О каком качестве публичного выступления говорит цицерон

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах, высокая степень мастерства публичного выступления. Говорят, что ораторские способности Цицерона необычайны. Говорят, что даже на судебном процессе, в котором он выступал в качестве адвоката, подсудимый был добровольно выслан после того, как выслушал впечатляющие аргументы в своей речи, которую произнес философ. Любое устное высказывание перед классом – это двусторонний процесс, в котором участвуют говорящий и слушающие. Главная психологическая задача вступления – настроить слушателей на восприятие выступления. От того насколько удачно выступающий начнёт говорить, удастся ли ему заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех публичной речи.

10 правил Цицерона

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Если вы умеете разговаривать с друзьями за обедом, значит, вы знаете достаточно, чтобы выступать публично. Единственное, что по-настоящему важно в публичных выступлениях, – это не уверенность, не манера поведения и не умение говорить гладко. В данном реферате рассмотрены речи двух выдающихся ораторов – Цицерон и Франклин Рузвельт. Стоит отметить, что публичные выступления являлись весьма важными мероприятиями как во время древнего Рима, так и сегодняшнее время.

Какими чертами цицерон в первую очередь наделял идеального оратора

Здесь описывается отношение общества к старикам, важное соотношение физического и психологического возраста; «О государстве» — труд написан в виде диалога на тему политики. Здесь сосредоточены размышления о различных формах правления, как они зарождаются, философ поднимает важные вопросы оптимальности устройства страны и то, какими характеристиками должен быть наделен политический лидер тех времен; «О законах» — также предстает перед читателем в форме диалога, где развиваются мысли о государстве и его строе. Приводятся примеры бесправия и права. Поднимаются вопросы божественного права, мысли о позорном и бесчестном. Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия. Избранные цитаты Цицерона «Всякое действие — добродетель изначально. Чем гуманнее действие, тем ценнее добродетель и выше достоинство» «Жить — значит мыслить» «Настоящую любовь ничем не выбьешь, какой бы она ни была старой…» «Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома» Секреты Цицерона Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства: важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций; мысль должна быть изложена кратко и ясно; речь обязана быть максимально понятной слушателю; для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением. Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов: речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями; сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато; средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью. Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой. Похожие публикации:.

Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить , лишается права писать и получает 100 ударов розг»? За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Определите троп в судебной речи А.

Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»:? Определите риторическую фигуру в речи С.

И вот таким образом, возможно, начинается презентация - так же, как это происходит более чем тридцать миллионов раз ежедневно по всем Соединенным Штатам. Уместно было бы предложить графическую структуру, которая вполне подойдет для вашей следующей презентации. Все в этой презентации посвящено публике. Все начинается с вопроса, беспокоящего публику, а заканчивается определением того, каким будет "следующий шаг" к решению проблемы. От начала до конца докладчик ведет презентацию, представляет свои взгляды, информацию, планы, идеи, выкладки, но всегда говоря "на их языке", на языке аудитории.

Слушатели всегда убеждены, что лучшие презентации - те, в которых говорится все о них. Это может быть предложение, план, пакет, продукт. Упомяните выгоды. Он должен быть предельно конкретным.

Но государственная деятельность не оставляла места для занятий философией: слишком со многими приходилось спорить, слишком многим противостоять, не говоря уже об организаторских заботах. Победа триумвирата Цезаря, Помпея и Красса в 60 г. Он начал отходить от политики, хотя иногда выступал как адвокат, и постепенно обратился в основном к литературной деятельности. Он решил обучать ораторов и граждан не только устным, но и письменным словом — для первой цели создавал риторические, а для второй — философские трактаты.

Интересующие нас сочинения Цицерона написаны в форме диалогов: это была лучшая форма разговорной речи на письме, учившая формулировать мысли на ходу и сразу делать их общезначимыми. Если в Греции философию и риторику часто противопоставляли, потому что философия служит истине, а риторика — только мнению, то для Цицерона они — две стороны одного гражданского дела. Философия объясняет, почему гражданин должен быть добродетельным, а риторика показывает, что даже один гражданин может стать убедительным для всех сограждан. Соединить философию и риторику значило для Цицерона спасти республику — сделать так, чтобы голос добродетельных республиканцев был услышан, а их нравственная добродетель послужила примером всем будущим поколениям. К несчастью, Цицерон потерпел политическое поражение и был убит. Но и превратившись из республики в империю, Рим сохранил благоговение перед философией. Ее серьезно изучали поэты, например, Гораций, и императоры, в частности Марк Аврелий. Если бы Цицерон не сделал философию убедительной и восхищающей душу, она бы отошла в прошлое, как многочисленные политические или литературные кружки.

Но воспеть «всё» или править «всем» — это и означало для римлянина быть философом.

Ораторская речь согласно Цицерону

В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и с гражданским правом. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом, и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было, и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием?

Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать? Выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться во время. Нужно учиться говорить коротко. Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, краток, садись». Выступление должно представлять как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен отвечать на вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать умеренно! Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит — смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно — не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это — завершение вашего выступления. Способы подготовки к публичному выступлению. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению см. Схема 4. Способы подготовки к публичному выступлению 1. Экспромт — выступление без подготовки. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки. И в личной жизни, и на работе порой возникают ситуации, когда вам совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При этом инициатива может исходить как от вас лично, так и от других лиц. При этом важно избегать следующих фраз: «Мне трудно», «Я не готов», «Я не умею произносить речи», «Я сегодня не в форме», «На самом деле все уже сказано» и т. Такие высказывания воспринимаются как отговорки и не вызывают никакого интереса. Поэтому важно определить цель вашей речи и продумать логическую структуру предстоящего выступления, на которую вы сможете ориентироваться. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по-другому расставить акценты ; в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить. Правила по оформлению плана-конспекта. Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления. Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше.

Слушатели всегда убеждены, что лучшие презентации - те, в которых говорится все о них. Это может быть предложение, план, пакет, продукт. Упомяните выгоды. Он должен быть предельно конкретным. Не так много, как кажется. Но презентация и в самом деле требует изучения вашей будущей публики, анализа ее проблем. Речь идет о том, что вы применяете свои знания стратегически так, чтобы каждый бит информации прямо относился к тому, в чем заинтересована ваша публика. Схема "Все о них" может быть использована для любой темы и любой аудитории, потому что любая аудитория, быть может, еще со времен Цицерона, сидя на презентации, не перестает ждать: "Когда же он начнет говорить о нас?

Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! Если есть вопросы, я готов на них ответить. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники — весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны.

Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры. За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета. Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом. Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.

Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах.

Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Глядя на нынешний состав городской Думы, однозначно можно сказать, что руководителей профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы. Охарактеризуйте приемы организации торжественной речи «Вечные ценности нашего Холдинга». Вечные ценности нашего Холдинга — это: - Клиентоориентированность Самое важное наше достояние — это наши клиенты. Вся деятельность Холдинга направлена на наиболее полное удовлетворение их потребностей. Мы стараемся достичь максимальной открытости в отношениях с нашими клиентами и стремимся обеспечить индивидуальный подход к решению проблем каждого из них. Сегодня в Холдинге работают лучшие специалисты с серьезным опытом работы на рынке.

Сотрудники компании — наш главный актив. Мы стараемся сделать все максимально возможное, чтобы наше сотрудничество с клиентами и партнерами развивалось на постоянной и долгой основе. Мы стараемся предоставить всем сотрудникам возможность реализовать свои лучшие качества, постоянно повышая уровень профессиональной подготовки. Самостоятельная работа позволяет развивать лингвистическое мышление студентов, способствует выработке критичности в оценке разных грамматических и речевых ошибок, помогает формировать навыки работы со справочной и научной литературой по культуре речи стилистике, расширяет общекультурный кругозор. Для самостоятельного изучения предлагаются следующие темы: Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 522233 lectmania. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Живое слово дороже мертвой буквы. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие — неправильные? До свидания. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал… 3. Я закончил.

Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.

Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! Если есть вопросы, я готов на них ответить. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной.

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники — весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам.

В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно.

Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части.

Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию.

Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат.

Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С.

Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать.

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Роль Цицерона в становлении и развитии ораторского искусства

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до р.х.). Оратор Марк Туллий Цицерон. Древнеримский философ Цицерон. О каком качестве публичного выступления говорит цицерон. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – один из основоположников ораторского искусства. Он утверждал, что без базовых знаний теории публичная речь превращается в бессмысленное словоблудие, сдобренное напыщенными фразами. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное — огромное желание овладеть искусством публичных выступлений.

Тема: Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах.

Приступая к публичному выступлению, оратор всегда сталкивается с более или менее неожиданной ситуацией, и заранее подготовленное, а тем более написанное, вступление может ему повредить. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Внимание к форме речи, к «цветам красноречия» преобладает над стремлением к информативности, логичности публичного выступления. Цицерон знал о них более тысячи лет назад. Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное — огромное желание овладеть искусством публичных выступлений.

9 правил Цицерона

Тут было исступление самой основы души.. О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: «.. Определите троп в судебной речи В. Спасовича: «Дело похоже не на реку, которой ручьи сливаются в одно русло, но на пень старой вербы, пускающей много тонких и надобно сказать хилых ветвей». Определите троп в судебной речи Н.

Это не учебники по риторике. Автор осмысляет развитие красноречия, его место в обществе, его соотношение с философией и другими явлениями культуры. Трактат "Об ораторе" характеризует идеального оратора. Он написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Полемизирующий с ним Красс полагает, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии. Цицерон -- сторонник последнего мнения. Цицерон любил этого юношу старинного рода, прекрасно образованного, аскетических установок, твердой воли и трезвого ума, хотя Брут был другом ненавистного оратору Цезаря и сторонником нелюбимого им аттикизма. Трактат "Брут" -- диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм Brut. Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь. Тогда Цицерон написал сочинение "Оратор". Это как бы длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор должен выполнить три задачи: доказать свои положения docere , доставить слушателям удовольствие delectare и взволновать их movere. Желая этого достигнуть, он должен уметь пользоваться тремя главными разновидностями стиля: низкий стиль genus humile подходит для убеждения; умеренный genus modicum оказывает эстетическое воздействие, а патетическая сила высокого стиля genus grande воздействует на чувства и волю Or. В этом сочинении Цицерон также пишет о словесном выражении сочетании слов, особенностях лексики -- Or. Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона--Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн. В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате. В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона - по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется, прежде всего, внутренними причинами - широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании--«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его-- доказать превосходство римских ораторов перед греческими. Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,-- эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором. В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктуется его стремлением доказать аттицистам - а именно по этим вопросам шел спор - свою правоту: он стремился отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты.

В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться». Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства теория ; в-третьих, упражнения практика. Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства. В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться. Вот как, по Цицерону, происходит формирование оратора: «Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии». Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно. Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону.

Там, в пыльных дворах и в суете палат Рима, вполне естественно выглядят живые беседы за массивными столами, фактически рождающие презентации того или иного рода. Он меня очень волнует, но, кажется, мы ничего не можем с этим поделать". Речь может идти о чем угодно. Скажите, что вы об этом думаете? Человек, выделенный всеобщим вниманием, понимает, что необходимо как-то ответить, что-то сказать. И вот таким образом, возможно, начинается презентация - так же, как это происходит более чем тридцать миллионов раз ежедневно по всем Соединенным Штатам. Уместно было бы предложить графическую структуру, которая вполне подойдет для вашей следующей презентации. Все в этой презентации посвящено публике. Все начинается с вопроса, беспокоящего публику, а заканчивается определением того, каким будет "следующий шаг" к решению проблемы.

Шесть правил Цицерона по структуре речи

Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство – не пустое краснобайство. Требования к поведению говорящего. Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», — гласит риторика. Цицерон рассматривает отличие речи от философии, софистики, истории и поэзии, способность образцового оратора уместно применить три стиля речи и три задачи речи.

Риторика Цицерона

О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? •. Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства. Вопрос 2 Известным примером речи-обращения к потомкам является: Поучение чадам Великого князя Владимира Мономаха. Вопрос 3 К выдающимся ораторам Древней Греции не относится: Цицерон. Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Назовите основные этапы подготовки устного публичного выступления. богословно-церковная (проповеди и молитвенные речи, которые используются в церкви). Вариант ответа 3. Ораторская речь — это особый вид публичного выступления, направленный на воздействие на аудиторию, убеждение и вдохновение слушателей.

Ораторская речь согласно Цицерону

Марк Антоний 143—87 до н. По свидетельству Цицерона, Марк Антоний был широко образован в греческой философии и риторике, но скрывал свое образование, чтобы его речи воспринимались как сказанные экспромтом и потому казались более убедительными. По этой же причине он запрещал записывать свои речи, его единственным сочинением был небольшой учебник красноречия, до нас не дошедший. Луций Лициний Красс 140—91 до н. Красс был представителем «азианской» школы красноречия, требовавшей говорить пышно и величаво, приближая речь к поэзии, со множеством звуковых ухищрений и других украшений. Далее Цицерон приводит подробные стилистические характеристики азианского, аттического и среднего родов красноречия, с целью доказать, что эта вражда двух школ мнимая и, к примеру, классик аттического красноречия Демосфен не укладывается в его рамки. Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие — гладкой, стройной и законченной. Были, напротив, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой; речь этого рода у некоторых была искусна, но не обработана и намеренно уподоблялась ими речи грубой и неумелой, а у других при той же скудости достигала благозвучия и изящества и бывала даже цветистой и умеренно пышной.

Но есть также расположенный между ними средний и как бы умеренный род речи, не обладающий ни изысканностью вторых, ни бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайностей обоих, входящий в состав и того и другого, а лучше сказать, ни того, ни другого; слог такого рода, как говорится, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности: разве что вплетет, как в венок, несколько бутонов, приукрашивая речь скромным убранством слов и мыслей. Бутон torus — также «узел», прямая логическая связь или простой понятный пример, необходимый, чтобы речь не воспринималась как совершенно пышная и фантастическая. Образ взят из навыка плетения венков, требовавших таких узлов — как бы приведение всех рассуждений к одному простому примеру. Никто не превзошел его ни в важности, ни в изяществе, ни в умеренности. А тем, чье у нас распространилось невежественное учение и кто желает именоваться аттиками или даже говорить по-аттически, не мешает указать, чтобы они подивились на этого мужа, который, по-моему, был аттичнее самих Афин, и чтобы они поучились у него, что такое аттичность, и взяли бы за образец красноречия его мощь, а не свое бессилие. Цицерон так набрасывается на современных ему последователей аттической школы красноречия, вероятно, из нежелания следовать моде, собираясь сам дать философское, а не политическое обоснование риторики. Ведь у нас теперь каждый хвалит только то, чему сам способен подражать.

Однако для тех, кто увлечен лучшими стремлениями, но слишком слаб в суждениях, я считаю не лишним объяснить, чем на самом деле заслужили аттики свою славу. Красноречие ораторов всегда руководилось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам. Так, Кария, Фригия и Мизия, наименее образованные и наименее разборчивые, усвоили приятный их слуху надутый и как бы ожирелый род красноречия, которого никогда не одобряли даже их соседи родосцы, отделенные от них лишь узким проливом, не говоря уже о греках. Кария, Фригия и Мизия — земли Передней Азии. Цицерон довольно грубо нападает на азианское красноречие, противопоставляя малоазийским грекам греков острова Родос, где была своя сильная риторическая школа. Афиняне же его решительно отвергали.

Всегда обладая разумным и здравым суждением, они умеют слушать только неиспорченное и изящное; и оратор, повинуясь их чувству, не смел вставить в речь ни единого необычного или неприятного слова. Повинуясь их чувству — буквально, «следуя их религии», то есть их убеждениям и доверию к высшим мотивациям поступков. Необычное слово — не общеупотребительное, неприятное слово — вызывающее слишком грубые аффекты, например, ненависть что сейчас называют hate speech. Так и тот, о ком мы сказали, что он превосходит всех остальных, в своей решительно лучшей речи за Ктесифонта, начав униженно, в рассуждении о законах стал говорить все более веско, постепенно воспламеняя судей, а когда увидел, что они уже разделяют его пыл, то в остальной части речи смело несся во весь опор. Но все же, хоть он и тщательно взвешивал каждое слово, Эсхин упрекал его за многие выражения, понося их и насмешливо называя грубыми, противными, несносными; он даже обозвал его диким зверем и спросил, слова ли это или чудовища. Таким образом, Эсхину даже речь Демосфена не казалась аттической. Эсхин 389—314 до н.

Конечно, легко выхватить какое-нибудь слово, так сказать, с самого пылу, а потом высмеивать его, когда огонь в душе у каждого погаснет; и Демосфен шутливо оправдывался, заявляя, что не от того зависят судьбы Греции, в какую сторону он простер руку или какое слово употребил. Но если даже Демосфена порицали афиняне за неестественность, как могли бы они слушать мизийца или фригийца? В самом деле, если бы он начал петь, играя голосом и зазывая на азиатский лад, кто бы стал его слушать? Или, лучше сказать, кто бы не приказал ему убираться? Эффект разочарования в пылкой речи после того, как она оказывается повторно прочитана или обдумана, хорошо известен. Например, в русской культуре Пушкинская речь Достоевского воспринималась всеми слушателями как идеальное выражение их собственных мыслей, притом что они стояли на противоположных общественных и политических позициях, тогда как ее печатный вариант многих если не разочаровал, то оставил вопросы.

Понятие мимесис, введенное в интеллектуальный оборот Аристотелем, полностью меняет свое значение. Если раньше под мимесисом понимали подражание природе через технэ и поейсис то есть через ремесло и искусство , то теперь подразумевается только подражание второго порядка, подражание подражанию, дискурс о дискурсе.

В первой софистике бытие есть эффект речи или риторики, здесь же бытия нет вообще, но есть только палимпсест, на котором что-то записывалось, потом было стерто и заново записано. Имитировались и стилизовались прежде всего сюжеты афинской истории в декламационных речах с сохранением аттического диалекта. Одним из «первых» вторых софистов был Полемон из Смирны и постоянный посол этого города, знакомец императоров Траяна, Адриана и Антонина Пия. Он написал декламацию, в которой отцы двух героев Марафонской битвы спорят, кто из их сыновей заслужил себе большую славу. В исполнении он активно использовал артистические методы, привлекая внимание и воздействуя на слушателя выразительностью эмоций. Полемон настолько любил риторику и речи, что, как пишет Филострат, когда его друзья оплакивали умершего, он громко вскрикнул: «Дайте мне тело, и я буду декламировать! Последний назначил его учителем будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера соправителя , а затем сделал его консулом в 143 году. Герод Аттик стал первым греком, получившим столь высокую должность в Риме.

Сохранилась его речь, побуждающая спартанцев прийти на помощь фессалийцам против македонян: Герод подражает в ней Фрасимаху Халкидонскому, да так искусно, что вплоть до XIX века эту речь считали произведением халкидонца. В речи «Похвала Риму» он воспевает имперскую политику. Элий Аристид тоже был убежденным сторонником аттикизма и боролся за возрождение аттического диалекта в литературе. Вышеперечисленные писатели являются, если можно так выразиться, чистыми риторами, они выходцы из богатейших семей, представители элиты. Но была волна и, скажем так, «философствующих» риторов-софистов, однако их было гораздо меньше. Одним из видных представителей такой волны является Дион Хризостом 40—115 годы н. Император Домициан отправил его в изгнание из-за участия в заговоре, и тот отправился скитаться добрался аж до Скифии , зарабатывая на жизнь поденной работой и проповедуя среди бедняков. При Нерве и Траяне он был возвращен в Рим и снова занялся общественной деятельностью.

Дион был убежденным противником рабства и восхищался простотой древних киников, особенно Диогена Синопского да, того самого, который жил в бочке. В речах Диона представление об истинной красоте связано с моральным совершенством. Интересно, что, как и у Платона, красота у него воплощается в юношеском облике. Сторонник единовластия, Дион выступает против тирании, которая, по его мнению, губит красоту и добродетель. Рассуждения о прекрасном поэте и философе неотделимы от выпадов против древних и новых тиранов. Диону важен идеал свободного гражданина, слова которого не расходятся с мыслями, который просвещает граждан, не ожидая вознаграждения. Тем не менее в центре внимания второй софистики остаются исключительно проблемы языка и стиля. Что касается жанровой новизны, то большое внимание уделялось школьным жанрам — описаниям экфрасис и эпистолярному жанру письма.

Именно от этой эпохи до нас дошло множество подложных писем, принадлежащих якобы Фемистоклу, Сократу, Диогену и др. Со временем в письмах вместо философского содержания начинает появляться бытовое, которое приходит из новой аттической комедии и любовной лирики. Появляются целые сборники таких фиктивных писем, один из которых составлен, например, Филостратом. Подлинным же новаторством того времени стала разработка и развитие греческого любовного романа. Как в письмах, так и в романе риторика выходила за рамки школьно-риторического образования. От этого времени дошло пять полностью сохранившихся канонических любовных романов от III—II века до н. Практически у всех романов, за исключением разве что «Дафниса и Хлои» они рабы, в основе сюжета невинность и робость героев , одна и та же нарративная матрица — красивый юноша и девушка влюбляются друг в друга, потом их разлучает судьба, в разлуке они терпят всевозможные мучения и несчастья плен у разбойников, похищения, кораблекрушения, продажа в рабство, угроза казни и т. Этим греческим романам противостоит написанный на латыни «Золотой осел», роман знаменитого Апулея II век , одного из известнейших писателей и риторов эпохи, философа-платоника из Мадавры совр.

Апулей был человеком своего времени — он получил блестящее образование, учился в Карфагене и Афинах, изучал философию и риторику, историю, был поэтом, адвокатом.

Поучения и беседы обычно были невелики по объему, часто были лишены каких-либо риторических украшений, писались простым, почти разговорным языком. Знатный новгородец Лука Жидята в 1036 г. Лука был осужден и 3 года пробыл в заточении. По возвращении из заточения Лука вновь стал епископом. Говорится ведь: в сердце мое западут слова свои, и не ослушаюсь тебя. Красота воина в его оружии, и кораблю красота — паруса, так же и красота праведника в чтении книг». Не грозным окриком, а убеждением старался игумен Феодосии внушить монахам общины суровый и строгий идеал иноческой жизни. Все поучения Феодосия Печерского составлены в форме личного обращения к братии. Этот памятник красноречия — святыня всерусская.

Он призывает их «воздерживаться от многого пьянства», «от. Адресность текста увеличивала его значимость и актуальность для обучаемых. Владимир Мономах формулирует своеобразные этические правила: «всегда похвалить Бога», «убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подайте сироте и вдовицу оправдывайте сами», «не давайте сильным губить человека», «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», «не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды», «гордости не имейте в сердце и в уме»; «старых чти, как отца, а молодых, как братьев». В назидание сыновьям в этой части «Поучения» Мономах даже выписал цитаты из Священного Писания. Но более всего, душой болея за единение земли русской, Мономах заканчивает завещание политическим наказом, как надо княжить, управлять государством. Идея горячей любви к русской земле отличает это произведение. Исследователи писали о них: «... Сами азбуковники — эти энциклопедии школьного учения — были столько же учебниками, сколько книгами нравственного содержания, практических житейских наставлений». Ибо я есть честна и велика, свободная мудрость Риторика нарицаюсь, то есть источник хитроречия хитрость —-искусство, умение, знание... А потому примите меня с любовным возжеланием.

На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. Из каких частей состоит речь? Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. Вступление — привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть — сообщить информацию; обосновать ее. Заключение — суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей повторить вкратце ; призвать к действию. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

Основные функции вступления:контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Презентация 1. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель — определить роль первых фраз в журналистском тексте. Проанализируйте вступление. Соответствует ли оно необходимым требованиям? От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий