Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты если он

На выступлении жесты помогают спикеру сделать речь выразительной и убедительной. Жестикуляция — один из видов невербального общения, а некоторые жесты могут быть даже более ёмкими и весомыми, чем слова. это принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. публичное выступление речь лингвистический. трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Как известно, деловая коммуникация может осуществляться не только вербальными средствами (устная и письменная речь), но и невербальными средствами. В речи оратора они тесно взаимосвязаны между собой.

Особенности взаимодействия оратора и его аудитории

Лягте на пол, растянувшись во всю длину, прижмите шею и плечи к полу. Подложите под голову подушку или книгу для сохранения естественного прогиба позвоночника. Следите за тем, чтобы шея и плечи были не напряжены. Положите руку на живот, сделайте глубокий вдох и затем зевните. Вздохи и зевота — инстинктивная реакция организма на снятие напряжения путем прерывания и замедления дыхания.

Следите за тем, чтобы вздохи и зевки шли на брюшной полости, а живот втягивался бы при произнесении звука. Оставаясь в положении лежа, подышите, не снимая руки с живота; вы должны почувствовать движение диафрагмы 3. Продолжая лежать, посмейтесь как следует животом, держа руку на диафрагме, вы должны ощутить какое-то движение в животе. В том же самом положении вдохните, ощущая, как поднимается живот, и дайте ему опуститься с одновременным спокойным выдохом.

Почувствуйте, что после выдоха вам не хочется сразу сделать вдох. Не исключено, что вы ощутите, как ваши ребра раскроются после выдоха, образуя проход для выдоха внутри организма. Эта моментальная пауза между вздохами может реально понизить темп дыхания и дать возможность расслабиться. Даже если вы сделали полный выдох, в легких еще остается достаточное количество воздуха.

Дышите легко не пытайтесь повысить вдыхание кислорода во время этих упражнений ; не переставайте следить за движением живота и выдыхайте, произнося слова типа «расслабься», «отдохни» или то что вам больше подойдет. Поменяйте положение на сидячее и контролируйте свое дыхание. Если грудная клетка начнет подниматься, положите на нее одну руку, чтобы она утихла. Встаньте перед зеркалом и выполните упражнение 5.

Следите за тем, чтобы не напрягаться физически, чтобы плечи были опущены и чтобы грудная клетка не поднималась. Посмотрите на свое лицо — не напрягаетесь ли вы, не нахмурены ли брови от сосредоточенности. И помните: это дыхательные упражнения, а вы дышите всю жизнь. Если при выполнении этих упражнений вы почувствуете головокружение или легкость в голове, остановитесь.

Скорее всего, вы превысили вдыхание кислорода, что было неожиданно для вашего мозга.

Не стоит игнорировать во время выступления зрительный контакт с аудиторией. Он играет важную роль в установлении невербальной связи и является «мостиком» взаимопонимания.

Перед началом выступления окиньте секундным взглядом каждого из собравшихся послушать вас. А во время выступления выберите несколько человек из зала, которым вы будете как бы «адресовывать» свои мысли. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица.

Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А.

Цель 3. Акцентировать внимание слушателей на особо важных моментах Жесты наряду с интонацией помогают расставить в речи смысловые акценты. Движение руки как бы ставит восклицательные знаки, метки, которые привлекают и запоминаются. Цель 4. Помочь себе активно мыслить и не теряться Жестикуляция помогает оратору сосредоточиться, мало того, она снимает напряжение, усталость, улучшает произношение многих звуков, устраняет зажатость губ. В результате речь становится более понятной, образной, полной. Дело в том, что жестикуляция активирует центр речи в головном мозге. Благодаря этому обеспечивается верный порядок слов, формируется осмысленность высказываний.

Не верите? Включите радио и проследите за игрой голоса ведущего. Смена тона и стиля речи для эмоционального отклика По Цицерону, неожиданная смена пафосного тона на простоту изложения, а серьезной подачи — на шутку, важны для воздействия на эмоции людей. В наше время смена подачи в изложении все также важна и часто используется в публичных выступлениях. Вспомните, как на первой презентации iPhone Стив Джобс неожиданно позвонил в Старбакс и заказал четыре тысячи латте на вынос, потом сказав, что это шутка. А как он эффектно достал ультратонкий MacBook Air из стандартного конверта для документов на презентации в январе 2008 года? Это примеры успешного использования данного приема. Жесты и движения Помните, что жесты-паразиты или неконгруэнтные не соответствующие спикеру, тексту, скорости речи движения могут испортить впечатление даже о самом опытном ораторе.

А соблюдение баланса между перемещением по сцене и пребыванием на месте, приближением к аудитории и возвращением к исходной точке — важный элемент управления энергетикой выступления. Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать изредка и ненамного. В начале они заставляют прислушаться к речи, в конце — усилить влияние сказанного. А сейчас мы знаем о так называемом эффекте края. Этот феномен доказывает, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце речи. Значит, в этих частях нужно размещать самые сильные моменты, которые должна запомнить аудитория. Искренность Проявляя искренность, мы предрасполагаем к себе аудиторию.

Внешний облик оратора

Поза тела в ораторском искусстве. Несомненно, важную роль в процессе взаимодействия с аудиторией играет поза оратора. Во время выступления перед аудиторией, многим ораторам приходилось чувствовать дискомфорт из-за неудобной позы, принятой ими изначально. это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. публичное выступление речь лингвистический. то, что он сказал.

Жесты и мимика человека выступающего перед аудиторией

Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям.

Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Взгляд Смотрите на аудиторию Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение.

Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул! Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей.

Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым.

В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией.

Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов: 1 Восприятие оратора аудиторией первое впечатление.

Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Все-таки я пойду ».

Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно? Во-первых , первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия.

Во-вторых , первое впечатление обычно далеко от истины. Психолог Л. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали.

В-третьих , первое впечатление очень устойчиво. В-четвертых , оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др , так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества.

В -пятых , основой первого впечатления является зрительный образ. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи.

Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Сахарова и В. О влиянии личности оратора на восприятие его речи много пишут и в наши дни: «Оратор предсказуем.

Аудитория, познакомившись с ним, уже знает, чего можно от него ожидать. Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь. Этой стабильности хочет аудитория.

Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти... Это правильно, если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками. Однако бывает, что отношение обусловлено социальным, профессиональным или иным статусом говорящего.

Таким образом, осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи, так и при подготовке своей. Следовательно; здесь имеем две составляющие: объективный портрет и статус. К объективной характеристике автора речи относится указание на его пол, возраст, профессию, квалификацию, взгляды и т.

Так, анализируя речи А. Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает opaтоp, от личности самого оратора.

Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. У нас такой учитель! У нас такая учительница...

Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором ». То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом - то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н. Сведения накрепко привязаны к личности оратора.

Понравился оратор - понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Как говорил В.

Маяковский: «Я поэт, этим и интересен ». Гримм критиковал В. Гете за то, что тот употребляет в своей речи диалектные слова, показывающие, откуда он родом.

На это В. Гете говорил: «От своего отказываться нельзя. По реву медведя должно быть слышно, из какой он берлоги ».

Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите ». Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Прекрасным оратором в XVI в.

Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии необычайно красноречив, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты.

Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами. Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора. Иной оратор все десять минут глотает воду, как это делают во время лечения минеральными водами.

Стакан с водой используют только в крайнем случае. Это ошибка считать, что глоток воды одолеет хрипоту , Нельзя делать доклад в комнате для курения.

Они указывают, являетесь ли вы искренним, верите ли вы сами в свои идеи, верите ли вы сами себе. К примеру, в известном выступлении по телевидению Николя Саркози он каждый раз выражение «Быть Французом» подчеркивает точным движением руки. Внимание аудитории должно постоянно стимулироваться, чтобы она не отвлекалась.

Движение заставляет нервную систему оставаться настороже. Если вы двигаетесь по сцене, глаза зрителей должны следовать за вами. Используйте пространство, чтобы подчеркнуть свои слова: подходите и говорите менее громко, чтобы создать ощущение интимности близости. Остановитесь, когда хотите придать значимость своим словам. Затем вернитесь в центр сцены, чтобы возобновить основную тему вашей речи.

Посмотрите в интернете одно из первых выступлений Стива Джобса в 1997 году, ставшее легендарным. Обратите внимание на то, как он ходит, полностью расслабленный, в полном разрыве с принятой в то время манерой одеваться. Он почти садится на высокий стул. Он как бы пренебрегает тем, что принято, и полностью завоевывает аудиторию. Человечество говорит со времён зарождения цивилизации.

Но только те, кто в совершенстве владеют ораторским мастерством, достигают вершин. Вспомним известных философов, политиков, общественных деятелей. В статье перечислены только некоторые из них, и лишь приоткрыта завеса великого искусства влиять и нравиться, убеждать: словом, жестом, взглядом. На нашем тренинге известные европейские и российские адвокаты и журналисты Рубен Маркарьян, Норайр Бабаджанян, Ксения Печеник, Инна Делева поделятся всеми секретами успешных публичных выступлений.

Если кто-то задает вопрос, сделайте движение к нему навстречу, пригласите его спросить, показав в его сторону «Да, Вы что-то хотите спросить? Только не копируйте Ангелу Меркель шутку про супер-клей, наверное, все видели? Вы можете вложить руку в руку или положить ладонь на ладонь кончиками пальцев , можете даже сложить руки в замок опять же кончиками пальцев. Не стоит с фанатизмом подходить к жестам и протестовать, мол, ну это же тоже закрытый жест, в замок нельзя! Замок тоже отчасти закрытое положение, но гораздо более мягкое особенно если перекрещиваются лишь кончики пальцев , поэтому не воспринимается как желание отгородиться от аудитории. В качестве альтернативы вы можете просто возвращать руки вниз это раньше называлось «по швам» , то есть вдоль тела. А когда нужно, снова руки отправляются в полет к верхней части корпуса. С их помощью вы управляете вниманием, указываете на слайды, показываете, к кому обращаетесь. Конечно, через практику гораздо легче выработать полезную и правильную привычку , в том числе — привычку отслеживать свои «запрещенные движения». Однако не делайте из жестов культ, они не заменят нелогичную структуру или незнание материала, какими бы «выверенными» они не были. Держите в памяти минимум — три простые правила — и ваши движения будут дополнительным источником уверенности. Другие статьи по теме:.

Во-первых, научиться управлять своим дыханием, выработать правильную артикуляцию и дикцию, и во-вторых, научиться управлять звучанием своего голоса, темпом речи и умело использовать паузы. Обратите внимание, что в этой статье я не даю конкретных упражнений для улучшения голосовых характеристик. Здесь я хочу дать общее понимание процессов: что есть что и на что влияет. Что такое артикуляция, например, и зачем нужно учиться управлять звучанием. А для тех читателей, кто захочет не просто почитать для общего развития, но и поработать над своим голосом, предназначена отдельная статья. Начинающие ораторы часто дышат бессистемно, хватая воздух ртом между фразами. А если фраза длинная и пауза неуместна, то заканчивают ее "на последнем издыхании", судорожно вдыхая воздух ртом по окончании фразы, как рыба, выброшенная на берег. Первое, что нужно сделать, это научиться дышать носом во время выступления. Это позволит вам говорить ровно, без пауз для вдохов. Суть грудного дыхания заключается в том, что вы дышите, собственно, полной грудью. Ваша грудная клетка расширяется при вдохе, и вы говорите на медленном выдохе, добавляя расширенной грудной клеткой необходимую мощь вашему голосу. Вы сможете, не повышая голоса и не переходя на крик, говорить без микрофона так, что слышно будет в последних рядах. Артикуляция - это совокупность работ отдельных произносительных органов мышцы лица, губы, язык при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, чем лучше и осознаннее вы умеете управлять произносительными органами, тем внятнее и четче вы говорите, тем лучше вас будет слышно в самых дальних углах зала, тем большее впечатление вы произведете на аудиторию. Вы задумывались когда-нибудь, почему профессиональный артист говорит со сцены без микрофона, и его слышно на последнем ряду? Даже когда он говорит шепотом? Секрет простой: правильное дыхание и артикуляция. Одна из важнейших характеристик вашего голоса — это его звучание. И, чем лучше вы умеете управлять вашим голосом, тем надежнее вы сможете удерживать внимание аудитории. Думаю, каждый из вас сможет привести пример выступления, когда речь оратора была монотонна, на одной ноте, этакое бу-бу-бу-бу… Через 5 минут все засыпают, независимо от содержания. Потому что не звучит. Если профессионалы говорят о звучании, они имеют в виду три составляющие: силу, тональность и тембр. Когда вы научитесь управлять этими тремя характеристиками, когда вы сможете в процессе выступления менять их произвольно по своему желанию и даже независимо от контекста, тогда ваш голос станет живым, заиграет всеми красками и вы реально сможете удерживать внимание аудитории. Сила голоса тренируется громким пением и декламированием произнесением речей. Голосовые связки — обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок. Тональность голоса можно расширить, то есть приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона то есть петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах — смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами или обертонами , - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, то есть эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов. Резонаторы — это естественные полости в теле человека: грудной резонатор легкие, трахея, бронхи , головной ротовая полость, носоглотка и центральный гортань. Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса — это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Как ее найти? Смотри здесь: Упражнения для звучания. Поставленный речевой голос — сильный, насыщен обертонами, не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит. Дикция — это правильное, чистое, четкое произношение звуков. В дикции проявляется общая культура выступающего и особенно культура речи. Люди в зале ни в коем случае не должны испытывать напряжение, вслушиваться в то, о чем идет речь. При плохой дикции вместо осмысливания материала они тратят время и усилия на расшифровку сказанного, быстро утомляются. Это совершенно недопустимо. Конечно, если у вас явные дефекты речи, например, вы заикаетесь, картавите, и т. Конечно, можно выделить ключевое слово и по-другому, например, выкрикнуть его и топнуть ногой, но боюсь, не все присутствующие поймут такое ваше эпатажное поведение. Как это работает? Давайте начнем с пауз. Пример: С завтрашнего дня пауза наша Компания объявляет пауза грандиозную распродажу. Еще пример: Для того, чтобы быть успешным в нашей Компании пауза , нужно регулярно делать три вещи: пауза рекрутировать пауза , рекрутировать пауза и еще раз рекрутировать. Я понимаю страх выступающего перед использованием пауз. Когда я сам был начинающим оратором, мне казалось, что стоит только замолчать, как все тут же разбегутся из зала. Главное - не останавливаться. Потом я понял, что это не так и что паузы даже наоборот помогают аудитории правильно воспринимать и спокойно переваривать информацию. Думаю, каждый из вас сможет вспомнить хотя бы один случай, когда спикер строчил как из пулемета с бешеной скоростью, ни на секунду не останавливаясь. Так и хочется выкрикнуть с места: Медленнее, пожалуйста — я записываю! Я обычно уже на пятой минуте теряю нить выступления и отключаюсь. Так что паузы - это ваши помощники. Они, как маркеры или индикаторы, подсказывают аудитории - внимание, сейчас будет ключевое слово. И, кроме этого, ваша речь становится более живой и естественной. Ведь в обычном общении вы используете паузы? Используйте их и в своих выступлениях.

Внешний вид оратора, стиль, манеры, жесты, мимика

это принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. И помогает в этом доскональный, по возможности объективный самоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следует записывать все выступления. Схема анализа выступления может быть такой: • Место и время выступления. •. инфор мации (т ак ой же, как разг оворная ре ч ь) с помощью нере чевых сре дств, таких к ак выраж ения лица, жесты, прик о сновения, телодв ижения, позы. Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни.

Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения

Жест должен исходить от вас лично, из вашего сердца, сознания, диктоваться вашим интересом к проблеме, вашим желанием побудить других людей понять вашу точку зрения, вашими импульсами. Единственные стоящие жесты - это те, которые родились импровизированно, во время выступления. Унция непосредственности дороже тонны разных правил. Жест нельзя выбрать по желанию, это не все равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение внутреннего состояния, такое же, как поцелуи, колики, смех и морская болезнь. Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными.

А так как все люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут непохожими, если только они будут вести себя естественно. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты! Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.

Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.

Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические. Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты.

Так, в «Теории красноречия» А. Галича 1830 сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «благопристойность воспрещает театральные кривлянья». Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны.

Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Не суетитесь. Обо всем этом надо думать заранее. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выражение лица. Лицо должно быть серьезно. Но следите за собой. Контакт со слушателями. Оратору очень легко потерять контакт с аудиторией. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус. Речь — действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. Далеко не всегда и не все ораторы знают, как правильно стоять. Сущность и назначение жеста. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Голос — это мы и наши мысли. Вибраторы — это голосовые связки. Резонаторы включают в себя гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок.

Мимика, выражение глаз. Это множество видов улыбок, усмешек, ухмылок, нахмуривания; мрачное выражение; плач и смех. Глаза выражают любовь и ненависть, любопытство и безразличие, ликование и отчаяние; тысячи оттенков душевного состояния. В разных речевых ситуациях относительная роль, «удельный вес» мимики, пантомимики и средств словесного общения различны сравните речевое поведение диктора ТВ и рыбака, рассказывающего приятелям о своем улове. Здесь мы рассмотрим роль жестово - мимического кода в ситуации публичной речи. Владение «языком движений» - это во многом владение вниманием слушателей: движение - один из главных факторов внимания. Немного теории. Человек одарен способностью проникаться теми же эмоциями, которые испытывают окружающие. В этом явлении эмпатии не последнюю роль играет движение. Оказывается, что у слушателей или зрителей рефлекторно напрягается те же мышцы и группы мышц, что у человека, на которого они смотрят, которого слушают. Если оратор сжимает кулаки, напрягаются мышцы кистей рук у слушающих, и т. Понятно, что если говорящий находится в состоянии эмоциональной напряженности, когда напряжены мышцы всего тела, такое же мышечное и, соответственно, эмоциональное напряжение охватывает и аудиторию. Хорошо известно также, что физическое состояние и действие вызывает связанные с ним эмоции на этом законе основана теория «физических действий» К. Это означает, что с помощью жестово - мимических средств средств физического движения говорящий может вызывать у слушателей именно те эмоции, которые порождают эти характерные движения, проявляются ими. Конечно, реальный процесс общения значительно сложнее и приведенная здесь схема сильно его упрощает.

Напоминающие немое кино вычурные и неестественные. Жесты только одной рукой, особенно если вторая занята листком бумаги, ручкой или пультом проектора. Таких ораторов в шутку называют «однорукий бандит», и выглядит это не лучшим образом. А также резкие и симметричные, так называемые «зеркальные» жесты. Посмотрите видео с ярким примером такого типа жестов в юмористическом стиле. Помимо этого, часто встречаются «жесты паразиты»: поминутное поправление волос или очков, потирание носа или подбородка, вращение какого-то предмета в руках. Чтобы обнаружить подобную жестикуляцию, лучше всего записать тренировочное видео и беспристрастно проанализировать его. Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или приколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку. К примеру не галстук поправлять, а положить руку на сердце, не тереть подбородок, а принять позу задумчивости. Вот несколько упражнений, которые помогут вам сделать руки более пластичными, а жест красноречивым.

Речь, которую произносит оратор

19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными. 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления. 21. Наилучший темп речи в публичном выступлении – средний. В данной статье применительно к выступлениям на публике будет рассмотрена группа кинетических средств речи. Кинетические средства – поведение оратора: мимика, жестикуляция и позы, которые он принимает. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного владения материалом, даст возможность оратору свободно общаться со слушателями.

Поза, жесты, мимика оратора

Проявляются они в поднятии плеча, наклоне головы к плечу. К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуверенности. Возникают такие жесты тогда, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти нужное слово. При жестикуляции лучше всего пользоваться следующими правилами: а Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину.

Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы.

Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Вот примерно так выглядят некоторые спикеры, когда показывают что-то на своем экране или обращаются к залу. Они делают это сжато и скованно, совершая лишь ма-аленькое движение от кисти. Локти в это время надежно «пришиты» к корпусу и не отрываются от него. Такое чувство, что спикер не может разжать руки. Делайте жест шире. Еще шире!

Открывайте локти от тела, показывайте на экран со слайдом со словами «Вот здесь, на графике вы можете видеть динамику…» всей рукой. Если кто-то задает вопрос, сделайте движение к нему навстречу, пригласите его спросить, показав в его сторону «Да, Вы что-то хотите спросить? Только не копируйте Ангелу Меркель шутку про супер-клей, наверное, все видели? Вы можете вложить руку в руку или положить ладонь на ладонь кончиками пальцев , можете даже сложить руки в замок опять же кончиками пальцев. Не стоит с фанатизмом подходить к жестам и протестовать, мол, ну это же тоже закрытый жест, в замок нельзя! Замок тоже отчасти закрытое положение, но гораздо более мягкое особенно если перекрещиваются лишь кончики пальцев , поэтому не воспринимается как желание отгородиться от аудитории.

Явкурсе 11 подписчиков Подписаться Светлана Кузикова тренер по публичным выступлениям, психолог, член Федерации психологов России, профессиональный театральный педагог, режиссёр, создатель «Театра для своих», автор книг, курсов по импровизации и ораторскому искусству у Светланы 25 лет опыта публичных выступлений на площадках российского и международного масштаба, в том числе в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Вместе с обучающий образовательным порталом «Явкурсе» Светлана подготовила для Вас обучающий видеокурс о том, как работать со своими жестами и позами выступающему оратору!

Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию партнера.

Читая жесты, вы осуществляете обратную связь , которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и что более важно предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. По телодвижениям можно многое понять. Тот, кто понимает язык тела, — знает больше, чем другие. Человек, понимающий жесты, сможет обходить удачно многие неприятные ситуации. Вольтер как-то заметил, что язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать свои мысли. Действительно, слова помогают скрывать от постороннего взгляда наши истинные мысли. Однако кроме языка, может разговаривать и тело.

Каждое движение можно расшифровать и прочитать тайное послание собеседника. Даже если человек тщательно продумает самую изощренную ложь, его выдадут непроизвольные жесты. В тоже время, зная значение каждого жеста, сознательно используя его, мы можем сигнализировать партнеру по общению о наших намерениях и, тем самым, оказать на него скрытое воздействие, что позволит нам иметь лишний шанс для овладения ситуацией.

Жесты оратора

В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину.

Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор - живой человек, а не говорящий автомат. Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями.

Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело-наладить с ними контакт. Поза Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст.

Упражняйтесь в. Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее.

Значит, движение на трибуне вообще перед слушателями должно с чем-то соразмеряться. Существует общее правило: чем живее чувство, тем живее движение. В актерской и ораторской практике издавна принято выделять три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые «малое», «среднее» и «большое» движение. При «малом» движении рука может подниматься и опускаться не выше уровня локтя. Кстати, имеется в виду, что человек, приступающий к речи, стоит свободно, спокойно опустив руки, а не вытянув их по швам. Еще один существенный принцип: движение должен быть естественно и разнообразно. Вам нужно научиться во время выступления чувствовать себя раскованно - не только духовно, но и телесно.

Интенсивность мимики и жестикуляции должна соответствовать вашему темпераменту. Нарушение этого правила приводит к впечатлению либо лишней скованности локти неподвижно прижаты к телу, жесты производятся тесно приближенными к туловищу руками , либо развязности другие крайности: походка вразвалку, руки вообще кажутся не связанными с телом. Часто бывает так, что у говорящего есть один излюбленный жест или мимическое движение «манеризм» , которое все время, повторяется, в большинстве случаев бессознательно. Это утомляет зрителя, как всякое однообразие, Поза, жесты, выражение лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит - варьировать, меняться. Движение телесное особенно уместно в тех местах речи, где оно отмечает переход к новой мысли или выделяет какое — то подтверждение. Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута не сильно , центр тяжести перенесен на другую ногу. О положении рук мы уже говорили.

В процессе речи не обязательно и не нужно сохранять неподвижность - можно сделать шаг - другой в сторону, в другую, подойти ближе к аудитории, не рекомендуется только метаться из стороны в сторону, как маятник.

К этой группе относятся жест категоричности сабельная отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь" , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи.

У хорошего оратора, как замечал А. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение.

Речь состоит из трех частей: вступления, главной части и заключения. Как правило, введение и заключение формулируются после того, как определено основное содержание речи. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. Общий контроль и редактирование. Этот этап включает в себя многократное прочтение речи, уточнение формулировок отдельных фраз.

Обычно на этом этапе оратор сокращает речь, убирая из неё все лишнее и несущественное. Речь обретает окончательный вариант. Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро исправил формулировки. Освоение речи.

Этот этап подразумевает чтение речи вслух, отработку интонации, пауз, темпа речи, жестикуляции, заучивание отдельных фрагментов речи наизусть. Речь оратора должна укладываться во временной лимит. Чем меньше времени отведено для выступления, тем более тщательной подготовки требует речь. Контакт с аудиторией Оратор выступает не для себя, а для слушателей. Обращенность к аудитории позволяет сохранять интерес слушателей во время произнесения речи. Для поддержания контакта рекомендуется переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Отстраненность, «пустота» во взгляде во время выступления недопустимы.

Леммерман дает следующий совет оратору: «Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием служит установлению контакта со слушателями. Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, чтобы заставить слушателей быть внимательными». Объективность и честность Существует три способа добиться чего-либо от другого человека: заставить, схитрить обмануть, использовать манипуляцию[11] и убедить. Этичен лишь последний способ. Хороший оратор — это человек, умеющий убеждать.

Оратора, водящего слушателей в заблуждение, называют софистом. Еще в античные времена в ораторской традиции существовал идеал vir-bonus добродетельного мужа , который требовал от оратора таких качеств, как порядочность, высокая нравственность, правдивость. Этот идеал особенно актуален для представителей правовых профессий. Внешние условия Необходимо обратить внимание на то, чтобы внешние условия не служили помехой для выступления. Жара, холод, плохая вентилируемость и освещенность помещения, посторонние шумы могут негативно сказаться на восприятии слушателями речи оратора. Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 4766; Популярные статьи: Века вооружений.

Особенности взаимодействия оратора и его аудитории

7) Значение контекста для толкования жестов: кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной. Вестник науки и творчества. интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Правильно использованные жесты способны многократно усилить воздействие слов, ошибочные же сведут на нет любое выступление, каким бы сильным и важным ни был бы текст. Жесты также могут вступать в противоречие со сказанным, вызывая у слушателя недоумение. Хорошая речь складывается из многих составляющих, и жесты оратора играют не последнюю роль в его выступлении. Стремитесь научиться ораторскому мастерству, учитесь гармонично сочетать речь и невербальные жесты – и ваше выступление попадет «в яблочко». Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий