Публичные выступления доклад

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь. Основные действия подготовки публичного выступления.

Основы публичного выступления

Публичное выступление – это процесс передачи информации, идей и убеждений аудитории с помощью устного выступления. Тема 1. Понятие публичного выступления Виды публичных выступлений. Специалисты компании WhenSpeak расскажут о том, что такое публичные выступления, какие виды бывают. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады. В данной статье вы рассмотрите особенности и виды публичных выступлений, а также методы подготовки публичного выступления.

Риторика: Практикум

Например: Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое — либо дело, предприятие». Инвестиция — это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги.

Нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Таким образом. Инвестиция — это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня предлагаю поговорить о проблемах инвестиций в российскую экономику.

В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления. Следует избегать многословия.

Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении: 1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

Цифры лучше округлять. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции. Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года.

Надо точно указывать источник приводимых статистических данных. Конкретность лексики. Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова прием конкретизации. Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров.

Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей. Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы — В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. Говорите не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился -это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в в двести фунтов?

Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки. По каким принципам составляется план публичного выступления При составлении речи для выступления перед широкой публикой нужно придерживаться некоторых принципов: введение должно сразу же ввести в курс дела людей, сидящих в аудитории. Оно должно их заинтересовать и заставить слушать; основная часть должна быть самой информативной. Лучше всего, если она будет состоять из 5 основных частей, которые будут постепенно раскрывать тему. Идеально, если в этой части будут приведены какие-либо факты, статистические данные, ссылки на мнения ученых или примеры из истории. Вся информация в основной части должна быть донесена понятным языком; заключение не должно разниться с основной частью. Кроме того, вывод обязан полностью отвечать на вопрос, который был преподнесен, как проблема. Таким образом, структура самого выступления, в том числе доклада, имеет постановку проблемы, ее рассмотрение и решение, которое входит в заключительный этап. Менять местами структурные этапы нельзя.

Даже если тема считается довольно скучной, обязательно оживлять рассказ обращением к слушателям. Эти обращения требуется подготовить вместе с докладом. Любой план выступления обязан учитывать актуальность рассказа для данной аудитории, то есть целевые слушатели должны быть в любом случае. Например, нет смысла рассказывать детской аудитории о ряде сложностей в рабочем коллективе и наоборот. Актуальность всегда является основой для поиска слушателей. Именно по этой причине в самом начале выступления выбирается несколько целевых грулл, которые заинтересованы. Это позволит сосредоточиться и сделать доклад интересным. План должен в себе содержать такие моменты, учитывающие ситуацию: серьезность темы; возможность общения со зрителем; поставленная речь, которая позволяет не задавать вопросов, то есть все выступление не должно вызывать недоумения. Кроме этого, в план входит не только само выступление и предварительные этапы подготовки, но и способ приветствия, а также уход со сцены.

Варианты могут различаться булочная — було[ш]ная, темп — т[э]мп, до[шть] — до[щ]; галоши — калоши, матрац — матрас орфоэпические варианты ; расположением ударения: далекО — далЁко, творОг — твОрог, кОмпас — компАс профес. Варианты могут быть равноправными полными и неравноправными неполными. Полные варианты различаются только формальными показателями произношением, ударением , неполные различаются еще и функционально общеупотребительные и специально-профессиональные, общеупотребительные и внелитературные. Равноправные: порядо[чн]ый — порядо[шн]ый, ржАветь — ржавЕть. Неравноправные: Семантические: нескАзанная фраза — несказАнная красота , двигают — движут. Такие варианты различаются лексическим значением. Хронологические: дАришь — дарИшь устар. Различаются временем употребления, один из них устаревший. Стилистические: кОмпас — компАс спец.

Различаются сферой употребления. Сведения о языковых нормах и их вариантах содержатся в словарях и справочниках русского литературного языка. Аванесова; РАН. Ин-т рус. Кроме того, в овладении языковыми нормами помогают справочные издания под редакцией Д. Розенталя: Розенталь Д. Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д. Практическая стилистика русского языка.

К сожалению, публичные высказывания многих современников далеки не только от риторического идеала, но и от необходимого уровня владения языковыми средствами родного языка. Изучение выступлений политиков и чиновников, а также журналистских текстов конца 20-ого — первого десятилетия 21-ого века позволило лингвистам говорить о тенденциях публичной речи заметим, что действие этих тенденций в той или иной мере наблюдается и в настоящее время.

Регламенту нужно соответствовать, если на выступление дается пять минут, то в пять и укладываться. Но, если вы абсолютно уверены в том, что не вложитесь со своей темой в определенный регламент, об этом нужно заранее переговорить с организаторами и попросить сделать вам исключение — дать больше времени на выступление. Всегда нужно быть готовым к тому, что регламент могут неожиданно изменить прямо по ходу мероприятия. И если от предложения сократить выступление оно может потерять значимость, то нужно настаивать на том, чтобы в отношении вашего выступления регламент остался прежний. Или вообще не выступать, чтобы не навредить своему делу и не испортить впечатление о себе.

Относительно регламента важно знать, что вы вправе требовать от других ораторов его соблюдения — правила для всех одинаковы. Если на мероприятии регламент не ограничивают, а дают поговорить, то время выступления определяем сами. При этом учитываем, что краткость — сестра таланта и помним о том, что особенность восприятия человека такова, что активно он может слушать выступление три минуты, дальше, его внимание ослабляется или вообще выключается В нашем примере определимся, что регламент речи — не более 10 минут, это примерно три листа текста, напечатанного шрифтом 12 с полуторным интервалом. Один лист читается примерно 3 минуты — это стандарт. Задача у выступления может быть одна, а может — несколько. Без четко сформулированных задач выступление не будет успешным. Поэтому задачи выступления заранее пишем на отдельном листе и держим их перед глазами, и при написании текста, сверяем с ними содержание.

Акцент: если мы не сформулировали четких, конкретных задач, то не беремся выступать, может быть провал. Если выступление заказное, то задачи нам может поставить заказчик. Применительно к нашему примеру ставим одну, конкретную задачу: добиться, чтобы из бюджета города выделили деньги на проведение общественного конкурса на лучший проект бренда города. Такую одну задачу еще можно назвать целью выступления. Здесь обращаем внимание, что согласно жанрово-тематической классификации выделяются следующие основные виды красноречия: социально — политическое, академическое, деловое, судебное, дипломатическое, военное, социально — бытовое и церковное. В каждом жанре есть своя специфика и четкие каноны речей.

Правила успешного публичного выступления

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Важной частью публичного выступления является доклад, который представляет собой структурированное изложение информации на определенную тему. Подготовка и проведение публичного вступления. Публичное выступление – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, выступление. Искусство публичного выступления: Метод пособие. /.

Психология публичного выступления - реферат

Профессор: - Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю: - Алло! Васю можно? Здесь таких нет.

Это была первая степень раздражительности. Вот вторая: - Алло! Вася дома?

Внимательно набирайте. А теперь услышите третью степень раздражительности. Васю можно!

В ответ слышится отборный мат. Ну вот. Три степени раздражительности.

У кого есть вопросы? Это Вася! Мне никто не звонил?

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые.

Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой.. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории.

Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления.

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство.

Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению.

Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом.

Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении.

Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения?

Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику!

Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком. Пример: Скоростные сообщения новостей по радио. Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления.

Устная форма общения имеет своей целью конкретного собеседника и в полной мере зависит от него. Значимый момент выступления — организация речи, подходящей для более легкого восприятия и понимания ее слушателями. Уже перед публикой выступающий трансформирует заготовленный текст речи в интересный и яркий рассказ, который будет понятен любому человеку. Только в процессе живого выступления оратор может выстраивать предложения с учетом реакции окружающих, чем переходит с книжного текста на разговорный стиль; средства общения — в ораторской деятельности принято использовать разнообразные приемы влияния и средства общения участников. К ним относят вербальные и невербальные средства: мимику, жестикуляцию, интонации.

Важная роль отведена культуре публичной речи и соблюдению этики. Виды публичных выступлений Основные типы устных публичных выступлений могут быть подразделены в соответствии с формой преподнесения материала.

Развлекательный тип можно встретить на юмористических программах, концертах, в неофициальной развлекательной обстановке. При убеждающем типе выступающий стремится донести до публики своё мнение, доказать собственную правоту. Однако не стоит забывать, что любая классификация условна, и нередко происходит комбинирование нескольких видов. В результате появляются убеждающе-информативный, убеждающе-развлекательный и другие типы публичной речи. Это связано с необходимостью удерживать внимание публики в течение всего выступления. Стили выступлений по форме Помимо цели, иным аспектом, по которому также разделяют виды, считается форма подачи материала. На форму влияют длина речи, её тема и интонация. Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру цели, задачи и др.

Обычно оратору необходимо не более 10 минут, чтобы донести до аудитории информацию; выступление — это краткая речь, составленная на определенную тему, известную заранее, либо в процессе обсуждения какой-либо проблемы основана на импровизации. Обычно лекции длятся от 20-30 минут до 1-1,5 часов; беседа — подготовленный диалог с аудиторией. В этом случае активное внимание принимают и слушатели. В рамках такого вида речи имеют место вопросы зала и ответы на них. Время, как правило, не ограничено. Правила публичного выступления Всегда очень важно тщательно готовиться, чтобы начало речи смогло заинтересовать слушателя. Лучше несколько раз репетировать, чтобы говорить на публике без ошибок. В текст можно добавить истории, жизненные ситуации, юмористические примеры, чтобы разнообразить выступление, привлечь внимание зрителей. Сухое повествование информации, как правило, не помогает говорящему человеку удерживать внимание людей в течение долгого времени. Выступающему следует проявлять заинтересованность в теме своего выступления с помощью эмоций.

Публика будет больше доверять, когда увидит его неравнодушие к предмету речи. Не стоит слишком затягивать, так как это утомляет слушателей. Люди могут упустить суть повествования, поэтому лучше создать краткую, лаконичную речь, которая содержит главную для публики информацию.

Опытный оратор всегда учитывает эти реакции, гибко управляет вниманием аудитории, тонко чувствует настроение слушателей. При этом надо учесть психологические особенности внимания и восприятия речи слушателями. В частности, продолжительность внимательного слушания монологической речи в среднем составляет 20-25 минут времени.

Для того, чтобы концентрировать внимание слушателей и усиливать их интерес к содержанию речи, выступающему рекомендуется обращаться к аудитории с проблемными вопросами, использовать такие логические приемы мышления, как сравнение, аналогия, конкретизация, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение; логические умозаключения: дедукция и индукция, анализ и синтез. Успешному решению данной методической задачи способствуют также: интересные примеры, взятые из практики, из жизни, включая опыт самого оратора; применение разнообразных наглядных пособий плакатов, стендов, рисунка на доске и др. Эффективными приемами воздействия на слушателей являются также: непосредственное обращение к слушателям; открытость, доверительность, почтительность обращения; образные выражения метафоры , короткие рассказы, истории, анекдоты; разъяснения, повторные выражения повторения одних и тех же слов ; призыв восклицание , цитирование первоисточников, противопоставление разных мнений, идей, подходов; намек, вставка замечание, которое делается мимоходом ; умелое использование невербальных средств общения жестов, мимики, ударений, паузы, громкость и темп речи, тональность и т. Следует отметить, что в речи оратора проявляются не только его эрудиция, знания по теме выступления, умение говорить выразительно, но и качества ума мышления , эмоции и чувства, некоторые особенности характера и темперамента, уровень общей культуры и воспитанности, уверенность в себе и другие свойства личности. Слушателям импонируют непринужденность раскованность , искренность, увлеченность темой, экспрессивность речи, живая мимика оратора. Без преувеличения можно сказать, что речь является словесным выражением личности говорящего.

Разумеется, успешность публичного выступления в решающей степени зависит от его подготовки, а также от опыта оратора опыт накапливается годами. Непосредственная подготовка к устному выступлению включает следующие действия: определение темы и целей выступления доклада, лекции, речи ; отбор содержания выступления и его систематизация; источниками информации являются: различные документы о деятельности предприятия планы, отчеты, таблицы со сводными экономическими показателями и др. Устав, положения и др. Кроме того, нужна психологическая готовность установка к публичному выступлению. Тщательная подготовка к выступлению является не только условием его успешности и эффективности, но и одним из средств преодоления психологического барьера — страха или боязни выступающего перед публикой.

Правила успешной презентации или публичного выступления

Такие варианты различаются лексическим значением. Хронологические: дАришь — дарИшь устар. Различаются временем употребления, один из них устаревший. Стилистические: кОмпас — компАс спец. Различаются сферой употребления. Сведения о языковых нормах и их вариантах содержатся в словарях и справочниках русского литературного языка. Аванесова; РАН. Ин-т рус. Кроме того, в овладении языковыми нормами помогают справочные издания под редакцией Д.

Розенталя: Розенталь Д. Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д. Практическая стилистика русского языка. К сожалению, публичные высказывания многих современников далеки не только от риторического идеала, но и от необходимого уровня владения языковыми средствами родного языка. Изучение выступлений политиков и чиновников, а также журналистских текстов конца 20-ого — первого десятилетия 21-ого века позволило лингвистам говорить о тенденциях публичной речи заметим, что действие этих тенденций в той или иной мере наблюдается и в настоящее время. Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1993; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов.

Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов.

Кроме того, прослушивание успокаивающей музыки перед выступлением или выполнение небольшой разминки также поможет справиться со стрессом. На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать — это осознать это и попытаться его визуализировать. Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, — это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает. Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов — боязнь незнакомой аудитории все эти люди будут меня слушать? Известный писатель Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное — обращаться к человеку, а не к демографической группе «Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет» , потому что группа — это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку». Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше. Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию. Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие. Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления. Дыхание — следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание. Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними?

Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение; жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился. Собственно доклад Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни Доклад должен быть максимально коротким: избегайте «воды» в том, что рассказываете. В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки. Шестое правило: будь эмоционален Люди, которые вас слушают, не должны засыпать. Нельзя говорить монотонно и уныло, говорить надо с выражением, как стихи в школе читать. Рассказываете про то, как настроить MS Exchange Server? Расскажите всем, как это прекрасно! Улыбнитесь, возденьте руки к небу, возвысьте голос, спросите слушателей: «правда, это же так здорово?! Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое. Разбавляйте доклад шутками: одна шутка на пять-десять минут доклада — хорошая пропорция. Шутки можно заготовить заранее, а можно придумать на ходу, если вы помните bash. Если доклад пошел не совсем так, как вы планировали, и заготовленная шутка уже не к месту, оставьте ее на следующий раз: неуместный юмор выглядит вымученно и усиливает жалость к докладчику. Вопросы в ходе доклада Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени Заранее решите, можно ли вас прерывать вопросами по ходу доклада. Если вы не имеете заведомо высокого авторитета у аудитории, если боитесь сбиться с мысли, если вам некомфортно уходить в сторону от темы доклада — в начале доклада попросите все вопросы записывать и задавать в конце. Объяснять это можно по-разному: от «я безумный контрол фрик и за себя не ручаюсь» до «сегодня я хочу рассказать вам много интересного, и если мы будем часто прерываться, то можем не успеть». Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Вообразите свой успех перед аудиторией. Лучшего всего этот способ работает, если Вы начали им пользоваться как минимум за две недели. Суть этого способа заключается в том, что ежедневно Вы вызываете в своём воображении детальный образ успешного проведения доклада или выступления. Вы чётко представляете себе, как Вы поднимаетесь на трибуну, как заставляете свои разыгравшиеся эмоции утихнуть, как начинаете своё выступление и чувствуете заинтересованность и внимание зала. Вообразите себе, как спокойно и взвешенно звучит каждое Ваше слово, которому внемлет каждый человек из аудитории слушателей. Это упражнение следует повторять до тех пор, пока Ваше сознание не воспримет его как реальность, пока Станиславский внутри Вас не перестанет повторять своё коронное «Не верю! Этот способ называется визуализация, он помогает добиться успеха практически в любом деле. Современное публичное выступление практически всегда сопровождается мультимедийной презентацией. Подготовка и проведение публичного выступления Подготовка к публичному выступлению начинается с определения темы, сбора, анализа и обобщения информации, составления плана и кратких тезисов. Если материала у вас достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. Ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий на подготовку самопрезентации. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления. Как выступающий — вы для своей аудитории - личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей, слушатели должны видеть ваши глаза. И вот вы на трибуне. Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления. Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если окинете всех слушателей дружеским, уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателем.

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью. Основные действия подготовки публичного выступления. Готовить свой доклад нужно задолго до публичного выступления. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады. Публичное выступление, являясь одной из форм общения, включает двустороннюю связь с аудиторией.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Публичное выступление (публичная речь) – это. Виды публичного выступления Ораторская речь бывает развлекательной. Определение понятия и целей публичного выступления. Доклад. на тему «Формы деловых коммуникаций: публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия)».

Публичное выступление

Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если не озвучиваются новые взгляды, подходы к решению проблемы; нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы. В неоднородной аудитории произносить речь труднее.

Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным персонам, если вы знаете, что они придут. Способы подготовки к выступлению При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст.

Составляя текст, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами.

Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность, помогает оратору справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств малоэффективен. Письменная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается.

Кроме того, читающий не имеет постоянного контакта с аудиторией, так как его взгляд «привязан» к тексту, следовательно, не имеет обратной связи. Второй способ — запоминание - может производить впечатление искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного контакта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале, и т.

Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и праздничных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть выступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Оратор из-за необработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время.

Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно подготовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргументацию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации. Самый эффективный способ для выступающего - превентивная подготовка материалов в детализированном, схематичном виде.

Это могут быть краткие тезисы или проспект выступления, блок-структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. Для творческого выступления комбинируйте эти способы.

В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Особенности публичных выступлений Наличие «обратной связи» В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

В зависимости от успешности донесения текста оратор видит положительный, негативный, заинтересованный, возмущенный или любой другой ответ от публики. Окраска реакции отражается в жестах, словах, взглядах, позах. Благодаря такому диалогу выступающий может изменить формат представления информации, внести коррективы в структуру речи.

Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Информация, украшенная литературными терминами и художественными примерами, всегда воспринимается с большим интересом.

Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью.

Благодаря наглядности и непосредственной связи оратора и аудитории, устная речь легче воспринимается и лучше усваивается. Наглядный материал «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. Для облегчения усвоения слушателями излагаемого материала желательно использовать слайды, диаграммы, рисунки, схемы, графики.

Наглядный материал является как бы «скелетом» выступления, помогая оратору не сбиваться с порядка изложения. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать Но слайды только иллюстрируют ваш рассказ. Интересная презентация — это, прежде всего, ваше интересное повествование, ваши жестикуляция и интонация.

Никакие картинки и диаграммы не будут интересны, если вы монотонно бубните, уставившись в бумажку с подсказками. Использование различных средств общения Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Язык — главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой.

Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации интонации, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков, жесты, мимика, тип выбираемой позы и др. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, - только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Анализ выступления Для того, чтобы в дальнейшем развивать и совершенствовать свои навыки в искусстве публичного выступления, очень важно провести развернутый анализ своего мероприятия, тогда в следующий раз у вас будет возможность обратить внимание на те моменты, которые в этот раз не удались. Необходимо специально разобраться в том, как было воспринято выступление. Что доходит легко до слушателей, а что требует иного изложения.

Нет ли усыпляющих длиннот, скучных мест; не было ли излишней торопливости, не чересчур ли схематичным оказалось выступление. Лучший способ проанализировать свое выступление — это снять его на видеокамеру, а затем провести оценку видеозаписи. Если что-то пошло не так, как ожидалось, то сильно ругать себя не стоит, - найдите плюсы, отметьте то, что вам удалось.

Структура публичного выступления Перед тем, как начать подготовку, полезно составить план выступления, который опишет предполагаемое содержание выступления. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить материал, в какой последовательности его излагать. Вступление - способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечения внимания к обсуждаемой теме, вопросу.

Особенностью вступления является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего мероприятия. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и, если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора.

Стереотипы — упрощенное мнение о людях или ситуациях. Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Отсутствие интереса со стороны собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя. Пренебрежение фактами — скоропалительные выводы. Ошибки в построении высказывания. Армейский юмор: — В увольнение пойдут только образцовые тумбочки.

Или я тебя сейчас буду зверствовать. Шире шаг! Почему зад не поет. Говорят депутаты: — Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же. Неправильный выбор слов прейскурант цен, свободная вакансия, пять человек детей, семь штук портфелей, неожиданный сюрприз, памятный сувенир. Сложность сообщения «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии » - жаба задушила.

Неверный выбор стратегии и тактики общения. Треугольник Аро по Р. Восхищение - общая реальность — общение. Общение как коммуникативное поведение — это социальная игра в предлагаемых обстоятельствах. Существуют типичные ошибки начинающего оратора. Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.

Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть.... Поэтому вместо «Я рад... Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно... Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим? Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории.

Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. И тогда никто не обратит внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами. Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада.

Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею». Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.

Во время выступления важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание, и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется «интерес». По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей. Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало выступления [11].

Глава II. Начало выступления И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

Когда вы заняли место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать.

Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать. Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду.

Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации.

А если нет, тогда ему лучше вообще не брать слово. Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: «Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину» [2]. Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса.

Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления. Яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит , будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - эффектное поражающее воображение начало и «серое» продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно.

Гораздо сложнее организовать все изложение. Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать» Дж.

Эди [1]. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему. Глава III. Как завоевать и удержать внимание аудитории С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих» [6].

Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Именно поэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть эрудиция, культура и т. Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т. Это вопрос стратегии. Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.

Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее. К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории. Так, Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают» [6].

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками? С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

При жестикуляции существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе -не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку.

Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в вашей правоте [6].

Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. При этом необходимо считаться со следующими правилами [4].

Именно не в человека, а в футболиста; говорите не собака, а пятнистый бульдог. Вместо существительных, где можно, употребляйте глаголы: вскрытие- вскрыть, обеспечение — обеспечить, достижение- достичь, улучшение — улучшить, что делает восприятие более образным. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне... Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он а , представляете, рассказал а мне... Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее. Риторические фигуры.

Риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие? Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи. Есть и другие риторические фигуры. Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить... Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов. Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто. Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти. Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет М.

Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех. Гипербола — преувеличение заведомое , например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути. Литота — нарочитое преуменьшение значения. Инверсия — изменение привычного порядка слов обратный порядок слов : Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью. Выразительность речи. Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей,а маловажные проговаривать быстрее.

Для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий