Темы выступлений по функциональной грамотности

«Функциональная грамотность». Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и. Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – КОМПЕТЕНЦИИ, готовность и способность ДЕЙСТВОВАТЬ с опорой на уже полученные знания по РАЗНЫМ предметам и жизненный опыт. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь! «Функциональная грамотность – дань моде или благо?» Цель педсовета: 1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение». Настоящий сборник составлен по материалам выступлений учителей начальных классов на школьном методическом объединении по теме: «Формирование разных видов функциональной грамотности», состоявшегося 1 декабря 2022 г. в городе.

Список публикаций по ключевому слову: «функциональная грамотность»

Как же фундаментальные знания в этой области смогут стать важнейшей основой школьного образования в гуманитарной науке? Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими. Выделяется несколько видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная. Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов. Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, прихожу к выводу, что процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Как одно из направлений функциональной грамотности я позиционирую читательскую грамотность. Обратимся к понятию читательская грамотность: Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [2. В современной педагогике можно встретить огромное количество новых форм формирования читательской грамотности, которыми учитель пополняет свою профессиональную копилку. Но прежде, как мне кажется, педагог просто обязан определить уровень своей функциональной грамотности, ответив на вопросы: 1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете? Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую , подтекстовую то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк» и концептуальную это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно?

Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации? Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью? Знаете ли вы о том, что существуют разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы? Владеете ли вы приёмами разных видов чтения? Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста? Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя? Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы?

Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Песталоцци Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Умеет формулировать вопросы на уточнение и понимание, внимательно слушать и понимать собеседника, проверять свое понимание. Осваивает умение критически относиться к авторскому тексту: выделить главное, идею, соотнести ее с другими, развить мысль, выявить противоречия, пробелы, несоответствия с имеющимися знаниями, опытом, текстом и т. Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе. Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности. Сфера учебной деятельности Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации: применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости; своего слушание умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т. Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе.

На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих или одну на группу таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Обсуждаем результаты заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его. Перед каждым учителем стоит цель сделать урок с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным. Изучив специальную литературу по технологии критического мышления, я пришла к выводу, что приемы и стратегии данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность. Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы: — высокий научный уровень преподавания орфографии; — связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; — — знание орфографических правил; — знание схемы применения правил схемы орфографического разбора и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; — упражнения, отрабатывающие умения, применять орфографические правила. Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5—8 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, сочинениям, изложениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе. В 10—11 классах учащиеся самостоятельно работают над совершенствованием орфографических навыков: обращаются к справочной литературе, исправляют ошибки, ведут работу по предупреждению ошибок. Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Совместно с одноклассниками умеет проанализировать и оценить работу в малой группе. Умеет написать письмо, открытку, поздравление, объявление и т. Осознает и проявляет ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности. Сфера учебной деятельности Школьник владеет некоторыми приемами саморегуляции и организации своей деятельности, учится практически относиться к себе, что проявляется в способностях самоорганизации: применять упражнения на повышения работоспособности, внимания, снятие умственной, зрительной, физической усталости; своего слушание умеет настраиваться на контакт, поддерживать его взглядом, позой, вопросами и т. Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога. Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; - информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; - деятельностная грамотность - это проявление организационных умений регулятивные УУД и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания , выявляющие функциональную грамотность. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет. На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку. Сначала важно было определить уровень сформированности функциональной грамотности четвероклассников.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности мной были использованы тестовые материалы, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация; - Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня: Репродуктивный уровень — действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.

В 2003 году под его редакцией вышел сборник об образовательной системе «Школа 2100», где содержалось такое широкое определение: «Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная неграмотность может проявляться в неумении следовать простым инструкциям — например , к бытовой технике или лекарствам. Неумение находить, понимать и использовать информацию в разных форматах ограничивает также возможности карьерного роста, мешает участвовать в выборах и взаимодействовать с госучреждениями. В 1960—1970-е годы ЮНЕСКО подсчитывала функционально грамотных по доле людей, получивших минимальное образование — от четырёх до девяти лет в зависимости от страны. Оно базируется на нескольких проверенных инструментах. Россия участвовала в первом раунде исследования, который состоялся в 2008—2013 годах, а второй раунд проходит в 2018—2024 годах — вероятно, по геополитическим причинам в России он проводиться не будет.

С помощью тестов оценивают навыки в нескольких областях: грамотность чтения, математическая грамотность и решение так называемых адаптивных задач, или задач в технологически насыщенной среде то есть с помощью цифровых технологий, электронных устройств, интернета. Это и есть компоненты функциональной грамотности. Например, требуется найти ответ на вопрос в тексте или в статистических данных, заполнить пропуски подходящими словами, определить условия регистрации на сайте, подсчитать, исходя из заданных условий, какую пиццу выгоднее купить. PISA оценивает развитие навыков 15-летних подростков в нескольких предметных областях. Но в отличие от привычных школьных тестов, концентрируется не на том, как они освоили конкретные темы школьной программы, а насколько умеют применять эти знания в повседневных задачах. Так, для читательской грамотности важно уметь выделить в тексте главную мысль, отделить факты от мнений, интерпретировать данные в графиках и таблицах, найти объяснение предложенной проблемы. Основные направления оценки в PISA — читательская, математическая, естественно-научная грамотность.

В разных волнах PISA к ним добавлялись также финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур.

Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности Тегеран, сентябрь 1965 года был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы. Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты.

А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы. Ученые Массачусетского университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека… Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов.

Исследования в этой области проводятся ОЭСР с 2000 года. Пока результаты Казахстана неутешительны, несмотря даже на то, что тестирование PISA 2012 года показало лучшие результаты, чем 2009 года, все равно положение школьников Казахстана в этом направлении в 5 десятке из 70 государств. Дефициты умений по результатам PISA. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований — неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, не анализируя самостоятельно всю описанную ситуацию, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст — общие рассуждения, математический — точное, детальное решение. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий — учитель- ученик. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся:- компетентность разрешения проблем;- информационная компетентность;- коммуникативная компетентность. Боксеру ставят удар, певцу — голос. Наша задача — научиться ставить сильное мышление. Психологи различают два типа мышления — конвергентное закрытое, нетворческое , дивергентное открытое, творческое Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным».

Международный педагогический портал

  • Проблемы формирования функциональной грамотности. Поиски и пути решения
  • Разделы сайта
  • Функциональная грамотность
  • Что такое функциональная грамотность и как её развивать в начальной школе | Вести образования
  • Методические материалы по функциональной грамотности | "Педсовет66"
  • Навигация по записям

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Учительские университеты • диагностические работы из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности ().
Доклад по теме: "Работа учителя по развитию функциональной грамотности учащихся начальных классов" Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий.

​Развитие функциональной грамотности

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Слайд 4 Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Слайд 5 Для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира необходимы следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер одна из целевых функций обучения — формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире ; учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; Слайд 6 Учебник «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» опирается на коммуникативные технологии Слайд 7 Цель - научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения;.

Проблемы формирования функциональной грамотности. Поиски и пути решения Бурлака Елена Николаевна, г. Это то, что создаёт большой, многообразный, многонациональный русский мир В. Путин Давайте попробуем представить мир без образования. Каким он будет?

И как жить в этом мире? Ответ вполне очевиден: без знаний не будет развития. Не будет докторов, инженеров, учёных, учителей, а будет пустота, хаос. Разве мы этого хотим? Однозначно: нет. Современному российскому обществу нужны школы, которые отвечают запросам государства. Их миссия заключается в обучении и воспитании мыслящих людей, способных активно участвовать в развитии и преобразовании России.

Гарантией развития России является внедрение современных методов и технологий в образовательное пространство. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально значимым достижениям. Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. Начиная разговор о проблеме формирования функциональной грамотности по предметам, следует обратить внимание на понятие Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [2.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике.

Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности. Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей.

Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.

Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо: -регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотость.

Умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Важно работать на уроках с текстами разной природы: со сплошными текстами напрмер, упражнения, задачи и с несплошными текстами в табличной форме, в виде диаграмм, графиков, схем, планов, с кодовыми обозначениями и другие. Эта работа очень важна не только для итоговой аттестации, но и для жизни.

В своей работе использую различные приемы и методы подготовки к уроку. Наиболее широкое применение получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Этой теме стараюсь уделять много внимания, начиная с пятого класса и при подготовке к ОГЭ.

Примеры некоторых заданий. Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты.

Региональная сетевая методическая служба

  • Функциональная грамотность
  • Преимущества функциональной грамотности
  • Учительские университеты
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ​

Функциональная грамотность

Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. скачать работу Опубликованные материалы на сайте СМИ Солнечный свет Визгалина Олеся АлександровнаРабота №299208. ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение 1. Особенности формирования функциональной грамотности в российской школе. Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности в основной школе.

Выступление на ТМО «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Включение в план методической работы образовательной организации серии семинаров-практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллективапо формированию функциональной грамотности. Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности. Неограниченная бесплатная загрука материала «Выступление на педагогическом совете «Оценивание функциональной грамотности»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Педсовет».

Функциональная грамотность — почему без неё не выжить в XXI веке

Публикации по ключевому слову «функциональная грамотность» Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности.
Опыт работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся К. Проблемы разграничения: формирование функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности. Ложная установка: "В каждый предмет надо включить задачи по функциональной грамотности".
​Развитие функциональной грамотности В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетентности, финансовая грамотность, креативное мышление.
Д-13. Формирование функциональной грамотности обучающихся - YouTube Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – КОМПЕТЕНЦИИ, готовность и способность ДЕЙСТВОВАТЬ с опорой на уже полученные знания по РАЗНЫМ предметам и жизненный опыт.
Все говорят о функциональной грамотности: что это за зверь и как его приручить В работах С. Г. Вершловского, М. Д. Матюшкиной функци-ональная грамотность рассматривается с позиции результатов образованности обучающихся, представлены индикаторы функциональной грамотности.

Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом

Сценарий педсовета «Функциональная грамотность – дань моде или благо» План работы МО учителей начальных классов. на 2022 -2023 учебный год. Методическая тема: ««Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках. как важнейшее условие повышения качества образования».
Развитие функциональной грамотности - Все документы Включение в план методической работы образовательной организации серии семинаров-практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности - Все документы 1. Какие педагогические технологии для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?
​Развитие функциональной грамотности В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). Функционально грамотный человек – это человек.
Домен припаркован в Timeweb Настоящий сборник составлен по материалам выступлений учителей начальных классов на школьном методическом объединении по теме: «Формирование разных видов функциональной грамотности», состоявшегося 1 декабря 2022 г. в городе.

Доклад «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Задание на умения осмыслить и оценить содержание и форму текста. СЛ 14 тип-описание, повествование и рассуждение, стиль жанр. Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания …Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше.

Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Какой тип речи использован в тексте? Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь? Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось? Сопоставьте описание степи в повести Н. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.

Куинджи «Степь Нива ». Функциональная грамотность на уроках русского языка.

Эхо понесло эту трель к своей багряной пещере в горах и разбудило спавших там пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, и те отдали ее морю. Но Соловей ничего не ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип. В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад. В жизни не видал такой красивой розы!

У нее, наверное, какое-нибудь длинное латинское название. И он высунулся из окна и сорвал ее. Потом он взял шляпу и побежал к Профессору, держа розу в руках. Профессорская дочь сидела у порога и наматывала голубой шелк на катушку. Маленькая собачка лежала у нее в ногах. Приколите ее вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать, она расскажет вам, как я люблю вас. Но девушка нахмурилась. Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги.

Да и кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю, чтоб у вас были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника. И она встала с кресла и ушла в комнаты. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична, и так как наш век - век практический, то вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику. И он вернулся к себе в комнату, вытащил большую запыленную книгу и принялся ее читать. Знание: 1.

Действия в сказке происходят где? Студент - это… 5. Основными событиями в сказке являются… Понимание: 1. Что случилось в конце сказки подытожь. Поясни роль в сюжете образа Дуба. Объясни следующую цитату: «В любви больше мудрости, чем в философии. Любовь сильнее власти. У нее крылья цвета пламени».

Предположи: сможет ли Студент когда-нибудь поверить в настоящую любовь. Почему сказка названа «Соловей и роза»? Изложи краткое содержание рассуждения Студента о песне Соловья, подаренной Дубу. Применение: 1. Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе? Если бы ты находился рядом со Студентом, смог бы ему объяснить, в чем сила песни Соловья? Составь и запиши аргументы в защиту песни Соловья. Анализ: 1.

Лидерские качества 16. Социальная и культурная грамотность «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2], - писал в своих трудах А. Задачей педагога является научить детей, достигших 15-летнего возраста, использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, зачастую тех, которые выходят за пределы учебных задач. Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Этот аспект способствует развитию аналитического и критического мышления, формирует умение проявлять эмпатию и успешно взаимодействовать с другими. Совместные исследования помогают создать уважение к чужим точкам зрения и культурам, что становится важной частью современного образования и способствует развитию личности, способной воспринимать и уважать разнообразие мнений и убеждений.

Креативное мышление Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение. Развитие креативного мышления может быть достигнуто через совместную работу, такую как создание стенгазеты, разработка расписания уроков и плана действий, или создание художественных произведений на актуальные темы или фантастических существ. Финансовая грамотность Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия. Учителям предлагают создать сценарии с использованием банковских продуктов, финансовых операций и других инструментов финансового рынка, чтобы обучить учеников пониманию и умению работать с финансами. Компьютерная грамотность В последние годы компьютерная грамотность и безопасность школьников приобретает особую важность. Умение взаимодействовать с электронными сервисами уже становится неотъемлемой частью обучения с начальных классов. Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях. Способы развития функциональной грамотности школьников Также при обучении функциональной грамотности существует несколько рекомендаций: Равномерное распределение заданий: Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня следует равномерно интегрировать в учебный процесс на протяжении всего учебного года.

Они должны быть привязаны к реальным ситуациям, соответствовать возрасту учеников и обеспечивать системное и взаимосвязанное обучение. Близость к практике: Для младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Темы, близкие и интересные детям, могут стать источником вдохновения и мотивации для поиска новых знаний. Например, использование героев из мультфильмов и компьютерных игр может сделать задачи более увлекательными.

Учительские университеты

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело. В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетентности, финансовая грамотность, креативное мышление. Читательская грамотность это базовый навык ФГ — это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида. Естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; Математическая грамотность — способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Глобальные компетенции — это способность — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Имеют ли право требовать функциональную грамотность от учителя? Зачем реализуется? Если кратко, то да, эти требования законны. Ниже приводим выдержки из нормативных документов, которые говорят о необходимости и обязанности педагогов владеть функциональной грамотностью. Есть указ Президента РФ от 07.

Приём «Синквейн» Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве: 1 инструмента для понимания сложной информации; 2 способа оценки понятийного багажа учащихся; 3 средства развития творческой выразительности; 4 способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Стратегия ИНСЕРТ «Условные значки» способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.

Например, при повторении темы в 10 классе «Местоимение», работу организую следующим образом: Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают или считают, что знают по данной теме самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме. Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме.

Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.

Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.

Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность — творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам:1.

Например, задача про Змея Горыныча. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное — аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие — воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить — пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты? Для этого использую релейные или как их сейчас называют — квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом».

То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания. Какие задания тебе интересно делать на уроке? Что для тебя важно при выполнении заданий? Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность.

Способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач это функциональная грамотность. О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; - информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; - деятельностная грамотность - это проявление организационных умений регулятивные УУД и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе: именно в это период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — письму и чтению, говорению и слушанию; Формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное — развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Выступление на ТМО «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетентности, финансовая грамотность, креативное мышление. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь! «Функциональная грамотность – дань моде или благо?» Цель педсовета: 1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение». Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? А также. Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение учащимися функциональной грамотностью? концептуальная рамка образовательных результатов. ОЭСР 2030). Функциональная грамотность в контексте ФГОС. Существующие федеральные нормативные документы включают задачу формирования функциональной грамотности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий