Черты жанра маяковский в произведении флейта

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Маяковский — великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций. В.В. Маяковский — певец революции, в своих лирических произведениях он передает мысли и чувства, нового человека — строителя социалистического общества. Лирика Маяковского богата и разнообразна.

Развеществление как поэтически-философская концепция в поэме В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Основная идея Изменения в ощущениях и взглядах у самого автора стали основой для создания произведения. В нём Владимир Владимирович желал высказаться. Сделал он это ярко и образно, как всегда умел, следуя своим принципам. Средства выразительности В тексте много тропов, обозначу хотя бы малую часть из них. Весельем улиц орошен, пить стихи, вызолачивайтесь в солнце — вот некоторые метафоры. Стоит отметить: текст является метафоричным, и это вполне характерно для творчества В. По тысяче тысяч — гипербола.

Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным, но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». В поэме «Флейта-позвоночник» связь всеобъемлющего чувства любви со всей жизнью человека как бы заложена в глубь поэтической метафоры. Как позвоночник составляет опору тела, так любовь поддерживает дух человека во всех испытаниях. Воспоминание о любимой даже в смертный час может вызвать улыбку счастья. Но голос «флейты-позвоночника» далек от успокоительной мелодии. Неистовая сила чувства, которое лирический герой поэмы пронесет сквозь все испытания, сохранив до самой смерти: Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе, — сталкивается с простым и страшным обычаем: Знаю каждый за женщину платит. И вот уже любовь из светлого чувства превращается в мучительную пытку, ниспосланную человеку «всевышним инквизитором». Расплата за любовь, к которой готов поэт, — смерть — страшная расплата. В отзывах о нем на первый план постоянно выдвигались пресловутая «желтая кофта» и участие в эпатирующих выступлениях футуристов.

Маяковский принес в поэзию не только новый словарь, но и новый тип поэтических ассоциаций, рожденных эпохой надвигающихся социальных столкновений. Особенно значительны открытия Маяковского в области стихосложения. Октябрьскую революцию Маяковский принял как начало долгожданного обновления мира, освобождения народа и отдал ей горение сердца и «всю звонкую силу» поэта. Об этом свидетельствуют его работа в окнах РОСТа, частые выступления, стихотворения — отклики на текущие события. Его «служение» новой власти относится к разряду «высокого служения», основанного на искреннем чувстве веры в идеалы марксизма. Так продолжается до 1929 г.

Репину; «брал уроки» по логике и эристике у Евреинова Евреинов был доволен успехами Маяковского: «Он, нет сомнения, очень хорошо усвоил... В этой поэме окончательно определяется столь важная для всего дооктябрьского а также и постоктябрьского периода творчества Маяковского тема богоборчества. В «Тринадцатом апостоле» поэт решительно снижает традиционный образ всемогущего вершителя человеческих судеб. Не слова — судороги, слипшиеся комом; и побежит по небу с моими стихами подмышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. Огромное, всепоглощающее чувство любви составляет все ее содержание. Тема любви, дающей человеку силы, способной, по словам поэта, «пустить в работу» «сердца застывший мотор», — одна из самых заветных тем поэзии Маяковского. Все, но только иначе. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным, но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». В поэме «Флейта-позвоночник» связь всеобъемлющего чувства любви со всей жизнью человека как бы заложена в глубь поэтической метафоры. Как позвоночник составляет опору тела, так любовь поддерживает дух человека во всех испытаниях. Воспоминание о любимой даже в смертный час может вызвать улыбку счастья. Но голос «флейты-позвоночника» далек от успокоительной мелодии. Неистовая сила чувства, которое лирический герой поэмы пронесет сквозь все испытания, сохранив до самой смерти: Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе, — сталкивается с простым и страшным обычаем: Знаю каждый за женщину платит.

Темы, затрагиваемые поэтом, всегда социальны. Подтверждением могут служить строки из стихотворения «Нате! Это утверждение иллюстрируют определения, данные Маяковским советсткому паспорту: «серпастый, молоткастый». Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж — шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате! Часты у Маяковского и эллипсы — пропуски значимых слов, что характерно для разговорной, эмоциональной речи сравните название стихотворения «Скрипка и немножко нервно», которое, видимо, должно выглядеть как «Скрипка [звучала грустно] и немножко нервно». Подобные нарушения объясняют негативной программой футуристов: для них характерен декларативный отказ от норм существующего языка. Но разрушение для художников-авангардистов было всегда актом творческим, для которого грамматические неправильности — не самоцель, а способ рождения новых смыслов.

Литература. 9 класс

Целью данной работы является выяснение специфики словотворчества одного из лучших в истории русской литературы новаторов слова ‒ В. В. Маяковского, ставится задача классифицировать окказиональные слова в его произведениях и объяснить их происхождение. о чувствах поэта к небезызвестной Лиле Брик. Душевные терзания, острые переживания, смятение и противоречивые эмоции нашли воплощение в этом произведении поэта. В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие, бунтарские мысли, но есть в его поэтическом наследии и мягкая, нежная лирика. В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие, бунтарские мысли, но есть в его поэтическом наследии и мягкая, нежная лирика. "играть на флейте-позвоночнике, значит отдавать всего себя чувствам, приносить себя в жертву, испытывая боль, отчаяние, специально раздирать тело и вынимать душу, выставляя сердце на всеобщее обозрение. Стихотворение было написано Маяковским в самом начале его карьеры, а именно в 1913 году (писать он стал с 1911 года). Оно относится к раннему творчеству поэта, когда тот переживал не самый лучший период в жизни, поэтому в произведении присутствуют нотки печали.

История создания

  • НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
  • Анализ стихотворения «Флейта‐позвоночник» Маяковского.
  • НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
  • Ответы : Подскажите пожалуйста, где я могу найти анализ "флейта-позвоночник" В. Маяковского?
  • А вы могли бы – анализ и сочинение по стихотворению Маяковского
  • Развеществление как поэтически-философская концепция в поэме В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Жанр поэмы и «Облако в штанах»

Маяковский — великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций. На третьем Всероссийском конкурсе моло-дых исполнителей советских песен в 1980 прозвучало 600 произведений. Пушкин неисчерпаем, “Маяковский исчерпывает”. Он настолько свой, что мы можем говорить с ним на “ты”. Мы взбираемся по его словам-лесенкам и общаемся то с “флейтой-позвоночником”, то с солнцем, заглянувшим на дачу к поэту, то с самим Пушкиным, “живым, а не мумией”. В. Маяковский определяет искусство как «свободную игру познавательных способностей». Игровое начало в футуристическом тексте исполняет не локальную, вспомогательную роль, имеет отношение к самой онтологии произведения. Окутанная дыханьем божьим, она является ипостасью самого Бога: в одном из мифов, приведенных К. Леви-Стросом, происходит реинкарнация сына Солнца во флейты.[1] Изнанкой ее высокой духовности становится все античеловеческое. Предлагаем вашему вниманию произведение «Флейта-позвоночник». Автор Владимир Маяковский. Рецензии, цитаты. Возможность купить. В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы.

Культурно-исторический контекст лирических поэм В. Маяковского

А вы могли бы – анализ и сочинение по стихотворению Маяковского Имен-но поэтому Маяковский оказался в силах возродить жанр, распав-шийся у символистов»13.
А вы могли бы маяковский анализ егэ Строки из его стихотворений звучат как лозунги, призывы к активной гражданской деятельности. Однако вместе с бунтующими чертами характера в произведениях поэта раскрывается романтическая сторона личности Маяковского. Это проявляется в его любовной лирике.
Сочинение на тему лирика маяковского «Флейта-позвоночник» — одно из первых стихотворений Маяковского в жанре любовной лирики. Страдания поэта длились всю его жизнь и закончились предсказанным очень давно самоубийством.
«А вы могли бы?» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, история создания Купюры были восстановлены только в двухтомном сборнике «Все сочиненное Владимиром Маяковским», изданном в 1919 году, где поэма была напечатана под названием «Флейта позвоночника»[2].
Анализ стихотворения «Флейта‐позвоночник» Маяковского. В. Маяковский определяет искусство как «свободную игру познавательных способностей». Игровое начало в футуристическом тексте исполняет не локальную, вспомогательную роль, имеет отношение к самой онтологии произведения.

Средства художественной выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Маяковский — великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций. процесс и метод создания авторской манеры Маяковского в аспекте художественных тенденций начала XX века. Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэтом на одном дыхании. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной советской действительности авторскому утопическому идеалу. Ставя своей целью агитацию современника, Маяковский затронул «вечные» вопросы. Знать основные вехи жизни и творчества В.В. Маяковского, своеобразие мироощущения лирического героя, новаторство, черты футуризма как литературного течения в его стихотворениях.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского

Новаторский характер ранней лирики в.В. Маяковского. В стихотворении Маяковский описывает флейту, которая играет внутри его позвоночника. Это метафора, которая символизирует его внутренний мир и его творческую энергию. Флейта становится инструментом, с помощью которого поэт выражает свои мысли и эмоции.
Все произведения маяковского. В чем смысл произведения Предлагаем вашему вниманию произведение «Флейта-позвоночник». Автор Владимир Маяковский. Рецензии, цитаты. Возможность купить. В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы.
Пащук Нелли, Терентьева Нина | | Журнал «Литература» № 8/2002 Поэма «Флейта-позвоночник» — одно из ранних творений Владимира Маяковского, написанное в 1915 году. Это лирическое произведение, в котором поэт выражает свои чувства к любимой женщине, Лили Брик, и свою философию жизни, искусства и поэзии.
«А вы могли бы?» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, история создания В.В. Маяковский — певец революции, в своих лирических произведениях он передает мысли и чувства, нового человека — строителя социалистического общества. Лирика Маяковского богата и разнообразна.

Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!

Для раннего Маяковского характерна борьба с автоматизмом восприятия предметов, пристальное вглядывание художника в вещь, всем уже примелькавшуюся — придание ей живости, онтологической глубины. Смыслы заменяют вещи и встают на их места. Вещи становятся чистыми смыслами и приближаются к состоянию безвещности. Критикуя теорию Потебни о символичности слова как поэтичности, Виктор Шкловский писал: «…основу этого построения положено уравнение: образность равна поэтичности. В действительности же такого равенства не существует. Для его существования было бы необходимо принять, что всякое символическое употребление слова непременно поэтично, хотя бы только в первый момент создания данного символа. Между тем мыслимо употребление слова в непрямом его значении, без возникновения при этом поэтического образа» [14,с. Более того, в начале века поэтические эксперименты показали, что слово от внутреннего, поэтического значения следует избавить путем выплескивания, предельной конкретизации смысла — метафору не оставлять как только метафору с ее красивостью, но «взорвать» слово изнутри, увести в каламбур или гиперболу. Внутренняя гармония, спокойствие не соответствуют новому времени с его эмоциональными и интеллектуальными запросами.

Одним из этапов развеществления мира является его дегуманизация — вещи становятся враждебными человеку, урбанизация убивает, делает человека вещью. Каменский [9, с. Символист Андрей Белый, использовал производственную тематику для непосредственного смыкания времени с человеком, уничтожение громоздким мелкого: «Предприятие постройки — огромный, в себя замкнутый мир, мы в нем канули» [2, с. В манифесте Т. Маринетти 1909 воспевается скорость, свойственная тому времени, когда автомобиль, новое еще изобретение, давил выскочивших из подворотен псов и «от них не оставалось ничего, даже мокрого места, как не остается морщин на воротничке после утюжки» [9, с. Данный образ поясняет эстетическую задачу — живое, природное сопротивляется прогрессу и умирает. Дегуманизация завершается уничтожением себя временем: «И самим лететь прямо в разверстую пасть и плоть ветра! Пусть проглотит нас неизвестность!

Формально Маяковский следовал принципам Маринетти, он максимально приближает поэму «Флейта-позвоночник» к деструкции, однако не ограничивается простым и формальным ее исполнением и отчасти возвращается к эстетическим положениям немецкой классической философии. Разработка «живого» языка вещей шла в европейской литературе первоначально в рамках романтизма и гегельянства. Идея, согласно Гегелю, выходит сначала из своей непосредственности и внешности и входит в самое себя, чтобы стать живым словом. Гегель видел действительное лишь в разумном: только человек рассудка, соответствующий абсолютному духу истории, может победить время и сам стать абсолютным духом, соединяющим божественное и человеческое, дать подлинную свободу, что стало для поэтов лейтмотивом их творчества, а в философии породило многочисленные спекуляции на тему Богочеловека. Историю страны Маяковский воспринимал личностно, в рамках духа времени. Неизбежным атрибутом его поэтики была борьба за то, чтобы все человечество поднять на уровень духовной жизни, а для этого важно соответствие поэта своему времени. На соответствие Маяковского духу времени указывал Р. Якобсон: «Поэт, обгоняющий и подгоняющий время, — постоянный образ у Маяковского.

