Адаптация учащихся 5 класса выступление классного руководителя

В психологической науке и практике проблему адаптации учащихся к школе чаще всего связывают с началом обучения ребенка в первом классе, реже – с переходом в среднее звено и еще реже – с переходом в старшие классы. С этой целью проводится исследование психологическое процесса адаптации учащихся 5-х классов, в котором принимают участие учащиеся и родители пятых классов школы №13: Диагностическое направление включает четыре диагностических блока: Исследуемый параметр. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю. Рекомендации психолога учителям-предметникам, работающим в пятых классах. 2. Выступление классного руководителя 5 «Б» класса Мирошниковой Т.В. 3. Выступление классного руководителя 5 «А» класса Бохан В.Н.

Особенности адаптации учащихся 5-х классов

В связи с этим мною были намечены этапы организации деятельности как классного руководителя. 1 этап – подготовительный. Работа по адаптации началась ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучались в 4 классе. Как адаптации к пятому классу пройти успешно? Рекомендации классным руководителям и учителям предметникам 5-х классов. Для того, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно, нужно. Задачи: 1. Выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся, познакомить их с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода.

Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников

Этот возраст связан:- с постепенным обретением чувства взрослости, усилением независимости детей от взрослых;- с негативизмом — стремлением противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых;- с постепенной заменой ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения — установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками;- со стремлением к личному авторитету среди сверстников, который порождает активный поиск образца для подражания;- с поиском роли в школе, дома, ребята проверяют, как на ту роль будут реагировать взрослые роль лидера, роль знатока, души компании, задиры ; — с повышенным вниманием ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию;- с повышенной критичностью к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также с педагогами, какие взаимоотношения в семье;- с начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические — рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. Именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки, как: — упрямство, — внутренние переживания, — стремление к самостоятельности, — замкнутость особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка , — ранимость, — обидчивость, — отгороженность. Особенно обостряется чувство собственного достоинства, и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас.

Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым а близкие люди насмехаются и подшучивают над ним, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда ; повышенная критичность к себе и окружающим. Дети формируют себе идеал не всегда положительный и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно задуматься о перестройке своего отношения к ребенку.

Пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Также нужно знать, что этот возраст характеризуется равнодушием к учебе. А теперь, зная психологические особенности пятиклассников, попробуйте на листах в виде голубых кирпичиков написать, что вам необходимо сделать, чтобы психологическая адаптация пятиклассников прошла успешно. Рекомендации для успешной психологической адаптации- Безусловное принятие ребенка, несмотря на возможные неудачи. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий просмотра любимых программ, лакомства, прогулок и т.

Давайте ребенку время на осознание нового. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, что ждет, если ребенок будет вести себя правильно. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 — в увещевательном, 50 раз — в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений.

Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным. Если ребенок вас боится — он будет лгать. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и одобрение. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Будьте его другом!

Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе ". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе": 1.

Сформированность основных компонентов учебной деятельности , успешное усвоение программного материала. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.

Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать более низкие баллы. Бывает и наоборот, ребенок, имевший в начальных классах средний уровень учебных достижений, вдруг становится учеником с более высоким уровнем. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Учителю начальной школы предстоит доказывать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками. Не следует забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. Есть ли проблемы преемственности в преподавании в нашей школе? И каковы пути их разрешения?

На начальном этапе работы классным руководителем в 5 классе я руководствовалась не только беседами с учителем начальных классов, собственными наблюдениями, но и результатами социометрии, проводимой школьным психологом в первой четверти. Социометрия определяет положение детей в коллективе, выявляет тех детей, которые имеют проблемы в отношении классного коллектива, и помогает определить и правильно спланировать работу и со всем классом, и в особенности с отдельными учениками, которых либо не приняли из других школ или классов , либо нейтрально-изолированные. Это, как правило, дети, которые имеют страх к самовыражению, самораскрытию, имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Не дать потеряться ребенку в большом коллективе, найти ключик к каждому из них — задача классного руководителя. Помогут в этом деле разного рода поручения: будь то помощь в организации школьного питания, подготовка праздничного мероприятия, участие в конкурсах, викторинах , спортивных соревнованиях или просто попросить отнести дневник своему заболевшему другу, вымыть доску или полить цветы. Необходимо подчеркнуть важность любого поручения, и тогда ребенок будет ощущать свою значимость, ему будет уютно и комфортно в этом коллективе, он — часть его. Особенностям адаптационного периода пятиклассников было посвящено родительское собрание с участием школьного психолога в первой четверти.

Были даны рекомендации родителям по воспитанию детей с повышенной тревожностью, они были приглашены на индивидуальные консультации. Еще одна проблема. Как выстроить модель поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников, и его отметочный статус будет установлен без соответствия с реальными возможностями. То, что существует такая проблема, можно убедиться на примере роста качества знаний по четвертям.

В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах школы. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Поэтому я предлагаю вам познакомиться. Работать будем по цепочке, по кругу, передавая для удобства смайлик «Улыбка». Смайлик несет нам позитивный настрой и будет служить сигналом начала и окончания монолога. Мы предлагаем назвать свое имя, рассказать о себе, а также о своих ожиданиях: что Вы ждете от сегодняшней нашей встречи. Родители знакомятся друг с другом. Давайте начнем с игры-экзамена и попытаемся понять, что мы знаем о жизни современного пятиклассника. Для начала попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Ответьте на вопросы: - Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе? Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе? Чтобы адаптировать наших детей к новым условиям жизни старшей школы, нам необходимо иметь как можно больше информации. Вы познакомились друг с другом, а теперь давайте познакомимся с учителями-предметниками, обучающими Ваших детей. Педагог-психолог знакомит родителей с учителями-предметниками, подчеркивая их высокую профессиональную компетенцию. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, то есть мышление в понятиях, и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

Адаптация учащихся 5-х классов

Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс — самый удачный возраст для обучения оптимальной стратегии обучения. Еще одна важная особенность детей этого возраста — изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность. Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность.

Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие. Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания. Зная психофизиологические особенности возраста, мы можем перейти к рассмотрению особенностей адаптации. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.

Знакомство с методами и приёмами учителя начальных классов. Посещение уроков в четвёртом классе. Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников. В урочной деятельности: 1.

Использовать разнообразные методы обучения урок-диспут, урок-исследование. Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи , умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников, такому хрупкому и неустоявшемуся. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности. Приучаю школьников работать с дополнительной литературой: справочниками, словарями, научно-публицистическими работами.

Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи. Постоянная работа над техникой чтения. Комментирование отметок. Шкалу оценивания детей стараюсь сделать максимально прозрачной. Во внеурочной деятельности: 1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками.

По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 6 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии: спонтанная, защитно-ответная оборонительная. Слайд 17 Анкета для родителей по адаптации обучающихся 5 класса 1. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок справляется с усвоением школьного учебного материала?

Выберите только один вариант ответа -Допускает редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой-3 человека -Допускает небольшие помарки, единичные ошибки-4 человека 2. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок выполняет школьные задания. Выберите только один вариант ответа -Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию-1 человек -Иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для его завершения -3 человека -.

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений-3 человека 3. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок при выполнении школьных заданий? Выберите только один вариант ответа -.

Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого- 2 человека -Ребёнок иногда обращается за помощью к взрослому, но чаще выполняет задания сам-3 человека - Ребёнок работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого-3 человека Слайд 18 4. С каким настроением чаще всего Ваш ребёнок ходит в школу? Выберите только один вариант ответа - У ребёнка бывают проявления отрицательных эмоций:тревожность, огорчение, иногда страх обидчивость, вспыльчивость, раздражительность-1 человек - У ребёнка иногда бывают проявления сниженного настроения-3 человека - Ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения-3 человека 5.

Определите, пожалуйста, повысилась, понизилась или осталась на прежнем уровне, по сравнению с 4 классом, успеваемость Вашего ребёнка. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками. Выберите только один вариант ответа - Ребёнок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети-2 человека - Ребёнок общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых-5 человек Слайд 19 7.

Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка. Не запугивайте ребенка. Старайтесь не надо ставить никаких условий.

Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

Не ругайте ребенка за плохие отметки. Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся.

Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать.

Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка. Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость. Мы должны заинтересовать ребенка учебой.

Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание.

Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен, и вы верите в его силы.

Материалы к выступлению на семинаре 'Адаптация учащихся 5-х классов к средней школе'

Не скупитесь на похвалу! Нет такого "двоечника", которого не за что было бы похвалить. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения.

Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.

Постарайтесь не сравнивать успехи и неудачи параллельного класса в присутствии учеников, выделяйте достоинства только своего класса. Развивайте сплоченность классного коллектива и устанавливайте доверительные отношения в системе «классный руководитель-ученик».

Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде. Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Учителям начального звена 3-4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.

В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

Изменение условий обучения Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Все было привычно.

А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит. При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс например, гимназический. Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто.

Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.

Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность. Изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой -тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом.

По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено».

МОЙ РЕБЁНОК – ПЯТИКЛАССНИК: Проблемы адаптации

Особенности адаптации учащихся 5 класса. Что же такое адаптация? Адаптация – приспособление к новым условиям обучения, которые требуют от ребенка больших психо-физиологических ресурсов. Ход собрания1. Вступительное слово классного руководителя, представление педагогов, психологаКлассный руководитель: Уважаемые учителя, дорогие родители, я рада вас приветствовать на нашем первом родительском собрании. Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников." купреев михаил никитович. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Скачать бесплатно презентацию на тему "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы» 2012-2013 учебный год Выступил классный руководитель 5 класса: Абдулин Д.С." в (PowerPoint). Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия: Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.

Материалы к выступлению на семинаре 'Адаптация учащихся 5-х классов к средней школе'

Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся. главного личностного новообразования младшего подростка. Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика. Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении и общении с детьми, т. е. характер межличностного контакта. Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Содержание

  • Адаптация учащихся 5 классов к обучению в среднем звене
  • Адаптация учащихся 5-х классов
  • Выступление на педагогическом совете: «
  • Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы

Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения

Повестка дня: Проблемы адаптации (Егорова Д.В.). Состояние здоровья учащихся 5 класса (врач Зюзина В.И.). Выступление учительницы начальных классов (Войкина Л.В.) Выступление классного руководителя (Арсекина В.М.). У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя. (выступление классного руководителя на педсовете). Классный руководитель: Малютина Валерия Евгеньевна. Материалы выступления на педагогическом совете по окончанию первой четверти учебного года о процессе адаптации школьников к среднему звену школьной системы обучения. Отчетность классного руководителя о процессе адаптации пятиклассников. Выступление на. Особенности адаптации учащихся 5 класса. Что же такое адаптация? Адаптация – приспособление к новым условиям обучения, которые требуют от ребенка больших психо-физиологических ресурсов. 1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями. 2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

Методический материал для родительского собрания на тему "Знакомство. Адаптация учащихся 5 класса"

Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей. Во время обучения в школе ученик переживает процесс адаптации несколько раз – в 1, 5 и 10 классах. Переход в 5 класс – это важный и не простой период в жизни школьников и по многим параметрам его можно сравнить с поступлением ребенка в первый класс. главного личностного новообразования младшего подростка. Материалы выступления на педагогическом совете по окончанию первой четверти учебного года о процессе адаптации школьников к среднему звену школьной системы обучения. Отчетность классного руководителя о процессе адаптации пятиклассников. Выступление на. Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения" Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники Задачи: выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации. Педагог-психолог лицея Иоутси О.В. Рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации учащихся 5-х классов. Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника.

Малый педагогический совет «Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-х, 6-х классов»

Работа с отдельными школьниками Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с недостаточным уровнем сформированности психических функций или психологических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины. Например, низкая успеваемость может быть вызвана несформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком.

Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков. Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.

Работа со взрослыми Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями. Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач.

Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью.

В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность. Взаимодействие с соцпедагогом Практика показывает, что в работе с детьми, имеющими агрессивные проявления, наиболее актуальны для обсуждения с педагогами следующие темы: Понятия «агрессия», «агрессивность», причины возникновения, виды.

Возрастные особенности проявления агрессии. Психологические особенности детей, склонных к агрессии. Агрессия и насилие в средствах массовой информации.

Группу может вести психолог или прошедший подготовку классный Руководитель. Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем пм нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальнее, своеобразное в каждом.

Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе приветствуется участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях. На втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила.

Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии, быть благодарным. В сентябре проводится также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5 классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков и формированием коллектива с учетом полученных диагностических данных. Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится около двух месяцев, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.

При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики их сегодня принято называть скрининговыми методами , ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе. Разновозрастное сотрудничество учащихся как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной школы в основную Чтобы научиться учить себя, т.

Учебное сотрудничество, в котором младшим подросткам предоставляется роль учителя 1—2 классов, может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию учебной самостоятельности. Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося. Заметим, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним цель: научить кого-то. Работа детей в роли учителя выгодно отличается от их роли Ученика в мотивационном отношении.

Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека.

Поэтому, наверное, наши дети часто нарушают дисциплину, неизбежны и конфликтные ситуации как внутри класса , так и между пятыми классами. А в эпицентре этих конфликтов оказываются дети с повышенной тревожностью или нейтрально-изолированные. В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам.

Каким будет это общение? Как будут складываться межличностные отношения? Во многом зависит от уровня сплоченности коллектива. Я стараюсь поддерживать те традиции, которые они вместе с учителем начальных классов создавали и хранили на протяжении четырех лет, с последующей трансформацией их с учетом возраста. Это организация и проведение различных праздничных мероприятий, участие в конкурсах, экскурсии, поездки за город, лыжные прогулки, посещение театра, филармонии и др. Я думаю, что в 4-5 классах на протяжении двух лет нужна слаженная работа учителей начальной школы и учителей-предметников для знакомства с детьми, взаимные посещения уроков.

Но это связано с определенными трудностями: так о нагрузке часов мы узнаем иногда в последний момент, а также в силу загруженности учителей нет возможности присутствовать на уроках друг у друга. Наверное, было бы несправедливо сказать, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов в переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз.

Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В ответ на подобные сложности, встречается несколько типов реакций со стороны родителей на сложившуюся в классе ситуацию: Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь иногда убеждены, что сделать это невозможно. Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом, классным руководителем и, при необходимости, обратиться за психотерапевтической помощью, т. Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают. Ребенок: неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; ни с того ни с сего как кажется отказывается идти в школу; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе. Как же помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе?

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т. Заикания, тики, энурез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.

В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками.

Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. И самое главное — будьте готовы оказать поддержку своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Спокойные, уверенные в себе родители, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий