Согласно утвержденному 1 января 1874г уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался

Устав 1874 года и его предшественники В последний период существования крепостного права все классы общества, сколько‑нибудь возвышавшиеся над уровнем народных масс, были освобождены от обязательной воинской службы. § введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. 17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе. но утвержденному 1 января 1874г. уставу общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался. 1) в 15 лет, из них 6 лет действительной службы, 9 лет – в запасе.

Главная навигация

  • Военная реформа Александра 2 - Энциклопедия России
  • Введение воинской повинности и итоги реформы
  • Поиск по вопрос-ответу
  • Тест по теме «Либеральные реформы х гг. XIX века» | Контент-платформа [HOST]
  • Военная реформа Александра II

В России принят Устав о воинской повинности

Таких везунчиков за первые 50 лет XIX столетия можно было насчитать чуть меньше миллиона. Призывная система меняла всё. Во-первых, теперь призыву подлежали все сословия, что воспринималось теми же крестьянами как мера более или менее справедливая. Во-вторых, срок действительной службы сокращался с 25 лет до 6 лет в армии и 7 лет на флоте. В-третьих, армия действительно стала гуманнее — ещё в 1863 г. В те времена отдельным представителям прессы тоже можно было указать, что надо, а что не надо писать. Ну а если совместить начальственное указание с мздою малой, то получится вообще хорошо. Например, как в одной из губернских газет, освещавших первый призыв: «Прежде, бывало, введут в присутствие контору, офис — прим. У него дети малыя! В целом картина благостная.

Но есть несколько моментов, которые могут серьёзно испортить эту сусальную, явно предвзятую иллюстрацию. Прежде всего, никаким «всеобщим» тот призыв не был. Тогда, как, впрочем, и сейчас, господствовал воспетый Джорджем Оруэллом принцип: «Все равны, но некоторые равнее прочих».

В авиации: с 1925 по 1928 год - 3 года, с 1928 по 1939 год - 2 года, с 1939 по 1941 год - вновь 3 года. Варьировался он и во флоте. Так, с 1924 по 1928 годы служить надо было 4 года, с 1928 по 1939 год - 3 года, с 1939 года - 5 лет. После Великой Отечественной войны с началом которой снова была проведена мобилизация новый закон о всеобщей воинской обязанности был принят уже в 1949 году. В соответствии с ним мужчин призывали в сухопутные войска и в авиацию на 3 года, во флот — на 4 года. В 1967 году был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, срок службы сократился и составил для тех, кто направлялся в сухопутные войска и в авиацию, — 2 года, во флот — 3 года.

Изначально документ сократил срок службы до 18 месяцев то есть 1,5 лет , а во флоте - до 2 лет.

От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенныя из запаса армии и флота. Лицам, имеющим более сорока лет, не воспрещается вступать в ополчение, в случае собственнаго их на то желания. Составляющия ополчение лица именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде, который предназначается, как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка их запаса, числятся младшие четыре возраста, то есть лица, зачисленные в ополчение ст. Государственное ополчение созывается Высочайшими манифестами. Первый разряд ратников, в случае необходимости призыва онаго для усиления постоянных войск, может быть созываем и Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Государственное ополчение распускается с окончанием войны, или ранее по миновании в нем надобности. Равным образом распускаются, по миновании надобности, ратники перваго разряда, призванные для усиления постоянных войск.

Призрение семейств ратников, поступивших на службу, возлагается на земство и городские и сельские общества, на основании особых на то правил. Семейства же ратников, погибших на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются наравне с семействами воинских чинов ст. Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности. Об изъятиях и отсрочках по телесным недостаткам. Из лиц, подлежащих поступлению на службу по жеребию ст. Наименьшая мера роста для приема на военную службу по жеребию определяется в два аршина и два с половиною вершка. Росписание же телесных недостатков и болезней, препятствующих приему на службу, а равно наставление присутствиям по воинской повинности относительно порядка освидетельствования вынувших жеребий лиц, издаются Министрами Внутренних Дел и Военным и Управляющим Морским Министерством, по взаимному между ними соглашению и по предварительном обсуждении упомянутых предметов в медицинском совете. Прием на службу лиц, оказавшихся для нея недостаточно возмужалыми, или одержимых такими болезнями, которыя не признаются совершенно освобождающими от службы, а также лиц, не оправившихся после недавно перенесенных болезней, отсрочивается на один год. Если же, по истечении года, они вновь будут признаны слабосильными, то назначаются на службу в следующем за тем году, буде окажутся к ней годными, в противном случае им выдается свидетельство от освобождении их от службы ст.

О льготах по семейному положению. По семейному положению устанавливается три разряда льгот: Первый разряд: а для единственно способнаго к труду сына, при отце к труду неспособном, или при матери-вдове; б для единственно способнаго к труду брата, при одном или нескольких круглых сиротах, братьях или сестрах; в для единственно способнаго к труду внука, при деде и бабке, неимеющих способнаго к труду сына, и г для единственнаго сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду. Второй разряд: для единственно способнаго к труду сына, при отце, также способном к труду и братьях моложе восемнадцати лет. Третий разряд: для лица, непосредственно следующаго по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной военной службе, или умершим на оной. Примечание 1. Приемыши, усыновленные до 10-ти летнего возраста, и пасынки у отчима или мачихи, неимеющих сыновей, считаются за родных сыновей. Примечание 2. В семействах, исповедывающих магометанский закон, допускающий многоженство, все дети одного отца считаются нераздельно, как родные, и единственным сыном признается лишь тот, кто во всем отцовом семействе находится единственным. Способными к труду в семействе считаются имеющие от восемнадцати до пятидесяти пяти лет от роду, за исключением: а совершенно не имеющих возможности работать, вследствие увечья или болезненнаго разстройства, б сосланных, в находящихся в безвестной отлучке более трех лет, и г находящихся на действительной службе нижними чинами в сухопутных войсках или во флоте.

Имеющия право на льготу по семейному положению назначаются на службу, в порядке, указанном ниже в статьях 146 и 152 сего устава, в таком только случае, если для выполнения набора не достанет прочих людей, призванных по жеребью. Лица, имеющие право на льготу перваго или втораго разряда ст. Если из семейства, состоящаго из отца или матери-вдовы с детьми, или из деда или бабки с внуками, или же из старшаго брата с малолетними сиротами, убудет по какому либо случаю единственно способный к труду член семьи, то один из находящихся на службе членов такого семейства, по выбору старшаго в семействе лица, увольняется с действительной службы, за исключением однако военнаго времени и времени учебных сборов. Если в вынутии жеребья участвовали одновременно два родные брата, родившиеся в одном и том же году, и оба они, по доставшимся им нумерам жеребья, должны поступать на службу в войска, то из них вынувший больший нумер зачисляется в ополчение. Впрочем таким братьям разрешается мена нумеров жеребья. В каждой семье тот член ея, который должен поступить на службу в войска по жеребью, или состоит уже на службе, может быть заменен, по добровольному согласию, братом родным, или сводным, или же единокровным или единоутробным, или и двоюродным, если только такой брат, желающий заменить другаго, не подлежит сам призыву, не числится в запасе и имеет от роду не менее двадцати и не более двадцати шести лет. Заменяющий обязан прослужить, как в рядах войск, так и в запасе, полные установленные сроки, а заменяемый, с увольнением из войск, перечисляется в ополчение. Об отсрочках по имущественному положению. Для устройства имущественных и хозяйственных дел, разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом, или принадлежащим им торговым, фабричным или промышленным заведением, за исключением однако заведений, производящих раздробительную продажу крепких напитков уст.

Такия отсрочки в общий срок службы не зачитаются. Об отсрочках и льготах по образованию. Воспитанники учебных заведений, означенных в приложении к сей статье, призываются к исполнению воинской повинности по достижении определенного для того возраста ст. Все обучающиеся в означенных в предшедшей 53-й статье учебных заведениях имеют право заявить, не позже как за два месяца до призыва к жеребью, о желании отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся. Заявившие о сем, освобождаясь от жеребья, пользуются вышеопределенными отсрочками для окончания курса наук. Лица, окончившия с успехом курс в православных духовных академиях и семинариях, пользуются по окончании курса, годичною отсрочкою для поступления в духовное звание, освобождающее от воинской повинности ст. Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертаго разряда, по надлежащем в сем удостоверении на основании особых правил, составляемых Министерством Народного Просвещения по согласованию с Военным Министерством и с IV Отделением Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, выдаются уездными училищными советами, а где их нет - педагогическими советами училищ. От лиц нерусскаго происхождения, обучавшихся в народных школах или таких учебных заведениях, в коих преподавание русскаго языка необязательно, для предоставления им права на сокращенные сроки службы по образованию ст.

Перестройка комплектованя армии Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, то есть крестьяне и мещане.

Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Работа комиссии продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Особенно усердствовали фельдмаршал А. Баратинский, шеф жандармов П. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р. Прибегнув к поддержке М. Каткова и К.

Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения. Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.

Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения. Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй — о возврате призываемых на службу, третий — о денежных расходах по призыву, четвертый — о вольноопределяющихся и о военной замене. Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1 об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2 об артиллерийских и инженерных частях; 3 о кадрах гвардейских частей; 4 о кадрах кавалерии; 5 о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6 об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7 о казачьих войсках; 8 об иррегулярных милициях; 9 о государственном ополчении. В 1872 г.

Устав о воинской повинности 1 января 1874 г.

Ниже представлен список, куда они получили направления: 1875 - 67-й пехотный Тарутинский полк — 62. В остальных 6-ти случаях воинские части для большинства и для меньшинства не совпадали. Так, например, в 1881 году 36. При этом в этот батальон всего было направлено 4. А в 1883 году 46. В этом году в резервный батальон было направлено всего 7.

В целом, можно сделать следующий общий вывод. Представители сословных меньшинств получали распределение НЕ В ТЕ части, куда направлялось большинство. Безусловно, привилегированность этих частей или престижность службы в них можно обсуждать. Что лучше — попасть в обычный пехотный полк или артиллерийскую бригаду? Или — в пехотный полк или гренадерский?

Или — в пехотный полк или кавалерию? Понятно, что критерии ответа довольно размыты. Алфавитный список представителей сословных меньшинств, призванных в армию в период с 1875 по 1885 годы Примечание: После Ф.

Освобождением от воинской службы пользовались также немецкие колонисты и переселенцы из других стран. Кроме того, предоставлялись льготы по отбыванию воинской службы жителям Бессарабии, отдаленных областей Сибири, инородцам и т. Среди них и производились рекрутские наборы. Самый выбор рекрутов из помещичьих крестьян фактически зависел от власти помещика. Рекрутский же набор в среде прочих крестьян государственных, удельных и в среде мещан производился на основании Рекрутского устава 1831 г. Последний устанавливал «очередной» порядок, принимая во внимание интересы семей, из которых должны были браться рекруты. До 1834 г. Затем срок был уменьшен до 20 лет, с тем что остальные 5 лет нижний чин числился в бессрочном отпуске. Длительность службы совершенно отрывала взятых рекрутов от прочей массы населения и потому фактически превращала всех чинов армии как бы в отдельное сословие. После освобождения крестьян в 1861 г. Правительство императора Александра II, перестраивавшее Россию на новых социальных началах, не могло оставить в силе столь несправедливое распределение воинской повинности. Вместе с тем победы Германии в войне 1870—1871 гг. Вооруженная сила, выставляемая государствами во время войны, все более и более приближалась к «вооруженному народу». В докладе императору Александру II, поданном военным министром, генералом впоследствии графом Милютиным, значится: «Ваше Императорское Величество, обратив свое внимание на чрезвычайное усиление численности вооруженных сил европейских государств, на необыкновенно быстрый переход их армий, особенно германской, от мирного положения к военному и на обширно подготовленные ими средства к постоянному пополнению убыли чинов в действующих войсках, повелели военному министру представить соображения о средствах к развитию военных сил империи на началах, соответствующих современному состоянию вооружений Европы». Закон об общеобязательной воинской службе был издан в виде Устава 1874 года о всеобщей воинской повинности. Параграф первый этого закона гласил: «защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного…», таким образом, воинская служба объявлялась общеобязательной, всесословной и личной. Согласно принципам нового устройства вооруженной силы, армия, содержащаяся в мирное время, должна прежде всего служить школой для подготовки запаса военнообученных людей, посредством призыва которых при мобилизации разворачивалась армия военного времени. В связи с этим Устав о воинской повинности назначает совсем иные, нежели раньше, сроки службы. Первоначально таковой срок был установлен в 5 лет, а затем сокращен до 4 и 3 лет. Стена, разделявшая армию от народа, таким образом рушилась, и социальная связь между ними устанавливалась чрезвычайно тесная. Устав о воинской повинности 1874 года просуществовал в течение 40 лет, вплоть до мировой войны. Правда, в 1912 г. Вот почему изучение условий, созданных российским законодательством для использования на войне «живой силы» государства, должно основываться прежде всего на рассмотрении Устава о воинской повинности 1874 года. Территориальное распределение тягот воинской службы Согласно Уставу 1874 г. Это освобождение было сохранено и законом 1912 г. До 1887 г. Но затем нетуземное население всего Кавказа было постепенно привлечено к отбыванию воинской повинности на общем основании. Кроме того, привлечены были к воинской службе но согласно особому, облегченному положению некоторые из горских племен Северного Кавказа. Освобождено было также от воинской службы все население Туркестанского края, Приморской и Амурской областей и некоторых отдаленных местностей Сибири. По мере проведения железных дорог в Туркестане и Сибири это изъятие сокращалось. Финляндия до 1901 г. Но в 1901 г. Наконец, на основании особых казачьих уставов отбывало воинскую службу казачье население областей: Войска Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Оренбургского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского. Но казачьи уставы не только не представляли собою облегчения в отбывании воинской службы, но в некоторых отношениях предъявляли к населению большие требования, нежели общий Устав. Существование особых казачьих уставов объяснялось желанием правительства дать казакам закон, хоть и построенный на тождественных с общим Уставом основаниях, но в то же время приспособленный к их быту и историческим традициям. Подводя итоги вышесказанному, можно выразить следующими цифрами распределение тягот «воинской повинности» на все население Российской империи в 1914 году: Отсюда мы видим, что по сравнению с прежним рекрутским уставом наши законоположения о воинской повинности значительно расширяли базу, на которой строилось комплектование вооруженной силы. Освобождение части населения от воинской службы хотя и сохраняется, это освобождение утрачивает прежний сословный характер, оно обусловливается причинами общегосударственного порядка, и его можно уподобить освобождениям от воинской службы, предоставляемым прочими европейскими государствами населению своих колоний. Таким образом, в указанных выше освобождениях нельзя еще видеть нарушение основных начал, а именно: общеобязательности, всесословности и личного долга на которых стремился базироваться наш закон о воинской повинности. Сроки службы Идея личного долга каждого гражданина защищать свое отечество составляет основной принцип закона об обязательной воинской службе. Проведение этой идеи в среде коренного населения России получало особое моральное значение. Но для того чтобы в сознании народных масс, в особенности малокультурных, эта идея укоренилась, необходимо было, чтобы закон об обязательной воинской службе в самой полной степени стремился к социальной справедливости. Всеми европейскими государствами в основу законоположений об обязательной воинской службе положены возраст и физическая годность призываемого гражданина. Подобная постановка вопроса в самом деле наиболее отвечает идее общеобязательной воинской службы. Молодой и здоровый человек является лучшим воином и легче переносит все тяжести боевой жизни. С понижением возраста бойцов уменьшается и число многосемейных солдат, которым военная служба несравненно труднее, чем холостым солдатам. Поэтому молодая армия способна проявить большую энергию, нежели армия, заполненная пожилыми людьми, часто обремененными многочисленным семейством. Минувшая война заставила ввести некоторые компромиссы для квалифицированных работников, знание и умение которых государству полезнее приложить не на фронте, а в тылу. Но все эти компромиссы не нарушают основной идеи закона об обязательной воинской службе в том случае, если они диктуются исключительно пользою государства, а не личною. Вот почему, говоря выше, что законы об обязательной военной службе должны стремиться осуществить в самой полной мере справедливость, мы добавили слово «социальную». Мы хотели этим выделить идею, что речь идет не о справедливости в обыденном понимании индивидуальной жизни, а о справедливости, обуславливаемой пользой всего социального организма. Подобная точка зрения вызывает большие осложнения, но и в этих осложненных условиях правильное решение будет найдено только в том случае, если в основу распределения тягот, накладываемых на плечи населения законом об обязательной воинской службе, будет положен возрастной принцип; иначе говоря, распределение этих тягот должно быть произведено по возрастным слоям мужского населения страны, соблюдая наибольшую равномерность в требованиях внутри каждого возрастного класса и понижая эти требования по мере увеличения возраста класса. Посмотрим теперь, в какой мере было выполнено это основное требование нашим законом. Призыву подлежали молодые люди, которым только что минул 21 год. В мирное время принятые на службу молодые люди поступали в постоянные войска, состоявшие из армии, флота и казачьих войск. После отбытия действительной службы в течение установленного законом срока чины армии, флота и казачьих войск перечислялись в «запас». Ко времени издания закона 1912 г. В запасе чины, служившие в пехоте и артиллерии кроме конной , числились 15 лет, чины прочих сухопутных войск — 13 лет и чины флота — 5 лет. Чины запаса предназначались для укомплектования в случае мобилизации частей действующей армии. В мирное время чины запаса могли призываться на учебные сборы, но не более двух раз за все время, и каждый раз не долее как на шесть недель. Из стремления к экономии продолжительность учебных сборов была на деле сокращена: так, лица, состоявшие на действительной службе более трех лет, призывались только раз и на две недели, а лица, прослужившие менее трех лет, — два раза, но каждый раз лишь на три недели. По окончании установленного законом срока пребывания в запасе лица, в нем состоявшие, перечислялись в государственное ополчение, в котором и состояли до 43-летнего возраста. Сравнение с германским законом Отсюда мы видим, что русский закон распределял обязанности воинской службы на три возрастных слоя. В ней мы указываем для сравнения решение того же вопроса германским законодательством. В то время как наше законодательство подразделяло тяготы воинской повинности на три слоя, германское законодательство подразделяло их на шесть. В мирное время это различие не могло непосредственно сказываться, ибо на мирном положении тяготы обязательной воинской службы несли только те лица, которые состояли на действительной службе, остальные же, числившиеся в запасе или ополчении у нас и в резерве, ландвере и ландштурме в Германии, не отрывались от своей частной жизни. Но в военное время различие между указанными в таблице категориями было существенным.

Во флот вольноопределяющимися могут поступать только получившие высшее образование ст. На действительной службе они обязаны пробыть 2 года и в запасе 12 лет ст. В гвардию и кавалерию вольноопределяющиеся принимаются, но только на собственном иждивении, в других войсках — по желанию ст. Содержащим себя на собственные средства дозволяется жить на вольных квартирах ст. Лица, состоящие в запасе, призываются на действительную службу в случае необходимости привести армию и флот в усиленный против мирного времени состав Высочайшим указом Сенату ст. Лица, состоящие в государственном ополчении, именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде состоять лица, зачисленные в ополчение при увольнении из запаса, и те из зачисленных прямо в ополчение, которые не пользуются льготой первого разряда по семейному положению и признаны при призыве вполне годными к военной службе, а во втором — все остальные ст. Государственное ополчение второго разряда предполагается только для образования особых ополченных частей и созывается не иначе, как Высочайшими манифестами; ополчение же первого разряда предназначается как для образования ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка запаса, и созывается Высочайшими указами Сенату ст. Призыв ратников совершается по порядку возрастов, начиная с младшего, и по порядку нумеров жеребьев ст. Финляндский закон 27 декабря 1878 года в общем опирается на те же основания в определении воинской повинности, как и общий русский устав. Главная особенность финляндского законодательства в том, что оно устанавливает распределение по жребию призываемых к отбыванию повинности не между постоянными войсками и ополчением, а между действительной службой и запасом. Вынувшие далекие номера зачисляются не в ополчение, а в запас. Призывной возраст в Финляндии выше: не 20 лет, а 21 год. Срок службы короче: всего восемь лет. Из них 3 года действительной службы и 2 года в запасе. Зачисленные прямо в запас остаются там 5 лет. Для вольноопределяющихся, которые все обязательно содержат себя на собственные средства, срок службы трехлетний: год на действительной службе и два года в запасе. Таким образом по отбыванию воинской повинности Финляндия несет гораздо меньшую тягость, чем остальная Россия. К тому надо еще добавить, что призываемые на службу отбывают ее непременно в своей губернии. Свода Законов, т. IV, Уст. Однако, действие этого устава приостановлено Высочайшим манифестом 22 октября 1905 г. Более значительные особенности, но не в смысле облегчения, представляет порядок отбывания воинской повинности казаками. Собственно законодательным порядком издан в 1875 г. Но военному совету предоставлено применять те же правила и к другим казачьим войскам, с теми изменениями в частностях, какие могут быть вызваны особыми местными условиями Уст. Воинская повинность казаков бессрочная и поголовная. Она бессрочная потому, что в ополчении казаки числятся до самой смерти. Она поголовная потому, что годные к службе казаки зачисляются на действительную службу, так что для них не установлено и вынутия жребия. Наконец, третья существенная особенность в отбывании воинской повинности казаками это та, что они отбывают ее с собственным снаряжением и на своих лошадях ст. Вооруженная сила казачьих войск слагается из служилого состава войск и войскового ополчения ст. Служилый состав разделяется на три разряда: 1 приготовительный, служащий для предварительной военной подготовки; 2 строевой, из которого пополняются выставляемые войском строевые части и местные команды, и 3 запасной, назначаемый для пополнении убыли в строевых частях в военное время и для формирования дополнительных частей и команд ст. В служилый состав казаки поступают 18 лет и состоят в нем 20 лет; из них в приготовительном разряде 3 года, в строевом 12 и в запасном 5 лет ст. Казаки строевого разряда состоят или на действительной службе, и тогда находятся постоянно при своих частях, или на льготе, тогда распускаются по домам, но должны быть всегда в готовности к исполнению военных обязанностей ст. Обыкновенно на действительной службе состоят 4 года, на льготе — 8 лет. Срок службы в запасе флота — 6 лет. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия — обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Крымская война 1853-1856 гг. В царствование императора Александра II военные реформы, которые были продиктованы внешними и внутренними факторами, осуществлялись благодаря деятельности военного министра Д. Милютина по нескольким направлениям: введение новых уставов, сокращение личного состава армии, подготовка обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии, реорганизация интендантской службы. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Однако все нововведения не смогли устранить феодально-сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Отсюда самой важной мерой Милютина стало введение всеобщей воинской повинности. Устав о воинской повинности 1874 г.

Тест по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века» Тест по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века» 1. Реформы 60-70-х гг. XIX века носили либеральный характер, т. Согласно утвержденному 1 января 1874г. Правом выбора в городскую думу пользовались а все без исключения граждане, достигшие совершеннолетия б мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги в мужчины, достигшие 21 года и платившие городские налоги г мужчины, достигшие 21 года 4.

Тест по теме «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века»

1 января 1874 года был опубликован Манифест «О введении всеобщей воинской повинности», согласно которой государство озаботилось более совершенном способом «пополнения Наших войск, с привлечением к воинской повинности всех вообще сословий». Первоначально срок службы рекрутов был сокращен с 25 лет до 15 лет. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, согласно которому. (1) отменялись рекрутские наборы. введению общей воинской повинности, 1874: 65—66). Закон устанавливал для учащихся отсрочки от призыва для окончания образования, в зависимости от вида учебного заведения — от 22 до 28 лет.

Россия в Первой мировой войне

Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев 14 лет в запасе , для призывников с начальным образованием — 4 года в запасе 11 лет. Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы. В 1876 г. От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования. В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д. Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи действительной службы и запаса.

Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства. Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам:1 за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2 за сданных в рекруты сверх набора и т. Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Устав о воинской повинности Из устава: 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.

Чины, состоящие в запасе, в мирное время подлежат учету, производимому местными военными властями; они могут быть призваны в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения их в запасе, и каждый раз не более чем на шесть недель. На этом основании в него зачисляются: а все молодые люди, которые при призыве не попали в постоянные войска и б все чины постоянных войск по окончании общего 18-ти летнего срока действительной и запасной службы. Лица, состоящие в ополчении, именуются ратниками и разделяются на два разряда. В первом разряде, который предназначается как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае недостатка или истощения запаса, числятся до сорока трех-летнего возраста, кроме лиц, зачисленных в этот разряд при призыве, еще все старослуживые, зачисленные в ополчение после отбытия уже определенных сроков службы в войсках и запасе. Ко второму разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные лица, состоящие в ополчении. Установив всеобщность и личную обязательность военной службы для всего мужского населения, как основной принцип воинской повинности, закон наш в применении этого принципа допускает целую систему изъятий, освобождений и льгот, подобно тому, как это допускается во всех новейших законодательствах об обязательной воинской повинности. Ни одно государство, содержащее постоянную армию с более или менее продолжительным сроком действительной службы, не в состоянии проводить через ее ряды всю массу лиц, достигающих ежегодно призывного возраста и вполне способных к военной службе; более чем где-либо это положение имеет место для нашей армии, в которой сроки действительной службы определены в больших размерах, сравнительно с другими армиями.

При численности наших кадров мирного времени около 1. При таком контингенте накопление запаса нижних чинов для полного укомплектования армии по штатам военного времени было бы недостаточно, а потому ежегодно принимается на службу еще дополнительный контингент около 3. Таким образом, весь ежегодный контингент новобранцев составляет около 292. Естественно, является вопрос: какие могут быть приняты законодательные основания для выбора той трети подростков, которая должна действительно поступить на службу.

Тем же чинам флота, которые по необходимости задержаны будут на службе в мирное время свыше общего срока, установленного для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами производится в течение всего времени сверхсрочной службы двойное штатное жалованье. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Во время состояния в запасе чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на шесть недель. От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской или же общественной службе, означенные в особом списке.

Срок действительной службы сокращается для вольноопределяющихся, окончивших по крайней мере шесть классов гимназии, до одного года, а для сдавших особое испытание — до двух лет, после чего они могут перейти в запас, где состоят 12 лет ст.

Во флот вольноопределяющимися могут поступать только получившие высшее образование ст. На действительной службе они обязаны пробыть 2 года и в запасе 12 лет ст. В гвардию и кавалерию вольноопределяющиеся принимаются, но только на собственном иждивении, в других войсках — по желанию ст. Содержащим себя на собственные средства дозволяется жить на вольных квартирах ст. Лица, состоящие в запасе, призываются на действительную службу в случае необходимости привести армию и флот в усиленный против мирного времени состав Высочайшим указом Сенату ст. Лица, состоящие в государственном ополчении, именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде состоять лица, зачисленные в ополчение при увольнении из запаса, и те из зачисленных прямо в ополчение, которые не пользуются льготой первого разряда по семейному положению и признаны при призыве вполне годными к военной службе, а во втором — все остальные ст. Государственное ополчение второго разряда предполагается только для образования особых ополченных частей и созывается не иначе, как Высочайшими манифестами; ополчение же первого разряда предназначается как для образования ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка запаса, и созывается Высочайшими указами Сенату ст. Призыв ратников совершается по порядку возрастов, начиная с младшего, и по порядку нумеров жеребьев ст. Финляндский закон 27 декабря 1878 года в общем опирается на те же основания в определении воинской повинности, как и общий русский устав.

Главная особенность финляндского законодательства в том, что оно устанавливает распределение по жребию призываемых к отбыванию повинности не между постоянными войсками и ополчением, а между действительной службой и запасом. Вынувшие далекие номера зачисляются не в ополчение, а в запас. Призывной возраст в Финляндии выше: не 20 лет, а 21 год. Срок службы короче: всего восемь лет. Из них 3 года действительной службы и 2 года в запасе. Зачисленные прямо в запас остаются там 5 лет. Для вольноопределяющихся, которые все обязательно содержат себя на собственные средства, срок службы трехлетний: год на действительной службе и два года в запасе. Таким образом по отбыванию воинской повинности Финляндия несет гораздо меньшую тягость, чем остальная Россия. К тому надо еще добавить, что призываемые на службу отбывают ее непременно в своей губернии.

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Устав предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. В этот день (1 января по ст. ст.) в царствование Александра II вступил в силу устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск. (1874 г.). девять лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли семь и три года. В 1708 году армия России состояла из 113 тыс. рекрутов. Но когда ЕкатеринаII освободила дворянство от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Срок службы до 1793 года был пожизненный, а после был установлен в 25 лет. Для них общий срок выслуги в нижних чинах устанавливался в три месяца, после чего они могли держать экзамен на офицерский чин. Вольноопределяющимися 2-го разряда могли стать выпускники средних учебных заведений (срок выслуги офицерского чина в шесть месяцев). Срок действительной военной службы значительно сокращалсяв зависимости от образовательного ценза: 4 года для окончивших начальное училище и 6 месяцев для имевших высшее образование.

В России принят Устав воинской повинности

От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Для гвардии, кавалерии, флота существовал экстерриториальный принцип комплектования. День 13 января в истории Для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались «губернские по воинской повинности присутствия», которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи.

Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От военной Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Для гвардии, кавалерии, флота существовал экстерриториальный принцип комплектования.

В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенные лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбывании следующих с тех имуществ повинностей на общем основании… 36 Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного до сорокалетнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота… 45 По семейному положению устанавливаются три разряда льгот. Первый разряд: а для единственного способного к труду сына при отце к труду неспособном, или при матери-вдове; б для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах братьях или сестрах; в для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и г для единственного сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.

Они ускорились в 1861 году с назначением на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Была значительно сокращена численность армии без снижения реального военного потенциала. Однако нововведения не могли устранить феодально-сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому важной задачей Милютина стало введение всеобщей воинской повинности. В 1870 году была образована особая комиссия, которая спустя четыре года представила императору Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден Александром II. Новый устав определил общий срок службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте-10 лет, из которых действительная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми на флоте, в запасе — 9-ти годам на суше и - 3-м на флоте. Для лиц с образованием сроки службы сокращались от 4 лет начальные училища до 6 месяцев высшее образование.

Введение воинской повинности и итоги реформы

  • УСТАВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ ОТ 1 января 1874 года
  • Устав о воинской повинности
  • Подписаться на блог
  • Главная навигация
  • Домашний очаг
  • В России принят Устав о воинской повинности

Россия в Первой мировой войне

1 января 1874 года был опубликован Манифест «О введении всеобщей воинской повинности», согласно которой государство озаботилось более совершенном способом «пополнения Наших войск, с привлечением к воинской повинности всех вообще сословий». По закону 26 апреля 1906 о сокращении сроков службы в сухопутных войсках и во флоте в мирное время, в сухопутных войсках в пехоте и пешей артиллерии для жеребьевых срок действительной службы был 3 года. В связи с этим Устав о воинской повинности назначает совсем иные, нежели раньше, сроки службы. Первоначально таковой срок был установлен в 5 лет, а затем сокращен до 4 и 3 лет.

Устав о воинской повинности

Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Однако все нововведения не смогли устранить феодально-сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Отсюда самой важной мерой Милютина стало введение всеобщей воинской повинности. Ещё в 1870 г. Рескрипт Александра II на имя Милютина от 11 23 января 1874 г. Устав о воинской повинности 1874 г.

Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Отныне рекрутские наборы отменялись, а призыву на военную службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года.

Исходя из потребностей трудовых масс, Милютин предоставил льготу первого разряда единственному сыну у родителей или единственному внуку у бабки и деда, и единственному брату-кормильцу при малолетних сиротах — братьях и сестрах. Льгота второго разряда предоставлялась тем, у кого были лишь братья, не достигшие 18-летнего возраста. Затем, льгота третьего разряда предоставлялась лицам, непосредственно следующим за братом, уже взятым в военную службу, хотя бы в семье были и другие способные к труду братья. Все, не пользовавшиеся льготой, признанные здоровыми и годными в войска, должны были по жребию зачисляться в число новобранцев в порядке вынутых номеров жребия, пока они не давали известного количества ежегодно установляемого по статистическим данным для каждого округа. Если одних безльготных не хватало для пополнения назначенного контингента, то призывались, опять-таки в порядке вытянутого жребия, имевшие льготу третьего разряда, а затем даже и второго разряда; но имевшие льготу первого разряда могли быть призваны в войска по особому высочайшему повелению. Были установлены льготы относительно срока отбывания повинности и по образованию. Нормальный срок, как я сказал, был установлен шестилетний.

Но для лиц, получивших высшее образование, срок этот сокращался до полугода; для лиц, получивших среднее образование,— до двух лет, а для кончивших городское училище или уездное училище, или четырехклассную прогимназию срок службы назначен был трехлетний. Наконец, все кончившие начальные училища должны были служить четыре года. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, допускалось еще отбывание воинской повинности в качестве вольноопределяющихся, причем срок сокращался еще вдвое, так что для получивших высшее образование он доводился всего до трех месяцев. Вот основные черты главной реформы Милютина, явившейся одним из важнейших факторов той демократизации русского общества, которая связана была с реформами 60-х годов вообще, и вместе с тем бывшей одной из наиболее гуманных реформ царствования Александра И, ибо она, уничтожив раз и навсегда прежний бесчеловечный способ пополнения армии при помощи рекрутских наборов, уничтожила, в сущности, военное рабство. С 1875 г.

Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных тыловых войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях командных, юридических, медицинских. Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. Еще ранее, в 1863 г. В 1863—1864 гг. Во главе округа стояло военно-окружное управление.

В ряде округов командующие войсками совмещали эту должность с генерал-губернаторской. В каждом военном округе учреждался с 1867 г. В 1878 г.

Не попавшие в постоянные войска не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет. Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действителной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет. Для получения звания требовалось специальное военнное образование.

Устав о воинской повинности 1874 г кратко

Согласно казачьим уставам, молодые люди, физически годные к воинской службе, но по той или другой причине освобожденные от действительной службы в мирное время, зачислялись в «льготные полки». введению общей воинской повинности, 1874: 65—66). Закон устанавливал для учащихся отсрочки от призыва для окончания образования, в зависимости от вида учебного заведения — от 22 до 28 лет. Был установлен общий срок службы в сухопутных войсках — 15 лет, из них 6 — на действительной службе и 9 в запасе. Для них общий срок выслуги в нижних чинах устанавливался в три месяца, после чего они могли держать экзамен на офицерский чин. Вольноопределяющимися 2-го разряда могли стать выпускники средних учебных заведений (срок выслуги офицерского чина в шесть месяцев). действительной службы и 13 лет в запасе Ст. 9. Нижние чины сухопутных войск, по увольнении с действительной службы в запас армии, состоят 7 лет в запасе 1-го разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы – в запасе 2-го разряда».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий