Спортивная карьера, ее особенности литература 2018

Выделяется определенный «переходный период» от спортивной карьеры к жизни и деятельности после спорта. Этот период характеризуется как кризис, связанный с появлением необычных для спортсмена сложностей и эмоциональных волнений. В данном параграфе представлены результаты изучения переживаний спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, а также завершивших ее. Подвергнуты анализу особенности их выраженности, вариативности и взаимосвязей.

Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры

Гагин, 1994, 1997. Спортивная карьера характеризуется относительно ранним стартом, кульминацией и финишем, совпадая по времени с возрастными периодами, когда развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности идет наиболее интенсивно. Поэтому изучение профессиональной спортивной карьеры как междисциплинарной на завершающем этапе, ее содержание является важнейшим условием разработки необходимого психолого-педагогического сопровождения, которое еще не получило должного научного обоснования. По-разному складывается жизнь спортсменов в спорте и вне его. Но есть общее: спортивная карьера, охватывающая по времени около половины жизни а иногда и больше , ни для кого не проходит бесследно, она оказывает существенное влияние на становление и развитие человека, его судьбу. Сложность и многообразие социально-экономических и политических процессов, охвативших Россию, не обошли проблем, связанных с профессиональным спортом, затрагивая судьбы известных спортсменов и широкие слои мастеров спорта. Профессиональные спортсмены, составляющие достаточно большую и устойчивую социальную общность находятся в поле зрения средств массовой информации, населения,... В заключение необходимо сделать ряд выводов. Спортивная карьера - это многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижение высоких спортивных результатов и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Синтетическая, аналитическая и структурная модели спортивной карьеры позволяют создать ее системное психологическое описание, отражающее движение от первичного синтеза синтетическая описание - к анализу аналитическое описание , и затем - к синтезу более высокого порядка структурное - по сути акмеологическое - описание. Успех спортивной деятельности определяется не только максимальной реализацией имеющихся способностей, этому в полной мере должны способствовать волевые проявления, мотивационные установки, а также знания, умения и навыки.

Главный же фактор, способствующий реализации двигательных способностей, это соответствие им выбранного вида деятельности.

В список задач послеспортивной реабилитации входит помощь в социальной адаптации спортсмена и связанной с ней ресоциализации. Под ресоциализацией мы понимаем некоторое изменение и усвоение социальных норм, ценностей личности. Ресоциализация бывших профессиональных спортсменов — это процесс включения индивидов в систему социальных отношений, сложившуюся в социальной общности и основанную на их интересах. Ресоциализация — это сложная система социальных отношений. Ресоциализация — это многосторонний процесс, в котором задействован не только бывший спортсмен. Чтобы смягчить ресоциализацию спортсмена послеспортивная реабилитация должна включать социально-психологическую подготовку спортсмена к смене деятельности, правовую помощь, помощь в трудоустройстве, формирование психологической установки на успешную социальную адаптацию, профессиональную переподготовку, помощь в решении материальных проблем. Решение данных вопросов предполагает создание организаций, базы данных профессиональных спортсменов, финансовых резервов, создание рабочих мест.

Процесс ресоциализации бывших профессиональных спортсменов конечен. Решая эти задачи, общество сможет избежать того, что спортсмены-профессионалы уйдут в теневую экономику, криминал, станут жертвами «ничего неделания», превращаясь в неполноценных членов общества. Ресоциализация спортсмена может быть частью его спортивной карьеры, а может быть и её завершением. В российскую спортивную лексику термин «карьера» пришёл относительно недавно. Построение спортивной карьеры происходит в общем теми же путями, что и построение карьеры в любом другом поприще. Стамбулова выделяет три существенных признака любой карьеры: многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; высокие достижения; самосовершенствование субъекта в данной деятельности. Нам наиболее близка периодизация, представленная Б. Ананьев выделял четыре периода, в которые входят подготовка, старт, кульминация и финиш.

Этапы карьерного роста спортсмена были разделены на следующие периоды: — базовая предварительная спортивная подготовка; -начало спортивной специализации; -углубленная тренировка в выбранном виде спорта; — спортивное совершенствование. Также В. Филин выделил три зоны спортивных достижений в жизни каждого спортсмена. Мы понимаем, что под словом «зона» В.

Поэтому, зачастую, у спортсменов возникает сложность выбора дальнейшего жизненного пути, а из этого могут вытекать долгосрочные депрессии и разочарования.

В особенности с такими моментами, как правильность выбора дальнейшей карьеры, может возникать у тех спортсменов, которые получили травмы, и которые больше не имеют возможности продолжать свою спортивную карьеру. Поэтому сейчас психологическое консультирование спортсменов в большей степени направлено на помощь перехода от спортивной карьеры к карьере после её завершения. Помощь заключается в восстановлении и ориентировке на правильный выбор. Психолог-консультант должен нацеливать спортсмена на две карьеры, чтобы по окончанию спортивной карьеры, а у разных спортсменов она может закончиться в разном возрасте, то есть это индивидуальный фактор, он безболезненно и безошибочно смог перестроиться на развитие уже другой карьеры, не связанной с развитием своих физических качеств. Цель работы: проанализировать подходы к изучению психологии спортивной карьеры и провести исследование по индивидуальным особенностям спортивной карьеры студентов-спортсменов.

Гипотеза исследования. Современные тенденции развития спорта вносят существенные изменения в спортивную карьеру, как правило, студенты-спортсмены либо находятся на пике своих возможностей, либо уже завершают карьеру, либо уже закончили. В связи с этим можно выделить индивидуальные особенности карьеры спортсменов. Организация исследования. Нами был проведен опрос среди студентов-спортсменов КазНу им.

В данном опросе участвовало 20 человек, занимающихся разными видами спорта, с разным уровнем мастерства на направлении физическая культура. Выбор студентов-спортсменов вызван тем, что сегодня спортивные психологи рассматривают две карьеры для спортсмена - это, непосредственно, сама спортивная карьера и та карьера, которую спортсмен может продолжить или уйти после завершения спортивной карьеры, либо совместно со спортивной карьерой заниматься и развивать уже карьеру в каком-то другом направлении, либо деятельности. На 1 этапе студентам-спортсменам был предложен опросник выявляющий общую характеристику их спортивной карьеры. Начало спортивной карьеры возраст; что привлекло в данном виде спорта; самостоятельно ли, или с помощью родителей попал в данный вид спорта.

Постановка цели - это проявление, с одной стороны, заинтересованности в будущем, а с другой - предсказание удовлетворенности, известной из прошлого опыта, что создают необходимый положительный фон для формирования образа будущего, в частности образа профессиональной деятельности. Итак, жизненные прогнозы человека связаны с удовлетворенностью жизненной ситуацией, под которой следует понимать определенную пространственно-временную конфигурацию образа жизни индивида, совокупность обстоятельств его жизнедеятельности, подвергающихся мотивационно-смысловой организации. Еще одним важным аспектом отношения субъекта к актуальной ситуации выступает отношение к самому себе, необходимость включения которого в схему нашего анализа обусловлено рядом соображений. Прежде всего, отношение к себе является неотъемлемым компонентом жизненной ситуации, которая является не просто набором внешних обстоятельств жизнедеятельности индивида, но и результатом их субъект объективного благоустройства и концептуализации на основе оценки собственных ресурсов, мотивов и т.

Во-вторых, эмоционально-ценностное отношение к себе выражает смысл "Я", который признается единицей самосознания и является важным регулятором сознания и поведения человека. В-третьих, самоотношение связано с жизненными перспективами личности. Ананьев отношение к себе рассматривал через рефлексивные свойства характера - самолюбие, чувство собственного достоинства и т. Эти свойства "завершают структуру характера и определяют его целостность. В этом смысле они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегуляции и контроля развития". Выходные категориальные основы описывают естественную диахронную целостность профессиональной деятельности в осознании "Я-реального" и "Я-профессионального", а соответственно и направление, по которому он направляется в будущее "Я-идеальное" , что связано с отражением его жизненных прогнозов. Сегодня существует несколько специфических видов профессий и сфер человеческой деятельности, занятие которыми в силу тех или иных причин ограничено определенным возрастным рубежом. И для всех, кто работает в сферах, завершение карьеры и необходимость кардинального изменения целей, содержания и характера деятельности чрезвычайно сложной, и даже часто весьма болезненной, проблемой.

Чрезвычайно важная социальная значимость указанной проблемы требует создания и обеспечения надлежащего функционирования соответствующей системы подготовки людей таких профессий спокойного перехода из одной сферы деятельности после завершения карьеры в ней к другой. Эта система должна включать и такую сферу, как формирование профессионального, психологического и организационного обеспечения. Особого внимания заслуживает разработка подсистемы психологической поддержки. В первую очередь это касается профессиональных спортсменов в тех видах спорта, в которых людям приходится заканчивать выступления в относительно молодом возрасте, когда еще есть и силы, и энергия, и амбиции, которые могут быть успешно использованы в принципиально новой сфере деятельности. Не хватает только психологической готовности для перехода к ней. Привлечение к занятиям профессиональным спортом все более широкого круга людей, в основном молодежи, существенно обостряет указанную проблему, поскольку молодым вообще присуще скептическое отношение к своему будущему. Молодым людям обычно кажется, что они всегда будут молодыми, сильными, здоровыми и оставаться таковыми в течение всей своей жизни. Это представление также становится одним из весомых источников формирования и развития резистентного отношения к попыткам привить им понимание того, что когда-то все равно придется расстаться со спортом и решительно выбрать совершенно новую для себя сферу жизни и деятельности.

Таким образом, привитие спортсмену такого понимания, и тем более формирование, его готовности к такому кардинальному изменению привычного образа жизни оказывается довольно сложной задачей. Для его успешного решения педагогу, тренеру и психологу команды крайне необходимы надежные практические рекомендации. Разработка же их и надлежащая апробация требуют наличия соответствующих теоретических и методологических основ, которые могут быть получены только как результат целенаправленных системных исследований в области, которая объединяет такие специфические направления, как психология личности, педагогика и психология спорта, логика и психология деятельности, теория воспитания и другие. Поднятая проблема имеет более широкое социальное значение, чем только подготовка спортсменов, она должна считаться неотъемлемой частью психологии спорта и фактически является специфической отраслью в системе наук о педагогическом обеспечении физического воспитания и спорта. Сегодня одна из важных проблем состоит в необходимости разработки и последовательного использования эффективных технологий профессионального самоопределения спортсменов. Появление этой проблемы обусловлена тем, что занятия спортом не просто полезно для здоровья, но и способствует развитию физических, морально-волевых и даже интеллектуальных качеств. Поэтому оно является весьма престижным, а в случае достижения спортсменом высоких достижений это становится еще и материально весьма выгодным. Такая ситуация делает привлекательной для студента именно спортивную карьеру, а профессиональная подготовка уходит в большинстве случаев где-то на второй план.

Однако особенностью спортивной карьеры все более ощутимо выступает ее возрастная ограниченность, по которой рано или поздно перед спортсменом встает вопрос его дальнейшей судьбы и необходимость четкого профессионального самоопределения. Поднятая проблема образует интересное педагогическое явление и в связи с этим должна рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, необходимость своевременно определиться со своей карьерой в принципе может мешать молодому человеку в развитии спортивного мастерства в том случае, когда он решает отдать предпочтение обучению ради своей будущей деятельности по заведомо выбранной и получаемой в вузе специальности. Во-вторых, он в любом случае не должен пренебрегать обучением по этой специальности, даже если спортивная карьера развивается успешно, и он достигает значительных результатов. Проявлением приобретенных благодаря спорту морально-волевых качеств и высокой организованности должно стать и серьезное отношение студента к своему обучению, к овладению системой знаний и навыков, подготовки и последующего успешного защиты дипломной работы по выбранной специальности. В-третьих, серьезность проблемы, связанной с необходимостью выбора судьбы и своего профессионального самоопределения, мало беспокоит спортсмена в молодости, когда ему представляется, что он всегда будет молодым и сильным, а спортивное мастерство только расти. В большинстве случаев настоящую серьезность этой проблемы он начинает осознавать только тогда, когда реально перед ним возникает перспектива завершения спортивной карьеры, когда он чувствует, что силы уже не те, что были раньше, что он больше устает, требует более длительного отдыха. Именно в это время у него возникают сомнения и тяжелые размышления о своей дальнейшей жизни и деятельности.

Поэтому именно на этом этапе спортсмен и требует квалифицированной психолого-педагогической помощи со стороны авторитетного для него человека. В-четвертых, сознательно выбирая для себя путь занятия профессиональным спортом, или спортом высоких достижений, молодой человек должен четко представлять себе не только несомненные положительные такой жизненной стратегии слава, авторитет среди болельщиков, относительно высокие гонорары, хорошая физическая форма и развитие морально-волевых качеств и т. Среди них в первую очередь следует отметить высокую вероятность травм, иногда достаточно тяжелых, реальную возможность специфических профессиональных заболеваний, отсутствие оплаты больничных при травмах и болезнях, отсутствие пенсионного обеспечения и других социальных гарантий, которые человек безусловно получал бы в случае выбора варианта профессионального самоопределения по полученной в высшей школе специальности. В-пятых, учитывая всю серьезность, противоречивость и сложность затронутой проблемы, необходимо отметить, что ее решение требует поиска и использования эффективных педагогических технологий, которые активно способствовали повышению уровня доверия спортсменов к педагогу-тренеру и усиливали его влияние на психологическую установку спортсмена. Эти технологии, с одной стороны, должны иметь четкую индивидуальную направленность на личность, а с другой - быть неотъемлемой составной частью всей системы учебно-воспитательной работы в спортивном клубе, команде или коллективе. Представляется вполне очевидным, что желаемая эффективность этих технологий может быть обеспечена только в том случае, когда их использование должным образом сочетается со всей методике учебно-тренировочного процесса и с системой применяемых средств воспитательного воздействия на спортсменов. Такое сочетание предполагает детальное знание воспитателем личностных черт и качеств спортсмена, состояние его здоровья и особенности жизни, уровня его академической успеваемости и возможные проблемы с обучением. И вся эта информация должна обязательно учитываться при выборе необходимых педагогических технологий и методик учебно-тренировочного процесса и их практическом применении в каждом конкретном случае.

По убеждению В. Монахова, педагогическую технологию характеризуют два таких принципиальных аспекта: га-рантованисть конечного результата и проектирование учебного процесса, в то время как методика представляет собой совокупность рекомендаций по организации и течения образовательного процесса. Автор в своей практической деятельности играющего тренера в баскетбольном клубе «Авантаж-Политехник» и в научно-исследовательской работе и исходит из необходимости использования таких технологий проектирования учебного процесса, которые бы гарантировали получение конечного результата. При этом сам результат должен гармонично сочетать как интересы клуба, так и индивидуальные интересы каждого спортсмена, в том числе его четкое профессиональное самоопределение и содействие успешной реализации сознательно выбранной им своей жизненной стратегии. Реализация этой цели требует, чтобы общая структура используемых педагогических технологий включала четкое целеполагание для каждого конкретного спортсмена, соответствующую организацию всего учебно-воспитательного процесса и эффективное управление тренировочной и соревновательной деятельностью, соблюдением им спортивного режима, а также норм, требований и принципов здорового образа жизни. Эти технологии также должны предусматривать мотивацию и контроль, а также возможность коррекции их применения в том случае, когда по каким-то причинам оказывается, что реальные результаты их применения существенно отличаются от желаемых целей или ожидаемых показателей. Совсем не случайно А.

Теоретические аспекты изучения карьеры спортсмена

Стаценко, И. Федотова, В. Филин и другие. Проблемой кризиса завершения спортивной карьеры одной из первых стала заниматься Н. Далее данная проблема рассматривалась в трудах таких исследователей, как И. Иванов, О. Сенаторова, С. Несмотря на давнее изучение проблемы становления спортивной карьеры, на современном этапе нет единой точки зрения по определению сущности данного понятия.

Кроме того необходимо отметь, что недостаточно разработана проблема индивидуально-психологических особенностей переживания кризиса завершения спортивной карьеры. Следовательно, данная проблема требует к себе пристального внимания в силу недостаточной ее разработанности. Цель дипломной работы - изучить особенности переживания кризиса завершения спортивной карьеры спортсменами высокой квалификации. Гипотезы исследования: 1. Спортсмены с невысоким уровнем притязаний и адаптивными копинг - стратегиями субъективно легче переживают кризис завершения спортивной карьеры. Тип эмоционального реагирования связан с уровнем притязания личности. Цель и гипотеза определили задачи исследования: 1.

Для достижения успеха в спортивной карьере требуется упорство, дисциплина и постоянство в тренировках. Главное — следовать тренировочной программе, предложенной тренером, и не пропускать тренировки. Регулярность и систематичность тренировок являются ключевыми факторами для достижения результатов. Важное значение имеет также правильное питание и режим отдыха. Спортсмены должны следить за своим рационом, употреблять достаточное количество белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов. Регулярный отдых и сон также являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и помогают восстановить организм после физической нагрузки.

Итак, тренировки и подготовка играют важную роль в спортивной карьере. Нужно быть готовым к тяжелому физическому труду, следовать тренировочной программе и не забывать о правильном питании и отдыхе. Только так можно достичь значимых результатов и превратить спортивную карьеру в успешное достижение. Физические аспекты спортивной карьеры Спортивная карьера требует от спортсменов высокой физической подготовки и уровня физических навыков. Важно понимать, что спортивная карьера включает в себя ряд физических аспектов, которые необходимо учитывать и развивать для достижения успеха. Во-первых, одним из ключевых аспектов является выносливость.

Выносливость позволяет спортсмену выполнять физические упражнения или тренировки на протяжении продолжительного времени без потери сил. Для повышения выносливости спортсмены должны регулярно заниматься кардиотренировками, такими как бег, плавание или езда на велосипеде. Во-вторых, сила является важным фактором в спортивной карьере. Некоторые виды спорта требуют от спортсменов силовых навыков, например, гиревой спорт или бодибилдинг. Развитие силы осуществляется через тренировки с гирями, штангой или с использованием тренажеров для поднятия веса. В третьих, гибкость также играет важную роль в спортивной карьере.

Гибкость позволяет спортсменам выполнять большой объем движений и уменьшает риск получения травм. Гибкость можно развивать с помощью специальных упражнений и растяжки.

По нашему глубокому убеждению, основная задача создаваемой системы целевой подготовки человека к успешной жизни и деятельности после завершения спортивной карьеры должно заключаться не в разрушении этой резистенции, а в относительно мягком ее преодолении и даже дальнейшем ее плодотворном использовании. Для того чтобы успешно, то есть спокойно и ненавязчиво, но системно и последовательно преодолевать резистентные проявления спортсмена на попытки целенаправленной его подготовки к постспортивного периода жизни, необходимо прежде всего сформировать у него привычку к самоанализу и глубокую внутреннюю потребность в таком анализе. Потребность в самоанализе позволяет эффективно использовать спортсмену свою резистентность для решительного противостояния вредным воздействиям, в том числе и для преодоления высокомерия, чувства своей незаменимости, пренебрежительного отношения к товарищам по команде, уровень мастерства которых пока уступает.

Кстати, это требование вообще необходимо каждому человеку, включая спортсмена даже во время активного занятия профессиональным спортом, поскольку оно является одним из плодотворных источников и средств совершенствования мастерства. Особенно оно необходимо в коллективных видах спорта, которым является и баскетбол. Считаем целесообразным привести глубокую мысль выдающегося психолога К. Платонова о том, что "особенно важно для самопознания правильное понимание своей роли в коллективе, в обществе. Высокий уровень самопознания и, таким образом, самосознания в целом определяет объективно правильное сочетание особенностей личности и, в частности, его способностей, с социальной ролью этой личности".

Ученый совершенно справедливо подчеркивает при этом, что "чем выше самосознание личности, тем выше при прочих равных условиях является роль его в коллективе и обществе". Для командных видов спорта, особенно если команда успешно выступает на соревнованиях высокого уровня, самоанализ, присущий ее игрокам, есть еще и крайне необходимым условием формирования и соблюдения благоприятного психологического климата, доверительных отношений и высокой корпоративной культуры. Системная организация учебно-тренировочного процесса в команде должно предусматривать не только непрерывное повышение спортивного мастерства ее участников и обеспечение пика их физической и эмоционально-волевой формы на время ответственных соревнований, но и благоприятный психологический климат, высокую ответственность перед товарищами, перед своими болельщиками, семьей и собственной совестью, надлежащую общую и профессиональную культуру. С этой целью необходимо, во-первых, обеспечить максимальное доверие воспитанников к своему тренеру не только как к авторитетному специалисту, но и как к интеллектуально развитой личности с высоким уровнем культуры, широким кругозором и четкими мировоззренческими позициями, как к умелому педагогу и чуткому человеку. Во-вторых, важным условием преодоления страха и неуверенности спортсмена перед неопределенностью его спортивной и постспортивной жизни является получение каждым спортсменом образования в высшем учебном заведении как физкультурного, так и любого другого профиля соответствующего его интересам, стремлениям и предпочтениям.

Именно получение профессии в значительной степени повышает готовность спортсмена к успешной жизни и деятельности после завершения спортивной карьеры, открывает реальные возможности плодотворно работать по полученному образованию и квалификации и достичь самореализации в новой сфере. В-третьих, эффективным средством выступает забота о сохранении физического, эмоционального и нравственного здоровья, что должно способствовать успешной самореализации в новой сфере профессиональной деятельности, что может требовать не меньше сил и энергии, чем спортивные соревнования. Кроме того, она требует от него высокой профессиональной компетенции, творческого подхода, максимальной мобилизации креативных способностей и интеллектуального потенциала. Формирование у спортсмена так необходимого ему понимания этих особенностей постспортивной деятельности дает возможность направить его психологическую резистентность на сопротивление проявлениям лени, апатии, нерешительности, трансформировать ее в энергию действия. В-четвертых, чрезвычайно важным, возможно, даже стратегическим средством предлагаемой системы должно стать целенаправленное привитие каждому спортсмену бережного отношения к получаемому денежному вознаграждению, к рациональному его расходования, в том числе путем инвестирования в свое будущее.

Для этого достаточно приводить примеры того, как вкладывают свои средства в успешный бизнес выдающиеся спортсмены, артисты и представители других профессий, деятельность которых ограничена определенным возрастом. Таким образом, предлагаемая система способна усиливать сплоченность команды, способствует максимальному раскрытию творческих способностей каждого спортсмена и реализации его личностного потенциала. В основу функционирования системы должно быть положено целенаправленное педагогическое воздействие на каждого игрока, который является дидактически выверенным и максимально индивидуализированным. Тренер как педагог и психолог, должен быть готов взять ответственность за свои слова и действия во время профессионального общения со спортсменом. Она включает постановку только реалистичных целей, поскольку психологически готовый и педагогически компетентный тренер должен понимать не только индивидуальные психические особенности спортсмена, но и ограниченность своих возможностей по влиянию на него.

Обладая эффективными методами убеждения и внушения, тренер тем не менее должен решительно отказаться от нереальных попыток изменить саму личность спортсмена. Однако необходимо поддерживать его амбициозные планы, например такие, которые касаются дальнейшего повышения спортивного мастерства и направлены на успешную деятельность после завершения выступлений. Нужно действовать очень тонко, выбирая тактику, должна предотвращать так называемую "звездную болезнь" и высокомерие, но и помогать спортсмену правильно использовать свою популярность, формировать имидж и паблик рилейшнз PR , который может сыграть важную роль в организации его жизни и деятельности и осуществлении планов по новой сфере, успешной реализации приобретенных в спорте морально-волевых качеств и навыков бойца. Садовник, - как в командных, так и в индивидуальных видах спорта, позволяет спортсмену превратить свое имя в бренд, который не имеет отношения к спорту, и поддерживать в дальнейшем нужный имидж этого бренда. В таком случае можно полностью избежать зависимости от личных спортивных достижений".

Последнее замечание является чрезвычайно важным с позиций нашего исследования, поскольку у многих спортсменов на заключительном этапе карьеры эти достижения могут быть очень скромными. Действительно, силы уже не те, спортсмен быстрее устает, он теряет физическую форму и все чаще сидит на скамейке запасных. Однако его имя еще "на слуху", имидж выдающегося спортсмена не потерян и PR активно помогает некоторое время продержаться в команде и подготовить себе новую сферу деятельности и себя самого к успешной деятельности. Это связано с тем, что благодаря имиджу и PR ему легче устанавливать отношения с различными контрпартнерами, а самим этим контрпартнерам лестно, что они сотрудничают с широко известным человеком, который к тому же еще и часто консультируется с ними по чисто профессиональным вопросам, отдавая должное их профессиональным знаниям и опыту. Бренд бывшего известного спортсмена должен повысить и авторитет его партнеров по бизнесу или иных сферах деятельности, поскольку потенциальным потребителям продукции всегда интересно иметь дело с фирмой, связанной с именем какой-нибудь знаменитости.

Особняком стоят примеры преждевременного завершения человеком спортивной карьеры в результате полученных травм или профессиональных заболеваний, которые способны надломить волю и решимость и создать дополнительные психологические барьеры. Это существенно мешает помощи в организации их постспортивной жизни. Однако эта проблема выходит за рамки нашего исследования. ЗаключениеПрофессиональный прогноз в наиболее общем смысле образом определенной целостности, которой выступает будущий жизненный путь. Жизненный путь как атрибутивная характеристика субъект объекта профессиональной деятельности рассматривается и как будущее самообладание, моралистичнисть ортодоксальные стиле супер-эго , и как относительно высокая тенденция видение причин происходящих в жизни не только во внешних силах, но и в самом себе.

В любом случае психологическая резистентность спортсмена не может рассматриваться как нечто столь непреодолимое, что навсегда закроет для него возможности подвергаться соответствующему психолого-педагогическому воздействию, целенаправленно должен готовить его к успешному и это мы еще раз особо подчеркиваем жизни и деятельности после завершения активной спортивной карьеры. Но преодоление его резистентности является непростой задачей и требует большого педагогического мастерства тренера, высокой его культуры, профессионального и личностного авторитета. Результаты исследования дают веские основания для таких выводов. Во-первых, большинство спортсменов, которые достигают выдающихся результатов, недостаточно беспокоит мысль о том, что неизбежно придет время, когда придется завершить спортивную карьеру и жить в принципиально новых условиях, к которым необходимо не просто приспосабливаться, но и заранее готовиться. Уже сама эта мысль часто вызывает у спортсменов существенную психологическую резистентность.

Во-вторых, проявления резистентности как активной, иногда даже агрессивной реакции личности на постороннее влияние на нее и выразительного сопротивления этому воздействию могут ухудшить межличностные отношения между тренером и спортсменом, следовательно, и взаимопонимание между ними. Это нежелательным образом сказывается на спортивных показателях самого игрока, его взаимоотношения с товарищами и на общем состоянии психологического климата в команде. В-третьих, успешным путем преодоления резистентности и восстановление нормальных взаимоотношений может быть только "мягкое" осуществление воздействий на спортсмена, когда подчеркивается уникальность его личности, талант, а внушаемых ему в результате воздействия решение он по возможности воспринимал бы свое собственное, принятое самостоятельно на основании своих размышлений. Успешное осуществление такого влияния требует от тренера знания психологии спортсмена и надлежащего владения педагогическим мастерством. В-четвертых, эффективная подготовка спортсмена к успешной жизни и деятельности после завершения спортивной карьеры возможна при наличии четкой системы учебно-тренировочного процесса, которая предусматривает воспитательную работу, высокий профессиональный личностного авторитет тренера и благоприятную социально-психологическую ситуацию в коллективе команды при должном уровне доброжелательности и общительности в отношениях между спортсменами.

В-пятых, решение проблемы психологической резистентности человека имеет чрезвычайно важное социальное значение, так как позволяет обеспечить возможность сохранения ею жизненного оптимизма и успешной профессиональной деятельности в новой сфере после окончания карьеры, связанной с определенными возрастными ограничениями. А для спортсменов это важно еще и потому, что избавляет от пессимизма, алкоголизма или использования благодаря приобретенным ими физических качествам криминальными структурами. Таким образом, исследуемая проблема действительно интересна с точки зрения теоретических психолого-педагогических аспектов вообще и педагогики спорта в частности.

Бредневой, М.

Войтенко, М. Горчаковой-Сибирской, Е. Заир-Бек, И. Колесниковой, Е.

Полат, В. Слободчикова, Г. Щедровицкого и др. Активное использование проектирования в практике обучения студентов С.

Татьяненко, Н. Емельянова, Т. Криво, М. Цыгулева, Е.

Чижикова и др. Посредством коучинга и проектной деятельности у студентов-спортсменов, по нашему мнению, происходят внутриличностные изменения — формируется осознание направлений профессиональной деятельности, появляется определенность в понимании с кем и где предстоит работать, представление о перспективах своей трудовой деятельности, анализируются собственные возможности, особенности, которые соотносятся с требованиями будущей профессии, т. Поэтому в нашем исследовании будем говорить о проектах личностного становления. В рамках профессионального образования подобные проекты относятся к акмеологическому проектированию или самопроектированию профессионального жизненного пути личности [3, c.

В основу акмеологического проектирования положены идеи акмеологии — науки о достижении профессионально-личностных жизненных вершин. Практика применения акмеологических проектов отражена в работах М. Проблема проектирования профессиональной карьеры студентами освещалась в исследованиях А. Нагорной, И.

Хабаху и др. Создание проекта профессиональной карьеры со студентами-спортсменами 3 курса происходило на добровольной основе со стороны студента, в ходе индивидуальной коуч-сессии и во внеучебное время.

Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры

Переживание спортсменами кризиса завершения спортивной карьеры - Дипломная работа Важнейшей особенностью спортивной карьеры является то, что она относится к числу ранних карьер, совпадающих по времени с возрастными периодами детства, отрочества, юности и ранней взрослости, когда форми-рование человека как индивида, субъекта.
Понятие и особенности спортивной карьеры. Чтобы управлять поведением своего спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения в его внутренний мир, в процессевоспи-тания выявлять индивидуальные особенности и содействовать формированию гармоничной личности.
Управление карьерой профессионального спортсмена (Павел Буре). Структурное описание спортивной карьеры позволило проследить динамику спортивных результатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развития мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности спортсмена [13].

Социокультурные и индивидуально-личностные особенности спортсменов

Это говорит о том, что эти специалисты должны рассчитывать на различные виды служебной карьеры. Между тем, как показал дальнейший опрос испытуемых, они не только по-разному планировали свой карьерный рост, но зачастую не предполагали дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Из этого следует, что построение карьеры должно прогнозироваться и носить плановый характер и этому необходимо обучать специалистов. На вопрос: кем Вы работали до настоящей работы, были получены следующие ответы рис. Предыдущая работа директоров: 1 — учёба, 2 — тренер, 3 — зав. Полученные данные свидетельствуют о том, что все респонденты стояли на различных ступенях деловой карьеры и ни у кого не просматривается прямая зависимость к назначению на должность директора ДЮСШ. Вопрос: нравится ли Вам ваша работа? Для остальных категорий нужно выявить причины, способствующие отрицательному отношению к работе, возможно, эти причины можно устранить, после чего рекомендуется приступить к разработке их деловой карьеры. Данные результаты указывают на недоработку организации со своими кадрами. Практически половина слушателей не планируют строить карьеру, не заинтересована в продвижении по служебной лестнице. Формирование интереса к своей работе, создание условий для творческих проявлений сотрудника в процессе деятельности, точно сформулированный результат труда могут способствовать сознательному отношению к продвижению по служебной лестнице.

Это пример того, что разработка деловой карьеры способствует интересам организации и эта работа должна прогнозироваться и носить плановый характер. В связи с этим мы считаем, что необходимо предусматривать обучение сотрудников Москомспорта вопросам разработки деловой карьеры. Рассмотрим ответы слушателей на вопрос: как Вы планируете дальнейшее продвижение. Наши респонденты представили пять форм продвижения, связанные с повышением своей квалификации. К ним относятся: самостоятельная работа по повышению своей квалификации, обмен опытом по работе со школами, участие в повышении квалификации, предусматриваемое нашим руководством, продвижение на новое рабочее место, повышение уровня знаний по проблемам психологии и юридических знаний. Мнения респондентов по этим формам работы распределилось следующим образом рис. Возможное планирование карьеры респондентов Представленные данные свидетельствуют о том, что в организации отсутствует плановая разработка деловой карьеры специалистов, и они формируют представление о своем карьерном росте по своему усмотрению, а именно: - деловую карьеру они рассматривают только как возможное повышение квалификации; - наибольшее значение они придают тем отраслям знаний, которые в настоящее время особенно значимы для практики физической культуры и спорта — юридическим и психологическим знаниям, но не тем знаниям, которые необходимы им для продвижения по служебной лестнице конкретно каждому респонденту ; - в наименьшей степени их интересует опыт других школ, а именно там может находиться возможное изменение их карьеры.

Глава 2. Анализ управления карьерой профессионального спортсмена в футболе 2.

Современный футбол - спортивная игра, с четко обозначенными правилами, регламентирующими все аспекты проведения соревнований. Матчи по футболу проводятся с участием двух команд. Число игроков каждой команды - не более одиннадцати, включая вратаря, но и не меньше семи. Победителем в игре считается та из команд, которая по окончании основного матча проведет в ворота противника наибольшее количество голов. Продолжительность игры - два равных тайма по 45 минут в том случае, если судья и две команды-участницы матча не согласовали иного варианта , между таймами положен перерыв не более 15 минут. По результатам на момент окончания основного времени судьей может быть назначено дополнительное время. В том случае, если количество голов равное или не забито ни одного гола, объявляется ничейный результат. Матч начинается с жеребьевки, в результате которой одна из команд может выбрать себе ворота после перерыва команды меняются воротами. Несмотря на кажущуюся понятность игры, не все так просто: функции каждого участника игры строго определены вратари, голкиперы, защитники и полузащитники - можно запутаться в классификации.

Равно как и определены их местоположения на начало матча, во время вбрасывания мяча после того, как мяч покинул границы поля и во время различных штрафных санкций в виде штрафных ударов.

Психология и педагогика : избранные труды. Вестник практической психологии образования. Кирсанов В. Спорт как институт социализации молодежи. Паначев В.

Спорт как социальный институт в развитии личности : дис.

Главное, всегда напоминать своему ребенку, что вы в одной лодке, и у вас одна цель - его успешная спортивная карьера. Ребенок спортсмен. Нужно, чтоб с самых первых шагов в спорте ребенку объяснили всю ситуацию. Мне кажется, нужно попробовать дитя в нескольких видах спорта, чтоб понять в каких у него получается, какие ему нравятся. Может быть, в каком-нибудь виде спорта, у него вообще талант. А после всего стоит серьезно поговорить с ребенком, узнать, что именно он хочет, каковы последствия его выбора, постараться направить его туда, где, как кажется родителям, их чаду было бы комфортней и лучше. И только, когда сам ребенок будет стремиться вырасти, как спортсмен, когда ему будет нравиться начальный процесс, когда он будет переступать через боль, когда ему будет нравиться приходить вечером уставшим и измотанным, и главное, когда он будет понимать ради чего все это, тогда можно сказать, что все идет хорошо. Конечно, со временем появятся новые заботы и проблемы, кризис подросткового возраста, проблемы мотивационного характера, но если человек правильно настроен, если рядом есть семья, друзья, тренер, которые верят в тебя, то и сам спортсмен будет стараться не подвести их, и даже превзойти их ожидания. На начальных этапах у юных спортсменов существуют кумиры, на которых они хотят быть похожими, играть также как великолепно, обладать такими же качествами.

Считаю, что это полезно, так как спортсмен не успокоится, пока не приблизится к достижениям своего идеала. Лишь бы на пике карьеры понять, что теперь историю творишь ты, и что теперь сам должен становиться кумиром. В итоге успех карьеры во многом зависит от самого спортсмена, поставленных целей, задач и силы воли. С первых шагов в спорте одним из наиболее важных факторов успешной карьеры, да и успешного становления человека, как спортсмена, является тренер. Самым важным будет первый тренер, который научит тебя азам и основам игры. Он должен быть не просто авторитетом. Тренер обязан кроме естественных высоких профессиональных факторов, быть превосходным психологом, отличным мотиватором, видеть потенциал игроков, и, конечно же, любить детей. Дети доставляют множество хлопот: они частенько капризничают, обижаются, пакостничают, и только тот, кто по-настоящему любит их, может все это вытерпеть, понять, прислушаться, помочь и сделать из них настоящих спортсменов, крепких не только физически, но и духовно. Можно провести параллель со школой, это как первый учитель, которого многие помнят всю свою жизнь, и которому бы безумно благодарны за то, сколько сил и времени он в нас вложил. Часто те навыки и знания, которые мы получили от тренера или учителя, мы усваиваем, как навыки и умения, которые в последствие трудно изменить и сложно переучить.

Поэтому в наше время так важны квалифицированные тренерские кадры, особенно в детских школах и секциях. Не менее важным является процесс развития отношений с тренером тренер-наставник-друг. Главным тут является взаимодоверие и взаимоподдержка. Пожалуй, одной из основных проблем может стать то, что многим тренерам нужен форсированный результат, то есть хорошее выступление в настоящее время, в ближайший сезон. А вот самому спортсмену нужно думать более широко. Ему придется рассчитывать свои силы, форму, для того чтоб выступать на определенном высоком уровне много лет. От тренера зависит тренировочный процесс, да и жизнь спортсмена в целом, так что он безусловно является одной из самых важных фигур в карьере спортсмена. В командных видах спорта многое будет зависеть и от коллектива, от атмосферы внутри команды. В принципе, она также зависит от тренера, но он не всемогущий и уследить за всеми не может, поэтому часто в командах бывают мини-конфликты, которые, бывает, закаляют команду, а иногда и идут на вред команде. Переход в команду, это как переход в новую школу, твои сверстники, товарищи будут проверять тебя.

Попытаются поставить тебя в разные неловкие ситуации и будут смотреть, как ты из них будешь выбираться, сможешь ли ты дать отпор или испугаешься. В такие моменты, главное, показать команде, что ваши цели совпадают, что ты такой же, как и они, и что ты сможешь им помочь, ну и, конечно, ни в коем случае не выносить сор из избы, тебе этого не простят. В самых тяжелых случаях, если разговор с командой или тренером не помогает, лучше перейти в другую команду. В любом случае, внутри коллектива всегда будет идти соперничество. Например, соперничество за роль лидера в команде, либо соперничество за одну и ту же позицию на поле. Главное, чтоб эта конкуренция была здоровой. Естественно, чем лучше отношения в команде, атмосфера внутри, тем больше шансов на победу у этой команды, тем больше шансов психологически выстоять после поражения, ведь члены команды всегда поддержат друг друга, помогут, укажут на ошибки. С развитием команды, с приходом зрелости членов команды игроки будут думать о конечном результате, а не о личных победах и достижениях. Также всегда существует ряд не таких явных факторов, от которых зависит карьера спортсмена. Они скорее будут внешними.

Хоть косвенно и будут касаться или зависеть от первых четырех. Это также доставляет проблемы. В наше время появляется все больше частных спортивных школ. И в отличие от бесплатных или почти бесплатных государственных спортивных учреждений, оплачивать спортивные интересы своего ребенка в частной спортивной школе под силу не каждому родителю. Также недешевым удовольствием является оплата спортивных сборов, начиная от поездки в спортивные лагеря Сочи, заканчивая дорогими поездками в Испанию, на многофункциональную спортивную базу со всеми удобствами и комфортом. По достижению высоких спортивных результатов, спортсмен начнет получать достаточное денежное вознаграждение, что поможет решить этот вопрос. Главное, не дать в юношеском возрасте выбросить все деньги на ветер. Немало важным в успешной карьере спортсмена, будет система тренировок, восстановления после них и отдыха. Особенно в начале, когда ребенок продолжает расти, ему необходимо достаточное количество отдыха. Сухожилия, хрящи, кости не выдерживают тех нагрузок, которых требует тренер.

Часто тренеру хочется форсировать результат, и это грубая ошибка. Еще одной проблемой перегрузки является слишком быстрый пик карьеры спортсмена.

4. Понятие и особенности спортивной карьеры.

Вестник практической психологии образования. Кирсанов В. Спорт как институт социализации молодежи. Паначев В. Спорт как социальный институт в развитии личности : дис.

Столяров В.

Бабанова, Т. Жуковская, Н. Константинова, В. Шафиков, Е. Ярушина за последнее десятилетие дает основание говорить об отсутствии у студентов чётких профессиональных намерений и представлений о будущей профессиональной деятельности. Следовательно, в период получения профессионального образования студенты учатся, но не задумываются, как, с кем им хотелось бы работать, на какую перспективу будет направлена их профессиональная деятельность, т. Следует отметить наличие достаточного количества исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения студентов разных типов учебных заведений В. Бевзюк, В. Ермошин, И.

Митюкова, З. Максимова, О. Мондонен, С. Стацук и др. Однако вопрос развития социально-профессионального самоопределения студентов освящен недостаточно полно и затрагивается в исследованиях Н. Кузнецовой и Г. Более того, в доступных для нас источниках не удалось обнаружить работ, раскрывающих социально-профессиональное самоопределение студента в соответствии с получаемой специальностью. Эти факты указывают на необходимость рассмотрения процесса формирования и развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Студенты-спортсмены, обучающиеся в образовательном учреждении спортивной направленности — училище олимпийского резерва далее УОР — призванного реализовывать одновременно несколько равноценных задач: обеспечение непрерывной, специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов, обуславливает специфику образовательной деятельности студентов-спортсменов, обучающихся в УОР. Дело в том, что образовательная деятельность студентов УОР включает в себя не только активность, направленную на овладение профессиональными компетенциями, как у всех студентов, получающих профессиональное образование, но и на спортивное совершенствование, состоящее из тренировочного процесса и участия в соревнованиях.

Регулярные выезды студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования, высокие результаты спортивных достижений обеспечивают стабильную мотивацию студентов-спортсменов к спортивной подготовке, но наряду с этим мотивация студентов к учению и овладению профессиональными компетенциями значительно уступает. В связи с этим не все студенты-спортсмены к концу обучения в УОР имеют сформированное социально-профессиональное самоопределение. Так, по результатам опроса, проведенного среди студентов-спортсменов Омского ГУОР 1—5 курс, 110 человек работу по получаемой специальности «Педагог по физической культуре и спорту» планируют 27 респондентов, будут работать по специальности в случае острой необходимости — 23 человека, 48 студентов еще не думали об этом и 12 — дали отрицательный ответ. Такие результаты объясняются направленностью студентов-спортсменов, занимающихся спортом высших достижений, на спортивное совершенствование и выступление на соревнованиях.

После окончания спортивной карьеры почти у всех девушек возникает проблема: как жить дальше? Как строить свои отношения вне спорта? Методика исследования.

Чтобы ответить на эти вопросы и разработать систему интеграции девушек-спортсменок в социальную жизнь, нами было проведено социологическое исследование «Женщина и спорт». В опросе приняли участие 288 девушек-спортсменок из Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска. Респонденткам была предложена анкета из 22-х вопросов, касающихся жизненных планов, самооценки личностных качеств и выяснения отношения женщин-спортсменок к занятиям спортом[5]. В анкетировании приняли участие спортсменки 45 видов спорта. Полученные данные подтверждают современную тенденцию омоложения женского спорта. И это понятно: стремительный рост рекордов вынуждает тренеров привлекать к занятиям спортом детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная тенденция характерна для развития современного спорта, в том числе и международного.

Видимо, это одно из противоречий, характерных для развития спортивного движения, которое можно, как мне кажется, лишь частично разрешить путем создания новых технологий отбора и развития спортивного таланта, уделения всестороннего внимания развивающейся личности юного спортсмена[5]. Спортивная карьера юной спортсменки не всегда складывается удачно и бывает весьма краткосрочной. Причины раннего ухода из спорта у спортсменок разнообразны: одних это травмы и болезни, у других — спортивные неудачи, неспособность выдерживать высокие спортивные нагрузки, третьи — разочаровались в спортивной деятельности и хотели бы попробовать себя в другом деле, в том числе получить образование, выйти замуж и т. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Выделяют три существенных признака любой карьеры: 1. Можно выделить несколько принципов построения спортивной карьеры[10]: - совершенствование знаний и навыков. Данный принцип связан с осознанием необходимости успешно осуществлять деятельность в интересах общества.

Для этого требуется постоянное стремление к устранению имеющихся недостатков, такие качества, которые необходимы в жизни, деятельности для развития творческого потенциала; - осознание собственной роли спортсмена в росте спортивной карьеры характеризуется представлением человека о своей роли в обществе, в спорте; - четкое осознание своей цели. В первую очередь тренер помогает спортсмену в определении соревновательной цели, в становлении мотивов, побуждающих стремиться к ней. Это требует достаточной осторожности, знания особенностей своих учеников; - четкая постановка задач. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Нас интересовал вопрос о целях, которые ставили перед собой спортсменки, когда только начинали заниматься спортом. Как показало исследование, в основном это была цель улучшить свое здоровье I место , второй целью по степени значимости у спортсменок оказалось желание добиться высоких спортивных результатов, стать мастером спорта, чемпионкой. Третьей по рангу стала цель войти в новый круг общения.

Многие из этих целей в конечном итоге были достигнуты. Спортивная карьера - это многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижение высоких спортивных результатов и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта[5]. Общая модель психологического сопровождения спортивной карьеры включает: цели, основные направления, способы и условия психологической помощи спортсменам, критерии эффективности. Эффективность системы психологического сопровождения спортивной карьеры подтверждена экспериментально на основе комплекса объективных и субъективных критериев. Изучены аспекты построения карьеры спортсмена; 2. Изучены методические аспекты построения карьеры спортсмена; Анализируя выполненные задачи можно сделать вывод, что управление, планирование спортивной карьеры имеет огромное значения для плодотворного продвижения спортсмена и складывания его успешной спортивной карьеры. Этапы спортивной карьеры сопровождаются различными кризисами-переходами.

Знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. Спортивная карьера требует постоянного управления, ее можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека. Распределение всей деятельности на серию проектов позволяет существенно уменьшить горизонт планирования, конкретизировать цели, а следовательно, увеличить точность составляемых планов и прогнозов. Целью спортивной карьеры нельзя назвать только выполнение спортивного разряда. Барабанов, А. Горячев, В. Виноградов П.

Социология физической культуры: Учебное пособие.

Под ресоциализацией мы понимаем некоторое изменение и усвоение социальных норм, ценностей личности. Ресоциализация бывших профессиональных спортсменов — это процесс включения индивидов в систему социальных отношений, сложившуюся в социальной общности и основанную на их интересах. Ресоциализация — это сложная система социальных отношений. Ресоциализация — это многосторонний процесс, в котором задействован не только бывший спортсмен. Чтобы смягчить ресоциализацию спортсмена послеспортивная реабилитация должна включать социально-психологическую подготовку спортсмена к смене деятельности, правовую помощь, помощь в трудоустройстве, формирование психологической установки на успешную социальную адаптацию, профессиональную переподготовку, помощь в решении материальных проблем.

Решение данных вопросов предполагает создание организаций, базы данных профессиональных спортсменов, финансовых резервов, создание рабочих мест. Процесс ресоциализации бывших профессиональных спортсменов конечен. Решая эти задачи, общество сможет избежать того, что спортсмены-профессионалы уйдут в теневую экономику, криминал, станут жертвами «ничего неделания», превращаясь в неполноценных членов общества. Ресоциализация спортсмена может быть частью его спортивной карьеры, а может быть и её завершением. В российскую спортивную лексику термин «карьера» пришёл относительно недавно. Построение спортивной карьеры происходит в общем теми же путями, что и построение карьеры в любом другом поприще.

Стамбулова выделяет три существенных признака любой карьеры: многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; высокие достижения; самосовершенствование субъекта в данной деятельности. Нам наиболее близка периодизация, представленная Б. Ананьев выделял четыре периода, в которые входят подготовка, старт, кульминация и финиш. Этапы карьерного роста спортсмена были разделены на следующие периоды: — базовая предварительная спортивная подготовка; -начало спортивной специализации; -углубленная тренировка в выбранном виде спорта; — спортивное совершенствование. Также В. Филин выделил три зоны спортивных достижений в жизни каждого спортсмена.

Мы понимаем, что под словом «зона» В. Филин подразумевал период времени в спортивной карьере.

Введи почту и скачай архив со всеми файлами

  • Реферат на тему Характеристика спортивной карьеры - скачать бесплатно. Размер файла: 49.65 Кб
  • Список литературы
  • Навигация по выпуску
  • Проблемы большого спорта: карьера
  • «Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры»

Проблемы большого спорта: карьера

  • Проблемы большого спорта: карьера
  • Курсовая с практикой на тему Психологические особенности выбора карьеры у спортсменов.
  • Презентация "Этапы и особенности спортивной карьеры" - физкультура, презентации
  • Психология спортивной карьеры
  • Спортивная электронная библиотека
  • Вход для клиентов

Теоретические аспекты изучения карьеры спортсмена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ - Студенческий научный форум Исходя из поставленных задач, в работе рассмотрены психологические теории самореализации, дается характеристика спорта как вида деятельности, рассматриваются подходы к изучению спортивной мотивации.
Психология спортивной карьеры Такое сочетание предполагает детальное знание воспитателем личностных черт и качеств спортсмена, состояние его здоровья и особенности жизни, уровня его академической успеваемости и возможные проблемы с обучением.
Курсовая с практикой на тему Психологические особенности выбора карьеры у спортсменов. - StudyCat могает понять, как происходит становление «спортивной личности». «У подножия – массовость, наверху – личности, добившиеся высоких ре-. Функционально-содержательные характеристики темы «спортивная личность» 81.

Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры

Подготовка включает выбор вида спорта, старт – начало занятий спортом, кульминация – достижение пика результатов, финиш – завершение спортивной карьеры, прекращение занятий спортом. Таким образом, спортивная карьера (СК) – это многолетняя деятельность спортсмена, предполагающая достижение высоких результатов, в соответствии с целями и задачами конкретного этапа многолетней профессионализации спортсмена. Исследование индивидуально-личностных характеристик спортсменов также представляет интерес в контексте возрастных, половых особенностей, которые непосредственно влияют на преодоление трудностей, а также различий в адаптации личности в спортивной карьере. ption. Раскрываются особенности самореализации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры.

Проблемы большого спорта: карьера

ption. Раскрываются особенности самореализации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. Подробнее проектирование профессиональной карьеры с использованием техники коучинга представим в таблице 1. В коуч-сессии, изложенной ниже, участвовала студентка Виктория К. — кандидат в мастера спорта России по лыжным гонкам. Цель и гипотеза определили задачи исследования: 1. Оп редел и ть уровень притязаний у спорт см енов, завершающих спортивную карьеру 2. Изучить особенности переживания спортсменами кризиса завершения спортивной карьеры.

Психология спортивной карьеры

Таким образом, здесь невозможно положиться только на свои данные. Так как зачастую союз нестабилен. Со сменой партнера возможно лишиться всех регалий, а также уровня участия в профессиональных турнирах. Также в данном виде карьеры на ее развитие могут повлиять гендерные особенности. Основным примером здесь может послужить то, что женщины рано или поздно могут выбрать семью и обратить все свое внимание и здоровье на рождение ребенка, таким образом выпасть из спортивной гонки минимум на 1,5 года. Затем будет очень сложный процесс восстановления здоровья и навыков, к которому будут готовы далеко не все. Наличие открытой конкуренции, соревновательный момент, а также психологическое давление -вот те особенности, что осложняют спортивную карьеру.

Данный вид карьеры является самым масштабным по энергозатратам, ведь в нем на рост влияют, как физические ресурсы, так и психологическая подготовка. Спортивная карьера не всегда приносит доход, а иногда, даже расходы являются большими, чем доходы. Заработная плата тренеров, аренда помещений для тренировок, кроме того, для многих видов спорта необходимо специализированное дорогостоящее оборудование. Если говорить о расцвете карьеры, и о выходе на пенсию, они действительно происходят очень рано, намного раньше, чем в других профессиях. Например, участие гимнастки в олимпиаде может случиться и в 15 лет, оно же может стать кульминацией карьеры. На пенсию спортсмен не всегда выходит по возрасту.

К сожалению, спортивная травма в любом возрасте и на любом этапе построения карьеры отправляет спортсмена на профессиональный покой. Но, при желании, после активного участия в соревнованиях он может перейти в тренеры, либо судьи. Исходя из отмеченных выше особенностей мы можем сделать вывод, что спортивная карьера не похожа ни на одну из вышеперечисленных, применительно к различным сферам общественной жизни. Ни к одной карьере не готовятся с детства, кроме как к спортивной. Во многие дисциплины, такие как хоккей, футбол, боевые искусства, гимнастика, спортивные танцы вход идет с 3-х лет. Литература: 1.

Никифоров Г. Психология менеджмента. Лялина Е. Исаев Б. Исаев, Н. Моска Г.

Бурдье П. Аванесова Г. Военная деятельность: культурологический анализ «Военная мысль». Сорокин П. Бизнес-карьера как предмет анализа социальных наук: подходы и направления Вестник Нижегородского университета им. Серия Социальные Науки.

Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. Кроме того, ни одна карьера не ограничена физическими возможностями, в отличие от спортивной. Кандидат может повредить ногу и забыть о будущем, чего нельзя сказать применительно к бизнес-карьере, например, которую можно вести и из инвалидной коляски, также как и любую другую, где не требуется физическая сила. Также хотелось бы отметить ранний расцвет именно спортивной карьеры. Ведь фигуристы, например, могут выиграть олимпиаду уже в 15, тогда, как политическую карьеру можно начать много позже.

Завершение спортивной карьеры также намного болезненней любой другой. Зачастую спортсмены ничего, кроме, как своего умения не могут ничего, так как на любой навык необходимы годы тренировок, и попросту не хватает времени ни на что другое. Последствием простейшей травмы может быть выход на пенсию уже в 17, тогда, как в другой профессии путь только начинается. Literature: 1. Nikiforov G. Management Psychology.

Petersburg: Publishing House St. Petersburg g U, 2004. Lyalina E. Isaev B. Isaev, N. Mosca G.

Bourdieu P. Avanesova G. Military activity: cultural analysis «Military Thought».

Сегодня он является научно-образовательным центром мирового значения и занимает высокие позиции в международных рейтингах. Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, запускаются прорывные исследовательские проекты и совершаются открытия.

Для СМИ Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Сегодня он является научно-образовательным центром мирового значения и занимает высокие позиции в международных рейтингах.

Дисциплина: Спортсмен должен быть дисциплинированным и готовым к строгому распорядку дня. Он должен придерживаться тренировок, правильного питания и отдыха. Упорство: Спортсмен должен быть готов к трудностям и не сдаваться при первой же неудаче.

Упорство и настойчивость позволяют достигать высоких результатов. Самоконтроль: Спортсмен должен иметь хороший контроль над своими эмоциями и сознанием. Он должен уметь справляться со стрессом и давлением, которые часто сопровождают спортивную карьеру. Профессионализм: Спортсмен должен быть полностью посвящен своей карьере и готов работать на достижение высоких результатов. Он должен быть готов к постоянному самосовершенствованию и обучению. Сложности спортивной карьеры Спортивная карьера сопряжена с определенными сложностями, которые спортсмен должен преодолеть. Физическая нагрузка: Спортсмену приходится работать над собой и тренироваться ежедневно. Это требует большого физического напряжения и выносливости. Конкуренция: В спорте существует огромная конкуренция, и спортсмену приходится бороться за свое место в команде или на соревнованиях. Он должен быть готов к сильным соперникам и неуклонно работать над своими навыками и результатами.

Травмы и риски: Спортсмены подвержены травмам и рискам, связанным с занятием спортом.

Характеристика спортивной карьеры

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к периодизации карьеры, на основе синтеза данных подходов, мы выделили следующие этапы профессиональной карьеры: 1. Подготовка. В данной работе рассматривается процесс смены идентичности у профессиональных спортсменов, их пост-спортивная карьера. В работе будут затронуты различные статьи, исследования, затрагивающие данную тему ранее. Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Перечислены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности, а также определен вид помощи студентам-спортсменам в образовательном учреждении спортивной направленности. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Особенности спортивной карьеры. В статье рассматривается роль личностных особенностей спортсменов как ресурсов их конкурентоспособности. Исследуются особенности психического выгорания, уровень эмоционального интеллекта, предпочитаемые спортсменами копинг-стратегии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий