документов: Манифест об отмене крепостного права, 2 указа Правительствующему Сенату, «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», состоящие из 17 законодательных актов и 5 приложений к некоторым из них. 16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками". Содержание крестьянской реформы излагалось в пространном документе под названием: «Положения 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Руководящие начала «Положений» разъяснял народу царский Манифест 19 февраля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий