Фз от 6 апреля 2011 г 63 фз об электронной подписи

Срок изменения правил работы с электронной подписью и машиночитаемой доверенностью отложили на 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ). Подробнее о новых условиях рассказывает Иван Быков, эксперт удостоверяющего центра Контура. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" в последней редакции, действующей с 01.01.2023 года. Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании. 63 ФЗ Об электронной подписи является основным документом, раскрывающим понятие и устанавливающим порядок выпуска электронной подписи, деятельность аккредитованного удостоверяющего центра, выпуск сертификата. 3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена; 6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи». Федеральный зак он об элек тронной подписи — Российск ая газета. власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее -уполномоченный федеральный орган).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (04.08.2023) ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. 2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом. В новой редакции Закона № 63-ФЗ регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при участии в различных правоотношениях, в которых документы подписываются представителем физического лица. Для этого разработали электронную подпись (ЭП), но ее применение было бы невозможным без закрепления процедуры на правовом уровне. Для этого в 2002 году был принят Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи»: о чем должен знать каждый специалист

С развитием же Интернета и в целях обеспечения открытости расходования бюджетных средств, появилась необходимость перевода аукционов из реального пространства в реально-виртуальное. В связи с этим институт электронной подписи вышел на новую орбиту развития. Первоначально, в Законе о размещении заказов порядок проведения открытых аукционов в электронной форме содержался в ст. В Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [7] Законом 2011 г. N 65-ФЗ введены статьи: статьи 21. Понятия государственных и муниципальных услуг определены в п. Однако встаёт вопрос об обеспечении прав участников электронного аукциона, об обоснованности и целесообразности принимаемых к нарушителям мер. На практике возможны ситуации, когда контракт своевременно не был подписан победителем по каким-либо формальным или техническим причинам. Например, ООО "Спецэнергокомплект-2000" не могло вовремя подписать контракт по причине незнания работниками ООО технических моментов работы с электронной площадкой.

В государственных системах признать легитимность иностранной подписи не получится.

Подписи филиалов иностранных компаний Руководители филиалов иностранных компаний в России не могли получить сертификат квалифицированной электронной подписи. Они оформляли сертификаты в коммерческих УЦ в качестве обычных сотрудников. Из-за этого возникал вопрос, как подписывать и выпускать МЧД. С 1 сентября 2023 года ситуация изменится. Продление сертификатов НЭП Для внутреннего электронного документооборота компаний и ЭДО с контрагентами все чаще выбирают неквалифицированные электронные подписи, их использовать порой проще и дешевле. Так, по данным удостоверяющего центра Контура, популярность НЭП выросла в 10 раз. Прежде неквалифицированную электронную подпись можно было продлить только при личном визите в удостоверяющий центр или с помощью учетной записи портала Госуслуги. Поправки в закон 63-ФЗ изменят эту ситуацию. Обновить неквалифицированную электронную подпись можно будет онлайн, с помощью действующего сертификата НЭП в том же удостоверяющем центре или с использованием учетной записи портала Госуслуги. Передоверие МЧД для финорганизаций Передоверие позволяет руководителям наделять сотрудников полномочиями на выпуск машиночитаемых доверенностей другим представителям организации.

Это право было прежде у всех компаний, кроме участников финансового рынка.

Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами. Удостоверяющий центр, аккредитованный в соответствии с требованиями части 3. Требования к форме указанного в пункте 1 части 2. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к реестру квалифицированных сертификатов этого аккредитованного удостоверяющего центра в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра, если иное не установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В случае принятия решения о прекращении своей деятельности аккредитованный удостоверяющий центр обязан: 1 сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган не позднее чем за один месяц до даты прекращения своей деятельности; 2 передать в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке реестр выданных этим аккредитованным удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов; 3 передать на хранение в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке информацию, подлежащую хранению в аккредитованном удостоверяющем центре. Ключи электронной подписи, хранимые аккредитованным удостоверяющим центром по поручению владельцев квалифицированных сертификатов электронной подписи, подлежат уничтожению в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан выполнять порядок реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленный таким аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра. Удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, вправе наделить доверенных лиц полномочиями на прием заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выполнение требований статьи 18 настоящего Федерального закона от имени удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, на создание ключа электронной подписи при условии исключения возможности доступа работников таких доверенных лиц к ключам электронных подписей заявителей , а также на хранение ключей квалифицированных электронных подписей для дистанционного использования и на создание при помощи указанных ключей электронных подписей для электронных документов. При вручении созданного удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, квалифицированного сертификата указанное доверенное лицо обязано установить личность владельца сертификата заявителя в соответствии с порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, с учетом требований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 8 настоящего Федерального закона. Доверенные лица, указанные в настоящей части, в установленном Правительством Российской Федерации порядке определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, из числа удостоверяющих центров, получивших аккредитацию в соответствии с частями 3 и 3. Аккредитованные удостоверяющие центры, являющиеся удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и удостоверяющим центром Центрального банка Российской Федерации, должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1. Уполномоченный федеральный орган совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, установленном статьей 16. В рамках проведения таких проверок не могут быть осуществлены приостановка, прекращение аккредитации таких удостоверяющих центров. Аккредитованный удостоверяющий центр работник аккредитованного удостоверяющего центра, доверенные лица и их работники несет гражданско-правовую, административную и или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.

Аккредитованный удостоверяющий центр на безвозмездной основе обеспечивает физических лиц шифровальными криптографическими средствами, указанными в части 19 статьи 14. Аккредитованный удостоверяющий центр в случае аккредитации с учетом обеспечения выполнения требования, установленного подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, обязан создавать и выдавать квалифицированный сертификат со сроком действия не менее двенадцати лет, но не более срока, определенного требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с указанным в заявлении сроком действия, если заявитель обратился в такой удостоверяющий центр в установленном порядке с заявлением о выдаче квалифицированного сертификата со сроком действия, указанным в настоящей части. Статья 16. Аккредитация удостоверяющего центра 1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется в два этапа в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований: 1 минимальный размер собственных средств капитала составляет не менее чем два миллиарда рублей, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте при аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой, указанное в настоящем пункте требование подлежит выполнению совместно Федеральной нотариальной палатой и таким удостоверяющим центром.

Размер собственных средств капитала может составлять не менее чем один миллиард рублей в случае выполнения одного из следующих условий: а наличие не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиалов или представительств удостоверяющего центра; б создание и выдача в соответствии с эксплуатационной документацией на средства удостоверяющего центра квалифицированных сертификатов со сроком действия не менее двенадцати лет, но не более срока, определенного требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона; 1. Для осуществления хранения ключа электронной подписи в соответствии с частью 2. В случае аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой, указанное лицо несет ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов. Федеральная нотариальная палата несет солидарную ответственность с юридическим лицом, осуществляющим функции удостоверяющего центра и учрежденным Федеральной нотариальной палатой, за счет собственных средств в размере не более одного миллиарда рублей в совокупности за все указанные в настоящей части убытки. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

К заявлению для аккредитации удостоверяющего центра в целях осуществления хранения ключей электронных подписей в соответствии с частью 2. При направлении заявления аккредитация удостоверяющего центра может осуществляться как на соответствие только требованиям, установленным частью 3. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1 - 4, 5 - 7 части 3 и или частью 3. В случае принятия решения о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1 - 4, 5 - 7 части 3 и или частью 3. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации. При утверждении состава правительственной комиссии должно быть предусмотрено, что не менее 30 процентов членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением Правительства Российской Федерации возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий. При утверждении порядка деятельности правительственной комиссии к ее компетенции должно быть отнесено в том числе принятие на основе заключений уполномоченного федерального органа решений об аккредитации удостоверяющих центров, у которых руководители и учредители участники имеют право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и или простого товарищества, и или поручения, и или корпоративным договором, и или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями долями , распоряжаться более 10 процентами акций долей , составляющих уставный капитал данных удостоверяющих центров, и соответствуют высоким требованиям к деловой репутации. Правительственная комиссия рассматривает представленные документы и в течение двадцати рабочих дней принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра в случае его соответствия пункту 4.

В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление удостоверяющему центру о принятом решении и вносит соответствующую информацию в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, после чего удостоверяющий центр считается аккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра далее - присоединение аккредитованного удостоверяющего центра , к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" далее - инфраструктура. После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет в удостоверяющий центр уведомление о принятом решении с указанием причин отказа. Основаниями для отказа в аккредитации удостоверяющего центра являются его несоответствие требованиям, установленным частями 3 и или 3. При этом отказ в аккредитации удостоверяющего центра на соответствие требованиям части 3. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган.

Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров статьями 13 - 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований должностное лицо уполномоченного федерального органа обязано выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра, а в случае, если удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с требованиями частей 3 и 3. Утратили силу с 1 июля 2020 года. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Федеральный государственный контроль надзор в сфере электронной подписи 1.

Федеральный государственный контроль надзор в сфере электронной подписи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Предметом федерального государственного контроля надзора в сфере электронной подписи является соблюдение аккредитованными удостоверяющими центрами, доверенными третьими сторонами обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация и осуществление федерального государственного контроля надзора в сфере электронной подписи регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положение о федеральном государственном контроле надзоре в сфере электронной подписи утверждается Правительством Российской Федерации. При осуществлении федерального государственного контроля надзора в сфере электронной подписи плановые контрольные надзорные мероприятия не проводятся. Статья 17. Квалифицированный сертификат 1. Квалифицированный сертификат подлежит созданию с использованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

Операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Если заявителем представлены в аккредитованный удостоверяющий центр документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия. Квалифицированный сертификат выдается в форме, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом. В случае аннулирования или досрочного прекращения действия квалифицированного сертификата, выданного аккредитованному удостоверяющему центру, выдавшему квалифицированный сертификат заявителю, либо в случае досрочного прекращения или истечения срока аккредитации удостоверяющего центра квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром заявителю, прекращает свое действие. Владелец квалифицированного сертификата обязан не использовать ключ электронной подписи и немедленно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат, для прекращения действия этого сертификата при наличии оснований полагать, что конфиденциальность ключа электронной подписи нарушена. Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физического лица 1. В случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физического лица без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц применяется квалифицированная электронная подпись физического лица, владельцем которой оно является. Квалифицированный сертификат данной электронной подписи создается и выдается удостоверяющим центром, получившим аккредитацию.

Физическое лицо, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации наделено полномочиями, не предусмотренными статьями 17.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г. Изменения вступают в силу с 30 июня 2020 г. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев первого , четвертого и пятого подпункта "г" пункта 4 , абзацев первого и второго подпункта "а" пункта 8 , абзацев первого - третьего , шестого и седьмого подпункта "б" , подпунктов "в" и "г" пункта 11 , подпунктов "б" пункта 12 и подпунктов "б" пункта 13 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, а так же абзацев второго и третьего подпункта "г" пункта 4 , подпункта "а" пункта 7 , абзацев третьего и четвертого подпункта "а" пункта 8 , абзацев четвертого и пятого подпункта "б" пункта 11 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г. N 33-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

N 171-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 10 июля 2012 г.

Обзор изменений № 63-ФЗ «Об электронной подписи» после 1 сентября 2023 года

Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора. Орган власти: ГД ФС РФ, Вид документа: Федеральный закон, Номер: 63-ФЗ, Дата принятия: 06.04.2011, Редакция от: 04.08.2023, Актуальный текст. 3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена; 6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Статья 3. Правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей. Статья 4. Принципы использования электронной подписи. 63 ФЗ об электронной подписи: цели документа, основные понятия и положения, область применения, взаимосвязанные документы, прочие нормативно-правовые акты.

Зачем нужен ФЗ об электронной цифровой подписи

  • Нужна ЭЦП? Подберем подходящий вариант электронной подписи для вашего бизнеса.
  • Основные понятия, используемые в 63-ФЗ
  • Криптоком. Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
  • Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
  • Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2023
  • Похожие материалы

Защита документов

они внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ. Главный эксперт УЦ Контура Иван Быков рассказывает, какие поправки в закон об электронной подписи важны для бизнеса. Новый закон "Об электронной подписи" 63-ФЗ, утвержденный 6 апреля 2011 г, как раз направлен на ускорение процедуры документооборота и экономию денежных и трудовых ресурсов. Получите ЭЦП по лучшей цене в Вашем регионе! Получить электронную подпись. Об электронной подписи. Дата документа: 06.04.2011 Вид документа: Федеральный закон Принявший орган: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Номер: 63-ФЗ КНД: Тип ситуации.

ФЗ N 63 «Об электронной подписи»

В силу ст. При этом согласно ст. Электронная информация может быть выражена в электронном документе, который представляет собой документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Электронный документ обладает следующими отличительными особенностями: 1 возможность восприятия только с помощью технических средств; 2 определенная сложность идентификации лица, его создавшего; 3 возможность свободного доступа и нелегитимного изменения содержания электронного документа. Любая подпись на документе, в том числе и электронная, придает ему юридическую силу. Что касается лиц, подписывающих информацию, то их перечень определяется в зависимости от содержания документа, удостоверяемого электронной подпись, вида электронной подписи, и, разумеется, компетенции лица, управомоченного использовать электронную подпись. Возможные виды электронной подписи обозначены в ст. Она обладает полной юридической силой согласно законодательству РФ. Для юридических лиц - это незаменимый инструмент, который позволяет наладить удобный и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами. Электронная подпись для физических лиц - это способ ускорить и упростить взаимодействие с государственными структурами, работодателями, учебными организациями через Интернет. Систему электронного документооборота используют крупные и мелкие компании с целью отправки информации сотрудникам внутри компании и внешним контрагентам, а также физические лица.

Электронная подпись необходима для того, чтобы обмениваться через Интернет не только чисто информативными письмами, но также юридически значимыми документами - договорами, актами, счетами-фактурами и т. Для организации такого документооборота можно использовать любой вид электронной подписи: все зависит от целей, стоящих перед пользователем, а также от его договоренности с другими участниками электронного обмена; 2 электронная отчетность. Процесс сдачи отчетности в контролирующие органы власти становится намного проще, благодаря электронной подписи. Ежеквартальные отчеты для налоговых органов, в страховые фонды и т. Система электронной отчетности значительно экономит рабочее время, гарантирует конфиденциальность данных, а также сканирует отчет на наличие в нем ошибок, что является неоспоримым преимуществом. Для сдачи отчетности необходима квалифицированная электронная подпись; 3 электронные торги. Электронные торги - это современная форма торговли, при которой заказы на поставку товаров или услуг размещаются на специализированных электронных площадках, которые находятся в Интернете. Участники электронных торгов имеют доступ к государственным закупкам и закупкам коммерческих фирм. Электронные торги открыты для юридических и физических лиц. Электронная подпись необходима для прохождения аккредитации на торговых площадках.

Также электронной подписью заверяются документы, необходимые для участия в конкурсе, подачи ценового предложения и подписания контракта с победителем. Вид используемой электронной подписи определяется самой площадкой, на которой проходят торги. Сертификат ключа проверки электронной подписи - это: 1 электронный документ или документ на бумажном носителе; 2 документ, выданный удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра; 3 документ, подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Документ на бумажном носителе в силу ст. Удостоверяющий центр согласно комментируемому Закону, может быть представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо государственным органом или органом местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иных функции, предусмотренные Законом см. Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи является лицо, которому в установленном Законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи см. Сертификат ключа проверки электронной подписи может быть простым и квалифицированным. Квалифицированный сертификат - это сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным комментируемым Законом см. Квалифицированный сертификат может быть создан исключительно аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи см. Владелец сертификата ключа проверки электронной подписи - лицо, которому в установленном комментируемым Законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи.

Комментируемый Закон не содержит отдельной статьи, регламентирующий статус такого владельца, предъявляемые к нему требования, его права и обязанности, связанные с владением сертификата ключа проверки электронной подписи. Однако из ст. С учетом требований ч. Однако в ряде случаев допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физическое лицо, действующее от имени юридического лица см. Интересно отметить, что в ФЗ "Об электронной цифровой подписи" владельцем сертификата ключа подписи признавалось физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром был выдан сертификат ключа подписи и которое владело соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах подписывать электронные документы. При этом отдельной статьей ст. В частности, владелец сертификата ключа подписи был обязан: - не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее; - хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи; - немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена. В большинстве случаев права и обязанности владельцев сертификата ключа проверки электронной подписи закрепляются в соответствующих договорах об оказании услуг удостоверяющим центром и или регламентах положениях удостоверяющих центров см. Электронная подпись имеет свою уникальную последовательность символов, предназначенную для ее создания, которая именуется "ключом электронной подписи". Комментируемый Закон также оперирует понятием "ключ проверки электронной подписи", который также представляет собой уникальную последовательность символов, которая однозначно связана с ключом электронной подписи и предназначена для проверки подлинности электронной подписи.

Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 30 миллионов рублей; в ред. Федерального закона от 02. Для осуществления хранения ключа электронной подписи в соответствии с частью 2. Удостоверяющий центр наряду с указанными в части 3 настоящей статьи требованиями вправе также обеспечить свое соответствие установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом дополнительным требованиям к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также к обеспечению информационной безопасности аккредитованного удостоверяющего центра в случаях, если необходимость соблюдения таких дополнительных требований в определенных отношениях предусмотрена федеральным законом. В случае аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой, указанное лицо несет ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов. Федеральная нотариальная палата несет солидарную ответственность с юридическим лицом, осуществляющим функции удостоверяющего центра и учрежденным Федеральной нотариальной палатой, за счет собственных средств в размере не более одного миллиарда рублей в совокупности за все указанные в настоящей части убытки. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

По утру проснулся Ярополк в бодром здравии, ибо знал он теперь, что делать ему надобно. Пришел Ярополк к Всеволоду и слово молвил, что, несмотря на все разногласия, у мастеровых его семьи, да дети малые, что без работы худо им, и предложил строить палаты белокаменные вместе и далее. Услышав это, Всеволод несказанно возрадовался и сообщил, что не против он продолжения сотрудничества, но платить будет по справедливости, то есть в два раза меньше прежнего. Ярополк предложение то принял, но сказал, что «Соглашение об электронном документообороте» поменять надобно: слова про дату подписания документов от туда выкинуть. Также добавил он, что раз денег за работу вдвое меньше будет, то надобно аванс ему выдать, да наличными, чтоб мог он камня строительного привести, да часть жалования мастеровым выдать. За деньги полученные расписку он составит безбумажную, электронной подписью заверенную. На том и порешили.

Выдал Всеволод аванс Ярополку и получил взамен расписку электронную. После этого пошел Ярополк к мастерам, что «яйцо» с электронной подписью изготовили, и попросил новое «яйцо» сделать, так как старое у него лихие люди вместе с кошелем в подворотне похитили. Мастера отозвали подпись старую, да «яйцо» с новой выдали. Проходит неделя, другая, а Ярополк работы и начинать не думает. Разгневался Всеволод и вызвал Ярополка, чтоб испросить с него за бездействие. А Ярополк слово молвит, мол денег аванса он так и не получил, не на что камень строительный приобрести. Всеволод почуял неладное, да в суд на Ярополка опять подал. Во время слушаний предъявил Всеволод судье мудрому расписку электронную, подписью Ярополка заверенную. Для разрешения спора этого сложного запросил судья у мастеров, что подпись Ярополку выпустили, дату отзыва подписи его электронной, так же вязл судья у Всеволода оригинал «Соглашения об электронном документообороте».

Поскольку соглашение то не содержало слов о том, что считать датой подписи электронного документа, а также, учтя тот факт, что стороны не пришли к согласию относительно самого факта подписи и соответственно даты ее совершения, судья мудрый принял решение, что дата электронной подписи электронного документа достоверно не определена. После этого обратился он к п. На основании всего выше сказанного суд пришел к выводу, что электронная подпись под документом не действительна, так как дата подписания документа достоверно не определена, а на момент проверки подписи ее сертификат не действителен. Часть 2 — работа над ошибками Государство vs. Одним из основных аргументов сторонников этой точки зрения является то, что эти «шарашкины конторы» не могут обеспечить безопасность предоставляемых услуг и сами являются потенциальными участниками конфликтов интересов могут неправомерно выпустить подпись третьего лица и ей воспользоваться. Следует отметить, что данные мысли не лишены логики, но для принятия взвешенных решений нужно учитывать и другие нюансы. Экономические аспекты взаимодействия государства и частного бизнеса Государство в эпоху цифровой экономики — это провайдер инфраструктурных сервисов, позволяющих экономике существовать и развиваться. Глобализация — неизбежный спутник цифровизации экономики — серьезно обострит конкуренцию между государствами. Инвестиции и человеческий капитал будут направляться в те страны, государственные сервисы которых наиболее эффективны.

Для победы в конкурентной борьбе государству, как и бизнесу, нужны инвестиции. Где их взять? Увеличивать налоги — не вариант, так как это приведет к снижению эффективности гос. Где еще тогда можно взять деньги? Наиболее перспективными вариантами получения инвестиций являются государственно-частное партнерство и делегирование бизнесу части государственных полномочий. В качестве примеров подобного взаимодействия можно привести: частные охранные предприятия , которым государство делегировало часть своих функций по обеспечению безопасности; удостоверяющие центры, которым государство делегировало часть своих функций по формированию электронного пространства доверия; владельцев частных камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения, которым на основании концессионных соглашений разрешено устанавливать камеры и зарабатывать на выписке штрафов автолихачам. Таким образом, мы приходим к выводу, что государство всеми силами должно сохранить вовлеченность частного бизнеса в реализацию своих функций, обязательно обеспечив должный уровень их качества. В противном случае подобное взаимодействие несет больше вреда, нежели пользы, и от него лучше отказаться. Дополнительным аргументом в пользу сохранения коммерческих удостоверяющих центров как общественных институтов, как ни странно, является человеческий фактор.

Сам факт того, что человек служит в госоргане, а не трудится в частной фирме, не делает его честней и порядочней. Если человек не проводил идентификацию заявителя на выпуск электронной подписи, будучи работником коммерческого удостоверяющего центра, то он не будет этого делать и будучи госслужащим. Для того чтобы процесс заработал, нужны дополнительные усилия: грамотная мотивация труда, обеспечение контроля и др. Все эти меры можно успешно реализовать как в коммерческих компаниях, так и в госструктурах — в общем случае разницы нет. С учетом вышесказанного в данной статье мы будем исходить из того, что коммерческие удостоверяющие центры будут и дальше продолжать выпускать электронную подпись. По сути это два практически равносильных удостоверения личности, только первое — для реального мира, а второе — для «цифрового». Раз ценность удостоверений равна, то и защита их также должна быть равносильной. Другими словами электронная подпись должна выдаваться столь же строго, как и паспорт. Но все же по сравнению с паспортом у электронной подписи есть важные отличия: Если паспорт выдается на длительный срок десятки лет , то электронная подпись — на короткий, как правило, не больше года и трех месяцев.

Обладание паспортом не требует специальных знаний. Обладание же электронной подписью требует. Например, при использовании электронной подписи часто возникают сугубо ИТ-шные вопросы, требующие оперативной технической поддержки. Для того чтобы воспользоваться краденными паспортом или электронной подписью, злоумышленник должен преодолеть их систему защиты, например, переклеить фотографию в паспорте или взломать пароль на электронной подписи. При этом определить, что злоумышленник воспользовался краденным паспортом, можно по показаниям очевидцев или записям видеонаблюдения, установить же факт неправомерного использования электронной подписи практически невозможно. Паспорта выдает МВД России. Следуя принципу равной защищенности, рассмотренному выше, получается, что оно же должно выдавать и электронные подписи. Однако, сделать это в рамках существующей структуры МВД России невозможно: Во-первых, потому что наряду с государственными функциями идентификация, учет и контроль удостоверений личности,... МВД потребуется выполнять еще сугубо ИТ-шные функции: техническая поддержка, консультации и др.

Во-вторых, для МВД потребуется организовать закупки технических и криптографических средств в массовых масштабах, а это будут гигантские бюджетные траты. Здесь упоминается МВД России, но приведенные рассуждения будут справедливы и для любых других гос. Как ни крути, а затраты государства на передачу функций удостоверяющих центров в любой из своих органов будут гигантскими. Реальный экономический эффект, выраженный в снижении потерь от экономических преступлений, связанных с использованием электронной подписи, вряд ли будет значительным. Оптимальный вариант решения сложившейся проблемы видится в совершенствовании процедуры выпуска электронных подписей. В частности, предлагается следующий набор мер: Запрет оформления электронной подписи по доверенности паспорт по доверенности получить нельзя. Законодательное принятие методики идентификации заявителей на оформление электронной подписи, как минимум включающей в себя: наличие не менее двух людей, проводящих идентификацию заявителей своими глазами как во многих банках при оформлении вкладов или кредитов ; наличие процедур проверки документов, удостоверяющих личность заявителя, на предмет подделки. Обязательная фиксация процедуры идентификации личности заявителя на фискальный видеорегистратор исключающий возможность подделки видеозаписей и хранение записей в течение 3 лет срок исковой давности со дня окончания срока действия сертификата ключа подписи. Основным нюансом данного набора мер будет выбор второго человека, проводящего идентификацию личности заявителя на выпуск электронной подписи.

Рассмотрим несколько вариантов, отличающихся друг от друга ожидаемой достоверностью идентификации и затратами на реализацию. Вторым человеком, проводящим идентификацию, может быть: Еще один работник удостоверяющего центра.

Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида.

Где применяется КЭП?

  • Основные понятия, используемые в 63-ФЗ
  • Закон об электронной подписи 63 ФЗ: кратко основные положения
  • Закон 63-ФЗ «Об электронной подписи»
  • 15.06.2020 Изменения в работе с электронными подписями :: Комментарии законодательства

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий