Хачатурян концерт для скрипки с оркестром анализ

2. Анализ музыкальных произведений. 2.1 Концерт для скрипки с оркестром. Концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, написанный в 1940 году, принадлежит к выдающимся и наиболее популярным произведениям музыки. Среди слушателей можно было увидеть Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Николая Яковлевича Мясковского, которые собрались послушать новое произведение Арама Хачатуряна – «Концерт для скрипки с оркестром». Слайд 2Концерт для скрипки с оркестром ряна Инструментальный концерт — Концерт (итал.

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна»

О скрипичном концерте Л. Хачатуряна. И. Нестьев. Выпуск № 11 (84) 1940. О скрипичном концерте Л. Хачатуряна. упоение земной красотой цветущей природы Интонации-песенно-танцевальные Форма концерта-классическая и. Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940 году.

Вы точно человек?

Заканчивается этот концерт победной нотой. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями. Открой этот вопрос на телефоне - включи камеру и наведи на QR-код!

Его торжественный и гордый мотив включает в себя секундовые и терцовые интонации, весьма характерные для армянской музыки.

Также необходимо обратить внимание на тональную неустойчивость начальных тактов произведения. Первые звуки настраивают на Си-бемоль мажор, затем гармония начинает гулять по разным тональностям и вдруг неожиданно приводит к основной тональности - ре минору. Затем на первый план выходит солирующая скрипка.

Начинается радостная и энергичная главная партия экспозиции. Несмотря на господствующую виртуозность, тема отличается большой мелодичностью: в ней явно прослушиваются интонации народных армянских мотивов. Вскоре быстрый темп начинает замедляться, музыка успокаивается.

Такое связующее построение подводит к импровизационной побочной партии, напоминающей песню поэта-ашуга. Украшенная хроматизмами нежная мелодия звучит в сопровождении монотонно баюкающего синкопированного аккомпанемента, похожего на звучание бубна. Разработка первой части включает в себя два раздела, а также развёрнутую каденцию солирующей скрипки.

Теперь весь звучащий ранее тематический материал, посредством вариационных преобразований, подвергается интенсивному развитию. Он становится более волевым и колоритным. Мотивы побочной партии наполняются энергией, а главная партия приобретает лирический оттенок.

В среднем разделе разработки Meno mosso обе эти темы сближаются и звучат вместе: оркестр играет преобразованную побочную партию, а на неё в исполнении солирующей скрипки укладывается изменённая главная партия.

Далее следует большое оркестровое вступление, и скрипка раскрывает первую тему - ритмическую ячейку над второстепенным третьим ре-фа две шестнадцатые ноты - восьмая нота - две восьмые ноты - затем продолжается второй мелодической и поэтической темой, показателем интерпретации которой является эспрессиво с ответами лесов. Перед развитием включая смену тональности солист раскрывает всю свою технику и свою выразительность в длинной каденции, затем подходит к пассажам, требующим большой техники. Затем начинается вторая каденция с коротких и сладких диалогов между скрипкой и кларнетом , затем возвращение к исходной теме приводит к коде. Анданте состенуто Меланхолическая атмосфера, полная эмоций, вводится фаготом и кларнетом в трехтактном медленном ритме вальса, который временами напоминает « Грустный вальс » Сибелиуса.

В 1940г. Был написан концерт для скрипки с оркестром, первым исполнителем был Давид Ойстрах. В 1946-1947 создан концерт для виолончели с оркестром, посвящённый Святославу Кнушевицкому. Эту концертную триаду исследователи назвали «концертом концертов». В 60-е композитор вновь обратился к этой традиции, создав такую же триаду концертов - рапсодий.

Содержание концерта. Это утверждение радости жизни, гармоничность бытия человека и природы. Здесь 3ч. Главная тема поручена скрипке. В ней жёсткая ритмическая основа, что приближает её к мужскому танцу.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна Из презентация, доклад

Учитель: сформулируйте общее определение. Уч — ся: концерт — это крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух и более партий. Записать Крупное музыкальное произведение, написанное для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей сонатный цикл. Учитель: Итак, мы сегодня поговорим о произведении А. Хачатурян Арам Ильич. Родился в селе Коджори близ Тбилиси 6 июня 1903- 1 мая 1978гг.

Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом.

Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей? Ответ оставил Гость 1 Сперва хотелось описать мелодию она быстрая, тревожная, виртуозная, эта мелодия заставляет трепетать и волноваться за лирического героя. После мелодия меняется она стает спокойная.

Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: "Да будет свет! И да будет радость! Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Но это не просто виртуозность ради виртуозности. Она является средством выражения содержания музыки, её жизнерадостности, праздничности.

Это так называемая динамическая реприза. Первая часть концерта завершается кодой, где еще раз в стремительно-быстром темпе звучит тема главной партии, а заней и характерная "взрывчатая" музыка вступления,утверждая волевой, мужественный образ первой части в целом. Вторая часть Andante sostenuto - лирическая вдохновенная "песня". Представляется, что звучит она среди величавых гор Кавказа.

Освещенный солнцем, горный пейзаж все время меняет окраску, чарую своей первозданной красотой. И песня набирает силу, становится все более могучей и светлой, как гимн солнцу, любви, красоте. Вступление ко второй части напоминает наигрыш-импровизацию ашуга перед песней. Солирующие фагот, а затем кларнет подражают звучанию народного инструмента зурны. Сама "песня" на фоне легкого вальсового сопровождения оркестра у солирующей скрипки появляется нежная и мечтательная мелодия. Интонации томления придают ей характерный восточный оттенок. В отдельных оборотах этой мелодии можно уловить сходство с протяжно-лирическими армянскими песнями "Антуни" Бездомный , "Крунк" Журавель. В начале напев звучит сдержанно, негромко. Воодушевление солиста постепенно возрастает, "песня" ширится, становится горячей и вдохновенной.

Ненадолго средняя часть песенная лирическая мелодия уступает место музыке вступления. Появляется знакомый наигрыш-импровизация. Многократно варьируясь, напев принимает различную окраску - то сумрачного раздумья, то жалобы, просьбы, мольбы. И вновь "песня". Как и в первой части, реприза здесь динамическая. К основной теме у солирующей скрипки, присоединяется и мелодия кларнета. Мощно и ликующе проходит затем тема у всего оркестра.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна

Мясковскому 1961; существует в двух редакциях , Детский альбом вторая тетрадь 1965 , Семь речитативов и фуг 1928-70. Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них -- «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Анализ музыкальных произведений 2.

Популярность скрипичного концерта Хачатуряна обусловлена его большими художественными достоинствами. В жизнеутверждающих и ярких образах концерта, празднично-танцевальных и лирически-задушевных, нашли свое отражение картины красочной, счастливой жизни Армении. Испытав благотворное влияние традиций русского классического концерта и русского симфонизма, Хачатурян создал произведение, отмеченное высоким мастерством и вместе с тем ярко народное. В концерте не использованы подлинные армянские народные напевы. Однако вся его мелодика, ладово-интонационный строй, гармония являются органическим претворением родной Хачатуряну армянской народной песенности. Скрипичный концерт Хачатуряна состоит из 3х частей: крайние части - быстрые, стремительные, полные динамики, огня; средняя же - медленная, лирическая.

Между частями концерта и отдельными темами существуют интонационные связи, что придает ему целостность и единство. Уже короткое оркестровое вступление захватывает слушателя своей энергией и напористостью и сразу вводит в сферу активного действия. Она ярко контрастна по отношению к крайним частям. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в которой органически претворены интонации армянских народных напевов. В ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь художника к своему народу, к природе Кавказа.

Финал концерта - яркая картина народного праздника. Все полно движения, устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер; даже тогда, когда льется песня, продолжает звучать ритм танца. Расширяется диапазон звучания, движение становится все более стремительным. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты. Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картинны из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во 2 части концерта и в особенности в финале проводятся темы 1 части.

Но варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы 1 части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ». Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом.

Тема счастья человека - его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки. Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь. На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников - колхозница Гаянэ.

Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков. Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца.

Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны. Гордое становище курдов.

Уч — ся: музыкальный жанр, место где зрители смотрят концерт, творческие номера. Уч — ся: исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра. Учитель: сравните ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего? Уч — ся: общие ключевые слова: музыкальное произведение, выступление, музыкальный жанр. Учитель: сформулируйте общее определение. Уч — ся: концерт — это крупное музыкальное произведение для солиста с оркестром, опирающееся на сопоставление, «соревнование» двух и более партий.

Записать Крупное музыкальное произведение, написанное для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей сонатный цикл. Учитель: Итак, мы сегодня поговорим о произведении А. Хачатурян Арам Ильич.

Прошедшее с этой печальной даты время позволяет укрепиться в оценке созданного им. По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья. Ими, так же как и предшественниками, создано немало ярких сочинений, тем не менее художественная высота творений Арама Хачатуряна остается и на сегодняшний день непревзойденной, классической. Слайд 10 Памятник великому армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну расположен напротив здания Большого концертного зала армянской филармонии.

Хачатуряна" Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан nurabilgazy Ответ: Арам Хачатурян — известный советский композитор, чьё имя золотыми буквами вписано в мировую историю музыкальной культуры. Он является автором многих замечательных сочинений, и есть среди них жемчужины, которые мгновенно покоряют сердца слушателей.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна Из презентация, доклад

Арам Хачатурян «s Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт в трех частях, составленных в 1940 году была написана для Давида Ойстраха и премьера 16 ноября 1940 года Ойстрах. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна (1903-1978). Слайд 2Концерт для скрипки с оркестром ряна Инструментальный концерт — Концерт (итал. Назовите те особенности музыки концерта Хачатуряна, которые подтверждают замысел композитора (Концерт для скрипки с оркестром ряна).

Конспект урока "Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна" 7 класс

Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна Правильный ответ на вопрос: ПОМОГИТЕ СРОЧНО айте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей.
Концерт для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна «Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро, лирическое анданте и праздничный финал.
О скрипичном концерте Л. Хачатуряна произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении. Историю создания Концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна - Музыка 7 класс все это и многое другое, созданное молодым композитором, с первой же встречи со слушателем стало популярным.
Тема 4. Творчество А. И. Хачатуряна (1903 – 1978) Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна». (4 четверть, 32 урок).

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна Из презентация, доклад

«А. И. Хачатурян, его творчество. Концерт для скрипки с фортепиано Основные понятия: концерт, 'инструментальный концерт'.
Анализ музыкальных произведений - Музыка - Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости, в 1940 году.

Творчество Хачатуряна А.И. Анализ концерта для скрипки с оркестром

Произведение характеризовалось «волнующим ритмическим драйвом и жизненной силой, а также склонностью к опьяняющей, ароматной, томной мелодии, во многом основанной на интонациях его родной армянской народной музыки». Получив в 1941 году Сталинскую премию , он с тех пор стал одним из знаменитых произведений Хачатуряна, несмотря на резкую критику. Структура Концерт для скрипки ре минор 1940 Часть первая: Allegro con fermezza около 14 минут Вторая часть: Andante sostenuto около 12 минут Третья часть: Allegro vivace около 9 минут Часть в форме сонаты, Allegro con fermezza открывается мелодией, которая была описана как «энергичная» и «шумная танцевальная тема». Andante sostenuto описывают как «восторженное медленное движение, уносящее в задумчивый зимний пейзаж».

Спендиарова он написал балет «Счастье». В 1940г. Хачатуряном было создано одно из наиболее выдающихся сочинений - Концерт для скрипки с оркестром.

Концерт этот посвящен его первому исполнителю - Д. Скрипичный концерт Хачатуряна в значительной степени родственен его Фортепианному концерту: в нем та же армянская национальная основа, тот же оптимизм и жизнерадостность, та же бьющая через край энергия, темпераментность, та же виртуозность, подчиненная раскрытию картин праздничного народного веселья. Как в Фортепианном, так и в Скрипичном концерте слушателя захватывают яркие контрасты народно-танцевальных и песенно-лирических образов. Но скрипичный концерт совершеннее по композиторскому мастерству, по органичности сочетания музыкальной формы и образного содержания музыки. Это произведение пользуется большой популярностью и любовью в широких кругах слушателей. Одновременно со Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к 2м драматическим спектаклям: «Валенсианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» М.

Во время Великой Отечественной Войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами принял активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов, а также в радиокомитете. В своем творчестве он обратился к созданию боевой патриотической песни. Особенно замечательна написанная Хачатуряном вскоре после начала войны - в июле 1941г. Большой успех выпал на долю марша для духового оркестра «Героям Отечественной войны» 1942. В 1944г. Хачатурян принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нем победителем: гимн, написанный им, официально принял был в Советской Армении.

В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им. К 1943 году относится Вторая симфония. В балете «Гаянэ» частично использована музыка первого балета - «Счастье». Музыка балета, как и других лучших сочинений Хачатуряна, отмечена ярким национальным характером; она живет не только в театральных постановках, но и как самостоятельное, независимое от театра произведение. Хачатурян сделал из балета 3 сюиты; среди отдельных танцев, вошедших в Первую сюиту, особенно выделяются «Танец курдов», «Танец розовых девушек» и ставший чрезвычайно популярным «Танец с саблями».

Вся эта музыка развивает свойственную композитору театральный симфонизм, проявляющийся уже в его ранних сочинениях - «Танцевальной сюите» и Первой симфонии. Вторая симфония Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Композитор поставил здесь перед собой задачу не внешнего изображения отдельных военных событий и эпизодов, а обобщенного воплощения в монументальной симфонии дум и переживаний людей в период войны. От мятежно-тревожной, драматической 1 части через стремительно-беспокойное скерцо и скорбное Andante к торжественно-победным фанфарам финала развивается эта идея. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и в конце симфонии. В 1 части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в финале - как знак совершившегося возмездия за бедствия и страдания народа, причиненные войной.

Поэтому Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «Симфонией с колоколом». После окончания ВОВ Хачатурян продолжал напряженную, интенсивную творческую деятельность. В 1946 году им созданы три концертные арии на слова армянских поэтов для высокого голоса в сопровождении оркестра и Виолончельный концерт. В 1947 г. В 1950г. Хачатурян начал педагогическую деятельность в качестве профессора Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им.

К этому времени относятся его первые публичные дирижерские выступления. В творчестве этого времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков» 1953 , «Корабли штурмуют бастионы» 1953 , «Салтанат», «Отелло» 1955 и драматическим спектаклям. Крупным произведением является балет «Спартак», в котором перед зрителем проходят величественные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и другие. Музыка балета чрезвычайно экспрессивна и импозантна, насыщена буйной красочностью. Моментами она производит впечатление оргии красок. В целом «Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя.

С 1957 А. Умер в 1978 году. Похоронен в пантеоне парка им. Мясковскому 1961; существует в двух редакциях , Детский альбом вторая тетрадь 1965 , Семь речитативов и фуг 1928-70. Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них -- «2001: Космическая одиссея» С.

Кубрика, «Калигула» Т.

Успех был грандиозным. Вскоре «Концерт» в столице повторили ещё два раза, а затем его услышали ленинградцы, ереванцы, тбилисцы, киевляне и одесситы. Популярность произведения росла со стремительной скоростью не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Концерт для скрипки с оркестром 06 июня 2020 Скрипичный концерт написан А. Хачатуряном в 1940 году. Это одно из самых совершенных его произведений.

Что в концерте для скрипки с оркестром арама хачатуряна есть традиционного для данного жанра​

Среди слушателей можно было увидеть Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Николая Яковлевича Мясковского, которые собрались послушать новое произведение Арама Хачатуряна – «Концерт для скрипки с оркестром». Концерт для скрипки с оркестром. Скрипичный концерт был сочинен летом 1940 года за неполных два месяца. Слайд 2Концерт для скрипки с оркестром ряна Инструментальный концерт — Концерт (итал. Помогите пожалуйста Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите Помогите пожалуйста Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления Даю 45 баллов Заранее спасибо. Ильич Хачатурян (1903 – 1978) Ещё одно из замечательных произведений, написанных в жанре инструментального концерта – концерт для скрипки с оркестром ряна.

7 класс. Урок "Инструментальный концерт Арама Хачатуряна"

Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей. в «Творческую тетрадь». Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна (1903-1978). 4. Концерт для скрипки с оркестром. Это произведение было посвящено лучшему другу Хачатуряна — Давиду Ойстраху. Основные понятия: концерт, 'инструментальный концерт'. Музыкальный материал: музыкальные произведения: «Лезгинка», видеофрагмент из балета «Гаянэ», концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром ряна, песня «На безымянной высоте». Творчество Хачатуряна А.И. Анализ концерта для скрипки с оркестром. Файл формата zip. размером 452,75 КБ.

Презентация, доклад к уроку музыки А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром в 7 классе

Скрипичный концерт Хачатуряна в значительной степени родственен его Фортепианному концерту: в нем та же армянская национальная основа, тот же оптимизм и жизнерадостность, та же бьющая через край энергия, темпераментность, та же виртуозность, подчиненная раскрытию картин праздничного народного веселья. Как в Фортепианном, так и в Скрипичном концерте слушателя захватывают яркие контрасты народно-танцевальных и песенно-лирических образов. Но скрипичный концерт совершеннее по композиторскому мастерству, по органичности сочетания музыкальной формы и образного содержания музыки. Это произведение пользуется большой популярностью и любовью в широких кругах слушателей. Одновременно со Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к 2м драматическим спектаклям: «Валенсианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» М. Во время Великой Отечественной Войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами принял активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов, а также в радиокомитете. В своем творчестве он обратился к созданию боевой патриотической песни. Особенно замечательна написанная Хачатуряном вскоре после начала войны - в июле 1941г. Большой успех выпал на долю марша для духового оркестра «Героям Отечественной войны» 1942.

В 1944г. Хачатурян принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нем победителем: гимн, написанный им, официально принял был в Советской Армении. В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им. К 1943 году относится Вторая симфония. В балете «Гаянэ» частично использована музыка первого балета - «Счастье». Музыка балета, как и других лучших сочинений Хачатуряна, отмечена ярким национальным характером; она живет не только в театральных постановках, но и как самостоятельное, независимое от театра произведение. Хачатурян сделал из балета 3 сюиты; среди отдельных танцев, вошедших в Первую сюиту, особенно выделяются «Танец курдов», «Танец розовых девушек» и ставший чрезвычайно популярным «Танец с саблями».

Вся эта музыка развивает свойственную композитору театральный симфонизм, проявляющийся уже в его ранних сочинениях - «Танцевальной сюите» и Первой симфонии. Вторая симфония Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Композитор поставил здесь перед собой задачу не внешнего изображения отдельных военных событий и эпизодов, а обобщенного воплощения в монументальной симфонии дум и переживаний людей в период войны. От мятежно-тревожной, драматической 1 части через стремительно-беспокойное скерцо и скорбное Andante к торжественно-победным фанфарам финала развивается эта идея. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и в конце симфонии. В 1 части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в финале - как знак совершившегося возмездия за бедствия и страдания народа, причиненные войной. Поэтому Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «Симфонией с колоколом». После окончания ВОВ Хачатурян продолжал напряженную, интенсивную творческую деятельность.

В 1946 году им созданы три концертные арии на слова армянских поэтов для высокого голоса в сопровождении оркестра и Виолончельный концерт. В 1947 г. В 1950г. Хачатурян начал педагогическую деятельность в качестве профессора Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. К этому времени относятся его первые публичные дирижерские выступления. В творчестве этого времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков» 1953 , «Корабли штурмуют бастионы» 1953 , «Салтанат», «Отелло» 1955 и драматическим спектаклям. Крупным произведением является балет «Спартак», в котором перед зрителем проходят величественные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и другие. Музыка балета чрезвычайно экспрессивна и импозантна, насыщена буйной красочностью.

Моментами она производит впечатление оргии красок. В целом «Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя. С 1957 А. Умер в 1978 году. Похоронен в пантеоне парка им. Мясковскому 1961; существует в двух редакциях , Детский альбом вторая тетрадь 1965 , Семь речитативов и фуг 1928-70. Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них -- «2001: Космическая одиссея» С.

Кубрика, «Калигула» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Анализ музыкальных произведений 2. Популярность скрипичного концерта Хачатуряна обусловлена его большими художественными достоинствами.

Между частями и отдельными темами существуют интонационные связи, что придаёт ему целостность и единство. I часть Allegro, ре минор — написана в сонатной форме, предваряемой небольшим оркестровым вступлением. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций, характерных для армянской народной музыки. Тема главной партии, порученная скрипке соло, имеет песенно-танцевальный характер. Её отличает энергичный, чёткий, упругий ритм, близкий армянским мужским пляскам. Низкая II ступень придаёт мелодии окраску фригийского лада, характерную для музыки народов Закавказья. Тема побочной партии контрастирует с главной — она полна поэзии, лиризма, женственной грации, а своей импровизационностью напоминает пение певцов-ашугов опевание опорных звуков, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика. Разработка наступает, минуя заключительную партию, и содержит три раздела. В первом разделе развиваются темы вступления и главной партии, остроту и напряжённость которых подчёркивают синкопы в оркестре. Быстрые пассажи скрипки звучат на фоне альтерированных септаккордов. Во втором разделе инициативу берёт на себя оркестр — на полном звучании forte широко льётся мелодия побочной партии. Третий раздел разработки — виртуозная каденция скрипки соло.

В ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь художника к своему народу, к природе Кавказа. Финал концерта - яркая картина народного праздника. Все полно движения, устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер; даже тогда, когда льется песня, продолжает звучать ритм танца. Расширяется диапазон звучания, движение становится все более стремительным. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты. Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картинны из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во 2 части концерта и в особенности в финале проводятся темы 1 части. Но варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы 1 части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ». Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом. Тема счастья человека - его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки. Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь. На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников - колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков. Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны. Гордое становище курдов. Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена брат Гаянэ. Свидание Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе. Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты задержаны. Вдали вспыхивает пламя пожара - это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на помощь колхозникам. Возрожденный из пепла колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова. Действие балета развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни. Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего - родного ему армянского народа. Хачатурян вводит в балет несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем значением, какое они имеют в народном быту. Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картинки природы.

И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века… — [ источник не указан 2351 день ] Премьера балета состоялась зимой — 9 декабря 1942 года эвакуированным в Пермь Ленинградским театром оперы и балета имени С. В следующем году балет был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. В годы войны работал на Всесоюзном радио , писал патриотические песни и марши. В 1944 году он стал автором музыки гимна Армянской ССР. Прокофьева и Д. Шостаковича , было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет. Балет « Спартак » стал величайшей работой композитора после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили Л. Якобсон , И.

Творчество Хачатуряна А.И. Анализ концерта для скрипки с оркестром

О скрипичном концерте Л. Хачатуряна. И. Нестьев. Выпуск № 11 (84) 1940. О скрипичном концерте Л. Хачатуряна. Арам Хачатурян. Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в отечественной концертной литературе. Ильич Хачатурян (1903 – 1978) Ещё одно из замечательных произведений, написанных в жанре инструментального концерта – концерт для скрипки с оркестром ряна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий