Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января

Вначале было решено провести реформы в области управления страной. Идеи об улучшении управления страной нашли своё отражение в министерской реформе Александра I. По указу 1802 г. существовавшая со времён Петра I система коллегий была упразднена. Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 "Об учреждении Государственной Думы", учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон.

«М.М. Сперанский»

В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад.

Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки. В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на встречу в Эрфурте с Наполеоном.

Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России.

Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции. План преобразований М. Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг.

К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ. К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета 1801-1803 гг.

Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов». Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г.

Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь в течение 1810-1811 гг. Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления.

Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя и того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах. Сословия по плану М.

Сперанского Сперанский расчленял общество на основании различия прав. Из сего происходит следующие разделение состояний: дворянство; 2 люди средняго состояния; 3 народ рабочий». Люди среднего состояния купцы, мещане, государственные крестьяне имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности».

Народ рабочий крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами — участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую — как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы.

Указывая, что вторая система существует во Франции которой тогда увлекался Александр , Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, так как при ней законом созданное представительство на деле находилось бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно была пользоваться в любую сторону.

Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.

Государственное устройство по плану М. М Сперанского По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора.

Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии и области на окраинах , губернии — на округа, округа - на волости. В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй.

В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который "есть верховное судилище для всей империи". В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств.

Было образовано Министерство морских сил ; устроены порты, эллинги, словом, за несколько лет нельзя было узнать ни моряков, ни наших кораблей. Хищения прекратились; но, естественно, число врагов увеличилось в несколько раз. По словам историка П. Бертенева: Чичагов — лицо необыкновенно любопытное… В преданиях наших старых моряков имя его ценится очень высоко.

Утверждают, что все лучшее заведено в нашем флоте Чичаговым Жизни и непростой судьбе адмирала П. Чичагова посвящены книги Юлина «Адмирал Павел Чичагов. Отечества верный сын : история жизни и судьбы» и Скрицкого «Два адмирала Чичагова» Н. Румянцев Заслугам Николая Петровича Румянцева — министра иностранных дел, политика, дипломата и патриота-государственника, служившего на ключевых постах правящего кабинета Александра I, на страницах политической истории почти не оставлено места. А ведь этот богатый, блестяще образованный вельможа стремился избавить страну от кровопролития и разорения, заключая важные международные договоры. Старался побороть экономическую отсталость, развивая торговлю, прокладывая водные пути, строя города.

Он прослыл выдающимся меценатом, собирателем книг и памятников славянской культуры. Его коллекции легли в основу Румянцевского и других музеев. Его служение пришлось на время, когда преданное, бескорыстное отношение к Отечеству в российской элите было чуждо. Как писал о нем его современник князь Растопчин»…был живым укором царившему своекорыстию: отсюда вся эта злоба от высокочиновного, до мелкого патриота». О трагической и романтической фигуре в политической истории России Николае Петровиче Румянцеве рассказывает книга Виктора Лопатникова «Канцлер Румянцев : время и служение». Министерства Российской империи Знание путей развития министерств чрезвычайно важно для изучения отечественной истории.

Они— основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяет курс развития страны. Дореволюционные исследования Министерствам не повезло в отечественной историографии. Наиболее интенсивно эта система управления изучалась в дореволюционной России. Ни один более или менее полный курс русского государственного права не обходился без глав, посвященных этим учреждениям. Достаточно упомянуть наиболее известные работы А. Градовского и Н.

На выставке можно ознакомиться со вторым томом «Начал русского государственного права» А. Градовского, о которой видный русский правовед профессор Н. Коркунов писал: Начала русского государственного права» есть «первая, действительно научная обработка русского государственного права, она не только заслонила собою всю предшествовавшую литературу, но и служит «основой для последующих работ. Все появившееся с тех пор курсы государственного права опираются на созданное Градовским. В начале XX в. По информативности особо выделяется многотомное «Столетие Военного министерства».

Однако юбилейные издания во все времена отличались особой подачей материала. Они в разной степени, но все без исключения, лакировали действительность, пытаясь показать свое учреждение в максимально выгодном свете. На выставке представлен один из томов многотомного издания «Столетие Военного министерства». Советский период В советский период наиболее интенсивно историей государственных учреждений, в том числе министерств, занимались преподаватели Московского государственного историко-архивного института. Здесь сложилась научная школа, которую возглавил известный ученый и педагог Н. Он стал автором классического учебника «История государственных учреждений дореволюционной России».

Пособие в энциклопедическом стиле излагает основные сведения обо всех российских министерствах. Однако эта тематика не пользовалась в советское время вниманием научной общественности. Дореволюционной министерской системе управления была посвящена лишь одна монография: работа Н. Ефремовой «Министерство юстиции Российской империи. Историко-правовое исследование» , вышедшая в 1983 г. В ней автор, в частности, отметила: До сих пор остаются не исследованными в полном объеме такие вопросы, как становление, организация, функции, место и значение Министерства юстиции в политической системе Российской империи, его взаимодействие с другими звеньями государственного аппарата, политика, им проводимая.

Его практическая деятельность.

Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку. В цензовом земстве крестьяне, то есть огромное большинство Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 61.

Сперанский 1772—1839 — видный политический деятель в истоии России. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован Из книги История политических и правовых учений. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки".

Основной заботой Введение 2 1. Политическая ситуация в России 4 2. Краткая биография М. Сперанского 5 3. План реформ М.

Сперанского 8 4. Реформы М. Сперанского 14 5. Причины неудач реформ М. Во главе пирамиды власти стоял император.

Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России.

Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Ближайшими советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад Российской империи. Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от Александра I их пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович Сперанский.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал.

Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. Целью курсовой работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М. Сперанским и причины их неудач. Политическая ситуация в России Государственный строй Росси по своей форме был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения.

Ситуация стала постепенно менятся с приходом к власти нового правителя. Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с широкой программой преобразований в России и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. Существовали два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения.

Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства. Таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные законы, прежние и новые. Перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Правительству представлялась необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его, направлять, воспитывать умы. Никогда цензура и народное образование не входили так тесно в общие преобразовательные планы правительства, как в истекшем столетии.

Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние. Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни.

Около 1780 он был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать дело отца. Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Программа нового учебного заведения была составлена с учетом рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, греческого языка.

В семинарии была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу. Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться преподавателями в те семинарии, откуда их направили. Сперанскому было сделано предложение остаться работать в Петербурге.

Весной 1792 г. В 1796 г в поисках дополнительных заработков Сперанский устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Куракину и некоторое время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. В конце декабря 1796 г. Восхождение Сперанского по служебной лестнице было стремительным.

Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года - Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года он превратился в видного сановника Российской империи.

В марте 1801 г. Сперанский получил новое назначение. Он состоял статс-секретарем при Д. Трощинском, который исполнял работу государственного секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в кругу лиц, которые во многом определяли политику государства.

Трощинский должен был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Трощинский начал поручать Сперанскому составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра I было великое множество. Способности помощника Д. Трощинского привлекли к себе внимание членов Негласного комитета. Летом 1801 г.

Кочубей взял Сперанского в свою "команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию созданных еще Петром I коллегий в министерства. В июне 1802 г. Время работы М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802- 1807 гг.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Император стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Осенью 1807 года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Александр I назначил Сперанского товарищем то есть заместителем министра юстиции и одновременно сделал его главным советником в государственных делах. План реформ в виде обширного документа «Введение к уложению государственных законов», был изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя.

Сперанский стал определять внутреннюю и внешнюю политику государства. В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, вторым после императора лицом в государстве. Сперанского Взгляды реформатора М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться либо в сосредоточенной форме, либо порознь, будучи распределенными среди отдельных людей. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы: Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. При более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские.

А наличие их означает, что в государстве есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу. Гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны.

Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы. Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.

Сперанский в программе своих реформ говорит также о создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы.

Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Сперанский считает необходимым наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы.

Они должны состоять из избранных представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и собственности. Следовательно,чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что только люди обладающие собственностью больше заботятся «о доброкачественности законов» и могут о них судить.

Поэтому те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский, потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на законодательный процесс. Демократический подход выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты от государственных крестьян по одному от 500 человек.

Она призвана решать вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего представительного органа - Государственной думы. Таким образом она формировалась бы в результате трехстепенных выборов. Основной целью деятельности Государственной думы было обсуждение и принятие бюджета и законопроектов, предложенных правительством.

Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно,Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль за исполнительной властью. Исполнительная власть в свою очередь у Сперанского представлена правлениями - волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в злоупотреблениях служебным положением.

В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором. Поскольку каждая из трех ветвей в системе власти должна была располагать некоторой самостоятельностью по отношению к другим, то единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Оно обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве носителя государственного суверенитета, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их.

Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В своей деятельности он соединял в себе всю законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения законодательства во всех областях управления, и через него планировалось поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы достигать единства в работе правительства.

Таким образом в программе своих реформ Сперанский не только разработал но и заложил определенную систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал что уже на основе этого задается само направление реформ и речь может идти только о том, чтобы устроить новые государственные учреждения таким порядком, при котором они постепенно и все больше стали бы принимать характер подлинных конституционных институтов внутри самодержавной государственной формы. Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы.

Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной власти». Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. В тоже время составленный план реформ Сперанского был близок государю, поскольку он более детально и глубоко раскрывал некоторые его идеи и не ставил под сомнение существование самодержавного строя, а лишь предлагал облечь его всеми, так называемыми формами закона. К этим внешним формам и относились элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, создание новых начал организации суда и контроля, разделения властей и.

Александр I был готов принять все это. Но испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России. В результате получившийся план реформ оказался несколько абстрактным и «преждевременным». По образному выражению В. Ключевского: «ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств страны».

Нужны были кардинальные перемены. Царь на них не смог пойти. Результат известен всем. Октябрьский манифест открыл России дорогу к созданию стойкой политической системы, основанной на поддержке гражданского общества и на выборности законодателей.

Но события 1907 года отбросили страну на десятилетия назад. Действенной системы сдержек и противовесов в российской политике не появилось до сих пор. Манифест 17 октября 1905 года спровоцировал дальнейшую смуту Манифест 1905 г. Этот манифест удовлетворил либеральную общественность, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.

Либералы получили возможность оказать влияние на власть через парламент. Этот манифест считается началом российской монархии и парламентаризма. Манифест закреплял свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов. Надо сказать, что идея «демократизировать» Российскую империю уже давно витала в обществе.

Уже не раз рождались конституционные проекты, которые должны были реформировать Россию «сверху». Среди западников ведущей части российского образованного общества «конституционные мечтания» были ведущей идеей и постепенно они радикализировались. Читайте также Крымская война. Они хотели эволюционным путем устроить в Россию конституционную монархию по образцу Англии.

То есть они также следовали примеру Запада и были западниками, но не хотели волнений и смуты. В то время как представители прозападной общественности мечтали о том, что главной ветвью власти в России будет законодательная — парламент. Они желали ликвидировать самодержавие. Это расхождение в видении будущего России, причём на основе западных концепций, в итоге и привело к катастрофе Российской империи и всей русской цивилизации, которую спас только новый, советский проект.

Первым задумался о реформе Александр I. Ещё будучи наследником престола, Александр критически относился к деспотическим и патерналистским методам правления своего отца. Реформаторский настрой Александра выразился в привлечении к государственной деятельности М. Сперанского, который подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного» и т.

В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При её разработке проявил себя активным сторонником конституционной монархии. Однако дальше этого дело не пошло. Кроме того, Александр отменил крепостное право в прибалтийских губерниях, даровал конституционное устройство Великому княжеству Финляндскому, а затем и Царству Польскому.

Александр принял участие в разработке Конституционной хартии Франции, превратившей ее в конституционную монархию. В самой России, кроме Сперанского над конституционными проектами работали Воронцов и Новосильцев, но все их проекты были положены под сукно. К концу своего правления Александр явно разочаровался в реформаторской деятельности, видя, что она ведёт к росту революционных настроений в обществе, а не стабилизирует его. Так, выступая в 1818 г.

Интересно, что Александр знал о возникновении течения «декабристов», замешанного на западничестве и масонстве. Когда в 1821 г. Васильчиков ознакомил царя с материалами о заговоре и о программах заговорщиков, Александр I бросил список заговорщиков в огонь, заметив, что не может их карать, так как «в молодости разделял их взгляды». Радикальная программа декабристов особенно Пестеля ознаменовала собой радикальный, революционный вызов колеблющемуся в своих конституционных планах правительству.

Причем вызов правительству бросала наиболее образованная часть общества, основой воспитания которого была западная культура. Таким образом, заигрывания правительства Александра с либеральной общественностью закончились плохо.

Момент истории — принятие манифеста об усовершенствовании государственного порядка в России

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был подписан императором Николаем II 17 октября 1905 г. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина. Назовите цель создания Государственного Совета, обозначенную в манифесте. закон, который создавал в России законодательный орган - Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом.

История создания первых конституций

  • Правление Александра I Реформы ММ Сперанского 2
  • Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте
  • решение вопроса
  • Видеозаписи о событии
  • Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Манифест о Духовном регламенте Петра І

Статья раскрывает суть Манифеста 1 января 2024 года, его роль в системе управления, отражает мнения и ожидания, связанные с нововведением, а также исследует возможные последствия для заинтересованных сторон. Манифест об учреждении министерств стал первым актом министерской реформы, который принял император Александр I. По нему было учреждено восемь министерств, в том числе ранее не существовавшие министерства внутренних дел и народного просвещения. Часть документов этой папки была опубликована, во 2 (9) томе "Красного архива" за 1925 год. О том, какие отклики заграницей вызвало побоище 9 января, можно судить но письму из русского посольства в Брюсселе от 25 января (7 февраля) 1905 года. Одной из главных российских политических партий, вплоть до 1917 года, стал «Союз 17 октября». Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских выборов в первую Государственную Думу. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Одной из главных российских политических партий, вплоть до 1917 года, стал «Союз 17 октября». Уже через четыре месяца после знаменитого октябрьского манифеста стало возможным проведение первых всероссийских выборов в первую Государственную Думу.

Глава 21. Внутренняя политика николая I

Это позволило уменьшить напряжение и объединить разделяющиеся социальные слои общества. Общественное мнение считает, что манифест 17 октября 1905 года является первым шагом к конституционным реформам и политическому развитию России. Этот манифест был важным событием в истории России и оказал сильное влияние на последующие события в стране. Содержание манифеста Манифест, который был опубликован 17 октября 1905 года, имел огромное значение в рамках первой русской революции. В нем были затронуты ряд важных вопросов, касающихся политических, социальных и экономических преобразований в стране. Содержание манифеста представлено в следующем виде: Установление конституционного правления: В манифесте было заявлено о намерении введения основ конституционного правления в Российской империи. Это предполагало широкие гражданские права, разделение властей и гарантию прав и свобод граждан. Созыв Государственной Думы: Частью конституционных преобразований было объявлено о созыве Государственной Думы — представительного органа власти.

Амнистия: Манифест предлагал амнистию для участников политического движения, что позволяло им вернуться в общество и повлиять на дальнейшие события. Участие народа в законодательных органах: Манифест обещал широкое участие народа в законодательных органах, что было одним из ключевых требований революционеров. Конфискация земель у помещиков: В манифесте говорилось о возможности конфискации земель у помещиков для последующего распределения среди крестьян, что удовлетворяло общественные потребности. Разрешение рабочих забастовок: Манифест установил право рабочих на забастовки и коллективные переговоры, что способствовало улучшению социально-трудовых отношений в стране. Содержание манифеста оказало сильное влияние на ход событий в первой русской революции, вызвавшие массовые протесты и изменения в политической системе страны. Влияние манифеста на общественное мнение Манифест 17 октября 1905 года сыграл важную роль в формировании общественного мнения и стал одной из ключевых причин первой русской революции. Опубликованный 17 октября 1905 года, манифест привлек внимание всего русского общества своими обещаниями о политических реформах и конституционном устройстве.

В нем император Николай II обещал участие граждан в законодательстве, создание законодательного органа — Государственной думы, а также неотложные социальные и политические изменения. Это обещание вызвало большой отклик среди населения. Русский народ надеялся на улучшение своих условий жизни и большую свободу. Манифест стал символом для народа и вызвал мощный ажиотаж и волну надежд на изменения. Группы общественных деятелей активно обсуждали и анализировали манифест. Одни видели в нем реальную возможность для реформ и улучшения положения граждан, другие — пустые обещания, признак смягчения продолжающегося кризиса. Изначально предполагалось, что манифест задумывался как миротворческий импульс, однако на фоне общей недовольности населения и активных протестов, он быстро потерял свою силу.

Многие люди не верили в искренность императора и требовали радикальных перемен. Несмотря на ограниченное время и недостаточные реформы, манифест 17 октября 1905 года все же сыграл значительную роль в подготовке почвы для первой русской революции. Он продемонстрировал недовольство населения и его готовность выразить свой протест против авторитарного режима. Таким образом, манифест стал мощным катализатором общественного мнения, способствующим формированию первой русской революции. Он разбудил надежды населения на перемены и показал, что граждане стремятся к свободе и справедливости. Реакция общества на манифест Манифест 17 октября 1905 года стал одним из ключевых событий первой русской революции. Этот манифест, выданный императором Николаем II, предоставлял некоторые политические и гражданские права населению и обещал создание государственной Думы.

Манифест вызвал широкую реакцию в русском обществе. Некоторые группы населения приветствовали его как первый шаг к демократизации и модернизации России. Они верили, что манифест может привести к установлению конституционной монархии и политическим реформам в стране. Однако большинство общественных групп было недовольно манифестом. Они считали его недостаточным и неполным, не отвечающим на их основные требования. Социалистические и революционные группы отвергли манифест, считая его лишь косметическими изменениями и попыткой режима сохранить свою власть. Оппозиционные газеты и журналисты также критиковали манифест и называли его «пустым обещаниями».

Они указывали на то, что манифест не был подписан Николаем II лично, что ослабляло его значимость и заявляли, что без реальных политических реформ манифест остается просто бумажным документом. Рабочие и селяне, особенно в крупных городах, продолжали свои стачки и протесты, требуя более радикальные изменения, включая ликвидацию автократической власти и установление свободных политических институтов. Таким образом, реакция общества на манифест 17 октября 1905 года была разнообразной и неоднозначной. Вместо успокоения общественного недовольства, манифест лишь подогрел напряженность в стране и зарядил ее новым энтузиазмом для борьбы за политические права и социальные изменения.

На фабриках и заводах стало некому работать, что привело к резкому промышленному спаду. Случившийся несколько лет подряд неурожай привел голоду. Экономическая нестабильность вкупе с военными неудачами России стали вызывать недоверие у народа. И если поначалу власти еще как-то контролировали ситуацию, то после Кровавого воскресенья — расстрела мирной демонстрации рабочих войсками, исход ситуации был предопределен.

Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все.

Он запрещал произвольное уголовное преследование и произвол со стороны представителей власти. Ключевым элементом манифеста было создание независимой системы судов и гарантирование надлежащего применения законов. Равенство перед законом было важным шагом на пути к демократизации общества и гражданским свободам. Оно предоставляло всем гражданам равные возможности защищать свои права, независимо от их положения в обществе. Это способствовало развитию справедливого и законного общества, основанного на правовом государстве. Манифест 17 октября 1905 года оставил глубокий след в истории России. Принцип равенства перед законом был включен в Конституцию Российской империи 1906 года и стал основой правовой системы страны. Участие граждан в принятии решений Одним из основных положений манифеста 17 октября 1905 года было признание необходимости участия граждан в принятии решений. Манифест утверждал, что граждане Российской империи должны иметь право на свободное выражение своей воли и участие в управлении государством. В рамках манифеста предлагалось создание Государственной думы, которая стала бы представительным органом народа. Государственная дума должна была состоять из выборных представителей различных социальных групп и партий. Участие граждан в принятии решений было важным шагом к развитию демократии и установлению гражданских свобод в России. Оно давало возможность гражданам выражать свои интересы и влиять на политику государства. Однако, в ходе последующих событий, реализация положений манифеста оказалась ограниченной. Государственная дума была ограничена в своих полномочиях, а политическая система Российской империи осталась авторитарной. Значение манифеста для дальнейшей истории страны Манифест 17 октября 1905 года имел огромное значение для дальнейшей истории России. Он являлся началом политических реформ в стране и первым шагом к конституционному правительству. Манифест установил гражданские свободы и гарантировал основные права граждан, такие как свобода слова, собраний, ассоциаций и религии. Он также обещал создание репрезентативных органов власти, включая государственную думу, выборную палату. Эти реформы стали важным этапом в развитии политической системы страны.

Министерская реформа 1802-1811 гг. Манифест 25 июня 1811 года

Министерская реформа — одна из реформ государственного управления Российской империи, проведённых в начале XIX века при императоре Александре I. Первый этап реформы. Министерская реформа — одна из реформ государственного управления Российской империи, проведённых в начале XIX века при императоре Александре I. Первый этап реформы. Он установил свободу слова, вероисповедания, собраний и ассоциаций, а также предоставил возможность участия в избирательной системе. Октябрьский манифест был первым шагом к созданию конституционного строя в России. В том же 1802 г. своим указом Александр I четко определил новое место Сената в системе государственного управления России.

Манифест о Духовном регламенте Петра І

Манифест егэ история Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был подписан императором Николаем II 17 октября 1905 г. В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час.
Правление Александра I. Реформы М.М. Сперанского В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию».
Манифест 17 октября: предыстория, содержание и значение Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, подписанный Николаем II 17 октября 1905 г., был уступкой, на которую пошел император, чтобы подавить в стране стремительно нарастающее революционное движение.
Роль манифеста 17 октября года в первой русской революции: исторический обзор 1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия русского общества. В этот же день был утверждён «Устав о воинской повинности».
Манифест об учреждении министерств кратко Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной? Выражение «о долге совести» в манифесте означает призыв к исполнению своего святого долга перед Родиной и повиновению Царю в сложную минуту для страны.

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина. Манифест об учреждении министерств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи. Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории.

Смысл манифеста 17 октября 1905 года и его значение для истории России

Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Часть документов этой папки была опубликована, во 2 (9) томе "Красного архива" за 1925 год. О том, какие отклики заграницей вызвало побоище 9 января, можно судить но письму из русского посольства в Брюсселе от 25 января (7 февраля) 1905 года. Манифест об учреждении министерств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи. Первый период начинается в 1802 г. с издания Манифеста и Указа Сенату 8 сентября 1802 г. и продолжается до 1810 г. Данными актами закладываются основы министерской системы управления и начинается постепенная замена коллегий министерствами. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Манифест также носил название Октябрьского или по дате издания — 17 октября. По времени появления он совпал с пиком революционного движения — Всероссийской октябрьской политической стачкой, участниками которой стали 2 млн человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий