Стихотворение первое января лермонтов анализ

Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным. Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Строго говоря, это стихотворение носит название «Как часто, пёстрою толпою окружён», а «1-ое января» – это пометка, сделанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, вероятно, когда произведение было написано. Блеск всего этого – полная фальшь. Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”. Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”. Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов М. Ю. Анализ стихотворения ПЕРВОЕ ЯНВАРЯ 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски.

Лермонтов М.Ю. «Как часто, пестрою толпою окружен…» Анализ стихотворения

Напряжение лирического героя создается Лермонтовым синтаксически: первые две строфы являются одним предложением. Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты» лирический герой погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта». Аллитерации («с», «ш», «ч») преобладают в первой и третьей части стихотворения и ассоциируются с шипением змей, шорохом портьер, шелестом шёлковых платьев – теми звуками маскарада, которые создают фон для воспоминаний героя. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января. Краткий анализ.

Лермонтов М.Ю. «Как часто, пестрою толпою окружен…» Анализ стихотворения

В первой — острые и точные характеристики высшего общества, во второй — безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной смежной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Строфа — одно предложение. Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия: О, как мне хочется смутить веселость их … Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку: Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки… Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям Обсуждение анализа стихотворения Анализ стихотворения М.

Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Лирический герой здесь — это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет.

Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания.

Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация.

Стиль стихотворения — романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти. Анализ стихотворения М.

Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности. Новогодний бал состоялся в ночь с 1-го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи.

Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору. Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» - обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества. С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора. Уже в четвертой строке читаем: «При диком шепоте затверженных речей…» и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину: «Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…» Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества. Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности: Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью: Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями… И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье. Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу: «Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник не? Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу. Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Лирический герой стихотворения Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку. За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А. Пушкина, став с ним вровень.

Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» Смотрите также по произведению "Лирика": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения. Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения. Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки «дикий шепот затверженных речей».

Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки… Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня…» Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях — тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …» Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злость!.. Композиция стихотворения делится на 2 части.

В первой — острые и точные характеристики высшего общества, во второй — безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной смежной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму.

Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» 1869 г. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…» В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду.

Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры — Соллогуб и В.

Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён»

Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …» Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злость. Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой — острые и точные характеристики высшего общества, во второй — безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной смежной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль — завершенной. Строфа — одно предложение. Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты «пестрая толпа», «затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь» , метафоры «железный стих», «облитый горечью и злостью» ; сравнения «лечу я вольной птицей» ; олицетворения «листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы». Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия: О, как мне хочется смутить веселость их … Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом.

Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку: Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки… Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение. Известный критик Висковатов в своей книге «М. Лермонтов» пишет: «Когда в Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр.

Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила Юрьевича, особенно после случая на маскараде». Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям Обсуждение анализа стихотворения Анализ стихотворения М. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему. Лирический герой здесь — это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными.

Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа». Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время.

Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».

Он рисует радостное веселье с «шумом музыки и танцами». Однако это лишь вступление, предваряющее дальнейший монолог автора. Уже в четвертой строке мы читаем: «В диком шепоте заученных слов…» и мы слышим резкую критику в адрес присутствующих. Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину: «Вспыхивают образы безжизненных людей, «Маски безжизненных людей…» Такое впечатление, что все присутствующие надевают маски, чтобы скрыть черствость, бесчувственность и другие недостатки общества. Во второй части поэмы автор «погружается» в особую атмосферу, в которой все вокруг кажется ему фантастическим, он видит все «как сквозь сон», не тронутый глубинами его личности: Внешне они погружены в свой гламур и суету, Я ласкаю в своей душе древний сон, священные звуки прошлых времен.

И для него воображаемое прошлое оказывается настоящей реальностью, изображенной с большой точностью и любовью: Спящее озеро, покрытое зеленой паутиной травы, А за озером дымится деревня… Вдали над полями поднимается туман… И странная тоска сжимает мою грудь: Я думаю о ней, плачу и люблю ее, Я люблю существо моей мечты. Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу: «Когда я приду в себя и пойму, что меня обманули. Шум толпы пугает мой сон, «Когда я проснусь и пойму, что обман и шум толпы О, как я хочу помешать их веселью. Вариант 1 Основные темы произведений Михаила Лермонтова — одиночество лирического героя «Выхожу один я на дорогу свою» , неприятие и презрение современного общества, любовь Лермонтова к родине и тщетные поиски истинных чувств. Эти темы наиболее ярко проявляются в стихотворении Лермонтова 1840 года «Часто окружен пестрою толпой…». Стихотворение имеет подзаголовок «1 января».

Он был вдохновлен костюмированным балом в канун Нового года. Уже в первых строках поэт вводит мотив маскировки, пустого тщеславия, лицемерия мирского общества. Лирику все это не нравится. Он воспринимает маскировку не как веселье, как новогоднюю забаву, а как своеобразный парад лжи, обмана, искусственности: В диком шепоте произносимых речей, Изображения безжизненных людей непостоянны, Образы безжизненных мужчин и маски, которые сбрасывают приличия. Особое внимание поэт уделяет описанию красот общества. Он подчеркивает их «холодные, твердые руки», которые выражают лицемерие, бесчувственность, пустоту и искусственность.

Лирический герой не выделяется из этой толпы, но, «внешне погруженный в ее гламур и суету», вспоминает свое детство, свою деревню и свою настоящую любовь. Вторая часть поэмы, контрастирующая с первой, описывает воспоминания героя о своем детстве. Они окрашены в яркие, небесные, «искренние» тона. Подчеркивается особое отношение главного героя к этим воспоминаниям: они не только очень дороги ему, но даже священны: Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен » — анализ по плану Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину: Священные звуки ушедших лет. Это место создает образ его дома, дома поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность и глубину чувств.

Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко контрастирует с образами мирских красавиц в первой части поэмы. Поэт обращает внимание на глаза и улыбку героини: «С глазами, полными голубого огня, с улыбкой радужной, как юный день за первым светом рощи». Эта девушка выделяется своей естественной красотой. Поэт подчеркивает, что она — живой человек, способный испытывать настоящие эмоции. Лирический герой мемуаров чувствует, что он — «могучий властелин» своих грез; мир зависит только от него, от его желаний. Воспоминания — это «крепость» героя; они дают ему защиту от лжи, лицемерия и пустоты окружающей его действительности.

Интересно, что различные образы дом, природа, любовь создают в душе лирического героя единый образ, который является для него идеалом: И память об этом до сих пор жива. Под бурей мучительных сомнений и страстей, Как свежий остров посреди моря Я люблю существо моей мечты. Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу: Поэтому его единственная судьба как поэта — обличение.

Любовь предстает идеалом, «странная тоска» о котором заставляет плакать «... Насколько долгим был путь в сокровенные глубины памяти, настолько резким, внезапным выглядит пробуждение.

Мечта была сном, обманом, метафорически сближенным с приходом неприглашенной, незванной в стихотворении «незванной» гостьи. Сопоставление внешнего и внутреннего выглядит столкновением, конфликтом. Шум толпы теперь предстает оскорбительным, пугающим, требующим дерзкого ответа действием, ударом по самолюбию, похожим на вызов. Вечное противостояние идеала и реальности воспринимается как личная трагедия. Сознавая обреченность одинокого бунта против мира масок и бездумных, затверженных речей, лирический герой готов проявить свою волю — хотя бы смутить, нарушить порядок вещей.

Он один против толпы, что включает его в романтический конфликт личности с обществом. Победителями в этой схватке оказываются «они» «веселость их», «им в глаза» — строфа 7 , а одинокий мечтатель возвышается в связи с мотивом протеста против всех, утверждения своей, субъективной, но единственно жизненной правды. Помимо философского, в финале стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого нас интересует, важен и творческий аспект, в центре стихотворения — поэт, бросающий в глаза общества, как рыцарь железную перчатку, свой стих: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.. В связи с обобщенной характеристикой общество — «толпа людская» , внешний мир предстает могущественным противником художника, вызывающим его злость. В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю.

Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг он «толпою окружен» — строфа 1.

Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно? Он очень сильно скучает по своему детству.

Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают: …О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.

Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова М.Ю.

В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю. Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг он «толпою окружен» — строфа 1. Жизнь для него — буря, борьба «Под бурей тягостных сомнений и страстей... Напрасно искать в нем радости, «веселости» у него противоположные чувства даже на балу, это антитезы празднику — сожаление о «погибших» годах, желание «забыться», тоска, слезы — строфы 2, 3, 5.

Тем, кто поддерживает обман, он готов отомстить «железным» стихом — оружием, облитым ядом горечи и злости. И все же очевидно, что судьбоносный поединок происходит в воображении, и оттого «Царства дивного всесильный господин» строфа 6 в действительности — «названный гость» на празднике жизни. У него в стихотворении есть третья характеристика, она выглядит наиболее значимой, определяя эмоциональную окраску финала.

В настроении лирического героя важны не только разочарованность, тоска, мечтательность, но и возмущение бездуховностью мира. Оно обусловливает направленность его творческих исканий, представая доминантой мироощущения, выделенной завершающим восклицанием. На этом завершим анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Источник: Буслакова Т. Как анализировать лирическое произведение.

На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года, присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I.

Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости. Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими.

Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».

Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки … Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей … Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места.

Прочитать стихотворение Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но почему ярость — это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I — с ненавистью и презрением. Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом.

В одной из своих статей Н. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками». На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года, присутствовал сам Николай I.

Стихотворный размер — сочетание четырёх- и шестистопного ямба. История создания Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике — бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества. Тема Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта — с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется.

TESTSOCH.RU

Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным. Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён» с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, было создано во время празднования наступающего 1840-го года. Стихотворение имеет эпиграф «1-е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта». «Как часто пестрою толпою окружен» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения. Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. Послушать стихотворение Лермонтова Первое января Темы соседних сочинений Картинка к сочинению анализ стихотворения Первое января Лермонтов. «Как часто пестрою толпою окружен», анализ стихотворения Лермонтова. На этом балу был и Михаил Лермонтов. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным. Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. «Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» «Как часто пестрою толпою окружен» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близко.

Анализ стихов

  • Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих
  • Напишите пожалуйста большой анализ стихотворения Лермонтова " 1 января"
  • «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840)
  • Темы стихов
  • Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Первое января» по плану
  • 1. История создания

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» М. Лермонтов

Поскольку оно появилось после того, как Лермонтов побывал на новогоднем балу, о чем свидетельствует дата 1 января, Николай Первый понял, что именно ему это произведение и адресовано. Император был шокирован мыслями и идеями изложенными в нем. Анализ стихотворения ПЕРВОЕ ЯНВАРЯ 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. «Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года.

1 января анализ. Анализ стихотворения Лермонтова «1 января

Красной нитью через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества лирического героя в безликой толпе. Второй его темой была безграничная любовь к Отечеству. Казалось бы, это совершенно несвязанные друг с другом темы, но все-таки в данном стихотворении они, так или иначе, созвучны. Поэт любит свою страну, но душа его не принимает фальшивое общество, спрятанное за масками. Обличение маскарада — вот идея этого произведения. Лермонтов тонко чувствовал наигранность и искусственность чувств, и в этом видел главную проблему и трагедию современного светского общества. Антитеза становится главным художественным приемом в стихотворении. На основе противопоставления лирического героя пестрой толпе основана композиция. Условно его можно разделить на три части. В первой части передается атмосфера праздника, но она не несет в себе какие-либо положительные мотивы. Поэт резко высказывается о собравшейся толпе, срывает с них маски, показывая их истинное лицо.

В каждой строке читается пренебрежение лирического героя к бездушным образам. В первой строке толпа предстает пестрым разнообразием. Пестрая — значит, разная, смешавшая в себе разные возрасты, статусы и личности. Но она воспринимается лирическим героем, «как будто бы сквозь сон». В этом читается отчуждение его, одиночество. Неприятна лирическому герою и музыка, и вообще все, что он слышит. Это мы понимаем благодаря эпитету «диком шопоте» и шуму музыки. Слово «шум» негативно окрашено, и музыка именно шумит, а не играет. Создается впечатление, что и она фальшивая. Эпитеты «образы бездушные людей», «бестрепетные руки» красавиц и метафора «приличьем стянутые маски» создают картину мертвого общества, без души, но с внешне приличной оболочкой.

И уже здесь, в первой части, возникает противостояние этому лирического героя.

Память — носитель идеального прошлого. Для Лермонтова он имеет значимость: забыться — уйти от действительности настоящего.

Возвращение к былому не только уводит лирического героя от реальности,но и делает свободным — не столько от жизненных условностей,сколько во времени и пространстве. Не случайно использование настоящего время при рассказе о прошлом. Потому так горько возвращение к реальной жизни.

Следует обратить внимание и на то, что воспоминание в романтическом мире Лермонтова приобретает не только временную,но и мировоззренческую характеристику. В этой связи наиболее актуальными становятся мотив изгнанничества и мотив одиночества в людской толпе,не способной понять и оценить лирического героя.

Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза. Когда они касаются моих холодных рук Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов М.

С беспечной дерзостью городских красавиц Отрывок стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен » Лермонтов М. Вариант 1 «Как часто, окруженный пестрой толпой…» — одно из самых задушевных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное мечте о человеческом взаимопонимании, которая зародилась в детстве, но так и не смогла осуществиться. Автор воплотил эту мечту в своих поэтических образах, которые противостоят мертвой, холодной, безжизненной реальности. Это произведение иногда сравнивают со стихотворением Пушкина «Толпа и поэт». Эпиграф поэмы гласит «1 января» и посвящен балу-маскараду, на котором присутствует высшее общество и императорская семья. Новогодний бал состоялся в Большом Каменном театре в ночь с 1 на 2 января 1840 года, на нем присутствовали Николай I и члены императорской семьи. Написать и опубликовать стихотворение, описывающее бал с царями, было смелым поступком Лермонтова.

Эта работа косвенно повлияла на самого императора, тем самым усугубив враждебные чувства Николая I к автору. Основная тема стихотворения «Как часто, окруженный пестрою толпой» — это обвинение «маскировки» жизни, холодной черствости мирского общества. С первых строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего танца с «помпой и пышностью». Он рисует радостное веселье с «шумом музыки и танцами». Однако это лишь вступление, предваряющее дальнейший монолог автора. Уже в четвертой строке мы читаем: «В диком шепоте заученных слов…» и мы слышим резкую критику в адрес присутствующих. Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину: «Вспыхивают образы безжизненных людей, «Маски безжизненных людей…» Такое впечатление, что все присутствующие надевают маски, чтобы скрыть черствость, бесчувственность и другие недостатки общества.

Во второй части поэмы автор «погружается» в особую атмосферу, в которой все вокруг кажется ему фантастическим, он видит все «как сквозь сон», не тронутый глубинами его личности: Внешне они погружены в свой гламур и суету, Я ласкаю в своей душе древний сон, священные звуки прошлых времен. И для него воображаемое прошлое оказывается настоящей реальностью, изображенной с большой точностью и любовью: Спящее озеро, покрытое зеленой паутиной травы, А за озером дымится деревня… Вдали над полями поднимается туман… И странная тоска сжимает мою грудь: Я думаю о ней, плачу и люблю ее, Я люблю существо моей мечты. Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу: «Когда я приду в себя и пойму, что меня обманули. Шум толпы пугает мой сон, «Когда я проснусь и пойму, что обман и шум толпы О, как я хочу помешать их веселью. Вариант 1 Основные темы произведений Михаила Лермонтова — одиночество лирического героя «Выхожу один я на дорогу свою» , неприятие и презрение современного общества, любовь Лермонтова к родине и тщетные поиски истинных чувств. Эти темы наиболее ярко проявляются в стихотворении Лермонтова 1840 года «Часто окружен пестрою толпой…». Стихотворение имеет подзаголовок «1 января».

Он был вдохновлен костюмированным балом в канун Нового года. Уже в первых строках поэт вводит мотив маскировки, пустого тщеславия, лицемерия мирского общества. Лирику все это не нравится. Он воспринимает маскировку не как веселье, как новогоднюю забаву, а как своеобразный парад лжи, обмана, искусственности: В диком шепоте произносимых речей, Изображения безжизненных людей непостоянны, Образы безжизненных мужчин и маски, которые сбрасывают приличия. Особое внимание поэт уделяет описанию красот общества. Он подчеркивает их «холодные, твердые руки», которые выражают лицемерие, бесчувственность, пустоту и искусственность.

Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей … Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе: В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами. Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля». Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ». Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия. Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности: С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок: О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе противопоставлении. Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев, плач человека. Как часто, пестрою толпою окружен... Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,- Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями. И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. На праздник нзванную гостью, Облитый горечью и злостью! Иван Сергеевич Тургенев, в ту пору ещё совсем молодой человек, только начинающий пробовать свои силы в литературе, видел Лермонтова среди гостей на том балу и запомнил, как к нему поминутно приставали маски, брали его за руки, старались заинтриговать. Всем было известно, кто скрывался под этими масками; тем не менее все делали вид, будто не могут разгадать эту тайну. Приблизившись к Лермонтову, дочери императора заговорили с ним надменно и самоуверенно. Сделав вид, будто ему и в голову не приходит, кто эти замаскированные дамы, Лермонтов ответил им вызывающе смело да еще прошелся с ними по залу. Возмущенные, разгневанные, великие княжны поспешили скрыться и тотчас отправились домой. Его посещает вдохновение. И Лермонтов заканчивает стихотворение строфой: Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник нзванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! Лермонтов заявил о том, что между ним и великосветским обществом лежит глубокая, непроходимая пропасть.

Напишите пожалуйста большой анализ стихотворения Лермонтова " 1 января"

Насколько долгим был путь в сокровенные глубины памяти, настолько резким, внезапным выглядит пробуждение. Мечта была сном, обманом, метафорически сближенным с приходом неприглашенной, незванной в стихотворении «незванной» гостьи. Сопоставление внешнего и внутреннего выглядит столкновением, конфликтом. Шум толпы теперь предстает оскорбительным, пугающим, требующим дерзкого ответа действием, ударом по самолюбию, похожим на вызов. Вечное противостояние идеала и реальности воспринимается как личная трагедия.

Сознавая обреченность одинокого бунта против мира масок и бездумных, затверженных речей, лирический герой готов проявить свою волю — хотя бы смутить, нарушить порядок вещей. Он один против толпы, что включает его в романтический конфликт личности с обществом. Победителями в этой схватке оказываются «они» «веселость их», «им в глаза» — строфа 7 , а одинокий мечтатель возвышается в связи с мотивом протеста против всех, утверждения своей, субъективной, но единственно жизненной правды. Помимо философского, в финале стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого нас интересует, важен и творческий аспект, в центре стихотворения — поэт, бросающий в глаза общества, как рыцарь железную перчатку, свой стих: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

В связи с обобщенной характеристикой общество — «толпа людская» , внешний мир предстает могущественным противником художника, вызывающим его злость. В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю. Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг он «толпою окружен» — строфа 1. Жизнь для него — буря, борьба «Под бурей тягостных сомнений и страстей...

Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа». Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время.

Автор выражает социальный и духовный конфликт, прибегая к антитезе. С одной стороны — бездушие, холодность, лицемерие светского общества, а с другой — искренность, доброта, теплота родного дома, усадьбы, где вырос поэт. По смыслу можно разделить произведение на три части. Первая часть — это описание костюмированного бала, на котором поэт в кругу пестрой толпы встретил лишь фальшь, затверженные речи, бездушных людей, приличием стянутые маски.

Во второй части Лермонтов с теплотой и любовью вспоминает родную усадьбу, где он вырос. Там все было иначе. Его окружали искренние, любящие, добрые родственники. Там он был волен, как птица.

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» было написано в январе 1840 года, как раз в этот период писатель получил отпуск и приехал на несколько недель погостить в Москву. В это время один за другим проводились зимние балы, хоть Михаил Юрьевич и не хотел посещать светские мероприятия, но и проигнорировать их не мог. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, насколько автору чужды окружающие его люди.

Он находится среди суеты пестро одетых дам и кавалеров, ведущих светские беседы, а сам погружается в мысли о безвозвратно минувших днях. Михаил Лермонтов хранил в памяти воспоминания о своем детстве, когда еще был счастлив. Мысли переносят поэта в село Михайловское, где он проживал вместе с родителями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий