Каковы различия между директивным и индикативным планированием

При смешанном планировании часть планов носят директивный характер, а часть – индикативных. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Что такое директивное планирование: признаки и базовые элементы. Каковы различия между Пантеоном и Парфеноном? ИнтернетСтратегическое индикативное планирование: принципы и возможности применения.

Национальная экономика (стр. 14 )

Библиотека рефератов и сочинений. Наименование работы: 'Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом'. Работа находится в категории: 'Финансы'. Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное. Библиотека рефератов и сочинений. Наименование работы: 'Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом'. Работа находится в категории: 'Финансы'.

Индикативное и директивное планирование

Особенности и область применения индикативного планирования. Основные формы планирования Директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, носит характер законов, предполагает. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а. Рисунок 1.5 – Матричная схема взаимосвязи планов, классифицированных по 4 признакам – Векторная модель планирования на предприятии. Рисунок 1.6 – Взаимосвязь между планами по степени детализации направления развития и технико-экономическим планированием 20.

Основные виды планирования

Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов. По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. Таким образом, целью работы является комплексное исследование директивного и индикативного планирования. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: дать определение директивному и индикативному планированию.

Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование

Децентрализованное планирование снизу вверх предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При децентрализованной форме производственную программу цех будет разрабатывать самостоятельно, и утверждаться она будет начальником цеха. При круговой форме цели и задачи объекту устанавливаются вышестоящими органами, а способы их достижения объект определяет самостоятельно. При этом координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Например, производственная программа разрабатывается для цеха планово-производственным отделом, а способы ее выполнения определяются цехом самостоятельно и утверждаются вышестоящим уровнем. По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное, индикативное планирование и смешанное планирование.

Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование — это советующее, ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы.

В этом случае стимулированию подвергается не достижение планового значения индикатора, а достижение более высоких результатов по сравнению с конкурентами, прошлым отчетным периодом или аналогичным подразделением фирмы. При смешанном планировании часть планов носят директивный характер, а часть — индикативных. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании — индикаторы. В условиях командно-административной системы хозяйствования применялось директивное планирование, предприятие не могло самостоятельно определять ключевые параметры своей деятельности. Данные параметры планировались на уровне министерств и доводились до предприятия в виде контрольных цифр, обязательных для выполнения.

Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования. Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями; ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; концентрация производства, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность; замкнутость единого народнохозяйственного комплекса. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом в одном центре; доминирование планирования над остальными функциями управления; жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования; директивность плановых решений и т. Основными задачами народнохозяйственного планирования были следующие: обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, устойчивого сбалансированного роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса; ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами; всемерное развитие прогрессивных форм организации общественного производства; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса; улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования. Обеспечить сбалансированное развитие огромного и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, на основе единого плана немыслимо без централизованного распределения ресурсов.

Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов министерствами и ведомствами, территориально- производственными комплексами, стройками, предприятиями и объединениями. В орбиту влияния центрального планирования органа были втянуты все основные фондодержатели. Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйствования, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По этой причине методология централизованного народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем и потребовала пересмотра как принципов, так средств и методов практической реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практическом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была. Планирование как инструмент управления был отвергнут, что сделало экономику неуправляемой.

Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления. Ввиду того, что важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования, следует рассмотреть какое бывает планирование, что является целью данной работы. Для достижения поставленной цели необходимо привести и раскрыть сущность классификаций планирования в экономике по различным основаниям. Виды планирования в экономике с точки зрения обязательности Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации, в то время, когда рыночные метода не получили необходимого развития.

Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут.

Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйствования, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что, в конечном счете, приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По этой причине методология централизованного народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем и потребовала пересмотра как принципов, так средств и методов практической реализации. К сожалению, ни в теоретическом, ни в практическом аспекте работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования проведена не была.

Планирование как инструмент управления был отвергнут, что сделало экономику неуправляемой. Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления. Ввиду того, что важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования, следует рассмотреть какое бывает планирование, что является целью данной работы. Для достижения поставленной цели необходимо привести и раскрыть сущность классификаций планирования в экономике по различным основаниям.

Виды планирования в экономике с точки зрения обязательности Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации, в то время, когда рыночные метода не получили необходимого развития. Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут.

Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация и т. Без активной роли государства эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства, как субъекта планирования, должна не ослабляться, а наоборот, усиливаться. Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах.

Оно органически вписывается в рыночных механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования. По содержанию и форме проявления различают следующие виды формы планирования и соответственно виды планов.

Индикативное планирование от лат. Индикативное планирование — это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государственных финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями [33, с. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как инструмент управления. Но изменяется набор средств реализации плана. Данный тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. Индикативные планы содержат лишь общие контуры предугадывания относительно желаемого развития экономики государства.

Прямой задачей такого плана выступает координация государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора. Вышесказанное, однако, не означает, что в условиях рыночной экономики вообще нет места директивному планированию. В ситуациях, когда рыночная экономика находится в состоянии глубокого экономического кризиса, выход из него, как показывает практика, невозможен без использования элементов директивного планирования.

Особенности и область применения индикативного планирования Основные

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов го-сударства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Государственное индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию, т.е. все возможные формы макроэкономического планирования. Таким образом, целью работы является комплексное исследование директивного и индикативного планирования. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: дать определение директивному и индикативному планированию. Организационный подход В рамках организационного подхода система индикативного планирования включает в себя две подсистемы: 1) подсистему планирования – форми-рование сбалансированного плана разви-тия народного хозяйства.

Директивное экономическое планирование

Цель индикативного планирования — координация инвестиционных и производственных планов частного и государственного секторов посредством предоставления экономической информации. В отличие от директивного планирования это планирование без принуждения. Первая идея заключается в том, что директивное и индикативное планирование не являются абсолютными категориями, а скорее представляют собой два крайних полюса на шкале возможных вариантов планирования. Предлагаем вашему вниманию книгу кевич «Индикативное планирование в экономиках разного типа», в которой дается максимально полный обзор существующих систем индикативного планирования. Формы планирования и виды планов. Формы ивное, т.е. обязательное, жесткое, под-лежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Директивные методы управления называют также административными, распорядительными, командными. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, в которой ведущую роль играют государственные планы.

Где применяется директивное планирование?

Используя данную технологию, можно определить возможную перспективную потребность в каких-либо новых видах продукции, а также товарную и сбытовую стратегию компании на различных рынках сбыта. Помимо всего прочего, перспективные виды учебного планирования и других вариантов его реализации подразделяются на среднесрочное и долгосрочное в зависимости от того, на какой конкретно период времени делается прогноз. Такой план отличается программно-целевым характером, то есть в нем определяется экономическая стратегия работы компании на достаточно большой период времени, учитывая границы действующих рынков сбыта, а также возможное освоение других рынков. Число показателей в данном плане является ограниченным, а его задачи и цели более конкретно указываются в среднесрочном плане. Объектами, для определения которых используются основные виды деятельности планирования, чаще всего становятся организационные структуры, капитальные вложения, производственные мощности, потребность в определенных финансовых средствах, доля рынка и множество других. На сегодняшний день сроки исполнения планов не имеют какого-то обязательного характера, и достаточно большим количеством компаний осуществляется разработка долгосрочных планов сроком на 5 лет, в то время как среднесрочные выстраиваются приблизительно на срок от 2 до 3 лет.

Текущее Текущие виды календарно-тематического планирования разрабатываются в качестве среднесрочного плана с подробным уточнением его показателей. В данном случае как структура, так и показатели годового планирования могут различаться в зависимости от того, какой именно объект рассматривается, вследствие чего они подразделяются на цеховые, бригадные и заводские. Оперативно-производственное Данный тип планирования предусматривает уточнение задания годового плана на более короткие промежутки времени, а также распределение цели по различным производственным подразделениям. Такой план используется в качестве средства обеспечения ритмичного выпуска продукции, а также осуществления равномерной работы предприятия и в конечном итоге доводит плановые задания до их непосредственных исполнителей. Оперативно-производственное планирование также подразделяется на диспетчирование, внутрицеховое и межцеховое.

В качестве завершающего этапа используется так называемое сменно-суточное планирование. Классификация Есть достаточно большое количество признаков, по которым различаются различные методы планирования по формам, срокам, видам, а также еще множеству других признаков. С точки зрения обязательности принятия и последующего выполнения плановых заданий, планирование может подразделяться на два вида — индикативное и директивное. Директивное Директивные виды планирования деятельности отличаются обязательным принятием, а также последующим выполнением плановых заданий, которые определяются вышестоящей компанией для тех предприятий, которые находятся у нее в подчинении.

Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов. Даже если план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем проявляется приоритет решений, принятых в общих интересах, а не решений отдельных агентов.

Для достижения основной цели плана будущие производственные процессы должны быть выбраны и определены таким образом, чтобы обеспечивалось полное использование имеющихся ресурсов и исключались противоречивые требования. Выполнение этих условий создает возможность поддержания устойчивых темпов роста". Индикативный план в литературе называют также план-прогнозом, поскольку индикативный план должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, чтобы объединения предприятий, крупные корпорации соизмеряли свои будущие действия с предполагаемым прогнозируемым наличием ресурсов. Однако ввиду того что реальный баланс иногда неосуществим из-за нехватки ресурсов, баланс допускается в индикативном плане, если предполагается, что есть большая вероятность изыскания ресурсов в будущем. Индикативный план имеет прогнозный характер еще и потому, что он юридически не является директивным документом законом для корпораций кроме казенных предприятий в отличие от планов самих корпораций. Само название плана "индикативный" имеет два различных толкования.

Поскольку английское "indicate" означает "указывать", считается, что индикативный план в отличие от директивного плана выполняет указательные функции, то есть указывает, в каком направлении следует продвигаться, действовать всем экономическим агентам и стране в целом, иначе говоря, он носит рекомендательный, советующий характер. Довольно распространено в литературе второе толкование: план называется индикативным, так как в процессе его разработки формируется комплекс важнейших показателей - индикаторов, характеризующих развитие социально-экономической системы страны. В то же время любой план включает в себя комплекс важнейших показателей развития объекта - индикаторов, поэтому второе определение не раскрывает отличительную особенность индикативного плана от других видов плана. Основные признаки индикативного плана, отмеченные в 1944 г. Нужно, чтобы план стал результатом широкого общественного обсуждения и представлял собой документ, основанный на общественном согласии. Поэтому к разработке плана должны привлекаться представители различных организаций, учреждений, комитетов, занимающихся отдельными аспектами и областями планирования производство, финансы, социальные вопросы, торговля и т.

Кроме ученых-экономистов и производственников в разработке плана должны участвовать политологи, юристы, психологи, социологи, специалисты по экологии, военные. Пользуясь основными показателями долгосрочного прогноза, обмениваясь информацией, разработчики плана вырабатывают согласованное решение. Вся сумма планов, выработанная отдельными комитетами, соотносится с величинами агрегированных показателей, включенных в план центральным плановым органом. Процесс корректировки и устранения неувязок идет до тех пор, пока не будет выработана более или менее общая точка зрения на предстоящее экономическое развитие. Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления: vна макроэкономическом уровне - в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ; vна региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов; vна мезоэкономическом уровне - в виде разрабатываемых метакорпорациями межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов; vна микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц. Решениями, зависящими от государственных органов и включаемыми в индикативный план, являются следующие: планы казенных предприятий; государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности, включаемые в целевые федеральные или региональные программы; бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции; инвестиции иностранные на основе заключенных с другими странами межправительственных договоров; данные планов государственных внебюджетных фондов; данные по развитию социальной сферы.

Если процесс разработки плана является достаточно открытым, и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану. Итак, индикативное планирование - это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: vналичие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами; vобеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка. Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер.

В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.

Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представите лей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений.

В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. На саморегулирование как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства.

Итак, по изученному материалу делаем вывод: индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо - и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц. Глава 2. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов.

Примерами могут служить "Десятилетний план удвоения национального дохода" на 1961 - 1970 гг. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический совет, в Японии - Экономический консультативный совет. Вовлечение в систему индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, государственных программ и иных мер в рамках структурной политики породило структурную форму индикативного планирования. Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960 - 1970 гг.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование. Индикативное планирование. Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей индикаторов социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.

Результатом такого расчета является документ, именуемый индикативным планом. В указанном выше законе отмечается,что программа экономического и социального развития Украины — это документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система мер органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, достижение стабильного экономического роста, а также характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы [3, с. Задачи индикативного плана: определение основных ориентиров, характеризующих масштабы, пропорции и конечные цели развития общественного производства; направление и координирование решений, которые будут приниматься самостоятельно на предприятиях и предпринимателями. Не сковывая инициативы предпринимательства, индикативные планы помогают наметить общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка. Показатели индикативного плана носят рекомендательно-ориентирующий характер. Они не являются адресными а тем более принудительными , они лишь информируют общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики в предстоящем периоде. В Украине опыт разработки индикативных планов на государственном уровне не столь велик, как в других странах с рыночной экономикой. Известно, например, что во Франции и в Японии общенациональные индикативные планы экономического развития составляются в течение всего послевоенного периода и им придается большое значение в процессе управления экономикой.

Методология индикативного планирования Теоретической основой индикативного планирования выступают объективные экономические законы и закономерности развития рыночной экономики, а именно: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон пропорционального развития экономики, закон накопления и др. Методология индикативного планирования представляет собой совокупность методологических принципов правил , положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов, используемых при этом. Это означает, что прежде чем начать планировать рассчитывать показатели на предстоящий будущий период, необходимо провести анализ достигнутых к началу планируемого периода результатов. Это означает, что из всего круга отраслей или проблем выбираются 2-3, которые задают темпы развития экономики в целом и на развитие или решение которых в первую очередь выделяются необходимые ресурсы, в том числе и финансовые, которые предусматриваются на эти цели в бюджете.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий