Духовный концерт это кратко

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ найдено 1 значение слова, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение).

Духовный концерт. Роль духовного концерта в церковной практике

Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохранил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. В его истории были периоды блистательного взлета и относительного затишья. концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к знаменитой семье франц. музыкантов. В этом ряду концерт «Андрей Рублев» лишь внешне, по названию, может быть причислен к мемориальным, по существу же данный опус занимает особое место в современном духовно-музыкальном творчестве.

Духовный хоровой концерт

В результате каждое исследование носило частный, локальный характер, что не давало возможности проследить судьбу этого жанра в целом. Монографическое исследование М. Рыцаревой «Духовный концерт в России второй половины XVIII века», изданное в 2006 году, является первым серьёзным трудом, посвященным классическому хоровому концерту как самостоятельному и целостному явлению. Духовный концерт конца XIX - начала XX века, получивший название позднеромантический, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды, поэтому специальные работы, посвященные ему, довольно малочисленны. Наиболее интересны исследования И. Дабаевой, опубликовавшей несколько научных статей о стилевых и жанровых тенденциях духовного концерта данного периода. Кроме того, как известно, к изучению жанра на данном этапе обращались многие композиторы Нового направления, а острая полемика, сопровождавшая их деятельность, в том числе и композиторскую, нашла свой отклик и в наше время. До 1917 года вышло немало работ о Новом направлении, в числе их авторов ведущие критики и композиторы тех дней - А. Никольский, А.

Кастальский, А. Гречанинов, Н. Компанейский, свящ. Лисицын, А. К настоящему времени создано немало новых работ о рассматриваемом движении: это книги, статьи, главы в коллективных трудах А. Кандинского , Н. Гуляницкой , М. Рахмановой , С.

Зверевой , Е. Левашёва и других, раскрывающие как творчество отдельных композиторов, так и общие теоретические и практические вопросы, связанные с их деятельностью. Огромный интерес, возникший к жанру духовного концерта в современном музыкознании, также вызвал ряд работ в этом направлении. Наиболее плодотворно его изучением занимаются такие исследователи, как Ю. Паисов- и Н. Хватова, защитившая кандидатскую диссертацию в 2006 году. В музыковедческой литературе разных периодов были затронуты многие вопросы, касающиеся духовной музыки, но духовный концерт как самостоятельный жанр, как отдельная ветвь русского искусства со своей историей, со своими закономерностями, традициями, взаимосвязями с другими музыкальными жанрами, в своём прогрессивном значении для развития русской музыкальной культуры, не подвергался отдельному комплексному анализу. Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века.

Предмет исследования - эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Цель работы - изучение основных этапов развития русского духовного концерта с выявлением форм и способов его бытования в системе русского музыкального искусства. Достижение данной цели требует разрешения ряда задач: Проследить эволюцию русского духовного концерта общая характеристика жанра, определение его границ, исторических,перспектив ; Рассмотреть динамику модификации стилевых параметров жанра на основе анализа текстов духовных концертов, их фактуры, музыкального те-матизма, формообразования; Выявить стабильные и мобильные признаки жанра с определением его архетипической модели; Установить степень соответствия современных духовных концертов своему жанровому прототипу и выявить факторы обновления жанра; Определить роль духовного концерта в становлении русской хоровой культуры. Методология исследования. В решении обозначенного круга проблем использовался ряд общенаучных методов-исследования, однако непосредственно с проблематикой работы связаны следующие методологические принципы. Наиболее актуальным представляется историко-типологический подход современной теории, который акцентирует внимание на модификации признаков жанра в его диахроническом существовании и в контексте исторических изменений жанровых систем в целом, что диктует необходимость включения в теоретическое рассмотрение жанра его истории, систематику выявлением «структуры исторического становления жанра», его «модели развития». Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов широкого содержательного спектра, созданных отечественными авторами. В разработке темы основополагающее значение имели труды по философии Н.

Бердяев , культурологии Л. Березовая, Н. Берлякова , а также истории русской музыки и церковного пения в России М. Бражников, В. Владышевская, И. Гарднер, Н. Компанейский, Ю. Келдыш, М.

Лисицын, B. Металлов, А. Преображенский, Д. Разумовский, C. Смоленский, Н. Бычков, И. Ильин, Д. Лихачев, Т.

Ливанова, В. Мартынов, В. Медушевский, оЛавел Флоренский и др. Для разработки данной темы важное значение имели работы, касающиеся изучения исторического контекста, сущности изменений, происходивших в русской духовной музыке исследования Т. Владышевскощ Н. Герасимовой-Персидской, Н. Гуляницкой, И. Дабаевой, Е.

Долинской, Н. Заболотной, А. Кандинского, Е. Левашёва, Н. Парфентьевых, Ю. Паисова, В. Протопопова, Л. Раабена, М.

Рахмановой, МШыцаревой. Большое: значение для определения особенностей: развития- жанра: русского духовного концерта имели архивные материалы из фонда Государственного исторического музея г. Москва , Центрального государственного архива древних актов г. Москва , Государственной" библиотеки имени В. Ленина г. Наряду с историческим методом исследования, позволяющим рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и в, общехудожественном контексте эпохи, используются аналитические методы музыковедения теоретическую базу составляют основополагающие концепции современного музыкознания, представленные в трудах Б. Асафьева, В. Бобровского, В.

Васиной-Гроссман, В. Холоповой, Ю. Холопова и др. Арановский, А. Коробова, М. Лобанова, Е. Назайкинский, Г. Поспелов, О.

Соколов А. В качестве установки принято положение М. Арановского о том, что «определение внешней и внутренней структур жанра позволяет понять механизм его исторической эволюции». Именно поэтому жанр духовного концерта в диссертационном исследовании включается в широкую картину общественной и культурной жизни страны. Важно было осмыслить выявленный материал во времени, в процессе стилевых изменений, во взаимодействии традиций, национальных и жанровых влияний, творческих индивидуальностей крупнейших его создателей, в системах ценностей того или иного периода. Все эти ракурсы исследования в комплексе должны представить хоровой концерт каждой эпохи в его живой связи с культурой и бытом. Выявляя наиболее яркие сочинения в жанре духовного концерта, композиторское творчество анализируется как с точки зрения индивидуальных особенностей и стилевой динамики, так и в сравнении с композициями предшественников и современников. Категория авторского стиля рассматривается в диссертации как многоуровневая система принципов художественного мышления композитора, порождённая задачей воплощения религиозной тематики в жанре духовного хорового концерта.

Обращение к рассмотрению стилевых параметров русского духовного концерта на разных этапах его эволюции привело к выбору единой системы изложения-материала, где в качестве параметров музыкально-поэтического ряда избираются такие компоненты жанра, как текстовая основа, фактура, музыкальный тематизм, формообразование. Единство метода позволяет более наглядно проследить эволюционные изменения, которые происходили в жанре духовного концерта на протяжении всего его развития, выявить стабильные и мобильные жанровые признаки. Именно такой подход своей конечной целью предполагает исчерпывающий и высокоинформативный взгляд на данную сферу музыкального творчества. Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется недостаточной степенью разработанности данной проблемы, а её изучение определяется следующими параметрами: Впервые предпринят опыт изучения духовного концерта как единого, жанрово очерченного пласта отечественной музыки ; Впервые русский духовный концерт исследуется комплексно с точки зрения его исторического, эволюционного развития; Важнейшим моментом работы является выяснение изменения «жанрового архетипа» духовного концерта на различных уровнях музыкально-поэтического ряда текст, фактура, музыкальный тематизм, форма ; В научный оборот вводится большое число малоизвестных, но от этого не менее художественно ценных сочинений композиторов прошлых эпох В. Титов, Н. Дилецкий, С. Дегтярёв, А. Гречанинов, А.

Никольский и др. Дмитриев, В. Довгань, Н. Сидельников, Д. Смирнов, С. Трубачёв, А. Шнитке и др. Положения, выносимые на защиту: Русский духовный хоровой концерт - явление глубоко почвенное, возникшее не спонтанно, а благодаря взаимодействию множества процессов религиозной- и светской жизни и поэтому во многом зависимое от конкретной историко-культурной обстановки той или иной эпохи; Духовный концерт развивался дискретно, то есть своеобразными яркими «вспышками», пройдя через несколько сменявших друг друга стилевых формаций - от барочного партесного вторая половина XVII - начало XVIII века , через классический концерт вторая половина XVIII - начало XIX века , позднеромантический конец XIX - начало XX и, наконец, к современному конец XX - начало XXI века.

На различных этапах развития русского духовного концерта происходили качественные метаморфозы, которые привели в итоге к трансформации жанра, выразившейся в серии жанровых модуляций и в изменении параметров жанра; Духовный текст, принципы концертирования и ярко выраженная национальная характерность остаются константными качествами, определяющими принадлежность различных музыкальных форм и моделей к жанру духовного хорового концерта. Практическая ценность исследования заключается в том, что оно имеет перспективу для дальнейшего более глубокого и всестороннего изучения данного вопроса, для использования в хормейстерской и педагогической практике. Диссертационное исследование привлечет внимание к этой проблеме профессиональных музыкантов, хормейстеров, регентов церковных хоров, преподавателей музыкальных учебных заведений. Настоящая работа может использоваться в лекционных курсах хоровой литературы, хороведе-ния, хоровой аранжировки, истории русской музыки и русской духовной музыки. Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. Многие аспекты, разработанные в диссертации, составили один из разделов авторской рабочей программы И. Свиридовой по курсу «Русская духовная музыка» для музыкальных училищ колледжей и училищ колледжей искусств, практически применяются автором в лекционном курсе «Русская духовная музыка» в Саратовском областном колледже искусств 2003-2009.

Основные выводы и положения диссертационного исследования были представлены автором на научных конференциях в виде статей, тезисов и докладов: II Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире : наука, педагогика, исполнительство» Тамбов, 2006 г. Асафьева Саратов, 2009 г. Структура работы. На протяжении всей истории своего существования, а это более трёх столетий, жанр русского духовного концерта прошёл определённые стадии своего развития и наиболее интенсивного расцвета. Первые два этапа изучаются в диссертации по отдельности, им соответственно посвящены I и II главы исследования. Два последних этапа III глава работы показалось плодотворным исследовать методом сопоставления ввиду следующих соображений: во-первых, эти периоды входят в состав единой эпохи, обозначив две рубежные фазы художественного развития , во-вторых, многие открытия в жанре духовной музыки, которые были сделаны на рубеже XIX-XX веков, нашли продолжение в конце XX столетия. Таким образом, представленное диссертационное исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии и двух приложений. Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.

Рассматривая эволюцию жанра в исторической перспективе, можно отметить, что духовный концерт был «открыт» для новых тенденций в искусстве особенно в переломные моменты истории России, поэтому он всегда современен и востребован в обществе. Активные творческие поиски композиторов и интенсивная эволюция духовного концерта в последние два десятилетия свидетельствуют о том, что художественный и богослужебный потенциал жанра ещё не исчерпан. Рассматривая особый путь развития духовного хорового концерта, в диссертации доказывается глубокая внутренняя обусловленность главенства художественной стороны в функционировании данного жанра, что привело, с одной стороны, к яркой самобытности его признаков, определяемых свойствами музыкального языка, с другой - к пульсирующему характеру эволюции, сочетающему как периоды расцвета, подъёма, так и длительного забвения. Партесный концерт предстаёт как начало эволюции жанра, классический - как сформировавшийся жанровый архетип, с чётко выработанными жанровыми признаками, позднеромантический - как начало трансформации жанра за счёт изменения его художественной стороны и постепенного разделения на два вида - храмовый и внехрамовый, современный - как полное изменение жанровой структуры, формирование новой стилевой и жанровой концепции. В эволюции жанра прослеживается своеобразная закономерность. Если обратить внимание на историческую периодизацию , то очень хорошо видно, что духовный концерт развивался дискретно, то есть своеобразными яркими «вспышками». Затем, примерно в середине каждого века духовный концерт попадал в полосу инертного состояния. В такие периоды, вероятнее всего, происходило осмысление накопленного опыта в данном жанре и через определённый промежуток времени он, как «феникс из пепла», возрождался с необычайной силой и в совершенно новом качестве.

Современные исследователи духовного концерта пытаются понять и объяснить истинные причины такой «нелинейности», прерывности развития жанра. Среди основных причин можно выделить следующие: партесный концерт не стал развиваться ввиду того, что церковные власти начали препятствовать нововведениям, то есть проникновению элементов светской культуры в духовную, и «интонационный строй концерта. Классический концерт не получил дальнейшего яркого развития в связи с жестокой правительственной реакцией и цензурой директоров Придворной певческой капеллы - период «мрачного безвременья» Е. И, наконец, советская эпоха - время существования атеистической культуры, отвергавшей любые попытки создания религиозной музыки. Совершенно определённо можно отметить, что эволюция жанра происходила в тесном взаимодействии- с исторической, политической, а также идеологической обстановкой в России. Импульсом4 для интенсивного развития всегда служили напряжённые периоды в истории нашей страны, отмеченные значительными сдвигами в общественной и культурной жизни и формированием новых критериев, новых тенденций в искусстве. Развиваясь дискретно, этот универсальный жанр хоровой музыки в каждую эпоху возрождается в совершенно новом качестве, но при этом сохраняет свои традиции и преемственность в развитии русского хорового искусства. Сходство всех периодов возвышения жанра духовного концерта заключается в повышении роли хоровой музыки в художественной жизни общества и в обращении к старинным пластам национальной культуры, к тем её сторонам, которые несут высокое этическое и нравственное начало.

Каждая «волна возрождения» несла на себе отпечаток своего времени, общего стилистического направления в искусстве своей эпохи. Особо следует отметить отличие последнего периода развития духовных жанров, связанного с насильственным ограничением воздействия культовой музыки. Если на предшествующих этапах развитие духовной музыки опиралось на непрерывную традицию её бытования отходящих на задний план, оттесняемых иными формами, но всё же продолжающих передаваться из поколения к поколению в живом звучании , то после революции 1917 года для значительной части общества произошёл частичный отрыв традиций, и вследствие этого потерялась непосредственная преемственность в передаче всего богатства духовных жанров, связанных с церковным ритуалом. Изначально духовный концерт сформировался как жанр, предназначенный для церковной службы, однако особенности его развития связаны с постепенным обмирщением жанра, с усилением светского начала. Пройдя длительный путь эволюции, духовный концерт на современном этапе представляет собой «сложное синтетическое образование». Духовные концерты в постсоветскую эпоху, сформировавшиеся в новых современных формах становятся своего рода «зоной свободного творчества», где светские приёмы развития совершенно правомерно укрепляют концертную ветвь некогда церковного жанра. Другой важный аспект в выявлении особенностей развития жанра - процесс усиления индивидуального, авторского начала. Вопрос о церковности и духовности какой бы то ни было формы искусства нельзя отделять от вопроса о религиозном опыте и жизнепонимании, ибо всякое искусство отражает в себе прежде всего внутренний мир человека, тонус его отношения к внешнему миру , к людям и самому себе.

Творец-художник появляется на фоне жизнепонимания и стремления его эпохи и его общества. Поэтому, говоря о духовных сочинениях композитора, необходимо рассматривать его творчество в связи с религиозным и церковным состоянием современного ему общества. Каждый духовный композитор, прочитывая духовный текст, передает не столько то, что дано в этом тексте, сколько то, как он воспринимает его, какие чувства возникают в нём при чтении или размышлении об этом тексте. Церковный же композитор субъективен в значительно меньшей степени, и в силу этого - он более созерцатель. Он претворяет не свои чувства, а чувства всей церкви. Начиная с хоровых концертов В. Титова, Д. Бортнянского, где характерность авторского стиля становится уже очевидной, но пока ещё связана с более унифицированными стилями барокко и классицизма в сравнении с XIX веком и до начала XX века можно наблюдать интереснейшие процессы развития индивидуального творческого начала в исследуемом жанре.

Эпоха Барокко была наследницей ещё доиндивидуалистических периодов в истории искусства. В партесном концерте музыкальный материал изобилует оборотами общего характера, своеобразными стилевыми «клише», которые могли переходить из сочинений одного композитора в сочинение другого. Классический концерт, сохраняя во многом типовые черты своего предшественника, значительно обогащается за счёт яркого музыкального те-матизма, приобретающего индивидуальный контекст. Музыкальный строй концертов Д. Бортнянского, сочетающего в себе черты инструментальности и народно-песенного характера, заметно- отличался от сочинений А-. Веделя, опиравшегося на украинскую песенность, или концертов С. Дегтярёва, развившего черты оперного мелодического стиля. Романтический XIX век стал культивировать уникальный, неповторимый стиль художника-гения, отмеченный искрой Божьей.

Хотя становление индивидуумов-гениев происходило и раньше, в XIX столетии требование для каждого художника непременной собственной стилевой индивидуальности стало довлеющим. Именно поэтому концерты А. Архангельского, А. Гречанинова, А. Никольского, П. Чеснокова и др. XX век выработал свои нормы в отношении стиля. Как наследник наиболее «индивидуалистического» XIX века, он также ревностно охраняет «суверенитет индивидуально-неповторимого композиторского стиля».

Но в силу осознанного плюрализма культуры XX век образовал «принципиальную стилевую множественность», поэтому главным, центральным стилевым понятием осталось понятие индивидуального, неповторимого, уникального композиторского стиля, который во многом определяется «объективными социально-культурными условиями и чертами личности автора». На современном этапе развития жанра духовного концерта Ю. Паисов отмечает индивидуальную-авторскую трактовку жанра, и, рассуждая на тему продолжения и развития традиции жанра, констатирует тот факт, что если «. Сохор , и по своему усмотрению без оглядки на историю жанра избирают и литературную основу, и музыкальный язык, и стиль произведения». Музыкальный язык в индивидуальном композиторском стиле включает многие параметры - характерную личную авторскую интонацию, своеобразный выбор жанровых средств, излюбленные драматургические концепции музыкальных произведений, индивидуальную интерпретацию элементов музыкальной композиции - гармонии, мелодики, ритмики, музыкальной формы, фактуры. Таким образом, в отличие от суммарного облика партесных концертов, индивидуализация жанра духовного концерта в конце XX века доведена до некоего абсолюта. Возвращение к жизни старинного концертного жанра происходит сегодня в особых исторических условиях. Поэтому в современном состоянии в отличие от прежнего, дореволюционного облика этого жанра отечественный хоровой концерт представляет собой совершенно иное качество - хотя и весьма актуальное, перспективное как и всё, что относится ныне к сфере духовного песнетворчества , но стилистически довольно пёстрое и жанрово неустоявшееся явление.

На современном этапе ещё яснее становится двойственная природа современного концерта: как жанр он коренится в далёком прошлом и вырастает из него, продолжая жизнь многовековой традиции в музыке этой связью обусловлены реальные исторические предпосылки нынешнего возрождения концерта , а как своеобразный художественный пласт - всецело принадлежит современной эпохе, является совершенно новым историко-стилевым образованием. Для того чтобы разобраться в том, что представляет собой духовный концерт сегодня, необходимо проакцентировать две неотъемлемые стороны исследуемого жанра - его традиционность и новизну, исторически стабильное, постоянное и противостоящее ему - динамичное, изменчивое.

Что такое полифония? Это не простое многоголосие. Вернемся к духовному концерту.

Что значит «не отвержи»? Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?

Глинки и в пьесе с таким же названием из "Де.. Marinavirt23 23 июн.

А то я же не знаю эту мелодию... Помогите пожалуйста? Sheptucolov 23 июн. Пригожий и др.

Фомина, слова К. Подревского Бубенцы— музыка А. Бакалейникова, слова А. А напоследок я скажу… А.

Петров— Б. Ахмадулина Вы просите песен, их н..

Как развивалась эмоционально-образное состояние человека, молящего о сострадании? Почему композитор поручает исполнение вступительного раздела солистам? Слайд 15 Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей?

Духовный концерт. Роль духовного концерта в церковной практике

Жанр духовного хорового концерта прошёл именно такой путь. Родившись в эпоху Возрождения под гулкими сводами венецианского собора св. Марка, он в короткое – по меркам истории – время завоевал симпатии европейских композиторов. Тема статьи раскрывается на примере трех циклических сочинений: «Духовного кон-церта» Н. Сидельникова, Концерта для женского или детского хора «Тебе поем» Д. Смирнова, Духовного концерта «Богородичные песнопения» А. Микиты. Духовный концерт – это особый вид музыкального события, целью которого является передача зрителям и слушателям глубоких духовных переживаний и эмоций. Духовный концерт, слайд 6. Появление трёхголосия К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия.

Духовный хоровой концерт

Однако вскоре концерты приобрели совершенно светский характер и заняли важное место в культурной жизни Парижа [10]. Местом их проведения был так называемый Швейцарский зал Salle des Cent Suisses, «зал ста швейцарских гвардейцев» во дворце Тюильри [2] [11] ; место стоило от 2 до 4 ливров [3]. Первый из серии духовных концертов состоялся 18 марта 1725 года [6] всего в том году прошло 13 концертов [3]. На нём были исполнены два мотета Делаланда и другие произведения этого композитора, а также «Рождественский концерт» Корелли [12] [9]. Вплоть до 1784 года концерты проходили в Швейцарском зале.

На последнем состоявшемся там концерте, 13 апреля 1784 года, была исполнена « Прощальная симфония » Гайдна , после чего духовные концерты переместились в другой зал дворца Тюильри — Зал машин salle des Machines. Наконец, в декабре 1789 года королевская семья вселилась в дворец, и с тех пор концерты проводились в разных других местах [13]. Их количество обычно не превышало 24 в год [15] [16].

Симфонический, вокальный, эстрадный к. Праздничный к. Сольный к. Дать к. Выступать с концертами. Церковная музыка вокальная и инструментальная музыка христианской церкви католической, протестанской и православной , сопровождающая церковное богослужение. Петербург , рус.

Дмитрий Бортнянский стал продолжателем идей М. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые произведения звучат празднично и торжественно, а другие, наоборот, проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д. Бортнянского и М. Березовского можно услышать в исполнении лучших хоровых коллективов России.

Композиторы, такие как Дмитрий Бортнянский, Александр Гречанинов, Пётр Чайковский и Сергей Рахманинов, придавали значительное значение хоровому пению и создавали величественные произведения. В разных эпохах и культурах восприятие духовной музыки имеет свои особенности, но ее значение в религиозной и духовной жизни остается неизменным. Она вдохновляет, приносит утешение и величие, и является важной частью нашей культурной и исторической наследия. Современное состояние русского духовного концерта Современное состояние русского духовного концерта отражает его разнообразие и актуальность в современном обществе. В настоящее время, русский духовный концерт продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и публики. Основным событием в мире русского духовного концерта является проведение фестивалей и конкурсов, на которых выступают лучшие исполнители и коллективы. Такие мероприятия позволяют продвигать русскую духовную музыку, а также предоставляют возможность новым талантам проявить себя. Современные исполнители русского духовного концерта акцентируют внимание на интерпретации произведений и передаче их глубинного смысла. Во многих случаях, исполнение духовной музыки значительно отличается от исполнения других жанров. Музыканты стремятся передать свое восприятие духовного произведения и вызвать у слушателя эмоциональное отклик. Создание современных произведений русского духовного концерта также активно развивается. Современные композиторы используют традиционные мелодические и гармонические элементы, но в то же время вносят новые идеи и звуковые решения. Важным аспектом современного состояния русского духовного концерта является его признание за рубежом. Исполнители и композиторы русской духовной музыки регулярно выступают на международных фестивалях и концертах, привлекая внимание зарубежной аудитории. Современное состояние русского духовного концерта продолжает положительно развиваться и привлекать внимание как музыкантов, так и слушателей. Он остается важной и ценной частью русской музыкальной культуры и сохраняет свое место в современном мире. Вопрос-ответ Какова история русского духовного концерта? Русский духовный концерт имеет богатую историю, начиная с конца XIX века.

Духовный хоровой концерт

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. Русский духовный концерт – это особый жанр музыкального искусства, который имеет древние истоки. Он объединяет элементы русской православной церковной музыки с элементами классической и народной музыки. роцесс исторической эволюции русского духовного концерта, как и других музыкальных жанров-«долгожителей», соотносится с рядом стиле-вых формаций. Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан ; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. это особая музыкальная форма, в которой сочетаются христианские ценности, традиционные русские мелодии и великое мастерство исполнителей.

Духовная музыка

роцесс исторической эволюции русского духовного концерта, как и других музыкальных жанров-«долгожителей», соотносится с рядом стиле-вых формаций. Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохранил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. В его истории были периоды блистательного взлета и относительного затишья. 9. Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем. 10. Свой самый лучший, самый знаменитый хоровой концерт. 11. Концерт «Не отвержи мене во время старости». Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую написал Беверини. В этой комедии музыка звучит с самого начала и до конца, но все еще исполняет роль аккомпанемента. Духовный концерт – публичное исполнение светской или религиозной музыки в парижском дворце Тюильри в период с 1725 по 1790 годы. Также духовным концертом называется многоголосое произведение для солистов и хора, написанное на тексты религиозного характера. Духовные концерты[1][2] (фр. concerts spirituels) — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год.

определение духовный концерт

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение). Классический тип духовного концерта. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ найдено 1 значение слова, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение). Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям духовного концерта как хорового цикла внебогослужебного предназначения в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI вв., в отличие от духовного концерта. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви. Несмотря на то, что «в богослужебном уставе нет названия концерт, он прочно вошёл в чин литургии. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Духовный хоровой концерт — это музыкальное выступление, в котором основной упор делается на исполнение духовной музыки хором. Эти концерты восхищают своей красотой, гармонией и глубиной, они позволяют людям насладиться исключительной силой и.

Русский духовный концерт

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини.

Концерт «Не отвержи мене во время старости» написан М. Березовским на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета.

На этих концертах можно услышать классическую музыку, исполненную лучшими музыкантами, которые передают всю глубину и красоту русской духовной музыки. Основные черты русского духовного концерта Одной из основных черт русского духовного концерта является его душевность. Музыка и тексты песен в этом жанре пронизаны тонкими нюансами и глубокими эмоциями.

Она вызывает у слушателей самые разные чувства, от трепета и блаженства до грусти и тоски. Также русский духовный концерт отличается своей музыкальной разнообразностью. В нем можно услышать различные жанры и стили, такие как хоровая музыка, симфонические произведения, романсы и песни. Все эти элементы объединяются в единую гармоничную композицию, которая окутывает слушателя особой атмосферой. Еще одной важной чертой русского духовного концерта является его связь с религиозными традициями.

Многие произведения в этом жанре посвящены духовной тематике, воспевают веру, любовь и надежду. Они помогают слушателям находить внутреннюю гармонию и покой.

Слайд 10 Духовная музыка — одна из важнейших частей церковной службы.

Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности. В музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский 1745 — 1777 — с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов.

Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей. Слайд 12 Портретных изображений М. Березовского не сохранилось.

Слайд 13 «Не отвержи мене во время старости» Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре. Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет!

Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П. Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора об рядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания. Не случайно А.

Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Новые черты приобрёл в наши дни и жанр духовного хорового концерта. Изменения коснулись буквально всех его особенностей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий