Новости что такое строгий пост

Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов. Это значит, что пост будет не таким строгим. В целом строгий пост полон лишений и ограничений. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая).

Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься

Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. рассказывает об истории самого строгого и продолжительного поста в православии. Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим». Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается (за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже).

Что такое пост

Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста. В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля. Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу. А вот за день до празднования Вербного воскресенья это народное название праздника Входа Господня в Иерусалим , а конкретно 8 апреля, празднуется память воскрешения святого Лазаря.

Этот день еще называется Лазарева суббота, и в этот день можно есть рыбную икру. Но только рыбную икру, а не саму рыбу. Это важный момент, потому что некоторые люди думают: раз можно икру, значит, можно и рыбу. На самом деле нет. Есть можно только рыбную икру, потому что она имеет символическое значение — это зародыш будущей жизни. Воскрешение Лазаря связано с этим образом.

Постные рецепты.

Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней. К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок.

Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Маленькие детки, очень пожилые люди. Они, конечно, могут пост не держать", — рассказали они. По их словам, если человек, который болен, но может сам прийти в храм, можно обратиться к священнику, чтобы он дал благословение не поститься.

Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися Сол.

Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» Лк. Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н. Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят».

Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского. Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их.

И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа «Древний патерик». В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает: В Светлую седмицу; В седмицу по сошествии Святаго Духа; В праздники Рожества Христова и Богоявления; В десять дней по Рожестве Христовом святки ; В седмицу по недели о мытаре и фарисеи; В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов.

Многодневных постов четыре: 1 Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю. Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть.

А когда-нибудь и весь пост. Тенденция к росту числа постящихся есть. Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете.

А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь. Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста. Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения.

И это тоже будет небольшим подвигом. Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать. Быть может, даже с того же телефона», — советует священник. Простые рецепты блюд к Великому посту Полезным будет и чтение произведений классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, раннего Толстого. Кроме того, в жизни всегда есть место добрым делам.

Всегда можно найти, чем заняться полезным», — говорит священник. Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием.

Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь. Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь. Держать ограничения вполне естественно для тех подростков, кто родился и вырос в церковных традициях, а вот тем взрослым, кто только начинает выстраивать свою духовную жизнь, — не следует давить на своё чадо. Для ребёнка 12—14 лет и старше почти всегда, когда мама с папой что-то предлагают, — это нарушение его свободы, и такие действия вызывают протест.

Поэтому тут очень разумно надо подходить.

Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания

Что такое пост и как правильно поститься? :: Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно Олег несколько лет возглавлял строгие монастырские кухни, а потому лучше многих знает о кулинарных особенностях поста.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать Читая о пользе поста, может возникнуть желание «удариться» в непомерную аскезу (упражнение), и перейти на воду с хлебом.

Пост: 5 степеней строгости

В чём смысл Великого поста? Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов.
Что такое Пост и зачем он нужен? Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов.
В чём смысл Великого поста? это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим.
Как Великий пост влияет на здоровье человека Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения.

Великий пост: что можно есть постящимся

Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, "дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста". В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Как поститься в Великий пост Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы. В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы если он приходится не в Страстную седмицу и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В Страстную седмицу предписывается пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи. Итак, пост в Святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит в воздержании не только от мясных и молочных продуктов, но даже и от рыбы и от растительного масла; состоит в сухоядении то есть без масла , а во время первой седмицы - первые два дня предписывается проводить вообще без пищи. Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей". Как поститься в Петров пост Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем пост Четыредесятницы. Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - сухоясти то есть принимать растительную пищу без масла в девятый час после вечерни.

В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется растительная пища с маслом. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во Дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, разрешается рыба. Как поститься в Успенский пост Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным духовно и физически , тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве. Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей. Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от св.

После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу. В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Как поститься в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила однодневный пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом. В Уставе Церковном пишется, что "достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети". Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по Уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и молочной пищи, но от рыбной, и, следовательно, состоять "в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых". Как поститься в день Воздвижения Креста Господня Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила однодневный пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страда ниях и смерти Господа. На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло.

Как поститься в Рождественский пост Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла сухоядение только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря по 24 декабря старого стиля пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года.

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы Дан. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Как прежде постились в православной России Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд.

Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.

Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко. Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

О пользе и вреде Строгий пост в наше время. О пользе и вреде 03. Так вместо добродетели умеренного ограничения, мы уходим в крайности, вредящие: и телу, и душе. Сохранить ссылку на статью: Как часто можно слышать, даже в наши дни, о безмерных подвигах тех, кто до единой йоты соблюдает пост, наперекор рекомендации врачей. Написано в книге: сухоядение — и она ничего не варит, написано: без масла — и она, бедная, жует капусту и запивает водой. Всем рассказывая о строгости своей жизни, она думает, что уже при Боге, когда вместо этого, обделена и в малых духовных плодах. Конечно, со временем, она бросит непосильный пост, но он уже отрицательно повлиял на телесное и душевное состояние. Дело в том, что все аскетические меры писались в то время, когда экология планеты отличалась от современной. При приготовлении хлеба не использовали химию, рыба не отравлялась радиацией из разрушенной японской атомной электростанции, молоко брали от здоровых коров, в творог не добавляли пальмовое масло, да и каши готовились из цельного зерна, а не заливались кипятком из чайника. Люди в древности ели здоровую пищу, и обладали куда лучшим здоровьем, чем мы сейчас.

В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях.

Евхаристический пост Перед причастием проходит евхаристический или литургический пост. Его суть заключается в том, что перед обрядом причастия верующие после 12 ч. К святой Чаше во время данного таинства необходимо подходить только натощак. Некоторые настоятели допускают изменение длительности христианского поста, данное правило касается особой категории граждан. Больные люди, беременные женщины, старики и дети не должны строго соблюдать евхаристический пост. Для них ограничения могут быть сняты совсем или отменены частично. Главные посты Воздержание от скоромной пищи и половых связей во время постов направлено на воспитание духа верующего человека, своеобразную проверку на прочность, укрепляющую внутреннюю веру в Бога. Люди, способные возвысить собственное сознание и отречься от земных соблазнов, провести время в молитве, считают пост радостным событием. Они с легкостью проходят все тяготы ограничений. Основные посты — это время для очищения, как телесного, так и духовного. Просто отказаться от ряда продуктов на своем столе будет недостаточно. Важно захотеть всей душой избавить сознание от скверного. Пост на Пасху Одним из самых значимых для всех верующих людей считается Великий пост, предвосхищающий один из самых больших праздников для православных — Пасху. Каждые сутки долгого 40-дневного поста наполнены особенным значением, человеку важно провести это время с пользой, осмыслив все свои грехи. Все недели, или седмицы, имеют свое название, в течение поста читаются особенные молитвы. После Великой четыредесятницы начинается страстная неделя, которая готовит верующих к празднику Воскресения Христова. Пост на Рождество Начало нового календарного года у православных совпадает с Рождественским постом. Он длится с конца ноября — 28 числа, и заканчивается 7 января. Длительность поста в Рождество — 40 дней, поэтому его также называют четыредесятницей. Встречается еще одно название Рождественского поста — Филиппов, ведь на него приходится день, в который вспоминается святой апостол Филипп. Впервые 40-дневное воздержание от пищи встречается в летописях в V веке, уже в те время верующие стремились очистить дух и тело перед великим праздником.

Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.

"Обжорки" и "кресты": как постились на Руси в стародавние времена

  • Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост
  • Что такое пост и как правильно поститься? ::
  • Все православные посты
  • История и смысл Великого поста
  • Что такое пост – главные посты для православных верующих, что можно есть?

Великий Пост. Что делать и что нельзя делать. Строгий пост

Это не самый строгий пост. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Строгий пост соблюдается только перед Пасхой или в дни Адвента, которые начинаются с четвертого воскресенья до Рождества и заканчиваются 25 декабря. Самый строгий пост начинается за несколько дней до Рождества и завершается Сочельником, во время которого многие верующие не употребляют пищу вплоть до восхода первой звезды.

Успенский пост 2022: значение, календарь питания по дням

С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении.

В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз.

Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом.

Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Приводим отрывок из книги. Милости хочу, а не жертвы. Мф 9, 13 Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской!

Есть, так называемые «сплошные седмицы», во время которых можно есть мясо и молочные продукты по средам и пятницам. Кому можно есть все…или почти все При проведении постов Святая Церковь не делает различий между служителями церкви и мирянами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста. Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др. Польза Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов. Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника, и перестают беспокоить запоры. К тому же, углеводы, в отличие от белковой пищи мясо, рыба , быстрее и легче усваиваются. Соответственно меньше энергии требуется организму на переваривание пищи. Во время поста нормализуется пищеварение и обмен веществ. Из-за замены сливочного масла на растительное может снижаться повышенное кровяное давление и уровень холестерина, что имеет большое значение при лечении ишемической болезни сердца и гипертонии. Есть мнение, что вегетарианская диета улучшает умственные способности. С точки зрения физиологии это объясняется низким содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете. Ведь если питательных веществ много, то умственная активность падает. Как говорится «Сытое брюхо к ученью глухо». Кроме того, не секрет, что пост — отличная возможность похудеть, поправить фигуру к летнему сезону.

Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии. Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я! Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин 4, 8. Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа». Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей? А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает см.

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

Как Великий пост влияет на здоровье человека Поэтому строгий пост им соблюдать я все-таки не рекомендую, только если под наблюдением специалиста.
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий