Новости борис кагарлицкий национальность

Борис Кагарлицкий* – российский социолог, левый публицист, видеоблогер, кандидат политических наук. 51:47 Кагарлицкий о Глебе Павловском 55:25 О слухах о сотрудничестве с Владиславом Сурковым 58:51 Кагарлицкий об Илье Пономарёве (признан властями РФ иноагентом) 01:02:19 Глава третья.

Кагарлицкий - хитрый жучара) Такой же "левый", как и Ясенпенько в СОО.

Зуев был задержан в тот день, когда преподаватель Шанинки, социолог Борис Кагарлицкий вышел из изолятора, где отбыл 10 суток административного ареста за пост в фейсбуке против фальсификации итоговых результатов выборов в Госдуму в Москве. Апелляционный суд пересмотрел приговор социологу Борису Кагарлицкому. / Фотография Борис Кагарлицкий (photo Boris Kagarlitskiy). Росфинмониторинг внес социолога Бориса Кагарлицкого (признан иностранным агентом) в список причастных к экстремистской деятельности или терроризму, следует из перечня ведомства. Борис Юльевич Кагарлицкий — ведущий российский социолог, левый публицист, кандидат политических наук.

Приговор социологу Борису Кагарлицкому пересмотрен: ему дали пять лет колонии общего режима

Появляются «лишние люди». Нет, они не безработные и не обездоленные. Но они чувствуют, что не могут найти употребление своим знаниям и способностям, которые, кстати, признаны обществом. Нынешняя власть пытается решить эту проблему, понизив качество образования и уменьшив количество хорошо образованных людей. Марксизм это не более чем адекватное понимание капитализма. Не больше, но и не меньше. Преодолеть марксизм можно одним единственным способом — преодолеть капитализм. Тогда идеи Маркса станут неактуальны и будут представлять исторический интерес как, например, идеи Аристотеля в XXI веке.

Как вы охарактеризуете постсоветский марксизм? Состоится ли у нас реинкарнация марксизма? Кстати, о реинкарнации: для того чтобы она произошла, сначала надо умереть. А марксизм не умирал. Другое дело, что его несколько раз пытались заживо похоронить. Но безуспешно. Когда образы кино, причём, заметьте, коммерческого, становятся ключевыми для мыслительных схем теоретиков и философов, это говорит только об уровне философии.

Манипуляция — частный случай контроля в политической и экономической системе. Глобализация — иное название неолиберального капитализма, суть которого выражается в очень простой формуле: 1 демонтаж социального государства; 2 снижение реальной заработной платы; 3 перенос производства в страны с дешёвой рабочей силой. Проблема неолиберальной глобализации состояла в том, чтобы, понижая заработную плату и социальную защищённость трудящихся, одновременно развивать потребление. Этого можно было достичь лишь за счёт того, что товары, потребляемые в странах «центра» производились всё более дешёвой рабочей силой на «периферии». Иными словами, если в начале ХХ века колониальная эксплуатация служила тому, чтобы, не затрагивая интересов капиталистов, повысить за счёт сверхприбылей доходы трудящихся Запада, улучшить их положение, то в конце ХХ и в начале XXI века тот же механизм использовался, чтобы понизить зарплату в странах «центра». В этом единственная новизна глобализации. Другое дело, что такой подход довольно быстро исчерпывает себя.

Отсюда кредитный бум в США, вызванный необходимостью поддерживать потребление при снижающихся доходах трудящихся. Кредитный пузырь лопнул — глобализация закончилась. Как вы оцениваете контраргументацию идеолога Роберта Кейгана в виде метафоры «конца конца истории»? Тотальное торжество одной — либеральной — парадигмы и есть конец истории. Поскольку история, как назло, продолжилась, и сопротивление либеральному проекту только нарастает с течением времени, то наступил конец Фукуямы. Впрочем, радоваться тут нечему: альтернативы далеко не всегда прогрессивны. Или то, что называется скомпрометированным словом «коммунизм», то есть выход человечества за пределы экономики.

Власть искренне пытается это сделать, призывает к дискуссии, а получается монолог. Да потому, что скукожилось публичное пространство, а то, что есть, заполнено симулякрами и разного рода самодельными франкенштейнами, настолько отвратительными, что они вызывают отчаяние даже у своих создателей. В этом плане Сурков мне представляется фигурой в чём-то даже трагической. Если разбирать термин «суверенная демократия» как таковой, то он, в принципе, имеет право на существование в качестве противовеса демократии колониальной, как, например, в Индии времён Британского владычества или сейчас в оккупированном Ираке. Никто не скажет, что там вообще нет демократических свобод. Но их применение ограничено определёнными рамками и каналами, которые исключают народный суверенитет как таковой. Есть ли в России «суверенная демократия»?

Конечно, нет! В этом-то и беда. А то, что есть в виде управляемой демократии, очень похоже на колониальную демократию, где вместо колонизаторов — родные начальники. Это всё-таки не религиозная секта, а общественное движение. Больше того, фланг политической жизни. Какие тут могут быть заповеди? Если речь идёт о том, что в принципе отличает «левых» от «правых», то, разумеется, это отношение к капитализму и классовая позиция.

Мы знаем, что было много евреев-большевиков, были бундовцы и, кстати, мало кто знает, что «Бунд» в конечном счете влился в РКПБ: сначала они были с меньшевиками, а закончили свое существование в рамках Большевистской партии. Идейная борьба шла между сионистами, в том числе левыми, и социал-демократами и народниками, которые по-разному подходили к будущему еврейской общины. Если для сионистов будущее народа было связано с Палестиной, то для бундовцев эмансипация евреев должна была происходить через освобождение России. При этом они все равно отстаивали культурную и этническую специфику еврейского рабочего движения. Сионисты обвиняли бундовцев в том, что они были сторонниками ассимиляции, но это неправда. Они были сторонниками интеграции без ассимиляции: хотели, чтобы еврейская идентичность сохранялась в рамках общедемократической и социалистической идентичности в России.

У меня есть историческое подозрение, что сионизм, по крайне мере на Украине и в Белоруссии, был вынужденно левым: там настолько доминировали социалистические идеи, что ни в какой другой форме предложить сионизм еврейскому обществу в начале ХХ века было просто невозможно. Однако это не значит, что левые сионисты были неискренни в своих взглядах. Теодор Шанин — участник Войны за независимость и Синайской войны, бывший спецназовец — рассказывал, что когда он приехал в Палестину и стал обучаться военному делу, поначалу ему пришлось стрелять не в арабов, а в евреев. Первое столкновение, в котором ему пришлось участвовать, было между евреями — правыми и левыми сионистами. Правая сионистская организация привезла корабль с оружием, чтобы вооружить свои отряды. Правительство восприняло это как угрозу переворота и отправило подразделение спецназа забрать оружие для израильской официальной армии.

На корабле отказались отдать оружие и завязалась серьезная перестрелка. Это очень показательный момент. Конфликт между левыми и правыми был настолько жестким, что дело доходило до стрельбы — и это во время войны с арабами! Начиная с 40-х годов левый сионизм стал постепенно выветриваться — по мере того, как Израиль становился империалистическим государством и военной державой. Кроме того, левые идеи потерпели поражение в мировом масштабе, так почему они не должны были потерпеть поражение в масштабе одной стороны? Другое дело, что сейчас события будут развиваться в противоположном направлении и ярким примером служит социальный бунт в Израиле.

Вернуться к идеям раннего сионизма уже, конечно, нельзя — страна прошла определенную эволюцию и классово она структурирована уже не так, как в первой половине ХХ века. Новый подъем социальных и общественных движений, ориентированных на левые ценности, не за горами. Насколько мне известно, у вас есть какая-то связь с Шотландией? Родом он был, скорее всего, из украинского города Кагарлык — отсюда и фамилия Кагарлицкий. Обосновавшись в Кившеватом, он стал довольно-таки успешным предпринимателем: арендовал землю и занялся сельским хозяйством. После того как вышел указ о том, что евреям нельзя заниматься этим ни в каком виде, он ушел в торговлю.

В Кившеватом он построил дома для всех своих детей, а детей у него было очень много. Говорят, там была целая улица, где жили одни только Кагарлицкие. Со временем дети разъехались и расселились по всему миру.

Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.

Круглосуточная служба новостей.

По мнению фигуранта, претензии действительно могут быть к заголовку видео, так как он неудачный, но это не акт оправдания. А размещение в сети он и не отрицал. Адвокат подсудимого Сергей Ерохов пояснил, что по всей вероятности в ходе экспертизы произошла ошибка, эксперт не учел использование мема — кота Мостика, и перенес смысловое значение на Крымский мост. Далее в суде допросили ряд свидетелей из состава технического персонала Кагарлицкого, которые ранее на него работали. Один из них не работает, но занимается гуманитарной деятельностью, второй не работает, но фрилансит, третий работает на себя.

Апелляционный суд заменил социологу Кагарлицкому штраф на пять лет колонии

Об аресте Кагарлицкого. 25 июля был арестован Борис Кагарлицкий (признан иностранным агентом) – левый социолог, придерживающийся социал-демократических, оппортунистических взглядов. Социолог, политолог Борис Кагарлицкий (признан иностранным агентом) о том, что значит эта стачка ХХI века для всех нас. Настоящий материал (информация) произведен, распространен или касается деятельности иностранного агента кагарлицкого бориса юльевича. Интерфакс: Апелляционный военный суд изменил наказание Борису Кагарлицкому (признан в РФ иноагентом) со штрафа на лишение свободы, сообщили "Интерфаксу" в суде. Кагарлицкий – один из ведущих идеологов мирового социалистического движения. Борис Кагарлицкий родился 29 августа 1958 года в городе Москва.

Апелляционный суд отправил социолога Кагарлицкого в колонию на пять лет

Кагарлицкий не оспаривал фактические обстоятельства дела, но категорически не согласился с оценкой его действий. По его мнению, в обвинении ничего не сказано о конкретном содержании видео и влиянии на общество. По мнению фигуранта, претензии действительно могут быть к заголовку видео, так как он неудачный, но это не акт оправдания. А размещение в сети он и не отрицал.

Адвокат подсудимого Сергей Ерохов пояснил, что по всей вероятности в ходе экспертизы произошла ошибка, эксперт не учел использование мема — кота Мостика, и перенес смысловое значение на Крымский мост.

Мартышин, доктор экономических наук А. Колганов и кандидат философских наук А. Ведущая организация — Московский государственный социальный университет. Преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук. Главный редактор YouTube-канала и сайта «Рабкор».

В августе 1987 года участвовал в организации первой конференции неформалов «Общественные инициативы в перестройке». В сентябре 1987 года совместно с Александром Гришиным начал издавать самиздатский журнал «Свидетель» позже переименованный в «Левый поворот». Вскоре группа членов КСИ, придерживавшихся твёрдой социалистической ориентации, создаёт клуб «Социалистическая инициатива», лидерами которого стали Кагарлицкий и Михаил Малютин. Летом 1988 года Б. Кагарлицкий становится одним из лидеров создающегося Московского народного фронта МНФ , где вместе с М. Малютиным вёл борьбу за социалистическую ориентацию новой организации.

Летом-осенью 1989 года в связи с ослаблением влияния социалистического крыла МНФ Б. Кагарлицкий создаёт Московский комитет новых социалистов МКНС , постепенно отходя от участия в деятельности фронта. В начале 1990 года вошёл в блок кандидатов в народные депутаты «Демократическая Россия» и в марте был избран депутатом Моссовета. Один из авторов предвыборной программы «Город для горожан», которую поддержало около ста кандидатов в депутаты Моссовета от блока «ДемРоссия». В Моссовете открыто выступил против Гавриила Попова. Уже летом 1990 года вышел из «ДемРоссии», создав депутатскую группу «Московские левые» позднее «Фракция труда».

Гражданство: Россия. Журналист, телеведущий. Уехал на Украину. Тёща: Эрна Яковлевна.

В 2005 году перешёл на радиостанцию "Эхо Москвы". В материале утверждалось, что присутствовавший на встрече Евгений Киселёв обратился к президенту Украины "с просьбой в получении украинского гражданства". В марте 2014 года в одном из интервью касательно крымского кризиса подверг резкой критике внешнюю политику России по отношению к Украине, заявив при этом следующее: "…я не хочу быть причастным к стране, которая совершает против Украины агрессию, мне стыдно быть российским гражданином…". В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием "прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины".

Национальность: еврей. Государственный и политический деятель.

Кагарлицкий стал депутатом Моссовета и представителем исполнительного комитета Социалистической партии, а также Партии труда, в которую входил с 1991-го по 1994-й. В 1995 году в Институте сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН под научным руководством доктора экономических наук, профессора С. Пронина Борис Юльевич защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата политических наук по теме «Политика профсоюзов и производственные конфликты в России [1990-е годы]» специальность 23. В 1997 году Борис Кагарлицкий баллотировался в Московскую городскую думу от Блока Николая Гончара, но проиграл выборы, после чего отошел от политики, занимался преимущественно научными исследованиями, политической публицистикой и преподаванием. Кагарлицкий продолжал активно трудиться на поприще журналистики, писал обзоры для профсоюзной газеты «Солидарность» и выступал экспертом от лица Федерации независимых профсоюзов РФ, работал в Институте сравнительной политологии РАН. С 2005-го он состоял в редакционном совете издания «Правда инфо», затем Кагарлицкий работал главным редактором журнала «Рабкор. Помимо книг он часто появляется в СМИ, как публицист, ведет телеграм-канал, где комментирует новости.

Борис Кагарлицкий назвал политическим дело против сына экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Тем самым он возвращается в политику, причем на федеральный уровень. Сергей Левченко на сегодняшний день один из самых сильных политиков в России. Похоже, его пытаются таким образом запугать и нейтрализовать. Кроме того, задержание Левченко-младшего проводилось в режиме спецоперации: Андрея Сергеевича захватили фактически как Фургала и вывезли в Москву, Сергея Георгиевича, наоборот, перехватили, когда он возвращался из Москвы в Иркутск прямо в аэропорту и повезли проводить обыск. Между прочим, изъяли телефоны у него и супруги — это больше похоже на похищение», — говорил он в интервью «СП». Осенью 2020 года политолог Борис Кагарлицкий отмечал, что «приход Байдена вызывает ужас и панику в Кремле», но происходит это напрасно.

Биография и личная жизнь Бориса Кагарлицкого, его жена и библиография

Что касается конкретно Кагарлицкого, то нужно понимать, что он является рукопожатным в среде левых из демпартии США и уже вписан в эту систему. Борису Кагарлицкому* зачитали обвинение в Сыктывкаре. 11 декабря в Верховном суде Коми началось выездное заседание Второго западного окружного военного суда по делу социолога-иноагента Бориса Кагарлицкого. Борис Кагарлицкий — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Вынесен приговор социологу Борису Кагарлицкому* (признан в РФ иноагентом, внесен в перечень террористов и экстремистов).

Экспертиза подтвердила в деянии иноагента Кагарлицкого дискредитацию госвласти

Золотарёв, А. Исаев, Б. Кагарлицкий, П. Кудюкин, М. Малютин, В. Новодворская, Г. Павловский, Г.

Пельман, С. Станкевич [9]. В сентябре 1987 года совместно с Александром Гришиным начал издавать самиздатский журнал «Свидетель» позже переименованный в «Левый поворот». Вскоре группа членов КСИ, придерживавшихся твёрдой социалистической ориентации, создаёт клуб «Социалистическая инициатива», лидерами которого стали Кагарлицкий и Михаил Малютин. Летом 1988 года Кагарлицкий стал одним из лидеров создающегося Московского народного фронта МНФ , где вместе с Михаилом Малютиным вёл борьбу за социалистическую ориентацию новой организации [10]. В том же году его книга «Мыслящий тростник», вышедшая на английском языке в Лондоне , получила в Великобритании Дойчеровскую мемориальную премию.

С 1989 по 1991 год был обозревателем агентства ИМА-пресс. Летом-осенью 1989 года в связи с ослаблением влияния социалистического крыла МНФ Кагарлицкий создал Московский комитет новых социалистов МКНС , постепенно отходя от участия в деятельности фронта. В начале 1990 года вошёл в блок кандидатов в народные депутаты «Демократическая Россия» и в марте был избран депутатом Моссовета. Один из авторов предвыборной программы «Город для горожан», которую поддержало около ста кандидатов в депутаты Моссовета от блока «ДемРоссия». В Моссовете открыто выступил против Гавриила Попова. Уже летом 1990 года вышел из «ДемРоссии», создав депутатскую группу «Московские левые» позднее «Фракция труда».

В июне 1990 года участвовал в создании Социалистической партии и избрался в её исполком. Летом-осенью того же года участвовал в попытке организации левого блока «Народное самоуправление», который должен был противостоять как консерваторам из КПСС, так и демократам из «ДемРоссии». Весной 1991 года участвовал в попытке выдвинуть Татьяну Корягину в мэры Москвы от левых, но неудачно. В августе 1991 года вошёл в число инициаторов создания Партии труда ПТ. В январе 1992 года Кагарлицкий стал членом Совета Московской городской организации ПТ, а в октябре членом Совета и исполкома партии.

Почему катастрофа неизбежна? Между панком и конформистом. Как становятся левыми в России?

Однако, несмотря на широкую поддержку, 12 декабря суд над Кагарлицким завершился обвинительным приговором и штрафом в размере 609 000 рублей, сопровождавшемся также запретом на администрирование сайтов и судебными издержками. Но уже 25 декабря сторона обвинения обжаловала приговор как «несправедливый в силу чрезмерной мягкости», мотивируя свое решение ложными предпосылками о том, что Кагарлицкий был не в состоянии выплатить штраф и не сотрудничал с судом.

На самом деле он сумел полностью погасить назначенную сумму и предоставил суду все, что требовалось. Замена штрафа на тюремное заключение была проведена под совершенно надуманным предлогом. Раздел российского законодательства, использованный против ученого, фактически отменил свободу слова. Несомненно, действия суда представляют собой попытку заставить замолчать критиков войны в Украине, остающихся в Российской Федерации, что превращает страну в тюрьму. Решение по делу Кагарлицкого — это преднамеренное оскорбление всех тех тысяч людей, которые принимали участие в глобальной кампании за его освобождение.

В том же 1988 году автор стал лауреатом Дойчеровской премии за проект «Мыслящий тростник». В начале 1990-х в Великобритании издали его книги «Диалектика времен» и «Прощай, перестройка».

Книги были опубликованы на английском языке и переизданы за рубежом. Были также изданы произведение «Квадратные колеса» и сборник «Расколовшийся монолит» — книга Кагарлицкого, в которой были объединены статьи, написанные на стыке десятилетий. Он был инициатором организации комитета новых социалистов из числа партнеров по МНФ. Кагарлицкий стал депутатом Моссовета и представителем исполнительного комитета Социалистической партии, а также Партии труда, в которую входил с 1991-го по 1994-й. В 1995 году в Институте сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН под научным руководством доктора экономических наук, профессора С. Пронина Борис Юльевич защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата политических наук по теме «Политика профсоюзов и производственные конфликты в России [1990-е годы]» специальность 23. В 1997 году Борис Кагарлицкий баллотировался в Московскую городскую думу от Блока Николая Гончара, но проиграл выборы, после чего отошел от политики, занимался преимущественно научными исследованиями, политической публицистикой и преподаванием.

Кагарлицкий продолжал активно трудиться на поприще журналистики, писал обзоры для профсоюзной газеты «Солидарность» и выступал экспертом от лица Федерации независимых профсоюзов РФ, работал в Институте сравнительной политологии РАН. С 2005-го он состоял в редакционном совете издания «Правда инфо», затем Кагарлицкий работал главным редактором журнала «Рабкор. Помимо книг он часто появляется в СМИ, как публицист, ведет телеграм-канал, где комментирует новости. Борис Кагарлицкий назвал политическим дело против сына экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Тем самым он возвращается в политику, причем на федеральный уровень.

Борис Кагарлицкий – биография, фото, личная жизнь, сейчас

Насколько я понимаю, она возникла стихийно, и компания, по всей видимости, надеялась, что легко ее подавит. Но получилось так, что у сотрудников Wildberries оказалось неожиданно много союзников. С одной стороны, левые всячески поддерживали борьбу трудящихся. А с другой стороны, официальные медиа и представители власти оказались неожиданно позитивно настроены. С чем это связано? Я думаю, с тем, что власть пытается таким способом доказать свою близость к народу.

И поскольку компания Wildberries, несмотря на огромные обороты, не имеет крепких, что называется, связей, зацепок в самом верху, не имеет политического ресурса, то ее решили принести в жертву. Власти тоже иногда надо показывать свое доброе лицо, а не звериный оскал, но только в том случае, если ей это ничего не стоит. Так что успех этой забастовки — результат счастливого стечения обстоятельств. Главный вопрос — что будет дальше. Тут надо сказать, что кейс Wildberries — часть глобальной тенденции.

Последние годы было ощущение, что забастовочная и профсоюзная активность уходят в прошлое. Масштабные индустриальные производства с большими массами рабочих, которых легко было организовать, понемногу исчезают: их либо заменяют небольшие предприятия, либо производство выносится в азиатские страны с весьма жесткими трудовыми условиями, там особенно не попротестуешь. И параллельно начал бурно расти сервисный сектор, где коллективы построены по совершенно другому принципу — это сетевые структуры, в которых тоже работает множество людей, но они мало связаны между собой.

Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.

Левая идея сегодня 01:02:41 За что Кагарлицкий критикует современных левых? Какой будет развязка?

Сейчас такой подход к чтению практически ушел в прошлое вместе с многотомными собраниями сочинений, и это очень огорчает. Даже когда каких-то авторов издают много, в любом случае это уже не те многотомники, в которых было что-то гипнотизирующее, а теперь все книги выходят по отдельности, пусть даже в одинаковых переплетах. У советских собраний сочинений было еще одно преимущество — подробные комментарии, причем сквозные, которые позволяли какие-то вещи сопоставлять, мощный справочный аппарат. Любые академические многотомные издания были сделаны очень качественно, и, если у нас в стране когда-нибудь будут свободные деньги для подобных проектов, к многотомным собраниям надо обязательно вернуться, хотя понятно, что они уже не будут читаться как раньше, том за томом. Как читать «Капитал» — В какой момент вы по-настоящему обратились к общественным наукам и «неофициальному» марксизму? Эта книга скорее даже не об истории социалистических идей в России, а о том, что представляет собой политика, рассмотренная через треугольник «ответственность — тактика — стратегия». Еще в студенческие годы на меня повлияла статья Леонида Баткина о Макиавелли, причем книгу «Государь» я прочитал позже, и она произвела на меня меньшее впечатление. У Макиавелли много вещей, которые не очень актуальны для современного читателя — например, как организовывать войско в условиях XVI века, как правильно проводить захват города и т. Так что иногда лучше сначала почитать что-то об известной книге, а уже потом браться за нее саму. Что касается неортодоксального прочтения марксизма, то здесь ключевым моментом был 1978 год, когда я по студенческому обмену поехал в Берлин. Там я сразу отправился в Deutsche Staatsbibliothek, показал советский студенческий билет и попросил доступ в спецхран: в Москве мне его не давали, а в ГДР сразу пустили. Просто сказали: заходите, читайте. Я спросил, нужна ли бумага какая-нибудь, заявление. Нет, ничего не нужно. Именно так ко мне в руки попала книга «Течения и тенденции неомарксизма» Оскара Негта, немецкого философа, представителя третьего поколения Франкфуртской школы. Эта короткая популярная работа до сих пор не переведена на русский. В ней помимо прочего есть подробный анализ взглядов Розы Люксембург, познакомившись с которым я обратился к чтению ее работы «Накопление капитала» — хотя сама по себе эта весьма объемная книга местами скучновата. Одним словом, Негт существенно раздвинул мои представления о марксизме, который в советском официозном изложении отталкивал и отпугивал. Кстати, много лет спустя я познакомился с ним в Германии. Помню, когда я читал исторические работы Перри Андерсона 1970-х годов, в голове не укладывалось, почему их запрещали в СССР. Во-первых, отличия бросались в глаза, начиная с качества текстов и заканчивая конкретными проблемами и широтой взглядов. Во-вторых, можно вспомнить, как в СССР читали даже Ленина: с такой-то по такую-то страницу, и не больше. Хотя, если прочесть полностью, например, «Государство и революцию», могли возникнуть очень нехорошие вопросы, поскольку советское государство разительно отличалось от того, о котором писал Ленин. Следом вставал другой вопрос: можно ли и нужно ли было делать так, как говорил Ленин? Но достаточно было и понимания того, что действительность принципиально расходится с теорией — в СССР это просто вопиюще бросалось в глаза. И кстати, много ли вы знаете людей, которые сегодня действительно фундаментально читают Маркса? Скажем, философы и культурологи продолжают активно читать «Экономико-философские рукописи 1844 года» — это стандартный путь, проложенный западными новыми левыми: Маркс становится частью сугубо культурного дискурса, на первый план выдвигается известная концепция отчуждения и все, что к ней восходит. Зато молодых экономистов стараются держать от Маркса подальше, хотя те из них, кто поумнее и поглубже, даже не обязательно разделяющие левые взгляды, в итоге начинают читать «Капитал». Правда, по моим наблюдениям, они довольно плохо знают второй и третий тома. Но в итоге оказалось, что именно второй и третий тома я знаю едва ли не лучше, поскольку часто обращаюсь к ним по разным поводам. Не уверен поэтому, что «Капитал» стоит читать как роман. Сам Маркс, когда кто-то из читателей написал ему, что «Капитал» — книга интересная, но очень трудная, посоветовал читать первый том задом наперед. Но вернемся к вашему вопросу. В целом начинать изучение марксизма я бы посоветовал с «Анти-Дюринга» Энгельса — это наиболее популярное изложение марксистского учения, затем стоит прочесть «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и его же «Письма об историческом материализме». Чтобы понять социалистическую доктрину марксизма, можно начать с энгельсовского «Развития социализма от утопии к науке» и, конечно, с «Манифеста Коммунистической партии», очень легко и публицистично написанного. Собственно, из-за этого «Манифест» нельзя воспринимать однозначно как теоретический текст: например, сперва мы читаем в нем, что «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», а потом в другом месте обнаруживаем утверждение, согласно которому говорить о сложившихся классах применительно к Германии начала XVIII века невозможно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий