Об особо охраняемых природных территориях федеральный закон от 14 марта 1995 г no 33 фз

(В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ). Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития. 1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается. 14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ Об особо охраняемых природных территориях.

Закон Об особо охраняемых территориях

Внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Под туризмом на особо охраняемых природных. Внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Под туризмом на особо охраняемых природных. 3. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Защита документов

Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б сохранение историко-культурных объектов; г создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; ж восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Статья 14. Порядок создания национальных парков Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование. Статья 15. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается. Утратил силу. Абзац первый утратил силу.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Абзац третий утратил силу. Дифференцированный режим особой охраны функциональное зонирование национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пребывание на территориях национальных парков за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. За посещение физическими лицами территорий национальных парков за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. Статья 16. Управление национальными парками Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами. Объекты культурного наследия памятники истории и культуры народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов Российской Федерации». Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. Статья 17.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается положением о государственном природном биосферном заповеднике, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники. На специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статья 11. Управление государственными природными заповедниками 1. Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Раздел III. Национальные парки Статья 12. Общие положения 1. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Статья 13. Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б сохранение историко-культурных объектов; в экологическое просвещение населения; г создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д осуществление научной научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации; е осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; ж восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Статья 14. Порядок создания национальных парков 1. Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Пункт 2 статьи 14 утратил силу согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 г. Статья 15.

Режим особой охраны территорий национальных парков 1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается. Пункт 3 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. Абзац 1 пункта 4 статьи 15 утратил силу с 1 января 2012 г. С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Абзац 3 пункта 4 статьи 15 утратил силу с 1 января 2012 г. Дифференцированный режим особой охраны функциональное зонирование национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке. За посещение физическими лицами территорий национальных парков за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата. Статья 16.

Управление национальными парками 1. Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков 1. Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного бессрочного пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством. Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане и юридические лица, которым земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставлены в аренду, обязаны ежегодно проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, согласованные с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление национальным парком.

Нахождение на территории заповедника посторонних лиц допускается только по специальному письменному разрешению дирекции заповедника. Создание нового природного заповедника - процесс достаточно длительный и сложный. Он начинается с фактического обследования предполагаемой для заповедования территории и подготовки проекта организации заповедника, включающего описание его границ, топографии и основных природных комплексов и условий. После прохождения соответствующего обсуждения и государственной экологической экспертизы проекта, он должен быть согласован с властями субъекта Федерации, на территории которого планируется создание заповедника. Как правило, это самая узкая часть процедуры, так как создание государственного заповедника означает отнесение части собственности субъекта к объектам федеральной собственности, что не всегда вызывает положительную реакцию местных властей.

После получения такого согласия и возможной корректировки самого проекта новый природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ. Финансирование деятельности государственных природных заповедников осуществляется за счет средств федерального бюджета. По закону «Об особо охраняемых природных территориях» организуется эффективная указанных территорий. Она осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных заповедников, природных, национальных парков и других территорий, а ее работники входят в штат этих организаций. Директор заповедника природного, национального парка является главным государственным инспектором и возглавляет всю службу охраны. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обладают правами проверки документов и разрешений у всех лиц, встреченных на охраняемой территории, задержания нарушителей, досмотра транспортных средств и личных вещей, изъятия у нарушителей продукции и орудий незаконного природопользования, транспортных средств, документов, составления протоколов о нарушениях. В права инспекторов входит также заповедника. Еще более широкими полномочиями обладают директора и их заместители, являющиеся главными государственными инспекторами, заместителями главных государственных инспекторов вынесение постановлений о наложении административных взысканий на нарушителей, приостанавливание хозяйственной деятельности, не соответствующей правовому режиму соответствующей территории и т.

Закон «Об особо охраняемых природных территориях» внес свою лепту и в обеспечение охраны самих инспекторов. При исполнении служебных обязанностей они обеспечиваются бронежилетами, имеют право применять специальные средства наручники, резиновые палки, слезоточивые газы, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак , право на ношение и применение служебного огнестрельного оружия. Все государственные инспекторы подлежат государственному страхованию. На территориях государственных природных заповедников охране подлежит в том числе и виды животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. К сожалению, ни один из заповедников не охватывает полностью ареал ни одного из видов, отнесенных к редким и исчезающим. Следует подчеркнуть также то обстоятельство, что именно заповедники стали пионерами в деле создания специальных питомников по разведению редких видов животных.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Подчиненность и порядок финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников 1. Создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта Российской Федерации. Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. Статья 24.

Режим особой охраны территорий государственных природных заказников 1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Раздел VI. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями 1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы 1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов. Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное бессрочное пользование. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования. Статья 28. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов 1. Создание дендрологических парков и ботанических садов федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Создание дендрологических парков и ботанических садов регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Статья 29.

Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов 1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: а экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами; б научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; в административную. Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением об этом дендрологическом парке или ботаническом саде. Статья 30. Раздел VIII. Раздел IX. Государственный контроль надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий 1. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в объеме проводимых контрольных надзорных действий наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право: а запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков; б производить в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.

Организация и осуществление государственного контроля надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации". Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий 1 - 3.

Разъяснение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях

  • Закон Об особо охраняемых территориях
  • Федеральный закон №33-ФЗ от 14 марта 1995 г.
  • Особо охраняемые природные территории
  • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
  • Российская федерация федеральный закон об особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ

33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 4. Необходимо отметить, что настоящий Федеральный закон фактически регулирует правоотношения в области создания и функционирования государственных и муниципальных особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).
Федеральный закон №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. 3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. (08.12.2020) ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов.
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ | Редакция действует с 1 сентября 2023 | Главбух "1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ

Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном.

Основными критериями, особенностями организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях являются: а сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; б минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма; в соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем , режима ее особой охраны; г осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах; д сохранение объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется: а в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории; б в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории; в в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории. Правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма утверждаются Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма. Раздел II.

Общие положения о государственных природных заповедниках 1. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Статья 7. Задачи государственных природных заповедников На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а осуществление охраны уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия в целях поддержания их в естественном состоянии; б организация и проведение научных исследований; в осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; г экологическое просвещение; д утратил силу. Статья 8.

Порядок создания государственных природных заповедников Создание государственных природных заповедников и расширение территорий государственных природных заповедников осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников 1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории. Конкретный режим особой охраны территории государственного природного заповедника устанавливается положением о государственном природном заповеднике, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территориях государственных природных заповедников запрещается строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники. На территориях государственных природных заповедников рубки лесных насаждений осуществляются с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. На участках государственных природных заповедников, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения, в случае, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников и расположенных на них лесов, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения охраны и использования государственных природных заповедников, а также в целях обеспечения жизнедеятельности проживающих в пределах их территорий граждан, если выборочные рубки лесных насаждений не связаны с осуществлением такими гражданами предпринимательской деятельности. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; б поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; д выполнение научно-исследовательских задач; ж осуществление государственного контроля надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; з организация и осуществление туризма.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих естественные экологические системы, природные комплексы и объекты и не являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на организацию и осуществление туризма, обеспечение охраны и использования государственного природного заповедника и обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники 1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную сеть биосферных резерватов. Утратили силу. Статья 11.

Управление государственными природными заповедниками 1. Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Раздел III. Общие положения 1. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Статья 13.

Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; б сохранение историко-культурных объектов; в экологическое просвещение; г организация и осуществление туризма; д осуществление научной научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации; е осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; ж восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Статья 14. Порядок создания национальных парков 1. Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Утратил силу.

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков 1. Изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. В границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается также деятельность, указанная в подпунктах "б", "г" и "к" пункта 2 настоящей статьи, и деятельность, указанная в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 2 настоящей статьи, в части: а разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения; б заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; в движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест. Юридические и физические лица согласовывают осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки.

Перечень видов экономической и иной деятельности, подлежащих согласованию, и порядок данного согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Не требуется согласование видов экономической и иной деятельности в случае, если такие виды деятельности предусмотрены заключенными соглашениями об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках. С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, также согласовываются: а проекты документов территориального планирования муниципальных образований - в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков; б проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов. Дифференцированный режим особой охраны функциональное зонирование национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом данный перечень определен как открытый — согласно подп. Иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нежели законы субъектов РФ не беря во внимание конституции субъектов РФ, уставы субъекта РФ и постановления законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ , — это нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ , высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Указанным актам посвящены нормы ст. Пункт 2 комментируемой статьи указывает, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами ООПТ, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В основе данной нормы лежат положения п. Земельное законодательство согласно п. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий и объектов, применяется законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах. Водное законодательство в соответствии с ч. Как предусмотрено в ч. Согласно части 2 указанной статьи статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в ч. Лесное законодательство, как установлено в ч. Согласно статье 23 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. В пункте 1 ст. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. В пункте 3 комментируемой статьи в рамках обозначения границ сферы действия комментируемого Закона установлено, что имущественные отношения в области использования и охраны ООПТ, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством. При этом сделана оговорка «если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответствующие ограничения определены и в отношении сфер действия кодифицированных законодательных актов, регулирующих земельные, водные и лесные отношения: в пункте 3 ст. Отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст. Федерального закона от 18 декабря 2006 г.

Федеральным законом от 10 июля 2023 года N 310-ФЗ Официальный интернет-портал правовой информации www. Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 77-ФЗ.

Особо охраняемые природные территории

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ). 1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается. 14 марта 1995 года N 33-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ. Лечебно-оздоровительные местности и курорты (утратил силу) Раздел IX. Организация охраны особо охраняемых природных территорий Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий Раздел XI. Особо охраняемые природные территории.

Содержание

  • Особо охраняемые природные территории
  • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Федеральный закон №33-ФЗ от 14 марта 1995 г.
  • 33 ФЗ об особо охраняемых природных территориях с последними изменениями
  • Разъяснение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями. предусмотрено настоящим Федеральным законом. 14 марта 1995 года N 33-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Об особо охраняемых природных территориях. Принят. Государственной Думой. 15 февраля 1995 года. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ ведется специальный госреестр об особо охраняемых природных территориях, который содержит всю информацию о статусе данных территорий, об их географическом положении и границах.

Защита документов

Туризм на особо охраняемых природных территориях и его критерии, особенности 1. Под туризмом на особо охраняемых природных территориях далее также - туризм понимаются временные выезды путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом целях. Основными критериями, особенностями организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях являются: а сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; б минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма; в соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем , режима ее особой охраны; г осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах; д сохранение объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется: а в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории; б в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории; в в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории. Правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма утверждаются Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма. Общие положения о государственных природных заповедниках 1. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Если предметом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности не являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация, снос объектов капитального строительства, после окончания срока действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в том числе в случае его расторжения по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, инвестор обязан освободить земельный участок, на котором осуществлялась такая рекреационная деятельность, и привести его в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Раздел IV. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 19.

Порядок создания природных парков Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Статья 20. Управление природными парками 1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Статья 21.

Режим особой охраны территорий природных парков 1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по участию в согласовании положений о природных парках определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения. Раздел V.

Государственными природными заказниками являются территории акватории , имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а комплексными ландшафтными , предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов природных ландшафтов ; б биологическими ботаническими и зоологическими , предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г гидрологическими болотными, озерными, речными, морскими , предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Подчиненность и порядок финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения охраны и использования государственных природных заказников создаются их администрации.

Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников 1. Создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта Российской Федерации. Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. Статья 24.

Режим особой охраны территорий государственных природных заказников 1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Раздел VI. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями 1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством. Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы 1.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов. Раздел VII.

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное бессрочное пользование.

Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования. Статья 28.

Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов 1. Создание дендрологических парков и ботанических садов федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Создание дендрологических парков и ботанических садов регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Статья 29.

Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов 1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: а экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами; б научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; в административную. Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением об этом дендрологическом парке или ботаническом саде.

Статья 30.

Утратила силу. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий 1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей за исключением государственных природных заповедников , если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории.

Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта. Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий 1. Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Раздел II. Общие положения о государственных природных заповедниках 1. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Статья 7. Задачи государственных природных заповедников На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б организация и проведение научных исследований; в осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; г экологическое просвещение и развитие познавательного туризма; д утратил силу. Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников Создание государственных природных заповедников и расширение территорий государственных природных заповедников осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Статья 9.

Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников 1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; д выполнение научно-исследовательских задач; е ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма; ж осуществление государственного контроля надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники 1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную сеть биосферных резерватов. Утратили силу. Статья 11. Управление государственными природными заповедниками 1. Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Раздел III. Общие положения 1. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

Пункт в редакции Федерального закона от 30. Изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий. Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации; В редакции Федерального закона от 18. Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 03. В границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается также деятельность, указанная в подпунктах "б", "г" и "к" пункта 2 настоящей статьи, и деятельность, указанная в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 2 настоящей статьи, в части: а разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения; В редакции Федерального закона от 18. Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28. Юридические и физические лица согласовывают осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки. Перечень видов экономической и иной деятельности, подлежащих согласованию, и порядок данного согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Не требуется согласование видов экономической и иной деятельности в случае, если такие виды деятельности предусмотрены заключенными соглашениями об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках. Пункт в редакции Федерального закона от 18. С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, также согласовываются: а проекты документов территориального планирования муниципальных образований - в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков; б проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов. Дифференцированный режим особой охраны функциональное зонирование национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Дополнение пунктом - Федеральный закон от 04. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке. В редакции Федерального закона от 03. В редакции федеральных законов от 03. Управление национальными парками 1. Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами.

В редакции Федерального закона от 23.

Опубликование документа

  • Новости - Прокуратура Краснодарского края
  • Домен припаркован в Timeweb
  • Погода на Байкале
  • О документе
  • Разъяснение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий