Знаменитая увертюра фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в

Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта Петра Ильича Чайковского. Первая редакция увертюры написана осенью 1869 году. Вторая редакция датирована 1870 годом. Окончательная версия увертюры была сделана Чайковским в 1880 году.

Пётр Ильич Чайковский - Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (ГАСО СССР, Евгений Светланов)

В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением тейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Вторая редакция датируется 1870 годом. К концу 1869 года 1 редакция сочинения была завершена и в марте 1870 увертюра «Ромео и Джульетта» прозвучала в Москве. Однако Балакирев остался недоволен сочинением и настоял на его переработке. Москва, КЗЧ, 2015 год. Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве.

Глава седьмая. Желаемое и действительное

«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1870 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов. Пётр Ильич Чайковский.
Ромео и Джульетта (Чайковский) — Карта знаний одно из самых знаменитых произведений ского. Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой.
Ромео и Джульетта (Чайковский) — Википедия с видео // WIKI 2 Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро» (1877). Увертюра-фантазия – яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского.

Увертюра фантазия п и чайковского ромео и джульетта конспект урока 6 класс презентация

Гармоническое содержание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» 23 апреля 1616 г.), английский поэт и драматург Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта. Идея произведения по мотивам пьесы Шекспира появилась у Чайковского ещё в самом начале творческого пути.
Пётр Ильич Чайковский - Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (ГАСО СССР, Евгений Светланов) Произведение впервые было исполнено 4 марта 1870 года в Москве.

«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. "ромео и джульетта", увертюра-фантазия

Григорьева, П. Вейнберг и др. Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга "Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь ", "Генрих IV" и др. Моцартом, Л. Бетховеном, А. Пушкиным, Н. Гоголем и др. В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений ; в разных книгах имеются пометки композитора.

Приступая к изучению английского языка , он подчеркивал: "... С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" 1595 Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Осенью 1869 года Чайковский сочинил 1 редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами , которые лежали в основе всей композиции. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.

Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Но и новой редакцией Балакирев не был вполне доволен. И уже через десять лет Чайковский вновь обратился к музыке "Ромео и Джульетты", сделал 3 редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые "Ромео и Джульетта" была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М. Время создания 1 редакции "Ромео" - это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Д. Многие исследователи вообще связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Но эта связь не совсем прямая.

Ведь, как уже отмечалось, сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. Его друг Кашкин так вспоминал об этом времени: "М. Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры "Ромео и Джульетты", по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с прелестном майским днем, лесной зеленью и больших соснах, среди которых мы шли". Позже, уже написав "Евгений Онегин", Чайковский в письме к фон Мекк признается, что увлечен вновь сюжетом "Ромео и Джульетты" и мечтает об опере: "Не находите ли Вы, что это великая архигениальная драма способна привлечь музыканта? Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет мой самый капитальный труд.

Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера ". Трудно не согласиться с этими словами Чайковского, но оперы "Ромео и Джульетта " он так никогда и не написал. Свое понимание пьесы и принципы ее музыкального осмысления Чайковский изложил в письме к брату Модесту, который неодобрительно отнесся к возникшему замыслу: Нет царей, нет маршей, нет ничего, составляющего рутинную принадлежность большой оперы. Есть любовь, любовь и любовь. И потом, что за прелесть эти второстепенные лица: кормилица, Лоренцо, Тибальт, Меркуцио. Пожалуйста, не бойся однообразия. Первый любовный дуэт будет совсем не то, что второй.

В первом все светло, ярко; любовь, любовь, не смущаемая ничем. Во втором трагизм. Из детей, беспечно упивающихся любовью, Ромео и Юлия сделались людьми, любящими, страждущими, попавшими в трагическое и безвыходное положение. Как мне хочется поскорее приняться за это". В 1881 композитор снова захвачен шекспировской драмой: "... И вот уж теперь безвозвратно решено: я буду писать оперу на эту тему" п. Но и на этот раз замысел не был реализован. Наконец, практически последним сочинением Чайковского явился дуэт Ромео и Джульетты "О, милый мой" на русский текст А.

Соколовского: по сохранившимся эскизам работу завершил С. Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н. Римский-Корсаков писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота , какая жгучая страсть!

Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира 1595 г. Увертюра-фантазия - яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития особенно тема вступления. И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения. Первая сумрачно-сосредоточенная тема фа-диез минор, кларнеты и фаготы , получающая благодаря четырехголосному изложению н спокойному, мерному движению хоральный характер, вводит в мир средневековья: Уже при втором ее проведении у флейт и гобоев общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем благодаря новому ритму сопровождения тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появляясь в измененном темпе и в новой звучности. Здесь имитационно проводится различными группами оркестра ли ль один из наиболее активных мотивов темы: Дальнейшее видоизменение произойдет в разработке.

Там тема вступления будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряженного ожидания. Они подготавливают новую тему, которая прозвучит в тональности Соль-бемоль мажор. Это - первоначальная, пока еще эскизная характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие п побочной партии аллегро. Таким образом, уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, дается завязка последующей драмы. Вступление переходит в основной раздел увертюры, который начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой с синкопированным, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей основная тональность - си минор. Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимся в разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент гаммообразные пассажи шестнадцатыми , играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию, большого драматического напряжения, так же как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм Этот ритм выступает на первый план в среднем разделе главной партии при звучании постепенно восходящего мотива из трех звуков.

С появлением аккордов арфы, на фоне которых у фаготов проходят отдельные мотивы основной лирической темы, начинается заключительный раздел экспозиции. Музыка затихает; pizzicato виолончелей и контрабасов подчеркивают окончание экспозиции. Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он уже получил свое полное раскрытие в резком противопоставлении двух различных эмоциональных сфер , представленных главной и побочной партиями. Начинается разработка. В новом значении и новых взаимосвязях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии аллегро. Затаенно, тревожно звучат начальные интонации темы главной партии у струнных. Аккордовый синкопированной мотив у деревянных духовых устремляет вперед все развитие. Вслед за вторым интонационным элементом главной партии - быстрым гаммообразным движением шестнадцатыми - появляется и тема вступления.

Она проходит в своем первоначальном ритме, но в новом тембровом звучании - у валторн piano, marcato , что придает ей грозный, зловещий характер. Начинается полифоническая разработка различных мотивов главной партии и темы хорала. С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. В своем первоначальном, полном, завершенном виде хоральная тема больше не появляется. Мелодическая «разомкнутость» придаст ей новое, драматически-активное качество. После ее второго проведения в развитие включается ритмический мотив из среднего раздела экспозиции главной партии, который, диалогически перекликаясь с ее первым, основным мотивом, вносит в музыку еще большую взволнованность и драматизм. Нарастание достигает предельной силы: упорны, настойчивы удары аккордов tutti; основа движения всей музыки - судорожный ритм и на фоне его у труб , трижды повторяясь, звучат грозные интонации темы вступления. Трагическую напряженность усиливают удары литавр и барабана.

Стремительное движение струнных шестнадцатыми, сопровождаемое ударами аккордов, переводит драматическое действие в новую фазу. Начинается реприза. Тема главной партии звучит уверенно и настойчиво! Проведение ее на этот раз лаконично, собранно, кратко. Ее сменяет мягко колышущаяся мелодия второй темы побочной партии гобои и кларнеты на фоне трепетного шелеста скрипок. И лишь после проведения этой темы, как бы подготовленная ее развитием, вступает основная лирическая тема струнные и флейты пикколо в сопровождении духовых в светлой тональности Ре мажор. В репризе этот основной лирический образ увертюры показан еще более широко, развернуто, чем в экспозиции. Можно проследить три этапа в развитии темы.

В среднем из них на время вновь возникает ощущение тревоги, волнения здесь имеет место полифоническое проведение отдельных мотивов темя у фагота с виолой и флейт с гобоями при тревожно-пульсирующем ритме у струнных. Третье вступление той же темы fortissimo у струнных и имитационное ее проведение у духовых с флейтой пикколо звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. По существу, именно здесь - наиболее значительный, кульминационный момент увертюры. Но это одновременно - и переломный момент действия. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением интонаций главной партии аккорды-удары , и снова начинается ее драматически-напряженное развитие, а одновременно - и развитие хоральной темы. Последняя проходит на этот раз у валторн, труб, тромбонов. Двукратно повторяясь, она воспринимается как новый натиск зловещей силы, разбивающий жизнь и счастье героев.

Включение материала первой темы аллегро и темы вступления знаменует начало нового раздела - коды, вернее, первой части ее, являющейся своеобразной кодой-разработкой, все еще насыщенной бурным драматическим развитием. Но вот сумрачно, как-то надломлено звучит тема любви. Ее облик изменился, особенно благодаря появлению в мелодии интервала тритона ми - ля-диез, см. Наступает второй, заключительный раздел коды - траурный эпилог-послесловие. Мерные удары литавр на фоне pizzicato контрабасов и тянущегося звука си у тубы вносят мрачный, погребальный оттенок. Появляются видоизмененные, скорбные интонации темы любви; они сменяются просветленными, хоральными звучаниями духовых инструментов, возникшими из колыбельных интонаций второго мотива побочной партии. Как и во вступлении, звучат мягкие арпеджированные аккорды арфы. В последний раз проходит просветленно-торжественная тема любви, напоминая о прекрасном чувстве Ромео и Джульетты.

Внезапные резкие удары всего оркестра, связанные с развязкой трагедии, завершают увертюру. Вся кода-эпилог - выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно это и утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты, гуманности. Важнейшие музыкальные особенности увертюры: напряженный драматизм, рельефность и яркая контрастность музыкальных тем, характеризующих полярные по содержанию образы, - нашли в дальнейшем свое ярчайшее развитие в таких произведениях Чайковского, как Четвертая, Пятая, Шестая симфонии, опера «Пиковая дама». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1870 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов. Замывсел увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» связан с именем М. Кашкин, лично близко знавший П.

Чайковского, в своих воспоминаниях доволно подробно остановился на исории этого замысла: «Поздней весной 1869 года М. Балакиев приехал в Москву и поселился на Воздвиженке, в двух шагах от консерватории, помещавшейся тогда на той же улице, и мы часто виделись … М. Балакирев и Чайковский были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, что на одной из таких прогулок М. Сейчас музыковедами установлено, что прогулка, которую описывает Кашин, состоялась не в мае, а в августе 1869 года. Таким образом, и замысел Увертюры возник несколько позже. Сама работа над ней началась не сразу после разговора с Балакиревым. Еще в начале октября Чайковский писал Балакиреву: «Я все ждал, что б на меня снизошло вдохновение; не хотелось Вам писать до тех пор, пока не набросаю хоть что-нибудь из увертюры.

На этот счет Чайковский ответил уклончиов. Да и странно было бы ожидать другого. Но вот уже 12 октября, в письме к брату, Модесту, Чайковский, перечисляя, над чем в данный момент работает, упоминает Увертюру «Ромео и Джульетта». Работа пошла, по-вдимому, очень интенсивно, поскольку к 30 октября Чайковский почти написал Увертюру в черне. В середине ноября Чайковский послал Балакиреву основные темы Увертюры. Тот ответил совершенно откровенно: ему не понравились тема медленного всупления и главная партиия Allegro , но зато в восторг привели обе побочные партии. В начале января следующего, 1870, года в Москву приехали М. Балакирев и Н.

Тогда же Чайковский показал им увертюру полностью. Обоим им она на сей разочень понравилась. Первое исполнение Увертюра состоялос в Москве 4 марта 1870 года под управлением Н. На концерте публика горячо выразила свою симпатию Н. Рубинштейну, поскольку незадолго до этого он оказался втянут в одно судебное разбирательство, не относящееся к музыкальному творчеству , и в котором музыкальная общественность был на его стороне. Это досадное обстоятельство отвлекло внимание от нового произведения Чайковского. Композитор внутренне был оскорблен пренебрежением к его сочинению, которое сам очень ценил. Это не помешало ему летом того же года кардинально переработать партитуру.

Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают появление новой темы. Это — первоначальная, пока ещё эскизная, характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. Таким образом уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, даётся завязка последующей драмы. Вступление переходит в основной раздел увертюры — Allegro. Оно начинается энергичной, порывистой, устремлённой вперёд темой с синкопированными, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей.

Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимися в разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент гаммообразные пассажи шестнадцатыми , играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию большого драматического напряжения, так же, как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм. Главная партия изложена широко, в виде трёхчастного построения, что характерно для многих главных партий симфонических произведений Чайковского. Воля, упорство, устремлённость, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Когда Балакирев предлагал Чайковскому программу, он высказал пожелание, чтобы увертюра начиналась «со свирепого Allegro с сабельными ударами». По-видимому, образы борьбы, сражения и послужили для Чайковского основным стимулом для рождения этой темы.

После её изложения следует краткий переход в совершенно иную по характеру — побочную партию, воплощающую возвышенное чувство любви Джульетты и Ромео. У альтов и английского рожка соло на фоне аккордового сопровождения звучит широкая, вокально-напевная мелодия — одна из самых ярких лирических тем в музыке Чайковского. Интонационно эта мелодия несколько близка своему «предвестнику» - лирическому эпизоду вступления. Сразу же после первого проведения её сменяет новая тема; она мягко звучит в колыбельном ритме у засурдиненных скрипок на фоне повторяющихся квинт альтов. Это вторая тема побочной партии как бы дополняет предыдущую и вместе с тем подготавливает новое, ещё более широкое проведение её. С появлением аккордов арфы, на фоне которых у фаготов проходят отдельные мотивы основной лирической темы, начинается заключительный раздел экспозиции.

Музыка затихает; pizzicato виолончелей и контрабасов подчёркивает окончание экспозиции. Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он получил уже своё полное раскрытие в резком противопоставлении двух эмоциональных сфер, представленных главной и побочной партиями. Начинается разработка. В новом звучании и новых взаимосвязях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии. Затаённо, тревожно звучат начальные интонации темы главной партии у струнных. Аккордовый синкопированный мотив у деревянных духовых устремляет вперёд всё развитие.

Вслед за вторым интонационным элементом главной партии — быстрым гаммообразным движением шестнадцатыми — появляется и тема вступления.

Ученики: ожидаемый результат Экспозиция. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу. Слушаем: Экспозиция. Ученики: ожидаемый результат Главная — образ Вражды — характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная. И побочная — образ Любви Ромео и Джульетты музыка нежная, плавная, мягкая. Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий. Ученики: ожидаемый результат Разработке.

Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента? Слушаем: Разработка. Дети: ожидаемый результат Господствует главная тема — образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты. Ученики: ожидаемый результат Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще.

Она сближается с темой Вражды. Ученики: ожидаемый результат Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от звучащего далее фрагмента. Слушаем: Реприза. Ученики: ожидаемый результат Кульминация — убийство Меркуцио. Ученики: ожидаемый результат Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.

А что именно вы услышали в репризе? Ученики: ожидаемый результат В репризе идет повторение главной и побочной тем, но с небольшими изменениями. Какой она стала по характеру? Ученики: ожидаемый результат Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы — Вражды. А затем — тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва. Ученики: ожидаемый результат Их последние слова любви. Их смерть. Ученики: ожидаемый результат Кода — последний раздел увертюры.

«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. "ромео и джульетта", увертюра-фантазия Увертюра фантазия

Москва, КЗЧ, 2015 год. В 1880 году Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год» в память о победе над Наполеоном, за которую от российского правительства получил орден Святого Владимира IV степени. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1870 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов. Пётр Ильич Чайковский. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением тейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру.

Симфония Гектора Берлиоза

  • Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
  • Жизнь литературного произведения в искусстве
  • Симфония Гектора Берлиоза
  • Видео-ответ

Библиотека

  • Кто написал музыку к балету ромео и джульетта?
  • Музыкальная структура
  • Ромео и Джульетта (Чайковский) — Википедия
  • Чайковский. «Ромео и Джульетта»
  • «Эту вещь я хотел бы посвятить Вам…»: творческие связи П. И. Чайковского и М. А. Балакирева

Пётр Ильич Чайковский - Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (ГАСО СССР, Евгений Светланов)

Создание увертюры фантазии ромео и джульетта. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия Работа над увертюрой была начата в конце сентября 1869 года и завершена после переделок в 1870 году. Первое исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» состоялось 4 марта 1870 года в Восьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества.
Глава седьмая. Желаемое и действительное К концу 1869 года 1 редакция сочинения была завершена и в марте 1870 увертюра «Ромео и Джульетта» прозвучала в Москве. Однако Балакирев остался недоволен сочинением и настоял на его переработке.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением тейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру.
Пётр Ильич Чайковский - Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (ГАСО СССР, Евгений Светланов) Москва, КЗЧ, 2015 год.
П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1879 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов.

«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия

Вторая редакция датирована 1870 годом. Окончательная версия увертюры была сделана Чайковским в 1880 году. В этом виде впервые «Ромео и Джульетта» была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М. А. Балакирева. одно из самых знаменитых произведений ского. Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой. Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта Петра Ильича Чайковского. Первая редакция увертюры написана осенью 1869 году. Вторая редакция датирована 1870 годом. Окончательная версия увертюры была сделана Чайковским в 1880 году.

4. Чайковский П. И. - Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия. Тема любви (Реприза) | Текст песни

И так: авторами этого замечательного произведения являются Уильям Шекспир и П. И. Чайковский. Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. Знакомство с патером Лоренцо. Тогда же Чайковский показал им увертюру полностью. Обоим им она на сей раз очень понравилась. Первое исполнение Увертюра состоялос в Москве 4 марта 1870 года под управлением Н. Г. Рубинштейна. И так: авторами этого замечательного произведения являются Уильям Шекспир и П. И. Чайковский. Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. Знакомство с патером Лоренцо. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1879 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов. Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 гг.) перерабатывалось композитором.

История создания увертюры ромео и джульетта. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины. Вайдман Сайт о П. Гармоническое содержание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение мировой музыкальной классики. Для Чайковского это - первое крупнейшее завоевание в области программного симфонизма. В «Ромео и Джульетте» уже нашли свое воплощение многие принципы, характерные в дальнейшем для зрелого творчества композитора. Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды в 1870 и 1880 гг.

В 80-х годах Чайковский начал сочинение оперы на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. На мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфонического произведения трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» Чайковского натолкнул Балакирев, который уже создал к этому времени музыку к «Королю Лиру» и положил тем самым начало воплощению шекспировского творчества в русской симфонической музыке. Балакиреву и посвятил Чайковский свое сочинение. Творчество гениального английского драматурга - представителя эпохи Возрождения - вызвало в середине XIX столетия исключительно большой интерес со стороны передовых деятелей русской культуры. Гуманизм произведений Шекспира, их обличительная сила, направленная на борьбу с косностью и предрассудками средневекового общества во имя высоких этических идеалов, во имя процветания сильной, гармоничной человеческой личности, были близки передовым русским художникам. К темам из Шекспира Чайковский обращался неоднократно.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества. Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира 1595 г. Увертюра-фантазия - яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев. Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом.

Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития особенно тема вступления. И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения. Первая сумрачно-сосредоточенная тема фа-диез минор, кларнеты и фаготы , получающая благодаря четырехголосному изложению н спокойному, мерному движению хоральный характер, вводит в мир средневековья: Уже при втором ее проведении у флейт и гобоев общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем благодаря новому ритму сопровождения тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появляясь в измененном темпе и в новой звучности. Здесь имитационно проводится различными группами оркестра ли ль один из наиболее активных мотивов темы: Дальнейшее видоизменение произойдет в разработке.

Там тема вступления будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряженного ожидания. Они подготавливают новую тему , которая прозвучит в тональности Соль-бемоль мажор. Это - первоначальная, пока еще эскизная характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие п побочной партии аллегро. Таким образом, уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, дается завязка последующей драмы. Вступление переходит в основной раздел увертюры, который начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой с синкопированным, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей основная тональность - си минор.

Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимся в разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент гаммообразные пассажи шестнадцатыми , играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию, большого драматического напряжения, так же как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм Этот ритм выступает на первый план в среднем разделе главной партии при звучании постепенно восходящего мотива из трех звуков. С появлением аккордов арфы, на фоне которых у фаготов проходят отдельные мотивы основной лирической темы, начинается заключительный раздел экспозиции. Музыка затихает; pizzicato виолончелей и контрабасов подчеркивают окончание экспозиции. Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он уже получил свое полное раскрытие в резком противопоставлении двух различных эмоциональных сфер, представленных главной и побочной партиями. Начинается разработка.

В новом значении и новых взаимосвязях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии аллегро. Затаенно, тревожно звучат начальные интонации темы главной партии у струнных. Аккордовый синкопированной мотив у деревянных духовых устремляет вперед все развитие. Вслед за вторым интонационным элементом главной партии - быстрым гаммообразным движением шестнадцатыми - появляется и тема вступления. Она проходит в своем первоначальном ритме, но в новом тембровом звучании - у валторн piano, marcato , что придает ей грозный, зловещий характер. Начинается полифоническая разработка различных мотивов главной партии и темы хорала.

С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. В своем первоначальном, полном, завершенном виде хоральная тема больше не появляется. Мелодическая «разомкнутость» придаст ей новое, драматически-активное качество. После ее второго проведения в развитие включается ритмический мотив из среднего раздела экспозиции главной партии, который, диалогически перекликаясь с ее первым, основным мотивом, вносит в музыку еще большую взволнованность и драматизм. Нарастание достигает предельной силы: упорны, настойчивы удары аккордов tutti; основа движения всей музыки - судорожный ритм и на фоне его у труб , трижды повторяясь, звучат грозные интонации темы вступления. Трагическую напряженность усиливают удары литавр и барабана.

Стремительное движение струнных шестнадцатыми, сопровождаемое ударами аккордов, переводит драматическое действие в новую фазу. Начинается реприза. Тема главной партии звучит уверенно и настойчиво! Проведение ее на этот раз лаконично, собранно, кратко. Ее сменяет мягко колышущаяся мелодия второй темы побочной партии гобои и кларнеты на фоне трепетного шелеста скрипок. И лишь после проведения этой темы, как бы подготовленная ее развитием, вступает основная лирическая тема струнные и флейты пикколо в сопровождении духовых в светлой тональности Ре мажор.

В репризе этот основной лирический образ увертюры показан еще более широко, развернуто, чем в экспозиции. Можно проследить три этапа в развитии темы. В среднем из них на время вновь возникает ощущение тревоги, волнения здесь имеет место полифоническое проведение отдельных мотивов темя у фагота с виолой и флейт с гобоями при тревожно-пульсирующем ритме у струнных. Третье вступление той же темы fortissimo у струнных и имитационное ее проведение у духовых с флейтой пикколо звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. По существу, именно здесь - наиболее значительный, кульминационный момент увертюры. Но это одновременно - и переломный момент действия.

Рубинштейну, поскольку незадолго до этого он оказался втянут в одно судебное разбирательство, не относящееся к музыкальному творчеству, и в котором музыкальная общественность был на его стороне. Это досадное обстоятельство отвлекло внимание от нового произведения Чайковского. Композитор внутренне был оскорблен пренебрежением к его сочинению, которое сам очень ценил. Это не помешало ему летом того же года кардинально переработать партитуру.

В новом виде Увертюра была издана в том же году в Берлине. Увертюра во второй редакции впервые были исполнена в Петербурге 5 февраля 1872 года под управлением Э. Направника, и впоследствии дирижировавшего многими петербургскими премьерами произведений Чайковского. Но как впоследствии оказалось, и эта редакция Увертюры была не окончательной.

Через десять лет Чайковский вновь вернулся к ней и сделал третью редакцию. Исполнение Увертюры в этой редакции задержалось на шесть лет. Впервые она прозвучала в Тифлисе в 1886 году под управлением М. Но с тех пор именно в третьей редакции это произведение приобрело большую популярность.

Сам композитор часто включал ее в прогрмаммы своих концертов за рубежом. В наше время Увертюра «Ромео и Джульетта» пизнана одним из лучших сокровищ русской симфонической классики. Музыка Сюжет «Ромео и Джульетты» предоставлял возможность создать трагедийное мозыкальное произведение. Конкретное содержание трагедии Шекспира, рельефно очерченные характеры, развитие фабулы, ситуации — все это оказало большое влияние на творческий процесс.

Известно, кстати, что в период работы над второй редакцией Увертюры, Чайковский, страстно увлеченный Шекспиром, мыслил написать на этот сюжет оперу.

Запись в mp3 Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян. Запись 1967 года. Пётр Ильич Чайковский Пётр Ильич Чайковский жил и творил в сложную для истории России пору 60-80-х годов XIX века, когда удивительной активности и творческой результативности достигла деятельность учёных, литераторов, художников. В целом поднялся уровень национальной духовной культуры. Чайковскому было суждено укрепить и возвысить позиции отечественной композиторской школы. Любовь как нравственная опора и символ силы, способной победить труднейшие препятствия, даже смерть, любовь - есть жизнь Л.

Толстой - эта мысль пронизывает все творчество Чайковского. Сочиняя музыку, Чайковский пропускал её через свою нервную, впечатлительную и ранимую, как у подростка, душу, создавая возвышенные и грандиозные шедевры... Сын начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода, Чайковский в детстве был далёк от музыки, однако впоследствии сумел получить признание современников и стать одним из самых известных композиторов своего времени. Несмотря на выдающиеся способности мальчика, родные не спешили связывать его жизнь с музыкой. В 10 лет Чайковский был разлучён со своей горячо любимой матерью и отправлен в Санкт-Петербург в Императорское училище правоведения. Посещая занятия, мальчик не переставал мечтать о музыке. Вскоре его мать умерла — эта трагедия произвела глубочайший эффект на 14-летнего подростка. Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в министерстве юстиции, однако через некоторое время бросил службу и посвятил все своё время освоению техники композиции и гармонии, посещая Русское музыкальное общество впоследствии — консерваторию.

Получив достаточные теоретические знания, Чайковский вскоре после окончания занятий, по приглашению музыканта Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил должность профессора в Московской консерватории. В этот же период он создал свою увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» - сочинение, имевшее большой успех у публики и благосклонно принятое московской музыкальной элитой. Чайковский всегда был очень близок со своей семьёй, чего не скажешь об отношениях с другими людьми. Пытаясь покончить с пересудами относительно своей личной жизни, композитор женился на нелюбимой женщине, отношения с которой близкими так и не стали. Чувствуя себя несчастным в браке, Чайковский все чаще стал проводить время в дружеских попойках. Острые переживания чуть было не довели композитора до трагедии. Однако он нашёл в себе силы оправиться: развёлся с женой, у которой, по слухам, родился ребёнок от другого мужчины, и начал новую жизнь. Вскоре он встретил настоящего преданного друга, который многие годы будет оказывать ему финансовую помощь и поддерживать во всех творческих начинаниях — Надежду фон Мекк — вдову богатого промышленника.

Решив финансовые проблемы, Чайковский смог полностью посвятить себя музыке. Вскоре его как дирижёра пригласили совершить концертный тур по городам Европы. Во время поездки он представил европейской публике балет «Лебединое озеро», Первую симфонию и только что завершённую торжественную увертюру «1812 год». Вслед за европейским туром последовали гастроли по Америке, прошедшие с грандиозным успехом. И хотя не все сочинения композитора имели мгновенную славу, это был период всемирного признания его гения. Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил: через несколько дней после премьеры Шестой симфонии в Петербурге — 25 октября 1893 года — он умер от холеры. Точные обстоятельства его смерти до сих пор вызывают споры. Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта Идея произведения по мотивам пьесы Шекспира появилась у Чайковского ещё в самом начале творческого пути.

Он обсуждал её с русским композитором Милием Балакиревым, который поощрял эту идею и даже посылал некоторые музыкальные предложения для начала работы. В 1868 году молодой Чайковский был увлечён певицей Дезире Арто. Несмотря на взаимную душевную привязанность, певица, уехав на гастроли, вышла замуж, но при дальнейших встречах они сохраняли тёплые отношения. Первая симфоническая поэма для оркестра «Фатум», похоже, отражает его отчаяние и растущую одержимость тем, что он рассматривал как роковую силу, которая пронизывает его творческую и личную жизнь. Под сенью этой несчастной любви он начал работу над «Ромео и Джульеттой». Её премьера состоялась в Москве в 1870 году. Затем он вновь вносил в неё исправления — так появилась третья и финальная версия, которую мы слышим сегодня. Трагическая история любви Произведение не является зеркальным отражением сюжета Шекспира, но содержит три основных линии пьесы — мир и счастье, которое нашли двое влюблённых, когда их любовь благословил монах Лоренцо, их страсть друг к другу и вражда двух семей, Монтекки и Капулетти, которая, в конечном счёте, приведёт влюблённых к трагическому финалу.

Драматический диапазон оркестра контрастирует с простыми, но вдохновенно льющимися мелодиями — темами, в которых Чайковский заключил чувства героев.

Герои его последних произведений — люди тонко и глубоко чувствующие, думающие, но не находящие в окружающей жизни понимания. Но такая насыщенная жизнь несколько утомляла композитора.

Сначала он снимал в Подмосковье дом, а в 1892 году купил дом в Клину. Эта симфония безгранично богатым языком музыки говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой смертный человек выходит победителем. Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью.

Потому что премьера симфонии под управлением автора состоялась 16 октября 1893 года, а в ночь на 25 октября композитора не стало. И наиболее ярко это воплощено в симфониях композитора. Большинство симфонических произведений Чайковского — программны.

Бывало и так, что, создавая произведение, композитор имел в виду какую-то программу, но не стал ее обнародовать Шестая симфония, например. Но Чайковский никогда не следовал всем деталям литературного прообраза. Программа была для него толчком к свободному развитию музыкальной мысли.

Слушание музыки: Чайковский А. Балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец, 3 д. Балет «Щелкунчик»: Марш Соль-мажор, 1 д.

Эту шекспировскую трагедию композитор очень любил, а потому совет принял весьма охотно. Над увертюрой- фантазией он работал осенью 1869 г. Участие Балакирева в рождении этого произведения не ограничилось общей идеей — в своих письмах он дал Петру Ильичу немало советов относительно характера тем, их развития и даже тональностей, и Чайковский во многом этим рекомендациям следовал.

С мнением критика Германа Лароша, что музыка не может изображать конкретные явления, что программность мешает ее восприятию, стесняя воображение слушателя, он не соглашался никогда. Не все подобные сочинения ожидала счастливая судьба — например, своей увертюрой «Гроза» композитор остался недоволен, как и симфонической фантазией «Фатум», партитуру которой уничтожил после двух исполнений. Но увертюра-фантазия по трагедии Уильяма Шекспира стала истинным шедевром.

Чайковский — далеко не единственный композитор, обращавшийся к сюжету «Ромео и Джульетты». Но если Гектор Берлиоз, например, создал «драматическую симфонию», весьма точно следующую за сюжетом это даже потребовало введения хора и солистов , то Чайковский идет другим путем — он обобщенно излагает идею литературного первоисточника средствами сонатной формы. Увертюра-фантазия открывается медленным хоральным вступлением, создающим образ Средневековья со всей его суровостью впрочем, этот хорал фаготов и кларнетов можно связать и с одним из действующих лиц трагедии, сыгравшим столь важную роль в судьбе влюбленных — патером Лоренцо.

По мере развития появляются «стонущие» задержания по словам композитора, он хотел «выразить одинокую, стремящуюся к небу душу». Темы экспозиции отражают две основные действующие «силы» трагедии — любовь и вражду. Главная партия — это вражда: судорожные, «разорванные» интонации, синкопы, внезапные «возгласы».

Присутствуют даже звукоизобразительные моменты — звучание тарелок напоминает звон мечей. Побочная партия связана с образом любви. Она излагается в трехчастной форме.

Первая тема — вдохновенная, светлая мелодия «широкого дыхания», которая кажется бесконечной в этом можно усмотреть родство с русской песней — не случайно произведение Чайковского для западных слушателей оказалось «слишком русским». Вторую тему — с «покачивающимся» ритмом — мягко проводят засурдиненные скрипки. Стремительная разработка основана на хоральной теме вступления и главной партии.

Их элементы и подвергаются мотивному развитию, и вступают между собою в контрапунктическое взаимодействие. Хоральная тема переосмысливается: теперь она звучит не отрешенно, а грозно. Реприза по драматизму не уступает разработке, но здесь обостряется противостояние «стихии вражды» и «стихии любви».

Главная пария сокращена по сравнению с экспозицией, но звучит еще более настойчиво — на ff. Побочная партия проводится более развернуто, обогащается имитациями духовых, достигая кульминации в своем любовном упоении: кажется, что светлое начало одержало победу. Но внезапно вторгаются аккорды «темы вражды», и начинается новый виток развития главной партии и хоральной темы, которую теперь исполняют медные духовые.

Кода звучит трагическим эпилогом: на фоне «похоронных» ударов литавр возникают скорбные интонации — видоизмененные элементы темы любви.

Глава седьмая. Желаемое и действительное

оркестровое произведение Петр Ильич Чайковский. Он оформлен в стиле увертюры-фантазии и о. 23 апреля 1616 г.), английский поэт и драматург Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта. Идея произведения по мотивам пьесы Шекспира появилась у Чайковского ещё в самом начале творческого пути. Москва, КЗЧ, 2015 год. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро» (1877). Увертюра-фантазия – яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. И все же она еще раз звучит просветленно и торжественно – прежде чем «тяжелые» аккорды всего оркестра завершат произведение. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» впервые прозвучала в марте 1880 г. в Москве под управлением Николая Рубинштейна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий