Собрание конституционных актов российской империи действовавшее до февраля 1917 г называлось

17(30) октября 1905 Обнародован Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) – законодательный акт Российской империи. В редакции от 23 апреля 1906 г. он стал фактически первой Конституцией России. В данной редакции «Основные государственные законы» вкупе с другими актами стали фактически первой Конституцией России, которая была не дарована царем народу, а вырвана у него. События 1917 года прервали процесс оформления конституционной монархии. Именно так определялся образ правления Российской империи до февраля 1917 года рядом русских и зарубежных авторов. 1.1. Выделите причину конституционного и политического кризиса в России в РФ: а) гражданская война. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Предыстория и исторический фон

  • Вы точно человек?
  • Акты конституционного значения до 1917г. (Дореволюционный этап) (feb 12, 1730 – oct 17, 1917)
  • Конституционные акты российской государственности до октября г.. Реферат. История.
  • О систематизации узаконений в Российской Империи (1721-1917)
  • Свод законов Российской империи: история создания

Государственный совет Российской империи 1906-1917 (историческая справка)

К признакам конституционного строя относится: а государственный контроль за общественной жизнью: б государство действует в соответствии с Конституцией; в реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина; г конституционная регламентация экономики. Народ может осуществлять свою власть: а через органы государственной власти; б через органы местного самоуправления; в через Референдум; г через публичные мероприятия 3. Федеративное устройство РФ основано на: а государственной целостности; б принципе разделения властей; в единстве системы государственной власти; г самоопределении народов. В России как светском государстве: а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; б некоторые конфессии имеют привилегированное положение; в никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; г религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны. Российская Федерация состоит из: а 15субъектов; б 50субъектов; в 83субъектов; г 89субъектов. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ: а более двух сроков; б более двух сроков подряд; в будучи старше 70 лет; г будучи старше 60 лет. Органы местного самоуправления в РФ: а решают вопросы местного значения; б управляют муниципальной собственностью; в принимают местные законы; г организуют проведение Референдума. Вариант 4. Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее: а государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека; б индивидуальный выбор образа жизни и действий; в коллективизм; г приоритет человека над государством. Суверенитет Российской Федерации: а имеет приоритет над суверенитетом народа; б предполагает верховенство государственной власти; в означает независимость государственной власти; г исходит из суверенитета народа.

К признакам РФ как правового государства можно отнести: а независимость суда; б независимость Парламента; в независимость Правительства; г независимость Президента. Свобода вероисповедания предполагает: а право исповедовать любую религию; б право не исповедывать какую-либо религию; в иметь и распространять религиозные убеждения; г распространять атеистические убеждения.

Законодательную власть в РФ осуществляет парламент — Федеральное Собрание ст. В рассматриваемый период в истории российского законодательства выделяются три этапа: 1. XIX в. Октябрь 1917 г. Начало 90-х годов — по настоящее время — законодательство Российской Федерации.

Законодательство Российской империи В императорской самодержавной России законом являлось все, что утверждалось верховной властью, то есть императором. В связи с кодификацией российского законодательства во второй четверти XIX в. Согласно букве ст. I « новый закон постановляется не иначе как за собственноручным высочайшим подписанием». Но подпись императора требовалась и под законодательным актом и под распорядительным документом, принятым в порядке верховного управления. Самой сутью самодержавного строя обуславливались многообразие одновременно существовавших разновидностей законодательных актов и неразграниченность их содержания от содержания прочих распоряжений главы государства. Вплоть до 1906 г.

Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения». Сверх того император объявлял «повеления в порядке управления» в форме рескриптов и приказов СЗ. Законодательные акты могли иметь как общий, так и частный сепаратный характер. При этом содержание общих и сепаратных законодательных актов, регламентирующих одни и те же нормы, могло быть прямо противоположным. Так, порядок возникновения и деятельности в Российской империи акционерных компаний вплоть до 1917 г.

Львовича, 1906.

Кто выступает субъектом права инициативы проведения референдума РФ Какие формы собственности закреплялись по первой Конституции РСФСР Какие вопросы могут выноситься на референдум РФ Об изменении форм собственности Какой орган правомочен вносить изменения во вторую главу Конституции РФ Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав Источник Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии. Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус. Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Высшим законодательным органом назначалось Народное вече, которое было выборным с двухступенчатыми выборами и сроком действия 5 лет. Исполнительная власть вручалась Державной Думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет. Центральным органом блюстительной власти, наблюдающей за исполнением конституции, назначался Верховный Собор из 120 членов «бояр» , избиравшихся пожизненно. Читайте также: Как называется человек который любит духи Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. Известный русский государствовед Н. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.

Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

В качестве отдельного — 16-го — тома вышли Судебные уставы. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов. Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода.

Представленное на сайте неофициальное издание Свода законов Российской империи было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно включает в себя полный текст всех 16 томов, согласованных с последними на то время "продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст.

Конституционными актами в Российской Империи являлись

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. В отличие от предыдущей конституции, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми. Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: «Кто не работает, тот не ест» и «От каждого по его способности — каждому по его труду». По мнению И.

Свод устава о соли; Т. Свод устава лесного.

Свод устава оброчных статей. Свод устава арендных и старостинских имений; Т. Свод законов о состоянии людей в государстве. Свод законов гражданских и межевых. Законы гражданские; Ч. Законы межевые; Т. XI — XII.

Свод уставов государственного благоустройства Ч. Учреждения и уставы кредитных установлений; Т. Учреждения и уставы торговые; Т. Постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности; Т. Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный; Т. Постановления о благоустройстве в городах и селениях; Т. Свод уставов благочиния Ч.

Учреждения и уставы врачебные по гражданской части; Т. Устав о паспортах и беглых; Т.

Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами. Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания. Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы, в поправлении которых более состоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку». Так, рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела. Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов.

Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве. Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних. В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В конце 1768 г. Частные комиссии работали немногим лучше. Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего.

Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей маршал Бибиков дела мешало его успеху. Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

Вследствие: 2. Непрактичности и неопределенности внешней организации дела. Практического неумения руководителей. Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой - ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов. Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны. Сохраняя свои принципы, она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания. С неудачей Комиссии не умирало её дело. Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам императрице.

Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки запад - но европейского и американского политического опыта, применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н. Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие от "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.

Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние к республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права.

Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем" - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина.

Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным", - гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения. По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения.

Удельные земли, т. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах" разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов. Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп дворяне, мещане, однодворцы и др. Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон".

Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан. Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение республики. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье "8 млн.

Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами.

Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей.

Проект, первоначально одобренный Александром I, реализован не был, Сперанский оказался в опале.

Этот проект и другие работы Сперанского были опубликованы в издании «План государственного преобразования графа М. Сперанского Введение к Уложению государственных законов 1809 г. Она готовилась в обстановке строгой секретности, в обсуждении участвовал сам Александр I. Проект включал положения о свободе слова и печати, неприкосновенности личности и собственности, независимости суда, предполагал создание двухпалатного парламента и федеративное устройство Российской империи. Революционные события в Европе заставили Александра I положить этот проект под сукно. Текст был опубликован Н.

Поскольку обещанная конституция «сверху» так и не была введена, появились проекты, делавшие ставку на революционные преобразования. Среди них наиболее известны проекты декабристов: «Конституция» Н. Муравьева и «Русская правда» П. Согласно последней Россия превращалась в республику во главе с Державной думой, похожей на французскую Директорию, предполагался однопалатный парламент — Народное вече и «блюстительная» власть в лице Верховного собора из 120 наиболее авторитетных и уважаемых людей. Читайте также: Как называется спорт на санях по льду Эти проекты были впервые опубликованы только в начале XX в. В отделе редкой книги хранятся первое издание проекта П.

Муравьева, опубликованная в 4 выпуске серии «Библиотека декабриста» М.

Конституционное развитие России

Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. Свод законов Российской империи — официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I. это октроированная конституция. Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Послѣ февраля 1917 г. нѣкот. законод. матеріалы, содерж. въ Сводѣ Законовъ, подверглись переработкѣ, но осн. масса статей осталась безъ измѣненій и дѣйствовала до октябрьского переворота 1917 г., а на территоріяхъ, контролируемыхъ Бѣлыми Арміями — до дня ихъ исхода. Акты конституционного значения до Октябрьской революции 1917 г.

Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г.

Особенностью Конституции 1977 г. В предшествующих основных законах было зафиксировано, что власть принадлежит «всему рабочему населению страны» ст. В Конституции 1977 г. Кроме того, в Основной закон была введена норма о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение ст. За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения ст. После принятия новой союзной Конституции начался конституционный процесс в каждой союзной республике, завершившийся принятием республиканских конституций.

В ней подчеркивалась преемственность по отношению к предшествующим конституциям 1918, 1925, 1937 гг. Вместе с этим констатировались построение «развитого социалистического общества» и создание общенародного государства. Это были основополагающие идеи советского конституционализма того периода. В 1991 г. В новой редакции ст.

В качестве незыблемых основ закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. Декларировался отказ от признания приоритета государственной собственности по сравнению с другими формами собственности. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция. Конституция России вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам референдума — 25 декабря 1993 г.

Прежние к республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным.

При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей — 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления — волостного старшины — отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия ". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав.

Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» — собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка ", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным», — гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись.

Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения. По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. Удельные земли, т. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах " разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов. Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп дворяне, мещане, однодворцы и др. Понятие "русский " по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности — оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности — повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон".

Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан. Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение республики. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье «8 млн. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь — всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т.

Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород — город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече.

Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат — палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды.

Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект. Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю. Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев!

Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол. Конституция Н. Муравьева воодушевляла декабристов-республиканцев и, как мне кажется, сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов. Значительную роль в развитии российского конституционализма в начале ХХ века сыграл П. Свои первые политические шаги Милюков связывал с деятельностью либерального движения девяностых годов, особенно с нелегальным буржуазным журналом «Освобождение». Журнал подготовил создание «Союза освобождения» 1903 , нелегального политического объединения и стал его органом. Основная задача его политической деятельности состояла в консолидации всех оппозиционных сил. В своих статьях Милюков призывал создавать кадры убежденных конституционалистов и готовиться к созданию политической либеральной партии.

Зимой 1904 г. Милюков приехал в Чикаго и сразу же начал читать курс лекций по истории славянства. Теперь не было выбора: он должен вернуться в Россию. Авторитетные ученые и общественные деятели — М. Ковалевский, С. Муромцев, Ф. Кокошкин, П. Лето 1905 г. На его первое публичное выступление собралась вся Москва.

Полиция считала, что с изданием акта о Думе уничтожается действие указа от 18 февраля, который допускал открытое обсуждение преобразовании старого строя. Милюкова опять поместили в «Крестах», где он просидел месяц. С помощью Манифеста царизм стремился привлечь на свою сторону либералов. Оценка Манифеста со стороны разных политических сил была различной. Октябристы признали обещания Манифеста и открыто стали на путь его поддержки. Правые кадеты также считали, что после Манифеста 17 октября Россия стала конституционной страной, и созрели условия для образования конституционного правительства. Самодержавный период истории Российского государства завершился в 1905г. В последующие два года происходило создание конституционного строя в его основных чертах. Переход к более высокой фазе государственного развития России — парламентаризму некоторые учёные и политические деятели объясняли неудачами русско-японской войны, другие усилившимся революционным движением, третьи — тем и другим.

В 1901 г. Ленин предпринял опыт статистического анализа законодательных актов за период с 29 декабря 1900 г. Всего за это время был принят 91 акт. Среди них: о возникновении, изменении условий и порядка деятельности торгово-промышленных акционерных компаний, финансово-кредитных учреждений и т.

В целом законодательство самодержавной монархии стимулировало установление в стране норм буржуазного общества и создавало условия для развития капитализма. В ходе революции 1905—1907 гг. Их зафиксировал новый Свод основных государственных законов СЗ. Эти изменения были связаны с участием в создании законодательных актов новых государственных институтов — Государственной думы и реформированного Государственного совета, который из законосовещательного учреждения превратился в законодательное.

В связи с этим термин «закон», сохраняя прежнее значение синонима понятия «законодательный акт», стал употребляться и в более узком смысле — как разновидность законодательных актов, принятых в соответствии со ст. Таких законодательных актов было немного. Как имеющий общегосударственное значение следует выделить закон 14 июня 1910 г. Большинство законов было посвящено частным вопросам, как, например, «Об отпуске из государственного казначейства дополнительных средств на освещение дома военного министерства».

В отличие от Свода основных государственных законов 1832 г. Однако ничего не было сказано и об их упразднении. Такая формула умолчания позволяла издавать манифесты и уставы, инструкции и положения, равно как и другие традиционные для законодательства Российской империи разновидности актов. Не нашли, что искали?

Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание в решениях верховного или конституционного суда конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права. Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права.

Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики. Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора. Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе соответствуют стандартам демократической правовой государственности, особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда в стране не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практика эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция, являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником конституционного права.

Ибо конституция — это не просто совокупность декларативных и нормативных установлений, а фундаментальные правила правового общения, которые должны постоянно применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всего правового законодательства. Какова роль Конституции в обществе? История дает много примеров появления конституций на переломных этапах развития государства, при смене политического режима. Так было в Германии после первой и второй мировых войн, в Испании, Греции и Португалии с началом перехода от диктаторского режима к демократическому. Подобное наблюдается у нас и в странах Восточной Европы. Российский опыт конституционного развития своеобразен. Одна из особенностей связана с поздним появлением Конституции в нашем государстве. Весь XIX век Россия жила без Конституции, попытки реализовать конституционные проекты в 30-х и в 80-х годах прошлого столетия не дали результатов.

В ней было много нового, непривычного. Не следует, в частности, забывать ее первый раздел, включивший декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В последующем конституционном развитии можно отметить и другую тенденцию. Она характеризуется известной ритуальностью и бездействием конституционных положений, которое устраивало и власть, и само общество. Действия органов власти, реальная социальная жизнь не были связаны нормами Конституции, хотя далеко не все из них были бессмысленными и фальшивыми. Однако реальный курс и дела резко уходили от них в сторону, что воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к чисто декларативным. Да и сейчас, слушая выступления политиков, депутатов, а подчас и юристов, удивляешься поверхностному восприятию основного закона, скорее, как программного или литературного документа. Не замечаются юридические признаки Конституции, ее специфическая структура, нормативная концентрированность. Эта позиция обозначилась и во время подготовки к проведению в России конституционного референдума, и теперь, когда первоочередными становятся задачи внесения изменений в новую российскую Конституцию и преодоления ее одностороннего, неполного применения.

Обретение нашим обществом новой Конституции может дать прогрессивный общественный эффект в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию всей законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов, что в нашем обществе не наблюдается в полной мере. Если определять Конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом - с одной стороны, человеком и государством - с другой стороны, а также основы организации самого государства. Высшая юридическая сущность Конституции проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию как главный источник права, лежащий в основе всей системы нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве. Социальное назначение Конституции, несомненно, и многосторонне, ведь она создает правовую основу для дальнейшего существования и развития, как государства, так и всего общества. Конституция имеет ярко выраженную идеологическую направленность, которая отражает совокупность социальных интересов и соотношение политических сил. Другое свойство Конституции - ее отчетливое политическое содержание.

Ведь именно в Конституции закрепляются форма государственного устройства, система государственных органов, определяются основы взаимоотношений между государством и гражданами, а также политическими и другими общественными объединениями. В ней содержится нормативное выражение внутренней и внешней политики. Иными словами, Конституция государства является правовой основой его политической системы, а ее нормы имеют ярко выраженный политический характер. Выделяя юридические, социальные и политические свойства Конституции, нельзя забывать и о ее целостной сущности. Конституционные положения направлены на воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных общечеловеческих ценностей. К ним относятся права человека, демократия, самоуправление, права наций и народностей, отношения собственности и многое другое. Наказ и Комиссия 1767- 1768г. Первые годы правления Екатерины были для неё трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников.

Шувалов умер, из всех других вельмож она доверяла графу Никите Ивановичу Панину. Он был дипломатом при Елизавете послом в Швеции, воспитывал великого князя Павла Петровича. Панин заведовал внешними делами России. Екатерина советовалась с Бестужевым - Рюминым, возвращенным ею из ссылки. Но она мечтала о помощниках в лице тех людей, которые возвели её на престол, то есть младших вожаков, но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Французский посол Бретейль писал: «В больших собраниях при дворе любопытно было наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях.... Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета 1762г.

Таким образом, Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта. Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала, в её планы входило создание новых законодательных норм, которые содействовали установлению порядка и законности в государстве. О старых русских законах, действовавших при ней, она отзывалась резко, считала их вредными и систематизировать их не хотела. Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей, нуждам которых должны были удовлетворить новые законы. Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов. Статьи, заготовленные Екатериной, были её Наказом. Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско-публицистических умствований современной европейской литературы.

Эти принципы, были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни. После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам. Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей. Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально. Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей. Во Франции он был даже запрещен. Наказ содержит 20 глав две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов. Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы. Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства.

Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения». Основания представительства были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие - от провинции, третьи - от отдельного племени, четвертые от присутственного места, одни избирали посословно дворяне и крестьяне , другие - по месту жительства горожане - домовладельцы, инородцы. Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства. Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть - горожане, из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.

Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии, которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы. Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания. А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности. Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия.

Основные конституционные акты России 1905-1906 гг.

Под давлением всеобщей октябрьской стачки и декабрьского восстания в Москве государь, «не имея достаточного числа войск, чтобы прибегнуть к военной диктатуре», вынужден был в 1905-1906 гг. октроировать несколько конституционных актов. реферат по теме 'Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г.'. Раздел: История. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. В настоящей статье исследуется начальный этап становления одного из важнейших конституционных институтов: прав и свобод россиян до начала революционных событий 1917г. Дана характеристика актов конституционного характера дооктябрьского периода. Свод законов Российской империи — официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I. 6 мая 1906 года Николай II утвердил свод основных государственных законов Российской империи.

Конституционное развитие дореволюционной России *

Фактически это была конституция, в которой говорилось об основных принципах управления государством и разделении власти между императором и российским парламентом, состоящим из Государственного совета и Государственной думы. Эти изменения были вызваны революционными волнениями в России в 1905 году. В октябре 1905 года он издал манифест, существенно расширивший полномочия Думы, которая стала законодательным органом, откуда законы поступали в верхнюю палату парламента — Госсовет. В своём манифесте император также обещал привлечь в Думу слои населения, лишённые до этого избирательных прав.

В процессе составления Свода многие нормативные акты расчленялись и отдельные предписания помещались в различных разделах и частях Свода законов [63] [64]. Немалое количество законов, включенных в Свод, было подвергнуто редакторской правке, в результате которой их содержание стало отличаться от первоначального текста. Возможность подобных исправлений вытекала из «Правил, наблюдаемых при исправлении Сводов», утверждённых начальником Второго отделения 21 февраля 1831 года. Хотя Правила требовали обеспечить «верность изложения» статей Свода, наряду с этим редакторам в ряде случаев дозволялось отклоняться от содержания узаконений. Так, статья 16 Правил допускала вносить исправления в текст, «где примечены будут в нём какая-либо неясность или слова слишком старые и невразумительные».

Статьёй 17 предписывалось «вообще держаться слов закона со следующими ограничениями: а древний слог перевести на слог законов последующих времен; б если указ содержит в себе самую сущность текста, то и прописать оный с наблюдением предыдущего замечания; в доводы к изданию закона, если бы где-либо в настоящем изложении они вкрались, отменить, разве бы без них законоположение было непонятно; г если встретятся две статьи Свода одинаковые или повторительные, то их соединить в одну, но с строгим наблюдением, чтобы ничего существенного выпущено не было» [65]. Под каждой статьёй указывались источники, то есть различные узаконения и сведения, из которых она была извлечена; эти источники «цитаты» помещались с целью придать статье достоверность и предоставить возможность проверки правильности изложения статьи. Независимо от цитат при статьях также помещались примечания, содержащие пояснения и дополнения к статьям. Приложения, включавшие различные подробности технического характера, табели, расписания, формы делопроизводства и др. Работы по составлению Свода были распределены между чиновниками Второго отделения по мере их способностей и знаний. Сперанский осуществлял непосредственное руководство работами, давал сотрудникам советы, разрешал возникающие затруднения, а также докладывал императору о ходе работ. Составленные проекты частей Свода представлялись на рассмотрение особого присутствия под председательством Сперанского. В результате его замечаний многие проекты исправлялись и переделывались по нескольку раз; по свидетельству биографа Сперанского, ни одна строка из всех 15 томов Свода не осталась без личной поверки с его стороны [67] [68].

Кодификаторы стремились создать сборник действующего законодательства на основе системы разделения Свода. В отличие от подготовительных работ, носивших преимущественно технический характер, окончательная деятельность по составлению Свода характеризовалась творческим подходом к разработке системы сборника, принципов его построения, отбору законодательного материала и многих других вопросов. Работа над Сводом являлась не просто механическим воспроизведением источников, а определённым толкованием действующего права. В частности, сама необходимость написать Свод современным языком вынуждала авторов Свода отступать от устаревшего и зачастую малопонятного языка актов XVII—XVIII веков, внося в их текст существенные модификации и иногда даже самостоятельно формулируя правовые нормы на их основе. В последнем случае статьи Свода сопровождались не ссылками на конкретные законы, а пояснениями вроде «основана на соображении частных примеров», «явствует из существа таких-то узаконений», «основана на обычаях» и т. Энергия и настойчивость Сперанского в значительной мере способствовали сравнительно быстрой работе над Сводом. Уже в июле 1826 года Сперанский рассматривал первые главы Свода, а 14 января 1828 года представил Николаю I подготовленный Свод законов гражданских, с приложением пояснительной записки, в которой подробно излагал план действий по составлению Свода. Деление Свода на тома было введено позднее: в первых отчётах о работах Второго отделения говорится о сводах различных уставов.

Общее количество уставов доходило до 93, из которых уже в 1828 году было подготовлено 35, а остальные 58 — в течение 1829 года.

Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе. Рассмотрим основные недостатки Основных Законов: 1. Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь Государственной Думой и Государственным Советом. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым. Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г.

Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, так как они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета. Существовала глава, в которой закреплялись основные права и свободы личности. Провозглашалось право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу, провозглашалась свобода веры. Однако они носили формальный характер, так как их реализация на практике была весьма ограничена.

Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. Провозглашалось право свободно выбирать себе местожительство: «Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства». Ограничения в сих правах установлены особыми законами. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. Лица податных сословий то есть крестьяне и мещане получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. Церковь, была государственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности, ведение книг актов гражданского состояния. Конституция 1906 года не изменила в прежних законах главы «О вере».

Русский император по-прежнему остался «Верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». По-прежнему он действует в церковном управлении чрез посредство созданного им Синода. Зависимость церкви от императора осталась вообще прежняя, а между тем сам император потерял независимость и был подчинен законодательным палатам. Через его посредство и Православная Церковь очутилась в зависимости от законодательных палат. А между тем они лишены всякого вероисповедного ценза, состоят без различия из евреев, магометан и вообще лиц всяких исповеданий. Их члены ни лично, ни по служебному долгу Церкви не подчинены; церковь же, подчиненная императору, в его лице поставлена в зависимость от этих лиц. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом».

При этом министр внутренних дел или губернское присутствие по делам обществ могли в любой момент прекратить деятельность общества или союза, усмотрев, что оно отклоняется от своего устава или представляет опасность для общественного спокойствия. Для организации публичного собрания также нужно было испросить предварительное разрешение, сообщив властям о составе собрания, его целях и список ораторов. На публичном собрании обязательно было присутствие полицейского чиновника, который мог в любой момент закрыть собрание, усмотрев, что оно отклоняется от заранее сообщенной темы и своих целей. Правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний, формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок. Таким образом, организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств для обществ или союзов , и без утверждения устава общество не могло приступить к работе. За месяц до принятия Основных Законов, 4 марта 1906 года, в Царском Селе был подписан «Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату о Временных правилах об обществах и союзах», которым «впредь до издания, в соответствии с Манифестом 17-го октября 1905 года, общего закона о союзах и обществах» признавалось «за благо ввести в действие временные, по этому предмету, правила». Временные правила давали официальные понятия общества, союза и профессионального общества; подчеркивали некоммерческий бесприбыльный характер их деятельности; устанавливали порядок их создания; определяли требования к учредительным документам, особенности образования и функционирования объединений в зависимости от участия в гражданско-правовых отношениях, порядок ликвидации и использования имущества этих организаций.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г.

Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов. Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет. Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.

Екатерининская комиссия 1767 г. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной. Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  • Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г.
  • Конституционное развитие России
  • Конституционными актами в Российской Империи являлись
  • Конституция Российской Империи утверждена 113 лет назад

Акты конституционного значения до 1917г. (Дореволюционный этап) (feb 12, 1730 – oct 17, 1917)

Одним из важных документов конституционного значения до октября 1917 года было Уложение о государственной думе 1906 года. Этот документ устанавливал основы деятельности государственной думы – законодательного органа Российской Империи. В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение. Основные этапы развития российской Конституции: люционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.). Тема работы: Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. по предмету История.

Настоящий Патриот нашего Отечества

  • История Конституции России от Николая II до наших дней
  • Основные законы Российской империи 23 апреля г ., их конституционный характер.
  • Идеи конституционализма в России до октября г. — МегаЛекции
  • Шпаргалка - Конституционные акты российской государственности до октября г. - История
  • Основной Закон Российской Империи 1906 года
  • О систематизации узаконений в Российской Империи (1721-1917)

Конституционными актами в Российской Империи являлись

Именно так определялся образ правления Российской империи до февраля 1917 года рядом русских и зарубежных авторов. Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. О неотложности преобразований заявил в 1815г. Александр I. Во время Венского конгресса он поставил вопрос о даровании конституционного устройства бывшим польским провинциям (вошедшим в состав Российской. империи), и это было оговорено в международном акте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий