Когнатское родство

Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Понятие родства. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

В римском праве различались два вида родства — агнатское (agnatio) и когнатское (cognatio). Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью. Когнатское родство. Понятие. вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке.

Эволюция родственных связей почему агнатское родство уступило место когнатскому

Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом. Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен. Сожительница конкубина не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права. Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения. Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей". Право заключения законного брака ius conubii первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака. Так, до Закона Канулея 445 г. До Закона Августа 18 г. Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства. Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия. Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли. В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias. Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака". Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка sponsalia так называется от слова обещать spondere ; поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен". Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias.

В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею". Этот способ называется usus. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев. Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим. Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа.

В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи.

В период перехода от племенных общин к государственным структурам наблюдался рост сложности и дифференциации общественных отношений.

Это привело к необходимости установления новых правил родственных связей, более гибких и способных адаптироваться к новым социальным условиям. Другой причиной могло стать распространение торговых связей и миграции. Увеличение контактов между различными группами людей и перемещение из одного региона в другой привело к возникновению новых форм родственных отношений. В таких условиях агнатское родство оказалось неэффективным, так как требовало четкого определения принадлежности к роду, что осложняло установление общения и сотрудничества между незнакомыми друг другу людьми. Кроме того, изменения в социальной среде и ценностных ориентациях общества могли способствовать переходу к когнатскому родству. Вместе с развитием идей равенства и индивидуальных прав появилась необходимость установления новых форм родственных отношений, которые бы могли отразить эти изменения.

Когнатское родство, основанное на линейных связях через обоих родителей, могло лучше отражать новые ценности и начала, связанные с равенством и индивидуальностью каждого члена общества. Таким образом, переход от агнатского родства к когнатскому обусловлен историческими факторами, такими как изменения в социально-экономической организации общества, распространение торговых связей и миграции, а также изменения в социальной среде и ценностных ориентациях общества. Различия между агнатским и когнатским родством Агнатское родство: Ориентировано на мужскую линию наследования. В агнатском родстве родственные связи основываются на родстве по отцовской линии, что означает, что родственники определяются через связь с мужским предком. В этой системе наследования власть и права передаются от отца к сыну, и только мужчины могут быть правопреемниками и наследниками семейных имуществ и титулов. Агнатское родство было распространено в традиционных патриархальных обществах, где мужское доминирование было признано и поддерживалось.

В агнатском родстве родственники через мужскую линию рассматриваются как ближние, а родственники через женскую линию считаются дальними и менее значимыми. Когнатское родство: Ориентировано на родство по женской линии. В когнатском родстве родственные связи определяются через связь с матерью или другими женщинами в семье. В когнатском родстве наследование права и власти могло происходить через мужскую или женскую линию. Таким образом, как мужчины, так и женщины могут быть наследниками и правопреемниками. В этой системе родственники через мужскую и женскую линии считаются одинаково важными, и родственные связи по обоим линиям учитываются.

Смирнов М. Римское частное право конспект лекций. Выдержка из работы: Некоторые тезисы из работы по теме Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Виды брков. Введение В юридическом смысле семья — это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль — семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства.

Когнатское родство Понятие Вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке, родство только по мужской линии. Вид родства, основанный на кровных отношениях , родство по крови.

Понятие, виды, линии и степени родства

В заключение, когнатское родство представляет собой новую форму организации родства, которая заменила агнатское родство в современном обществе. Семейно-правовые отношения. § 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. § 2. Брак. § 3. Личные и имущественные отношения между супругами. § 4. Отцовская власть. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Когнатское родство позволяет понять происхождение и развитие различных организмов на Земле и помогает в исследовании эволюции в целом. Агнатское родство и его значение. § 1. римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Римское право: наследство и наследники

Кто был главным в семье Домовладыка глава семьи, власть которого неограниченная Домовладыка глава семьи, власть которого не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию На кого распространялось Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната , а также на рабов. Когнатское родство распространялось на всех родственников, как по женской линии, так и по мужско Как приобреталось родство Можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства , а до того нет родства Возникает с момента рождения Как прекращалось родство При жизни например, эмансипация , При переходе в другую семью например, когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца , братьев Не могло быть утеряно при жизни, при переходе в другую семью.

Основные черты семейного строя были 1. Понятие иска. Черты, характеризующие иск 1.

Черты, характеризующие иск В гражданском процессуальном законодательстве нет единого определения иска. Среди ученых также нет единого определения, но имеется несколько точек зрения на понятие «иск»:1 с материально-правовой точки зрения иск — само 31. Агнатское и когнатское родство 31. Агнатское и когнатское родство В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей — агнатское и когнатское родство.

Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство 6.

Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. В социологическом смысле семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой 40. Свободные и рабы в Римской республике 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две 42. Кризис Римской республики и реформа Гракхов 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию.

Неизбежным результатом этого процесса 5. Сущность и характерные черты 5. Сущность и характерные черты С точки зрения социологии, конфликт — это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития обострения 4.

Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты 4. Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты Конституционно-правовые отношения —это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права и порождающие взаимные права и обязанности их участников с целью урегулирования отношений, Агнатическое и когнатическое родство в Риме Семья— сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Все они именуются sui— «свои», тогда как отец семейства — sui juris— «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Агнатическое родство— родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

Когнатическое родство— кровное родство.

Семья образуется посредством брака. От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Условия вступления в брак. Родство определяется по линиям и степеням.

Законодательные аспекты изменения формы родственных уз Основание для изменения агнатского родства на когнатское Общество становится все более индивидуалистичным, и люди все больше ориентируются на свои личные потребности и желания. Это может привести к тому, что вместо традиционного агнатского родства, основанного на прямом мужском наследовании и родстве по отцу, становится более значимым когнатское родство, основанное на связи через материнскую линию и на более широком круге родственников.

Вместе с тем, изменение агнатского родства на когнатское может быть связано с изменением роли женщин в обществе. В традиционном обществе женщины были чаще всего связаны с мужским родством через брак, который обеспечивал им защиту и социальный статус. Однако, с развитием равенство полов, возможности самореализации и независимости женщин, когнатское родство становится все более значимым, так как оно позволяет создавать более равноправные и гибкие родственные связи. И наконец, еще одной причиной изменения агнатского родства на когнатское может быть влияние глобализации и миграции. Современное общество все более становится многонациональным и многокультурным, что приводит к смешению традиций и родственных связей. В таких условиях когнатское родство, которое позволяет устанавливать связи через более широкий круг родственников, может быть более адаптивным и гибким, учитывая разнообразие культур и традиций. Исторические основания для перехода на когнатское родство Переход от агнатского родства к когнатскому был обусловлен рядом исторических факторов. В течение длительного времени агнатское родство, основанное на принципе отцовской линии, преобладало во многих культурах.

Однако со временем возникла необходимость его изменения под влиянием определенных обстоятельств. Одной из причин были изменения в социально-экономической организации общества. В период перехода от племенных общин к государственным структурам наблюдался рост сложности и дифференциации общественных отношений. Это привело к необходимости установления новых правил родственных связей, более гибких и способных адаптироваться к новым социальным условиям. Другой причиной могло стать распространение торговых связей и миграции. Увеличение контактов между различными группами людей и перемещение из одного региона в другой привело к возникновению новых форм родственных отношений. В таких условиях агнатское родство оказалось неэффективным, так как требовало четкого определения принадлежности к роду, что осложняло установление общения и сотрудничества между незнакомыми друг другу людьми. Кроме того, изменения в социальной среде и ценностных ориентациях общества могли способствовать переходу к когнатскому родству.

Вместе с развитием идей равенства и индивидуальных прав появилась необходимость установления новых форм родственных отношений, которые бы могли отразить эти изменения.

Конспекты юриста

2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности. 2.2 Влияние когнатического родства на агнатическое родство. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной. По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (cognate) — кровное родство. 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Древнейший исторически известный общественный строй у римлян покоится на родовом принципе.

Римское право. (Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство)

Родственные связи вначале основывались на системе агнатского родства, основанного на отцовской линии. Однако с течением времени агнатское родство сменилось когнатским, где в основе родства лежит не только отцовская, но и материнская линия. Система когнатского родства сформировалась в результате социокультурных изменений и преобразований общества. Эта эволюция родственных связей произошла из-за сдвигов в организации семейной жизни и изменяющихся социальных ролей. Преимущества когнатского родства в современном обществе Когнатское родство основано на связи через общих предков вне зависимости от пола. Это означает, что родственные связи устанавливаются по линии обоих родителей. Такой подход к родству имеет несколько преимуществ в современном обществе.

Во-первых, когнатское родство обощает поле действия связей и расширяет круг родственников. Это приводит к появлению более разнообразных и богатых семейных сетей, что способствует социальной поддержке и интеграции. В отличие от агнатского родства, где важна только родословная связь по мужской линии, когнатское родство более гибкое и позволяет включать в семью представителей обоих полов. Во-вторых, когнатское родство способствует укреплению семейных уз. Поскольку эта форма родства учитывает родственные связи по обеим линиям, она способствует большей взаимоподдержке и солидарности внутри семьи. Родственники, ближайшие и дальние, могут оказывать постоянную поддержку, быть примером и советчиком в различных вопросах жизни.

В-третьих, когнатское родство позволяет сохранить и передать культурное наследие. Благодаря расширенному кругу родственников, возможности обучения и передачи знаний передаются из поколения в поколение. Это способствует сохранению и развитию традиций, культурных ценностей и идентичности семьи. Читайте также: Герой нашего времени как погибла Бэла Таким образом, когнатское родство обладает значительными преимуществами в современном обществе. Оно расширяет круг родственников, укрепляет семейные узы и способствует сохранению культурного наследия. Эта форма родства является более гибкой и социально значимой, чем агнатское родство, и продолжает играть важную роль в современном обществе.

Влияние культурных изменений на эволюцию родственных связей Культурные изменения имеют существенное влияние на эволюцию родственных связей. Особенно заметно это в переходе от агнатского родства к когнатскому. Агнатское родство, основанное на связи между мужчинами, с течением времени сменилось когнатским родством, основанным на связи между кровными родственниками обоих полов. Это изменение в родственных связях было вызвано не только биологическими факторами, но и изменениями в культуре и общественных нормах. Развитие общественных структур и изменения в социальных отношениях привели к тому, что родственные связи стали больше ориентироваться на широкий спектр родственников, а не только на мужчин рода. Это связано с появлением новых форм семейной жизни, изменением роли женщины в обществе и более равных прав и возможностей для обоих полов.

Такие изменения в культуре привели к тому, что когнатское родство стало более привлекательным и рациональным способом организации родственных связей. Оно позволяет учитывать более широкие социальные и экономические факторы, сближает родственников и создает более прочные и долгосрочные связи.

Однако с развитием общества и изменением его структуры, возникают новые потребности и требования, которые не могут быть полностью удовлетворены с помощью агнатского родства.

В этой связи возникает необходимость в смене агнатского родства на когнатское. Когнатское родство основано на учете родства по материнской линии и признает равную значимость родственных связей с обоих родителей. Оно позволяет учитывать широкий круг прямых и боковых родственников, включая родных братьев и сестер, дядей и тетей, племянников и племянниц.

Такая система родства более гибкая и адаптивная, что важно для современного общества, характеризующегося высокой мобильностью и разнообразием семейных структур. Одной из основных причин смены агнатского родства на когнатское является эмансипация женщин и изменение роли гендеров в обществе. Традиционно агнатское родство ограничивает права и возможности женщин, оставляя их на второстепенных позициях в семейной и общественной жизни.

Когнатское родство, в свою очередь, учитывает важность материнской линии и дает женщинам больше возможностей и прав в семейных отношениях и наследовании. Еще одной причиной смены родства является растущая миграция и формирование космополитического общества, где люди живут на разных континентах и имеют семьи и родственников в разных странах. В таких условиях агнатское родство оказывается неадекватным, поскольку оно не учитывает широкий круг родственных связей, выходящий за рамки отцовской линии.

Когнатское родство позволяет учитывать все эти связи и создавать сети родовых связей, пронизывающие разные географические и культурные сферы. Преимущества когнатского родства Учет широкого круга родственных связей Ограничение роли женщин Гибкость и адаптивность к разным семейным структурам Неадекватность в условиях миграции и космополитического общества Таким образом, смена агнатского родства на когнатское обусловлена изменениями в обществе и потребностью в более гибком и адаптивном подходе к организации семейных и общественных отношений. Когнатское родство обеспечивает более равноправное учет родственных связей и способствует созданию более справедливого и гармоничного общества.

Изменение роли женщины в современном обществе В современном обществе наблюдается значительное изменение роли женщины. С течением времени и прогрессом гендерной равенстве, женщины получили больше возможностей и свободы для выбора своего пути в жизни. Одной из ключевых причин изменения роли женщины является развитие феминизма.

Феминизм стал движением, борющимся за равные права и возможности для женщин.

Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домавладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства.

Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2.

Это сделало возможным расширение генеалогического сознания и увеличение числа родственников, с которыми индивид взаимодействует в течение жизни. Изменения в правовых нормах: С ходом исторического развития, правовая система также претерпевала изменения, включая изменения в отношении родственных связей и наследования. Это оказало существенное влияние на структуру и функционирование семьи. Все эти факторы привели к смене уклада жизни и родственных отношений, что продолжает оказывать влияние на современное общество и его представление о семье и родстве. Разнообразие возможностей для личностного роста Смена агнатского родства на когнатское открывает перед индивидуумом широкие горизонты для его личностного развития и роста. В прежних условиях, когда агнатское родство было основной формой организации семьи и наследования, человек был связан семейными обязательствами и ограничен в выборе своего пути в жизни. Родительская жизнь была строго определена членством в определенном роде, и индивидуум не имел возможности самостоятельно принимать решения о своей судьбе. Однако, переход к когнатскому родству смягчает эти ограничения.

Индивидуум получает свободу выбора, возможность стать самодостаточным и независимым. Он может строить свою карьеру, выбирать партнера для брака, менять место жительства и принимать другие важные решения самостоятельно. Когнатское родство также способствует расширению круга общения и социальных связей. Индивидуум имеет возможность вступать в новые отношения, создавать поддерживать дружеские и профессиональные контакты, обмениваться опытом и знаниями с людьми из разных семей и родов. Такое разнообразие возможностей позволяет человеку развить свои знания, навыки и таланты, раскрыть свой потенциал и достичь успеха в выбранной сфере деятельности. Это важно для формирования личности и достижения гармонии между внутренним миром человека и его внешней деятельностью. Таким образом, смена агнатского родства на когнатское предоставляет человеку возможность проявить свою индивидуальность, самореализоваться и стать полноправным участником общества, способствующим общему прогрессу и развитию. Осознание взаимосвязи поколений и наследия Смена агнатского родства на когнатское была обусловлена осознанием важности взаимосвязи поколений и наследия. Изначально агнатское родство основывалось на принципе мужской линии наследования, при котором наследниками считались только мужчины, происходящие от общего предка.

Таблица. Сравнительные характеристики Агнатское родство

Правовые черты римской семьи: 1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2.

На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая. Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников.

Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры - агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник - агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника - агнаты второй степени плюс племянник - третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.

Домовладыка - носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом.

Условия для вступления в брачные отношения: свободное взаимное согласие невесты и жениха, а если они состояли под властью патронов, то так же было необходимо и их согласие; достижение брачного возраста: для девушки — 12 лет, для мальчика — 14 лет. Не мог допускаться брак лица, который состоял в действующем браке; Лица, который вступают в брак, должны обладать правом на заключение брака, то есть быть дееспособными гражданами Рима; Кровосмешение не допускалось. Запрет кровосмешения,значит, запрет заключения брака меж родственниками и лицами, которые находятся в близком свойстве.

Родство представляется кровной связью меж людьми, то есть связь, которая основана на происхождении одного от другого или на происхождении от общности людей от единого предка. Право установило степени и линии родства, представленные такими качественными характеристиками, применимыми для верногоурегулирования наследственных отношений, а так же установления запрета на кровосмешение. Линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия означает родственников, последовательным образом происходящих один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т.

Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену. Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti. Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти ius vitae ас necis. Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа. Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав - муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом persona sui iuris , а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий