Согласно трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г английский парламент должен был созываться

Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт) 15 февраля 1641 Г. Стр 1 из 8Следующая ⇒. АНГЛИЯ.

ЛЕКЦИЯ XIII БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт) 15 февраля 1641 Г. Стр 1 из 8Следующая ⇒. АНГЛИЯ. Согласно «Трехгодичному акту» принятому 16 февраля 1641 г., парламент Англии должен был созываться по крайней мере. 4 Данный акт действовал до 1664 года, но в акте об отмене "Трёхгодичного акта" 1641 года было предусмотрено, что сессии парламента не должны быть прерываемы на срок, по крайней мере, свыше трёх лет.

Законодательная деятельность Долгого парламента (1640-1642 гг.)

Он был официально признан преступником. Этого уже давно требовали левеллеры. Весной 1648 г. Военные действия развернулись в трех изолированных районах: на Юго-Востоке, на Западе включая Уэльс и на Севере. Подавив мятеж пресвитериан на Юго-Востоке и мятеж реакционного джентри на Западе, парламентская армия, возглавленная Кромвелем, двинулась на Север против шотландцев, выступивших теперь на стороне короля. В то время как 20-тысячная шотландская армия Гамильтона двигалась через Ланкашир на юг, Кромвель повернул на запад и неожиданно появился на ее фланге. Имея под ружьем лишь 8,6 тыс. Поражение шотландцев было катастрофическим. Десять тысяч попало в плен, остальные бежали на Север.

К концу августа вторая гражданская война фактически закончилась. Бесславный для роялистов конец ее свидетельствовал, насколько решительно народные массы отвернулись от монархии. Несмотря на это, пресвитерианский парламент с большой поспешностью возобновил переговоры с королем, требуя от него лишь незначительных уступок: передачи милиции под контроль парламента на три года и установления пресвитерианского строя церкви впредь до созыва общенационального церковного Синода. Но сделке пресвитериан с королем помешало возобновившееся сотрудничество левеллеров и индепендентов. Одновременно ее посланцы захватили короля и перевезли его с острова Уайт в уединенный замок на скале Херст. Около 150 депутатов было изгнано из парламента, часть их заключена в тюрьму. Теперь индепенденты получили в парламенте большинство. Англия превратилась в республику.

Назначенный парламентом Верховный суд в составе 135 человек - членов парламента, юристов, военных и др. Карл I Стюарт при огромном стечении народа был казнен на площади перед королевским дворцом Уайтхолл. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству. Парламент был распущен Военным советом. На его место было восстановлено в своих правах «охвостье» Долгого парламента, также затем распущенное в октябре 1659 г. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально - индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола.

Монархия была восстановлена. Король Карл 2 торжественно подтвердил «Великую хартию 1215», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны. Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, английской церкви и пр. Карл 2 и наследовавший ему брат Яков были в общем жалкими политиками. Не сознавая всей значительности перемен, они питали надежды на возвращение к дореволюционному порядку. Первый же повод привёл к размежеванию правящего класса на две партии - тори и вигов.

Тори объединили в своих рядах консервативно - роялистские элементы, связанные с крупным землевладением; виги представляли главным образом интересы английской промышленности и торговли. Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом. Возникновение партий тори и вигов кладёт действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле - двум и ныне существующим партиям Англии; консервативной бывшие тори и либеральной бывшие виги. Глава 2. Особенности английской буржуазной революции Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в.

Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции. Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Сохранение крупного землевладения английских лендлордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую. Представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппозиции режиму объединял новое дворянство, "джентри", и буржуазию под общим названием "пуритане". Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, не зависимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом. Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: просвитериан, индепендентов, левеллеров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции.

Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа просвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг. Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести для протестантов и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу.

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте "Народное соглашение" 1647 левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы "общего права". Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов. Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские-элементы города и деревни. Они выступили с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг.

XVII в. В Петиции о праве 1628 г. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: Никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента". Ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги. Армия не размещалась на постой в дома жителей. Никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны". Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции - о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности.

Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I 1629-1640 гг. В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

Не было подлинного единства мнений по поводу желательной для Англии формы правления монархия или республика. Руководство армией тоже осуществлялось неумело, из-за чего на начальном этапе гражданской войны парламент был недалек от поражения. Реформа армии и победа при Нейсби в июне 1645 года укрепили военное положение парламента, но одновременно превратили армию в самостоятельную политическую силу выдвижение Кромвеля произошло именно за этот счет и дали ей возможность оказывать давление на законодателей. Приходилось также бороться с радикальными течениями вроде левеллеров, желавшими значительного углубления революции.

Не было единства и по вопросу о желательной форме правления в Англии. Значительную часть парламентариев составляли умеренные, желавшие сохранения монархии, пусть и в ограниченном варианте. Эти силы продолжали переговоры с Карлом I и соглашались на определенных условиях на его возвращение на престол даже после битвы при Престоне август 1848 года , приведшей к разгрому роялистов. Более радикальные политические группы неоднократно прибегали к силе с целью добиться от депутатов нужного постановления. В результате важнейшие решения Долгого парламента могут считаться незаконными по меркам современного парламентаризма — они были приняты под давлением и не полным составом депутатов. Военные победы очень усилили авторитет армии и ее командующих. В парламенте с ними была связана так называемая группа индепендантов, согласная на уничтожение королевской власти. Воспользовавшись ситуацией с переговорами с королем, военные 7 декабря 1648 года устроили так называемую Прайдову чистку в парламенте — из него были изгнаны все противники индепендантов.

Оставшуюся часть в исторической литературе принято именовать Охвостьем. Именно Охвостье Длинного парламента судило Карла I и вынесло ему смертный приговор король был казнен 30 января 1649 года. Оно же объявило об отмене с 7 февраля того же года в Англии монархии а в мае — об установлении республики. Далее парламент продолжал считаться высшим органом законодательной власти, но действовал под контролем и по указке военных, в первую очередь Кромвеля. В 1653 году Кромвель просто разогнал парламент, опасаясь того, что даже послушное ему Охвостье не обеспечит финансирования слишком увеличившейся армии. Завершающий период революции и конец Долгого парламента Но важным юридическим нюансом действий Кромвеля в 1653 году было то, что он не получил формального согласия депутатов на роспуск Охвостья. Поэтому согласно принятого ранее постановления о правилах роспуска парламента он официально продолжал оставаться дееспособным. Этим воспользовалась группа офицеров, свергнувших в апреле 1659 года наследника Кромвеля, его сына Ричарда, с поста лорда-протектора.

Заговорщики вновь собрали Охвостье — им необходимо было иметь в стране законодательную власть. Эта сессия продолжалась недолго — в октябре того же года парламент снова был разогнан из-за разногласий с армией, и снова без согласия депутатов на роспуск. Новый созыв произошел в конце декабря — в качестве реакции на противостояние генералов Ламберта и Монка. Одержавший победу Монк склонялся в пользу реставрации монархии, и для этого ему требовались новые парламентские выборы. Однако Охвостье не желало принять решение о самороспуске, необходимое по закону для назначения новых выборов. Поэтому Монк вернул в состав парламента депутатов-монархистов, изгнанных в ходе Прайдовой чистки они ведь формально тоже сохранили свои полномочия! Восстановление состава Долгого парламента произошло в феврале 1660 года. А 16 марта депутаты уже объявили о сложении с себя полномочий.

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва, Долгий парламент работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма, ликвидировал чрезвычайные суды - "Звездную палату" и "Высокую комиссию", уничтожил все монопольные привилегии, а их обладателей удалил из парламента, привлек к суду и казнил ближайших советников короля. В конце лета 1642 г. Началась первая гражданская война между роялистами и сторонниками парламента. Нерешительная политика пресвитериан привела к поражению.

После военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем.

Прайд — бывший извозчик, Д. Хьюсон — бывший сапожник, Д. Фокс — бывший котельщик, Т. Гаррисон — сын мясника и адвокатский клерк, и др. Новое руководство армии уделяло значительное внимание политическому воспитанию рядового состава. Одновременно была резко усилена роль военно-полевых судов, строго каравших за малейшее нарушение воинской дисциплины. Под страхом смертной казни запрещалось мародерство в отношении местного населения. Отлучение военнослужащего из боевого лагеря без разрешения, нарушение порядка несения постовой или караульной службы, оставление своего поста, знамени или оружия также карались смертной казнью.

Результаты столь радикальной военной реформы не замедлили сказаться. Королевская армия была разбита, и к марту 1646 г. Карл I попытался укрыться в Шотландии, но был задержан и выдан парламенту за 400 тыс. В ходе войны в составе оппозиционного лагеря пуритан окончательно обрисовались три основных политических течения, возникновение которых произошло еще в преддверии революции; после разгрома королевских армий эти течения пришли в столкновение между собою. Правое, наиболее консервативное, крыло революционного лагеря представляли т. Их программные политические требования не выходили за рамки ограничения королевского произвола: их политическим идеалом являлась конституционная монархия с сохранением за королем значительных прерогатив верховной власти. В плане религиозно-догматических требований пресвитериане выступали за строгое единообразие, упрощение и удешевление церковного культа, за ослабление влияния на церковь представителей светской власти. Они требовали замены епископов выборными старейшинами пресвитерами — отсюда и наименование данного политического течения. Имея твердое большинство в составе Долгого парламента, пресвитериане осуществили ряд мероприятий, отвечавших их интересам.

В 1643 г. Земельные владения церкви, а также сторонников королевской власти были конфискованы в пользу государства и пущены в распродажу по очень высоким ценам; всего состоялось свыше 2 тыс. Естественно, что эти земли сконцентрировались в основном в руках джентри и буржуазии, тогда как крестьянству они оказались недоступными. Специальным парламентским актом 1646 г. Что же касается крестьян-копигольдеров, то они не становились собственниками своих держаний, но оставались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, пресвитерианский парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель. Все это свидетельствовало о том, что аграрный вопрос был решен в интересах только двух социальных групп — буржуазии и нового дворянства, тогда как положение основного трудящегося населения деревни практически осталось без изменений. В целом феодальная форма земельной собственности не была уничтожена в пользу буржуазной собственности, так что многие элементы феодальных форм землепользования были сохранены. Достигнув реализации своих основных требований, пресвитериане взяли решительный курс на свертывание революции и поиск путей компромисса с королем на основе принципов предшествующих конституционных соглашений.

На этом пути они встретили противодействие со стороны т. Индепенденты контролировали армию — первоначально О. Кромвель являлся лидером именно этой объединенной группировки, до ее раскола в 1646 г. Среди требований индепендентов было установление конституционной монархии с ограниченной властью короля; они предполагали, овладев большинством в парламенте, установить свой контроль за всей системой государственных органов. После овладения политической властью индепенденты предполагали проведение ряда реформ, гарантирующих признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных свобода слова, свобода совести и др. Религиозная реформа, по мнению индепендентов, должна была заключаться в упразднении церковной централизации, обеспечении полной свободы вероисповедания; реформированная церковная организация должна представлять собой совокупность местных автономных и самоуправляемых религиозных общин конгрегации , полностью не зависимых от светских властей. Занимая первоначально левые позиции по отношению к пресвитерианам, индепенденты с течением времени стали испытывать все возрастающее давление со стороны наиболее радикальных революционеров в своей среде. Эти радикальные группировки в 1647 г. Кромвелем, и образовали самостоятельное общенациональное политическое течение левеллеров от англ.

В трудах теоретиков левеллеровского движения в первую очередь Дж. Лильберна разрабатывалась идея народного суверенитета, построенная на принципах естественного права, — как известно, эта идея, по существу, впервые прозвучавшая в Англии, получила дальнейшее развитие за ее пределами и стала впоследствии идеологическим знаменем буржуазных революций в США и Франции. Отражая интересы мелких собственников преимущественно городских ремесленников, мелких торговцев, частично крестьянских масс , левеллеры выработали программу широких буржуазно-демократических преобразований, направленных на полную ликвидацию феодального строя, уничтожение монархии, палаты лордов и вообще всех сословных привилегий, на установление в стране демократической республики с однопалатным парламентом, избираемым ежегодно на основе всеобщего мужского избирательного права впрочем, после продолжительных дискуссий на своей конференции, состоявшейся осенью 1647 г. Программные требования левеллеров включали выборность чиновников и судей, неприкосновенность личности и имущества, свободу печати, свободу религиозных убеждений за исключением католической веры. В труде Дж. Правоотношения в обществе должны были строиться на принципе равенства всех перед законом. Уголовное наказание должно находиться в строгом соответствии с характером и масштабом совершенного преступления; проводилась мысль о недопустимости придания уголовному закону обратной силы. Основополагающим принципом судопроизводства должен стать принцип законности; судебный процесс предполагалось сделать публичным, гласным, состязательным и непосредственным. Лильберном выдвигался, в частности, тезис о том, что присяжные должны являться не только судьями факта, но и судьями права: они обязаны не ограничиваться установлением виновности или невиновности подсудимых, но и должны быть наделены правом выносить приговоры и определять конкретные наказания на основании закона.

Вместе с тем они были решительными противниками ликвидации частной собственности, в том числе полного уничтожения крупного землевладения. И сам Дж. Лильберн, и его сторонники открыто заявляли, что они являются сторонниками только политического, но отнюдь не всеобщего экономического равенства. Такая позиция левеллеров оттолкнула от них широкие слои городской и сельской бедноты, особенно малоземельных и безземельных крестьян, терявших свои земельные наделы в ходе аграрного переворота. Народные низы нашли выразителей своих требований в группировке т. Наиболее видные представители диггеров Дж. Уинстенли, В. Эверард, В. Олвин и др.

В сочинении Дж. Все члены этого общества в возрасте до 40 лет обязаны трудиться, а результаты своего труда сдавать в общественные магазины для их последующего распределения между всеми нуждающимися. Подобные примитивные коммунистические идеалы, фактически означавшие уничтожение всех форм собственности кроме семейной , резко контрастировали с той системой частнособственнических отношений, которая реально сложилась к этому времени в английском обществе. Поэтому идеология диггеров не могла стать основой сколько-нибудь массового общественного движения. Попытка диггеров осуществить коллективное возделывание общинных земель на холме Святого Георгия в 30 милях от Лондона в апреле 1649 г. Были подавлены и другие попытки захвата диггерами пустующих земель в ряде других районов Англии. Закончился неудачей и эксперимент Дж. Уинстенли по созданию коммуны диггеров в местечке Кобем графство Суррей. Судебные преследования и репрессии, предпринятые против диггеров, подорвали это движение и вскоре свели его на нет 1650 г.

Когда в обстановке развернувшейся гражданской войны индепенденты начали решительную борьбу с пресвитерианами за овладение политической властью, они вынуждены были пойти на союз с левеллерами, учитывая значительное влияние последних на народные массы, в частности на армейские низы. Между сторонниками О. Кромвеля и Дж. Лильберна было подписано т. В документе говорилось о том, что членство в парламенте должно основываться на справедливом представительстве от различных административно-территориальных единиц королевства городов, местечек и графств. Выборы депутатов парламента должны производиться на основе всеобщего мужского избирательного права. Полномочия парламента должны определяться важнейшими потребностями подданных право учреждения и упразднения судов, контроль над должностными лицами всех рангов, решение вопросов войны и мира. Предполагалось ограничить права парламента в конфессиональной сфере, а также его притязания на насильственное принуждение подданных к военной службе. Значительно укрепив свое положение, индепендентское руководство армии 6 декабря 1648 г.

Осуществленная полковником Т. Кромвеля, парламент превратился в послушное орудие в руках индепендентской верхушки. В течение 1648 г. На стороне короля выступили аристократические кланы Шотландии, командный состав флота, роялистские группировки графств Центральной Англии. Армия, руководимая О. Кромвелем, нанесла мятежникам решительное поражение.

Законодательство английской революции 1640–1660-х гг

Акт о предотвращении неудобств Акт о предотвращении неудобств Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов Трехгодичный акт 15 февраля 1641 г. В случае если этот указ ими не будет издан, они признаются утратившими свои должности и подлежат наказанию, которое будет назначено им следующим парламентом.

Это был поистине героический период в истории английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно — исторического опыта освободительной борьбы. Из этой сокровищницы революционной мысли и революционного действия черпали исторические уроки социальные и политические мыслители последующих времен, причем не только в Англии, но и далеко за ее пределами. Именно поэтому данная тема является актуальной, первая социальная революция европейского масштаба, провозгласила политические принципы нового, буржуазного общества, шедшего на смену феодальному старому порядку. После нее произошло оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства властных полномочий парламента, также парламентарной монархией происходило главным образом на рубеже ХVII- ХVIII веков, когда в стране назрел кризис абсолютизма. Вплоть до середины XIX века происшедший в Англии 40-х годов XVII века общественный переворот оставался в истолков ании историков событием почти исключительной национальной, британской истории. Задача работы — рассмотреть сущность законодательства Великой английской революции 40-60 гг.

И изучить порядок оформления конституционной монархии в Англии. Законодательство английской революции 1640—1660-х гг. Опираясь на поддержку народных масс, всех оппозиционных сил, Долгий парламент, созванный осенью 1640г. Это дает основания характеризовать первый этап революции как этап конституционный. Если король отказывался своевременно созывать парламент в установленный срок, инициатива выборов депутатов переходила к высшим должностным лицам лорду-канцлеру и лорду-хранителю печати , а при их бездействии — к пэрам королевства. Неисполнение пэрами права созыва парламента влекло за собой переход этого права в руки шерифов, администрации университетов, должностных лиц городского самоуправления. Трехгодичным актом устанавливалась также минимальная продолжительность парламентской сессии — она определялась в 50 дней; роспуск парламента раньше этого срока мог произойти лишь при добровольном согласии каждой из его палат.

Председатели каждой из палат парламента спикеры должны были свободно избираться членами этих палат. Что же касалось уже созванного парламента, то специальным законом от 10 мая 1641 г. Парламент фактически превращался из королевского учреждения в учреждение общенациональное. Вместе с тем руководящее большинство Долгого парламента продемонстрировало значительную осторожность и политическую осмотрительность: оно не дало оснований обвинить себя в радикальном посягательстве на прерогативы короны и тем самым не закрыло возможность для компромиссов с королевской властью в будущем. Однако объективная логика обостряющейся политической борьбы подталкивала парламент к продолжению наступления на устои феодально-абсолютистской монархии. Актами 4 и 5 июля 1641 г. Судебные полномочия короны были резко ограничены.

Кроме того, в июле того же года решением парламента были упразднены Звездная палата и Высокая комиссия, которые были опорой короля, а также «упорядочена» сведена к минимуму деятельность королевского Тайного совета. Затем, 1 декабря 1641 г. В 1648 г. В парламенте того времени большинство составляли пресвитериане, считавшие революцию уже законченной. Их вполне устраивала конституционная монархия.

Оливер Кромвель, лидер индепендентов, был вынужден произвести чистку парламента декабрь 1648 г. Короля, попавшего в плен, судили, приговорили к смерти и казнили в январе 1649 г. Парламент торжественно провозгласил, что Англия является республикой Акт от 19 мая 1649 г. Еще ранее верховная власть в стране перешла к палате общин Акт от 4 января 1649 г. Исполнительная власть перешла к Государственному совету, возглавляемому О.

Начался заключительный этап «Великого мятежа». Военная диктатура была оформлена как протекторат покровительство Оливера Кромвеля над Англией, Шотландией и Ирландией. Кромвель выступил за реформирование Долгого парламента, который работал без перевыборов уже 13 лет. Однако члены парламента пытались увековечить свою власть и стремились принять закон, дававший им право автоматически войти в состав нового и всех последующих парламентов. Кромвель, обвинив парламент в намерении захватить власть, при помощи военных распустил его.

Переломный момент наступил 13 декабря 1653 г.

Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой "Протестации", принятой летом 1642 г. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников.

Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля. В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции "под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г.

Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения вассальных обязанностей , однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель. Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне.

В декабре 1648 г. Политическая власть перешла в руки индепендентов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

Установление республики — наиболее демократической в существующих условиях формы правления — стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель акт 1649 г. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

Долгий парламент

Территория 603,7 тыс. Столица … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник Португалия — I [Карта П. Брокгауза и И. Ефрона Санкт-Петербургский университет — учрежден 8 февраля 1819 г.

Потребность в университете чувствовалась в СПб.

Обе партии представляли интересы имущих классов и поочередно менялись у власти. С партией консерваторов связана административная реформа на местах в 1888 г.

Им передавалась вся административная власть. Судебные функции сохранялись за мировыми судьями т. Они действовали в виде индивидуальных судов, малых сессий, городских судов в больших городах.

До 1873 г. Суды общего права представляли суды ассизов традиционные выездные суды , которые рассматривали основную массу дел; суды графств созданные в 1847 г. К высшим судам относились Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб, Суд казначейства.

Суд справедливости был представлен судом лорда-канцлера. Наивысшей судебной инстанцией оставалась палата лордов. Важное значение имели специальные суды: воинские, морские, промышленные и лесные.

В 1857 г. В конце XIX в. В 1873—1875 гг.

Были объединены и высшие суды Англии. В результате такого объединения был создан Верховный суд, который состоял из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам. В целом, к началу ХХ в.

Великобритания представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну. Здесь утвердилась классическая модель парламентской монархии. Контрольные вопросы 1.

Определите хронологические рамки английской революции. Какими течениями был представлен лагерь оппозиции в период английской революции? Представители какого течения требовали провозглашения республики?

Кто выступал за ликвидацию частной собственности на землю? С деятельностью какого парламента связан конституционный этап в развитии английской революции? Назовите основные парламентские акты на первом этапе революции.

Раскройте основное содержание Трехгодичного акта 15 февраля 1641 г. Назовите основные итоги первой гражданской войны в Англии. Назовите основные итоги второй гражданской войны в Англии.

Определите хронологические рамки индепендентской республики. Назовите высший исполнительный орган индепендентской республики. Раскройте функции Государственного совета в период инетепенденской республики.

Кто являлся носителем верховной власти в период республики? Определите хронологические рамки протектората Кромвеля. Каким актом была закреплена личная диктатура Кромвеля?

Кому принадлежала высшая законодательная власть в период Протектората? Кому принадлежала высшая исполнительная власть в период Протектората? Раскройте полномочия лорда-протектора.

Назовите главный итог «Славной революции» в Англии. Какими актами было закреплено утверждение в Англии конституционной монархии? Как назывался закон о гарантиях неприкосновенности граждан?

Раскройте основное содержание Билля о правах 1689 г. Выделите основные положения Акта об устроении 1701 г.. Какие акты легли в основу писаной части английской конституции?

Назовите «конвенциональные нормы» английской конституции. Что подразумевается под «правилом контрасигнатуры»? Раскройте основное содержание избирательной реформы 1832 г.

Что такое «гнилые местечки»?

Наконец, в июле 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, что бы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королём как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. В 1642 г.

Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в это период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Орданс о новой модели 1645 г. Она должна была содержаться за счёт государства, офицерские должности занимались независимо от происхождения, по способности. В 1643 г.

Акт 1646 г. Окончание войны и пленение короля сопровождались обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне. В декабре 1648 г. Политическая власть перешла в руки индепендентов. Народ объявлялся источником законной власти.

Королевское звание и верхняя палата были упразднены. Англия стала республикой.

Однако их программа предусматривала признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных. Индепенденты выдвигали идею создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин [1, c. В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте "Народное соглашение" 1647 левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы "общего права". Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов. Левеллеры требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни.

Они выступили с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма [2, с. Английская буржуазная революция имела ряд особенностей, отличающих ее от последующих буржуазных революций например, Великой Французской революции 18 в. К числу таковых особенностей следует отнести: а "религиозный" характер революции - одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода индепенденты, левеллеры т.

Долгий парламент 1640-1653 гг. в Англии и его законодательство.

Долгий парламент принял в феврале 1641 г. закон – Трехгодичный акт, согласно которому парламент должен был созываться на сессии ежегодно, а возможный перерыв в его созыве не должен был превышать трех лет. В 1911 г. специальным актом были ограничены законодательные полномочия палаты лордов. Согласно Акту о парламенте 1911 г. не требовалось согласия палаты лордов на проведение финансовых биллей. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3 сентября 1645 г., и последующие парламенты должны быть созываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента. В 1664 году оно было отменено Законом о трехгодичных парламентах 1664 года (16 Глава 2. c. 1).[4] Хотя новый закон сохранил требование о созыве парламента не реже одного раза в три года, механизма для обеспечения соблюдения этого требования не существовало.

12. Английская буржуазная революция и ее значение

В ТРЕХГОДИЧНЫХ актах относятся к нескольким актам, принятым в Англии, которые устанавливают, что парламент должен собираться не реже одного раза в три года. Первым из них стал «Акт для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе парламентов» или в сокращенном названии — «Трехгодичный акт». Акт о предотвращении неудобств, которые могут произойти вследствие преждевременного перерыва занятий, отсрочки или роспуска настоящего парламента, 10 мая 1641 г. Трехгодичный акт. в Англии закон, подписанный королем в 1641 г. Согласно ему, перерывы между сессиями парламента не могли превышать трех лет. В феврале 1641 г. был принят трехгодичный акт, узаконивший созыв парламента не реже одного раза в три года независимо от воли короля.

12. Английская буржуазная революция и ее значение

Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. Акты парламента 1641 г. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом 1642-1647 и 1648-1649 гг. Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы.

В 1642 г. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой " Протестации", принятой летом 1642 г. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям.

Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля. В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции " под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки.

И далее постановлено, что отныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для его собрания, иначе как с согласия его величества, его наследников или преемников и обеих палат, заседающих в парламенте, и что ни заседания палаты пэров, ни палаты общин в отдельности не должны быть прерваны по крайней мере в продолжение 50 дней после собрания этих палат, за исключением случаев добровольного согласия каждой соответствующей из указанных выше палат. Члены каждой палаты имеют право избирать своих председателей — спикеров — по своему усмотрению1.

Фактически в Англии оформилась личная диктатура О. Кромвеля, создавшая предпосылки восстановления монархии.

Буржуазия могла сохранить свои позиции, лишь идя на уступки феодальному дворянству. Союз между ними был закреплен в Бердской декларации 1660 г. В ней Карл II даровал прощение всем лицам, принявшим участие в борьбе с королем, если те в течение 40 дней со дня опубликования данного акта дадут обещания быть лояльными подданными. Монарх поклялся признать действительными все заключенные во время революции сделки. Имения, конфискованные у короны, подлежали безусловному возврату Карлу II без всякой компенсации с его стороны. Но король не получил назад свою собственность.

Вместо этого парламент назначил ему жалование цивильный лист в размере 1280 тыс. Захудалые местечки снова получили места в парламенте. Карл II начал преследовать «цареубиц» , под которым понимались все республиканцы. После того, как их сняли, у трупов были отсечены головы». Вследствие своей продажности он заслужил также прозвище Пенсионерского. Опираясь на него и пользуясь временной поддержкой буржуазии, Карл II правил почти самодержавно.

Он начал формировать собственную армию. Поддерживала монарха и англиканская церковь, чье учение было признано государственной религией. Сторонников короля называли «тори». Виги считали, что монарх должен действовать в интересах всего господствующего класса Англии. Они отрицали божественное происхождение монархии. Права и обязанности короля, по их мнению, определялись «договором с народом» , под которым они понимали правящие круги.

Последний был недоволен тем, что страной правил тайный совет, члены которого назначались и несли ответственность только перед короной. Палата общин не одобряла преследования пуритан. Подвергалась критике внешняя политика королевского правительства его зависимость от Франции, продажа крепости Дюнкерк Людовику XIV и т. Его политика грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри. Это привело к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г.

Этот переворот получили название «Славная революция». Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв.

Суды королевской прерогативы были ликвидированы, юрисдикция Тайного совета была сокращена до минимума. Все уголовные и гражданские дела подлежали отныне ведению судов «общего права», разбиравшими эти дела в установленном порядке судопроизводства.

Судьи провозглашались несменяемыми и независимыми от короны. В интересах джентри и буржуазии летом 1641 г. Документом, подводящим итог первому этапу революции, явилась «Великая ремонстрация» Grand Remonstrance , принятая 1 декабря 1641 г. По своему замыслу «Великая ремонстрация» должна была осуществить конституционное оформление проведенных в стране преобразований. Этот обширный документ, включающий 204 статьи, перечислял все злоупотребления королевской власти за последние 15 лет в том числе в период беспарламентского правления.

Главными противниками королевства, стремившимися подорвать его основные законы и традиционные принципы правления, в «Ремонстрации» названы идеологи католицизма, недостойные представители высшего клира англиканской церкви, недобросовестные королевские приближенные. В связи с этим королю рекомендовалось окончательно лишить епископов права заседать в парламенте, а из Тайного совета и других совещательных органов удалить тех, кто своими злоупотреблениями и пороками приносят ущерб «счастью, богатству, миру и безопасности» королевства и всех его подданных. Документ также формулировал некоторые положения, представлявшие особый интерес для добивающихся власти буржуазии и нового дворянства: так, в нем содержались статьи о свободе торговли и предпринимательства, об отказе от порочной практики выдачи королевских монополий, об упрочении позиций пресвитерианской церкви, о воспрещении назначения на государственные должности лиц, не пользующихся доверием парламента, о создании правительства, ответственного перед парламентом и др. Обсуждение «Ремонстрации», длившееся беспрерывно в течение 15 часов, выявило наличие серьезных разногласий в рядах парламентской оппозиции. И хотя этот документ характеризовался подчеркнутой умеренностью, стало очевидным, что как только речь заходила о переменах, выходящих за пределы непосредственной угрозы существования самого парламента, его депутаты демонстрировали полное отсутствие единства.

При окончательном голосовании в палате общин «Ремонстрация» была одобрена с перевесом лишь в 11 голосов за — 159, против — 148 депутатов ; палатой лордов этот документ был отвергнут. К концу 1643 г. Однако картина событий изменилась коренным образом после прихода к руководству парламентской армией О. Кромвеля и проведения по его инициативе радикальной военной реформы. Эта реформа, осуществленная на основании Ордонанса о новой модели, принятого 9—11 января 1645 г.

В качестве образца новой военной организации был взят кавалерийский полк численностью около 2 тысяч всадников , сформированный О. Кромвелем за свой собственный счет; солдаты этого полка, названные «железнобокими», отличались особой отвагой в бою, дисциплинированностью и религиозным воодушевлением. Согласно указанному Ордонансу, вместо милиционных ополчений отдельных графств, до этого не имевших организационного единства, отличавшихся слабой воинской дисциплиной и недостаточной боеспособностью, создавалась постоянная армия общей численностью 21,5 тыс.

Вы точно человек?

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640–1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течение 1640–1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Тогда же приняли закон, согласно которому парламент должен был созываться не реже чем раз в три года. Революционные акты Долгого парламента (Трехгодичный акт, Великая ремонстрация). ⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 42Следующая ⇒. Долгий парламент — название Парламента Великобритании в 1640—1653 и 1659—1660 годах.

Противостояние королевской власти и парламента и установление республики в Англии.

Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (трехгодичный акт), 15 февраля 1641 г. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3 сентября 1645 г., и последующие парламенты должны быть созываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента. В ТРЕХГОДИЧНЫХ актах относятся к нескольким актам, принятым в Англии, которые устанавливают, что парламент должен собираться не реже одного раза в три года.

Формирование конституционной монархии в Англии

Индепендентская республика 1649 — 1653 гг. Предпосылки — начало революции конституционный этап. В начале XVII в. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. За столетие, предшествующее революции, Англия в 14 раз увеличила добычу каменного угля, второе — добычу железной руды и т. Широкое развитие получает кораблестроение. Главным предметом экспорта явилась уже не шерсть, а готовое сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по - капиталистически. Уже не редкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наёмных работников.

Тем не менее буржуазия была недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, сохранением цехового строя и препятствиями, которые создавались для мануфактурного производства. Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами. Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах; постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооружённых сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингема, и т. Глубокое недовольство существующим порядком захватило английскую деревню, в особенности копигольдеров, составлявших не менее половины крестьянства. Огораживаниями и произвольным увеличением земельной ренты, непомерной величины платежами, взыскиваемыми при переходе земли по наследству файнами , землевладельцы либо вовсе сгоняли крестьян с зесли, либо превращали их в издольщиков, работающих на чужой земле за часть урожая. Заодно с копигольдерами были и батраки - коттеры - наиболее приниженная и эксплуатируемая часть английского крестьянства. Революционная армия, свалившая короля и открывшая дорогу для буржуазного развития Англии, была по преимуществу крестьянской армией, армией «железнобоких». Признаки революционной ситуации обнаруживались повсюду — в крестьянских выступлениях и рабочих «беспорядках», в открытом сопротивлении налоговому обложению, в деятельности разного рода религиозных сект, настаивавших на разрыве с официальной церковью.

Кризисная ситуация со всей резкостью обнаруживалась и в парламенте. Сложившаяся здесь оппозиция переходит в наступление на правительство. Итак, первые признаки зреющей в парламенте оппозиции короне появились ещё в последние годы правления Елизаветы 1. В полный голос эта оппозиция заявила о себе уже в первом парламенте её преемника — Якова 1, где предметом обсуждения оказалась стержневая проблема конституции — о границах прерогативы, то есть исключительных прав короны, и привилегиях парламента. Яков 1 был склонен рассматривать парламент лишь как подсобный институт, возникший и функционирующий по милости короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения. Ответом на эти притязания явилась «Апология палаты общин» - документ, составленный палатой общин к «сведению» короля — чужестранца, весьма недвусмысленно утверждающий, что король Англии не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства, конституционное устройство которого основано на признании парламента верховным органом страны во главе с королём, но отнюдь не одного короля, действующего независимо от парламента. Решительно отвергая сам принцип божественности королевской власти, палата общин подчёркивала, что власть смертного короля не является ни божественной, ни единоличной. В 1614 г. На напоминание о «правах парламента» король ответил, что есть только милости, которые могут быть даны и могут быть отобраны.

Бурные сцены сопровождают парламентскую сессию 1621 г. Король собственноручно вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с вождями оппозиции. Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских слоёв собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова 1 и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики — должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах? Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, то есть получившему поддержку обеих палат. Яков 1 наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента 1611 г. Это было по существу новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец». Особо памятной становится парламентская сессия 1628 г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии: никаких налогов без парламента, никаких арестов иначе, как по закону, отмена всех и всяких чрезвычайных судов.

Приняв петицию и дав сперва на неё положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции». Тогда в марте 1629 г. Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и её члены покинули зал заседаний. В ответ на эту революционную акцию Карл распускает парламент с тем, чтобы, как он надеялся, не собирать его вовсе. Важнейшей предпосылкой общественно — политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиции англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены состав полномочия Высокой комиссии, она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. Принудительность религиозной политики распространилась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры. В то же время с XVI в.

Сложилась особая идеология — религиозная и политическая одновременно — пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства. Ряд неудачных политических решений Якова и Карла, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, - всё это вызвало небывалый рост общественной оппозиции. Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрёл конкретный вид противостояния короны и парламента. Яков и Карл последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нём постоянную оппозицию. И не могла обходится без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права». В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640 г. Этому парламенту суждено было стать Долгим.

С началом его заседаний началась по сути новая глава английской истории — истории Великой социальной революции. Первая гражданская война. Дабы обезопасить себя от неожиданного приказа о роспуске, Долгий парламент принял два важных акта: так называемый трёхгодичный акт, предусматривающий регулярный созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе как по его собственному решению. Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма — Звёздную палату и Высокую комиссию. Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента. Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость. В отчаянной попытке остановить революцию Карл 1 самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу.

Ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги. Армия не размещалась на постой в дома жителей. Никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти " противно законам и вольностям страны". Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции - о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I 1629-1640 гг. В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту. В созванном в 1640 г. В течение 1640-1641 гг. Прежде всего, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. Серия актов, принятых летом 1641 г. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г.

Кучма II. Штабом Английской буржуазной революции явился парламент — общенациональное представительное учреждение, сочетавшее функции законодательного, совещательного и судебного органа. Именно в парламенте а точнее говоря, в его нижней палате — палате общин сложился блок джентри и буржуазии, осуществлявший политическое руководство революцией. Поэтому с внешней точки зрения революционная борьба приняла традиционную для Англии форму соперничества и борьбы парламента с королем: последние олицетворяли собой два политических лагеря, пришедшие в состояние острой конфронтации, а затем и открытой борьбы. Таким образом, классовый конфликт между буржуазией и джентри, с одной стороны, и феодальной монархией — с другой, принял форму конституционного конфликта между парламентом и королем. Непосредственному началу революционных событий предшествовала длительная борьба между парламентом и королями из династии Стюартов на престоле с 1603 г. Хотя парламентские акты первых десятилетий XVII века сохраняли форму традиционных претензий, адресованных королевской власти от имени общенационального представительства такие документы неоднократно принимались в предшествующую эпоху, начиная с Великой хартии вольностей 1215 г. В целом политический кризис 20-х годов характеризовался тем, что инициатива все более прочно переходила в руки палаты общин. Весной 1628 г. В составлении этого документа важную роль сыграл выдающийся юрист, член Суда королевской скамьи Э. Последнее требование было направлено на ликвидацию чрезвычайных судебных учреждений Звездная палата, Высокая комиссия и др. Таким образом, анализируемый документ достаточно четко выразил главные политические требования оппозиционного лагеря — отрегулировать на легитимной основе пределы власти короля в отношении как личных, так и имущественных прав подданных. При этом очень характерным являлось то, что оппозиция формально не выступала за установление новых принципов общественно-политического устройства королевства, она лишь ратовала за восстановление древних, исконных свобод и привилегий народа, попранных Стюартами. Однако после того, как парламент дал свое согласие на выделение денежных субсидий правительству, король посчитал себя свободным от выполнения взятых на себя обязательств. Парламент был распущен и не созывался более десятилетия 1629—1640 гг. В период беспарламентского правления т. Внутренняя оппозиция беспощадно подавлялась с помощью системы чрезвычайных трибуналов. Спасаясь от преследований короля, значительная масса населения около 20 тыс. Новой Англии. С 1628 г. Начиная с этого времени английские колонии в Северной Америке стали прибежищем для многих представителей политической и религиозной оппозиции. Пытаясь воспрепятствовать этим массовым переселениям, Карл I издал ряд законов, препятствующих эмиграции, под страхом тяжких уголовных наказаний. Когда 1 мая 1637 г. На одном из них находился и О. К началу 1640 г. Неудачная война, которую правительство Карла I вело против Шотландии с 1637 г. Весной 1640 г. Этот парламент, работавший с 3 апреля по 5 мая 1640 г. Вместо немедленного выделения правительству требуемых субсидий Короткий парламент приступил к обсуждению политики короля в годы единоличного правления. За свою строптивость этот парламент был разогнан, но положение короля стало еще более критическим: он оказался перед лицом массовых народных выступлений как в столице, так и в провинции. Осенью 1640 г. Парламент функционировал около 13 лет до апреля 1653 г. Численность нижней палаты Долгого парламента составила 516 человек, верхней — 150 человек. Именно под его руководством началась и осуществлялась Английская буржуазная революция. Началом революционных событий считается 3 ноября 1640 г. Конституционный этап революции. Опираясь на поддержку народных масс, всех оппозиционных сил, Долгий парламент приступил к законодательству, направленному на реформирование феодально-абсолютистского строя: ограничение королевского абсолютизма, утверждение верховенства парламента, перестройку административного аппарата, ограничение произвола чиновников и судей. Это дает основания характеризовать первый этап революции как этап конституционный. Если король отказывался своевременно созывать парламент в установленный срок, инициатива выборов депутатов переходила к высшим должностным лицам лорду-канцлеру и лорду-хранителю печати , а при их бездействии — к пэрам королевства. Неисполнение пэрами права созыва парламента влекло за собой переход этого права в руки шерифов, администрации университетов, должностных лиц городского самоуправления. Трехгодичным актом устанавливалась также минимальная продолжительность парламентской сессии — она определялась в 50 дней; роспуск парламента раньше этого срока мог произойти лишь при добровольном согласии каждой из его палат. Председатели каждой из палат парламента спикеры должны были свободно избираться членами этих палат. Что же касалось уже созванного парламента, то специальным законом от 10 мая 1641 г. Таким образом, Трехгодичный акт значительно укрепил позиции парламента, исключив возможность возврата к беспарламентскому правлению, и фактически поставил его в независимое от короля положение. Парламент фактически превращался из королевского учреждения в учреждение общенациональное. Вместе с тем руководящее большинство Долгого парламента продемонстрировало значительную осторожность и политическую осмотрительность: оно не дало оснований обвинить себя в радикальном посягательстве на прерогативы короны и тем самым не закрыло возможность для компромиссов с королевской властью в будущем. Однако объективная логика обостряющейся политической борьбы подталкивала парламент к продолжению наступления на устои феодально-абсолютистской монархии. По требованию широких слоев общественности из тюрем были выпущены политические заключенные. В мае 1641 г. Страффорда, идеолога и вдохновителя королевского деспотизма, арестованного сразу после начала революции в числе других наиболее ненавистных народу реакционеров. Такая же судьба постигла и архиепископа Кентерберийского главу англиканской церкви В. Лода: арестованный в начале революции, он несколько лет провел в заключении и был казнен в 1645 г. Преследованием королевских фаворитов было возрождено старинное право парламента на импичмент в отношении высших должностных лиц королевства. Актами 4 и 5 июля 1641 г. Дайси, — не было просто упразднением непопулярного трибунала: им была срыта до основания вся административная система, которая была учреждена Тюдорами и расширена Стюартами. Судебные полномочия короны были резко ограничены. Суды королевской прерогативы были ликвидированы, юрисдикция Тайного совета была сокращена до минимума. Судьи провозглашались несменяемыми и не зависимыми от короны. В интересах джентри и буржуазии летом 1641 г. Вместе с тем на первом этапе революции парламенту не удалось решить вопрос о переустройстве церкви, в частности о ликвидации епископата. Депутаты Долгого парламента отчетливо сознавали, что радикальная реформа церкви неизбежно повлекла бы за собой передел земельной собственности, а такая перспектива, разумеется, не входила в планы парламентского руководства. Тем не менее был достигнут важный практический результат — епископальное устройство англиканской церкви перестало существовать. Епископы были вынуждены оставить свои места в палате лордов, что существенно изменило соотношение сил в парламенте в пользу нижней палаты. Документом, подводящим итог первому этапу революции, явилась т. Этот обширный документ, включающий 204 статьи, перечислял все злоупотребления королевской власти за последние 15 лет в том числе в период беспарламентского правления. Документ также формулировал некоторые положения, представлявшие особый интерес для добивающихся власти буржуазии и нового дворянства: так, в нем содержались статьи о свободе торговли и предпринимательства, об отказе от порочной практики выдачи королевских монополий, об упрочении позиций пресвитерианской церкви, о воспрещении назначения на государственные должности лиц, не пользующихся доверием парламента, о создании правительства, ответственного перед парламентом и др. Что же касается практики назначения королевских советников, то Карл I настаивал на том, что его право свободного выбора таких лиц не может быть подвернуто никакому парламентскому контролю. И хотя этот документ характеризовался подчеркнутой умеренностью, стало очевидным, что как только речь заходила о переменах, выходящих за пределы непосредственной угрозы существования самого парламента, его депутаты демонстрировали полное отсутствие единства. В целом, итогом первого этапа революции явилось значительное ограничение королевской власти. Однако полной победы парламенту над королем достичь еще не удалось. Свое отступление перед парламентом король рассматривал как временный маневр, намереваясь в будущем, при благоприятном для него стечении обстоятельств, вернуться к абсолютистской форме правления. Гражданская война. Разумеется, сложившееся временное равновесие сил не могло быть сколько-нибудь продолжительным. Попытка Карла I осуществить физическую расправу над лидерами парламента окончилась провалом: когда, в нарушение старинной традиции, король во главе вооруженного отряда в 400 человек прибыл в парламент с целью ареста наиболее активных оппозиционеров пяти коммонеров и одного пэра , последние укрылись под защитой мэра Лондона и горожан. В этих условиях в январе 1642 г. По всей стране происходило размежевание социальных и политических сил. Короля поддержали в основном северные и западные графства Англии, отсталые в экономическом отношении; промышленно-развитые регионы Юго-Востока и Центра стояли на стороне парламента.

Небольшая часть членов Палаты общин и лордов около 100 также отъехали в Оксфорд, образовав там роялистский парламент. Началась война приказов, рассылаемых на места и короной, и парламентом. Объективным выходом могла быть и стала первая гражданская война в стране 1642-1646 гг. В период гражданской войны парламент предпринял меры к организации новой государственной администрации. Ее началом был организованный еще в сентябре 1641 г. Ему поручалось контролировать ход дел в государственном аппарате, финансах, управление Ирландией и Шотландией, надзор за судами. Тем самым парламент вставал во главе и исполнительной власти. Верховенство парламента в делах управления было заявлено в особом постановлении Палаты общин, поддержанном частью лордов, о подчинении Тайного совета 2 июня 1642 г. Согласно постановлению, Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента, депутаты должны контролировать воспитание в королевской семье, давать согласие на династические браки. Предполагалось сделать парламент главенствующим в юстиции, при том что суд считался как бы полностью независимым. Существенно должны были сократиться полномочия исполнительной власти вообще, в том числе и короны. В развитие этих начал в ходе гражданской войны под руководством парламента была создана сеть исполнительных комитетов: Комитет безопасности 1642 , которому поручалось раскрытие заговоров роялистов; Комитет по ассигнованиям 1642 , Комитет обоих королевств, то есть Англии и Шотландии 1644 , которому была предоставлена военная и внешнеполитическая сферы; Комитет по секвестрам имуществ роялистов 1644 , Комитет по штрафам с родственников «пассивных роялистов» 1643. В 1643 г. Наконец, парламент принял резолюцию о собственном законодательном верховенстве и о признании изменой неподчинения парламенту. Фактически с 1642 года в Англии установилась республика , основанная на 1 законодательном и судебном верховенстве парламента и 2 подчинении парламенту исполнительной власти. Реально также сложилось несомненное преобладание нижней палаты — Общин, основанной на выборном представительстве. Такое доминирование парламентско-представительного правления вызвало к жизни сомнения в полезности сохранения монархии: «Аристократия и монархия — это производные формы правления , — отмечал один из идеологов новой власти Т. Это стало объективным лозунгом завершающего этапа революции. Крах монархии и установление Республики Первая гражданская война 1642-1646 гг. После нескольких военных неудач королевской армии Карл I бежал к союзным шотландцам, которые, опираясь на соглашение с новой властью , выдали короля парламенту за значительный денежный выкуп. Поворотное значение в ходе гражданской войны имело создание новой парламентской армии — т. По парламентскому биллю 1645 г. В армии вводились единое обмундирование, строгий дисциплинарный устав. Рекрутировалась она на основе принудительного набора, но большинство вступило в армию сознательно; она отличалась единым духом и в главном — радикальными пресвитерианскими настроениями. В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель 1599-1658 — командующий конницей и лидер умеренно-республиканского протестантского крыла в армии и парламенте. Другим важным актом стало упразднение Палаты по делам опеки, а вместе с этим и феодальных основ землевладения 24 февраля 1646 г. Все феодальные повинности и обязанности землевладельцев в пользу короля отменялись. Однако сохранены были обязанности и подчиненный статус мелких свободных держателей и арендаторов. В определенной степени отмена способствовала продвижению аграрного строя к принципам частной собственности. Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента отражавшее позиции знати и финансово-торгового патрициата городов стремилось к достижению соглашения с королем на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте и отражавшие позиции имущего большинства населения страны стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепендентской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека , таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъема революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение — левеллеров уравнителей , лидером которых стал публицист Д. Левеллеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права. Особое место заняли и идеи армейской революционной стихии, которая требовала полного переустройства власти на основе разумных законов, отрицая даже незыблемость исторического конституционного порядка. Индепенденты во главе с О. Кромвелем господствовали в армии, особенно после подавления «уравнительного» мятежа части полков в 1647 г. В мае 1647 г. Преобладание Совета армии стало значительным после того, как в июле 1647 г. Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. На защиту монархии поднялись главным образом шотландские аристократы-пресвитериане, их поддержал флот, роялистские мятежи прошли по всей Центральной Англии. Армия Кромвеля подавила выступления и, еще раз вступив в Лондон, поддержала организованный Советом офицеров разгон монархически настроенных членов парламента таких оказалось около 140. После этого парламент, численно сократившийся и мало представительный, стал, по существу, орудием ивдепендентской диктатуры. Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королем Карлом I январь 1649 г. В состав суда — первого в мировой истории суда нациинад короной — были включены до 150 законоведов и членов парламента, но реально значительная часть из них, в т. Разбирательство шло 5 дней. В итоге Карл I был признан «тираном, изменником, убийцей и врагом государства». Под давлением армии и на основе происшедших параллельно процессу политических перемен в стране суд вынес смертный приговор. В прощальном слове король предостерег нацию против «ложного пути»: «Теперь в Англии царствует грубая сила. Вернитесь к старому, воздайте кесарю кесарево, а Божье Богу... Я стою за народную свободу. Но в чем она заключается? Она в том, чтобы иметь правительство и законы, обеспечивающие личность и собственность». Казнь короля стала заключительным, формально — юридическим завершением установления в Англии республики. Вслед за процессом Палата общин отменила институт единоличной монархии в стране как «ненужную, обременительную и опасную для свободы, общей безопасности и публичного интереса» 17 марта 1649 г. Судьбу монархии разделила Палата лордов, члены которой ранее не поддержали идею суда над королем 19 марта 1649 г. Англия была провозглашена республикой, которая должна управляться «высшей властью нации, представителями народа, в парламенте при этом не должно быть ни короля, ни лордов». Идеи «общего благосостояния» Cominonwealth и «свободного государства» free State стали основными конституционными принципами организации новой власти. Верховным органом власти в Английской республике стал парламент, составленный из одной Палаты общин. Его полномочия были заново определены еще до официального объявления республики. В Постановлении об объявлении себя высшей властью в государстве 4 января 1649 г. Палата общин провозгласила 1 признание народного суверенитета как основы всякой власти, 2 представительную и избирательную от общин организацию высшей власти, 3 законодательные неограниченные полномочия представителей общин. Парламент сосредоточил у себя практически всю полноту государственной власти , включая организацию правительственной власти, администрацию, руководство армией и высший судебный контроль. Принцип парламентского абсолютизма в развитие и в нарушение начала народного суверенитета был в наибольшей степени реализован в ходе английской революции. Высшая исполнительная власть передавалась Государственному совету образован 7 ноября 1649 г. Советники избирались парламентом на 1 год из числа компетентных людей — военных, юристов, ученых. Бессменным председателем был Брэдшоу, глава суда над королем. Формально Совету принадлежали только полномочия по исполнению решений парламента. Фактически же в нем и в подчиненных ему комитетах образованных в 1642—1644 гг. Такое перераспределение полномочий от парламента к правительственным институтам также было своеобразной чертой новой республики. Политически система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649 г. В заседаниях и решениях дел принимали участие еще меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. В условиях обострявшихся отношений с Ирландией и Шотландией, продолжающихся конфискаций имений роялистов организация власти обнаружила очевидное тяготение к военно-диктаторскому режиму и к единоличной власти. Режим военной диктатуры. Протекторат Развитие революционной стихии и крен значительной части армии в сторону левеллеров-уравнителей был опасен не только в политическом отношении. Крепло движение крестьянских масс в направлении аграрной реформы и полного передела собственности. Хотя в последний проект «Народного соглашения» политической программы демократов армии в мае 1649 г. Весной-летом 1649 г. Это стремление «сделать держателя столь же свободным, каким является лорд» Кромвель позднее оценил как весьма опасное для « естественного состояния нации». Объективно в тех условиях рост уравнительного движения повлек бы за собой только нарастание революционного хаоса. Нарастало и роптание в армии, недовольной длительным непереизбранием парламента и требовавшей обновления вообще принципов избирательного права. Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды. Еще в июне 1647 г. Совет армии предложил парламенту особую Декларацию с предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения, зафиксированные в протоколах совета были возрождены и послужили основой для конструкции нового государственного порядка. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте — парламенте и вновь учрежденном лорде-протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно раз в 3 года и самостоятельно, нельзя было распускать его ранее 5 месяцев работы. Избирательное право устанавливалось на новых основах, где главными были только имущественный ценз в 200 фунтов стерлингов и возрастной 21 год. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения ». Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот пост производился Государственным советом членов которого в числе 15, в свою очередь, избирал парламент. Лорд-протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления «содействовал» ему в этом только Совет численностью от 13 до 21 члена. Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики включая право вести войну и заключать мир, при согласии Совета. От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования. Только назначения высших правительственных чинов требовали согласия парламента или Совета — так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип ответственного правительства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий