Новости в переводе с греческого означает педагогика

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т. это область знаний, которая занимается изучением процесса обучения и воспитания людей.

Что скрывается за словом педагогика в переводе с греческого?

ПЕДАГОГИКА. (буквально с греческого вождение детей) совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. Что означает педагогика — разбираемся в значениях этого греческого термина. ПЕДАГОГИКА. (буквально с греческого вождение детей) совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение".

Что такое педагогика как наука

Сущность и направленность педагогических инноваций. Педагогические инновации — это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Педагогический процесс протекает в педагогической системе. Педагогическая система — это объединение компонентов частей , которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения нововведения превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда следствие совершенствования педагогической системы. Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный, экстенсивный. Интенсивный путь предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов.

Экстенсивный путь развития педагогической системы основывается на привлечении дополнительных мощностей инвестиций — новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т. Западная школа развивается по экстенсивному пути, наращивая количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию классной работы. При этом вызывает сомнение вопрос об улучшении качества педагогического продукта. Выход — так называемые «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы. Объектами инноваций являются следующие педагогические вопросы: — повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности; — пути увеличения объема изучаемого на уроке материала; — как ускорить темпы обучения; — как устранить потери времени и т. Главные направления инновационных преобразований в педагогике: педагогическая система в целом; учебные заведения; педагогическая теория; учитель; обучаемые; педагогическая технология; содержание; формы, методы, средства; управление; цели и результаты. Уровни нововведений: низкий — инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок; средний — изменение форм, не затрагивающее сущностей; высокий — изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Чаще всего инновационной называют гуманистическую педагогику: она не требует внешней перестройки педагогической системы; эффект повышенного учебно-воспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы. Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной личности, самостоятельно думающей и действующей; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Учебное заведение является инновационным, если: — учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; — педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении; — организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов; — повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы; — продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Стратегия инновационной деятельности требует длительного изучения перспективы развития учебного заведения. После разработки концепции нововведений возникает проблема имиджа учебного заведения.

Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи: — пропагандировать свои достижения; — закладывать в образе школы основные цели, к которым она стремится; — стимулировать положительное отношение широкой общественности к школе. Работа по формированию положительного имиджа должна развертываться в двух основных направлениях: внутри школы и вне ее. В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склонных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. В соответствии с трактовкой в словаре-справочке профессора В. Полонского гимназия — общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю гуманитарному, естественно-научному, эстетическому и др. Положение о гимназиях предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические i—vii , собственно гимназические viii—iх классы и абитура хii класс, один год по желанию.

Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного гимназического это образование с более узкой дифференциацией. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения. Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, ценности, цели и образ выпускника, многотрудная работа по межпредметной координации учебных курсов. Гимназий и лицеев должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ребенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологиям, могли иметь такую возможность. Основным типом школы при этом останется обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, с широким набором разнообразных образовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Принципы функционирования системы: — структурность — выделение частей компонентов системы, их упорядочение и классификация; — функциональность — в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе; — интегративность — особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого. Особенностью современной педагогической науки является всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, с учетом широкого круга как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем. В системном рассмотрении объект явление, процесс, отношения воспринимается не как сумма частей, а как нечто целое. Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер; если главная цель — формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения; если ставится главная задача — развитие индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является развивающим, целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо— и микроуровнях. На макроуровне — это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. На мезоуровне — это деятельность учебных заведений, детских организаций и других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне — это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся. Компоненты педагогической системы: — управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач; — педагогические средства содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы. Закономерностью педагогической системы являются связь между ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность педагогических задач. Факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося, являются окружающей средой педагогической системы.

Функционирование педагогической системы предполагает взаимодействие ее элементов на основе реализации внутренних и внешних связей, которое позволяет достичь определенных результатов в педагогической деятельности. Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека. Педагогическими системами, предполагающими непосредственный контакт с учащимися, являются педагогические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. Основополагающей системой является педагогический процесс. Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них. Критерии оптимальности процесса обучения Ю. Бабанский : содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся. Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы: — целостный охват процедурой оптимизации всей системы; — опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса; — последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы; — рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения. Основные способы оптимизации: — комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов; — конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы; — выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания; — выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время; — осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым; — рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание; — анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты — продукты». Педагог учитель, преподаватель, наставник, мастер — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. Главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта цикла учебно-воспитательной деятельности. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Шпаргалка по педагогике Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Основная направленность воспитания в Спарте — презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений. Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении. Афины В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание — учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения — палестра, где подростки овладевали пятиборьем бег, борьба, метание копья и диска, плавание , занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами. Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии — школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку. Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения — народа — образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом. Древний Рим и Римская империя В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи. Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4—5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие — рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание. Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям. Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением. Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где юноши, чьи родители принадлежали к высшим слоям общества, получали образование за высокую плату, и их готовили к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия. Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер. Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного внутреннего мира ребенка и анализа сложившегося у него опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование его личности. В Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. В Реализуется прежде всего при разработке программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с рассматриваемым в процессе обучения и воспитания надо формировать у детей не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающие существенные связи и зависимости в той или иной области действительности; развивать умения и навыки научного поиска. Этому поможет внедрение в педагогический процесс элементов проблемности, ТРИЗа, обеспечение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений и т.

Педагогика как наука. Основные категории педагогики

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Что определило возникновение педагогики как самостоятельной науки? Развитие педагогики как науки определило: Прогресс науки и техники Забота родителей о счастье детей Биологический закон сохранения рода Что такое профессиональная педагогика? Профессиональная педагогика — это отрасль научного педагогического знания, обслуживающего профессиональное образование. Предметом профессиональной педагогики является изучение научных основ деятельности учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку, обучение и … Как педагогика связана с другими науками? Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида.

Это такие науки как анатомия и физиология, антропология и медицина. Анатомия и физиология изучает индивидуальное развитие человека. Одна из центральных проблем педагогики — соотношение природных и социальных факторов развития человека. Что такое педагогическая цель?

В начале 20 в. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др. В современной П. Маслоу, К. Роджерса и их школы. Апперцептивная теория заложена в трудах Д. Локка, развита И. Гербартом, экспериментально обоснована Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу апперцептивную массу. Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей Маркса, ее подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведет человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством ее от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б. Скиннером см. Подчеркивались возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль "акушера" мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребенку, а не только ребенка к школе. В современном виде этот поход отчетливо изложен Ж. Руссо и И. Паркером, в России К. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются М. Монтессори, Ж. Декроли, К. Вентцель, Шацкий и др. Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии. Когнитивные теории обучения проблемное обучение в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи проблемы. Далее следовал этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей понятий , проверка правильности этих идей. Согласно этой концепции, обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования дает посильный для учащихся материал, на котором они тренируют и развивают умственные способности. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников Д. Эльконин, В. Давыдов и др. В концеп- ции подчеркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М. Скаткин, И. Лернер и др. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С. Кьеркегора, М. Бубера, Н. Пирогова и др. Экзистенциальная ситуация задается здесь и теперь, и в ее исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена к. Главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности "быть, а не казаться". Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося. Теории и научные подходы в П. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и или случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется. Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного обучения, военной подготовки, общего образования, профессионального образования, профессионально-технического образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях.

Задачи педагогики Согласно профессору В. Кумарину педагогика — это наука, целью которой является решение таких задач: Воспитание индивида — выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения. С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте , дружбе и т. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими. Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле. Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию. Выявление потребностей общества в том или ином виде обучения в конкретный момент например, интересы детей 90-х годов явно отличаются от интересов современных детей. Создание условий, отвечающих имеющимся потребностям отдельного индивида и целого общества , с целью гармоничного развития, воспитания и образования. Методы обучения Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения: Словесный — обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени. Сюда входят односторонние формы метода — рассказ и лекции учитель говорит, слушающие молчат и активные — беседа и дискуссия диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме.

Она стала изучать, как осуществлять обучение, как взаимодействовать с учениками и влиять на их развитие. История развития Педагогика, как наука о воспитании и обучении, имеет древние корни. В греческой античности педагогия была практикой, где возложенное лицо педагог сопровождало ребенка на пути к знаниям и моральному развитию. В древнем обществе педагогические принципы и методы передавались устно и опирались на традиции. Однако понятие педагогики, как науки о воспитании, сформировалось позже. Первые взгляды на педагогику как науку возникли в Греции в эпоху Возрождения, благодаря деятельности философов, таких как Платон и Аристотель. Платон разрабатывал идеи образования и воспитания в своих диалогах, где рассматривал вопросы образования и воспитания в идеальном государстве. Во времена Нового времени педагогика стала самостоятельной наукой.

Что в переводе означает педагогика

Такие утверждения были неразрывно связаны с тем, что «педагогика» в переводе с греческого означает «вождение детей», а значит общие с ними было также основой процесса. Платон изучал проблему рабовладения в педагогике. Аристотель объединял воспитание с природным миром. Для него цель обучения была в развитии разумной и волевой сторон души. Развитие педагогики Педагогика, как наука, становилась не одно столетие. Каждый ученый выражал собственные взгляды, идеи, теоретические положения на этот счет. Воспитательно-образовательные институты также весь период неоднозначно развивались.

Чтобы понять, чем занимались ученики на уроках, стоит разобраться как с древнегреческого переводится «школа». Это слово обозначает отдых, досуг, празднование. Сначала школа была в виде скамеек, выставленных по кругу, где люди могли просто собираться и общаться. Спустя годы там начали выступать ораторы и учить слушателей, в том числе детей. Педагогика изначально была наукой о воспитании детей. Расширение границ воспитания, образования и влияния на жизнь социума различными изменили становление науки.

Педагогика стала рассказывать об общих закономерностях воспитательного и образовательного влияния на человека.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. В процессе получения образования человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе. Так как содержательно цели конкретизированы в образовательном стандарте, то на практике в рамках конкретной системы образования России, Германии или других стран или образовательной системы детский сад, школа, вуз качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в школе — школьного образовательного стандарта, в вузе — образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью. Вид или тип современного образования определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование. Для оптимального функционирования системы образования важна не только определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимосвязь и преемственность ее ступеней «по вертикали», но и динамичность развития, стремление к вариативности и способность гибко реагировать на изменения образовательных потребностей и возможностей общества.

Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персонажей: педагога воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора и учащихся школьников, студентов, аспирантов. Продуктивный путь организации процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъекта взаимодействия с педагогом. Образование как процесс характеризуется рядом обязательных атрибутов: - специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые результаты образования; - содержание образования необходимая информация и социальный опыт ; - организационные формы процесса образования индивидуальные, коллективные, групповые ; - средства образования: информационные книги, учебные пособия, программные продукты , средства наглядности, технические средства; - педагогические технологии — совокупность и система способов реализации целей образования в конкретных педагогических условиях. Образование как результат фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. В истории развития культуры уровень грамотности существенно менялся: когда-то грамотным считался человек, способный читать Псалтырь и знающий четыре действия арифметики; в наши дни стартовый уровень в социальной жизни обеспечивает уже общее среднее образование. Современное представление о грамотности включает три основные составляющие: грамотность чтения, математическую грамотность и естественнонаучную грамотность.

Так, например, грамотность чтения — это не просто техника чтения, а способность учащегося осмысливать текст, анализировать его, давать собственную оценку предъявленной информации, умение соотнести прочитанное со своим жизненным опытом и использовать его содержание в своей деятельности, а при наличии противоречивой информации — сформулировать гипотезу, аргументировать ее и сделать вывод. Компетентности нельзя научиться в прямом смысле слова.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина. В широком социальном значении: — это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни образование, обучение, развитие ; В узком социальном значении: — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни семейное, религиозное, школьное воспитание. В широком педагогическом значении: — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание ; В узком локальном педагогическом значении: — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т. Образование Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" В. Даль , создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И. Песталоцци 1746-1827 гг. Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле. В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.

Современная педагогика активно исследует и адаптирует новые методы обучения, новые формы взаимодействия и новые ценности, требующиеся в современном обществе. Основная цель педагогики в современном обществе — формирование гармонически развитой личности, способной адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям.

Педагогика ставит задачу не только передать знания и навыки, но и развить умение учиться, критическое мышление, творческий потенциал, социальные и коммуникативные навыки. Содержание педагогики в современном обществе охватывает широкий спектр тем: педагогическую психологию, методику обучения, социальную педагогику, педагогику развития личности и многое другое. Важным аспектом современной педагогики является интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, что позволяет эффективнее и качественнее решать задачи обучения и воспитания. Сущность и содержание педагогики в современном обществе неразрывно связаны с потребностями и вызовами времени. Она стремится создать условия для формирования индивидуального и коллективного развития, направленные на создание наиболее благоприятных условий для роста личности и будущих поколений.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγικ;, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Слово «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение» (от греч. paida — ребенок, gogos — вести). 1. В переводе с греческого педагогика означает.

Что такое педагогика как наука

Что означает педагогика — разбираемся в значениях этого греческого термина. В переводе с греческого языка «психология» означает «наука о душе». Ведущая роль педагога в определении целей и методов обучения • Наличие двух взаимодействующих личностей: педагога и обучающегося • №24397: 2. Значительный вклад в обоснование технологического подхода к обучению в отечественной педагогике внес. Что означает педагогика — разбираемся в значениях этого греческого термина. Предмет педагогики – это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Лексическое значение слова «педагогика»

  • Тесты по педагогике с ответами
  • Тесты по педагогике с ответами
  • ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА | лЭмур | Дзен
  • Педагогика — Рувики: Интернет-энциклопедия
  • В переводе с греческого педагогика означает:

Лекция 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т. Что входит в систему педагогических наук? дитя, гогос - веду), в буквальном переводе с греческого означающее «дитяведение». дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Термин «педагогика» древнегреческого происхождения (в буквальном переводе с греческого означает «детовождение»). Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали детей рабовладельцев в школу.

Что означает в переводе с греческого педагогика?

В переводе с греческого языка «психология» означает «наука о душе». Значение слова ПЕДАГОГИКА. наука о воспитании и обучении человека Фактически эта педагогика стала понимать под непрерывным образованием возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех и вся за аудиторными столами. ПЕДАГОГИКА — (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Термин «педагогика» происходит от древнегреческого слова, означающего «образование» или «обучение». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Что означает слово педагогика в переводе с греческого

В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

В Древней Греции педагогика была основой образования и воспитания молодежи. Само слово «педагогика» состоит из двух частей: «пед-» paidos , что означает «ребенок», и «-агогика» -agogike , что означает «искусство ведения» или «наука». В Древней Греции педагогика была разделена на две области: «эпанагогика» epanagogike — это наука о введении ребенка в общество и его активном участии в нем, и «педагогика» paideia — это наука о ценностях, знаниях и нравственных принципах, которые должны быть переданы ребенку. С течением времени педагогика стала изучать не только воспитание детей, но и процесс образования вообще. Она стала изучать, как осуществлять обучение, как взаимодействовать с учениками и влиять на их развитие. История развития Педагогика, как наука о воспитании и обучении, имеет древние корни. В греческой античности педагогия была практикой, где возложенное лицо педагог сопровождало ребенка на пути к знаниям и моральному развитию.

В древнем обществе педагогические принципы и методы передавались устно и опирались на традиции.

Наиболее важным при формировании навыков культуры еды является: А правильная сервировка стола Б использование разнообразных методических приемов В учет уровня сформированности навыков у каждого ребенка Г все ответы верные 40. Художественное слово при формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в первую очередь используется для: А обучения новому действию Б повышения интереса к выполнению действия В осознанного отношения к выполнению действия Г развития речи детей 21.

Педагогическое знание взаимодействует особым образом с каждой из областей человековедения: философией, психологией, культурологией, социологией, экономикой и др. А в самой педагогической науке формируется своеобразное интегрированное «проблемное поле», которое вызывает к жизни новые отрасли: социальную педагогику, педагогическую антропологию, педагогический менеджмент и др. Сегодня педагогика «втягивает» в свое теоретическое пространство этнографию и этнологию, семиотику и психолингвистику, телеологию и психоанализ, которые, безусловно, обогащают педагогическое знание.

Но этот процесс одновременно усложняет теоретические поиски самой педагогики: возникает опасность «размывания» предмета педагогики, увеличивается количество различных подходов к одному и тому же педагогическому явлению. Например, воспитательная деятельность в современной педагогике понимается как «взаимодействие» с ребенком, как «сотрудничество» с ним, как «управление» его развитием, как «педагогическая поддержка» самоорганизации его личности, как «педагогическое сопровождение» в индивидуально-личностной ориентации, как «проживание» педагогически организованной ситуации. Теоретическое «поле» педагогики. Иными словами, педагогика, как всякая живая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического «поля». Но, действуя в системе наук о человеке, педагогика использует принятые в человековедении фундаментальные модальности познания. Они отличаются различной степенью эксплицированности предварительной сформулированности.

На уровне философского познания педагогика выстраивает характеристики основных понятий, исходных утверждений, выдвигает гипотезы и формулирует закономерности образования как целостного педагогического процесса. В рамках определений философского знания в педагогике строится концептуальная система теоретических положений или их критика. Уровень гуманитарного познания обеспечивает в педагогике тот информационный материал, который получен в описаниях непосредственно наблюдаемого или пережитого. Материал детских сочинений, анкет, дневники наблюдений учителя, протоколы уроков и др. Уровень социально-научного познания в педагогике предполагает выделение инструмента познания методов научно-педагогического исследования , выбор единиц изучения, правил анализа и обобщения информации. Объекты научного познания в педагогике конструируются из тех категорий, которые даны в систематическом описании, у которых объяснены структурные и динамические состояния.

В этом случае эспериментальные данные можно соотносить с реальными процессами. К педагогике вряд ли применима оценка научных оснований в том смысле, в каком она применяется в математике или естественных науках. Научное познание педагогических явлений и процессов отличается высокой степенью рефлексии. Исследователь-педагог нередко предлагает широкую интерпретацию полученных данных, но достоверность этих объяснений проверить трудно. В системе наук о человеке педагогика не только воспринимает междисциплинарные взаимодействия, но и сама оказывает серьезное влияние на другие области знания. И философия, и психология, и иные науки из области человековедения все больше и больше нуждаются в том технологическом компоненте в возможности получать новое знание о человеке в специально организуемых образовательных системах , которым обладает именно педагогика.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий