Год трансляции первого концерта по радио в россии

Трансляция велась с радиотелефонной станции на Шаболовке и начиналась со слов «Слушайте! Первая отечественная электронная лампа Рис. 1.8 Первая отечественная электронная лампа. В эти же годы Олег Владимирович Лосев создал в Нижегородской лаборатории первые полупроводниковые генераторы — кристадины. Создатель радио Жорж Полински Начало вещания первой в России негосударственной коммерческой радиостанции «Европа Плюс» (1990). Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР.

Становление радиопрограмм (1921–1927)

Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи в среднем 4 ч в сут. Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных комплексов. В 1974 действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций. Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио.

Среднесуточный объём местного вещания превышает 1000 часов. Местные передачи ведутся, как правило, по 3 программам. Но и с радиоприемниками в СССР тоже не все так было красиво как можно прочесть на страницах советской прессы. Ведь уже начиная с середины 1920-х годов, использование радио в СССР было жёстко регламентировано. Обычные Радиоприёмники подлежали обязательной регистрации в органах внутренних дел, а за их использование взималась абонентская плата.

Эти строгости отменили только в 1962 году т. Само же регулярное радиовещание как мы знаем началось только в 1924 году. И тут очевидные преимущества его использования, как в идеологическом, так и в народнохозяйственном плане осложнились тем обстоятельством, что у населения не было радиоприёмников! Даже самых примитивных-детекторных! Поэтому Совнарком СССР пошёл на беспрецедентную разрешительную меру издание постановления от 28 июля 1924 года «О частных приёмных радиостанциях».

Хотя само определение «частный» как-то не вязалось с коммунистической идеологией, постановление было названо именно так. Предоставить частным организациям и лицам на основах настоящего Постановления право устройства и эксплуатации приёмных радиостанций». Правда, полностью «разрешительным» данное постановление именовать можно лишь с большой натяжкой. Уже третий пункт его давал право «устройства и эксплуатации» частных радиостанций гражданам, которые получали разрешение от органов Наркомата почт и телеграфов. Постановление Совнаркома увидело свет в разгар новой экономической политики, когда любое послабление или проявление частной инициативы рассматривалось как источник дополнительных финансовых поступлений.

Поэтому в четвёртом пункте упоминалась «ежегодная абонементная плата» за пользование радиоприёмником. Кроме того, «на всякий случай» упоминалось о том, что внесение этой абонементной платы она была невелика не освобождало граждан — радийщиков от налогообложения. Сам документ не расшифровывает, за что нужно было платить налог, но, скорее всего, говорилось о возможном коммерческом использовании радиоприёмников. Постановление Совнаркома «О частных приёмных радиостанциях» корректировалось и дополнялось несколько раз: в 1939, 1946 и 1948 годах. В паспорте любого приёмного устройства подчёркивалось, что сама регистрация является обязательной, и покупателю в трёхдневный в крупных городах и в десятидневный в остальных местностях СССР срок надлежало явиться в ближайшее почтовое отделение для регистрации и оплаты абонементной платы в 1949 году от 5 рублей в год за детекторный приёмник и до 75 рублей за ламповый приёмник, установленный в торговых точках, зрелищных учреждениях, на пароходах и пр.

Кроме того, регламентировалось изменение владельца, перерегистрация при переезде в другую местность, и другие аспекты владения прибором. Единственное послабление, которое допускалось в те времена — это вывоз приёмника за город в период дачного сезона. Любопытно, что эта система пережила и смерть Сталина, и ХХ съезд КПСС, а отменена была лишь в 1962 году… К 1941 году германская пропагандистская машина вела активную радиоигру. Вещание подопечных Йозефа Геббельса велось более чем на трёх десятках языков и охватывало все регионы, которые считались либо союзническими, либо вражескими. Но на русском языке до 22 июня 1941 года немецкие радиостанции не вещали.

Во многом это, конечно, было связано с тем, что план войны против СССР предусматривал внезапность нападения и портить сложившиеся «дружеские» отношения немцы не хотели. С другой стороны, при определении сфер влияния германских радио-пропагандистов Россия просто выпадала как «неперспективная». Немцы считали, что в нашей стране преобладало так называемое проводное вещание, и приёмники, которые были способны принимать передачи с эфира, были весьма редкими. На самом деле, по некоторым данным, на руках в СССР было около 1,3 миллиона только зарегистрированных радиоприёмников, значительная ча сть из которых могла бы принимать передачи самых мощных немецких станций. Одной из них было постановление Совнаркома СССР от 29 сентября 1939 года «Об узлах проволочного вещания, трансляционных радиоточках и радиоприемниках».

За устройство и эксплуатацию «нелегальных» радиоустановок граждан надлежало штрафовать на сумму от 10 до 1000 рублей. Одной из причин этого была стрессовая ситуация в руководстве, а другой — то, что в начале войны передач немецкого радио на русском языке не велось. Более того, Геббельса переубедить не удалось никому, и официальное иновещание нацистской Германии оно к 1941 году работало более чем на 30 языках так и не стало организовывать русскоязычных программ. Работали только «чёрные», или, как сейчас модно говорить, «фейковые», радиостанции типа «Старая гвардия Ленина», замаскированные под подпольные. Но 25 июня 1941 года всё-таки вышло постановление Совнаркома СССР «О сдаче населением радиоприёмных и радиопередающих устройств».

Всем гражданам предписывалось в пятидневный срок до окончания войны сдать все радиоприёмники вплоть до простых детекторных, в организации Наркомата связи. Тем, кто сдал приёмники, выдавались расписки, по которым гипотетически можно было эти аппараты получить обратно. А за невыполнение требований постановления была введена уголовная ответственность. В документе не расшифровывалась её тяжесть, но такие фразы, как «Установить, что лица, не сдавшие в установленный срок свои радиоприёмники и передатчики, подлежат уголовной ответственности по закону военного времени. Возложить на органы Наркомвнудела и Государственной Безопасности наблюдение за выполнением населением настоящего постановления», говорили о многом.

С июля 1941 года вводился новый регламент прослушивания радиопередач советскими гражданами. Суть его была проста: «Разрешить учреждениям, предприятиям, радиоузлам, клубам, Ленинским уголкам и другим общественным организациям использование радиоприёмных установок исключительно для коллективного слушания радиопередач в строго определённые часы». В регионах постановление детализировалось. Горьковский обком, например, уже в самом начале войны уточнял процедуру организации коллективного прослушивания: «Все приёмники коллективного слушания подлежат обязательной регистрации в местных органах связи. На пунктах коллективного слушания выделяются ответственные лица за организацию слушания, которые дают органам связи подписку в том, что они знают правила пользования приёмником и отвечают за пользование приёмником по законам военного времени.

Пункты коллективного слушания устанавливаются лишь с согласия горкома райкома ВКП б. Организатор слушания, то есть ответственное лицо, давшее подписку, лично сам настраивает приёмник и всё время присутствует при слушании, не отлучаясь ни на минуту. После каждого слушания приёмник должен быть заперт и опечатан в отдельной комнате или отдельном шкафу». Понятное дело, по эфиру слушать можно было только отечественные радиостанции обычно одну центральную и одну местную. Обычные граждане у себя дома могли получать информацию например, извещение о воздушной тревоге с помощью обычного проводного вещания.

Квартирные радиоточки, или «чёрные тарелки», принимавшие сигнал по проводам, не изымались. Но вот далее в СССР произошло ослабление государственного контроля за распространением радиоприемников у населения. И вызвано это было не германизацией советского режима, а сугубо меркантильными обстоятельствами. Сейчас об этом в РФ особенно в дни празднования Дня Победы ох как не любят вспоминать, но самом конце войны, в СССР в массовом порядке хлынули импортные радиоприёмники, в том числе и высокого качества. Пункт 10 этого постановления предусматривал разрешение военным советам армий выдавать в качестве подарков красноармейцам, сержантам и офицерам различные бытовые товары, в том числе и радиоприёмники!

А вывезти аппараты можно было без проблем: последний, 17-й пункт постановления ГОКО звучал так: «Освободить военнослужащих, уволенных из Красной Армии, при переезде государственной границы от таможенного досмотра». По некоторым оценкам, в СССР после Великой Отечественной войны попало более миллиона только высококачественных эфирных радиоприёмников! Которых никто в ССР особенно и не стремился регистрировать! Некоторые из них спокойно принимали передачи на коротких волнах. Особой опасности в идеологическом плане это не представляло, поскольку радиостанции, вещавшие на русском, были немногочисленны, а содержание их первых передач, например, «Голоса Америки», начавшего вещание с 1947 года, было относительно лояльным и поэтому официальная реакция на все это в СССР была слабая.

Но в 1949 году обстановка кардинально изменилась и в СССР стали проводить активную антиамериканскую политику только после того, как наши учёные вышли на «финишную прямую» в создании атомной бомбы. Забавная история произошла тогда с книгой В. Минаева под громким названием «Американское гестапо». В ней на американском материале анализировалась деятельность американских же спецслужб. Отдел агитации и пропаганды ЦК был против публикации, поскольку считал, что значительная часть книги «основана на домыслах и измышлениях автора, поэтому не может служить разоблачению преступной деятельности американских разведывательных органов».

Об этом было доложено секретарю ЦК Михаилу Суслову. НО опять реакции не последовало и в 1950 году книга «Американское гестапо» была издана массовым тиражом, а потом неоднократно переиздавалась…. Он отмечал, что в 1947—1949 годах появились мощные радиостанции «Голос Америки» и Би-би-си, которые занимаются «злобной пропагандой». Предложение по борьбе с ней было простым: «Проникновение этой пропаганды в СССР облегчается тем, что наша промышленность выпускает радиоприёмники с короткими волнами, на которых легче всего достичь советского радиослушателя. Поэтому одной из первых мер для ограничения слушания капиталистических станций явится сокращение выпуска всеволновых радиоприёмников и резкое увеличение выпуска радиоприёмников только на длинных и средних волнах, на которые менее всего рассчитана работа американских станций».

Сказано — сделано! В нём говорилось о выпуске ламповых приёмников «Москвич» и «Салют» без коротковолнового диапазона. В 1949 году планировалось выпустить 110 штук этих аппаратов, а в 1950 году — 400 тысяч штук. Отметим, кстати, что идея выпуска приёмников без коротких волн родилась ещё в Германии, где уже с середины 1930-х годов начали выпускать массовые «народные приёмники» и «приёмники немецкого народного фронта», которые имели фиксированные настройки и не позволяли принимать зарубежные станции. В СССР регистрация радиоприёмников была отменена с 1 января 1962 года, но основной причиной её отмены было не то, что изменились какие-то идеологические постулаты, а банальная необходимость финансовых средств для развития радио и телевидения.

Тогда же, кстати, стали снова выпускать и всеволновые приёмники. Последний пункт постановления Совета министров СССР от 18 августа 1961 года сообщал, что «для покрытия расходов по организации радиовещания и телевидения» с 1 января 1962 года устанавливались надбавки к розничным ценам на радиоприёмники и телевизоры, соответственно на 15 и 20 процентов…. Но и это еще не окончание этой истории. Поэтому в США и ряж др. Советский же народ прослушивая в основном эти радиопередачи на коротких волнах быстро понял всю ценность «представляемой ему достоверной информации о реальной жизни в СССР» и такое прослушивание западных радиостанций как передач так и западной эстрадной музыки стало в СССР набирать невиданную популярность.

Идеологическое противостояние Востока и Запада в годы холодной войны сопровождалось радио подавлением. То, что во Всеобщей декларации прав человека именуется «свободным потоком информации сквозь государственные границы», СССР расценивал как «грубое вмешательство во внутренние дела страны и антисоветскую пропаганду». В области военной связи радио подавление впервые применили немецкие вооруженные силы в годы Первой мировой войны. И тут первенство в области глушения принадлежит Германии и Советскому Союзу. Так к концу 20-х Берлин блокировал радио Коминтерна.

В 1931 г. СССР глушил передачи Румынского радио. В 1937 г. В 1938 г. В 1940 г.

Советский Союз начал систематическое глушение радио Ватикана. В 1941-1945 г. Берлин передавал на волнах Москвы и Лондона короткие враждебные комментарии, на что последние отвечали тем же.

Новости Разное К 100-летию первого радиоконцерта К 100-летию первого радиоконцерта 16 сентября 2022 17 сентября 1922 года Михаилом Александровичем Бонч-Бруевичем был организован первый в Европе радиовещательный концерт из Москвы.

Профессор добивался не только четкой передачи речи, но и всех оттенков художественного музыкального воспроизведения звука. Пробные передачи по радио музыкальных произведений он проводил 22 и 27 мая 1922 года из студии Нижегородской лаборатории. Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте. В воскресенье, 17-го сентября, в 3 часа дня по декретному времени, на центральной радио-телефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт...

Далее сообщалось, что в программу концерта включены произведения Бородина, Глиэра, Чайковского, Римского-Корсакова, что по радио выступят известные певцы и музыканты. Прежде чем опубликовать это объявление, советским радиоспециалистам пришлось проделать огромную работу. В Нижегородской радиолаборатории был создан ламповый передатчик. Его мощность в радиотелефонном режиме — 12 киловатт — была рекордной, так как радиостанция в Нью-Йорке имела мощность всего в 1,5, а в Париже — 5 киловатт.

В мае и июне 1922 года из Нижнего Новгорода были переданы опытные программы концертов, затем передатчик перевезли в Москву, испытали его и вот 17-го сентября впервые зазвучали в эфире музыка и пение в исполнении выдающихся представителей искусств Н. Обуховой, скрипача профессора Б.

Электронный Кадастр Назовите год трансляции первого концерта по радио в России. Уже пытаюсь минут 15 в интернете найти, никак не могу. Вопрос о первой трансляции концерта по радио в России может быть крайне интересен для любителей музыки и истории радио. На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется довольно простым, однако, найти точную дату трансляции может оказаться достаточно сложным.

Информация на этот счет неоднозначна.

Когда был заложен фундамент главного здания МГУ? В тот год осенняя погода Стояла долго во дворе, Снег выпал только в январе…. Какого января выпал снег в том году?

Сколько этажей имеет МГУ? Сколько весит самая большая жаба? Почему нэцке первоначально служило пуговицей на конце тесьмы, к которой подвешивались личные вещи?

Когда радио «заговорило»

Обучение в этом «вузе» приравнивалось к заочному отделению, радиослушатели могли получить соответствующий диплом. Мощность ее была по тем временам фантастическая — 1200 киловатт. Страна была второй по числу радиоприемников — на четыре человека тогда приходилось по одному устройству. A fisherman and his family gather around a radio in their living room in Provincetown, Massachusetts. У одного из основателей русского футуризма Велимира Хлебникова в статье «Радио будущего» 1921 г. Насчет чародея и чарователя поэт предугадал верно. Радио в 20-е годы приобщало советских людей к культурным ценностям, открывая им доступ к вершинам культуры. С конца 1925 г. Тогда как в европейских странах и мечтать не могли о подобных передачах, там по радио звучал репертуар, рассчитанный на невзыскательного слушателя. В том же 1925 г.

Официальная дата рождения отечественного радиотеатра — 25 декабря 1925 г. В тот день станция им. Комитерна передала первую советскую радиопьесу «Вечер у Марии Волконской», подготовленную к 100-летию восстания декабристов. Вскоре в художественном вещании формируются два театральных направления: «Театр у микрофона» — трансляция со сцены драматического или музыкального театра; и спектакли, поставленные непосредственно в радиостудии по оригинальным сценариям. Благодаря литературно-художественному вещанию радио стало самым популярным видом досуга. В середине 1930-х гг. Говорит и поёт Москва! В этот день впервые прозвучали слова: «Слушайте! Говорит Москва!

Открывала первый в истории послереволюционной России радиоконцерт певица Надежда Обухова исполнением романса «Не искушай меня без нужды». В концерте также приняли участие артисты Большого академического театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, Василий Качалов и другие известные исполнители. Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке. Известна фраза В. Ленина, адресованная руководителю Нижегородской радиолаборатории, профессору М. Бонч-Бруевичу: «Газета без бумаги и без расстояний», которую вы создаете — будет великим делом! И все же, вождь имел ввиду радио именно как продолжение газеты, инструмент пропаганды, и не более того. Помните, чем отличалась страна в начале 20-х: безграмотностью, огромными размерами и плохими дорогами. Газету из Москвы в Ленинград можно было доставить на следующий день, а вот куда-нибудь за 200 км от Москвы — через неделю!

Регулярное «широковещание» было возложено в 1924 г. Основной формой общественно-политического вещания стали в это время радиогазеты. Затем — другие, которые практически дублировали названия печатных изданий: «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Красноармейская радиогазета», «Комсомольская правда по радио»… Вскоре счет на радиогазеты — центральные, окружные, краевые — пошел на сотни. Из-за недостатка в стране радиоприемников, прослушивание радиопередач чаще всего было коллективным, в клубах, актовых залах и на улице, где устанавливались рупоры-громкоговорители. Абонентский громкоговоритель серии «Рекорд-4». В технической документации он значился как абонентский громкоговоритель, однако народная молва переименовала его на свой лад: «радио», «тарелка». В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца. К тому же, простенький прибор был главным источником информации. Постановлением СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие почтовые отделения перед Победой 1945 года их честно вернули.

Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок». Они всю войну оставались висеть на стенах в квартирах, домах, избах, на уличных столбах. Граждане слушают выступление В.

Для ускорения начала регулярного вещания требовался мощный стимул, причем на государственном уровне. Таким стимулом стало постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях», согласно которому частным пользователям разрешалось иметь приемные радиоустройства, а радиолюбителям — конструировать радиоприемники. Кроме того, постановление стимулировало развертывание промышленной базы по выпуску радиовещательных приемников. Первая передача началась в 12 часов дня докладом «О роли В.

Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства».

Так, " Последние известия" решили провести репортаж " со дна моря". В Стрелецкой бухте под Севастополем поднимали суда, затонувшие во время Первой мировой войны. Все рассчитали и подготовили. Один микрофон надо было установить на борту баркаса, а два — поместить в скафандры водолаза и журналиста. Весь Союз должен был услышать, как водолаз работает на дне моря и как он поет популярную в то время песню " Нас побить, побить хотели... Но передачу отменили властью Севастопольского горкома партии: несмотря на то что водолаз был хороший и пел замечательно, в его анкете оказалось то ли " белое", то ли " черное пятно".

Нашли другого. Опять все отрепетировали. Передача не состоялась — на этот раз Радиокомитет обнаружил " пятна" в биографии журналиста. Наконец, кандидатов утвердили во всех инстанциях: журналиста назначили из местной газеты, водолаза — из числа орденоносцев. Опустили их под воду, включили микрофоны... Но на радио, как в цирке: номер должен быть исполнен. И репортаж из-под воды все-таки провели, правда, из какого-то подмосковного пруда.

Зато водолаз был настоящим героем, отличившимся на эпроновских работах чуть ли не в Ледовитом океане. А как совместились эти два водоема в одной передаче — неизвестно, эфирная папка не сохранилась, текст передачи восстановить невозможно. Но сохранился протокол обсуждения этого происшествия в кабинете у П. Керженцева, назначенного руководителем Радиокомитета. Обсудив и осудив " безобразную работу по подготовке столь ответственных передач", Платон Михайлович завершил разговор: " Конечно, нам не надо придумывать героев, их сколько угодно. Нам надо только правильно их выбирать, но при всех обстоятельствах, если уж мы обещали народу, то человека надо выдать, даже если придется подчинить этому какие-нибудь реальные обстоятельства; слушателей огорчать и разочаровывать нельзя". Вот так и возводилась в эфире стена, отделяющая подлинную жизнь от скорректированной стремлением получше выполнить партийные директивы и желанием не огорчать слушателя...

С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные. Эвакуация радиостанций из Москвы потребовала полного перевода Центрального вещания на короткие волны. Центральное вещание перешло от трех программ к одной.

В этот день впервые прозвучали слова: «Слушайте! Говорит Москва! В концерте также приняли участие артисты Большого академического театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, Василий Качалов и другие известные исполнители.

Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке. Для ускорения начала регулярного вещания требовался мощный стимул, причем на государственном уровне.

Первый трансатлантический «воздушный мост»

  • 17 сентября в 1934 году в Москве состоялся первый радиоконцерт - День в истории
  • В Москве состоялся первый радиоконцерт 2024
  • Как работал радиоприемник Попова - Инфографика ТАСС
  • Первая трансляция с Шаболовки | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Прозвучала первая музыкальная радиопередача
  • Становление радиопрограмм (1921–1927)

Глава 1. История отечественного радиовещания

Владимир Про — первый диктор 23 февраля 1923 — первый концерт в советском эфире. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты. Роза Иоффе — знаменитый радиорежиссёр того времени. До этого Чичерин решил обменяться информацией с Германией 1929 — пуск радиостанции ВЦСПС мощностью 100 kW 1931 — региональное вещание, при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радио 1933 — пуск радиостанции им.

Когда был заложен фундамент главного здания МГУ? В тот год осенняя погода Стояла долго во дворе, Снег выпал только в январе….

Какого января выпал снег в том году? Сколько этажей имеет МГУ? Сколько весит самая большая жаба? Почему нэцке первоначально служило пуговицей на конце тесьмы, к которой подвешивались личные вещи?

Рыбкин отправился на "станцию отправления"...

До тех пор более десятка изобретателей и учёных вместе двигались к заветной цели, используя и улучшая аппаратуру, построенную коллегами и не обвиняя друг друга в плагиате. Также поступил и Маркони, в основе прибора которого лежали элементы, придуманные Герцем, Лоджем, Бранли и — в большой степени — Поповым. Это дало основания русскому изобретателю и его сторонникам заявить о своих претензиях к итальянцу. Весь 1897-й год был посвящён пропаганде этой идеи. Справедливости ради стоит отметить, что патент, из-за которого и разгорелся спор, был выдан Маркони в Англии.

Патентные ведомства в других европейских странах ему отказали. Да и британцы признавали приоритет Маркони лишь в «усовершенствовании в передаче электрических импульсов и сигналов на расстояние и в аппаратуре для этого».

Это было неожиданностью даже для космонавтов! И вспомним, что происходило сегодня в башкирской столице.

Наверное, всем уфимцам знаком сад Аксакова на ул. В 19 веке здесь находился прекрасный парк с каруселями, буфетом и знаменитым летним театром, который долгие годы был центром культурной жизни города. И вот невиданное до сих пор зрелище случилось в этот день 1899 года. По всей Уфе были расклеены афиши.

Радио значит так много. Передачи петербуржцы слушают уже 90 лет

Световые и индукционные системы с их ограниченной дальностью уже никем не принималась всерьез. Знаменитый символ "S" перелетевший океан в одночасье сделал устаревшими все "негерцевские" системы связи. Именно в этом контексте новые отряды исследователей начали искать пути передачи речи по эфиру. Технологическим ограничением, которое также на какое-то время задержало переход к голосовой связи, был приемник. Для приема точек и тире кода Морзе в системе Маркони использовался когерер, который начинал проводить ток, подобно выключателю, при приеме электромагнитных импульсов. Когерер идеальным образом подходил для импульсов, но, к сожалению, не обладал достаточным быстродействием для приема сигналов звуковой частоты. Когерер не позволял приемнику "слышать" голос, а это являлось серьезным техническим препятствием к развитию радиотелефона.

Для голоса были необходимы новые изобретения. И они не замедлили появиться. Наиболее удачным из подобных систем был "фотофон" представленный в 1878 Александром Беллом. В дальнейшем эта система, названная Беллом "радиофон", была улучшена и в 1904 демонстрировалась на выставке в Сент-Луи штат Луизиана. Хотя изобретение привлекло повышенное внимание, в дальнейшем не нашло практического применения. Интересно отметить, что в названии устройства Белла использовалось слово "радио".

Его Белла метод мерцающих лучей прожектора может применяться для передачи человеческой речи и других звуков. Лучи света будут нести на многие мили все нюансы, все интонации голоса, оркестровую музыку, строчки песен. С помощью радиофона появляется возможность преобразования электрических огней в речь или музыку. Конечно, в этой газетной выдержке прослеживается определенный субъективизм по отношению к авторитету Белла, но, тем не менее, из нее видно, что нужно массам. Это ли не намек на скорое рождение радиовещания? Впрочем Белл не был столь претенциозен и предлагал свое устройство как… беспроводное дополнение к проводному телефону — что-то наподобие современных домашних беспроводных телефонов.

Другие ученые также работали над разновидностями телефонной связи с помощью света, используя в качестве источника электрическую дугу. Вплотную приблизившись к принципам дуги Поулсена, в 1897 профессор Саймон Simon обнаружил, что яркость свечения дуги изменяется при подаче в цепь ее питания напряжения с телефонного аппарата. Он высказал идею, что дуга, модулированная речью, может использоваться в качестве источника света в лучевом телефоне. Вполне вероятно, что именно эта идея навела Белла на мысль применить электрическую дугу в своих разработках. Примерно в то же время немецкий изобретатель Эрнст Румер Ernst Ruhmer оборудовал несколько военно-морских судов своей версией светового телефона. Ограниченные возможности дальность, зависимость от погодных и световых условий вскоре привели к прекращению развития световых устройств, и дали дополнительный импульс развитию радиотелефонии.

Это произойдет уже очень скоро. Если отступить к истории, то можно дойти до 1895 года, тогда проходило заседание Физико-химического общества. На нем российский физик Александр Попов представил присутствующим беспроводную удаленную регистрацию электромагнитных колебаний от удара молнии на собственноручно собранный приёмник. Радиосистема вполне годилась для передачи информационных сигналов. Попов к этому моменту собрал приемник, который по идее должен осуществлять беспроводную передачу сигналов. В качестве передатчика Александр использовал вибратор Герца, вибратор возбуждался от катушки Румкорфа.

На судьбу гениального ученого пришлось слишком много несчастий. Он почти полностью потерял слух в 9 лет. Его преследовали болезни и нищета, коллеги не понимали его, он болел раком мозга, но смог его победить. Ученый прожил 78 лет. Врачи, вскрыв мозг Циолковского после смерти, обнаружили, что рак отступил! А еще, быть может, именно космические существа помогли ему сделать невероятные открытия.

Таким стимулом стало постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях», согласно которому частным пользователям разрешалось иметь приемные радиоустройства, а радиолюбителям — конструировать радиоприемники. Кроме того, постановление стимулировало развертывание промышленной базы по выпуску радиовещательных приемников. Первая передача началась в 12 часов дня докладом «О роли В. Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства». Затем строитель радиостанции А.

Человеческий голос

  • 7 первых шагов радио в России - Русская семерка
  • Прозвучала первая музыкальная радиопередача
  • Основные этапы развитие радио в россии.
  • 17 сентября в 1934 году в Москве состоялся первый радиоконцерт

Появления музыкальных радиопередач.

"Радио РОКС" получило первые FM-частоты для трансляции в Ленинграде (102,0 МГц), Москве (103,0 МГц), Риге (102,7 МГц) и Киеве (104,0 МГц). Эфирную и продакшн-студии "Радио РОКС" в первое время арендовало у радиостанции Radio Oslo. РАДИО РОКС. далее. 27 февраля 1919 года в 10 ч. 02 мин. и в 11 ч. 08 мин. по среднеевропейскому времени по радио вместо сигналов азбуки Морзе был передан человеческий голос. Обычно, вспоминая дату 17 сентября 1922 года, говорят, что в этот день в СССР состоялся первый рад.

Практическая работа №1

Радио 1920 года. Первая радиостанция в России. «Выполнить волю вождя»: 100 лет голосовому радио. «Центральной радио-телефонной станцией разослана следующая радиограмма. История радиовещания в России — История радиовещания описывает события, связанные с историей радиовещания Содержание 1 Предыстория 2 История радиовещания в России 3 См. также 4 Ссылки Предыстория Основная статья: Хронология радио 1877 — Эдисон создал.

Самое популярное

  • В Москве состоялся первый радиоконцерт
  • История отечественного радиовещания
  • Радиовещание в России: как это было?
  • Смотрите также
  • Становление радиопрограмм (1921–1927)
  • Первый радиоконцерт в Москве

17 сентября в 1934 году в Москве состоялся первый радиоконцерт

Второй канал авторской песни — российское общественное объединение, зародившееся в середине 1990-х в рамках движения авторской песни. Поначалу объединение называлось «Второй канал Грушинского фестиваля» и ставило целью создать альтернативу основному направлению Самарского песенного фестиваля памяти В. Грушина, в котором, по мнению организаторов «Второго канала», наблюдались засилие коммерции и попсы, утрата основных принципов, лежащих в основе жанра авторской песни. Второй канал Грушинского фестиваля... Участники фестиваля — российские и зарубежные популярные исполнители 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Особенностью фестиваля является то, что ежегодно в нём выступают не только действующие, но и воссоединяются... Первый сборник «Волшебный яд любви» был выпущен в 1989 году.

Фестиваль документального кино в Амстердаме IDFA — ежегодный международный фестиваль документального кино. Билингва — московский литературный кафе-клуб, существовавший в Кривоколенном переулке с 2003 по 2013 год. Филофония, в отличие от меломании, характеризуется акцентом на поиске, хранении и каталогизации музыки, нежели на её творческих особенностях. Основан на одноимённом романе Льва Толстого. Премьера состоялась 8 октября 2016 года в театре «Московская оперетта», Москва, Россия. Известно также как «областное радио», преемник традиций 85-летнего вещания в Новгородской области.

Выходит на волне УКВ 71,39. Основу эфира составляют хиты российской и зарубежной эстрады в формате от 90-х до наших дней. Изначальный формат: круглосуточное информационное вещание с регулярными 15-минутными выпусками новостей. Передача транслировалась в субботу вечером, в театре-варьете Фридрихштадт-паласт, с 1977 также в Берлинском Дворце республики, в Городских концертных залах Котбуса и Карл-Маркс-Штадта, Дворце культуры города Гера. В год, как правило, выходило... Главный редактор — Черенков Михаил Валерьевич.

Радио России Ностальжи — FM-радиостанция, существовавшая в московском эфире на частоте 100. Была российской версией радиостанции «Nostalgie», изначально созданной 16 сентября 1983 года во Франции. Также вещала под названиями «Открытое радио 2х2», с 1998 до 1999 — Открытое радио «Романтика», затем было возвращено первоначальное название. Как отмечала Ксения Привалова: «радиостанция за десять лет меняла так много коллективов, так много форматов, что называть её в полной мере одной радиостанцией, которая однажды выбрала... Адрес радиостанции — 127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12а м.

Её сеть включает в себя более 1300 городов России и других стран. В эфире радио «Книга» звучат литературные произведения: аудиокниги из Гостелерадиофонда, записи новелл, эссе, исторических и литературных анекдотов, фельетонов, интервью.

Другие требования возникали позже, с появлением новых видов передач". Именно в этот период возникла теория "дикторского единообразия", требующая от чтеца радиогазеты максимальной интонационной скупости, любое выражение диктором личного отношения к содержанию радиосообщения посредством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялось грубым нарушением профессиональной этики. Турину содержится категорическое требование о "снятии женских голосов с передачи. Эти голоса не подходят Для чтения газетного материала... Исключением может явиться чтица, у которой приятный низкий голос, похожий на мужской". Итак, уже на первом этапе существования радиогазет появились две противоборствующие тенденции их развития; с одной стороны, "концерт из документов" и как следствие — стремление к яркой эмоциональной окраске текста; с другой — отказ от каких бы то ни было драматургических композиционных построений и соответствующая этому интонационная скупость. Адаптация литературных текстов на радио во многих случаях предполагала не только изменение их структуры с целью наилучшего восприятия на слух — следовало придать им такие черты устной словесности, которые соответствовали бы речевому этикету трибунно-митингового обращения к аудитории; иначе говоря, переработка текстов шла с учетом не просто слухового, но коллективного восприятия радиосообщения. Это соответствовало задаче "установки радиоприемников для массового слушателя, в первую очередь громкоговорителей в рабочих клубах, домах крестьянина и избах-читальнях".

Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. Уточним, что в это понятие мы вкладываем представление о трансляционных программах всех направлений как общественно-политического, так и музыкально-эстетического содержания. В профессиональном арго по отношению к этому виду передач укоренился термин "прямая трансляция", подчеркивающий их первое основное видовое отличие от других радиопередач: "совместность по времени"с событием, о котором они рассказывают. Как правило, продолжительность прямых трансляций в начальный период массового вещания совпадала с продолжительностью самого события. Второе обязательное видовое отличие событийных трансляций — внестудийность, то есть местом непосредственного рождения радиосообщения являлись не студия радио, а аудитория собрания, театральный или концертный зал или вообще открытое уличное пространство. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: — общественно-политические; — просветительские; — развлекательные. Разумеется, в структуре конкретной передачи эти три направления часто существовали во взаимном проникновении, соотносясь как части целого. По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: — радиособрания; — радиолекции; — радиоконцерты. Событийные трансляции имели ярко выраженную агитационную направленность, имитируя вовлечение масс слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической и культурной жизни страны. А радиособрания и радиопереклички, появившиеся в эфире в конце 1924 — начале 1925 года, привлекали возможностью установления эмоционального контакта информационного канала и аудитории.

Радио перестает быть новинкой... Он утверждал необходимость "перенести микрофон из студии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съездов и т. Участники вечеров, концертов и т. Радиослушатели будут психологически более спаяны с тем, что происходит у микрофона. Аудитория будет лишена специфической замкнутости". Этот диспут полностью транслировался по радио из Большой аудитории Политехнического музея. Любович подчеркивал важность звуковых атрибутов трансляционных форм для создания эмоциональной атмосферы вещания. Идеологические постулаты, разумеется, мешали, но еще не опровергали реальную практику: «За границей, частично в Англии, — ежедневные трансляции из ресторанов, — говорил А. Так же и передача боя часов Вестминстерского аббатства переносит нас на ночную лондонскую площадь... Мы, при нашем многообразии жизни, должны "перенести микрофоны в жизнь, приблизиться к ней"».

Едва ли не важнейшую свою задачу сотрудники акционерного общества "Радиопередача" видели в использовании "всех возможностей трансляционной связи своего центрального узла по Никольской, 3, со всеми театрами, концертными залами, университетами". Возможность одновременного выхода в эфир из разных городов стимулировала появление радиоперекличек. Само это слово быстро и прочно вошло в лексикон; форма радиоперекличек показалась чрезвычайно перспективной. Драматургическое начало прослеживается и в эстетических трансляциях радио, в радиолекциях по проблемам литературы и искусства. Декларируя программу музыкального широковещания, его редакторы и организаторы в 1925 году писали в коллективной статье: "Уместны, даже необходимы цикловые исторические концерты с краткими, сжатыми пояснениями и широкими музыкальными программами, исчерпывающе охватывающими тот или иной период того или иного композитора, с попутной характеристикой эпохи, в которой композитор жил. В обслуживании всех праздников — одна из ударных задач широковещания... Как развлечение — здоровый смех, отдых от серьезных программ нужны рабочему особенно — мы предлагаем серию популярных концертов, где будет уделено время и бытовому рассказу, и народному инструменту, и частушке". Успех сопутствовал радиоконцертам с самого первого появления их в эфире. Особенной популярностью пользовались выступления мастеров искусств в так называемых "краснокалендарных концертах", программа которых строилась как монтаж музыкальных номеров и коротких комментариев. Такие концерты предназначались для слушания на улицах, прямо во время демонстраций и гуляний.

С 1924 года при Наркомпочтеле Народный комиссариат почт и телеграфов работала инициативная группа, называвшая себя "Радиомузыкой". Ее целью было определение оптимальных условий для передачи музыкальных программ из студии. Путем экспериментов группа выясняла достоинства того или иного типа микрофонов, наилучшее расположение артистов в студии, условия лучшего звучания оркестра и отдельных инструментов через микрофон из помещения, не приспособленного специально для исполнения музыкальных произведений, и т. Результаты исследований группы "Радиомузыка", а также аналогичные работы специалистов музыкального отдела "Радиопередача", включавшие анализ почты радиослушателей, сформировали мнение о том, что при существовавшем уровне технической оснащенности трансляции музыкальных концертов и спектаклей из театров и специально предназначенных залов значительно более совершенны и перспективны. Безусловно большое воздействие на процесс исследования оказали письма радиослушателей, которые стали приходить в адрес редакций радио и газет после радиопонедельников — трансляций концертов мастеров искусств из Большого театра. Они начались 8 сентября 1924 года и быстро стали традиционными. В них принимали участие виднейшие певцы, музыканты, драматические артисты; выступления мастеров искусств предварялись короткими лекциями наркома просвещения A. Луначарского, известных литературоведов и критиков, говоривших о роли радио в культурном строительстве. По свидетельству многих артистов, участие в радиопонедельниках, то есть выступление в привычной им обстановке, привлекало их гораздо больше, чем концерт в студии. Это крайне субъективное на первый взгляд мнение, однако, следовало учитывать.

Такой фактор, как "привычность" условий творчества, имел огромное значение. Микрофон же был непривычен, более того, он часто вызывал процесс психологического "торможения" у актера. По меткому выражению актера В. Герцика, ставшего позже известным диктором, "черная коробочка микрофона казалась глубоким колодцем, в котором исчезали неизвестно куда улетавшие слова... Театральный спектакль, будь то драма, опера или оперетта, рождается и живет в прямой зависимости от реакции зрителей — это истина и для учеников Станиславского, и для актеров Таирова, и для школы Мейерхольда, и для представителей любого направления в искусстве. Впервые проведенный 12 декабря 1924 года опыт трансляции концерта симфонического оркестра из Колонного зала Дома союзов утвердил и многих музыкантов во мнении, что "на публике" оркестр звучит лучше. К такому, возможно субъективному, выводу следует присовокупить и объективное суждение о том, что по акустическим данным Колонный зал Дома союзов значительно превосходит студийное помещение. Необходимо было решить техническую задачу наиболее объемной передачи звука из помещения, где происходил концерт, с тем чтобы добиться минимального вмешательства посторонних шумов в музыкальную ткань исполняемого произведения. Эту сложнейшую техническую и акустическую проблему после ряда экспериментов в зале Большого театра, Колонном зале Дома союзов и Большом зале Московской консерватории блестяще разрешила группа инженеров и музыкантов во главе с А. Минцем — будущим академиком, одним из крупнейших в мире специалистов в области радиотехники.

Была разработана схема установки параллельно работающих микрофонов до шести одновременно ; при этом создавалась возможность автономно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого микрофона. Так родилось микширование — техническое и художественное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в процессе не фиксируемой на пленку передачи. С конца 1925 года музыкальные трансляции становятся постоянными и регулярными на всех существовавших тогда каналах советского радиовещания. Словесные пояснения непременно сопутствовали музыке. Принцип композиционного построения радиоконцертов определил профессор С. Богуславский, приглашенный руководить их организацией и проведением: "Построение программы по комплексному методу то есть методу объединения программ на одном тематическом стержне кажется нам перспективным. Этот комплексный метод объединит задачи политические и культурно-просветительские с художественным воспитанием масс". Большое место в вещательных программах в этот период занимают оперные трансляции. На первый взгляд это может показаться странным: оперные произведения всегда относились к категории достаточно элитарного искусства, обращенного к небольшой части аудитории — эстетически наиболее образованной. Однако на практике выяснилось, что этот вид театрального спектакля ориентирован прежде всего на аудиослушание, а не на зрительное восприятие, что оперные сюжеты, как правило, достаточно примитивны по крайней мере, по сравнению с сюжетами драматических спектаклей и оперная музыка, как замечают многие специалисты, достаточно иллюстративна, то есть обрисовывает ход действий, характеры участников и т.

Эта точка зрения помогает объяснить феномен программирования радиопередач середины 20-х годов. Он заключается в том, что трансляции опер составляли большую часть содержания радиоконцертов, причем малограмотная и эстетически малоразвитая аудитория высказывала по этому поводу очевидное удовлетворение. Еще один род программ, появление которого относится также к начальному периоду массового вещания, — передачи радиотеатра. Уже в 1925—1927 годах мы встречаемся с оригинальной радиодрамой, инсценировкой литературного произведения, фольклорным спектаклем и даже с попыткой жанра, который сегодня носит название "драма с открытым финалом" и относится, как правило, к направлению, именуемому политическим радиотеатром. В художественном вещании формируются два театральных направления. В отличие от него спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сценариям, написанным специально для радио, или по инсценировке литературных произведений а иногда и на основе традиционных театральных пьес , относятся к другому направлению вещания, получившему название "радиотеатр". Это деление принципиально важно, ибо помогает избежать довольно часто встречающейся путаницы. Уже первые сезоны "Театра у микрофона" включали представления весьма разнообразные, привлекательные и значительные: "Любовь Яровая" К. Тренева из зала Малого театра с участием В. Пашенной, "Бронепоезд 14-69" Вс.

Иванова из Художественного театра 1928 с В. Качаловым и Н. Баталовым, вахтанговская постановка "Разлома" Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Эпизодичность выступлений московских театральных коллективов у микрофона постепенно сменялась систематической работой их в радиостудии. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра — 25 декабря 1925 года. В этот вечер станция имени Коминтерна передала первую советскую радиопьесу "Вечер у Марии Волконской", подготовленную к 100-летию восстания декабристов на Сенатской площади. В основе пьесы — "Записки княгини М. Сюжетная канва — разговоры за чаем в ссыльном доме Волконской перед ее отъездом на новое место поселения.

Впереди было неизвестно и тревожно. Звучит голос героини: "В это время прошел слух, что комендант строит в шестистах верстах от нас громадную тюрьму с отделением без окон; это нас очень огорчало... Место действия в пьесе все время меняется; сюжет движется параллельно: в ссылке и в Петербурге, сегодня и в прошлом, когда "молодые генералы двенадцатого года" еще только собирались поднять свой голос и свои войска против царя. В этом спектакле было много самой разной музыки — от "вальса Грибоедова" до марша лейб-гвардии Его Величества Измайловского полка и от пасторальной баркаролы до сухого треска барабанов, сопровождавшего издевательски-любезный голос Николая I. Вторая премьера отечественного радиотеатра называлась "Люлли-музыкант" по оригинальной радиопьесе Г. Поляновского и, как следует из заглавия, была посвящена жизни и творчеству знаменитого французского композитора XVII века. Сын итальянского мельника, 14 лет от роду он был привезен герцогом де Гизом в Париж и пристроен ко двору мадам Монпансье слугой. Но быстро обратил на себя внимание музыкальными способностями. Его обучили скрипке, органу, композиции, и он стал сначала придворным скрипачом Людовика XFV, а затем — руководителем придворного оркестра "16 скрипок короля". Он танцевал, сочинял, режиссировал, и в истории мировой культуры его имя осталось как имя основоположника французской оперы.

В распоряжении автора радиопьесы было не так уж много документальных материалов, хотя о Люлли написано немало. И стремление Г. Поляновского сосредоточить внимание если не преимущественно, то в равной степени и на слове, и на музыке подчеркивает преемственность спектакля "Люлли-музыкант" от описанных уже "комплексных радиоконцертов". И "Вечер у Марии Волконской", и "Люлли-музыкант", имея в сути своей драматургическую основу, по форме выражения обладали еще одним важным признаком мелодекламационной композиции: в обоих спектаклях отсутствовало какое-либо шумовое оформление даже на элементарно бытовом уровне. Герои появлялись "из ниоткуда", комнаты были лишены дверей, лестницы — ступенек, лошади двигались бесшумно, и даже река Неман в весеннем половодье, в пору ледохода, как, впрочем, и водопад в Альпах, не рождали ни звуков, ни шорохов. В этой ватной студийной тишине актеры волей-неволей сбивались на излишне подчеркнутую риторику и менторско-лекторские интонации. Для того чтобы избавиться от них, им нужны были хотя бы признаки звуковой атмосферы действия. И они очень скоро появились. Уже через год на радио начались репетиции инсценировки повести Б. Лавренева "Ветер, или Повесть о веселых днях Василия Гулявина" вышла в эфир в 1927 году.

В этом спектакле была разработана и реализована разумеется, театральными, имитационными средствами многослойная звуковая партитура. С этого момента начинается новый период в развитии радиовещания — очень быстрое освоение выразительных эстетических и технических возможностей радиоискусства. Правомерно отметить, что интерес к этой работе проявляли многие выдающиеся мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена оставался немым. Радио тоталитарного государства 1928—1941 1928 год по праву можно считать переломным в истории радио, обозначившим начало нового периода в развитии массового вещания. В июле 1928 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О реорганизации радиовещания", которым акционерное общество "Радиопередача" было ликвидировано, а организация и управление всем делом радиовещания на территории СССР возложены на Народный комиссариат почт и телеграфов Наркомпочтель. Вот эту управленческую структуру обычно и называли "Радиокомитет". Все вопросы развития радио постепенно были взяты под эгиду государственной власти. Становилось реальностью составление единого плана радиофикации страны, менялась система руководства и организации подготовки программ. Смысл этих перемен журнал "Радиослушатель", начавший выходить в 1928 году, обозначил в статье "На новом пути" как переход "к наиболее интересной, живой и разнообразной форме пропаганды... Это значит — изыскать и применить новые формы общественно-политического, культурного и художественного радиовещания рабоче-крестьянский университет по радио, радиотеатр и т.

Еще 17 октября 1928 года ЦК ВКП б направил в адрес местных партийных организаций циркулярное письмо, в котором потребовал усилить внимание к проблемам радио, так как, указано в письме, его роль "значительно увеличивается не только в области техники, но и в области политической". В этом же году вступает в строй мощная радиостанция ВЦСПС, переоборудуется радиостанция "Большой Коминтерн", в Ленинграде открывается студия Ленинградского радиовещательного узла. В Москве происходит освоение ряда радиовещательных студий в здании Центрального телеграфа; в течение всего года впервые происходит практическая реализация постановления ЦИК и СНК СССР, предоставляющего радиоорганизациям право устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах без особой платы за трансляцию. С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания, зафиксировавшая дифференциацию вещания в зависимости от классовой и возрастной принадлежности разных групп слушателей. После первой радиопереклички городов 7 ноября 1928 года Москва—Ленинград—Минск—Баку—Тбилиси широкое распространение получают радиопереклички соревнующихся районов, городов, заводов. Как показывают исследования, "начиная с 1928 года неуклонно растет удельный вес радиорепортажа", меняется характер комментированных трансляций: из залов съездов, конференций, собраний микрофон перемещается на стройки, заводы и в рабочие клубы, дополняя эфир "трансляциями жизни". Наконец, в 1928 году серьезным изменениям подвергаются программы радиотеатра: появляется цикл радиоспектаклей, в которых уже в комплексе используются выразительные средства радио. Таким образом, налицо не просто ряд разнородных событий, но система явлений, характеризующих важные изменения, происшедшие во всех аспектах организации и практики вещания: социально-правовом, техническом, организационном, программном и т. Однако все приведенные факты — лишь внешнее выражение тех главных изменений в деятельности радио, которые открытым текстом никак не декларировались. Политические перемены в стране, утверждение режима абсолютной власти И.

Сталина подразумевали не только запредельную концентрацию законодательных и исполнительных функций в руках диктатора и его ближайших сподвижников, но и практическое утверждение карательного метода как основной формы организации масс. Вполне естественно, что потребовался жесточайший контроль за деятельностью всех средств массовой информации, в том числе и радио. Если контроль за прессой был налажен давно, то в силу чисто субъективных причин Сталин поначалу всерьез радио не воспринимал — этот канал массовой коммуникации контролировался значительно слабее. Теперь пришло время заняться и им. Впрочем, следует вспомнить, что первые попытки идеологически и тематически ограничить возможности радиоканала были предприняты задолго до 1928 года. Еще в 1921 году в эпоху пробных вещательных экспериментов и использования радиотелеграфа для передачи и тиражирования информации появился документ — приказ по РОСТА, где говорилось, что "за сознательно или несознательно курсив наш. В декабре 1925 года Радиокомиссия Агитпропа ЦК ВКП б принимает решение о "немедленном контроле радиовещания" со стороны органов Главлита и Политконтроля ГПУ и введении специальной инструкции, регламентирующей эту работу. Главный комитет по делам печати в целях объединения всех родов цензуры, существующих в России Главлит был учрежден Совнаркомом в 1922 году, а в феврале 1923 года появился "Репертком при Главлите", на который возлагался контроль за работой театра, музыкальных учреждений, кино и любых других зрелищных предприятий. Каменев подписал документ о типовом составе любого Комитета по контролю за репертуаром. Он должен был состоять из трех человек: два назначались Наркомпросом от Главлита и Главполитпросвета , а третий — ГПУ.

Карательное ведомство получило по статусу право первого и решающего голоса при обсуждении любых цензурных вопросов. Пункт 6 этого же постановления гласил: "Наблюдение за проведением в жизнь постановлений Комитета возлагается на органы ГПУ". Дошел черед и до радио. Акционерное общество "Радиопередача" практически игнорировало цензурные рекомендации ЦК ВКП б , полученные в декабре 1925 года. Наркомпрос устраивает несколько обсуждений радиовещания. В частности, 30 ноября 1926 года Н. Крупская докладывает на коллегии Наркомпроса проект "Об установлении контроля над вечерами развлечений, передаваемыми по радио" с категорическим указанием: "Часто то, что может быть допущено к исполнению в других местах, Должно быть запрещено к передаче по радио". А 10 января 1927 года было принято постановление ЦК ВКП б "О руководстве радиовещанием", где в пункте 2 сказано: "Установить обязательный и предварительный просмотр партко-митетами планов и программ всех радиопередач"; пункт 4 вообще звучит как военная директива: "Принять меры к обеспечению охраны микрофонов, с тем чтобы всякая передача по радио Происходила только с ведома и согласия ответственного руководителя" это кроме обычной цензуры. Еще через год акционерное общество "Радиопередача" было ликвидировано. К этому времени Сталин лично занялся стратегией массового вещания.

База для страха была заложена. Рамки нашей темы не позволяют остановиться на том, как этот страх последовательно и настойчиво внедрялся в сознание работников радиовещания всех профессий и степеней. Отметим лишь, что в описываемый нами период идеологический контроль касался главным образом содержания программ и практически не распространялся на область формальных поисков выразительности. Не стоит забывать и еще одно важное обстоятельство: в начале исследуемого периода, в самой активной его фазе — 1928—1932 годах, еще не проявляли себя в полной мере те закономерности, которые стали очевидны после известного постановления "О перестройке литературно-художественных организаций" 1932. Поиск интересных форм вещания пока еще поощрялся. Выпуски новостей передавались по радио четыре раза в день: утром — оперативная информация из газет, в полдень — новости дня, вечером — подборки сообщений в "Рабочей радиогазете", поздно вечером — хроника дня и наиболее интересные факты из завтрашних газет. По воскресеньям радио давало краткий политический обзор событий за неделю. По радио шли также своеобразные радиохроники, которые знакомили с работой отдельных предприятий, учреждений, описывали примечательные места. Это были первые зарисовки, которые трудно назвать репортажами с места события. Но требованиям жанра зарисовки они отвечали вполне.

От обычной информации их отличала большая изобретательность в изложении новостей, от репортажа — отсутствие свободного и документально трактованного изложения факта в момент его свершения. Возникновение радиорепортажа в 1928 году связано с появлением в информационных программах, особенно в так называемых "трансляциях из жизни", фигуры журналиста, комментирующего события. Передача по радио интересных и значительных явлений и событий требовала пояснений, индивидуальной окраски в оценке фактов, убедительной интонации. Роль такого журналиста была особенно значительной в "актуальных передачах", где было важно подметить тонкие детали, внести элемент живого и непосредственного рассказа. В начале 30-х годов в составе радиокомитета организуется редакция "Актуальная передача", позднее реорганизованная в редакцию "Последние известия". На нее была возложена обязанность поддерживать высокий уровень агитационно-пропагандистской обработки населения. Сектор внестудийных передач, организованный в это время также в структуре ВРК, обеспечивал наиболее сенсационные репортажи для выпуска "Последних известий": из Арктики — о ходе операции по спасению челюскинцев группы полярников, оказавшихся на льдине после катастрофы ледокола "Челюскин" , из-под земли — со строительства метро. Начиная с 1930 года в СССР проводились опыты звукозаписи оптическим способом. Отныне в эфир шли не только прямые, но и записанные на кинопленку передачи. Сейчас трудно даже представить, что до этого года ту или иную передачу можно было услышать только один раз, а "звуковой сокровищницы" и вовсе не было если не считать грампластинок.

Но вот в августе 1931 года на улицах Москвы появились афиши, возвещавшие о том, что впервые в нашей стране будет звучать документальный радиофильм "Реконструкция железнодорожного транспорта". Радиофильм — это форма, рожденная новыми техническими возможностями радио. Между радиофильмами конца 20-х и начала 30-х годов есть не только много общего, но и принципиальные различия. Радиофильмы 20-х годов, подготовленные ленинградскими журналистами, внутренне тяготели к радиотеатру, к художественному раскрытию действительности. Каждый из них — это лента звуковых кадров; акустическая палитра еще очень бедна, она ограничена звукоимитацией, закрепить удачное звучание на пленке пока нет возможности. Радиофильм строится по законам сюжетно-игровой драматургии. Иное дело — радиофильм "Реконструкция железнодорожного транспорта", переданный Московским радио 30 августа 1931 года режиссер B. Гейман, один из старейших режиссеров советского радио. Запись фрагментов для радиофильма проводилась во время Всесоюзного съезда железнодорожников в столице и на местах. Этот хроникальный материал, фиксированный на пленку, был использован в качестве документа.

Естественно, разработка общего строения радиофильма осуществлялась не по законам игровой драматургии, но с использованием таких выразительных средств, как монтаж, контрастные сопоставления, смена ритмов и т. Вместе с тем надо отметить, что между игровым и документальным радиофильмом много общего. Звукозапись способствовала зарождению не только документальной журналистики особенно такого жанра, как радиоочерк , но и документально-игровой радиодраматургии. В 1928 году был создан Рабоче-крестьянский университет по радио. Сначала он состоял из трех факультетов — общеобразовательного, антирелигиозного и кооперативного, а затем возникло еще два — педагогический и сельскохозяйственный. В 1929 году радиоуниверситетов насчитывалось уже значительно больше — рабочий, крестьянский, коммунистический для партийного актива , комсомольский. По радио систематически передавались уроки иностранных языков. Десятки миллионов людей стремились с помощью радио овладеть достижениями науки, техники и культуры. Но следовало учитывать, что жили они в разных производственных и бытовых условиях и имели разный уровень подготовки. Поэтому массовость общеобразовательной работы по радио сочеталась с дифференцированным учетом требований аудитории.

Занятия первого радиоуниверситета по программе, рассчитанной на год, начались 15 октября 1928 года. Рабочий радиоуниверситет давал определенные знания по русскому языку, математике и обществоведению, знания и умения по административно-хозяйственному делу, сведения по профессиональному движению и профессиональной работе. Каждый слушатель, выполнивший контрольные и зачетные задания, получал удостоверение об окончании университета. Для проведения занятий в университетах по радио были привлечены лучшие силы страны — крупные ученые и педагоги. Особой разновидностью художественного вещания стали литературные программы. В их подготовке принимали участие писатели, которые читали по радио свои новые произведения. Кроме того, радио давало в эфир передачи, посвященные творчеству того или иного писателя, а также обзоры журналов, выходивших в нашей стране. Большую помощь вещанию оказали В. Маяковский, A. Горький, А.

Серафимович, М. Кольцов, В. Луговской, А. Афиногенов, В. Гусев и многие другие. Писатели К. Финн и А. Гайдар являлись штатными сотрудниками редакций радио. В 1931—1932 годах одним из руководителей художественного вещания был поэт Арсений Тарковский. В этот период проводились опыты по созданию драматических произведений для радио.

В журналах 30-х годов одной из первых советских радиопьес, раскрывших новые возможности радиодраматургии, называют инсценировку Виктора Вармужа "Завод". Это произведение было написано по мотивам романа французского писателя К. Лемонье "Костоломка" Московский радиотеатр, 1930, режиссер Н.

Вопрос о первой трансляции концерта по радио в России может быть крайне интересен для любителей музыки и истории радио. На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется довольно простым, однако, найти точную дату трансляции может оказаться достаточно сложным. Информация на этот счет неоднозначна. С одной стороны, известно, что первое радиосообщение было сделано в Санкт-Петербурге 7 мая 1895 года. Но это было не музыкальное выступление.

Включая и содержание. Но не только. При этом само это постановление в СССР считалось проявлением разгула свободы, так как до его выхода право владеть радиоприёмниками официально по вышедшему до того, а именно 4 июля 1923 года, постановлению было предоставлено только государственным, партийным и профсоюзным организациям. Но и по постановлению от 28 июля 1924 года, что называется не забалуешь. Так, в пунктах 3, 4 и 5 упомянутого постановления говорилось: «лицо, желающее получить разрешение на устройство и эксплуатацию приёмной радиостанции, должно подать в ближайшее почтово-телеграфное учреждение заявление по установленной Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов форме»; «с владельцев частных приёмных радиостанций взимается ежегодная абонементная плата по таксам, утвержденным Советом Народных Комиссаров Союза ССР»; «Агенты Народного Комиссариата Почт и Телеграфов должны беспрепятственно допускаться владельцами приёмных радиостанций к их осмотру.

Первые ноты российского радио

23 Ноября 1924 года состоялась первая широковещательная передача Московского радио. 17 сентября 1922 года в Москве состоялся первый радиоконцерт, который открыла певица Надежда Обухова исполнением романса «Не искушай меня без нужды». История радиовещания в России — История радиовещания описывает события, связанные с историей радиовещания Содержание 1 Предыстория 2 История радиовещания в России 3 См. также 4 Ссылки Предыстория Основная статья: Хронология радио 1877 — Эдисон создал. В 1898 году итальянский изобретатель первым находит возможность настройки радио (патент получен в 1900 году). В том же месяце 2ADD (переименованный в 1947 году в WRC) транслировал то, что считается первым общественным развлекательным вещанием в Соединенных Штатах, серию концертов по четвергам, которые первоначально звучали в радиусе 100 миль (160 км). это года перерождения российского радиовещания.

В Москве состоялся первый радиоконцерт 2024

С первых дней работы Тверского радио в програм-му его передач входили доклады, лекции, информации государственных учреждений, ведомств и организаций, радиогазета, концерты, детские программы, трансляции заседаний, литературных вечеров и проч. В этот день по радио впервые прозвучали слова: «Слушайте! Радио-1 (Радио Один) — первая общенациональная государственная широковещательная радиостанция СССР, РСФСР и России. До 1991 года называла. 100 лет назад в Москве состоялся первый радиоконцерт. Первый радио-концерт. В годы Первой мировой были созданы технические основы для первых радиопередач на широкую аудитории.

Краткая история радиовещания в России

В октябре 1962 года начинает вещание радио «Юность», в эфире можно было услышать популярные песни советской эстрады, радиостанция вещает до сих пор, сейчас она известна как «Юность FM». Ровно 100 лет назад, 27 и 29 мая 1922 года, впервые в России в радиоэфире зазвучала музыка. Это были первые музыкальные концерты, которые передавались с помощью радиопередатчика непосредственно из Нижегородской радиолаборатории. С первых дней работы Тверского радио в програм-му его передач входили доклады, лекции, информации государственных учреждений, ведомств и организаций, радиогазета, концерты, детские программы, трансляции заседаний, литературных вечеров и проч. Первым транслировали «Князя Игоря» из Большого театра. "Радио РОКС" получило первые FM-частоты для трансляции в Ленинграде (102,0 МГц), Москве (103,0 МГц), Риге (102,7 МГц) и Киеве (104,0 МГц). Эфирную и продакшн-студии "Радио РОКС" в первое время арендовало у радиостанции Radio Oslo.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий