Новости комсомолец подводная лодка гибель

Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».

30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан

7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» (К-278). Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».

Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?

Ежегодник «Soviet Military Power», 1984 год. Грамотно спроектированные обводы корпуса повышали скорость и маневренность судна. До сих пор немногие разработки могут похвастать такими скоростями. Тем более, при возможности эффективного функционирования на огромной глубине. Инновационное решение облицовки титановой обшивки слоем резины повысило скрытность лодки для сонаров так называемого вероятного противника. Хотя рабочие глубины этого судна и так были надежным укрытием для любых систем глубоководного обнаружения. С 1985 года и до сих пор не побит рекорд «Комсомольца» среди подводных лодок: субмарина опустилась на глубину 1027 метров.

Передовые разработки позволили достигнуть наибольшей прочности путем уменьшения количества отверстий во внешнем корпусе. Так, для того чтобы избавиться от лишних швов в наружной конструкции, вход в лодку, например, стал осуществляться через всплывающую спасательную камеру, установленную в средней части рубки. Такие неожиданные решения появились после того, как стало понятно, что работа с титаном очень сложна: он агрессивен к другим сплавам, и для того, чтобы состыковать разные металлы, приходилось проводить сварку в специально подобранной газовой среде. Зубастая лаборатория «Комсомолец», за три года до аварии. Практически, корабль стал прототипом для созданных позже аппаратов и отдельных узлов конструкций. Разработчики шутили, что по сложности и новизне оборудования «Комсомольцу» уступит даже орбитальная космическая станция.

В число задач, поставленных перед этой уникальной лодкой, входило изучение проблем океана.

Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.

Поход прошёл по плану, но на базу "Комсомольцу" вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков "Комсомольца" начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было "визитной карточкой" К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа. При попытке продуть главный балласт с его помощью подлодка всплывает на поверхность произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён.

Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром.

Катастрофа произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, в 180 км юго-западнее острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. До советской границы — 980 километров. К тому времени атомный подводный крейсер уже третий месяц находился в автономном плавании. На её борту находилось 69 человек — членов экипажа и прикомандированных на время похода. У них был уникальный корабль.

Его корпус, целиком изготовленный из титана, позволил «Комсомольцу» установить абсолютный мировой рекорд глубины погружения среди подводных лодок — 1027 метров. По словам штурмана крейсера капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие корпуса при том погружении было таким, что стальную койку в его каюте выгнуло, как лук. Это случилось 4 августа 1985 года. С той поры почти тридцать лет прошло — рекорд «Комсомольца» никем не побит. Впрочем, следует пояснить, что на километровую глубину К-278 нырял, конечно, не для того, чтобы удивлять мир. И строили его не для этого. Просто возможность уходить от противника в недостижимую для того бездну делала «Комсомолец» практически неуязвимым в бою. Ни одна противолодочная торпеда не смогла бы его там достать. Он был неуязвимым в бою, а погиб в почти мирном походе из-за стечения роковых обстоятельств и человеческой безалаберности.

Вкратце события развивались так. Что, как и почему — точно уже никто не узнает. Возможной причиной специалисты назвали возгорание электрооборудования. Экипаж тут же вступил в борьбу с огнем. Ликвидировать пламя, как положено в таких случаях, включением в отсеке ЛОХ Лодочной Объёмной Химической системы пожаротушения не удалось. Сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Попытка командира «Комсомольца» капитана 1 ранга Ванина продуть цистерны главного балласта для срочного всплытия лишь усугубила ситуацию: воздух высокого давления из прогоревшего трубопровода ворвался в 7-й отсек. Локальный пожар тут же превратился в объемный. Вспыхнул и 6-й отсек.

Аварийно был заглушен реактор. Корабль замер со все возрастающим креном на правый борт. Из Североморска к «Комсомольцу» были экстренно направлены самолеты и гражданские суда, находившиеся в этом районе. Но ситуация на подводной лодке продолжала быстро ухудшаться. Уцелевшие члены ее экипажа оказались в ледяной воде. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 моряков, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 подводников и 16 тел погибших. А всего в тот день от воды и пожара погибли 42 члена экипажа. О том, почему сгинул «Комсомолец», специалистами сказано немало. К лодке, до сих пор лежащей на дне Норвежского моря на глубине около трех километров, не раз снаряжали экспедиции.

Лучшие технические умы — не только России, но и других стран мира — ломали головы над тем, как её поднять. Но пока так и не придумали.

30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан

Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».

На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»

Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков.
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» Подводная лодка К-278 «Комсомолец».
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в.
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире - Экспресс газета В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны-подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших».
Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов Как погибла подлодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад.

Почему погибла самая совершенная подлодка в мире

Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в 1998 году в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма. Перед боевым походом подводная лодка «Комсомолец» совершила контрольный выход. И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля.

На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»

В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР. Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти. Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море.

Содержание

  • Неразгаданные тайны «Комсомольца»
  • Дело труба
  • Как погибла лучшая советская подлодка // Видео НТВ
  • Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
  • Гибель «Комсомольца».
  • От редакции

Памяти погибших подводников

1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. «Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной. В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР. Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец».

30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан

Военные моряки почтят память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, пройдет поминальная литургия. На Северном флоте особое внимание уделяется развитию поисково-спасательных сил и совершенствованию методик проведения спасательных операций. Ежегодно проводятся учения, в ходе которых моделируются различные чрезвычайные ситуации на борту подводных кораблей и отрабатываются действия спасателей.

Однако все ли уроки извлечены?

Анализ показывает, что глубинные причины, которые привели «Комсомолец» к катастрофе, не попали в поле зрения не только прессы, но и специалистов. А значит — трагедия может повториться. Флотская практика знает сотни примеров, когда такого рода события успешно локализуются и опасность устраняется. Это тем более непонятно, что «Комсомолец», по заверениям специалистов, являлся воплощением новейших конструкторских решений и самых современных технологий.

Главное командование ВМФ обвиняло построивший лодку Военно-промышленный комплекс в низком качестве ее конструирования и исполнения. В свою очередь, ВПК причиной катастрофы объявил неудовлетворительный уровень подготовки экипажа. Если подходить к вопросу формально, что и произошло, то неправы и те, и другие и виноватых нет. Можно ли считать некомпетентными людей, имевших опыт плавания, прошедших подготовку по тем же учебным курсам и методикам, что и сотни других экипажей, и проплававших до катастрофы еще полтора месяца на «Комсомольце»?

Нет, нельзя. Не был плохим и проект лодки. На самом деле ответ лежит в иной плоскости. Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок ПЛ возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают.

Энерговооруженность ПЛ времен второй мировой войны в расчете на одного члена экипажа составляла 30 — 60 лошадиных сил, удельное водоизмещение — 15 — 20 тонн. На атомных лодках первый показатель вырос до 250 — 1300, второй — до 40 — 420 тонн на человека. Чтобы справиться с этими объемами, конструкторы где надо и не надо пичкают лодку автоматикой. В отдельных случаях в огромном помещении более 1000 кубометров человек остается один на один с массой головоломно-сложного оборудования, половина которого не относится к его заведованию и известна ему лишь в самых общих чертах.

А часть помещений и даже отсеков являются необитаемыми и посещаются только эпизодически. Между тем «Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки», в котором сконцентрирован опыт нескольких поколений моряков, требует неукоснительного соблюдения основополагающего правила: все отсеки необходимо подвергать тщательному осмотру через каждые полчаса. Только это позволяет вовремя заметить возникновение аварийной ситуации и ликвидировать опасность на самой ранней стадии, когда справиться с ней еще не так трудно. Так вот: реализовать это золотое правило на «Комсомольце» и других наших современных лодках совершенно невозможно — не хватает людей.

К тому же были далеки от идеала противопожарная устойчивость корабля и профессиональный потенциал экипажа. Он не может правильно проинформировать центральный пост ПЛ, а тот, не имея достоверной информации, вынужден заниматься не столько ликвидацией очага опасности, сколько совершать общие действия: всплывать, посылать сообщения «берегу», организовывать разведку аварийных отсеков и оценивать ситуацию лишь по косвенным критериям. Именно это и случилось с экипажем «Комсомольца». Поэтому с самого начала появились жертвы в концевом отсеке погиб матрос Бухникашвили, в предпоследнем отсеке — мичман Колотилин , но информации о событиях от них и от приборов поступило слишком мало, чтобы принять адекватные меры.

Попытка повсюду заменить человека средствами автоматики и телевидения оказалась несостоятельной. Интересно, что американцы не спешат избавиться от моряка.

Именно в России в 1834 году была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка конструкции военного инженера Карла Андреевича Шильдера. Тогда же с нее произвели и первые в истории подводные пуски ракет. Естественно, ракеты эти были бесконечно далеки от нынешних в плане совершенства конструкции, дальности полета и боевой эффективности. Сама субмарина тоже соответствовала техническим возможностям первой половины XIX века.

Она могла погружаться на глубину не более 12 метров и приводилась в движение мускульной силой матросов. Во второй половине XIX века в России были построены и успешно испытаны движущаяся под водой благодаря сжатому воздуху подводная лодка Ивана Александровского и первая в мире серийная мини-субмарина конструкции Степана Джевецкого, один из образцов которой был оснащен питаемым от аккумулятора электродвигателем. Впрочем, боевое применение этих очень интересных с технической точки зрения подводных аппаратов оказалось делом крайне проблематичным. К концу XIX — началу ХХ века развитие техники позволило использовать в качестве энергетической установки подводных лодок двигатель внутреннего сгорания в сочетании с электродвигателем. Фактически это стало отправной точкой истории полноценных субмарин. Они увеличились в размерах и уже представляли собой реальную опасность для надводных кораблей врага.

В день, когда броненосцы «Яшима» и «Хатсусе» подорвались на минах, комендоры остальных кораблей открыли хаотичную стрельбу по всем оказавшимся на поверхности моря подозрительным предметам. Японцам всюду виделись перископы. В действительности же наши подлодки появились на Тихом океане лишь к концу войны, нанести какого-либо ущерба врагу не успели, но в качестве психологического оружия успели послужить. Иными словами, далекие от совершенства подводные лодки еще на заре своего участия в войне на море приобрели репутацию грозного оружия. Но тут надо оговориться, что до оснащения субмарин дизель-электрическими энергетическими установками они представляли для собственных экипажей нисколько не меньшую угрозу, чем для вражеских кораблей. Бензиновые и керосиновые двигатели в замкнутом пространстве подводных лодок несли с собой большую опасность возгорания паров токсичного и летучего топлива.

В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры.

Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!

Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели.

Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине. Последнее пристанище С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут.

Гибель «Комсомольца».

В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец».
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников В основу этой памятной даты легла гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая 35 лет назад в Норвежском море.
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий