Выступления старообрядцев значение

Главное отличие состоит в том, что в основе выступлений старообрядцев лежали религиозные разногласия, вызванные отрицанием нововведений и попыткой унифицировать привычные.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА

  • 26. Народные выступления 17 века
  • Лучший ответ:
  • 26. Народные выступления 17 века
  • Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.
  • Главные события

Движение старообрядцев

После разгрома Керженца старообрядцы бежали на Урал , в Сибирь , в Стародубье , на Ветку и в другие места. От них берут свое начало кержаки. Старообрядчества придерживались и донские казаки , пока Пётр I не урезал им вольности и насадил новообрядчество после Булавинского восстания. От сохранивших древнее благочестие казаков берут начало некрасовцы. Дольше держалось старообрядчество у яицких казаков , религиозные волнения среди которых имели место и в XIX веке. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили начисто это течение в русском христианстве. В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами [14]. Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле.

Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году благодаря стараниям греческого иереея Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие. Однако не все старообрядцы приняли нового митрополита, отчасти из-за сомнений в истинности его крещения в греческом православии практиковалось «обливательное», а не полное крещение. Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек.

Первоначально белокриницкое согласие действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков- некрасовцев. В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию, когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии в России Софроний. В 1859 году был посвящен в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний , который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

Революция 1905 года дала старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Легализовалось Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев беспоповского толка оформилось поморское согласие. Дальнейшее разрастание русской Смуты уничтожило давнего врага старообрядцев российскую монархию и раскололо новоправославную церковь на сергиан , катакомбников , обновленцев и заграничников. Благодаря обновленцам старообрядцы поповского толка, критически относившиеся к белокриницкому согласию, смогли создать русскую древлеправославную церковь. Пришедшие на смену царям коммунистические правители продолжили гонения на старообрядцев, видя в них уже не раскольников, но носителей реакционной идеалистической идеологии. Великая Отечественная война была встречена неоднозначно.

Одни старообрядцы призывали защищать Родину, тогда как другие пытались выжить на оккупированных территориях Республика Зуева Основные итоги развития старообрядчества В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия - старообрядчества.

Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах ныне территория Нижегородской области , районах Стародубья ныне Черниговская область, Украина , Кубани Краснодарский край , реки Дон. Беспоповцы жили на севере государства.

После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.

В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни одних через сожжение, других мечом. Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры - боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске.

После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году. Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел - с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке. Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной Российской Церкви и сами старообрядцы-поповцы стали предпринимать попытки сблизиться с Церковью.

Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Так возникло единоверие: 27 октября 1800 года в России указом императора Павла единоверие было учреждено как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную Церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной Церковью, создали свою церковь. В 1846 году они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который «посвятил» старообрядцам двух первых «епископов». От них и пошла т.

Белокриницкая иерархия. Центром этой старообрядческой организации стал Белокриницкий монастырь в местечке Белая Криница в Австрийской империи ныне территория Черновицкой области, Украина.

Людаха 24 июня, 18:41 0 1.

Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма. У них всегда были длинные бороды? Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу».

До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. Как к старообрядцам относились в СССР? Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.

Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь? За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Другие приспосабливаются к современному миру. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу.

Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

Соловецкое восстание

Начавшись в 1667-1669 гг. Глубинными причинами перечисленных восстаний явились рот налогов, произвол властей и введение крепостного права в России. Однако у государства хватило сил подавить все народные мятежи бунташного XVII в. Вопросы по теме лекции 1. Каковы были причины раскола русской православной церкви? Какие цели преследовало государство, поддерживая церковную реформу и преследуя старообрядцев? Какие задачи ставил патриарх Никон, начиная церковную реформу? Какие формы приобрел протест старообрядцев?

Чем закончилось столкновение Никона с царем? Каковы были причины и поводы городских восстаний? Как власть реагировала на них? Каковы были причины восстания Степана Разина? Почему государственной власти удалость подавить народные выступления XVII в.? Литература Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России.

В 4-х т. Бабич, В. Захаров, И. Учебные пособия 1. История России.

В дореволюционной литературе раскол и старообрядчество, как правило, отождествлялись, между ними в большинстве случаев ставился знак равенства. Употребление терминов «раскол» по отношению к старообрядчеству и «раскольник» по отношению к последователям этого религиозного направления вполне соответствовало официальной точке зрения, согласно которой вся вина за разделение Русской Православной Церкви возлагалась на сторонников «старой веры». Официальные наименования «раскол» схизма и «раскольник» схизматик , в которые вкладывался смысл, порицающий противников реформированной Русской Церкви, были отменены только в период первой русской революции.

Применение этих терминов по отношению к старообрядчеству и старообрядцам считалось неприемлемым для советского исследователя не только с точки зрения научной этики — оно неизбежно приводило к терминологической путанице, к искажениям в оценке самих явлений. Так, В. Карцев, опубликовавший интересное и содержательное исследование, определял раскол который он отождествлял со старообрядчеством как форму антифеодального протеста Карцев К. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: спецкурс. Калинин, 1973. В данном случае вызывало возражение не только применение термина «раскол» в качестве синонима старообрядческого движения, но и прямолинейная трактовка автором раскола как «формы антифеодального протеста». Он категорически возражал против мнения о том, что в период возникновения старообрядческого движения то есть в период раскола Русской Церкви оно в значительной мере выражало интересы феодальной реакции. Вопрос о соотношении раскола и старообрядчества неразрывно связан с оценкой их места в русской истории, с определением их социальной роли и характеристикой их социальной сущности.

Основная трудность для исследователей заключается прежде всего в необычайной пестроте социального состава этих религиозно-общественных движений, в известной противоречивости и неоднозначности политических и экономических требований их участников, завуалированных к тому же религиозной оболочкой. Раскол — явление конкретно-историческое, ограниченное рамками XVII столетия. Под этим термином в религиозном его значении следует понимать процесс разделения русского православия на два самостоятельных направления, поводом для которого явилась церковная реформа Патриарха Никона. В роли зачинателей и идеологов раскола выступала определенная часть русского духовенства, недовольная как самой церковной реформой, так и тем, что она явилась результатом единоличного решения Патриарха Никона, нарушившего таким образом принцип соборности Церкви. Немалая часть защитников «старой веры» и притом наиболее влиятельная — ее «идеологи» выступала против нового этапа в развитии русского феодализма с позиций защиты феодальной «старины». Представители духовенства, боярства и стрельцов, пытаясь повернуть ход истории вспять, внесли в раскольническое движение реакционные, консервативные настроения и тенденции. В этой связи можно говорить о том, что в расколе находила свое выражение и феодальная реакция. Движение в защиту «старой веры» охватило значительные массы крестьян и городских низов.

Для них протест против церковной реформы означал фактически протест против усиления крепостнического и самодержавного гнева. К расколу примкнула также некоторая часть зарождающейся буржуазии, недовольная экономической политикой дворянского государства. Именно эти слои стали главной социальной силой раскола, придали ему известную демократическую окраску, определили основные тенденции его дальнейшего развития, которое привело к возникновению старообрядчества, ставшего преемником и наследником раскольнического движения. Следует также иметь в виду, что раскол по своему содержанию был значительно шире, чем вышедшее из его недр старообрядчество. Как отмечал российский историк А. Клибанов, было бы «заблуждением сводить к староверию все формы религиозной оппозиции, составившей во второй половине XVII в. История религиозного сектантства в России. Раскол как таковой, как конкретно-историческое явление завершился в конце XVII в.

Старообрядческое движение, вышедшее из недр раскола, было порождено социальными противоречиями самодержавно-крепостнической системы и явилось формой религиозно-общественного протеста различных слоев русского общества. Середина и вторая половина XVII в. Произошло юридическое оформление крепостного права. На смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная монархия. В недрах феодального строя постепенно развивались буржуазные отношения. Этому переходному этапу русской истории были свойственны острейшие классовые противоречия. Весь XVII в. Недаром некоторые дореволюционные историки именовали его «бунташным» веком.

Представители каждой социальной группы, примкнувшей к старообрядчеству, преследовали собственные цели, выступали против некоторых сторон складывавшейся самодержавно-крепостнической системы, однако чаще всего эти цели были довольно туманными и неопределенными. Идейный вождь старообрядческого движения протопоп Аввакум первоначально выступил против изменения обрядов и самовластия Никона. В дальнейшем его протест приобрел значительно более широкое социальное звучание. Социально-политические взгляды Аввакума были чрезвычайно противоречивыми: в какой-то мере они отражали цели и устремления почти всех социальных слоев, вовлеченных в старообрядческое движение. По этой причине при оценке взглядов этого наиболее яркого идеолога «старой веры» следует иметь в виду как присущую ему противоречивость, так и эволюцию его мировоззрения. Катунский, например, полагал, что Аввакум «стоял на позициях реакционного боярства и высшего феодального духовенства, отстаивавших в связи с созданием централизованного государства и ликвидацией раздробленности свои сословные привилегии» Катунский А. Такая оценка представляется односторонней, а потому и неточной. С другой стороны, нельзя полностью согласиться со столь же односторонним мнением о том, что Аввакум был выразителем интересов демократических слоев русского общества.

Необходимо отметить, что к концу жизни бунтарские и демократические тенденции в мировоззрении и деятельности Аввакума усилились. Объективно его послания «грамотки» способствовали снятию «священного» ореола как с представителей царской власти, так и с высших сановников Русской Церкви. Материалы, обнаруженные В. Малышевым, свидетельствуют о том, что Аввакум был вдохновителем выступления старообрядцев в Москве в январе 1681 г. Как выяснилось, Аввакум призывал своих приверженцев вымазать дегтем гробницу царя Алексея Михайловича в Архангельском соборе Малышев В. После этого становится более ясной формулировка вынесенного Аввакуму и его «соузникам» приговора: он был сожжен не за верность старым обрядам, а за «великие на царский дом хулы», основной его виной объявлялся «мятеж», неповиновение государственной и церковной власти. Немало сторонников «старой веры» вышло и из представителей феодальной аристократии — боярства. Можно даже считать, что едва ли не большая часть боярства испытывала тайные или явные симпатии к «старой вере», пыталась использовать старообрядческое движение в целях сохранения своих былых привилегий.

Характерной попыткой такого рода являлась, например, «хованщина» 1682 : князь Иван Хованский, назначенный начальником стрелецкого войска, попытался для осуществления своего авантюристического плана опереться на старообрядческое движение, заручиться поддержкой сторонников «старой веры» среди стрельцов и посадского населения Москвы Буганов В. Московские восстания конца XVII в. Однако Хованский, опасавшийся взрыва народного возмущения в случае победы народного восстания, вскоре предал старообрядцев. В события 1682 г. Однако различие их интересов было так велико, что, как оказалось, и общая религиозная платформа — «старая вера» — не смогла послужить объединяющим фактором. Роль духовенства — и «черного», и «белого» — в старообрядчестве постепенно также сошла на нет. Для посадского населения и для крестьянства старообрядчество являлось религиозной формой социального протеста против самодержавно-крепостнического строя, однако социальная неоднородность и в данном случае обусловила различие в характере этого протеста. Путь активной социальной борьбы не был чужд старообрядческому движению того времени, однако в вооруженных выступлениях участвовала лишь сравнительно небольшая часть старообрядчества.

Кроме того, следует учесть, что, примыкая к тому или иному народному восстанию, старообрядцы руководствовались не своей религиозной доктриной, для которой был характерен отказ от активной классовой борьбы, а классовыми или сословными интересами. Вооруженные народные выступления и старообрядческое движение были параллельными течениями, которые частично сливались между собой и протекали порой, в определенный отрезок времени, в общем русле. Реакционные и консервативные лозунги возврата к «старине», характерные для идеологов раскола, сохранялись и в дальнейшем, придавая старообрядчеству специфическую окраску. Однако буквально эти лозунги воспринимались лишь представителями патриархального крестьянства и частью купечества. Зарождающаяся буржуазия, примыкая к старообрядчеству, усматривала в них иное, буржуазное содержание.

Из Москвы и других крупных городов христиане вынуждены были бежать на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места. Где они оседали, сейчас же в той местности создавались монастыри и скиты, которые становились источником духовной жизни. Отсюда шло руководство церковью, из монастырей рассылались священники на приходы.

Отсюда же посылалось св. В некоторых местах возникало много скитов и монастырей - по нескольку десятков, с многими сотнями иночествующих подвижников. Они объединялись под руководство наиболее крупного и авторитетного монастыря. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько. В 1771 г. Московским старообрядцам было отведено для погребения чумных покойников место за Рогожской заставой. Здесь постепенно возникло большое духовное пристанище с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы.

Затем начато было сооружение огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Идеологические изменения: Вместе с новым понятием об антихристе возникло и новое учение о священстве. Некоторые из старообрядцев стали учить, что священство окончательно прекратилось и безвозвратно погибло: не стало истинных священников, все они стали слугами антихриста.

Никона сослали на север, где он оставался почти 10 лет.

После смерти царя Никону позволили вернуться, но он умер в дороге к Новоиерусалимскому монастырю. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Выступление старообрядцев

Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы. 1716 год: причины: для старообрядцев установили подати в двойном размере участники: старообрядцы результат: высступления продолжались ещё. В советский период власти благосклонно относились к старообрядцам, и все прежние ограничения были сняты. В период Великой отечественной войны большая часть староверов. Выступления старообрядцев и крестьянские выступления являются двумя разными видами проявления народного протеста. В этой статье мы рассмотрим основные.

Старообрядцы: самые радикальные течения

Он ставил под угрозу целостность и выживаемость старообрядческой традиции и веры. Многие старообрядцы были вынуждены скрываться и тайно продолжать свои религиозные практики. Однако, несмотря на запрет и репрессии, старообрядчество смогло сохранить свою силу и продолжило существовать в России до сегодняшнего дня. Социальные причины Выступление старообрядцев было вызвано не только религиозными, но и социальными причинами. Одной из главных причин была дискриминация старообрядцев со стороны государства и церкви. Они были лишены прав и привилегий, общество относилось к ним с презрением и непониманием. В дореволюционной России социальное неравенство было огромным. Дворяне и богатые купцы пользовались всеми преимуществами и привилегиями, в то время как простой народ жил в бедности и ущербных условиях.

Это создавало недовольство и ощущение несправедливости. Старообрядцы составляли значительную часть бедной населения, чьи права и интересы игнорировались государством и церковью. Они стали символом борьбы за справедливость и равенство. Кроме того, старообрядцы были против прогрессивных реформ, внедряемых Петром I и его последователями. Они видели в них угрозу для своих традиций и образа жизни. Отсюда возникло непримиримое противостояние старообрядцев и власти. В результате выступление старообрядцев привело к серьезным социальным и политическим потрясениям в Российской империи.

Это был один из факторов, который способствовал последующим преобразованиям и революционным событиям в стране. Неравенство в обществе Во времена выступления старообрядцев неравенство в обществе было одной из основных причин их требований и восстания. Русское общество того периода было разделено на два основных класса: дворянство и крестьянство. Дворянство пользовалось всеми привилегиями и правами, в то время как крестьяне были лишены многих свобод и жили в крайне тяжелых условиях. Кроме того, старообрядцы, как и другие протестантские секты, были притесняемы православной церковью. Они отказывались признавать некоторые изменения, внесенные в православное богослужение, и придерживались старых обрядов. Из-за этого они были объявлены еретиками и подвергались гонениям.

В результате неравенства и притеснения старообрядцы начали выступать против общественных и церковных норм, требуя свободу вероисповедания и равенство перед законом. Их выступления и восстания были жестоко подавляты властями, но их требования и идеи о равенстве и справедливости оказали значительное влияние на русское общество и подготовили почву для последующих реформ и перемен в России. Изоляция от государства Одним из важных аспектов выступления старообрядцев была их изоляция от государства. Эта изоляция была причиной восстания, а также итогом многих кратких событий. Старообрядцы были противниками реформ, проводимых Петром I. Они не признавали реформы в духе западной Европы и стремились сохранить духовные и культурные традиции Русской православной церкви.

Герцен и Н. Огарев пытались использовать оппозиционность старообрядчества в интересах революционного движения. Однако их попытки не увенчались успехом. Оказались безуспешными и усилия народников, которые рассчитывали на сектантов и старообрядцев как на союзников в своей революционной борьбе. В массе своей старообрядцы были противниками открытой вооруженной борьбы с царизмом. Была выработана религиозная доктрина, в основе которой лежали эсхатологические в частности, антихристологические идеи. В соответствии с различной трактовкой эсхатологических идей происходило разделение самого старообрядчества на два основных течения: поповщину и беспоповщину. В дальнейшем выделились и другие направления в старообрядчестве — толки и согласия. Эсхатологические идеи в старообрядчестве были выражением бессилия участников этого религиозно-общественного движения в борьбе за осуществление своих политических и социальных требований собственными силами, путем открытой политической борьбы. Старообрядчество было порождением бессилия широких слоев русского общества в их борьбе с самодержавием и крепостничеством. Вместе с тем оно закрепляло это бессилие, уводило социальный протест в религиозное русло, делало его пассивным, облеченным в иллюзорную форму. Остается в силе меткое замечание Г. Плеханова о том, что «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность собственными силами победить царящее зло и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпадавших на долю народа крупных поражений» Плеханов Г. Начиная с конца XVII в. Характерной чертой старообрядчества того перио да стало резкое противопоставление «истинно ве рующих христиан» то есть старообрядцев «миру», в котором якобы воцарился антихрист. Для того чтобы не быть причастным к «миру» антихриста и тем избежать «вечной погибели», наиболее фанатичные и последовательные сторонники староверия избрали такую крайнюю форму религиозного протеста, как массовые самосожжения. Семьями и целыми деревнями запирались они в срубы, скиты, церкви и сжигали себя заживо, полагая, что «огнепальное крещение» очистит их от «антихристовой скверны» и откроет им самый верный путь в царство небесное. По подсчетам ряда исследователей, всего сгорели около 20 тыс. Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII в. Избранные атеистические произведения. XVIII в. В этот период сформировались все основные толки беспоповщины, наметились основные течения в поповщине. За чисто религиозными разногласиями и спорами, за выделением различных старообрядческих толков и согласий стояли разногласия социального ха рактера. Важным итогом эволюции старообрядчества явилась трансформация основного его потока в буржуазное религиозное направление. Начиная с этого периода старообрядчество можно охарактеризовать как буржуазную разновидность православия. Ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие капиталистических отношений, как старообрядчество. Старообрядческие капиталы сыграли видную роль в развитии русской промышленности и торговли. Достаточно вспомнить, например, историю развития текстильной промышленности Москвы и Московского промышленного района. Крупнейшие капиталистические династии дореволюционной России — Морозовы, Рябушинские, Гучковы — принадлежали к старообрядческим фамилиям. Капиталисты-старообрядцы при найме рабочей силы обычно отдавали предпочтение рабочим-старообрядцам и нередко сооружали молельни при своих предприятиях. В этом случае к экономической зависимости от хозяина присоединялась религиозная, создававшая помимо всего прочего иллюзию межклассового сотрудничества. В известной мере старообрядчество выполняло в России ту же историческую миссию, что и протестантизм на Западе. Представляет значительный интерес оценка старообрядчества А. Клибановым, который полагал, что это движение во многом носило характер патриархальных ересей. Анализируя социальную сущность старообрядчества, А. Клибанов пришел к следующему выводу: «…Каковы бы ни были лозунги старообрядцев и каких бы ни достигала степеней их идеализация прошлого, реальная действительность обращала их и к торговой и к промышленной деятельности и вырабатывала причудливые сочетания торгово-промышленной практики с патриархальными теориями и ригористическим следованием об рядам и обычаям старины» Клибанов А. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. Кстати, апелляция к ветхозаветной старине, к христианству «времен апостольских» была характерна и для протестантизма, в том числе и для такой его разновидности, как сектантство. Для исследователя важны не сами по себе религиозные лозунги, а то, каким конкретным социальным содержанием они наполняются. Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества окончательно не решен. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует отличать от сектантства и что с чисто религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на «Священное Предание» и «Священное Писание», расходясь с ними только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях Бонч-Бруевич В. В то же время Н. Никольский считал возможным относить старообрядческие течения филипповцев и странников к сектантству Никольский Н. История русской Церкви. Некоторые специалисты были склонны включать все старообрядчество в сектантство. Наиболее характерной в этом отношении являлась точка зрения Ф. Федоренко Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. С религиозной точки зрения старообрядчество представляет собой промежуточное направление между православием и сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест в Православной Церкви признается наряду с ним и четырехконечный , двуперстое крестное знамение вместо троеперстного, служение на семи, а не на пяти просфорах, хождение вокруг аналоя «посолонь» то есть по Солнцу, а не против Солнца , сугубую, то есть двукратную, а не трегубую троекратную аллилуйю и т. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только Священное Писание, но и Священное Предание. Дониконовские церковные традиции сохранились в более или менее неизменном виде только в поповщине — умеренном старообрядческом течении. В 40-х гг. XIX в. Черновцы на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи, где находился первоначально организационный центр новой Церкви. Это старообрядческое согласие превратилось в наиболее крупное и влиятельное течение в поповщине. В 70-х гг. Значительную роль в возникновении этой Церкви сыграл старообрядческий миф о существовании в Опоньском царстве Японии? Небольшое число сторонников Беловодской иерархии имелось в дореволюционное время в Сибири и на Урале. Промежуточным направлением между поповщиной и беспоповщиной является часовенное согласие, получившее широкое распространение в Сибири и на Урале. В этом согласии служба совершается в часовне то есть в небольшом молитвенном здании без алтаря , а роль священника выполняют уставщики то есть миряне, знающие церковный устав. Беспоповщина — радикальное направление в старообрядчестве. Ее последователи отвергли церковную иерархию, отказавшись тем самым от таинства священства, а по существу и от остальных православных таинств, поскольку их осуществление связано с наличием специального института священнослужителей. Идеологи беспоповщины выдвинули положение о том, что «каждый мирянин есть священник», сблизившись в этом отношении с протестантизмом.

Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное католическое происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев. В « Поморских ответах » собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований. В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва , так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» подфурных икон. Старообрядцы были основными и, вероятно, единственными экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона. Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями старообрядцев. Быт, культура, фольклор Уставщицы в Комаровском скиту У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука , Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы поморцы, федосеевцы и др. Однако сами греки отступили от истины православия в XV веке, поскольку приняли Флорентийскую унию с католиками. Это событие послужило поводом для обособления русского христианства в 1448 году , когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Свидетельством ложности греческого новоправославия, по мнению старообрядцев, является падение Константинополя в 1453 году. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом. Однако в 1654 году 6-й патриарх Никон начал вводить новые обряды троеперстие и пр. Самочинные нововведения Никона встретила сильную оппозицию со стороны видных духовных деятелей того времени. В 1667 году состоялся "разбойничий" Большой Московский собор , в подготовке которого активное участие принял Паисий Лигарид. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Ревнители древнего благочестия были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь , который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году восстание охватило Москву. В 1682 году состоялась очередная массовая казнь старообрядцев , в ходе которой погиб протопоп Аввакум. Тогда же произошло последнее крупное выступление старообрядцев в столице — стрелецкий бунт , после которого старообрядчество уходит на границы государства.

Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви. Страшным последствием раскола явились гари - массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия - старообрядчества. Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах ныне территория Нижегородской области , районах Стародубья ныне Черниговская область, Украина , Кубани Краснодарский край , реки Дон. Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни одних через сожжение, других мечом. Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры - боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году. Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел - с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке. Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной Российской Церкви и сами старообрядцы-поповцы стали предпринимать попытки сблизиться с Церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Так возникло единоверие: 27 октября 1800 года в России указом императора Павла единоверие было учреждено как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную Церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

События выступления старообрядцев при петре 1

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона. Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями старообрядцев. Быт, культура, фольклор Уставщицы в Комаровском скиту У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению.

Основными учебниками традиционно были Азбука , Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы поморцы, федосеевцы и др. Однако сами греки отступили от истины православия в XV веке, поскольку приняли Флорентийскую унию с католиками.

Это событие послужило поводом для обособления русского христианства в 1448 году , когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Свидетельством ложности греческого новоправославия, по мнению старообрядцев, является падение Константинополя в 1453 году. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Однако в 1654 году 6-й патриарх Никон начал вводить новые обряды троеперстие и пр. Самочинные нововведения Никона встретила сильную оппозицию со стороны видных духовных деятелей того времени. В 1667 году состоялся "разбойничий" Большой Московский собор , в подготовке которого активное участие принял Паисий Лигарид. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Ревнители древнего благочестия были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь , который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году восстание охватило Москву.

В 1682 году состоялась очередная массовая казнь старообрядцев , в ходе которой погиб протопоп Аввакум. Тогда же произошло последнее крупное выступление старообрядцев в столице — стрелецкий бунт , после которого старообрядчество уходит на границы государства. На Севере крупным старообрядческим центром становится Выгорецкая обитель , закрытая при Николае I. После разгрома Керженца старообрядцы бежали на Урал , в Сибирь , в Стародубье , на Ветку и в другие места.

От них берут свое начало кержаки. Старообрядчества придерживались и донские казаки , пока Пётр I не урезал им вольности и насадил новообрядчество после Булавинского восстания. От сохранивших древнее благочестие казаков берут начало некрасовцы. Дольше держалось старообрядчество у яицких казаков , религиозные волнения среди которых имели место и в XIX веке.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили начисто это течение в русском христианстве. В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами [14].

Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, а позже вместе со своими сторонниками был сожжён на костре. Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства» , вмешивался в решение политических вопросов, требовал, чтобы его именовали «великим государем». В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г.

RustemMG 27 июн. Каким богам поклонялись Финикийцы? Arturnufer 27 июн. Если я не ошибаюсь, то Великое Московское княжествоосвободилось от нашествия Золотой Орды. В 1480 г. Произошло Стояние на реке Угре, в котором русские войска одержали победу и было свергнуто Иго... Alinkamelnik577 26 июн.

Как и безбрачные федосеевцы, они оказались лучше приспособленными к казарменной жизни промышленного пролетариата. Их женщины рожали детей без опасения, что некому будет приглядывать за ними, пока они на работе. Своих младенцев они отправляли в родные скиты, где молодое поколение принимали с радостью. Еще с XVII в. Они стали прообразом советской политики детского воспитания. Первые детские заведения обустраивались в лесных землянках. В XIX в. Их воспитанники были более образованными, чем сверстники из православных рабочих семей. Они оставались в городах и создавали основу нового поколения рабочих, сызмальства впитавших ненависть к царствующей семье, отрицательное отношение к «сребролюбию» и ортодоксальному православию. Нерегистрируемые, бессемейные, бездетные, трудолюбивые по идейным соображениям и не требовавшие больших зарплат, они были той рабочей силой, в которой нуждалась нарождавшаяся крупная промышленность. Для понимания масштабов влияния и социальной базы старообрядчества приведу пример с крупнейшим металлургическим заводом России Нижнетагильским. Вот что свидетельствовал в XIX в. Тут была особая сфера религиозной жизни с[о своими] интересами и обычаями. Здесь была своя администрация, своя особая иерархия беглых попов, независимых ни от какой духовной власти и подчиненных исключительно контролю старшин» 30. Когда духовный лидер общины входил в контору, «его встречали стоя» 31. Сами по себе связи оружейников и металлопромышленников со староверами у исследователей сомнений не вызывают. Трактуют их по-разному. Одни считают, что связь имела конфессиональную основу. Другие — меркантильную, потому что староверы были трудолюбивыми, дисциплинированными рабочими. Население большинства заводских поселков Урала было старообрядческим. Это потомки тех, кого царские генералы безжалостно усмиряли во время пугачевского восстания. Дом Романовых за это расплатился своим последним самодержцем и его братом Михаилом, в пользу которого он отрекся от престола, именно на Урале, в Екатеринбурге и в Перми. Ни в чем не повинные члены семьи Николая II тоже оказались жертвами религиозной войны потому, что к лику антихриста уральские «часовенные» староверы причисляли всех отпрысков царствующего дома. Сидевший в Кремле В. Ленин за сутки до этой ритуальной казни подготовил телеграмму для зарубежной прессы с опровержением слухов о готовящейся расправе. Только отсутствие электричества не сделало его посмешищем и не сделало очевидной его роль в тех событиях. Эсдеки, делавшие ставку на рабочий класс, действовали не вслепую. Бонч-Бруевич информировал товарищей о многочисленности староверов на Урале и в Сибири, о том, что «Златоустовские Топлинские заводы, завод в Кунгуре, завод в г. Тюмени были все переполнены бегунами», что «Федосеевский толк широко развился в России, имея почти в каждой губернии свои общины, во главе которых стояли всегда богатые купцы, фабриканты и заводчики». На втором съезде РСДРП эсдеки узнали, что поповцы «по существу своих экономических интересов» связаны с правящими классами, что беспоповцы — «темные и некультурные» — являются выразителями «протеста более стихийного, чем сознательного, но неуклонного и неудержимого», что им свойствен исключительный стоицизм и жажда покончить с антихристовой властью. Именно это им и было нужно — враждебно настроенный против дома Романовых пролетариат, нуждавшийся в национальном политическом лидере. Староверов не было среди шахтеров и железнодорожников по религиозным мотивам. Зато их много было в металлургии, тяжелом и среднем машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, на речном и гужевом транспорте. Пароходство на Волге во многом зависело от старообрядцев. На известных революционными традициями сормовских верфях, к примеру, работали поморцы и «самокресты». Ямщичество, помимо профессии, было средством передачи засекреченной информации. Старообрядчество сплачивала внешняя угроза. Однако к началу XX в. В старообрядчестве шел процесс расслоения. Предприниматели стали дрейфовать в сторону от основной массы. Удивительно, как можно верить, что «1917-й» — плод деятельности партии, имевшей 24 тыс. Остальные — литераторы и пр. Еще удивительнее, что все поверили, будто страну всколыхнули атеисты. До 1917 г. Если в России будет допущена религиозная свобода, то «половина православных христиан отпадает к староверам», «а половина высшего общества перейдет в католичество», писал Вл. Соловьев в конце XIX века. Начало XX века В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Флоренский, Г. Федотов и др. Ждали, когда революция начнет «кусать и рвать». Когда русский религиозный потенциал реализовался во всю мощь, Розанов содрогнулся, а В. Рябушинский — эмигрант, потерявший на родине все свои заводы, с удовлетворением констатировал: «На религиозном фронте победа уже обеспечена». И после 1917 г. К власти пришли верующие. Сомнений не было. Сомнения были в истинности веры. Франк утверждал, что социализм есть вера, что это вера народных масс, «идущих в арьергарде умственных движений», что это вера в «возможность устроения земными человеческими средствами земного рая», что эта вера свойственна отнюдь не только русским. Бердяев также свидетельствовал о распространенности мнения, что «социализм имеет очень старые древние корни не только социальные, но и религиозные», что русская революция «религиозна по преимуществу». Он не соглашался с этой точкой зрения не потому, что полагал ее атеистичной, а потому, что считал «ожидание социального чуда» слабостью русского народа, «одним из самых больших его соблазнов», отвергнутых Христом в пустыне, что революция была совершена массами, ложно понимавшими сущность христианства. Его главным аргументом, как и у Франка, как и у подавляющего большинства адептов идеологии РПЦ, была «невозможность правды Христовой на земле». Оставшийся в России известный православный автор и противник большевизма М. Новоселов лаконично назвал установившийся режим «новым коммунистическим Римом». Кропоткин — «монастырским коммунизмом». Священник А. Ельчанинов стал сокрушаться в эмиграции по поводу «бессмысленного преследования старообрядцев, истребления их икон, запечатывания храмов, разрушения алтарей, престолов, иначе сказать, преследования самых верных носителей русского духа». Запоздалое прозрение! Случайный контакт будущего вождя будущих большевиков со старо-верами имел место, когда 19-летний Володя Ульянов жил у сестры на даче в сельце Алакаевка Самарской губернии в двух верстах от хутора Шарнеля. Некто А. Преображенский в конце 50-х годов XX в. Принимая во внимание, что в те годы бедные крестьяне владели семью десятинами, а более или менее благополучные — четырнадцатью, рассказ о ста десятинах и о хуторе с домом и хозяйственными постройками, которые приобрел безработный рабочий — неуклюжая выдумка. Судя по всему, дело было так: ивановская или вознесенская община, прислушиваясь к рекомендациям народовольцев, снабдила своего единоверца необходимой суммой и отправила в Самарскую губернию для создания артели, в которой объединились бы местные бедствующие «поморцы». Последние также упомянуты Преображенским как крестьяне, «искавшие правды и спрашивавшие, как жить по-божьи». Вот с ними и имел В. Ульянов продолжительные беседы зимой 1889—1890 года. После этой встречи Ульянов понял, что не следует акцентировать атеизм социалистов, если это провоцирует «раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы» — вывод, имевший большие по-следствия. Следующий контакт Ленина со старообрядцами через 10 лет уже не был случайным. Отбыв ссылку в Шушенском, он списался с А. Потресовым и прямиком направился в старообрядческий Псков создавать печатное ядро своей партии. Город этот, с точки зрения дюжинного марксиста, никакого интереса не представлял: промышленного пролетариата не было, значимых политических событий не происходило. Во всем городе нашлось менее семи сочувствующих социал-демократическим идеям, и, что самое главное, средства предоставили не они, а некие «единомышленники». Финансировать «Искру», а заодно и жертвовать на нужды политических ссыльных стал фабрикант-старовер тоже из поморцев Савва Морозов. Сам Потресов, выходец из дворянской семьи, был одним из тех «пограничных» людей, через кого поддерживалась живая связь старообрядчества с разного рода борцами за Справедливость. Они не афишировали свои верования может быть, Потресов в этом смысле не лучший пример — его партийная кличка была «Старовер». Ленин учился и пытался учить других эсдеков — в основном южан. Последние считали «Искру» «антиинтеллигентской», а Ленин, наоборот, приветствовал ее связь с «массой даже таких самых отсталых, малоразвитых рабочих, как рабочие подмосковных промышленных губерний». Киевским евреям-теоретикам он противопоставлял «солдат с поля битвы», рабочих «фабричных захолустий центра России», где проблем с распространением газеты нет. Искровец И. Бауман, добавлял: и на Севере. Крупская не могла понять: как, дескать, на всем Севере? Иначе говоря, речь шла о территориях со сплошным или доминирующим старообрядческим населением. А Крупская за непонятливость поплатилась, когда после смерти мужа советским правительством в 20—30-е годы один за другим руководили два уроженца «отдельно взятой» северной слободы Кукарка. Рыков был из «чистопородных» — оба родителя староверы. Молотов — «полукровка». Мать — староверка, отец — из православных, но воспитанием его занимались родственники именно по материнской линии. Эсдеки не знали, кто занимается распространением их агитационных материалов. Эмигрант Ленин В. Староверы не считали нужным посвящать «литераторов» в свои дела. Судя по переписке этого периода, эсдеков озадачивала конспиративность безымянных помощников, о которых «революционеры» знали только то, что это «надежные» люди. Обращает на себя внимание тот факт, что разгром «Искры» был масштабным в основном на Юге и Западе России. На Севере и на Востоке, где делами заправляли староверы, сеть выжила. После 1905 года социал-демократы разглядели в староверах внушительную антимонархическую, антицерковную силу, но по-прежнему намеревались направлять «темных и малоразвитых» рабочих, руководить ими. Ленин рассматривал крупнейшие политические партии, прямо или косвенно действовавшие в русле интересов старообрядчества, всего лишь как подспорье в борьбе своей карликовой политической организации. Эсдеки наивно полагали, что манипулируют этими громадными и непонятными им силами, не замечая, что это их используют. То, что они называли поражением первой русской революции, послужило точкой опоры для последнего броска староверов к цели. А эсдеки в это же самое время сокрушались: «Ведь это же факт, что и у меньшевиков и у большевиков поредели ряды». В 1909г. Они обнаружили, что им не выжить, если по-прежнему считать Порядок производным от Справедливости, ибо Справедливости нет, а жить все равно надо. Порядок приобрел самостоятельное значение. Староверы стали русскими протестантами, но протестантами по отношению не к католицизму, а к православию — деталь, которая многое меняет в понимании термина «протестант» применительно к староверам. Их подавляли для того, чтобы внедрить в общественное сознание примат Порядка с помощью казенной иерархической Церкви, а в действительности идеология Порядка развилась в подпольной народной церкви, которая стала походить на один из самых дисциплинированных и сплоченных католических орденов. У старообрядцев была идея, была решимость воплотить ее в жизнь. У них не было оружия, но началась первая мировая война. Сколько было староверов в действующей армии? Думский лидер напомнил государственным мужам, что староверческими были «целые казачьи войска: уральские, кубанское, донское, наконец, сибирские корпуса считали в своих рядах немало старообрядцев». Историки пишут о битвах гражданской войны, как если бы с саблями наголо по южным степям и в Сибири скакали большевики, хотя известно, что, например, в Чапаевской дивизии был всего-то один большевик, который появился не сразу и в боевых действиях не участвовал. Староверам запрещалось иметь офицерские звания. Когда они такую возможность получили в 1905 г. Ситуация стала меняться в 1916г. Гучков, председателем крупного Военно-промышленного комитета — старовер Д. Сироткин, а министром вероисповеданий был назначен А. Карташев, перу которого принадлежат заурядные для старовера, но из ряда вон выходящие для бывшего обер-прокурора Синода слова: «Мечта о Третьем Риме последнего на земле Православия есть первая и единственная любовь русской души». Тем не менее, в армии к осени 1917г. Русская армия накануне 1917г. О том, сколько кого было, можно судить по следующему факту. Таким образом, армия, грубо говоря, состояла из вооруженных револьверами офицеров РПЦ и из вооруженных винтовками и пулеметами солдат-староверов. Поэтому красным солдатским полкам подчас противостояли белые полки из одних офицеров. Вот соотношение основных сил русской «гугенотской войны» накануне 1917 г. С другой — примерно 42 млн. Несколько в стороне — тяготевшие к староверам около 3,5 млн. Картина усложнялась «пятыми колоннами» и в староверческой и в православной среде. У старообрядцев — Белокриницкая церковь. Поповцы, как и все старообрядцы, свои мечты связывали с бесклассовостью и бессословностью. В «народной церкви» они видели большое будущее. От прочих их отличала уверенность, что «культурные старообрядцы... Они недооценивали своих «отсталых» единоверцев, на поверку оказавшихся несравненно более опасными не только для общего противника, но и для них самих. К тому же недостаток собственных интеллигентов они компенсировали за счет большевиков. У РПЦ — «обновленцы» — раскольническое течение, которое стало проповедовать тождество христианских и социалистических идеалов. Их обвиняли в продажности большевикам. Идеология этого течения имела глубокие корни. Условно говоря, это оставшиеся в РПЦ «старообрядцы». Не возвращаясь в слишком далекое прошлое, упомяну характерное событие, никак с большевиками не связанное хотя бы потому, что они еще не существовали. Старогородского была сформулирована стратегическая задача РПЦ. Богослов В. Тернавцев заявил, что церкви, если она хочет играть существенную роль в жизни современного общества, следует словом и делом доказать, что у нее не только загробный идеал, что ее земная цель — христианское государство. Первые же публичные заявления советов свидетельствовали о том, чьи интересы они представляют: «Духовенство молчало, когда у нас было крепостное право староверы были против. Кощунственно именем Христа покрыло оно тысячи самых возмутительных преступлений. Сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов, не свободы веры... Этому никто и ничто теперь не угрожает». Россия была похожа на растревоженный муравейник, но движение это не было хаотичным. Интеллигенты отвернулись от ропщущей черни, вздумавшей создать какие-то советы вместо «правильных» органов государственной власти. Они не поняли, что происходит. Русские советы были аналогами западноевропейских религиозных общин — «кирхшпилей», на которые опирается вертикаль государственной власти. В России же из-за того, что государство на них опираться не захотело, советы стали самопровозглашенными органами власти. Большевики полагали, что, оказавшись в голове многомиллионного движения, смогут руководить им, как мозг — телом, и в чем-то преуспели, но голова оказалась слишком маленькой для непомерно большого туловища. Советы, через которые происходил прием в партию, захлестнули числом. Партия большевиков ежегодно увеличивалась на 125 тыс. К 1927 г. Само слово "большевизм" осталось только потому, что "большаками" староверы называли уважаемых влиятельных членов своих общин. Симбиоз большевиков со старообрядцами имел катастрофические последствия для их теории социалистической революции. От гегемонии пролетариата в пользу гегемонии советов им пришлось отказаться еще весной 1917 года. Апрельские тезисы Ленина были вступительным взносом в клуб победителей. Видимо, он решил: невелика потеря, ведь в советах сидят те же пролетарии, не все, правда, но что тут поделать... Главной же уступкой стал отказ от теории, что социализм победит сначала в развитых индустриальных странах. По существу, это было безоговорочным отказом от основ марксистского толкования закономерности смены общественных формаций. Осталась фразеология, не противоречившая идее русской исключительности. Среди левых до 1917г. Носители русской идеи с удовлетворением воспринимали негативное отношение эсеров к частной собственности на землю и даже готовы были простить им некоторую нетвердость в отстаивании своей позиции против либералов. Но эсеры допустили стратегический просчет. В их среде возобладало близкое к марксистскому мнение, что «российская революция или перешагнет… узкие национальные рамки» и тогда ей будет «дана сила мировая, европейская, вместе с тем всемирная», или ей «грозит опасность задохнуться в этих узких своих, тесных, в этих ограниченных рамках». Они утратили привлекательность для староверов. Заявив о возможности построения социализма в отдельно взятой, сравнительно слаборазвитой стране — России, Ленин снял важнейшее препятствие альянсу со старообрядчеством. Программа партии большевиков была приведена в соответствие с идеей «Москвы — третьего Рима». Под надуманным предлогом столица была перенесена из ненавистного для староверов города, основанного «сыном сатаны», в благочестивую Москву, которая за 250 лет превратилась в неофициальную столицу староверия. С переименованием Петрограда имя антихриста исчезло с карты России. Русский народ вновь стал избранным народом. О предрешенности этого вопроса вне связи с немецкой угрозой Сталин ненароком обмолвился в 1949 году. Многочисленные на Урале и в Сибири староверы часовенного согласия на соборе 1923г. А в 1917-м году явилась власть и низвергнула зверя Антихриста... Сие является знамением последнего времени пред вторым пришествием Христа Спасителя». К аналогичному выводу приходит и собор 1926 г. Напомню, что под «последними временами» понималось наступление тысячелетнего Царства Божьего на земле. Старовер-странник в сказании «О страдальцах одиннадцати, писано 7465 г. В 1924 г. Делегаты с воодушевлением признали, что для старообрядцев «открывается новая эра» и с этих «знаменательных дней» им следует начать свое «новое летосчисление». Вот документы поморских соборов в Саратове в 1923—1925 гг. В качестве «слушателей» присутствовали посланцы согласий: Федосеевского, Филипповского, Спасовского, Белокриницкого и даже православные РПЦ. Обсуждались вопросы взаимоотношений между согласиями, вопросы канонические и церковного устройства. На каждом соборе подчеркивалась благодарность советской власти. Староверы никогда не говорили того, во что не верили. Они соборно подтверждали: «Более 250 лет христиане старообрядцы терпели лютые гонения никонианцев в лице духовенства и царской власти. Только после 1905г. Это может значить только одно — что именно так они и считали. Не осталась в стороне и Белокриницкая иерархия. В начале 20-х у нее еще, видимо, были иллюзии. В «Архипастырском послании к христианам древнеапостольской старообрядческой христовой церкви», выпущенном в мае 1923 г. Палех — местечко в Ивановской области — исстари был одним из центров федосеевских иконописцев. Нередко туда наведывались и иконописцы страннического согласия. В начале 20-х годов они стали изображать Георгия Победоносца с серпом и молотом на щите. Эти иконы можно увидеть в Палехском музее. Время это, в их понимании, наступило, раз они стали возвращаться. В 20-е годы беспоповцы стали воссоздавать церковную иерархию. Теперь они сочли, что Русь очистилась от скверны. Почти 150 лет известные лишь понаслышке, староверы-странники вышли из подполья и совершенно легально обзавелись духовным училищем в г.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс презентация, доклад

Известны случаи ухода старообрядцев в земли Речи Посполитой. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему , подготовить новое соборное уложение. Медный бунт Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования.

В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены. Восстание Степана Разина Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян.

Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне. В итоге в 1666 году 700 донских казаков под управлением Василия Уса направились в Москву с просьбой принять их на царскую службу. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. Вскоре восставшие отошли обратно на Дон , где присоединились к отрядам, которыми руководил атаман Степан Разин. Первый этап их выступления называют «походом за зипунами», это был поход «за добычей». Отряд блокировал главные торговые пути и грабил суда; восставшие захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные.

Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком. В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина возглавил её Ю.

Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен. Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске. Многочисленные восстания середины 17 в. Соляной бунт в 1648 г. В Пскове и Новгороде в 1650 г. Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. С сер. XVII в. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в 1668 — 1669 гг. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно.

Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам. Требований восставшие не выдвигали, занимались вандализмом в соборах Кремля, занимались распространением подметных писем. С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы.

Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

Главные события

  • Выступление старообрядцев – причины восстания требования и итоги кратко для 7 класса
  • Причины выступления старообрядцев
  • Как боролись старообрядцы за свою веру
  • Читайте также
  • Старообрядчество — Русская вера
  • Реформа патриарха Никона (1653)

Социальные и национальные движения при Петре l.

носители старой Руси, очищенной от своих темных сторон. Как появились староверы на Руси. Староверы и старообрядцы — в чем разница. ] Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.

Поповцы и беспоповцы

  • Причины Выступления старообрядцев? - История
  • Соловецкое восстание
  • История 7 вопрос 28043
  • Итоги выступление старообрядцев кратко
  • Причины Соловецкого восстания

Религиозные выступления

Выступление старообрядцев 1668-1676. Восстание старообрядцев 17 века. Уклонение от повинностейВосстание Степана Разина: Вооружённый ления старообрядцев: Самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий