Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледное озеро Восток в Антарктиде, передает РИА "Новости". и взяли там уникальные пробы воды, миллионы лет изолированные от внешнего мира. Российские ученые проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде на глубине 3,768 тысячи метров после более 30 лет бурения, пишет РИА Новости. Источник из Росгидромета подтвердил, что ученые достигли поверхности озера, однако, не сообщил подробности. Новости Бийска, Алтайского края и Республики Алтай. Статьи. Фоторепортажи. Анонсы мероприятий. от 3,5 до 4,5 км, наибольшая толщина водного слоя - 1200 м (рис.1). Ученые всего мира считают исследование подлед-никового озера одной из самых интересных и трудноразрешимых научных проблем начала XXI века.

Озеро Восток и его обитатели

Озеро Восток - крупнейшее подлёдное озеро в Антарктиде. Наибольшая глубина по данным русскоязычной Википедии - более 1200 метров, а по данным англоязычной Википедии - 800-900 метров. Озеро Восток уникально прежде всего тем, что, возможно, находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет.

Сущность технологии проникновения в подледниковое озеро заключается в том, что призабойная зона скважины 5Г-2 заполняется экологически безопасной кремнийорганиче-ской жидкостью, которая легче воды и гидрофобна рис. В скважине создается недоком-пенсация гидростатического давления на 3 атм. Последние 30 м перед контактом с подлед-никовым озером проходят специально разработанным термобуровым снарядом ТБПО с пилотным термодолотом малого диаметра. В момент контакта озерная вода за счет избыточного горного давления ледника на озеро должна подняться в скважину примерно на 30 м.

После ее замерзания колонковым электромеханическим буровым снарядом КЭМС-132 выбуривается часть образовавшегося льда в виде керна, по которому можно судить о составе и свойствах озерной воды, в том числе о наличии признаков живых организмов. Оставшийся интервал замерзшей воды будет изолировать озеро от скважины. Экологическая безопасность вскрытия гарантируется тем, что не скважина проникает в озеро, а озеро в скважину. В момент контакта пилотного термодолота с поверхностью озера снаряд будет выполнять функцию клапана, разобщая озеро и скважину, обеспечивая экологическую безопасность вскрытия озера. Успешное проникновение 5 февраля 2012 г. Бурение сверхглубокой скважины 5Г «Имени Б.

Кудряшова» на станции «Восток» Исследования глубоких скважин на станции «Восток» и непрерывной колонки ледового керна, возраст которого превышает 500 тыс. На технологии и технические решения, разработанные Горным университетом для бурения льдов и проникновения в подлениковые водоемы, получено более 100 авторских свидетельств и патентов как в Российской Федерации, так и в США. National Mineral Resources University Mining University , St Petersburg, Russia As the result of many years of research into the processes of the transfer of ice as a rock mass on a global scale, concerning the Antarctic ice sheet at the ultra-deep 5G borehole, a discovery has been made that is of international significance in the areas of glaciology and geodynamics. Those who created the theory of thermal and mechanical penetration into ice and loose sediments have developed unique technology and engineering processes in order to drill boreholes using thermal and mechanical methods. Key words: thermal drilling, borehole, ice, Lake Vostok, Antarctica, unique engineering and technology. ISSN 0135-3500.

Об этом корр. Сергей Булат из генетической лаборатории Санкт-Петербургского института ядерной физики заявлял ранее о том, что образцы, добытые из подземного озера в мае 2012 года,.. В "чужеродной" среде они надеются обнаружить невиданные науке организмы, которые за несколько тысячелетий могли эволюционировать в необычные формы.. В этот раз они создали удивительное средство, способное оказывать влияние на иммунную систему. Ни для кого не является секретом, что от активности иммунной системы может зависеть предрасположенность людей к вирусным болезням, некоторые из них являются очень опасными,.. В общей сложности за последние 10 лет 26 человек, представленных в этих списках, получали Нобелевскую премию. Списки составляются в четырех основных номинациях - химия, физика,.. Начинается исследование воды из самого загадочного в мире озера.

За 4 м до озерной воды работы были остановлены более чем на неделю, чтобы подготовиться к проникновению. Ученые проверили плотность заливочной жидкости смесь керосина и фреона на разных глубинах и выровняли ее, проверили скважину, опустив туда видеокамеру, и успешно испытали пробоотборник, специально сконструированный и изготовленный в Петербургском институте ядерной физики ПИЯФ для взятия проб озерной воды. Будет ли прибор использован в этом году или в последующие сезоны, еще неизвестно. Озеро Восток открыто 33-й Советской антарктической экспедицией в 1987 году геодезическим способом. Его размеры - 50 на 250 км. При первом вскрытии озера в пробе воды обнаружены морозостойкие бактерии, прежде неизвестные науке, однако невозможно с 100-процентной уверенностью утверждать, что это обитатели озера, так как в пробу трехлетней давности попала заливочная жидкость из скважины. Специальный пробоотборник создан для получения чистой пробы озерной воды и исследования ее состава. Озеро, как считают ученые, было закупорено льдом около полумиллиарда лет назад.

«Восток» — дело тонкое... (фото)

Наиболее значимый вклад в развитие теп-лового способа бурения внесли российские ученые из Санкт-Петербургского государственного горного универ-ситета. Тепловой способ бурения привлекает в первую очередь относительной простотой буровых снарядов. Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде. Российские учёные после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде, сообщил в понедельник РИА «Новости» источник в научных кругах. 31 декабря 2011 года начался новый этап по бурению озера Восток. Впервые проникнуть в него и получить и получать первые образцы воды удалось в феврале 2012 года. Сразу после этого начались микробиологические исследования. 5 февраля 2012 года российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро. Бурение было завершено на глубине 3,768 тысячи метров. Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде.

Ученые официально подтвердили проникновение в подледниковое озеро Восток

Бурение, продолжавшееся 30 лет, завершилось на глубине 3768 метра. Операция по бурению возобновилась в конце прошлого года, когда ученым оставалось преодолеть около 50 метров для достижения цели. Бурение льда на такой глубине производится впервые в мире. Уникальное озеро Восток было скрыто под четырехкилометровой толщей льда. Изолированная на протяжении миллионов лет от атмосферы Земли и поверхностной биосферы экосистема является уникальной. Изучение озера имеет большое значение для прогнозирования климатических изменений в ближайшие тысячелетия. Ученые рассчитывают на то, что в воде этого гигантского водоема, температура которой не превышает плюс 2 градусов, могут находиться неведомые микроорганизмы, в том числе амебы, черви и нематоды, отмечает «Би-би-си».

Озеро Восток уникально прежде всего тем, что, возможно, находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет. Естественным изолятором озера служил и служит четырёхкилометровый ледяной панцирь над ним. Как полагают учёные, в водах озера могут обитать живые организмы, ибо в нём имеются все необходимые для жизни факторы.

Просмотров: 2580 06. Источник в структурах Росгидромета подтвердил, что ученые достигли поверхности озера, не сообщив подробности. Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет.

Его изучение играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия. В нынешнем году сезонные работы 57-й Российской антарктической экспедиции по бурению льда над озером Восток начались 2 января. Ранее планировалось, что все работы этого сезона завершатся после соприкосновения буровой установки с водной толщей озера и комплекса специальных работ. Затем специалисты планировали вернуться к бурению лишь в декабре 2012 года, чтобы добыть образцы свежезамороженной воды озера, прошедшей в скважину, и исследовать их. Глубокое бурение в районе станции Восток в Антарктиде началось в 1970-х годах, когда о существовании водоема еще не было известно, изначально целью ученых были палеоклиматические исследования. В 1996 году российские специалисты при содействии британских ученых открыли в толще антарктического льда озеро, которое является одним из крупнейших на планете пресных водоемов. Впоследствии ученые получили данные о его размере и форме, толщине ледникового покрова, а также о подводном рельефе и осадочных отложениях методом радио- и сейсмозондирования. Озеро останется чистым В 1998 году бурение скважины над озером было приостановлено, когда до реликтовых вод озера оставалось около 130 метров льда. Тогда международное сообщество попросило не проникать в водный слой водоема до момента появления специальной технологии, сводящей к минимуму его возможное загрязнение. Суть ее состоит в том, что скважина заполняется заливочной жидкостью смесью керосина и фреона , причем ученые устраивают "недолив", оставляя около 50 метров в верхней части скважины пустой.

Озеро Восток – крупнейшее географическое открытие 2-й половины ХХ века

Но самым достоверным, самым информативным и одновременно самым трудным является метод сверхглубокого бурения, которое позволяет проникнуть в глубь Земли более чем на 4 – 5 километров. Вопрос 8. 5 февраля 2012 года российские ученые после 30 лет исследований проникли бурением в самое крупное подледниковое озеро на Земле. В 1858 году на берегу Амура был основан пост, названный в честь одного из первооткрывателей края. Бурение скважины к поверхности озера, получившей название 5Г-1, и предпринятой с целью палеоклиматических исследований, началось в 1989 году исследователями совместной экспедиции советских, французских и американских учёных на базе станции Восток.

Российские учёные нашли в Арктике древний лёд возрастом около 600 тыс лет

Российские ученые и буровики впервые пробились через почти четырехкилометровый ледовый панцирь к водам озера Восток 5 февраля 2012 года. Тогда были взяты первые пробы воды, в которой обнаружили следы живых организмов. Однако через год вода подледникового озера поднялась по скважине и замерзла на уровне 363 метра. Скважину пришлось бурить по новой с глубины 3 тыс. Как ранее сообщил ТАСС заместитель начальника Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов, планомерное изучение озера Восток планируется начать в 2016 году. Как проходило бурение "Проникновение в озеро произошло сегодня в 13:12 мск, я получил телеграмму из Антарктиды в 18:10 мск", - сообщил корр. Он рассказал, что "через 4 часа после прохождения границы лед-вода буровой снаряд был поднят на поверхность вместе с столбиком ледяного керна, длина которого - 71 сантиметр". Суммарная глубина скважины оказалась 3 тыс 769 метров 15 сантиметров.

Мы сможем сделать выводы о биологических, исторических и даже экономических изменениях в жизни нашей цивилизации. Но главное, мы сможем выстроить модели будущих возможных климатических колебаний на планете, которые лягут в основу исследований важнейших отраслей науки и экономики», — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Озеро Восток — одно из крупнейших озер на Земле, открытое в конце 20 века в Антарктиде. Озеро расположено в районе российской антарктической станции Восток, в честь которой оно получило свое название. На протяжении нескольких миллионов лет экосистема озера Восток изолирована от внешнего воздействия под толщей льда на глубине около 4 километров. На сегодняшний день это самое малоизученное место на планете. Предполагаемая площадь подледникового пресноводного водоема около 16 тысяч квадратных км, глубина — более 1 200 метров.

Тогда международное сообщество попросило не проникать в водный слой водоема до момента появления специальной технологии, сводящей к минимуму его возможное загрязнение. Такая технология была разработана в петербургском Горном институте, и в 2003 году, в ходе 26 консультативного совещания по договору об Антарктике, международное сообщество согласилось с российскими предложениями. Работы по глубокому бурению были возобновлены в 2005 году.

Это уже второе проникновение к озеру. Российские ученые и буровики уже «дефлорировали» почти четырехкилометровый ледовый панцирь над озером Восток 5 февраля 2012 года. Тогда были взяты первые пробы воды, в которой обнаружили следы живых организмов. Однако через год вода подледникового озера поднялась по скважине и замерзла на уровне 363 м. Скважину пришлось бурить по новой с глубины 3406 м, прокладывая новую параллельно первой. Как ранее сообщал ТАСС заместитель начальника Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов, планомерное изучение озера Восток планируется начать в 2016 году. Как проходило бурение "Проникновение в озеро произошло сегодня в 13. Он рассказал, что "через четыре часа после прохождения границы лед - вода буровой снаряд был поднят на поверхность вместе с столбиком ледяного керна, длина которого - 71 см". Суммарная глубина скважины оказалась 3769,15 м. Это сумма длины всех извлеченных из скважины ледяных кернов. Проникновение в озеро - второе в истории.

Российские учёные нашли в Арктике древний лёд возрастом около 600 тыс лет

Вопрос 8. 5 февраля 2012 года российские ученые после 30 лет исследований проникли бурением в самое крупное подледниковое озеро на Земле. На его борту находятся пробы из подледникового озера Восток. Напомним: 5 февраля 2012 года российские ученые, работавшие на станции Восток, первыми в мире добрались до реликтовых вод озера, законсервированных под четырех километровой толщей льда миллионы лет! от 3,5 до 4,5 км, наибольшая толщина водного слоя - 1200 м (рис.1). Ученые всего мира считают исследование подлед-никового озера одной из самых интересных и трудноразрешимых научных проблем начала XXI века. "Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде, сообщил в понедельник РИА Новости источник в научных кругах. В ближайшие дни температура в районе бурения начнет вновь опускаться до минус 40 градусов, что сделает невозможным условия бурения. Возобновить работы планируется после августа 2012 года, когда в Антарктике завершиться полярная ночь. Это уникальный природный объект, самое большое в мире подледниковое озеро, с исследованием которого связаны масштабные перспективы. Ученые смогут узнать многое из истории планеты и дать прогнозы на будущее на основе полученных знаний.

Русские ученые совершили сенсацию в мире науки, сравнимую с полетом на луну

Озеро Восток в Антарктиде является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Российским ученым принадлежит, возможно, последнее крупное географическое открытие на Земле — обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде. В 1996 году совместно с британскими коллегами они открыли его с помощью сейсмического зондирования и радарных наблюдений. Бурение скважины на станции Восток позволило российским ученым получить уникальные данные о климате на Земле за последние полмиллиона лет.

Они смогли определить, как менялась температура и концентрация СО2 в далеком прошлом. В 2012 году российским полярником удалось впервые проникнуть в это реликтовое озеро, которое было изолировано от внешнего мира около миллиона лет. Исследование образцов воды из него, возможно, приведет к открытию абсолютно уникальных микроорганизмов и позволит сделать выводы о возможности существования жизни за пределами Земли — например, на спутнике Юпитера Европе.

Мамонты как современники критской цивилизации В 1993 году Сергей Вартанян и его коллеги обнаружили останки карликовых мамонтов, рост которых не превышал 1,8 метра, на острове Врангеля, который, по всей видимости, был последним убежищем этого вида. Радиоуглеродная датировка, проведенная с участием специалистов географического факультета Петербургского университета, показала, что мамонты обитали на этом острове до 2000 года до нашей эры. До того момента считалось, что последние мамонты жили на Таймыре 10 тысяч лет назад, однако новые данные показали, что мамонты существовали еще во времена минойской культуры на Крите, постройки Стоунхенджа и 11-й династии египетских фараонов.

Исследование мирового фольклора Российский историк и антрополог Юрий Березкин изучил фольклорно-мифологические тексты. Он начал свою работу со сравнения мифологических мотивов у аборигенов Сибири и Америки, а затем включил в свои исследования данные о культурах едва ли не всех народов мира, что позволило нарисовать впечатляющую картину первичного расселения людей по земному шару. Он доказал, что существуют устойчивые совпадения определенных мифологических мотивов в отдельных регионах, которые коррелируют с древнейшими перемещениями первобытных племен, что подтверждается данными археологии и генетики.

Впервые в истории науки - способ относительно точной оценки времени существования компонентов устной традиции, что решает целый ряд центральных проблем фольклористики или, по крайней мере, дает в руки исследователей ориентир для последующих разысканий. Решение математической задачи тысячелетия Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре — одну из семи «задач тысячелетия» из списка Математического института Клэя. Сама гипотеза была сформулирована еще в 1904 году, и ее суть сводится к тому, что трехмерный объект без сквозных отверстий топологически эквивалентен сфере.

Перельман смог доказать эту гипотезу, однако небывалую популярность в СМИ он получил тогда, когда отказался от премии в 1 миллион долларов от Института Клэя за это доказательство. Исследование Марса российскими приборами Российский прибор ХЕНД на борту аппарата «Марс-Одиссей», созданный под руководством Игоря Митрофанова из Института космических исследований РАН, впервые показал, что у полюсов Марса и даже в средних широтах существуют огромные запасы подповерхностного водяного льда. Это открытие стало сенсацией, поскольку на Земле основным источником метана в атмосфере являются живые существа.

Хотя марсоход Curiosity на данный момент не подтвердил присутствие метана в марсианской атмосфере, ученые продолжают исследования. Создание сверхмощных магнитных полей Физики из российского ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. С помощью взрывных магнитокумулятивных генераторов, где взрывная волна «сжимала» магнитное поле, им удалось получить величину поля в 28 мегагаусс.

Эта величина — абсолютный рекорд для искусственно полученного магнитного поля, она в сотни миллионов раз выше силы магнитного поля Земли. С помощью таких магнитных полей можно исследовать поведение вещества в экстремальных условиях, в частности, поведение сверхпроводников. Обнаружение третьего вида человеческих существ До сих пор ученым было известно о двух высших видах древних людей — кроманьонцах и неандертальцах.

Однако в 2010 году исследование ДНК из костей, найденных в Денисовой пещере на Алтае, показало, что 40 тысяч лет назад в Евразии вместе с ними жил третий вид, получивший имя денисовцев. Это стало возможным благодаря работе сибирских археологов под руководством академика Анатолия Деревянко.

В свое время открытие Востока называлось одним из величайших географических открытий XX века, а теперь у ученых появилась возможность изучить его непосредственно. О том, как проходили работы по бурению, чего ждать от открытия и каковы перспективы российских антарктических исследований, "Ленте.

Ру" рассказал начальник Российской Антарктической экспедиции Валерий Лукин. Валерий Лукин: Бурение на станции "Восток" началось еще в конце 60-х годов. Тогда ледяной керн бурили именно с целью изучения палеоклиматических реконструкций. Начиная с 1970 года за это дело взялись специалисты кафедры бурения скважин тогда еще Ленинградского горного института в настоящее время Санкт-Петербургского государственного горного университета.

За первые двадцать лет, до 1990 года, они пробурили четыре скважины различной глубины. Все скважины были более полутора тысяч метров, причем для работы использовались различные буровые снаряды и оборудование. Одновременно с получением керна, безусловно, отрабатывалась и сама технология бурения, инженерные решения. В 1990 году была заложена вот эта которая в конце концов привела ученых к озеру Восток - прим.

Бурилась она вообще без всякой информации о том, что под ней находится подледниковое озеро. Никто еще об этом озере тогда не знал и не предполагал. А когда было открыто озеро Восток? Озеро было открыто в 1994 году по сопоставлению данных сейсмического зондирования в районе станции "Восток", авиационного радиолокационного профилирования, которое выполнялось американцами, англичанами и советскими специалистами, а также по изучению данных альтинометрических измерений высоты дневной поверхности ледника, полученных с европейского исследовательского спутника IRS-1.

На тот момент глубина скважины составила 3053 метра. Первое сообщение об этом было сделано в 1994 году на открытой научной конференции Научного комитета Антарктических исследований, а в 1995 году появилась первая публикация. Непосредственным проектом по исследованию озера Российская Антарктическая экспедиция стала заниматься начиная с сезона 1995-1996 годов и ведет работы по настоящее время. Заливочная жидкость буровой раствор - раствор, который заливают в скважину во время бурения.

Он выполняет целый ряд функций - например, удаляет буровой шлам и обеспечивает гидростатическое равновесие в скважине, предохраняя от разрушения ее стенки и сам керн. Нам очень хотелось проникнуть в озеро, изучить его, и 5Г давала самый прямой путь для изучения его водного тела и слоя донных отложений. В 1998 году, когда глубина скважины составила 3623 метра, по настоянию Международного Антарктического сообщества мы остановили буровые работы, потому что тогда до границы лед-вода, по данным не зависящих друг от друга геофизических измерений, оставалось примерно 130 плюс-минус 20 метров льда. Сообщество обратилось к нам с просьбой приостановить буровые работы до разработки экологически чистой технологии проникновения в это озеро.

Буровые работы были возобновлены только в конце 2006 года, когда такая технология была создана, и потребовалось очень много времени, чтобы согласовать ее не получить разрешение, я подчеркиваю это, а согласовать с Международным Антарктическим сообществом.

Российские ученые проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде 13:44, 06 февраля 2012г. Просмотров: 2580 06. Источник в структурах Росгидромета подтвердил, что ученые достигли поверхности озера, не сообщив подробности.

Самолет брюхом зацепил за заструг и скачками, скользя, загасил своё движение", - говорит менеджер Международного Антарктического центра Андрей Карыгин. На кадрах кинохроники — одна из первых антарктических трагедий. Экспедиция только спустилась с корабля, трактор с водителем уходит под лёд. Антарктида забрала жизни сотен полярников. Всего людей на континенте около тысячи.

Здесь принято предупреждать, если кто-то куда-то собрался. Хоть на улицу подышать, хоть в поход на станцию "Восток". Полторы тысячи километров по льду. Топливом колонну снабжали с воздуха. Сбросили 400 бочек. И для машин, и чтобы увезли на станции. Командира Ил-76 здесь любят. Рубен Есаян. Герой России, лётчик-испытатель.

Это он поднимал с заброшенного таёжного аэродрома в селе Ижма, аварийный Ту-154. Экипаж Есаяна - единственный российский в Антарктиде. Мы точно также десантировали финнам, норвежцам здесь по их же просьбе", - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ, герой РФ Рубен Есаян. Но это возможно только в спокойную погоду, с ноября по февраль. Меняют смены зимовщиков. Тоннами везут продукты, топливо, технику. Во время зимовки, что бы ни стряслось, помощи не будет. Не пробьётся через лёд и бури. На космическую станцию и то летают чаще.

До конца февраля Ил-76 сделает ещё несколько рейсов в Антарктиду и обратно. А потом - перерыв до ноября. Здесь не будет ни нашего самолёта, ни каких-либо зарубежных. Получается, что российская часть Антарктиды остаётся отрезанной от большой земли. Добродушный бородач зимовал в Антарктиде 8 раз — рекорд 22 месяца. Сначала будут готовить технику к новому сезону. Весной начнут чистить аэродром от тысяч вагонов снега.

Русские ученые пробурили ход к озеру в Антарктиде

Елагина и начальника гляцио-бурового отряда 57-й РАЭ Н. Накануне, 4 февраля на отметке глубины скважины 3766 м произошел контакт бурового снаряда с водной линзой. Свидетельством этому стал нижний участок ледяного керна, извлеченного с этой глубины — поверхность нижних 70 см керна была отглазирована так, как будто перед самым подъемом он был погружен в воду. При этом никаких каналов или капилляров в теле керна визуально не наблюдалось. Именно этот контакт с водной линзой в скважине был ошибочно воспринят некоторыми средствами массовой информации за реальное проникновение в водный слой озера. Последующий спуск бурового снаряда на забой скважины показал, что процесс бурения льда не продолжается.

Насос бурового снаряда, предназначенный для откачки буровой жидкости с ледяным шламом от резцов буровой коронки, стал закачивать во внутренний объем снаряда воду.

Возможно, оно находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет. Как полагают учёные, в водах озера могут обитать живые организмы, ибо в нём имеются все необходимые для жизни факторы. Открытие озера восток — одно из крупнейших географических открытий второй половины XX века Слайд 25 В 1968 году основана самая северная советская научная станция в Антарктиде — Беллинсгаузен. Российские полярники часто называют станцию Беллинсгаузен «курортом», ведь, по сравнению с остальными арктическими станциями, здесь неприлично тепло круглый год!

Это требование угрожало похоронить проект, поскольку бурение скважины с нуля к другому подледниковому озеру в Антарктиде требовало очень больших расходов. Выйти из ситуации помогла случайность: в 2004 году датские гляциологи бурили скважину в северной части Гренландии, используя практически ту же технологию, что предлагали российские специалисты. На глубине более двух километров буровой снаряд попал в водную линзу. В этот момент скважина не была целиком заполнена заливочной жидкостью, что создало недокомпенсацию давления. Через год датские специалисты вновь разбурили ледяной керн, который образовался при подъеме воды по скважине. Оказалось, что загрязненным керосином и фреоном был только верхний 10-сантиметровый участок ледяного керна, далее лед был стерильно чистым. Это независимое "тестирование" помогло российским ученым получить "добро" международного сообщества на продолжение бурения скважины к озеру Восток. В 2006 году, после восьмилетнего перерыва, скважина была расконсервирована, и бурение было продолжено. В октябре 2007 года произошла авария - буровой снаряд застрял в скважине на глубине 3668 метров и оторвался от кабеля, извлечь его не удалось. В 2009 году было принято решение продолжить бурение с глубины 3590 метров, отклонив ствол скважины от вертикали.

Поэтому участники таких экспедиций проходят серьезный отбор. Больше года здесь никого не держат. Медики говорят, что организм к таким условиям не способен привыкнуть в принципе. Полярник должен выдерживать не только суровые условия, но и отличаться крепким здоровьем. Ведь на станции из медперсонала только хирург и анестезиолог, сложные операции они не сделают, а самолет даже в крайнем случае сможет сесть лишь в минус 45 градусов, а в Антарктиде средняя температура зимой за минус 50. Тебя сразу предупреждают: в случае чего помочь будет некому. В свою первую зимовку Василий провел на «Востоке» почти полтора года. Причем жить приходилось буквально под снегом — все здания, кроме дизельной электростанции, находятся под толщей снега в четыре-шесть метров. Из связи с внешним миром была лишь спутниковая связь, радиосвязь и электронная почта. Лишний раз выходить на улицу желания не возникало: зимой температура в этих местах достигает 60-70 градусов ниже нуля, а летом теплеет до минус 30-50. Поэтому перед вылазкой из дома исследователи тщательно утеплялись, чтобы не осталось открытых участков кожи, иначе вмиг заработаешь обморожение. По словам Василия Полькина, в самый сильный мороз температура опускалась до минус 80. А когда за окном мела метель, запрещалось покидать здание, иначе за снежной пеленой легко потеряться. Вот на станции «Мирный» ветер дует со скоростью 40-45 метров в секунду. В этом случае может просто унести», — поясняет Василий. Еще одним испытанием стали полярные день и ночь, все прелести которых жители станции прочувствовали на себе. Не обошлось и без внеплановых ситуаций. Так, в разгар 70-градусных морозов вышла из строя спутниковая тарелка — пришлось Василию и его напарникам совершать вылазку из теплого помещения и откручивать аппарат в экстремальных условиях. Свободное же время он проводил за книжками или ноутбуком, пересматривая взятые с собой фильмы. Единственное, чего сильно недоставало, это Интернета, признается ученый.

Русские ученые совершили сенсацию в мире науки, сравнимую с полетом на луну

Буровые работы здесь начались в 1989 году. После первого проникновения в озеро 5 февраля 2012 года вода поднялась на 380 м, и потребовалось три сезона, чтобы снова добраться до озера. 6 февраля 2012 года на российской станции Восток удалось достичь одноименного подледного озера, расположенного на глубине нескольких километров под ледяным щитом Антарктиды. Бурили, бурили и добурились! 06/02/2012 Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде. В ста метрах от тайны. Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде, сообщил в понедельник РИА Новости источник в научных кругах. Вчера на станции Восток в Антарктиде наши ученые на глубине 3,768 тысячи метров завершили бурение и. Российские ученые после более 30 лет бурения проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде 05.02.2012 года на станции Восток в Антарктиде Российские ученые на глубине 3,768 тысячи метров завершили бурение и достигли поверхности подледникового озера.