Не таков ли подлинный образ самого Маяковского» [15, с. Исследователь отмечает, что Маяковский и Хлебников угадывали время, именно они предсказали революцию, и сошлось все, вплоть до даты. Положение Гегеля о сильной индивидуализированной натуре, которая должна иметь свой «достаточный кусочек Вселенной», иметь «различенную единичность», «свою субстанциональную тотальность» [5, с. Примечательно, что это противоречит положению теоретиков деструкции, так, Хайдеггер видел судьбу как безвластную, подставляющую себя превратностям сверхвласть молчаливого, готового к ужасу бросания себя на свое бытие-виновным» [12, с. И развеществление бунт против ограниченности вещи приводит Маяковского скорее к пути тантры, чем к деструкции. Гегель писал о том, что недостаточность силы рассудочного сознания вызывает хаос, неконтролируемую болтовню, бестолковость. Бестолковые, по мнению немецкого философа, страдают «не только незнанием, но и бессознательным извращением того, что их непосредственно окружает» [5, с. Маринетти видел пользу для искусства в том, что убивал в нем бессмыслицу и через это убийство искал новые смыслы.

Поэтика XX века становилась все более рациональной и все менее «безумной». Отошли на второй план пифии и фавны, которые оказались слабы в то время усиления абсолютного духа истории, в котором нет места ни фантазиям, ни быту с его мещанскими ценностями. В «приказе по армии искусства» Маяковский не признал ни одного из прежних литературных направлений и каждое видел как безжизненное, слабое, бестолковое, не соответствующее эпохе. Ненавидя мертвечину, ставя во главу угла жизнь, он соединил в себе все, к чему стремилось время. Различенная единичность — в образе души - пещеры, в которой есть «иконы» с ликами тех, кто поэту «нравились и нравятся». Душа у него выступает в абстрактной свободе своего «я» и становится ощущающим сознанием. Возможно, в «пещере» они не могут все уместиться сразу, она не безразмерна — но безразмерно желание поэта поместить всех, и вот они выстраиваются длинной вереницей, создавая «любимых неисчерпаемые очереди». Их существование — особый мир, содержащийся в «скрытом виде в идеальности субъекта» [5, с.

Чувственное, согласно гегелевской концепции, должно быть освящено сиянием идеи и являть собою сосредоточие творческой свободы, потому, претендуя на настоящее искусство, футуристы осуществляли свою свободу через бунт против устоявшегося и низкого.

Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве , употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая. Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком». Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц.

Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики. Проблематика В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта. Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями.

Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть. На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль. Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его.

Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы». Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию. И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию. Сохрани у себя на стенке! ХХ век без В.

Маяковского представить невозможно. Маяковский был самым известным и талантливым поэтом-футуристом. Поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лир. Первоначальное название поэмы — "Тринадцатый апостол" — было заменено цензурой. Каждая часть поэмы выражает определенную идею 4. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика "Долой ваш строй, любовь, искусство, религию! Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение.

Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма. Первая часть поэмы — о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги». Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная? Кто говорит? Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы, и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание. Теме поэзии посвящена и третья глава. Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией». Еще одно «долой» поэмы — «долой ваш строй », ваших «героев»: « железного Бисмарка », миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений — Наполеона. Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с ненавистным строем и призывает к революции.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», глашатаем нового мира.

Но если нет «деятельности», я мертв. Любовь не установишь никаким «должен», никаким «нельзя» — только свободным соревнованием со всем миром». Нет сомнения, что это спор. Сказанное здесь невозможно совместить с идеей «свободной любви». Поэтому второй персонаж поэмы она оказывается в иной нравственной атмосфере, этого нельзя скрыть никаким рыцарским жестом. Последние подглавки поэмы имеют названия «Вера», «Надежда», «Любовь».

И среди прочих заслуг, добродетелен и обещаний — если воскресят — делать все «даром»: «чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть», а также «развлекать, стихами балагуря», — поэт столь же проникновенно говорит о любви к «зверью». Далекое будущее, XXX в. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в далекое будущее: Ваш Нынче недолюбленное обгонит стан звездностью бесчисленных ночей. Слово о любви произносит Маяковский-романтик. О любви, которая бы не была «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая бы заполнила собой вселенную, «чтоб вся на первый крик: «Товарищ! Такой представлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Поэма «Про это» — последний выплеск любовной лирики. Маяковского в начале 20-х гг.

После нее любовная тема надолго исчезла из его поэзии. В 1928 г. Но это уже другая тема… Поэма «Про это» оставила глубокий след в творчестве Маяковского, она опровергла рационалистические установки левого искусства Леф на «производственничество», поставив в центре внутреннюю жизнь человека. В личном плане поэма обнажила конфликт поэта с враждебным миром поругания любви. Она явилась своеобразным мостом к лироэпосу поэм о Ленине и Октябре. Октябрь в поэзии Маяковского Восприняв революцию как первый акт преображения всей жизни. Маяковский ищет среди людей тех, кто оказался бы способен совершить до конца это действо, кому надо подражать. Такой фигурой ему представлялся Ленин, о котором он написал стихотворения «Владимир Ильич» и «Мы не верим!

Смерть вождя революции в 1924 году стала для Маяковского настоящим потрясением. Работая над поэмой «Владимир Ильич Ленин», он тщательно изучал биографию и труды своего героя, ленинская тема вызрела в нем, стала неизбывной: «Голосует сердце я писать обязан по мандату долга». Если в поэме «Человек» поэт уподобляет судьбе Всевышнего свою судьбу, то в поэме о Ленине «житие» ее героя заставляет вспомнить Новый Завет, жизнь и деяния Спасителя. Хотя конечно же поэт с гневом отбрасывает даже в сослагательном наклонении мысль про то, что «был он царствен и божествен», и всячески выделяет в Ленине черты «самого земного» человека, напоминая при этом, что «каждый крестьянин Ленина имя в сердце вписал любовней, чем в святцы». Все-таки в сравнение берутся «святцы». Но сказанное раньше, в стихотворении «Владимир Ильич»: «Я в Ленине мира веру славлю и веру мою», — эхом отзовется обновленческому энтузиазму молодого Маяковского. Образ Ленина — это в представлении поэта идеал революционера и человека новой эпохи. Он выделяет в нем такие качества, как доброта и твердость, распределяя их в отношениях с товарищами и врагами, его принципиальность в политических спорах и решениях.

Развернутый на значительном пространстве поэмы, портрет Ленина представляет собою попытку вписать его в историю. В некоторых местах заметно, как лироэпическое течение поэмы нарушается рационалистически-агитационной хроникой. Слияние искусства и политики происходит в тех наиболее значительных фрагментах, когда в сюжет вплетается личная тема или в очень чувствительной точке сюжета пересекается с нею. Один из таких сюжетных узлов — день Октябрьского восстания. Все испытанные, а также новые варианты стиховой выразительности призваны поэтом на выполнение задачи написать «капитализма портрет родовой». На фоне ярких подробностей, насыщенных содержанием картин, встречаются строки декларативные, из словаря политпросвета, их поэтическое несовершенство Маяковский ощущал, но он отстаивал право на эксперимент, он прямо и неукоснительно вводил в поэзию политическую лексику, лозунг. Маяковский доказывал необходимость поэтического освоения «неизящных» тем, законность их присутствия в искусстве. В сплаве хроникального эпоса, политики и лирики эта часть закрепляет найденную Маяковским жанровую разновидность — лироэпической политической поэмы.

Всю трудную для восприятия политическую серединную часть поэмы эмоционально вбирает в себя мощный лирический поток, зародившийся в ее начале и половодьем горестных переживаний затопивший финальную главу. Три неровные части поэмы о Ленине сложились так: первая — лирическое вступление и вступление к эпосу, начало «рассказа»; вторая, самая объемная, и есть эпос, «рассказ»; третья часть — похороны Ленина — реквием. Поэма «Хорошо! Поэт избирает для нее труднейшую форму полифонического диалога, чтобы показать настроения массы людей, главным образом крестьянской, переодетой в солдатские шинели. Маяковский проявляет себя мастером создания «портрета» обретающей сознание революционной массы, в этом его поэтическое открытие. Замечательно сатирическое изображение деятелей Временного правительства. Конечно, Маяковский не мог, да и не имел в виду показать всю расстановку сил перед Октябрем, но помимо Керенского, Милюкова и Кусковой, представляющих силы эсеровско-кадетского толка, он все-таки показывает и еще одну разновидность контрреволюции — уже монархической окраски. Это штабс-капитан Попов, личность более волевая, чем Керенский.

Рядом с ним некий адъютант, «профессор, либерал», в ходе диалога с монархистом Поповым раскрывающийся как человек нестойких убеждений. Маяковский не оставляет идею показать революцию как явление исторически неизбежное и организованное. По контрасту с пьяной болтовней либерала и монархиста в противоположном стане царит деловое напряжение, все слова и распоряжения точны, взвешены. Человек, который информирует о текущих событиях и отдает распоряжения,— собран, деловит, опытен. Скорее всего это профессиональный революционер из народа, прошедший выучку в подполье, в тюрьме или ссылке, в армии под руководством более опытных и старших. Демократическое происхождение подчеркнуто стилистическим штрихом в его речи: «Я, товарищи,— из военной бюры. Кончили заседание тока-тока». Ясно, что так мог сказать недавний рабочий из крестьян или крестьянин, прошедший первую школу революционной работы в армии.

Кульминация первой условно части поэмы — 6-я глава, в ней показано взятие Зимнего дворца и победа вооруженного восстания в Петрограде. Это динамичная картина с конкретными подробностями и образами-символами. Однако Маяковский не дает волю патетике, хотя запечатлевает самый исторически важный момент в сюжете. Он начинает и кончает главу подчеркнуто обыденным пейзажем «Дул, как всегда, октябрь ветрами... Акцентированная обыденность эпизода низложения и ареста Временного правительства должна подчеркнуть, по мысли поэта, историческую неизбежность и закономерность революционного переворота в России. В поэтике 6-й главы огромную роль играет смена ритма. Повествовательно спокойный вначале, он тут же, во второй строфе, взрывается частушкой, затем бегство Керенского идет толчками и снова повествовательно спокойно — об окружении Зимнего, о Ленине в Смольном... Постоянная смена ритма согласуется с движением сюжета и отражает отношение поэта к происходящему.

Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта 8-я глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка се: «Дяденька, что вы делаете тут, столько больших дядей? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей». Упрошенный плакатный показ цели, которой добивалась революция. В «московских», «бытовых» главах дан как бы социальный разрез общества, выглядит он разнообразно и живописно. В общий ряд персонажей поэт вписывает и себя, вписывает ближайшее реальное окружение «... Лиля, Ося, я и собака Щеник» , рассказывает, как впрягается в салазки, привозит в дом полено дров, «забор разломанный», растапливает печку.

Здесь начинается мотив, новый в творчестве Маяковского, новый в нашей поэзии,— мотив патриотизма, подхваченный другими поэтами. В проникновенных строках поэт скажет, что только «в этой зиме» ему понятна стала «теплота Любовей, дружб и семей», что только в таких условиях «поймешь: нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку» и что землю, «с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя». А две морковники и полполена березовых дров, предназначенные любимой, заболевшей от холода и недоедания; щепотка соли — сестре к Новому году; себе — «кусок конский» — все это трогательные детали уже личного, но и не только личного быта. Личная причастность к происходящему придает особую эмоциональность произведению, и лирическое течение поэмы набирает силу. Лирическое начало приобретает публицистический характер. В нем звучит вызов тем, кто пребывает в сытости и довольстве и в равнодушном созерцании бедствия народного. Им «из нищей нашей земли» кричит поэт: «Я землю эту люблю». Напоминая о великой боли голодающего Поволжья, о великой беде России, он заявляет: «Но землю, с которой вдвоем голодал,— нельзя никогда забыть!

Лирический герой выходит из этой борьбы закаленным бойцом, патриотическое чувство его получает социальную окраску. К концу поэмы возрастает ее публицистический накал — в эпизодах бегства интервентов из Крыма, окончания гражданской войны. Картины эти сюжетны, написаны изобретательно, пластично, характерными для поэмы сатирическими красками в изображении врагов революции. Причем в сатире Маяковский избегает гиперболических образов, старается быть ближе к «говору миллионов», употребляет сниженную лексику «На рейде транспорты и транспорточки, драки, крики, ругня, мотня, — бегут добровольцы, задрав порточки,— чистая публика и солдатня». А иногда достигает эффекта соединением в одной фразе разностильных лексических вариантов «Кадеты — на что уж люди лояльные — толкались локтями, крыли матюгом». Вздох сожаления, а совсем не иронию вызывают «оторванные от станков и пахот», тоже в «транспортах-галошинах» пустившиеся на поиски иллюзорного счастья вдали от родины... Эта горькая нота у непреклонного Маяковского прозвучала здесь впервые, время, видимо, приглушило некоторые связанные с эмиграцией эмоции. Бодрый финал поэмы «Я земной шар чуть не весь обошел...

Для читателей новых поколений, как, впрочем, и для немалого числа современников поэта, более убедительным мог показаться ответ, данный Маяковским в стихотворении «Разговор с товарищем Лениным». В этом «разговоре» «не по службе, а по душе», разговоре откровенном, почти интимном, поэт честно «докладывает» о трудностях и недостатках в строительстве новой жизни, признается, что это «работа адовая», что в жизни нашей «много разной дряни и ерунды», что, наконец, «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Многочисленные сатирические произведения поэта стихи, фельетоны, пьесы говорят о том, что он хорошо видел реальные трудности в достижении целей революции, как видели их А. Платонов, М. Зощенко, М. Но, как человек нетерпеливый, устремленный в будущее, поддавался настроениям победительной эйфории. Ее влияние сказалось в финале поэмы «Хорошо! Есть человеческие слабости, которые иногда одновременно проявляются в большой массе народа, и среди слабостей есть такие, которые — в контексте истории — надо просто понять, не пристегивая к ним нравственных оценок.

Надо понять и нетерпение людей, измученных лишениями военных лет, послевоенной разрухой, понять их веру в скорейшую обещанную большевиками победу коммунизма, питавшую энтузиазм народа в строительстве новой жизни. Маяковский был так же искренне заражен оптимизмом творца нового, когда изображал некое подобие прекрасного будущего в пьесе «Клоп», когда, подгоняя время, видел «коммуну во весь горизонт», когда, забегая вперед, представлял настоящее в финале поэмы «Хорошо! Он искренне верил в высокие идеалы. Но уже вскоре после победы революции, в буднях строительства новой жизни, поэт увидел, как на практике искажаются эти идеалы. Чрезвычайно характерен тот факт, что сразу после стихотворения «Последняя страничка гражданской войны» он пишет стихотворение «О дряни» 1920 — 1921. Поэт устремил «отточенные пики» своей сатиры в двух направлениях: на борьбу с мещанством и на борьбу с бюрократизмом. Его излюбленный прием в сатирических стихах — гротеск, совмещение реального с фантастическим. В форме острого гротеска написано стихотворение «Прозаседавшиеся», которое похвалил Ленин, понимавший, что бюрократизация аппарата власти ведет к ее перерождению.

Так уже в 1922 г. Маяковский дал первый бон советской бюрократии и не прекращал войны с нею до конца жизни. В ряд с «Прозаседавшимися» становятся стихотворения «Фабрика бюрократов», «Бумажные ужасы», «Канцелярские привычки». Повышается и адрес сатирических нападок Маяковского, под его прицел попадают чиновники крупного калибра, вплоть до членов ЦИКа. Сатира — «оружия любимейшего род». Но есть в творчестве поэта немало сочинений сатирического жанра, написанных на уровне газетной агитки. Это результаты некой поденной газетно-производственной работы в духе лефовской теории «производственного искусства». Подлинной художественной высоты сатира Маяковского достигла в его драматургии, в пьесах «Клоп» и «Баня».

В «Клопе» он продолжает борьбу с мещанством, но с мещанством новой, советской окраски. Сам автор говорил о пьесе: «Обработанный и вошедший в комедию материал — это громада обывательских фактов, шедших в мои руки, в голову со всех сторон, во время газетной и публицистической работы, особенно в «Комсомольской правде»... Газетная работа отстоялась в то, что моя комедия — публицистическая, проблемная, тенденциозная. Проблема — разоблачение сегодняшнего мещанства». Главный персонаж Присыпкин, ставший Пьером Скрипкиным, типичный перерожденец, мещанин нового типа, порождение советских условий жизни. Спектакль «Клоп», поставленный В. Мейерхольдом, имел успех. Но подробнее остановимся на последней пьесе Маяковского — «Баня», премьера которой в театре Мейерхольда состоялась 16 марта 1930 г.

Спектакль и пьеса были подвергнуты разгрому в печати. В этой пьесе Маяковский сместил акцент со смешного как в «Клопе» на драматизм ситуации: дескать, смешно — да, смешно как в цирке, но то, над чем смеемся,— драма нашей жизни, ее уродство. Гоголь смеялся над уродствами в николаевской России сквозь слезы, Маяковский смеется над новым, советским уродством, сжимая кулаки от гнева. Драма построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, с одной стороны. Победоносиковым и его помощником Оптимистенко — с другой. И несмотря на то, что в ходе действия возникают очень смешные и глупые положения, отрицательные персонажи саморазоблачаются в репликах, поступках, жестах — по сути пьеса остается драмой. Драматизм ее — в борьбе с бюрократией, которая умеет приспосабливаться, вооружена демагогической риторикой, представляет собой организованную силу. В образе Победоносикова Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения казенного, аппаратно-управленчеекого свойства, уже в очень заметной степени исказившие к тому времени демократическую систему народовластия и управления.

Сама должность Победоносикова — главначпупс главный начальник по управлению согласованием абсурдна. Маяковский бьет по бюрократизму власти наотмашь. Если обозреть всю бюрократиаду, все аспекты его сатиры 20-х гг. И тут обращает на себя внимание одна фраза, вернее, пословица, повторенная в пьесе не однажды. Некто Иван Иванович разглагольствует о наших достижениях и замечает: «Конечно, кризис нашего роста, маленькие недостатки механизма, лес рубят — щепки летят... Старая русская пословица, не скрывавшая в себе ничего злодейского, становилась оправданием величайшего беззакония. Нет достаточных оснований утверждать, что Маяковский полностью осознавал ее опасность, но конечно же появилась она в пьесе совершенно не случайно: интуиция подсказала ему, что прикрытая демагогией насчет интересов народных масс пословица: лес рубят — щепки летят, — таит в себе зловещий смысл.

Тут футуризм доходил до последнего логического своего вывода — до так называемого «заумного языка», отцом которого был Кручёных. На этом языке и начали писать футуристы, но вскоре, по-видимому, просто соскучились. Обессмысленные звукосочетания, по существу, ничем друг от друга не разнились. После того как было написано классическое «Дыр бул щыл» — писать уже было, в сущности, не к чему и нечего: всё дальнейшее было бы лишь перепевом, повторением, вариантом. Надо было или заменить поэзию музыкой, или замолчать. Так и сделали» [369]. Футуризм выдохся примерно к 1915 году, а те, кто к нему относился, побрели своими путями. Серьёзного же внимания среди них заслуживает едва ли не один Маяковский. Владимир Владимирович Маяковский 1893 — 1930 — одна из заметнейших фигур как «серебряного века», так и советской литературы.

Владимир Маяковский — Флейта-позвоночник (Поэма): Стих

Строки из его стихотворений звучат как лозунги, призывы к активной гражданской деятельности. Однако вместе с бунтующими чертами характера в произведениях поэта раскрывается романтическая сторона личности Маяковского. Это проявляется в его любовной лирике. Пушкин неисчерпаем, “Маяковский исчерпывает”. Он настолько свой, что мы можем говорить с ним на “ты”. Мы взбираемся по его словам-лесенкам и общаемся то с “флейтой-позвоночником”, то с солнцем, заглянувшим на дачу к поэту, то с самим Пушкиным, “живым, а не мумией”. «Флейта-позвоночник» — одно из первых стихотворений Маяковского в жанре любовной лирики. Страдания поэта длились всю его жизнь и закончились предсказанным очень давно самоубийством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий